МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организационно-управленческое консультирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.04.01. Психология
ПрофильПсихологическое консультирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_04_01_Психология_ПК-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 54
индивидуальные консультации 22
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 54 54 54 54
Консультации 22 22 22 22
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.психол.н., Доцент, Тихонова О.Н.

Рецензент(ы):
д. психол.н., Профессор, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Организационно-управленческое консультирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 37.04.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 841)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор психол. наук. профессор Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор психол. наук. профессор Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у магистрантов систему знаний по теории и методологии организационно-управленческого консультирования.



2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность для решения профессиональных задач в области психологического консультирования
ПК-1.1 Знает методологические и теоретические основы научно-исследовательской деятельности, методы оценки и тестирования в науке и образовании
ПК-1.2 Умеет проектировать дизайн научного исследования
ПК-1.3 Владеет навыками использования математических методов верификации научных гипотез
ПК-2Способен осуществлять разные виды психологического консультирования участников образовательного процесса
ПК-2.1 Знает понятие, этику, виды, формы, психологического консультирования, этапы консультативной беседы
ПК-2.2 Владеет навыками проведения консультативной беседы по психологическим проблемам участников образовательного процесса (клиентов)
ПК-3Способен проводить анализ работы с консультативным случаем в образовательной практике
ПК-3.1 Знает принципы анализа процесса психологической консультации
ПК-3.2 Владеет навыками анализа и оценки работы с консультативным случаем из образовательной практики
ПК-4Способен осуществлять разные виды психологического консультирования в сфере социального обслуживания
ПК-4.1 Знает понятие, этику, виды, формы, психологического консультирования, этапы консультативной беседы
ПК-4.2 Владеет навыками проведения консультативной беседы по психологическим проблемам клиентов сферы социального обслуживания
ПК-5Способен проводить анализ работы с консультативным случаем в сфере социального обслуживания
ПК-5.1 Знает принципы анализа процесса психологической консультации
ПК-5.2 Владеет навыками анализа и оценки работы с консультативным случаем из социальной практики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1: Знает методологические и теоретические основы научно-исследовательской деятельности, методы оценки и тестирования в науке и образовании.
ПК-2.1: Знает понятие, этику, виды, формы, психологического консультирования, этапы консультативной беседы.
ПК-3.1: Знает принципы анализа процесса психологической консультации.
ПК-4.1: Знает понятие, этику, виды, формы, психологического консультирования, этапы консультативной беседы.
ПК-5.1: Знает принципы анализа процесса психологической консультации.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2: Умеет проектировать дизайн научного исследования.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3: Владеет навыками использования математических методов верификации научных гипотез.
ПК-2.2: Владеет навыками проведения консультативной беседы по психологическим проблемам участников образовательного процесса (клиентов).
ПК-3.2: Владеет навыками анализа и оценки работы с консультативным случаем из образовательной практики.
ПК-4.2: Владеет навыками проведения консультативной беседы по психологическим проблемам клиентов сферы социального обслуживания.
ПК-5.2: Владеет навыками анализа и оценки работы с консультативным случаем из социальной практики.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Управленческое консультирование: объекты, субъекты, организация
1.1. Сущность и содержание консалтинговой деятельности Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.3
1.2. Сущность и содержание консалтинговой деятельности Практические 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.3
1.3. Сущность и содержание консалтинговой деятельности Сам. работа 3 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.3
1.4. Основные понятия и определения управленческого консультрования Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.3
1.5. Основные понятия и определения управленческого консультрования Практические 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.3
1.6. Основные понятия и определения управленческого консультрования Сам. работа 3 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.3
1.7. Организация консалтинговых услуг Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.3
1.8. Организация консалтинговых услуг Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.3
1.9. Организация консалтинговых услуг Сам. работа 3 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.3
Раздел 2. Консультационный процесс
2.1. Стадии консультационного процесса Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л3.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.3
2.2. Стадии консультационного процесса Практические 3 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.3
2.3. Стадии консультационного процесса Сам. работа 3 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.3
2.4. Методы работы консультантов Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л3.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.3
2.5. Методы работы консультантов Практические 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.3
2.6. Методы работы консультантов Сам. работа 3 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.3
Раздел 3. Кадровый консалтинг
3.1. Консультирование по вопросам персонала Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.3
3.2. Консультирование по вопросам персонала Практические 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.3
3.3. Консультирование по вопросам персонала Сам. работа 3 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.3
3.4. Организационно-управленческое консультирование Консультации 3 22 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11269
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1 Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность для решения профессиональных задач в области психологического консультирования.
