МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы менеджмента и маркетинга

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
ПрофильМаркетинг и цифровые коммуникации; Управление бизнесом
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Менеджмент_Профили-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 105
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 15,5 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16 32 32
Практические 26 26 26 26 52 52
Сам. работа 66 66 39 39 105 105
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.э.н., Доцент, Пяткова О.Н.;к.э.н., Доцент, Петрова Л.И.

Рецензент(ы):
к.э.н., Доцент, Рудакова О.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Основы менеджмента и маркетинга

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 970)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рудакова Оксана Юрьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Рудакова Оксана Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Способствовать приобретению знаний, умений относительно основных подходов и инструментов маркетинга, развития концепции маркетингового управления в условиях цифровой инфраструктуры бизнеса, а также формированию навыков совместного создания ценности на основе маркетинговых исследований, построения длительных взаимоотношений с целевыми потребителями, создания и продвижения продуктов с использованием цифровых технологий.
Задачи дисциплины (модуля):
-изучение базовых понятий, современных процессов и концепций маркетинга в условиях цифровой инфраструктуры бизнеса;
-освоение процесса совместного создания ценности и управления взаимоотношениями с потребителями;
-формирование навыков применения полученных знаний на практике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен решать профессиональные задачи на основе знаний (на промежуточном уровне) экономической, организационной и управленческой теории;
ОПК-1.1 Знает основные положения экономической, организационной и управленческой теории
ОПК-1.2 Умеет применять положения экономической, организационной и управленческой теории при решении профессиональных задач
ОПК-1.3 Способен решать профессиональные задачи на основе знаний (на промежуточном уровне)экономической, организационной и управленческой теории
ОПК-1.4 Умеет решать стандартные задачи профессиональной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ОПК-4Способен выявлять и оценивать новые рыночные возможности, разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых направлений деятельности и организаций;
ОПК-4.1 Знает организационно-экономические и правовые основы создания, функционирования и развития организации; основные современные операционные системы, цифровые сервисы и их специфику применения в профессиональной деятельности
ОПК-4.2 Умеет выявлять и оценивать новые рыночные возможности, разрабатывать бизнес-планы, применять знания в области управления и регулирования социально-экономического развития, проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе
ОПК-4.3 Применяет количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений, основываясь в том числе на технологиях искусственного интеллекта
ОПК-4.4 Владеет навыками подготовки организационных планов и региональных планов развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы менеджмента
1.1. Методологические основы менеджмента Лекции 3 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л1.2, Л1.4, Л2.2
1.2. Методологические основы менеджмента Практические 3 12 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л1.2, Л1.4, Л2.2
1.3. Методологические основы менеджмента Сам. работа 3 26 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л1.2, Л1.4, Л2.2
1.4. Менеджмент в условиях цифровой трансформации Лекции 3 10 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л1.2, Л1.4, Л2.2
1.5. Менеджмент в условиях цифровой трансформации Практические 3 14 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л1.2, Л1.4, Л2.2
1.6. Менеджмент в условиях цифровой трансформации Сам. работа 3 40 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л1.2, Л1.4, Л2.2
Раздел 2. Комплекс маркетинга: содержание и направления развития в среде цифровых технологий
2.1. Социально-экономическая природа маркетинга: направления развития в современной технологической среде Лекции 4 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.2. Социально-экономическая природа маркетинга: направления развития в современной технологической среде Практические 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.3. Социально-экономическая природа маркетинга: направления развития в современной технологической среде Сам. работа 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.4. Комплекс маркетинга: содержание и направления развития в среде цифровых технологий Лекции 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.5. Комплекс маркетинга: содержание и направления развития в среде цифровых технологий Практические 4 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.6. Комплекс маркетинга: содержание и направления развития в среде цифровых технологий Сам. работа 4 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.7. Товарная политика организации: формирование, обоснование, реализация Лекции 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.8. Товарная политика организации: формирование, обоснование, реализация Практические 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.9. Товарная политика организации: формирование, обоснование, реализация Сам. работа 4 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.10. Ценовая политика организации: формирование, обоснование, реализация Лекции 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.11. Ценовая политика организации: формирование, обоснование, реализация Практические 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.12. Ценовая политика организации: формирование, обоснование, реализация Сам. работа 4 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.13. Коммуникационная политика Лекции 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.14. Коммуникационная политика Практические 4 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.15. Коммуникационная политика Сам. работа 4 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.16. Распределительная политика организации Лекции 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.17. Распределительная политика организации Практические 4 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.18. Распределительная политика организации Сам. работа 4 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л1.1, Л2.1, Л1.3
Раздел 3. Маркетинговые исследования и маркетинговая информационная система.
