Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.04.01. Педагогическое образование |
Профиль | Педагогика современной школы |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 44_04_01_Педобразование_ПСШ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 8 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 84 | 80 | 84 | 80 |
Итого | 108 | 104 | 108 | 104 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна, д.п.н., проф.
1.1. | формирование у обучающихся системы научных знаний в области педагогического проектирования; формирование опыта проектной деятельности; формирование проектной культуры будущего педагога. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ПК-3 | Способен проектировать и осуществлять учебный процесс с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания |
ПК-3.1 | Знает инновационные образовательные технологии и методики обучения и воспитания как объект проектирования |
ПК-3.2 | Знает особенности проектирования и осуществления учебного процесса с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания |
ПК-3.3 | Умеет проектировать содержание учебного процесса и осуществлять его реализацию с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания |
ПК-3.4 | Владеет навыками про ектирования и осуществления учебного процесса с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания |
УК-2 | Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла |
УК-2.1 | Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта |
УК-2.2 | Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах |
УК-2.3 | Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла |
УК-3 | Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели |
УК-3.1 | Знает правила командной работы; необходимые условия для эффективной командной работы |
УК-3.2 | Планирует командную работу, распределяет поручения и делегирует полномочия членам команды; организует обсуждение разных идей и мнений; прогнозирует результаты действий; вырабатывает командную стратегию для достижения поставленной цели |
УК-3.3 | Осуществляет деятельность по организации и руководству работой команды для достижения поставленной цели |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | УК-2.1: Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта. ПК-3.1: Знает инновационные образовательные технологии и методики обучения и воспитания как объект проектирования. ПК-3.2: Знает особенности проектирования и осуществления учебного процесса с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | УК-2.2: Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах. УК-3: Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели. ПК-3.3: Умеет проектировать содержание учебного процесса и осуществлять его реализацию с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | УК-2.3: Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла. ПК-3.4: Владеет навыками про ектирования и осуществления учебного процесса с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические основы проектирования в образовании | ||||||
1.1. | Историко-культурные источники развития педагогического проектирования | Лекции | 3 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Историко-культурные источники развития педагогического проектирования | Практические | 3 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Историко-культурные источники развития педагогического проектирования | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Педагогическое проектирование как механизм реализации инноваций в школьном образовании | Практические | 3 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Педагогическое проектирование как механизм реализации инноваций в школьном образовании | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Основные понятия педагогического проектирования | Практические | 3 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Основные понятия педагогического проектирования | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Функции проектной деятельности | Практические | 3 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Принципы проектной деятельности | Практические | 3 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
1.10. | Субъекты проектной деятельности | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
1.11. | Объекты проектной деятельности | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
1.12. | Логика организации проектной деятельности | Практические | 3 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Педагогическое проектирование в системе школьного и дополнительного эколого-биологического образования | ||||||
2.1. | Учебные проекты | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Разработка учебных проектов по биологии и экологии | Лекции | 3 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Досуговые проекты | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Подготовка досуговых проектов | Практические | 3 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Социально-педагогические проекты | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Проекты личностного становления | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Сетевые проекты в области биологии и экологии | Лекции | 3 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
