МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагог-психолог в системе сопровождения детей и подростков групп риска

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.03.02. Психолого-педагогическое образование
ПрофильКоррекционная и консультативная психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_02_ППО-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 91
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 91 91 91 91
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, Доцент, Тихонова Оксана Николаевна

Рецензент(ы):
д-р. психол. наук, Профессор, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Педагог-психолог в системе сопровождения детей и подростков групп риска

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)

составлена на основании учебного плана:
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Обеспечить готовность студентов создавать оптимальные условия для успешного обучения, развития и социализации детей и подростков группы риска.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-2.1: Знает основные законодательные и нормативно правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-2.2: Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем.
УК-2.3: Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-2.4: Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска
1.1. Теоретический анализ проблем психолого-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска Лекции 4 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Правовые аспекты психологического сопровождения детей группы риска Сам. работа 4 10 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Теоретический анализ проблем психолого-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска Сам. работа 4 10 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Психологические особенности детей и подростков "группы риска" Лекции 4 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Психологические особенности детей и подростков "группы риска" Сам. работа 4 10 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Организация социально-педагогической работы с семьями вынужденных мигрантов и их детьми Сам. работа 4 10 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Психолого-педагогическое сопровождение подростков с девиантным поведением Сам. работа 4 10 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Работа с семьей подростка - делинквента, как необходимая составляющая социализации несовершеннолетних, отбывших наказание в местах лишения свободы Сам. работа 4 10 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Сопровождение детей, оказавшихся в экстремальных условиях. Сам. работа 4 10 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Характеристика стадии развития посттравматического стрессового расстройства Сам. работа 4 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Организация психокоррекционной помощи лицам с посттравматическими стрессовыми расстройствами Сам. работа 4 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.12. Психологическая помощь детям, жертвам стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф Сам. работа 4 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.13. Психолого-педагогическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей Практические 4 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.14. Особенности социально-эмоционального развития детей-сирот Сам. работа 4 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л2.1
1.15. Основные подходы к организации деятельности служб и центров сопровождения Сам. работа 4 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.16. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений Сам. работа 4 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.17. Особенности социально-эмоционального развития детей-сирот Сам. работа 4 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.18. Сопровождение детей из малоимущих семей Сам. работа 4 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.19. Психолого-педагогическая помощь поддержка детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям Сам. работа 4 3 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.20. Технология разработки программы сопровождения детей и подростков группы риска Практические 4 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.21. Итоговя аттестация по курсу Экзамен 4 9 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10723.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ Уровень УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.
Вопрос 1. В чем проявляется индивидуальный стиль педагогической деятельности?
1. в темпе и ритме осуществления педагогической деятельности;
2. в характере реакции на педагогические ситуации;
3. в выборе методов обучения;
4. в подборе средств воспитания;
5. в стиле педагогического общения;
6. в реагировании на действия и поступки детей;
7. в манере поведения;
8. в предпочтении поощрения или наказания;
9. в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.
Ответ: 1-9.
Вопрос 2. Дайте определение понятию "педагогический конфликт".
1. 0сознанное столкновение, противоборство как минимум двух личностей (групп) с взаимно противоположными, несовместимыми, исключающими друг друга потребностями, интересами, целями, типами поведения, отношениями, установками, существенно значимыми для личностей и групп.
2. Противоречия, которые возникают между педагогами (воспитателями) в рамках одного учебного заведения, а также между администрацией школы и педагогом
(воспитателем).
Ответ: 2.
Вопрос 3. В структуру конфликта входят:
1. стороны конфликта (участники);
2. условия протекания конфликта;
3. образы конфликтной ситуации;
4. возможные действия участников конфликта;
5. исходы конфликтных действий.
Ответ 1-5.
Вопрос 4. Назовите стадии кнфликта:
1. противоречие;
2. возникновение объективной конфликтной ситуации;
3. осознание объективной конфликтной ситуации;
4. переход к конфликтному поведению;
5. разрешение конфликта.
