МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проектная культура учителя современной школы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПедагогика современной школы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_04_01_Педобразование_ПСШ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 84
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 8
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 84 80 84 80
Итого 108 104 108 104

Программу составил(и):
к.пс.н., доцент, Тихонова О.Н.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Проектная культура учителя современной школы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова Ольга Петровна, д.п.н., проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна, д.п.н., проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у обучающихся системы научных знаний в области педагогического проектирования;

формирование опыта проектной деятельности;
формирование проектной культуры будущего педагога.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен проектировать и осуществлять учебный процесс с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания
ПК-3.1 Знает инновационные образовательные технологии и методики обучения и воспитания как объект проектирования
ПК-3.2 Знает особенности проектирования и осуществления учебного процесса с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания
ПК-3.3 Умеет проектировать содержание учебного процесса и осуществлять его реализацию с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания
ПК-3.4 Владеет навыками про ектирования и осуществления учебного процесса с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания
УК-2Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.1 Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта
УК-2.2 Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах
УК-2.3 Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-3Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-3.1 Знает правила командной работы; необходимые условия для эффективной командной работы
УК-3.2 Планирует командную работу, распределяет поручения и делегирует полномочия членам команды; организует обсуждение разных идей и мнений; прогнозирует результаты действий; вырабатывает командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-3.3 Осуществляет деятельность по организации и руководству работой команды для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-2.1: Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта.
ПК-3.1: Знает инновационные образовательные технологии и методики обучения и воспитания как объект проектирования.
ПК-3.2: Знает особенности проектирования и осуществления учебного процесса с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-2.2: Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах.
УК-3: Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели.
ПК-3.3: Умеет проектировать содержание учебного процесса и осуществлять его реализацию с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-2.3: Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла.
ПК-3.4: Владеет навыками про ектирования и осуществления учебного процесса с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы проектирования в образовании
1.1. Историко-культурные источники развития педагогического проектирования Лекции 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.2. Историко-культурные источники развития педагогического проектирования Практические 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.3. Историко-культурные источники развития педагогического проектирования Сам. работа 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.4. Педагогическое проектирование как механизм реализации инноваций в школьном образовании Практические 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.5. Педагогическое проектирование как механизм реализации инноваций в школьном образовании Сам. работа 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.6. Основные понятия педагогического проектирования Практические 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.7. Основные понятия педагогического проектирования Сам. работа 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.8. Функции проектной деятельности Практические 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.9. Принципы проектной деятельности Практические 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.10. Субъекты проектной деятельности Сам. работа 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.11. Объекты проектной деятельности Сам. работа 3 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.12. Логика организации проектной деятельности Практические 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Педагогическое проектирование в системе школьного и дополнительного эколого-биологического образования
2.1. Учебные проекты Сам. работа 3 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.2. Разработка учебных проектов по биологии и экологии Лекции 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.3. Досуговые проекты Сам. работа 3 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.4. Подготовка досуговых проектов Практические 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.5. Социально-педагогические проекты Сам. работа 3 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.6. Проекты личностного становления Сам. работа 3 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.7. Сетевые проекты в области биологии и экологии Лекции 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.8. Проектирование содержания школьного и дополнительного образования Практические 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.9. Логика проектирования образовательных систем Сам. работа 3 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.10. Проектирование педагогических технологий для школьного и дополнительного эколого-биологического образования Сам. работа 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.11. Результаты и оценка проектной деятельности в сфере школьного и дополнительного эколого-биологического образования Сам. работа 3 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.12. Требования к участникам педагогического проектирования Сам. работа 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Педагогическое прогнозирование
3.1. Прогнозирование – необходимый элемент деятельности педагога Сам. работа 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.2. Основные направления педагогического прогнозирования Сам. работа 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.3. Прогнозирование, планирование и проектирование в сфере школьного и дополнительного образования: проблемы взаимоотношений Сам. работа 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.4. Разработка прогностической модели одной из образовательных систем Сам. работа 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.5. Эссе "Прогнозирование в образовании – реальность или утопия?" Сам. работа 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 4.

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11294.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-2 Способность управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла.
