МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Криминология и предупреждение преступлений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.02. специальность Правоохранительная деятельность
Форма обученияОчная
Учебный план40_02_02_ПравоохрДеятельность-2021_11кл
Часов по учебному плану 126
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 42
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 13
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 42 42 42 42
Практические 42 42 42 42
Сам. работа 42 42 42 42
Итого 126 126 126 126

Программу составил(и):
преподаватель, Киселева М.А.;преподаватель, Пошовкина Т.П.

Рецензент(ы):
преподаватель, Пинчук А.П.

Рабочая программа дисциплины
Криминология и предупреждение преступлений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 509)

составлена на основании учебного плана:
Направление 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий отделением
Аношкина Л.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины – овладение студентами теоретическими знаниями, умениями и навыками профессиональной профилактики преступлений и правонарушений.
Задачи изучения дисциплины заключаются в том, чтобы сформировать у студентов знания об основных понятиях и категориях криминологии; познакомить с научной и учебной литературой, материалами международной и российской практики борьбы с преступностью; научить криминологическому анализу преступности и её видов, организации и методам проведения криминологических исследований; выработать умение и навыки моделирования программ предупреждения преступности.

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 10 Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности.
ОК 11 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 12 Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.
ОК 13 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону.
ПК 1.1 Юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.
ПК 1.2 Обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права.
ПК 1.3 Осуществлять реализацию норм материального и процессуального права.
ПК 1.4 Обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства, охранять общественный порядок.
ПК 1.11 Обеспечивать защиту сведений, составляющих государственную тайну, сведений конфиденциального характера и иных охраняемых законом тайн.
ПК 1.12 Осуществлять предупреждение преступлений и иных правонарушений на основе использования знаний о закономерностях преступности, преступного поведения и методов их предупреждения, выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Социальную природу преступности и ее основные характеристики, и формы проявления
Особенности лиц, совершивших преступления
Механизм индивидуального преступного поведения;
Криминологическую характеристику отдельных видов и групп преступлений;
Основные цели и задачи государственной политики в сфере противодействия коррупции;
Детерминанты коррупции, особенности их проявления в механизме преступного поведения;
Организационно-правовые средства предупреждения и профилактики правонарушений, в том числе организационные, правовые и тактические основы предупреждения коррупции в правоохранительных органах, основные направления профилактики коррупционного поведения сотрудников и служащих правоохранительных органов.
3.2.Уметь:
3.2.1.Выявлять обстоятельства, способствующие преступности, в том числе коррупции
Осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике преступлений и иных правонарушений, в
том числе коррупционных
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Выявления обстоятельств, способствующих преступности, в том числе коррупции