Вопрос 1.Дайте определение понятия "деловая услуга".
1. это осуществление полезной и приемлемой для клиента деятельности.
2. это осуществление деятельности определенного плана, которая является полезной и приемлемой для клиента.
3. это виды деятельности, создающие необходимые условия для качественного и эффективного функционирования обслуживаемых сфер народного хозяйства (материальных и нематериальных) и способствующие формированию и тесному взаимодействию всех элементов инфраструктурного комплекса.
Ответ:3.
Вопрос 2. Отметьте компоненты, включенные в структуру деловой услуги:
1. рекрутмент;
2. юридические услуги;
3. аудит;
4. лоббирование;
5. страхование;
6. инжиниринг;
7. бухгалтерское консультирование;
8. инвестиционное обслуживание;
9. информационное обслуживание;
10. реклама;
11. оценка;
12. работа с ценными бумагами;
13. управленческое консультирование.
Ответ: 1-13.
Вопрос 3. Дайте определение понятию "управленческое консультирование":
1. часть деловых, профессиональных услуг (например, это направления юристов, управленцев и т. д.);
2. один из видов консультационных услуг;
3. это деятельность, осуществляемая профессиональными консультантами и направленная на обслуживание потребностей коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц в консультациях, обучении, исследовательских работах по проблемам их функционирования и развития.
Ответ: 2.
Вопрос 4. Отметьте формы оказания услуг:
1. разовые консультации;
2. информационное обслуживание;
3. экспертиза;
4. консалтинговые проекты;
5. проводник.
Ответ: 1-4.
Вопрос 5. Отметьте виды консультационных услуг:
1. общее управление;
2. администрирование;
3. финансовый менеджмент;
4. специальные услуги;
5. менеджмент персонала;
6. информационные технологии;
7. производство;
8. маркетинг.
Ответ: 1-8.
Вопрос 6. Начало консультативной работе по управлению людскими ресурсами, их мотивации и исследованиям в области взаимоотношений членов коллектива положили:
1. А. Маслоу;
2. Э. Мэйо;
3. М.П. Фоллетт;
4. М. Дойч.
Ответ: 2, 3.
Вопрос 7. Назовите год основания научной организации труда в России:
1. 1917;
2. 1920;
3. 1923;
4. 1926;
5. 1930.
Ответ: 2.
Вопрос 8. Основатель управленческого консультирования в России:
1. В.Ш. Раппопорт;
2. Л. С. Выготский;
3. И. П. Радченко.
Ответ 1.
Вопрос 9. Когда была образована первая школа консультантов по управлению?
1. 1920 г.;
2. 1934 г.;
3. 1942 г.;
4. 1950 г.;
5. 1960 г.;
6. 1972 г.;
7. 1980 г.;
8. 1992 г.
Ответ: 8.
Вопрос 10. Назовите направления консультационных услуг:
1. информационные технологии;
2. стратегическое развитие;
3. человеческие ресурсы;
4. финансовые и административные системы;
5. управление производством товаров и услуг;
6. маркетинг;
7. управление проектами, реструктуризация;
8. экономика, окружающая среда;
9. юридическое консультирование.
Ответ: 1-9.
Вопрос 11. Деятельность профессиональных консультантов, направленная на обслуживание потребностей организаций и физических лиц в консультациях, обучении, исследовательских работах по проблемам их функционирования и развития:
1. обучение;
2. консультирование;
3. юридическая услуга;
4. аудит.
Ответ: 2-4.
Вопрос 12. Продукт консультационной деятельности:
1. товар;
2. рынок;
3. услуга;
4. помощь.
Ответ: 3, 4.
Вопрос 13. Вид консультационных услуг, специализирующийся на рекламе, сбыте, имидже компании, дизайне:
1. маркетинг;
2. общее управление;
3. администрирование;
4. специальные услуги.
Ответ:1-4.
Вопрос 14. Вид консультационных услуг по планированию рабочих помещений и их оснащению, размещению и перемещению офисов:
1. менеджмент персонала;
2. финансовый менеджмент;
3. администрирование;
4. общее управление.
Ответ:1-4.
Вопрос 15.Деловая услуга, заключающаяся в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления:
1. рекрутмент;
2. инжиниринг;
3. управленческое консультирование;
4. инвестиционное обслуживание.