Ответ: 2-5.
Вопрос 5. Назовите функции конфликта:
1. деструктивная;
2. конструктивная.
Ответ: 1-2.
Вопрос 6.Типология конфликта М. Дойча включает:
1. Подлинный конфликт.
2. Случайный (условный) конфликт.
3. Смещенный конфликт.
4. Неверно приписанный конфликт.
5. Латентный конфликт.
6. Ложный конфликт.
Ответ:1-6.
Вопрос 7. Назовте признаки конфликтов.
1. существование объективной конфликтной ситуации;
2. факт осознания этой ситуации;
3. адекватность этого осознания.
Ответ: 1-3
Вопрос 8.Назовите типы конфликтов:
1. внутриличностный;
2. межличностный;
3. внутригрупповой;
4. межгрупповой.
Ответ: 1-4.
Вопрос 9. Назовите причины конфликтов, связанных с оцениванием учебных успехов школьников.
1. использование отметки не по назначению (за поведение, как награда или наказание);
2. предвзятость и несправедливость преподавателей при выставлении оценок (завышение отличникам, занижение двоечникам);
3. манипуляции с отметками — двойные отметки в разных школьных документах, уничтожение и исправление ранее выставленных оценок и т. д.;
4. тенденции к внезапности контроля у учителей, резкое неприятие ими взаимопомощи при затруднениях товарищей;
5. завышение оценок при снижении требований к знаниям старшеклассника;
6. влияние на отметку учительских симпатий и антипатий;
7. зависимость отметки от сиюминутных настроений учителя.
Ответ: 1-7.
Вопрос 10. Назовите стили поведения в конфликтной ситуации.
1. конкуренции;
2. уклонения;
3. приспособления;
4. сотрудничества;
5. компромисса.
Ответ: 1-5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий;
- "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более;
- "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий;
- "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий;
- "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий;
- "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий.

Вопрос 1. Кто выступает сторонами педагогического конфликта?
Ответ: Сторонами педагогического конфликта могут выступать отдельные индивиды, социальные группы и организации,которые выполняют образовательные и воспитательные
функции.
Вопрос 2. Назовите условия протекания конфликта.
Ответ: помимо характеристик участников конфликт детерминируется внешними обстоятельствами, в которых он возникает и развивается. Его наиболее
существенной частью является именно социально-психологическая среда, которая, как правило, представлена различными социальными группами с их специфической
структурой, динамикой, нормами и санкциями, иерархиейценностей и т. д.
Вопрос 3. Что является образом конфликтной ситуации?
Ответ: внутренние картины включают представления участников о самих себе (своих мотивах, целях, ценностях, возможностях и т. п.), представления о противостоящей
стороне (ее мотивах, целях, ценностях, возможностях и т. п.) и представление о среде, в которой складываются конфликтные отношения.
Вопрос 4. Что представляют собой исходы конфликтных действий?
Ответ: последствия, результаты конфликтных действий.
Вопрос 5. Дайте определение подлинного конфликта по М. Дойчу.
Ответ: Подлинный конфликт - «существует объективно и воспринимается адекватно».
Вопрос 6.Дайте определение понятию "смещенный конфликт" по М. Дойчу.
Ответ: Смещенный конфликт - «явный конфликт», за которым скрывается некоторый другой, латентный конфликт, лежащий в основе явного.
Вопрос 7. Дайте определение понятию "неверно приписанный конфликт" по М. Дойчу.
Ответ: Это конфликт «между ошибочно понятыми сторонами и как результат — по поводу ошибочно истолкованных проблем».
Вопрос 8. Дайте определение понятию "латентный конфликт" по М. Дойчу.
Ответ: Это конфликт, «который должен был бы произойти, но которого нет», поскольку он не осознается сторонами.
Вопрос 9. Дайте определение понятию "ложный конфликт" по М. Дойчу.
Ответ:Это случай, когда отсутствуют «объективные основания» для конфликта, и последний существует только в силу ошибок восприятия, понимания.