Вопрос 1.Дайте определение понятию "проектирование":
1. один из механизмов культуры, способствующий превращению человека в свободно творящее существо.
2. разработка комплексной технической документации (проекта), содержащей технико-экономическое обоснование, расчеты, чертежи, макеты, сметы, пояснительную записку и другие материалы, необходимые для строительства (реконструкции) населенных пунктов, предприятий, зданий, сооружений, производственных объектов.
3. стремление активно вмешаться в несовершенство окружающего мира (а также в свое несовершенство) на основании исследовательских знаний о нем.
4. метод комплексного изучения той или иной темы, вокруг которой мобилизуется и концентрируется внимание учащихся.
Ответ: 1-4.
Вопрос 2.Назовите характерные черты эвристического метода Дистервега:
1. возбуждение самодеятельности ученика;
2. стремление со стороны ученика получить ответ на самостоятельно возникающие у него вопросы;
3. исследование явления;
4. отыскание истины путем собственного размышления, расследования и рассмотрения;
5. предложение учителем предмета преподавания для разработки, для исследования;
6. индуктивный путь разработки вопроса.
Ответ: 1-6.
Вопрос 3. Назовите представителей различных областей знания, которые внесли вклад в развитие научно-методического обеспечения проектной деятельности применительно к социально-образовательной сфере:
1. Дж. Дьюи;
2. К. Поппер;
3. Г. Саймон;
4. В. Х. Килпатрик;
5. А. Маслоу.
Ответ: 1-4.
Вопрос 4. Назовите, когда метод проектов получил распространение?
1. в первой трети XX в.;
2. в ХI в.;
3. в ХVIII в.
Ответ: 1.
Вопрос 5. Чьи взгляды положены в основу метода проектов?
1. Дж. Дьюи;
2. К. Поппер;
3. Г. Саймон;
4. В. Х. Килпатрик;
5. А. Маслоу.
Ответ: 1.
Вопрос 6. Кто миссию образования видел в том, что оно должно не столько давать знания, которые понадобятся в будущем, сколько развивать способность ребенка решать «здесь и сейчас» свои насущные жизненные проблемы.
1. Дж. Дьюи;
2. К. Поппер;
3. Г. Саймон;
4. В. Х. Килпатрик;
5. А. Маслоу.
Ответ: 1.
Вопрос 7. Непосредственным предшественником метода проектов был:
1. Дальтон-план;
2. система индивидуального обучения.
Ответ: 1-2.
Вопрос 8. В широкий педагогический контекст проектная деятельность была введена:
1. Дж. Дьюи;
2. В. Х. Килпатриком;
3. К. Поппер;
4. Г. Саймон;
5. А. Маслоу.
Ответ: 2.
Вопрос 9. В. X. Килпатрик выделял три основных компонента новой педагогической системы:
1. учебный материал, вытекающий из природы и интересов учащихся;
2. целесообразная деятельность;
3. обучение как непрерывная перестройка жизни и подъем ее на высшие ступени.
Ответ: 1-3.
Вопрос 10. В работах Килпатрика 1920-х гг. выделяются четыре вида проектов:
1. созидательные;
2. потребительские, в том числе связанные с развлечениями;
3. проекты решения проблем или интеллектуальных затруднений;
4. проекты-упражнения;
5. производственные.
Ответ: 1-5.
Вопрос 11. Кто в России в 1905 г. организовал группу сотрудников, пытавшихся активно использовать различные виды проектирования в практике работы с детьми.
1. С.Т. Шацкий;
2. А.П. Пинкевич;
3. Б.Е. Райков;
4. К.П. Ягодовский.
Ответ: 1.
Вопрос 12. В каком году в России появился перевод книги В. Х. Килпатрика?
1. 1905 г.;
2. 1925 г.;
3. 1931 г.
Ответ: 2.
Вопрос 13. В каком году метод проектов был осужден?
1. 1905 г.;
2. 1925 г.;
3. 1931 г.
Ответ: 3.
Вопрос 14. Кто разработал основы логики педагогического мышления?
1. С.Т. Шацкий;
2. А.П. Пинкевич;
3. Б.Е. Райков;
4. А.С. Макаренко.