Ответ:1-3.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий;
- "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более;
- "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий;
- "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий;
- "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий;
- "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий.

Вопрос 1. … – это осуществление полезной и приемлемой для клиента деятельности.
Ответ: услуга.
Вопрос 2. … – это вид деятельности, создающий необходимые условия для качественного и эффективного функционирования обслуживаемых сфер народного хозяйства и способствующий формированию и тесному взаимодействию всех элементов инфраструктурного комплекса.
Ответ: деловые услуги.
Вопрос 3. В чем заключается управленческое консультирование.
Ответ: в оказании экспертной помощи руководителям предприятий и учреждений по решению конкретных организационно-управленческих проблем.
Вопрос 4. Назовите представителя функционального подхода.
Ответ:Фриц Стееле.
Вопрос 5. Назовите представителя профессионального подхода.
Ответ: Лэрри Грейнер, Роберт Метцгер.
Вопрос 6. Назовите характерные черты управленческого консультирования.
Ответ: профессиональная помощь руководителя, независимая служба, совещательная служба.
Вопрос 7. Назовите характерные черты консультационной деятельности.
Ответ: вариантность, стратегическая направленность предложений, учет индивидуальных черт заказчика, разработка этапов и условий реализации предложений.
Вопрос 8. Назовите виды консультирования.
Ответ: экспертное, процессное, проектное, обучающее.
Вопрос 9. Назовите основные формы экспертного консультирования.
Ответ:
1. Совет, рекомендация консультанта.
2. Вопрос клиента – ответ консультанта в устной или
письменной форме.
3. Высказывание консультанта – реакция клиента и обсуждение.
4. Письменный отчет (обзор, проект, аналитическая записка), подготовленный консультантом.
5. Экспресс-анализ ситуации с использованием наблюдения, собеседования, письменных опросов и анкетирования, изучения документов и др.
6. Углубленный анализ ситуации, выявление истинных, глубинных причин трудностей предприятия посредством выбора критериев оценки и разработки оценочных шкал и эталонов, специальных программ исследований, формирования респондентских и экспертных групп, использования специального диагностического инструментария, модельного проектирования.
Вопрос 10. Какими факторами определяется эффективность экспертного консультирования.
Ответ:
1. Профессионализм консультанта.
2. Понимание клиентом предложенных советов, рекомендаций.
3. Готовность и возможность клиента выполнить эти рекомендации.
Вопрос 11. В чем отражается суть процессного консультирования.
Ответ:
1. Активное участие клиента.
2. Консультирование рассматривается как процесс, выполняемый в определенной последовательности действий, с использованием определенных технологий, методов и инструментов.
3. Консультирование направлено на проведение системных изменений в организации, является комплексным и максимально учитывает специфику клиента.
Вопрос 12. Назовите цель применения процессного консультирования.
Ответ:повышение производительности и улучшение психологического климата в организации, достигаемые при участии независимого внешнего консультанта.
Вопрос 13. Назовите задачи консультанта.
Ответ: помогать в решении существующих проблем, показать организации пути самостоятельного решения проблем в будущем.
Вопрос 14. Назовите методы, специально разработанные для обеспечения взаимодействия с клиентом.
Ответ: организационная диагностика, организационные интервенции.
Вопрос 15. Дайте определение понятию "организационная диагностика".
Ответ: это совокупность методов, посредством которых консультант собирает информацию о состоянии организации клиента.
Вопрос 16. Назовите основные методы диагностики.
Ответ: индивидуальные и групповые интервью, наблюдение за деятельностью организации изнутри, знакомство с документами и историей организации.
Вопрос 17. Что является результатом диагностики?
Ответ: краткий отчет, содержащий структурированное изложение полученной информации, возможно, с перечнем выявленных проблем.
Вопрос 18. Дайте определение понятию "организационные интервенции".
Ответ: мероприятия, связанные с воздействием на организацию, которые призваны внести в ее деятельность позитивные изменения и закрепить их.
Вопрос 19. Опишите кратко черты процессного консультирования.
Ответ:
1. Организация процесса поиска решений и анализа альтернатив специалистами компании без суждений, оценок и комментариев консультанта по сути рассматриваемой проблемы.
2. Организация и проведение деловых и инновационных игр по проблематике, иных форм групповой и индивидуальной работы.
3. Участие в процессе принятия решений (участие в рабочих совещаниях, дискуссиях с правом совещательного голоса).