Вопрос 10.Дайте определение понятия "воспитание" с психологической точки зрения.
Ответ: планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных мотивов, интересов, идеалов, мировоззрения и установок.
Вопрос 11. Обозначьте этапы процесса воспитания.
Ответ: диагностика воспитанников и определение задач воспитания; проектирование (разработка содержания, методов и форм); организация педагогического взаимодействия; проверка и оценка результатов.
Вопрос 12. Назовите общие цели воспитания.
Ответ: сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями.
Вопрос 13. Назовите специальные цели воспитания.
Ответ: вырастить школьников инициативными, предприимчивыми людьми, которые честолюбиво стремятся к достижению успехов.
Вопрос 14. Что понимают под средствами воспитания.
Ответ: способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди (воспитатели) воздействуют на других людей (воспитанников) с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения.
Вопрос 15. Что понимают под психологическими средствами воздействия.
Ответ:действия, предпринимаемые воспитателем, направленные на изменение личности воспитуемого.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Правовая основа психолого-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска.
2. Теоретический анализ проблем психолого-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска
3. Психологические особенности детей и подростков "группы риска".
4. Технологии социально-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска
5. Соотношение понятий экстремальная кризисная, критическая и проблемная ситуация.
6. Понятие «психологическая травма», и ее последствия.
7. Понятие «жертва». Личностные характеристики «жертвы».
8. Физическое насилие в семье. Помощь семье в преодолении физического насилья над ребенком
9. Сексуальное насилие. Последствия сексуальных посягательств. Оказание помощи при сексуальном насилии.
10. ПТСР. Диагностические критерии ПТСР. Коррекционная работа при ПТСР
11. Психологическое насилие в семье и школе. Формы работы.
12. Социальная ситуация развития психологические особенности детей-сирот.
13. Система сопровождения детей, оставшихся без попечения.
14. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений.
15. Понятия «воспитание», «развитие», «социализация».
16. Нарушение процесса социализации.
17. Прямые и косвенные десоциализирующие действия.
18. Понятие «дезадаптация».
19. Виды дезадапации.
20. Диагностические критерии социальной дезедаптации.
21. Психолого-педагогическая поддержка дезадаптированных подростков.
22. Особенности коррекционной работы с девиантными подростками.
23. Функциональная несостоятельность семей группы риска.
24. Типичные ошибки воспитания.
25. Психологическая помощь и поддержка родителям, воспитывающим детей и подростков группы риска.
26. Организация индивидуального сопровождения детей группы риска в образовательном учреждении
27. Девиантные подростки как группа риска. Профилактика девиантного повеедния.
28. Делинквентные подростки как группа риска. Профилактика делинквентного поведения.
29. Работа с семьей подростка - делинквента, как необходимая составляющая социализации несовершеннолетних, отбывших наказание в местах лишения свободы.
30. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей.
31. Психологическая помощь детям имеющим родителя – инвалида.
32. Понятие «стихийное бедствие», экологическая и техногенная катастрофы
33. Психологические последствия стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф
34. Помощь и поддержка детям и семьям, пережившим стихийное бедствие экологическую, техногенную катастрофу
35. Понятие и особенности малоимущих семей и семей в социально опасном положении (СОП).
36. Психологическое сопровождение детей и подростков из малоимущих семей и семей СОП.
37. Особенности психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Правовая основа психолого-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска.
2. Теоретический анализ проблем психолого-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска.
3. Психологические особенности детей и подростков "группы риска".
4. Технологии социально-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска.
5. Соотношение понятий экстремальная кризисная, критическая и проблемная ситуация.
6. Понятие «психологическая травма», и ее последствия.
7. Понятие «жертва». Личностные характеристики «жертвы».
8. Физическое насилие в семье. Помощь семье в преодолении физического насилья над ребенком.
9. Сексуальное насилие. Последствия сексуальных посягательств. Оказание помощи при сексуальном насилии.
10. ПТСР. Диагностические критерии ПТСР. Коррекционная работа при ПТСР.