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Криминология как наука
1.1. Тема 1. Понятие, предмет и метод криминологии Лекции 5 2 ПК 1.12, ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л1.3, Л2.1
1.2. Тема 1. Понятие, предмет и метод криминологии Практические 5 2 ПК 1.12, ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л1.4, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Тема 1. Понятие, предмет и метод криминологии Сам. работа 5 2 ПК 1.12, ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.4. Тема 2. Развитие и современное состояние криминологии. Криминологические теории Лекции 5 2 ПК 1.12, ПК 1.4, ПК 1.1, ОК 10 Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.5. Тема 2. Развитие и современное состояние криминологии. Криминологические теории Практические 5 2 ПК 1.12, ПК 1.4, ПК 1.1, ОК 10 Л1.4, Л2.1, Л1.2
1.6. Тема 2. Развитие и современное состояние криминологии. Криминологические теории Сам. работа 5 2 ПК 1.12, ПК 1.4, ПК 1.1, ОК 10 Л1.4, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Раздел 2. Преступность и ее изучение
2.1. Тема 3. Преступность и ее основные показатели Лекции 5 4 ПК 1.12, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л1.4, Л2.1, Л1.2
2.2. Тема 3. Преступность и ее основные показатели Практические 5 2 ПК 1.12, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л1.4, Л2.1, Л1.2
2.3. Тема 3. Преступность и ее основные показатели Сам. работа 5 4 ПК 1.12, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л1.4, Л2.1, Л1.2
2.4. Тема 4. Личность преступника как объект криминологического анализа Лекции 5 2 ПК 1.12, ПК 1.4, ПК 1.2, ОК 12, ОК 10 Л1.4, Л2.1, Л1.2
2.5. Тема 4. Личность преступника как объект криминологического анализа Практические 5 2 ПК 1.12, ПК 1.4, ПК 1.2, ОК 12, ОК 10 Л1.4, Л2.1, Л1.2
2.6. Тема 4. Личность преступника как объект криминологического анализа Сам. работа 5 2 ПК 1.12, ПК 1.4, ПК 1.2, ОК 12, ОК 10 Л1.4, Л2.1, Л1.2
2.7. Тема 5. Детерминанты преступности Лекции 5 2 ПК 1.12, ПК 1.1, ОК 11, ОК 10 Л1.4, Л2.1, Л1.2
2.8. Тема 5. Детерминанты преступности Практические 5 2 ПК 1.12, ПК 1.11, ОК 11, ОК 10 Л1.4, Л2.1, Л1.2
2.9. Тема 5. Детерминанты преступности Сам. работа 5 2 ПК 1.12, ПК 1.1, ОК 11, ОК 10 Л1.4, Л2.1, Л1.2
2.10. Тема 6. Механизм совершения конкретного преступления. Криминологическая виктимология Лекции 5 2 ПК 1.12, ПК 1.4, ПК 1.1, ОК 12, ОК 10 Л1.4, Л2.1, Л1.2
2.11. Тема 6. Механизм совершения конкретного преступления. Криминологическая виктимология Практические 5 2 ПК 1.12, ПК 1.4, ПК 1.1, ОК 12, ОК 10 Л1.4, Л2.1, Л1.2
2.12. Тема 6. Механизм совершения конкретного преступления. Криминологическая виктимология Сам. работа 5 2 ПК 1.12, ПК 1.4, ПК 1.1, ОК 12, ОК 10 Л1.4, Л2.1, Л1.2
2.13. Тема 7. Криминологическое прогнозирование и планирование Лекции 5 2 ПК 1.12, ПК 1.4, ПК 1.1, ОК 11, ОК 10 Л1.4, Л2.1, Л1.2
2.14. Тема 7. Криминологическое прогнозирование и планирование Практические 5 2 ПК 1.12, ПК 1.4, ПК 1.1, ОК 11, ОК 10 Л1.4, Л2.1, Л1.2
2.15. Тема 7. Криминологическое прогнозирование и планирование Сам. работа 5 2 ПК 1.12, ПК 1.4, ПК 1.1, ОК 11, ОК 10 Л1.4, Л2.1, Л1.2
2.16. Тема 8. Предупреждение преступности Лекции 5 2 ПК 1.12, ПК 1.4, ПК 1.1, ОК 11, ОК 10 Л1.4, Л2.1, Л1.2
2.17. Тема 8. Предупреждение преступности Практические 5 2 ПК 1.12, ПК 1.4, ПК 1.1, ОК 11, ОК 10 Л1.4, Л2.1, Л1.2
2.18. Тема 8. Предупреждение преступности Сам. работа 5 2 ПК 1.12, ПК 1.4, ПК 1.1, ОК 11, ОК 10 Л1.4, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Раздел 3. Отдельные виды преступности и особенности борьбы с ними
3.1. Тема 9. Криминологическая характеристика и предупреждение насильственной преступности. Лекции 5 2 ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л1.4, Л2.1, Л1.2
3.2. Тема 9. Криминологическая характеристика и предупреждение насильственной преступности. Практические 5 2 ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л1.4, Л2.1, Л1.2
3.3. Тема 9. Криминологическая характеристика и предупреждение насильственной преступности. Сам. работа 5 2 ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л1.4, Л2.1, Л1.2
3.4. Тема 10. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности против собственности (корыстной и корыстно-насильственной). Лекции 5 4 ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л1.4, Л2.1, Л1.2
3.5. Тема 10. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности против собственности (корыстной и корыстно-насильственной) Практические 5 4 ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л1.4, Л2.1, Л1.2
3.6. Тема 10. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности против собственности (корыстной и корыстно-насильственной). Сам. работа 5 4 ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л1.4, Л2.1, Л1.2
3.7. Тема 11. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности в сфере экономической деятельности. Лекции 5 4 ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л1.4, Л2.1, Л1.2
3.8. Тема 11. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности в сфере экономической деятельности. Практические 5 4 ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л1.4, Л2.1, Л1.2
3.9. Тема 11. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности в сфере экономической деятельности. Сам. работа 5 4 ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л1.4, Л2.1, Л1.2
3.10. Тема 12. Криминологическая характеристика и предупреждение должностной и коррупционной преступности. Лекции 5 2 ПК 1.12, ПК 1.11, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 10 Л1.4, Л2.1, Л1.2
3.11. Тема 12. Криминологическая характеристика и предупреждение должностной и коррупционной преступности. Практические 5 2 ПК 1.12, ПК 1.11, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 10 Л1.4, Л2.1, Л1.2
3.12. Тема 12. Криминологическая характеристика и предупреждение должностной и коррупционной преступности. Сам. работа 5 2 ПК 1.12, ПК 1.11, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 10 Л1.4, Л2.1, Л1.2
3.13. Тема 13. Криминологическая характеристика преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Лекции 5 2 ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л1.4, Л2.1, Л1.2
3.14. Тема 13. Криминологическая характеристика преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Практические 5 4 ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 11, ОК 10 Л1.4, Л2.1, Л1.2
3.15. Тема 13. Криминологическая характеристика преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Сам. работа 5 2 ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л1.4, Л2.1, Л1.2
3.16. Тема 14. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних. Лекции 5 2 ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л1.4, Л2.1, Л1.2
3.17. Тема 14. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних. Практические 5 2 ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л1.4, Л2.1, Л1.2
3.18. Тема 14. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних. Сам. работа 5 2 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л1.4, Л2.1, Л1.2
3.19. Тема 15. Криминологическая характеристика и предупреждение рецидивной и профессиональной преступности. Лекции 5 4 ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л1.4, Л2.1, Л1.2
3.20. Тема 15. Криминологическая характеристика и предупреждение рецидивной и профессиональной преступности. Практические 5 4 ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л1.4, Л2.1, Л1.2
3.21. Тема 15. Криминологическая характеристика и предупреждение рецидивной и профессиональной преступности. Сам. работа 5 4 ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л1.4, Л2.1, Л1.2
3.22. Тема 16. Криминологическая характеристика и предупреждение организованной преступности. Лекции 5 2 ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л1.4, Л2.1, Л1.2
3.23. Тема 16. Криминологическая характеристика и предупреждение организованной преступности. Практические 5 2 ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л1.4, Л2.1, Л1.2
3.24. Тема 16. Криминологическая характеристика и предупреждение организованной преступности. Сам. работа 5 2 ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л1.4, Л2.1, Л1.2
3.25. Тема 17. Криминологическая характеристика и предупреждение неосторожной преступности. Лекции 5 2 ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л1.4, Л2.1, Л1.2
3.26. Тема 17. Криминологическая характеристика и предупреждение неосторожной преступности. Практические 5 2 ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л1.4, Л2.1, Л1.2
3.27. Тема 17. Криминологическая характеристика и предупреждение неосторожной преступности. Сам. работа 5 2 ПК 1.12, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10 Л1.4, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические задания, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10608.

