МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологическое консультирование семьи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки44.03.02. Психолого-педагогическое образование
ПрофильСемейная психология и педагогика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_02_Психолого-педагогические образование_СПиП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Препод., Кислых Анна Александровна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Кузьмина Анна Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Психологическое консультирование семьи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)

составлена на основании учебного плана:
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 31.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Кузьмина Анна Сергеевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 31.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Кузьмина Анна Сергеевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью данного курса является:
Теоретическое и практическое знакомство с методами, используемыми в практике клинического психолога
задачи курса:
1. Получение студентами знаний о методологии использования тестов и методик в клинической психологии.
2. Формирование навыков применения клиникопсихологических методов в работе психолога.
3. Отработать технику применения каждого метода и сформировать навыки сравнительного анализа полученных результатов.
4. Способствовать развитию навыков наблюдательности, коммуникативной грамотности, самопонимания, самопознания и прочих рефлексивных способностей как профессионально важных качеств.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-6.1 Знает характеристики и особенности применения психолого педагогических технологий для индивидуализации обучения, развития и воспитания обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-6.2 Умеет выбирать и применять психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Иметь представление о существующих методах и методиках сбора информации о симптомах пациента
- Знать о способах анализа данных и результатов клиникопсихологического исследования
3.2.Уметь:
3.2.1.- Уметь оценить психологическое состояние пациента на основании использования клиникопсихологических методик и методов
- Уметь написать заключение на основе данных применения клиникопсихологических методик
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- Владеть средствами составления отчета по результатам клиникопсихологического исследования
- Владеть способами оценки психологического состояния пациента