Ответ: 4.
Вопрос 15. Кто использовал понятие «проект» применительно к методологии педагогической деятельности?
1. Г. П. Щедровицкий;
2. С.Т. Шацкий;
3. А.П. Пинкевич;
4. Б.Е. Райков;
5. А.С. Макаренко.
Ответ: 1.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий;
- "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более;
- "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий;
- "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий;
- "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий;
- "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий.

Вопрос 1. Кто выделил в 70-е гг. XX в. проектировочный компонент в структуре деятельности педагога?
Ответ: Н.В. Кузьмина.
Вопрос 2. Кем была разработана реализация проектирования как управленческой процедуры:
Ответ: И.В. Бестужев-Лада, Н.И. Лапин, И.И. Ляхов, Б.В. Сазонов, Ж.Т. Тощенко, С.Ф. Фролов.
Вопрос 3. Кто разрабатывал проектирование как культурная форма образовательных инноваций?
Ответ: Н.Г. Алексеев, Ю.В. Громыко, В.А. Никитин, В.В. Рубцов.
Вопрос 4. Увеличение образовательных возможностей проектирования происходит по мере формирования новой культуры, получившей название ...
Ответ:экранной.
Вопрос 5. Дайте определение понятию "педагогический проект".
Ответ: «комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени, при установленном бюджете с ориентацией на четкие требования к качеству результатов и специфической организации; разработанные система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий».
Вопрос 6. Что понимается под проектным обучением?
Ответ: обучение, приоритетно построенное на основе метода проектов.
Вопрос 7. Проектное воспитание по О. С. Газман на что ориентировано?
Ответ: ориентировано не на социальный заказ в виде нормативной модели личности, но на своеобразный педагогический «самозаказ», на основе которого с учетом государственных и общественных потребностей проектируется вероятностная модель социального и индивидуального поведения человека в ситуации неопределенности.
Вопрос 8. назовите цель продуктивного проектного образования.
Ответ: предоставить ученикам возможность самим творить знания, создавать образовательную продукцию по всем предметам, научить их самостоятельно решать возникающие проблемы.
Вопрос 9.Чем отличается продуктивное обучение от развивающего?
Ответ: качественно новой задачей - развитие не только ученика, но и содержания его образования, которое формируется по мере активной деятельности самого ученика.
Вопрос 10. Дайте определение понятию "Продуктивное обучение".
Ответ: попытка преодолеть отчуждение человека от содержания образования, составляющего одну из главных проблем современной школы.
Вопрос 11. Дайте определение понятию "Прогнозирование".
Ответ: разновидность научного предвидения, специальное исследование перспектив какого-либо явления, вероятностное научное суждение о возможных состояниях явления в будущем.
Вопрос 12. Дайте определение понятию "Модель".
Ответ: (от лат. modulus — мера, образец, норма) — это искусственно созданный образец в виде схемы, описания, физических конструкций или формул, подобный исследуемому объекту (явлению) и отражающий или воспроизводящий в более простом виде структуру, свойства и отношения между элементами объекта (явления).
Вопрос 13. Что позволяет модель в рамках проектирования:
Ответ: создавать образы объектов или явлений; имитировать реальные процессы будущей деятельности; проигрывать, сравнивать и оценивать возможные результаты проектирования; делать обоснованный выбор одного из альтернативных вариантов решения проблем.
Вопрос 14. Какие содержательно-смысловые единицы включает «проектная культура»?
Ответ: Ценностно-значимые образы проектируемой предметной среды, уже находящиеся в ее пределах или появившиеся согласно воле проектировщиков. Творческие и научные концепции, являющиеся содержанием творческого и теоретического сознания, а также программы деятельности, выражающие творческую волю проектировщиков.
Ценности, необходимые для того, чтобы сложилось личностное отношение к реализации проектного процесса.Средовая отнесенность, знаково-образная принадлежность определенной среде формируют экологическую составляющую проектной культуры.
Вопрос 15. Назовите какие сформировались подходы в рамках проектной культуры широко применяемые в педагогической сфере.
Ответ: Проектно-целевой подход. Проектно-модульный подход. Проектно-программный подход.