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по итогам освоения дисциплины

1. Понятие, предмет и задачи криминологии.
2. Криминология как междисциплинарная наука.
3. Взаимодействие криминологии с уголовным правом, уголовным процессом, уголовно-исполнительным правом, психологией.
4. Возникновение криминологии как науки. Биологические и социологические теории преступности.
5. Возникновение и развитие отечественной криминологии.
6. Методика криминологических исследований.
7. Понятие преступности и ее характеристики.
8. Количественные и качественные показатели преступности.
9. Латентная преступность и ее причины.
10. Структура преступности.
11. Механизм индивидуального преступного поведения.
12. Криминологическая характеристика лиц, совершивших преступление.
13. Типология преступников.
14. Структура личности преступника.
15. Соотношение социального и биологического в личности преступника.
16. Виктимология: предмет и основные понятия.
17. Роль жертвы в механизме индивидуального преступного поведения. Типология жертв преступлений.
18. Детерминанты преступности.
19. Классификация причин и условий преступности.
20. Понятие и значение профилактики преступлений.
21. Классификация мер предупреждения преступности.
22. Субъекты предупредительной деятельности.
23. Понятие, задачи и виды криминологического прогнозирования.
24. Методы криминологического прогнозирования преступности.
25. Понятие, задачи и виды планирования борьбы с преступностью.
26. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних и молодежи.
27. Криминологическая характеристика рецидивной преступности.
28. Криминологическая характеристика организованной преступности.
29. Предупреждение организованной преступности.
30. Криминологическая характеристика и предупреждение неосторожной преступности.
31. Характеристика лиц, совершающих насильственные преступления.
32. Детерминанты насильственных преступлений и основные направления профилактики.
33. Особенности личности преступника, совершающего общеуголовные корыстные преступления.
34. Причины и условия совершения преступлений в сфере экономики и основные меры предупреждения.
35. Криминологическая характеристика должностной преступности.
36. Основные криминогенные факторы, обуславливающие существование коррупционной преступности и меры ее предупреждения.
37. Причины и условия терроризма и экстремизма. Их предупреждение.
38. Криминологическая характеристика преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Общественная опасность незаконного оборота наркотиков и его основные понятия.
39. Зарубежные криминологические теории и их значение для развития отечественной криминологии.
40. Проблемы сотрудничества государств в борьбе с преступностью.