2.8. | Проектирование содержания школьного и дополнительного образования | Практические | 3 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
2.9. | Логика проектирования образовательных систем | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
2.10. | Проектирование педагогических технологий для школьного и дополнительного эколого-биологического образования | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
2.11. | Результаты и оценка проектной деятельности в сфере школьного и дополнительного эколого-биологического образования | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
2.12. | Требования к участникам педагогического проектирования | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Педагогическое прогнозирование | ||||||
3.1. | Прогнозирование – необходимый элемент деятельности педагога | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Основные направления педагогического прогнозирования | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Прогнозирование, планирование и проектирование в сфере школьного и дополнительного образования: проблемы взаимоотношений | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Разработка прогностической модели одной из образовательных систем | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
3.5. | Эссе "Прогнозирование в образовании – реальность или утопия?" | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11294. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-2 Способность управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла. Вопрос 1.Дайте определение понятию "проектирование": 1. один из механизмов культуры, способствующий превращению человека в свободно творящее существо. 2. разработка комплексной технической документации (проекта), содержащей технико-экономическое обоснование, расчеты, чертежи, макеты, сметы, пояснительную записку и другие материалы, необходимые для строительства (реконструкции) населенных пунктов, предприятий, зданий, сооружений, производственных объектов. 3. стремление активно вмешаться в несовершенство окружающего мира (а также в свое несовершенство) на основании исследовательских знаний о нем. 4. метод комплексного изучения той или иной темы, вокруг которой мобилизуется и концентрируется внимание учащихся. Ответ: 1-4. Вопрос 2.Назовите характерные черты эвристического метода Дистервега: 1. возбуждение самодеятельности ученика; 2. стремление со стороны ученика получить ответ на самостоятельно возникающие у него вопросы; 3. исследование явления; 4. отыскание истины путем собственного размышления, расследования и рассмотрения; 5. предложение учителем предмета преподавания для разработки, для исследования; 6. индуктивный путь разработки вопроса. Ответ: 1-6. Вопрос 3. Назовите представителей различных областей знания, которые внесли вклад в развитие научно-методического обеспечения проектной деятельности применительно к социально-образовательной сфере: 1. Дж. Дьюи; 2. К. Поппер; 3. Г. Саймон; 4. В. Х. Килпатрик; 5. А. Маслоу. Ответ: 1-4. Вопрос 4. Назовите, когда метод проектов получил распространение? 1. в первой трети XX в.; 2. в ХI в.; 3. в ХVIII в. Ответ: 1. Вопрос 5. Чьи взгляды положены в основу метода проектов? 1. Дж. Дьюи; 2. К. Поппер; 3. Г. Саймон; 4. В. Х. Килпатрик; 5. А. Маслоу. Ответ: 1. Вопрос 6. Кто миссию образования видел в том, что оно должно не столько давать знания, которые понадобятся в будущем, сколько развивать способность ребенка решать «здесь и сейчас» свои насущные жизненные проблемы. 1. Дж. Дьюи; 2. К. Поппер; 3. Г. Саймон; 4. В. Х. Килпатрик; 5. А. Маслоу. Ответ: 1. Вопрос 7. Непосредственным предшественником метода проектов был: 1. Дальтон-план; 2. система индивидуального обучения. Ответ: 1-2. Вопрос 8. В широкий педагогический контекст проектная деятельность была введена: 1. Дж. Дьюи; 2. В. Х. Килпатриком; 3. К. Поппер; 4. Г. Саймон; 5. А. Маслоу. Ответ: 2. Вопрос 9. В. X. Килпатрик выделял три основных компонента новой педагогической системы: 1. учебный материал, вытекающий из природы и интересов учащихся; 2. целесообразная деятельность; 3. обучение как непрерывная перестройка жизни и подъем ее на высшие ступени. Ответ: 1-3. Вопрос 10. В работах Килпатрика 1920-х гг. выделяются четыре вида проектов: 1. созидательные; 2. потребительские, в том числе связанные с развлечениями; 3. проекты решения проблем или интеллектуальных затруднений; 4. проекты-упражнения; 5. производственные. Ответ: 1-5. Вопрос 11. Кто в России в 1905 г. организовал группу сотрудников, пытавшихся активно использовать различные виды проектирования в практике работы с детьми. 1. С.Т. Шацкий; 2. А.П. Пинкевич; 3. Б.Е. Райков; 4. К.П. Ягодовский. Ответ: 1. Вопрос 12. В каком году в России появился перевод книги В. Х. Килпатрика? 1. 1905 г.; 2. 1925 г.; 3. 1931 г. Ответ: 2. Вопрос 13. В каком году метод проектов был осужден? 1. 1905 г.; 2. 1925 г.; 3. 1931 г. Ответ: 3. Вопрос 14. Кто разработал основы логики педагогического мышления? 