4. Надзор за внедрением рекомендаций (проведение контрольных замеров, выявление отклонений от нормативов, планов, графиков).
5. Участие во внедрении (корректировка и разработка новых рекомендаций по инициативе консультантов).
6. Прямое вмешательство в управление (принятие управленческих решений, направленных на внедрение рекомендаций).
Вопрос 20. Дайте определение понятию "проектное консультирование".
Ответ: создание конкретных проектов в определенной внутрифирменной сфере, например, маркетинговый проект выхода фирмы
на рынок с созданием сети магазинов или проект технического перевооружения предприятия.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ПК-2: Способен осуществлять разные виды психологического консультирования участников образовательного процесса.
Вопрос 1. Отметьте формы оказания услуг:
1. разовые консультации;
2. информационное обслуживание;
3. экспертиза;
4. консалтинговые проекты;
5. проводник.
Ответ: 1-4.
Вопрос 2. Отметьте виды консультационных услуг:
1. общее управление;
2. администрирование;
3. финансовый менеджмент;
4. специальные услуги;
5. менеджмент персонала;
6. информационные технологии;
7. производство;
8. маркетинг.
Ответ: 1-8.
Вопрос 3. Назовите направления консультационных услуг:
1. информационные технологии;
2. стратегическое развитие;
3. человеческие ресурсы;
4. финансовые и административные системы;
5. управление производством товаров и услуг;
6. маркетинг;
7. управление проектами, реструктуризация;
8. экономика, окружающая среда;
9. юридическое консультирование.
Ответ: 1-9.
Вопрос 4. Деятельность профессиональных консультантов, направленная на обслуживание потребностей организаций и физических лиц в консультациях, обучении, исследовательских работах по проблемам их функционирования и развития:
1. обучение;
2. консультирование;
3. юридическая услуга;
4. аудит.
Ответ: 2-4.
Вопрос 5. Продукт консультационной деятельности:
1. товар;
2. рынок;
3. услуга;
4. помощь.
Ответ: 3, 4.
Вопрос 6. Вид консультационных услуг, специализирующийся на рекламе, сбыте, имидже компании, дизайне:
1. маркетинг;
2. общее управление;
3. администрирование;
4. специальные услуги.
Ответ:1-4.
Вопрос 7. Вид консультационных услуг по планированию рабочих помещений и их оснащению, размещению и перемещению офисов:
1. менеджмент персонала;
2. финансовый менеджмент;
3. администрирование;
4. общее управление.
Ответ:1-4.
Вопрос 8.Деловая услуга, заключающаяся в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления:
1. рекрутмент;
2. инжиниринг;
3. управленческое консультирование;
4. инвестиционное обслуживание.
Ответ:1-3.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий;
- "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более;
- "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий;
- "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий;
- "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий;
- "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий.

Вопрос 1. … – это осуществление полезной и приемлемой для клиента деятельности.
Ответ: услуга.
Вопрос 2. … – это вид деятельности, создающий необходимые условия для качественного и эффективного функционирования обслуживаемых сфер народного хозяйства и способствующий формированию и тесному взаимодействию всех элементов инфраструктурного комплекса.
Ответ: деловые услуги.
Вопрос 3. В чем заключается управленческое консультирование.
Ответ: в оказании экспертной помощи руководителям предприятий и учреждений по решению конкретных организационно-управленческих проблем.
Вопрос 5. Назовите характерные черты управленческого консультирования.
Ответ: профессиональная помощь руководителя, независимая служба, совещательная служба.
Вопрос 6. Назовите характерные черты консультационной деятельности.
Ответ: вариантность, стратегическая направленность предложений, учет индивидуальных черт заказчика, разработка этапов и условий реализации предложений.
Вопрос 7. Назовите виды консультирования.
Ответ: экспертное, процессное, проектное, обучающее.
Вопрос 8. Назовите основные формы экспертного консультирования.
Ответ:
1. Совет, рекомендация консультанта.
2. Вопрос клиента – ответ консультанта в устной или
письменной форме.
3. Высказывание консультанта – реакция клиента и обсуждение.
4. Письменный отчет (обзор, проект, аналитическая записка), подготовленный консультантом.
5. Экспресс-анализ ситуации с использованием наблюдения, собеседования, письменных опросов и анкетирования, изучения документов и др.
6. Углубленный анализ ситуации, выявление истинных, глубинных причин трудностей предприятия посредством выбора критериев оценки и разработки оценочных шкал и эталонов, специальных программ исследований, формирования респондентских и экспертных групп, использования специального диагностического инструментария, модельного проектирования.