Тестовые задания (закрытого типа, с выбором одного из вариантов ответа)
1. Криминология как самостоятельная наука впервые выделилась:
А в 20 веке;
Б в 19 веке;
В в 17 веке.

2. Кто впервые использовал понятие криминология?
А. Р. Гарофало и П. Топинард;
Б. Ф. Энгельс;
В. Ф. Галль.

3. Что относится к содержанию криминологии как науки?
А. процесс доследственной проверки сообщений о преступлениях, предварительного расследования и рассмотрения уголовных дел в суде;
Б. взаимосвязь личных качеств преступника с характером и степенью общественной опасности совершенного деяния, оценка справедливости назначения наказания судом и статистики изменения приговоров в кассационной инстанции;
В. изучение и оценка преступности: ее территориальных и социальных различий, причин и условий совершения преступлений; выработка рекомендаций по борьбе с преступностью; методология криминологических исследований.

4. Что составляет предмет криминологии?
А. Закономерности и механизмы следообразования;
Б. Закономерности преступности, ее определение, виды и связь с другими социальными явлениями в определенных условиях на конкретной территории;
В. Исключительно психология преступного поведения.

5. Что из нижеперечисленного не входит в механизм преступного поведения?
А. заглаживание вины перед жертвой;
Б. формирование мотивации;
В. посткриминальное поведение.

6. Что относится к внутренним характеристикам преступности?
А. Территориальная и общая распространенность;
Б. Социальная направленность и общественная опасность;
В. Организованность и активность.

7. Что из перечисленного относится к относительным показателям преступности?
А. Удельный вес;
Б. Число потерпевших;
В. Материальный ущерб.

8. Виктимология представляет собой:
А. учение о подражании отрицательному примеру поведения;
Б. учение о жертве преступления;
В. учение о соответствии общественных ценностей возможностям их получения.

9. Динамика преступности характеризует:
а) факторы, влияющие на преступность;
б) количество рассмотренных судами уголовных дел;
в) «движение» преступности во времени.

10. Понятие рецидива в криминологии:
а) зависит от понятия рецидива в административном праве;
б) совпадает с уголовно-правовым понятием рецидива;
в) шире уголовно-правового определения рецидива.

11. Естественная латентность – это:
а) преступления остались неизвестными правоохранительным органам;
б) преступления укрыты от учета правоохранительными органами;
в) преступления, имеющие наиболее низкий уровень раскрываемости.

12. По характеру преступной направленности могут быть выделены следующие типы преступников
А. корыстные, насильственные, корыстно-насильственные, «универсальные»;
Б. несовершеннолетние преступники; преступники — городские, сельские; мужчины, женщины;
В. абсолютно-опасные, особо опасные, опасные, представляющие незначительную опасность.
13. К числу психологических признаков личности, совершившей корыстное преступление, относят:
А. мотивации, стимулирующей возникновение корыстной установки или ее реализм;
Б. уровень готовности к насильственным способам реализации корыстного мотива, стойкость корыстной установки (направленности);
В. все ответы верны.

14. Кого из перечисленных ниже лиц не относят к корыстной категории?
А. вор, расхититель имущества (тайное хищение);
Б. злостный хулиган;
В. мошенник, подделывающий документы, ценные бумаги, денежные знаки, фальсификатор товаров, допустивший несоблюдение экологических норм производства.
15. Коэффициент преступности – это цифра:
А. характеризующая соотношение мужчин и женщин, совершивших преступления;
Б. характеризующая соотношение числа зарегистрированных преступлений с количеством населения;
В. на которую увеличилось или уменьшилось число преступлений за год.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
1. Б
2. А
3. В
4. Б
5. А
6. В
7. А
8. Б
9. В
10. В
11. А
12. А
13. В
14. Б
15. Б

Критерии оценки результатов тестирования:

Уровень освоения Критерии
91-100% «отлично»,
повышенный уровень Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, умение самостоятельно решать конкретные практические задачи повышенной сложности, свободно использовать справочную литературу, делать обоснованные выводы из результатов расчетов или экспериментов
76-90% «хорошо», пороговый уровень Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, умение самостоятельно решать конкретные практические задачи, предусмотренные рабочей программой, ориентироваться в рекомендованной справочной литературе, умеет правильно оценить полученные результаты расчетов или эксперимента
61-75% «удовлетворительно»,
пороговый уровень Студент показал знание основных положений учебной дисциплины, умение получить с помощью преподавателя правильное решение конкретной практической задачи из числа предусмотренных рабочей программой, знакомство с рекомендованной справочной литературой

До 60% «неудовлетворительно», уровень не сформирован При ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях студента основных положений учебной дисциплины, неумение с помощью преподавателя получить правильное решение конкретной практической задачи из числа предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины


При проведении устного опроса по вопросам, вынесенным на дифференцированный зачёт, оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.
Оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.
Оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работе по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающих необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему существенные пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
Процедура проведения предполагает три блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала по контрольным вопросам, предполагающих письменное написание точного и исчерпывающего ответа с последующим собеседованием с преподавателем.
3) блок на выявление способности к систематизации знаний теоретического характера, умений на основе научного мировоззрения познать и оценивать явления и процессы, связанные с преступностью и мерами ее предупреждения (итоговый тест).

Второй и третий блок выполняется студентом, который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.

Пример оценочного средстваhttps://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=523756 «Итоговый тест к промежуточной аттестации»
Критерии оценивания:
1) 1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Дифзачет «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющий собой письменный ответ на контрольный вопрос с последующим собеседованием, студент может получить максимум 13 баллов при выполнении следующих условий:
- студентом представлен развернутыйполный ответ, с сохранением терминологии, отсутствием ошибок – начисляется 10 баллов.
- начисляется до 3 баллов, когда студентом даны ответы на заданные преподавателем дополнительные вопросы, в зависимости от скорости реагирования студентом на поставленный вопрос, полноты ответа.
3) за выполнение третьего блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 7,5 баллов (по 0,5 балла за каждый правильный ответ). В тесте все вопросы с выбором одного варианта ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает неправильный ответ и получает 0 баллов.

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.
Приложения
Приложение 1.   ФОС Криминология 2023.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Решетников, А. Ю. Криминология и предупреждение преступлений : учебное пособие для среднего профессионального образования Юрайт, 2023 https://urait.ru/bcode/511771
Л1.2 Афанасьева, О. Р. Криминология и предупреждение преступлений : учебник и практикум для среднего профессионального образования Юрайт, 2023 https://urait.ru/bcode/531284
Л1.3 Авдийский В.И. - под ред., Букалерова Л.А. - под ред. КРИМИНОЛОГИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2023 biblio-online.ru
Л1.4 В. И. Авдийский [и др.] Криминология и предупреждение преступлений : учебник для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2023 https://urait.ru/bcode/511604
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Варыгин, А. Н. Криминология и предупреждение преступлений : учебное пособие для среднего профессионального образования Юрайт, 2023 https://urait.ru/bcode/517239
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт Верховного Суда РФ www.supcoutr.ru
Э2 Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» www.sudrf.ru
Э3 Информационный ресурс www.pravo.ru
Э4 Сайт «Научной электронной библиотеки LIBRARY.RU». Режим доступа: http:// elibrary. ru/defaulix.asp
Э5 Сайт «Университетской библиотеки онлайн». Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/ spravka usloviya_ dostupa.html
Э6 Курс в системе moodle: "Криминология" portal.edu.asu.ru
Э7 Сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации epp.genproc.gov.ru
Э8 Сайт МВД России https://мвд.рф
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru)
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины осуществляется посредством лекционных и семинарских занятий. Порядок проведения лекционных занятий определяется преподавателем самостоятельно и реализуется в зависимости от конкретных, стоящих перед отдельным занятием задач.