1. С.Т. Шацкий; 2. А.П. Пинкевич; 3. Б.Е. Райков; 4. А.С. Макаренко. Ответ: 4. Вопрос 15. Кто использовал понятие «проект» применительно к методологии педагогической деятельности? 1. Г. П. Щедровицкий; 2. С.Т. Шацкий; 3. А.П. Пинкевич; 4. Б.Е. Райков; 5. А.С. Макаренко. Ответ: 1. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом: - "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий; - "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более; - "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий; - "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий; - "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий; - "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий. Вопрос 1. Кто выделил в 70-е гг. XX в. проектировочный компонент в структуре деятельности педагога? Ответ: Н.В. Кузьмина. Вопрос 2. Кем была разработана реализация проектирования как управленческой процедуры: Ответ: И.В. Бестужев-Лада, Н.И. Лапин, И.И. Ляхов, Б.В. Сазонов, Ж.Т. Тощенко, С.Ф. Фролов. Вопрос 3. Кто разрабатывал проектирование как культурная форма образовательных инноваций? Ответ: Н.Г. Алексеев, Ю.В. Громыко, В.А. Никитин, В.В. Рубцов. Вопрос 4. Увеличение образовательных возможностей проектирования происходит по мере формирования новой культуры, получившей название ... Ответ:экранной. Вопрос 5. Дайте определение понятию "педагогический проект". Ответ: «комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени, при установленном бюджете с ориентацией на четкие требования к качеству результатов и специфической организации; разработанные система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий». Вопрос 6. Что понимается под проектным обучением? Ответ: обучение, приоритетно построенное на основе метода проектов. Вопрос 7. Проектное воспитание по О. С. Газман на что ориентировано? Ответ: ориентировано не на социальный заказ в виде нормативной модели личности, но на своеобразный педагогический «самозаказ», на основе которого с учетом государственных и общественных потребностей проектируется вероятностная модель социального и индивидуального поведения человека в ситуации неопределенности. Вопрос 8. назовите цель продуктивного проектного образования. Ответ: предоставить ученикам возможность самим творить знания, создавать образовательную продукцию по всем предметам, научить их самостоятельно решать возникающие проблемы. Вопрос 9.Чем отличается продуктивное обучение от развивающего? Ответ: качественно новой задачей - развитие не только ученика, но и содержания его образования, которое формируется по мере активной деятельности самого ученика. Вопрос 10. Дайте определение понятию "Продуктивное обучение". Ответ: попытка преодолеть отчуждение человека от содержания образования, составляющего одну из главных проблем современной школы. Вопрос 11. Дайте определение понятию "Прогнозирование". Ответ: разновидность научного предвидения, специальное исследование перспектив какого-либо явления, вероятностное научное суждение о возможных состояниях явления в будущем. Вопрос 12. Дайте определение понятию "Модель". Ответ: (от лат. modulus — мера, образец, норма) — это искусственно созданный образец в виде схемы, описания, физических конструкций или формул, подобный исследуемому объекту (явлению) и отражающий или воспроизводящий в более простом виде структуру, свойства и отношения между элементами объекта (явления). Вопрос 13. Что позволяет модель в рамках проектирования: Ответ: создавать образы объектов или явлений; имитировать реальные процессы будущей деятельности; проигрывать, сравнивать и оценивать возможные результаты проектирования; делать обоснованный выбор одного из альтернативных вариантов решения проблем. Вопрос 14. Какие содержательно-смысловые единицы включает «проектная культура»? Ответ: Ценностно-значимые образы проектируемой предметной среды, уже находящиеся в ее пределах или появившиеся согласно воле проектировщиков. Творческие и научные концепции, являющиеся содержанием творческого и теоретического сознания, а также программы деятельности, выражающие творческую волю проектировщиков. Ценности, необходимые для того, чтобы сложилось личностное отношение к реализации проектного процесса.Средовая отнесенность, знаково-образная принадлежность определенной среде формируют экологическую составляющую проектной культуры. Вопрос 15. Назовите какие сформировались подходы в рамках проектной культуры широко применяемые в педагогической сфере. Ответ: Проектно-целевой подход. Проектно-модульный подход. Проектно-программный подход. Вопрос 16. Назовите центральные идеи проектирования. Ответ: идея опережения, перспективы, заложенная в самом слове «проект» (бросок в будущее); идея «разности потенциалов» между актуальным состоянием предмета проектирования (каково оно есть) и желаемым (каким оно должно быть); идея пошаговости (постепенного, поэтапного приближения «потребного будущего»; идея совместности, кооперации, объединения ресурсов и усилий в ходе проектирования; идея «разветвляющейся активности» участников по мере следования намеченному плану выполнения совместных действий. Вопрос 