Вопрос 9. Какими факторами определяется эффективность экспертного консультирования.
Ответ:
1. Профессионализм консультанта.
2. Понимание клиентом предложенных советов, рекомендаций.
3. Готовность и возможность клиента выполнить эти рекомендации.
Вопрос 10. В чем отражается суть процессного консультирования.
Ответ:
1. Активное участие клиента.
2. Консультирование рассматривается как процесс, выполняемый в определенной последовательности действий, с использованием определенных технологий, методов и инструментов.
3. Консультирование направлено на проведение системных изменений в организации, является комплексным и максимально учитывает специфику клиента.
Вопрос 11. Назовите цель применения процессного консультирования.
Ответ:повышение производительности и улучшение психологического климата в организации, достигаемые при участии независимого внешнего консультанта.
Вопрос 12. Назовите задачи консультанта.
Ответ: помогать в решении существующих проблем, показать организации пути самостоятельного решения проблем в будущем.
Вопрос 13. Назовите методы, специально разработанные для обеспечения взаимодействия с клиентом.
Ответ: организационная диагностика, организационные интервенции.
Вопрос 14. Дайте определение понятию "организационная диагностика".
Ответ: это совокупность методов, посредством которых консультант собирает информацию о состоянии организации клиента.
Вопрос 15. Назовите основные методы диагностики.
Ответ: индивидуальные и групповые интервью, наблюдение за деятельностью организации изнутри, знакомство с документами и историей организации.
Вопрос 16. Что является результатом диагностики?
Ответ: краткий отчет, содержащий структурированное изложение полученной информации, возможно, с перечнем выявленных проблем.
Вопрос 17. Дайте определение понятию "организационные интервенции".
Ответ: мероприятия, связанные с воздействием на организацию, которые призваны внести в ее деятельность позитивные изменения и закрепить их.
Вопрос 18. Опишите кратко черты процессного консультирования.
Ответ:
1. Организация процесса поиска решений и анализа альтернатив специалистами компании без суждений, оценок и комментариев консультанта по сути рассматриваемой проблемы.
2. Организация и проведение деловых и инновационных игр по проблематике, иных форм групповой и индивидуальной работы.
3. Участие в процессе принятия решений (участие в рабочих совещаниях, дискуссиях с правом совещательного голоса).
4. Надзор за внедрением рекомендаций (проведение контрольных замеров, выявление отклонений от нормативов, планов, графиков).
5. Участие во внедрении (корректировка и разработка новых рекомендаций по инициативе консультантов).
6. Прямое вмешательство в управление (принятие управленческих решений, направленных на внедрение рекомендаций).
Вопрос 19. Дайте определение понятию "проектное консультирование".
Ответ: создание конкретных проектов в определенной внутрифирменной сфере, например, маркетинговый проект выхода фирмы
на рынок с созданием сети магазинов или проект технического перевооружения предприятия.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ПК-3: Способен проводить анализ работы с консультативным случаем в образовательной практике.
Вопрос 1. Отметьте формы оказания услуг:
1. разовые консультации;
2. информационное обслуживание;
3. экспертиза;
4. консалтинговые проекты;
5. проводник.
Ответ: 1-4.
Вопрос 2. Отметьте виды консультационных услуг:
1. общее управление;
2. администрирование;
3. финансовый менеджмент;
4. специальные услуги;
5. менеджмент персонала;
6. информационные технологии;
7. производство;
8. маркетинг.
Ответ: 1-8.
Вопрос 3. Назовите направления консультационных услуг:
1. информационные технологии;
2. стратегическое развитие;
3. человеческие ресурсы;
4. финансовые и административные системы;
5. управление производством товаров и услуг;
6. маркетинг;
7. управление проектами, реструктуризация;
8. экономика, окружающая среда;
9. юридическое консультирование.
Ответ: 1-9.
Вопрос 4. Деятельность профессиональных консультантов, направленная на обслуживание потребностей организаций и физических лиц в консультациях, обучении, исследовательских работах по проблемам их функционирования и развития:
1. обучение;
2. консультирование;
3. юридическая услуга;
4. аудит.
Ответ: 2-4.
Вопрос 5. Продукт консультационной деятельности:
1. товар;
2. рынок;
3. услуга;
4. помощь.
Ответ: 3, 4.