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основания использования методов сбора данных в психологическом исследовании.
1.1. Сущность брака и семьи. Структура семьи, семейные роли и функции. Лекции 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Понятие семьи, понятие брака, их связь и различия. Этапы становления семейных отношений. Этап вступления в брак. Роль ритуалов и обычаев. Этап адаптации супругов. Появление детей. Зрелый брак. Уход детей из семьи. Старение супругов. Роль бабушек и дедушек в семье. Лабораторные 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Функции семьи (репродуктивная, хозяйственно-экономическая, коммуникативная, воспитательная, психотерапевтическая, сексуально-эротическая, первичного социального контроля). Сам. работа 5 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Семья как полифункциональная система. Последовательность формирования и взаимосвязь различных функций семьи. Общение в семье. Лабораторные 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Планирование рождаемости. Связь молодой семьи с родительской семьей. Способы оптимизации семейного взаимодействия. Сам. работа 5 3 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Оказание психологической помощи и поддержки друг другу со стороны супругов. Формирование семейных ролей и ожиданий. Проблема соответствия ролей ожиданиям партнеров. Лабораторные 5 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Алгоритм формирования исходного множества признаков, способы их эмпирического описания, типы шкал. Лабораторные 5 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.8. Алгоритм формирования исходного множества признаков, способы их эмпирического описания, типы шкал. Лабораторные 5 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.9. Формулировка атрибутов научного исследования Лабораторные 5 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.10. Формулировка гипотез клиникопсихологического исследования Сам. работа 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.11. Методики клиникопсихологического исследования Сам. работа 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.12. Методы наблюдения в клинико психологическом исследовании Сам. работа 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Социализация детей в семье.
2.1. Социализация детей в семье. Лекции 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Понятие «социализация». Стадии социализации. Институты социализации (семья, школа, общество сверстников, трудовой коллектив, средства массовой информации и коммуникации). Основные и второстепенные институты социализации. Лекции 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Особенности социализации в современных условиях. Гендерные аспекты социализации. Понятие первичной социализации. Соответствие отношения к ребенку его первичным потребностям. Сам. работа 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Проблема принятия и эмоциональной депривации. Формы депривации, психологические и медицинские последствия материнской депривации. Сиблинги, последовательность рождения, ревность детей. Сам. работа 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Тема 3 Методология психодиагностики. Классификация и характеристика методов психодиагностики.
3.1. Методология психодиагностики. Классификация и характеристика методов психодиагностики. Лекции 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Психодиагностическая методика. Отличие психодиагностических методов от исследовательских. Лабораторные 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Классификация психодиагностических методов (объективные, субъективные, проективные методы). Стандартизированные и нестандартизированные методы психодиагностики. Экспертные методы психодиагностики: наблюдение, беседа, анкетирование, контент-анализ, ролевая игра. Роль и место наблюдения в работе психодиагноста. О Сам. работа 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Основные принципы составления и проведения психодиагностических интервью. Тесты, их характеристика. Структура теста.Основные требования, предъявляемые к психодиагностическим тестам. Основания для классификации тестов. Сам. работа 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.5. Клинический метод в работе психолога Лабораторные 5 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.6. Методы наблюдения в клинико психологическом исследовании Сам. работа 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Психологическое обследования семьи: общие принципы. Типология методик психологического обследования семьи.
4.1. Психологическое обследования семьи: общие принципы. Типология методик психологического обследования семьи. Лекции 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Психологическое обследования семьи. Исторический анализ методик диагностического обследования семьи. Лабораторные 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.3. Параметры, которые выявляет семейная диагностика. Причины сложности изучения (обследования) семьи (по Э.Г.Эйдемиллеру). Сам. работа 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.4. Типология методик диагностического обследования семьи. Параметры, которые выявляет семейная диагностика. Ключевые измерения структуры семьи. Критерии психологического здоровья семьи. Сам. работа 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.5. Составление отчета по результатам проведения клиникопсихологического обследования Лабораторные 5 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.6. Методики исследования эмоциональных состояний Лабораторные 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.7. Методы изучения тревожности Лабораторные 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.8. Методы изучения аффективных реакций и симптоматики Лабораторные 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Общая схема сбора диагностической информации о супружеской диаде.
5.1. Общая схема сбора диагностической информации о супружеской диаде. Лекции 5 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.2. Социально-экономические и демографические характеристики, добрачные отношения, микроокружение семьи, стадия супружества, субъективный уровень благополучия отношений, оценка отдельных феноменов супружеских отношений (взаимопонимание, взаимоуважение, эмоциональный комфорт, уровень конфликтности, ролевая согласованность. Сам. работа 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.3. Исследование индивидуальности супругов, исследование семейного досуга, интересов, ценностей, семейная психограмма. Сам. работа 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Диагностика детско-родительских отношений.
6.1. Диагностика детско-родительских отношений. Лекции 5 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.2. Тестовая и нетестовая диагностика в обследовании детско-родительской семейной подсистемы. Лабораторные 5 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.3. Типы методик для диагностического обследования детско-родительской системы (методики, предназначенные только для детей; методики, предназначенные только для родителей; методики, пригодные для детей и родителей. Сам. работа 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.4. Методики, имеющие отдельные субтесты для детей и для родителей, соотносимые друг с другом Сам. работа 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.5. Методики, предназначенные для взаимодействующей диады «родитель-ребенок). Сам. работа 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.6. Диагностика стилей родительского воспитания, родительских установок. Выявление эмоционального климата семьи. Сам. работа 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Какие методы клиникопсихологического исследования вам известны?
2. Сформулируйте смысл качественных и количественных методов клиникопсихологического исследования.
3. Какие способы формулировки атрибутов научного исследования вам известны?
4. Какие способы формулировки гипотез клиникопсихологического исследования вам известны?
5. Каково предназначение методов наблюдения в клиникопсихологическом исследовании?
6. Какие методы исследования эмоциональных состояний вам известны?
7. Какие методы изучения когнитивных способностей вам известны?
8. Что такое алекситимия?
9. Какие методы изучения и оценки алекситимического статуса вам известны?
10. Какие методики изучения тревожных состояний вам известны?
11. Какие методики изучения депрессивных состояний вам известны?
12. Какие личностные опросники вам известны?
13. Какие типы измерительных шкал в психологическом исследовании вам известны?
14. Объясните понятие выборки в психологическом исследовании.
15. Как вы понимаете понятие репрезентативность выборки исследования?
16. Назовите предпосылки возникновения психодиагностической науки.
17. В каком диагностическом направлении считалось возможным изучать индивидуальные особеннсоти по форме черепа?
18. Сформулируйте вклад Дж. Кеттела в развитие психодиагностики.
19. На измерение чего направлена шкала Бине - симона?
20. Объясните причины, по которым в 40 х годах 20 го века стала понятной недостаточность сугубо умственных, интеллектуальных тестов для индивидуальной диагностики.
21. Объясните предназначение проективных методик в психологической практике.
22. Объясните понятие тестовой надежности
23. Объясните понятие тестовой валидности.
24. Объясните понятие ретестовой надежности.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Мировоззрение супругов и удовлетворенность браком.

2. Оптимизация общения в семье.

3. Неконструктивные установки супругов на брак и работа с ними.

4. Супружеские взаимоотношения и личностный рост.

5. Неблагоприятные эмоциональные состояния супругов и работа с ними.

6. Проективные защитные механизмы и работа с ними в ситуации супружеского конфликта.

7. Реинтерпретативная активность супругов в конфликте и работа с ее негативными последствиями.

8. Личностная агрессивность супругов как проблема супружеского взаимодействия.

9. Состояния тревоги в супружеских конфликтах.

10. Фиксация на психотравме как фактор, дестабилизирующий супружеское общение, и работа с ней.