3.1. Маркетинговая информационная система Лекции 4 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л1.1, Л2.1, Л1.3
3.2. Маркетинговая информационная система Практические 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л1.1, Л2.1, Л1.3
3.3. Маркетинговая информационная система Сам. работа 4 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л1.1, Л2.1, Л1.3
3.4. Маркетинговые исследования с применением цифровых технологий Лекции 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л1.1, Л2.1, Л1.3
3.5. Маркетинговые исследования с применением цифровых технологий Практические 4 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л1.1, Л2.1, Л1.3
3.6. Маркетинговые исследования с применением цифровых технологий Сам. работа 4 5 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л1.1, Л2.1, Л1.3
3.7. Маркетинговое планирование и управление маркетинговой деятельностью Лекции 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л1.1, Л2.1, Л1.3
3.8. Маркетинговое планирование и управление маркетинговой деятельностью Практические 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л1.1, Л2.1, Л1.3
3.9. Маркетинговое планирование и управление маркетинговой деятельностью Сам. работа 4 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-4.3, ОПК-4.4 Л1.1, Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8784
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Проверяемые компетенции ОПК-1: Способен решать профессиональные задачи на основе знаний (на промежуточном уровне) экономической, организационной и управленческой теории;
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Что такое менеджмент?
a) Процесс управления ресурсами для достижения целей организации
b) Процесс продажи товаров и услуг
c) Процесс разработки рекламных кампаний
2. Какие основные функции менеджмента?
a) Планирование, организация, мотивация, контроль
b) Производство, маркетинг, финансы, кадры
c) Реклама, продажи, логистика, производство
3. Что такое маркетинг?
a) Процесс позиционирования товаров на рынке
b) Процесс удовлетворения потребностей клиентов через создание и предложение ценностей
c) Процесс разработки упаковки и дизайна товаров
4. Что такое целевая аудитория?
a) Группа людей, которые могут быть заинтересованы в продукте или услуге
b) Группа людей, которые уже приобрели продукт или услугу
c) Группа людей, которые работают в организации
5. Что такое SWOT-анализ?
a) Анализ сильных и слабых сторон организации, а также возможностей и угроз из внешней среды
b) Анализ ценовой политики конкурентов на рынке
c) Анализ эффективности рекламной кампании
6. Что такое миссия организации?
a) Определение целей и стратегии развития организации
b) Описание основной деятельности организации и ее ценностей
c) Разработка бюджета и плана продаж
7. Что такое ценность для клиента?
a) Выгода или польза, которую клиент получает от продукта или услуги
b) Цена, по которой клиент готов приобрести товар или услугу
c) Количество продукта или услуги, предлагаемое клиенту
8. Что такое сегментация рынка?
a) Разделение рынка на группы потребителей с похожими характеристиками
b) Разделение рынка на группы конкурентов
c) Разделение рынка на географические зоны
9. Что такое маркетинговый микс?
a) Комбинация из четырех основных инструментов маркетинга: товар, цена, продвижение, распределение
b) Комбинация из трех основных инструментов маркетинга: продажи, реклама, логистика
c) Комбинация из двух основных инструментов маркетинга: упаковка и дизайн
10. Что такое бренд?
a) Уникальное название или символ, которые отличают товар или услугу от конкурентов
b) Страна производитель товара или услуги
c) Цена, по которой продается товар или услуга
11. Что такое лояльность клиентов?