17. Назовите основные функции проектной деятельности. Ответ: исследовательскую, аналитическую, прогностическую, преобразующую, нормирующую. Вопрос 18. Как может быть использована проектная деятельность? Ответ: В качестве педагогического средства внутри более широкого социально-образовательного контекста, например формирования корпоративной культуры в рамках обучающейся организации; средства обучения (воспитания), играя вспомогательную роль по отношению к другим видам педагогической деятельности, например выполнение учебных (дипломных, курсовых) проектов; процедуры в контексте другой деятельности, например управления образованием; формы (инновационного) развития того или иного педагогического объекта (системы, процесса, явления). Вопрос 19. Назовите виды педагогического проектирования по Г. П. Щедровицкому. Ответ: адаптация к социальной среде и ее условиям (своеобразный способ ответа педагогов на социальные вызовы образованию) и усовершенствование или преобразование среды в соответствии со своими ценностями, целями, убеждениями. Вопрос 20. назовите типы проектирования по В. И. Слободчикову. Ответ: психолого-педагогическое проектирование образовательных процессов, имея в виду обучение как освоение способов деятельности; формирование как освоение совершенной формы действия; воспитание как взросление и социализацию; социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и образовательной среды, в которых реализуются соответствующие процессы. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: "Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. "Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны. "Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. УК-3: Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели. Вопрос 1. Кто в России в 1905 г. организовал группу сотрудников, пытавшихся активно использовать различные виды проектирования в практике работы с детьми. 1. С.Т. Шацкий; 2. А.П. Пинкевич; 3. Б.Е. Райков; 4. К.П. Ягодовский. Ответ: 1. Вопрос 2. Кто разработал основы логики педагогического мышления? 1. С.Т. Шацкий; 2. А.П. Пинкевич; 3. Б.Е. Райков; 4. А.С. Макаренко. Ответ: 4. Вопрос 3. Кто использовал понятие «проект» применительно к методологии педагогической деятельности? 1. Г. П. Щедровицкий; 2. С.Т. Шацкий; 3. А.П. Пинкевич; 4. Б.Е. Райков; 5. А.С. Макаренко. Ответ: 1. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом: - "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий; - "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более; - "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий; - "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий; - "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий; - "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий. Вопрос 1. Кто выделил в 70-е гг. XX в. проектировочный компонент в структуре деятельности педагога? Ответ: Н.В. Кузьмина. Вопрос 2. Кем была разработана реализация проектирования как управленческой процедуры: Ответ: И.В. Бестужев-Лада, Н.И. Лапин, И.И. Ляхов, Б.В. Сазонов, Ж.Т. Тощенко, С.Ф. Фролов. Вопрос 3. Кто разрабатывал проектирование как культурная форма образовательных инноваций? Ответ: Н.Г. Алексеев, Ю.В. Громыко, В.А. Никитин, В.В. Рубцов. Вопрос 4. Увеличение образовательных возможностей проектирования происходит по мере формирования новой культуры, получившей название ... Ответ:экранной. Вопрос 5. назовите цель продуктивного проектного образования. Ответ: предоставить ученикам возможность самим творить знания, создавать образовательную продукцию по всем предметам, научить их самостоятельно решать возникающие проблемы. Вопрос 6.Чем отличается продуктивное обучение от развивающего? Ответ: качественно новой задачей - развитие не только ученика, но и содержания его образования, которое формируется по мере активной деятельности самого ученика. Вопрос 7. Дайте определение понятию "Продуктивное обучение". Ответ: попытка преодолеть отчуждение человека от содержания образования, составляющего одну из главных проблем современной школы. Вопрос 8. Дайте определение понятию "Прогнозирование". Ответ: разновидность научного предвидения, специальное исследование перспектив какого-либо явления, вероятностное научное суждение о возможных состояниях явления в будущем. Вопрос 9. Назовите какие сформировались подходы в рамках проектной культуры широко применяемые в педагогической сфере. Ответ: Проектно-целевой подход. Проектно-модульный подход. Проектно-программный подход. Вопрос 10. Назовите основные функции проектной деятельности. Ответ: исследовательскую, аналитическую, прогностическую, преобразующую, нормирующую. Вопрос 11. Как может быть использована проектная деятельность? Ответ: В качестве педагогического средства внутри более широкого социально-образовательного контекста, например формирования корпоративной культуры в рамках обучающейся организации; средства обучения (воспитания), играя вспомогательную роль по отношению к другим видам педагогической деятельности, например выполнение учебных (дипломных, курсовых) проектов; процедуры в контексте другой деятельности, например управления