Вопрос 6. Вид консультационных услуг, специализирующийся на рекламе, сбыте, имидже компании, дизайне:
1. маркетинг;
2. общее управление;
3. администрирование;
4. специальные услуги.
Ответ:1-4.
Вопрос 7. Вид консультационных услуг по планированию рабочих помещений и их оснащению, размещению и перемещению офисов:
1. менеджмент персонала;
2. финансовый менеджмент;
3. администрирование;
4. общее управление.
Ответ:1-4.
Вопрос 8.Деловая услуга, заключающаяся в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления:
1. рекрутмент;
2. инжиниринг;
3. управленческое консультирование;
4. инвестиционное обслуживание.
Ответ:1-3.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий;
- "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более;
- "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий;
- "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий;
- "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий;
- "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий.

Вопрос 1. … – это вид деятельности, создающий необходимые условия для качественного и эффективного функционирования обслуживаемых сфер народного хозяйства и способствующий формированию и тесному взаимодействию всех элементов инфраструктурного комплекса.
Ответ: деловые услуги.
Вопрос 2. В чем заключается управленческое консультирование.
Ответ: в оказании экспертной помощи руководителям предприятий и учреждений по решению конкретных организационно-управленческих проблем.
Вопрос 3. Назовите характерные черты управленческого консультирования.
Ответ: профессиональная помощь руководителя, независимая служба, совещательная служба.
Вопрос 5. Назовите характерные черты консультационной деятельности.
Ответ: вариантность, стратегическая направленность предложений, учет индивидуальных черт заказчика, разработка этапов и условий реализации предложений.
Вопрос 6. Назовите виды консультирования.
Ответ: экспертное, процессное, проектное, обучающее.
Вопрос 7. Назовите основные формы экспертного консультирования.
Ответ:
1. Совет, рекомендация консультанта.
2. Вопрос клиента – ответ консультанта в устной или
письменной форме.
3. Высказывание консультанта – реакция клиента и обсуждение.
4. Письменный отчет (обзор, проект, аналитическая записка), подготовленный консультантом.
5. Экспресс-анализ ситуации с использованием наблюдения, собеседования, письменных опросов и анкетирования, изучения документов и др.
6. Углубленный анализ ситуации, выявление истинных, глубинных причин трудностей предприятия посредством выбора критериев оценки и разработки оценочных шкал и эталонов, специальных программ исследований, формирования респондентских и экспертных групп, использования специального диагностического инструментария, модельного проектирования.
Вопрос 8. Какими факторами определяется эффективность экспертного консультирования.
Ответ:
1. Профессионализм консультанта.
2. Понимание клиентом предложенных советов, рекомендаций.
3. Готовность и возможность клиента выполнить эти рекомендации.
Вопрос 9. В чем отражается суть процессного консультирования.
Ответ:
1. Активное участие клиента.
2. Консультирование рассматривается как процесс, выполняемый в определенной последовательности действий, с использованием определенных технологий, методов и инструментов.
3. Консультирование направлено на проведение системных изменений в организации, является комплексным и максимально учитывает специфику клиента.
Вопрос 10. Назовите цель применения процессного консультирования.
Ответ:повышение производительности и улучшение психологического климата в организации, достигаемые при участии независимого внешнего консультанта.
Вопрос 11. Назовите задачи консультанта.
Ответ: помогать в решении существующих проблем, показать организации пути самостоятельного решения проблем в будущем.
Вопрос 12. Назовите методы, специально разработанные для обеспечения взаимодействия с клиентом.
Ответ: организационная диагностика, организационные интервенции.
Вопрос 13. Дайте определение понятию "организационная диагностика".
Ответ: это совокупность методов, посредством которых консультант собирает информацию о состоянии организации клиента.
Вопрос 14. Назовите основные методы диагностики.
Ответ: индивидуальные и групповые интервью, наблюдение за деятельностью организации изнутри, знакомство с документами и историей организации.
Вопрос 15. Что является результатом диагностики?
Ответ: краткий отчет, содержащий структурированное изложение полученной информации, возможно, с перечнем выявленных проблем.
Вопрос 16. Дайте определение понятию "организационные интервенции".
Ответ: мероприятия, связанные с воздействием на организацию, которые призваны внести в ее деятельность позитивные изменения и закрепить их.
Вопрос 17. Опишите кратко черты процессного консультирования.
Ответ:
1. Организация процесса поиска решений и анализа альтернатив специалистами компании без суждений, оценок и комментариев консультанта по сути рассматриваемой проблемы.