a) Преданность и постоянство клиентов к бренду или организации
b) Количество клиентов, приобретающих товар или услугу
c) Уровень удовлетворенности клиентов
12. Что такое рыночная доля?
a) Доля организации на рынке по объему продаж
b) Доля рынка, занимаемая конкурентами
c) Доля рынка, занимаемая организацией по количеству клиентов
13. Что такое ценообразование?
a) Процесс определения цены на товар или услугу
b) Процесс разработки рекламной кампании
c) Процесс упаковки и дизайна товара
14. Что такое продуктовая линия?
a) Группа связанных товаров или услуг, предлагаемых организацией
b) Группа клиентов, приобретающих товар или услугу
c) Группа конкурентов на рынке
15. Что такое логистика?
a) Процесс планирования, организации и контроля движения товаров от производителя к потребителю
b) Процесс разработки упаковки и дизайна товара
c) Процесс разработки ценовой политики
16. Что такое реклама?
a) Процесс популяризации товара или услуги с помощью различных средств коммуникации
b) Процесс упаковки и дизайна товара
c) Процесс определения цены на товар или услугу
17. Что такое дистрибуция?
a) Процесс доставки товаров или услуг от производителя к потребителю
b) Процесс разработки рекламной кампании
c) Процесс разработки ценовой политики
18. Что такое конкурентное преимущество?
a) Уникальные характеристики товара или услуги, которые отличают его от конкурентов
b) Наличие большого количества конкурентов на рынке
c) Низкая цена на товар или услугу
Правильные ответы:
1. a
2. a
3. b
4. a
5. a
6. b
7. a
8. a
9. a
10. a
11. a
12. a
13. a
14. a
15. a
16. a
17. a
18. a
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается в 1 балл. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Продажа товаров с помощью почты, телефона, телевидения – это___________________(прямой маркетинг)
2. Хлеб и молоко, реализуемые населению можно отнести к классификационной группе ______________________( товары постоянного спроса)
3. Согласно теории мотивации Маслоу в первую очередь индивид желает удовлетворить_________________потребности (физиологические)
4. главным в определении маркетинг является удовлетворение потребностей ________________( потребителей)
5. Комплекс маркетинговых коммуникаций состоит из ______________ элементов (пяти)
6. Формирование сегмента по составу семьи относится к критерию сегментирования_____________________ (демографическому)
7. Обязательным элементом процесса коммуникации должен быть ________________________________ (обратная связь)
8. Конкурсы, премии и льготы являются специфическими приемами ____________________________ (прямого маркетинга)
9. Изучение справочников и статистической литературы относится ____________________________ исследование (кабинетное)
10. Набор откликов покупателя, возникших в результате контакта с другими покупателями – это _____________________________________ (обратная связь)
11. Работа с документацией предприятия – это метод сбора ____________________информации (первичной)
12. Включение в производственную программу продуктов, которые не связаны с прежней деятельностью предприятия - это стратегия _________________________ (диверсификации)
13. Рынок, который характеризуется меньшим числом покупателей, крупными и профессиональными – это рынок _________________________________ (товаров промышленного назначения)
14. Вставьте фазу жизненного цикла товара согласно последовательности: внедрение – рост – _______________ - спад (зрелость)
15. Вопрос в анкете, позволяющий получить в большей степени качественную информацию – это _________________ вопрос (открытый)
16. Концепция управления предприятием, которая утверждает, что потребители будут благосклонны к товарам, предлагающим высочайшее качество, лучшие эксплуатационные свойства и характеристики – это концепция ___________________________ (совершенствования товара)
17. В зависимости от целей выделяют виды маркетинговых исследований: разведывательные, описательные и_________________ (каузальные или причинно-следственные)
18. Информация, собранная для целей конкретного исследования – это ___________________ информация (первичная)
19. Информация, собранная ранее для целей, отличных от целей конкретного маркетингового исследования – это _________________ информация (вторичная)
20. салоны для новобрачных обычно используют стратегию охвата рынка ___________________ (целевого маркетинга)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Проверяемые компетенции ОПК-4: Способен выявлять и оценивать новые рыночные возможности, разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых направлений деятельности и организаций
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Что такое менеджмент?