11. Самоактуализация супругов и характер брака.

12. Потворствующая гиперпротекция как предмет заботы практического психолога.

13. Доминирующая гиперпротекция как предмет заботы практического психолога.

14. Эмоциональное отвержение ребенка родителями как предмет заботы практического психолога.

15. Повышенная моральная ответственность ребенка в семье как предмет заботы практического психолога.

16. Родительская гипопротекция как предмет заботы практического психолога.

17. Расширение сферы родительских чувств как предмет заботы практического психолога.

18. Воспитательная неуверенность родителя как предмет заботы практического психолога.

19. Фобия утраты ребенка у родителей как предмет заботы психолога.

20. Неразвитость родительских чувств как предмет заботы практического психолога.

21. Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств у родителей как предмет заботы практического психолога.

22. Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания как предмет заботы практического психолога.

23. Проблемы воспитания дочерей в ситуации предпочтения мужских качеств со стороны родителей.

24. Проблемы воспитания сыновей в ситуации предпочтения женских качеств со стороны родителей.

25. Недостаточность требований–обязанностей со стороны родителей как предмет заботы практического психолога.

26. Отвержение родителями ребенка как предмет заботы психолога.

27. Сотрудничество родителей с ребенком как предмет заботы практического психолога.

28. Симбиотические взаимоотношения между родителем и ребенком как предмет заботы практического психолога.

29. Авторитаризм родителей в отношениях с ребенком как предмет заботы практического психолога.

30. Отношение родителя к неудачам ребенка как предмет заботы практического психолога.

31. Использование генограммы в семейном психологическом консультировании.

32. Влияние родительской семьи на взаимоотношения супругов.

33. Индивидуальные стратегии поиска потенциального брачного партнера.

34. Взаимоотношения супругов в период развода.

35. Психологическое консультирование по проблемам повторного брака.

36. Последствия сексуального насилия над детьми.

37. Формирование поло–ролевой идентичности.

38. Психологическое консультирование родителей дошкольников.

39. Работа с дошкольниками средствами психологического консультирования.

40. Психологическое консультирование родителей младших школьников.

41. Психологическое консультирование младших школьников.

42. Психологическое консультирование подростков.

43. Психологическое консультирование родителей по проблемам взаимоотношений с подростками.

44. Психологическое консультирование по проблемам юношеского возраста.

45. Психологическое консультирование родителей по проблемам взаимоотношений с их детьми юношеского возраста.

46. Психологическое консультирование по проблемам взаимоотношений взрослых людей со своими родителями.

47. Психологическое консультирование членов педагогического коллектива.

48. Проблематика и специфика психологического консультирования в вузе.

49. Специфика психологического консультирования на телефоне доверия.

50. Психологическое консультирование по проблемам в супружеских взаимоотношениях.

51. Психологическое консультирование лиц, переживших тяжелую утрату.

52. Психологическое консультирование инвалидов.

53. Психологическое консультирование членов семей, где имеются инвалиды.

54. Психологическое консультирование родителей, имеющих детей–инвалидов.

55. Добрачное психологическое консультирование.

56. Проблема развода в психологическом консультировании.

57. Психологическое консультирование по проблемам повторного брака.

58. Реконструктивный подход в психологическом консультировании (Б.М. Мастеров).

59. Использование метафор в психологическом консультировании.

60. Психологическое консультирование по проблемам гиперактивного поведения детей.

61. Интеллект как возможный фактор эффективности деятельности психолога–консультанта.

62. Влияние особенностей темперамента психолога–консультанта на характер и эффективность консультативного процесса.

63. Психологическое консультирование по проблемам, связанным с агрессивным поведением.

64. Психологическое консультирование по проблемам, связанным с девиантным поведением.

65. Факторы личностного роста психолога–консультанта в психологическом консультировании.

66. Факторы личностного роста клиента в психологическом консультировании.

67. Влияние тендерных различий на характер и эффективность консультативного процесса.

68. Психологическое консультирование по проблемам, связанным с самопринятием

69. Психологическое консультирование по проблемам одиночества.

70. Психологическое консультирование родителей одаренных детей.

71. Психологическое консультирование одаренных детей.

72. Психологическое консультирование по проблемам, связанным с наркоманией и алкоголизмом.

73. Психологическое консультирование по проблемам, связанным с суицидом.

74. Развитие социального интеллекта средствами психологического консультирования.

75. Использование психодиагностических методик в психологическом консультировании.

76. Психологическое консультирование по проблемам профессионального самоопределения.

77. Психологическое консультирование безработных.

78. Работа с мотивационной сферой средствами психологического консультирования.

79. Психологическое консультирование и Интернет.

80. Влияние способности к воображению на эффективность деятельности психолога–консультанта.