2. Организация и проведение деловых и инновационных игр по проблематике, иных форм групповой и индивидуальной работы.
3. Участие в процессе принятия решений (участие в рабочих совещаниях, дискуссиях с правом совещательного голоса).
4. Надзор за внедрением рекомендаций (проведение контрольных замеров, выявление отклонений от нормативов, планов, графиков).
5. Участие во внедрении (корректировка и разработка новых рекомендаций по инициативе консультантов).
6. Прямое вмешательство в управление (принятие управленческих решений, направленных на внедрение рекомендаций).
Вопрос 18. Дайте определение понятию "проектное консультирование".
Ответ: создание конкретных проектов в определенной внутрифирменной сфере, например, маркетинговый проект выхода фирмы
на рынок с созданием сети магазинов или проект технического перевооружения предприятия.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ПК-4: Способен осуществлять разные виды психологического консультирования в сфере социального обслуживания.
Вопрос 1. Отметьте формы оказания услуг:
1. разовые консультации;
2. информационное обслуживание;
3. экспертиза;
4. консалтинговые проекты;
5. проводник.
Ответ: 1-4.
Вопрос 2. Отметьте виды консультационных услуг:
1. общее управление;
2. администрирование;
3. финансовый менеджмент;
4. специальные услуги;
5. менеджмент персонала;
6. информационные технологии;
7. производство;
8. маркетинг.
Ответ: 1-8.
Вопрос 3. Назовите направления консультационных услуг:
1. информационные технологии;
2. стратегическое развитие;
3. человеческие ресурсы;
4. финансовые и административные системы;
5. управление производством товаров и услуг;
6. маркетинг;
7. управление проектами, реструктуризация;
8. экономика, окружающая среда;
9. юридическое консультирование.
Ответ: 1-9.
Вопрос 4. Деятельность профессиональных консультантов, направленная на обслуживание потребностей организаций и физических лиц в консультациях, обучении, исследовательских работах по проблемам их функционирования и развития:
1. обучение;
2. консультирование;
3. юридическая услуга;
4. аудит.
Ответ: 2-4.
Вопрос 5. Продукт консультационной деятельности:
1. товар;
2. рынок;
3. услуга;
4. помощь.
Ответ: 3, 4.
Вопрос 6. Вид консультационных услуг, специализирующийся на рекламе, сбыте, имидже компании, дизайне:
1. маркетинг;
2. общее управление;
3. администрирование;
4. специальные услуги.
Ответ:1-4.
Вопрос 7. Вид консультационных услуг по планированию рабочих помещений и их оснащению, размещению и перемещению офисов:
1. менеджмент персонала;
2. финансовый менеджмент;
3. администрирование;
4. общее управление.
Ответ:1-4.
Вопрос 8.Деловая услуга, заключающаяся в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления:
1. рекрутмент;
2. инжиниринг;
3. управленческое консультирование;
4. инвестиционное обслуживание.
Ответ:1-3.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий;
- "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более;
- "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий;
- "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий;
- "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий;
- "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий.

Вопрос 1. … – это вид деятельности, создающий необходимые условия для качественного и эффективного функционирования обслуживаемых сфер народного хозяйства и способствующий формированию и тесному взаимодействию всех элементов инфраструктурного комплекса.
Ответ: деловые услуги.
Вопрос 2. В чем заключается управленческое консультирование.
Ответ: в оказании экспертной помощи руководителям предприятий и учреждений по решению конкретных организационно-управленческих проблем.
Вопрос 3. Назовите характерные черты управленческого консультирования.
Ответ: профессиональная помощь руководителя, независимая служба, совещательная служба.
Вопрос 5. Назовите характерные черты консультационной деятельности.
Ответ: вариантность, стратегическая направленность предложений, учет индивидуальных черт заказчика, разработка этапов и условий реализации предложений.
Вопрос 6. Назовите виды консультирования.
Ответ: экспертное, процессное, проектное, обучающее.
Вопрос 7. Назовите основные формы экспертного консультирования.
Ответ:
1. Совет, рекомендация консультанта.
2. Вопрос клиента – ответ консультанта в устной или
письменной форме.
3. Высказывание консультанта – реакция клиента и обсуждение.
4. Письменный отчет (обзор, проект, аналитическая записка), подготовленный консультантом.
5. Экспресс-анализ ситуации с использованием наблюдения, собеседования, письменных опросов и анкетирования, изучения документов и др.