a) Процесс управления ресурсами для достижения целей организации
b) Процесс продажи товаров и услуг
c) Процесс разработки рекламных кампаний
2. Какие основные функции менеджмента?
a) Планирование, организация, мотивация, контроль
b) Производство, маркетинг, финансы, кадры
c) Реклама, продажи, логистика, производство
3. Что такое маркетинг?
a) Процесс позиционирования товаров на рынке
b) Процесс удовлетворения потребностей клиентов через создание и предложение ценностей
c) Процесс разработки упаковки и дизайна товаров
4. Что такое целевая аудитория?
a) Группа людей, которые могут быть заинтересованы в продукте или услуге
b) Группа людей, которые уже приобрели продукт или услугу
c) Группа людей, которые работают в организации
5. Что такое SWOT-анализ?
a) Анализ сильных и слабых сторон организации, а также возможностей и угроз из внешней среды
b) Анализ ценовой политики конкурентов на рынке
c) Анализ эффективности рекламной кампании
6. Что такое миссия организации?
a) Определение целей и стратегии развития организации
b) Описание основной деятельности организации и ее ценностей
c) Разработка бюджета и плана продаж
7. Что такое ценность для клиента?
a) Выгода или польза, которую клиент получает от продукта или услуги
b) Цена, по которой клиент готов приобрести товар или услугу
c) Количество продукта или услуги, предлагаемое клиенту
8. Что такое сегментация рынка?
a) Разделение рынка на группы потребителей с похожими характеристиками
b) Разделение рынка на группы конкурентов
c) Разделение рынка на географические зоны
9. Что такое маркетинговый микс?
a) Комбинация из четырех основных инструментов маркетинга: товар, цена, продвижение, распределение
b) Комбинация из трех основных инструментов маркетинга: продажи, реклама, логистика
c) Комбинация из двух основных инструментов маркетинга: упаковка и дизайн
10. Что такое бренд?
a) Уникальное название или символ, которые отличают товар или услугу от конкурентов
b) Страна производитель товара или услуги
c) Цена, по которой продается товар или услуга
11. Что такое лояльность клиентов?
a) Преданность и постоянство клиентов к бренду или организации
b) Количество клиентов, приобретающих товар или услугу
c) Уровень удовлетворенности клиентов
12. Что такое рыночная доля?
a) Доля организации на рынке по объему продаж
b) Доля рынка, занимаемая конкурентами
c) Доля рынка, занимаемая организацией по количеству клиентов
13. Что такое ценообразование?
a) Процесс определения цены на товар или услугу
b) Процесс разработки рекламной кампании
c) Процесс упаковки и дизайна товара
14. Что такое продуктовая линия?
a) Группа связанных товаров или услуг, предлагаемых организацией
b) Группа клиентов, приобретающих товар или услугу
c) Группа конкурентов на рынке
15. Что такое логистика?
a) Процесс планирования, организации и контроля движения товаров от производителя к потребителю
b) Процесс разработки упаковки и дизайна товара
c) Процесс разработки ценовой политики
16. Что такое реклама?
a) Процесс популяризации товара или услуги с помощью различных средств коммуникации
b) Процесс упаковки и дизайна товара
c) Процесс определения цены на товар или услугу
17. Что такое дистрибуция?
a) Процесс доставки товаров или услуг от производителя к потребителю
b) Процесс разработки рекламной кампании
c) Процесс разработки ценовой политики
18. Что такое конкурентное преимущество?