Вопрос 16. Назовите центральные идеи проектирования.
Ответ: идея опережения, перспективы, заложенная в самом слове «проект» (бросок в будущее); идея «разности потенциалов» между актуальным состоянием предмета проектирования (каково оно есть) и желаемым (каким оно должно быть); идея пошаговости (постепенного, поэтапного приближения «потребного будущего»; идея совместности, кооперации, объединения ресурсов и усилий в ходе проектирования; идея «разветвляющейся активности» участников по мере следования намеченному плану выполнения совместных действий.
Вопрос 17. Назовите основные функции проектной деятельности.
Ответ: исследовательскую, аналитическую, прогностическую, преобразующую, нормирующую.
Вопрос 18. Как может быть использована проектная деятельность?
Ответ: В качестве педагогического средства внутри более широкого социально-образовательного контекста, например формирования корпоративной культуры в рамках обучающейся организации; средства обучения (воспитания), играя вспомогательную роль по отношению к другим видам педагогической деятельности, например выполнение учебных (дипломных, курсовых) проектов; процедуры в контексте другой деятельности, например управления образованием; формы (инновационного) развития того или иного педагогического объекта (системы, процесса, явления).
Вопрос 19. Назовите виды педагогического проектирования по Г. П. Щедровицкому.
Ответ: адаптация к социальной среде и ее условиям (своеобразный способ ответа педагогов на социальные вызовы образованию) и усовершенствование или преобразование среды в соответствии со своими ценностями, целями, убеждениями.
Вопрос 20. назовите типы проектирования по В. И. Слободчикову.
Ответ: психолого-педагогическое проектирование образовательных процессов, имея в виду обучение как освоение способов деятельности; формирование как освоение совершенной формы действия; воспитание как взросление и социализацию; социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и образовательной среды, в которых реализуются соответствующие процессы.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

УК-3: Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели.
Вопрос 1. Кто в России в 1905 г. организовал группу сотрудников, пытавшихся активно использовать различные виды проектирования в практике работы с детьми.
1. С.Т. Шацкий;
2. А.П. Пинкевич;
3. Б.Е. Райков;
4. К.П. Ягодовский.
Ответ: 1.
Вопрос 2. Кто разработал основы логики педагогического мышления?
1. С.Т. Шацкий;
2. А.П. Пинкевич;
3. Б.Е. Райков;
4. А.С. Макаренко.
Ответ: 4.
Вопрос 3. Кто использовал понятие «проект» применительно к методологии педагогической деятельности?
1. Г. П. Щедровицкий;
2. С.Т. Шацкий;
3. А.П. Пинкевич;
4. Б.Е. Райков;
5. А.С. Макаренко.
Ответ: 1.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий;
- "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более;
- "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий;
- "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий;
- "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий;
- "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий.

Вопрос 1. Кто выделил в 70-е гг. XX в. проектировочный компонент в структуре деятельности педагога?
Ответ: Н.В. Кузьмина.
Вопрос 2. Кем была разработана реализация проектирования как управленческой процедуры:
Ответ: И.В. Бестужев-Лада, Н.И. Лапин, И.И. Ляхов, Б.В. Сазонов, Ж.Т. Тощенко, С.Ф. Фролов.
Вопрос 3. Кто разрабатывал проектирование как культурная форма образовательных инноваций?
Ответ: Н.Г. Алексеев, Ю.В. Громыко, В.А. Никитин, В.В. Рубцов.
Вопрос 4. Увеличение образовательных возможностей проектирования происходит по мере формирования новой культуры, получившей название ...
Ответ:экранной.
Вопрос 5. назовите цель продуктивного проектного образования.
Ответ: предоставить ученикам возможность самим творить знания, создавать образовательную продукцию по всем предметам, научить их самостоятельно решать возникающие проблемы.
Вопрос 6.Чем отличается продуктивное обучение от развивающего?
Ответ: качественно новой задачей - развитие не только ученика, но и содержания его образования, которое формируется по мере активной деятельности самого ученика.
Вопрос 7. Дайте определение понятию "Продуктивное обучение".