Методика проведения практического занятия

Посещение данных занятий является обязательным для обучающегося.
В процессе проведения практических занятий организуется систематическая работа студентов по изучению дисциплины, закрепляется материал, который давался студентам на лекциях, а также материал, изученный в ходе самостоятельной работы в виде подготовки к таким занятиям. На практических занятиях студенты совершенствуют навыки излагать усвоенный материал, участвовать в дискуссиях, отстаивать собственную позицию, применять полученные знания для решения практических вопросов предмета дисциплины (казусов).
Практические занятия позволяют определить уровень знания каждым студентом пройдённого материала, осуществлять контроль за усвоением тем дисциплины, своевременно исправлять ошибки, допущенные в ходе самостоятельной подготовки.
На практических занятиях формируется навык по квалификации уголовно-значимой деятельности в сфере преступлений против здоровья населения.
Практические занятия обеспечивают должное знание вопросов дисциплины, успешный ответ на текущей аттестации и прохождение промежуточной аттестации по дисциплине (дифференцированного зачёта).
В процессе подготовки к практическим занятиям необходимо студенту учесть следующее.
1. Перед занятием следует внимательно ознакомиться с его планом и рекомендованными для изучения нормативным материалом и литературой.
Для подготовки теоретических вопросов студенту вначале необходимо обратиться к содержанию лекционного материала, если таковой имеется. В иных случаях изучение вопроса целесообразно начинать с изучения положений законодательства, регулирующего те или иные вопросы (соответствующей нормы УК РФ, других законов и нормативных актов), далее ознакомиться с содержанием актов судебного толкования данной нормы и только затем переходить к изучению рекомендованной литературы. Завершающим этапом изучения вопроса является анализ судебной практики по конкретному составу преступления.
Все нормативные правовые акты можно найти в информационных справочных системах, в частности в Справочно-правовой системе «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». Использование этих систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе последних направлений правоприменительной практики.
Наличие Уголовного кодекса РФ, а также иных нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ является обязательным на занятии. При решении задач, анализе тех или иных проблем обязательно обращение к положениям законодательных актов и актов толкования закона.
2. При работе с литературой приоритет в ознакомлении с темой следует отдать учебным пособиям и ученикам, рекомендованным в качестве основной литературы. После этого можно переходить к анализу дополнительной литературы в виде более сложных работ, в частности, научных монографий и статей. При этом студент должен понимать, что приведённым в плане занятия перечнем вся литература по той или иной теме, конечно, не исчерпывается. Поэтому он вправе обратиться к преподавателю, ведущему лекционные или семинарские / практические занятия, и попросить рекомендовать ему дополнительную литературу. Кроме того, студент может самостоятельно изучить по интересующему вопросу статьи, опубликованные в журналах, например, «Уголовное право», «Наркоконтроль», «Законность», «Российская юстиция» и других. Работу с литературой существенно облегчают информационно-справочные и электронно-библиотечные системы. Многие статьи размещены Справ.-правовой системе «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». Кроме того, студенты АлтГУ имеют доступ к электронным коллекциям работ, размещённым в следующих электронно-библиотечных системах: ЭБС издательства «Лань», «Университетской библиотеке онлайн», «Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU». Самостоятельный поиск литературы поощряется при выставлении отметки за ответ или контрольное задание.
3. В процессе сбора практического материала можно обращаться к различным источникам. Материалы статистики, судебной и следственной практики регулярно публикуются.
Предоставляют огромные возможности для сбора практического материала и существенно облегчают его поиск справочно-информационные правовые системы, в частности Справ.-правовая система «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». По ключевым словам в них можно быстро найти интересующую информацию.
Однако наиболее объективную и полную информацию даёт изучение судебной практики посредством специальных Интернет-ресурсов. К ним относятся Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» (режим доступа: http://www.sudrf.ru/), Сайт РосПравосудие (режим доступа: http://rospravosudie.com/) и Сайт судебные и нормативные акты РФ (режим доступа: http://sudact.ru/), сайты Генеральной прокуратуры Российской Федерации (https://epp.genproc.gov.ru),МВД России (https://мвд.рф).
4. При подготовке к практическому занятию студент должен продумать свои ответы по вопросам темы и быть готовым к дискуссии по спорным вопросам. Поэтому ему следует чётко сформулировать аргументы и обдумать систему доказательств той точки зрения, которая, по его мнению, является правильной.
Выступления на семинарских занятиях должны достаточно полно раскрывать содержание обсуждаемых вопросов. Излагаемую позицию необходимо обосновывать, используя при этом ссылки на точки зрения, представленные в литературе, на законодательные и иные нормативные источники, примеры из практической деятельности.
5. Цель практических занятий – помочь обучающимся усвоить теоретические знания и закрепить их в ходе решения практических заданий.
Условием успешной работы при решении предлагаемых заданий является тщательная предварительная подготовка. Обучаемые должны усвоить материалы лекции, ознакомиться с рекомендованной литературой, что позволит найти оптимальные пути решения задач.
При решении задач необходимо пользоваться формулами для расчета криминологических показателей, содержащимися в учебной литературе, выводы мотивировать и аргументировать.