11. Психологическое насилие в семье и школе. Формы работы.
12. Социальная ситуация развития психологические особенности детей-сирот.
13. Система сопровождения детей, оставшихся без попечения.
14. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений.
15. Понятия «воспитание», «развитие», «социализация».
16. Нарушение процесса социализации.
17. Прямые и косвенные десоциализирующие действия.
18. Понятие «дезадаптация».
19. Виды дезадапации.
20. Диагностические критерии социальной дезедаптации.
21. Психолого-педагогическая поддержка дезадаптированных подростков.
22. Особенности коррекционной работы с девиантными подростками.
23. Функциональная несостоятельность семей группы риска.
24. Типичные ошибки воспитания.
25. Психологическая помощь и поддержка родителям, воспитывающим детей и подростков группы риска.
26. Организация индивидуального сопровождения детей группы риска в образовательном учреждении
27. Девиантные подростки как группа риска. Профилактика девиантного повеедния.
28. Делинквентные подростки как группа риска. Профилактика делинквентного поведения.
29. Работа с семьей подростка - делинквента, как необходимая составляющая социализации несовершеннолетних, отбывших наказание в местах лишения свободы.
30. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей.
31. Психологическая помощь детям имеющим родителя – инвалида.
32. Понятие «стихийное бедствие», экологическая и техногенная катастрофы
33. Психологические последствия стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф
34. Помощь и поддержка детям и семьям, пережившим стихийное бедствие экологическую, техногенную катастрофу
35. Понятие и особенности малоимущих семей и семей в социально опасном положении (СОП).
36. Психологическое сопровождение детей и подростков из малоимущих семей и семей СОП.
37. Особенности психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Маша С., 8 лет. К психологу обратилась учительница младших классов с просьбой помочь. Девочка пришла в школу с низким запасом знаний, сразу была направлена в класс повышенного педагогического внимания. Во время учебы в первом классе освоила навыки чтения, счета, письма. Однако, Маша почти не готовит домашних заданий, приходит в школу в грязном платье, иногда одета не по сезону. Несколько раз лицо было со следами побоев. Настроение у ребенка подавленное, часто плачет, не хочет идти домой. Родители по вызову в школу и на родительские собрания не приходят. Когда учительница пришла к ним домой дверь ей не открыли.
2. В реанимационное отделение больницы поступил Владлен К. 16 лет, с острым отравлением транквилизаторами. Как выяснилось, он с другом решил узнать, что такое «кайф». Друг в последнюю минуту испугался и стал отговаривать Владлена. В ответ на это Владлен со словами « Эх, ты слабак! Всего боишься, а я всегда, что хочу, то и делаю!» Растворил таблетки в воде и выпил залпом. Мать Владлена, модно и богато одетая женщина, плакала в кабинете у врача: «И зачем он это сделал? Что за игры такие? Мало ему было развлечений, что ли? Ведь у него было все! Любое его желание исполнялось, стоило только захотеть!». 1 вопрос: Попадает ли ребенок в группу риска. Какие риски существуют. 2 вопрос: Какая помощь нужна Владлену и его семье?
3. Вы работаете в школе. К вам обратился на консультацию девочка-подросток, которая подвергается насилию со стороны парня с которым встречается. Какое состояние переживает подросток. Попадает ли ребенок в группу риска? Какие риски существуют? Какие варианты помощи возможны.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Линде Н.Д. Психологическое консультирование: теория и практика: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
Л1.2 Ковальчук М.А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: учебно-методическое пособие ВЛАДОС, 2010 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Психолого-педагогический практикум: Учебники и учебные пособия для ВУЗов СКФУ, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.asu.ru
Э3 Курс в Moodle Педагог-психолог в системе сопровождения детей и подростков групп риска portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU- en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно).
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно- методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций:
1) с целью снятия возможных затруднений;
2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
При подготовке к промежуточной аттестации и выполнении письменных работ следует придерживаться методических указаний, представленных в УМК по дисциплине.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (зачета) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.