образованием; формы (инновационного) развития того или иного педагогического объекта (системы, процесса, явления). Вопрос 12. Назовите виды педагогического проектирования по Г. П. Щедровицкому. Ответ: адаптация к социальной среде и ее условиям (своеобразный способ ответа педагогов на социальные вызовы образованию) и усовершенствование или преобразование среды в соответствии со своими ценностями, целями, убеждениями. Вопрос 13. назовите типы проектирования по В. И. Слободчикову. Ответ: психолого-педагогическое проектирование образовательных процессов, имея в виду обучение как освоение способов деятельности; формирование как освоение совершенной формы действия; воспитание как взросление и социализацию; социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и образовательной среды, в которых реализуются соответствующие процессы. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: "Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. "Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны. "Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ПК-3: способен проектировать и осуществлять учебный процесс с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания. Вопрос 1. Кто в России в 1905 г. организовал группу сотрудников, пытавшихся активно использовать различные виды проектирования в практике работы с детьми. 1. С.Т. Шацкий; 2. А.П. Пинкевич; 3. Б.Е. Райков; 4. К.П. Ягодовский. Ответ: 1. Вопрос 2. Кто разработал основы логики педагогического мышления? 1. С.Т. Шацкий; 2. А.П. Пинкевич; 3. Б.Е. Райков; 4. А.С. Макаренко. Ответ: 4. Вопрос 3. Кто использовал понятие «проект» применительно к методологии педагогической деятельности? 1. Г. П. Щедровицкий; 2. С.Т. Шацкий; 3. А.П. Пинкевич; 4. Б.Е. Райков; 5. А.С. Макаренко. Ответ: 1. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом: - "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий; - "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более; - "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий; - "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий; - "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий; - "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий. Вопрос 1. Кто выделил в 70-е гг. XX в. проектировочный компонент в структуре деятельности педагога? Ответ: Н.В. Кузьмина. Вопрос 2. Кем была разработана реализация проектирования как управленческой процедуры: Ответ: И.В. Бестужев-Лада, Н.И. Лапин, И.И. Ляхов, Б.В. Сазонов, Ж.Т. Тощенко, С.Ф. Фролов. Вопрос 3. Кто разрабатывал проектирование как культурная форма образовательных инноваций? Ответ: Н.Г. Алексеев, Ю.В. Громыко, В.А. Никитин, В.В. Рубцов. Вопрос 4. Увеличение образовательных возможностей проектирования происходит по мере формирования новой культуры, получившей название ... Ответ:экранной. Вопрос 5. назовите цель продуктивного проектного образования. Ответ: предоставить ученикам возможность самим творить знания, создавать образовательную продукцию по всем предметам, научить их самостоятельно решать возникающие проблемы. Вопрос 6.Чем отличается продуктивное обучение от развивающего? Ответ: качественно новой задачей - развитие не только ученика, но и содержания его образования, которое формируется по мере активной деятельности самого ученика. Вопрос 7. Дайте определение понятию "Продуктивное обучение". Ответ: попытка преодолеть отчуждение человека от содержания образования, составляющего одну из главных проблем современной школы. Вопрос 8. Дайте определение понятию "Прогнозирование". Ответ: разновидность научного предвидения, специальное исследование перспектив какого-либо явления, вероятностное научное суждение о возможных состояниях явления в будущем. Вопрос 9. Назовите какие сформировались подходы в рамках проектной культуры широко применяемые в педагогической сфере. Ответ: Проектно-целевой подход. Проектно-модульный подход. Проектно-программный подход. Вопрос 10. Назовите основные функции проектной деятельности. Ответ: исследовательскую, аналитическую, прогностическую, преобразующую, нормирующую. Вопрос 11. Как может быть использована проектная деятельность? Ответ: В качестве педагогического средства внутри более широкого социально-образовательного контекста, например формирования корпоративной культуры в рамках обучающейся организации; средства обучения (воспитания), играя вспомогательную роль по отношению к другим видам педагогической деятельности, например выполнение учебных (дипломных, курсовых) проектов; процедуры в контексте другой деятельности, например управления образованием; формы (инновационного) развития того или иного педагогического объекта (системы, процесса, явления). Вопрос 12. Назовите виды педагогического проектирования по Г. П. Щедровицкому. Ответ: адаптация к социальной среде и ее условиям (своеобразный способ ответа педагогов на социальные вызовы образованию) и усовершенствование или преобразование среды в соответствии со своими ценностями, целями, убеждениями. Вопрос 13. назовите типы проектирования по В. И. Слободчикову. Ответ: психолого-педагогическое проектирование образовательных процессов, имея в виду обучение как освоение способов деятельности; формирование как освоение совершенной формы действия; воспитание как взросление и социализацию; социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и образовательной среды, в которых реализуются соответствующие процессы. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: "Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. "Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны. "Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Обучение учащихся технологии проектной деятельности. 2. Метод проектов как средство активизации мыслительной деятельности школьников. 3. Педагогическое проектирование в обучении школьников биологии и экологии. 4. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности учителя биологии и экологии. 5. Педагогическое проектирование как способ повышения качества школьного эколого-биологическом образовании. 6. Система форм педагогического проектирования в школьном и дополнительном эколого-биологического образования. 7. Совместная проектировочная деятельность по биологии (экологии) в организациях допол-нительного образования детей. 8. Правила и техники, обеспечивающие процесс педагогического проектированияшкольном и дополнительном эколого-биологического образования. 9. Основные методы педагогического проектирования. 10. Психолого-педагогические разработки учебного проекта в области биологии. 11. Психолого-педагогические разработки учебного проекта в области экологии. 12. Психолого-педагогические разработки социально-педагогического проекта в области био-логии. 13. Психолого-педагогические разработки социально-педагогического проекта в области эко-логии. 14. Профессионально-личностное развитие педагога школьном и дополнительном эколого-биологического образования в области педагогического проектирования. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически. Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 3. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | И.А. Колесникова; М. П. Горчакова-Сибирская | Педагогическое проектирование : учеб. пособие для вузов | М. : Академия, 2007 | |
Л1.2 | Бермус, А.Г. | Введение в педагогическую деятельность: учебник | Директ-Медиа, 2013 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209242 |
Л1.3 | Ю.Г. Татур. | Высшее образование: методология и опыт проектирования : учебно-методическое пособие : учебно-методическое пособие | Москва : Логос, 2006. | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | К.Р. Овчинникова | Дидактическое проектирование электронного учебника в высшей школе: теория и практика : Учебное пособие | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/D00B3285-B780-435A-9CCF-2B4B24AFB9F4. |
Л2.2 | Л. В. Байбородова, И. Г. Харисова, М. И. Рожков, А. П. Чернявская ; отв. ред. Л. В. Байбородова. | Теория обучения и воспитания, педагогические технологии : учебник и практикум для академического бакалавриата : учебник и практикум для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/C77D12F3-14D7-483E-8C87-886ECDB61980 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронно-библиотечная система издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | Электронно-библиотечная система "Юрайт" | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | Курс в MOODLE | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная); Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная); Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная); Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная); SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная); FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru XnView, http://xnviewload.ru/ 7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf DjVu reader, http://djvureader.org/ Putty, https://putty.org.ru/licence.html VLC, http://www.videolan.org/legal.html QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/ Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru); Поисковая система «Google». Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Освоение дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций; - работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; - выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки. При подготовке к лекции рекомендуется: 1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал; 2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции; 3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая; 4) психологически настроиться на лекцию. Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине. Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов. При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы. Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю. Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию. При подготовке к промежуточной аттестации и выполнении письменных работ следует придерживаться методических указаний, представленных в УМК по дисциплине. В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала. Для получения итоговой аттестации (зачета) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается. |