81. Креативность и эффективность деятельности психолога–консультанта.

82. Использование произведений искусства в психологическом консультировании.

83. Особенности мотивации деятельности различных психологов–консультантов.

84. Понятие нормы и его использование в практике психологического консультирования.

85. Индивидуальные различия и особенности психологического консультирования.

86. Психологическое консультирование лиц, вовлеченных в деструктивный культ.

87. Психологическое консультирование родственников лиц, вовлеченных в деструктивный культ.

88. Психологическое консультирование в менеджменте.

89. Психологическое консультирование политиков.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кошелева А.Н. - Отв. ред., Хороших В.В. - Отв. ред. ПСИХОДИАГНОСТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Носс И.Н. ПСИХОДИАГНОСТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. Г. Янова Психодиагностика [Электронный ресурс]: (учеб. прогр. и метод. рекомендации) АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Психологическое консультирование семьи portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office
2. Acrobat Reader
3. Microsoft Windows
4. 7-Zip
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В рамках дисциплины «Клиническая психодиагностика» на практические занятия выносятся следующие темы:
Создание интерфейса психологического тесте/ методики с помощью сервиса google forms;
Создание ключевого файла в Excel книге для обработки данных психологической методики;
Поиск и освоение написания макросов в Excel книге для автоматизации обработки результатов методики;
Интерпретация результатов психологической методики;
Знакомство с методиками оценки клинико-психологической симптоматики;
Знакомство с личностными методиками и опросниками;
Освоение способов анализа и интерпретации данных личностных опросников;
Знакомство с диагностическими методиками оценки аффективных состояний
Знакомство с диагностическими методиками оценки тревожных состояний

Практическая работа студентов по курсу «Клиническая психодиагностика» на занятиях направлена на развитие самостоятельности, приобретение и закрепление умений и навыков анализу существующих методов, методик диагностики, применяемых в практической и исследовательской работе психолога. Поэтому при подготовке к практическим занятиям студенту рекомендуется составлять конспект создания интерфейсов психологических методик, индивидуально проходить методики, анализировать результаты и сохранять в групповой сводной таблице данных.
В случае пропуска занятий студент может сделать доклад по предложенным темам. На самом занятии они должны слушать и анализировать доклады сокурсников для участия в последующем обсуждении проблемы.
По итогам заслушанных выступлений студентам выставляются баллы, которые при необходимости трансформируются в оценки. Так за качественный и полный ответ, с примерами, выделением четких особенностей концепций выставляется 75 – 100 баллов (оценка «отлично»).
При достаточно содержательном ответе, но без примеров, либо с присутствием путаницы при дифференцировании основных понятий и принципов выставляется от 50 до 74 баллов (оценка «хорошо»).
А при плохом знакомстве с материалом предложенных тестов, при некачественно подготовленном выступлении, не выделении четких принципов той или иной концепции идентичности, а также неумении сформулировать вывод по содержанию своего выступления - выставляется от 25 до 49 баллов (оценка «удовлетворительно»).

При подготовке к прохождению практической части экзамена студентам рекомендуется качественно и осмысленно разобраться с выполнением психологических практических работ – осуществление, анализ, интерпретация и составление психологических выводов по методикам, изучаемым в ходе курса. При возникновении вопросов, их необходимо своевременно задавать на практических занятиях по соответствующей теме, или на индивидуальной консультации с преподавателем. На экзамене студентам будут предложены практические задания по результатам методик с конкретным индивидуальным заданием для решения в аудитории.

Методические указания для подготовки к экзамену
При подготовке к прохождению экзаменационного контроля студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, выполнить индивидуальное контрольное задание.
При выборе письменного индивидуального контрольного задания сдать его преподавателю заранее до экзамена, при выполнении устного индивидуального контрольного задания студенту рекомендуется сделать выступление на практическом занятии по соответствующей работе теме.

Критерии получения оценки на экзамене:
Оценка «отлично» - высокая посещаемость лекционных и практических занятий, наличие индивидуальных конспектов лекций, законспектированных материалов для подготовки к практическим занятиям, успешно и своевременное выполнение индивидуального контрольного задания, решение тестовых заданий от 75% до 100%.
Оценка «хорошо» - посещаемость двух третей лекционных и практических занятий, наличие индивидуальных конспектов лекций, законспектированных материалов для подготовки к практическим занятиям, успешно и своевременное выполнение индивидуального контрольного задания, решение тестовых заданий от 51% до 74%.
Оценка «удовлетворительно» - посещаемость двух третей лекционных и практических занятий, законспектированных материалов для подготовки к содержанию лекционных и практических занятий, предоставление законспектированных материалов по выполнению индивидуального контрольного задания на экзамене преподавателю, решение тестовых заданий от 30% до 50%.