Ответ: попытка преодолеть отчуждение человека от содержания образования, составляющего одну из главных проблем современной школы.
Вопрос 8. Дайте определение понятию "Прогнозирование".
Ответ: разновидность научного предвидения, специальное исследование перспектив какого-либо явления, вероятностное научное суждение о возможных состояниях явления в будущем.
Вопрос 9. Назовите какие сформировались подходы в рамках проектной культуры широко применяемые в педагогической сфере.
Ответ: Проектно-целевой подход. Проектно-модульный подход. Проектно-программный подход.
Вопрос 10. Назовите основные функции проектной деятельности.
Ответ: исследовательскую, аналитическую, прогностическую, преобразующую, нормирующую.
Вопрос 11. Как может быть использована проектная деятельность?
Ответ: В качестве педагогического средства внутри более широкого социально-образовательного контекста, например формирования корпоративной культуры в рамках обучающейся организации; средства обучения (воспитания), играя вспомогательную роль по отношению к другим видам педагогической деятельности, например выполнение учебных (дипломных, курсовых) проектов; процедуры в контексте другой деятельности, например управления образованием; формы (инновационного) развития того или иного педагогического объекта (системы, процесса, явления).
Вопрос 12. Назовите виды педагогического проектирования по Г. П. Щедровицкому.
Ответ: адаптация к социальной среде и ее условиям (своеобразный способ ответа педагогов на социальные вызовы образованию) и усовершенствование или преобразование среды в соответствии со своими ценностями, целями, убеждениями.
Вопрос 13. назовите типы проектирования по В. И. Слободчикову.
Ответ: психолого-педагогическое проектирование образовательных процессов, имея в виду обучение как освоение способов деятельности; формирование как освоение совершенной формы действия; воспитание как взросление и социализацию; социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и образовательной среды, в которых реализуются соответствующие процессы.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ПК-3: способен проектировать и осуществлять учебный процесс с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания.
Вопрос 1. Кто в России в 1905 г. организовал группу сотрудников, пытавшихся активно использовать различные виды проектирования в практике работы с детьми.
1. С.Т. Шацкий;
2. А.П. Пинкевич;
3. Б.Е. Райков;
4. К.П. Ягодовский.
Ответ: 1.
Вопрос 2. Кто разработал основы логики педагогического мышления?
1. С.Т. Шацкий;
2. А.П. Пинкевич;
3. Б.Е. Райков;
4. А.С. Макаренко.
Ответ: 4.
Вопрос 3. Кто использовал понятие «проект» применительно к методологии педагогической деятельности?
1. Г. П. Щедровицкий;
2. С.Т. Шацкий;
3. А.П. Пинкевич;
4. Б.Е. Райков;
5. А.С. Макаренко.
Ответ: 1.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий;
- "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более;
- "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий;
- "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий;
- "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий;
- "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий.

Вопрос 1. Кто выделил в 70-е гг. XX в. проектировочный компонент в структуре деятельности педагога?
Ответ: Н.В. Кузьмина.
Вопрос 2. Кем была разработана реализация проектирования как управленческой процедуры:
Ответ: И.В. Бестужев-Лада, Н.И. Лапин, И.И. Ляхов, Б.В. Сазонов, Ж.Т. Тощенко, С.Ф. Фролов.
Вопрос 3. Кто разрабатывал проектирование как культурная форма образовательных инноваций?
Ответ: Н.Г. Алексеев, Ю.В. Громыко, В.А. Никитин, В.В. Рубцов.
Вопрос 4. Увеличение образовательных возможностей проектирования происходит по мере формирования новой культуры, получившей название ...
Ответ:экранной.
Вопрос 5. назовите цель продуктивного проектного образования.
Ответ: предоставить ученикам возможность самим творить знания, создавать образовательную продукцию по всем предметам, научить их самостоятельно решать возникающие проблемы.
Вопрос 6.Чем отличается продуктивное обучение от развивающего?
Ответ: качественно новой задачей - развитие не только ученика, но и содержания его образования, которое формируется по мере активной деятельности самого ученика.
Вопрос 7. Дайте определение понятию "Продуктивное обучение".