a) Уникальные характеристики товара или услуги, которые отличают его от конкурентов
b) Наличие большого количества конкурентов на рынке
c) Низкая цена на товар или услугу
Правильные ответы:
1. a
2. a
3. b
4. a
5. a
6. b
7. a
8. a
9. a
10. a
11. a
12. a
13. a
14. a
15. a
16. a
17. a
18. a
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается в 1 балл. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Продажа товаров с помощью почты, телефона, телевидения – это___________________(прямой маркетинг)
2. Хлеб и молоко, реализуемые населению можно отнести к классификационной группе ______________________( товары постоянного спроса)
3. Согласно теории мотивации Маслоу в первую очередь индивид желает удовлетворить_________________потребности (физиологические)
4. главным в определении маркетинг является удовлетворение потребностей ________________( потребителей)
5. Комплекс маркетинговых коммуникаций состоит из ______________ элементов (пяти)
6. Формирование сегмента по составу семьи относится к критерию сегментирования_____________________ (демографическому)
7. Обязательным элементом процесса коммуникации должен быть ________________________________ (обратная связь)
8. Конкурсы, премии и льготы являются специфическими приемами ____________________________ (прямого маркетинга)
9. Изучение справочников и статистической литературы относится ____________________________ исследование (кабинетное)
10. Набор откликов покупателя, возникших в результате контакта с другими покупателями – это _____________________________________ (обратная связь)
11. Работа с документацией предприятия – это метод сбора ____________________информации (первичной)
12. Включение в производственную программу продуктов, которые не связаны с прежней деятельностью предприятия - это стратегия _________________________ (диверсификации)
13. Рынок, который характеризуется меньшим числом покупателей, крупными и профессиональными – это рынок _________________________________ (товаров промышленного назначения)
14. Вставьте фазу жизненного цикла товара согласно последовательности: внедрение – рост – _______________ - спад (зрелость)
15. Вопрос в анкете, позволяющий получить в большей степени качественную информацию – это _________________ вопрос (открытый)
16. Концепция управления предприятием, которая утверждает, что потребители будут благосклонны к товарам, предлагающим высочайшее качество, лучшие эксплуатационные свойства и характеристики – это концепция ___________________________ (совершенствования товара)
17. В зависимости от целей выделяют виды маркетинговых исследований: разведывательные, описательные и_________________ (каузальные или причинно-следственные)
18. Информация, собранная для целей конкретного исследования – это ___________________ информация (первичная)
19. Информация, собранная ранее для целей, отличных от целей конкретного маркетингового исследования – это _________________ информация (вторичная)
20. салоны для новобрачных обычно используют стратегию охвата рынка ___________________ (целевого маркетинга)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
размещен на цифровом портале АлтГУ по ссылке https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2642

Процедура проведения:
- по результатам работы в семестре и итогам текущей аттестации – итоговая оценка за промежуточную аттестацию складывается по результатам выполнения всех практических заданий в течение семестра;
- выполнение тестовых заданий при недостаточном объеме выполненных заданий в течение семестра
- устный зачет/экзамен по дисциплине (2 теоретических вопроса).
Пример оценочного средства в виде тестовых заданий представлен в 5.1
Примерные вопросы к зачету/экзамену
1. Становление маркетинга и его эволюционные изменения: влияние цифровых технологий на развитие концепции маркетинга
2. Маркетинг в единстве производства и потребления
3. Структура функциональных задач маркетинга
4. Современные концепции маркетинга: концепция тактического маркетинга
5. Современные концепции маркетинга: концепция стратегического маркетинга (маркетинг 2.0)
6. Современные концепции маркетинга: концепция маркетинга отношений (маркетинг 3.0)
7. Современные концепции маркетинга: концепция цифрового маркетинга (маркетинг 4.0)
8. Современные концепции маркетинга: оценка влияния цифровых технологий на формирование отношений лояльности покупателей к фирме
9. Маркетинговая информация: понятие и классификация
10. Цифровые технологии сбора и обработки маркетинговой информации: основные положения
11. Количественные методы маркетинговых исследований с использованием традиционных методов
12. Количественные методы маркетинговых исследований с использованием цифровых технологий
13. Качественные маркетинговые исследования
14. Создание маркетинговых информационных систем в современной цифровой среде
15. Маркетинг товаров в физическом исполнении и содержание концепции «4р»
16. Маркетинг услуг и содержание концепции «7р»
17. Развитие концепции комплекса маркетинга в условиях применения цифровых технологий