Ответ: попытка преодолеть отчуждение человека от содержания образования, составляющего одну из главных проблем современной школы.
Вопрос 8. Дайте определение понятию "Прогнозирование".
Ответ: разновидность научного предвидения, специальное исследование перспектив какого-либо явления, вероятностное научное суждение о возможных состояниях явления в будущем.
Вопрос 9. Назовите какие сформировались подходы в рамках проектной культуры широко применяемые в педагогической сфере.
Ответ: Проектно-целевой подход. Проектно-модульный подход. Проектно-программный подход.
Вопрос 10. Назовите основные функции проектной деятельности.
Ответ: исследовательскую, аналитическую, прогностическую, преобразующую, нормирующую.
Вопрос 11. Как может быть использована проектная деятельность?
Ответ: В качестве педагогического средства внутри более широкого социально-образовательного контекста, например формирования корпоративной культуры в рамках обучающейся организации; средства обучения (воспитания), играя вспомогательную роль по отношению к другим видам педагогической деятельности, например выполнение учебных (дипломных, курсовых) проектов; процедуры в контексте другой деятельности, например управления образованием; формы (инновационного) развития того или иного педагогического объекта (системы, процесса, явления).
Вопрос 12. Назовите виды педагогического проектирования по Г. П. Щедровицкому.
Ответ: адаптация к социальной среде и ее условиям (своеобразный способ ответа педагогов на социальные вызовы образованию) и усовершенствование или преобразование среды в соответствии со своими ценностями, целями, убеждениями.
Вопрос 13. назовите типы проектирования по В. И. Слободчикову.
Ответ: психолого-педагогическое проектирование образовательных процессов, имея в виду обучение как освоение способов деятельности; формирование как освоение совершенной формы действия; воспитание как взросление и социализацию; социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и образовательной среды, в которых реализуются соответствующие процессы.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Обучение учащихся технологии проектной деятельности.
2. Метод проектов как средство активизации мыслительной деятельности школьников.
3. Педагогическое проектирование в обучении школьников биологии и экологии.
4. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности учителя биологии и экологии.
5. Педагогическое проектирование как способ повышения качества школьного эколого-биологическом образовании.
6. Система форм педагогического проектирования в школьном и дополнительном эколого-биологического образования.
7. Совместная проектировочная деятельность по биологии (экологии) в организациях допол-нительного образования детей.
8. Правила и техники, обеспечивающие процесс педагогического проектированияшкольном и дополнительном эколого-биологического образования.
9. Основные методы педагогического проектирования.
10. Психолого-педагогические разработки учебного проекта в области биологии.
11. Психолого-педагогические разработки учебного проекта в области экологии.
12. Психолого-педагогические разработки социально-педагогического проекта в области био-логии.
13. Психолого-педагогические разработки социально-педагогического проекта в области эко-логии.
14. Профессионально-личностное развитие педагога школьном и дополнительном эколого-биологического образования в области педагогического проектирования.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 3.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И.А. Колесникова; М. П. Горчакова-Сибирская Педагогическое проектирование : учеб. пособие для вузов М. : Академия, 2007
Л1.2 Бермус, А.Г. Введение в педагогическую деятельность: учебник Директ-Медиа, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209242
Л1.3 Ю.Г. Татур. Высшее образование: методология и опыт проектирования : учебно-методическое пособие : учебно-методическое пособие Москва : Логос, 2006. biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 К.Р. Овчинникова Дидактическое проектирование электронного учебника в высшей школе: теория и практика : Учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D00B3285-B780-435A-9CCF-2B4B24AFB9F4.
Л2.2 Л. В. Байбородова, И. Г. Харисова, М. И. Рожков, А. П. Чернявская ; отв. ред. Л. В. Байбородова. Теория обучения и воспитания, педагогические технологии : учебник и практикум для академического бакалавриата : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/C77D12F3-14D7-483E-8C87-886ECDB61980
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э4 Курс в MOODLE portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/


Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google».
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
При подготовке к промежуточной аттестации и выполнении письменных работ следует придерживаться методических указаний, представленных в УМК по дисциплине.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (зачета) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.