18. Товар, как рыночная категория. Классификация товаров
19. Многоуровневая модель товара
20. Концепция жизненного цикла товара (проекта). Управление жизненным циклом товара (проекта)
21. Создание ценностного предложения для потребителей
22. Формирование и управление портфелем товаров в условиях применения цифровых технологий
23. Интернет вещей: содержание, роль и значение в формировании и реализации товарной политики компании
24. Особенности ценообразования в маркетинге
25. Этапы процесса ценообразования
26. Методы ценообразования: их развитие в условиях применения цифровых технологий
27. Ценовые стратегии: разработка и обоснование в условиях применения цифровых технологий
28. Интернет вещей: роль и значение в формировании ценовой политики фирмы
29. Маркетинговые каналы распределения: сущность, виды, функции
30. Модели и типы каналов распределения товара
31. Новые формы продажи товаров с использованием цифровых технологий
32. Интернет вещей: роль и значение в формировании и реализации распределительной политики компании
33. Процесс принятия решения о свершении покупки на рынке В2С
34. Создание потребительской ценности. Цепочка создания ценности Портера
35. Управление лояльностью и взаимоотношениями с потребителями
36. Цифровые технологии и создание систем слежения за поведением потребителей
37. Цифровые технологии в анализе информации о поведении потребителей при свершении покупок и оценка отношений лояльности потребителей к фирме
38. Интегрированные коммуникации в маркетинге
39. Особенности маркетинговых коммуникаций в digital-среде
40. Коммуникационные каналы и инструменты традиционного и digital-маркетинга
41. Интернет вещей: роль и значение в формировании и реализации коммуникационной политики
42. Маркетинговое управление и управление маркетингом: особенности и содержание задач в условиях применения цифровых технологий
43. Маркетинговое планирование и прогнозирование
44. Моделирование и проектирование маркетинговых процессов с использованием цифровых технологий
45. Бюджет маркетинга: планирование и контроль
46. Оценка эффективности маркетинговой деятельности организации
Критерии оценивания:
- при выполнение тестовых заданий
Отлично (зачтено) – выполнено 90-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос;
Хорошо (зачтено) – выполнено 75-89% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
Удовлетворительно (зачтено) – выполнено 60-74% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
Неудовлетворительно (не зачтено) – выполнено менее 60% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
- при сдаче экзамена
Отлично (зачтено) – обучающимся дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо (зачтено) – обучающимся дан развернутый ответ на поставленный вопрос, обучающийся демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. При этом могут допускаться неточности в ответе. Решены предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Удовлетворительно (зачтено) – обучающимся дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетворительно (не зачтено) – обучающимся дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Обучающийся не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л. А. Данченок Маркетинг: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 : www.biblio-online.ru/book/68D05243-E9BB-454B-91C6-7F6532F365FC
Л1.2 К.В. Балдин, С.Н. Воробьев, В.Б. Уткин Управленческие решения : Учебник «Дашков и К°», , 2023 biblioclub.ru
Л1.3 Лукичёва Т. А. Маркетинг: учебник и практикум для вузов Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.4 А. А. Одинцов Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/66F6B5AD-1104-4E97-946E-C5F5A021280D.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Калюжнова, Ю. Е. Кошурникова Современные модели маркетинга: учебное пособие для вузов Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/492979
Л2.2 Одинцов А.А. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 СПС КонсультантПлюс www.consultant.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 МУДЛ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional
Office 2010 Professional
OpenOffice
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru).
2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru).
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, изучить термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Последовательность проведения занятий и их содержание определяются настоящей программой. Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Самостоятельная работа предусматривает также изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение соответствующих заданий студентами самостоятельно. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для прохождения итоговой аттестации по дисциплине студент должен продемонстрировать систематическую подготовку к разделам дисциплины в течение учебного семестра в виде выполненных практических заданий, заданий для самостоятельной работы, решение тестов, написание реферата (эссе).