6. Углубленный анализ ситуации, выявление истинных, глубинных причин трудностей предприятия посредством выбора критериев оценки и разработки оценочных шкал и эталонов, специальных программ исследований, формирования респондентских и экспертных групп, использования специального диагностического инструментария, модельного проектирования.
Вопрос 8. Какими факторами определяется эффективность экспертного консультирования.
Ответ:
1. Профессионализм консультанта.
2. Понимание клиентом предложенных советов, рекомендаций.
3. Готовность и возможность клиента выполнить эти рекомендации.
Вопрос 9. В чем отражается суть процессного консультирования.
Ответ:
1. Активное участие клиента.
2. Консультирование рассматривается как процесс, выполняемый в определенной последовательности действий, с использованием определенных технологий, методов и инструментов.
3. Консультирование направлено на проведение системных изменений в организации, является комплексным и максимально учитывает специфику клиента.
Вопрос 10. Назовите цель применения процессного консультирования.
Ответ:повышение производительности и улучшение психологического климата в организации, достигаемые при участии независимого внешнего консультанта.
Вопрос 11. Назовите задачи консультанта.
Ответ: помогать в решении существующих проблем, показать организации пути самостоятельного решения проблем в будущем.
Вопрос 12. Назовите методы, специально разработанные для обеспечения взаимодействия с клиентом.
Ответ: организационная диагностика, организационные интервенции.
Вопрос 13. Дайте определение понятию "организационная диагностика".
Ответ: это совокупность методов, посредством которых консультант собирает информацию о состоянии организации клиента.
Вопрос 14. Назовите основные методы диагностики.
Ответ: индивидуальные и групповые интервью, наблюдение за деятельностью организации изнутри, знакомство с документами и историей организации.
Вопрос 15. Что является результатом диагностики?
Ответ: краткий отчет, содержащий структурированное изложение полученной информации, возможно, с перечнем выявленных проблем.
Вопрос 16. Дайте определение понятию "организационные интервенции".
Ответ: мероприятия, связанные с воздействием на организацию, которые призваны внести в ее деятельность позитивные изменения и закрепить их.
Вопрос 17. Опишите кратко черты процессного консультирования.
Ответ:
1. Организация процесса поиска решений и анализа альтернатив специалистами компании без суждений, оценок и комментариев консультанта по сути рассматриваемой проблемы.
2. Организация и проведение деловых и инновационных игр по проблематике, иных форм групповой и индивидуальной работы.
3. Участие в процессе принятия решений (участие в рабочих совещаниях, дискуссиях с правом совещательного голоса).
4. Надзор за внедрением рекомендаций (проведение контрольных замеров, выявление отклонений от нормативов, планов, графиков).
5. Участие во внедрении (корректировка и разработка новых рекомендаций по инициативе консультантов).
6. Прямое вмешательство в управление (принятие управленческих решений, направленных на внедрение рекомендаций).
Вопрос 18. Дайте определение понятию "проектное консультирование".
Ответ: создание конкретных проектов в определенной внутрифирменной сфере, например, маркетинговый проект выхода фирмы
на рынок с созданием сети магазинов или проект технического перевооружения предприятия.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ПК-5: Способен проводить анализ работы с консультативным случаем в сфере социального обслуживания.
Вопрос 1. Отметьте формы оказания услуг:
1. разовые консультации;
2. информационное обслуживание;
3. экспертиза;
4. консалтинговые проекты;
5. проводник.
Ответ: 1-4.
Вопрос 2. Отметьте виды консультационных услуг:
1. общее управление;
2. администрирование;
3. финансовый менеджмент;
4. специальные услуги;
5. менеджмент персонала;
6. информационные технологии;
7. производство;
8. маркетинг.
Ответ: 1-8.
Вопрос 3. Назовите направления консультационных услуг:
1. информационные технологии;
2. стратегическое развитие;
3. человеческие ресурсы;
4. финансовые и административные системы;
5. управление производством товаров и услуг;
6. маркетинг;
7. управление проектами, реструктуризация;
8. экономика, окружающая среда;
9. юридическое консультирование.
Ответ: 1-9.
Вопрос 4. Деятельность профессиональных консультантов, направленная на обслуживание потребностей организаций и физических лиц в консультациях, обучении, исследовательских работах по проблемам их функционирования и развития:
1. обучение;
2. консультирование;
3. юридическая услуга;
4. аудит.
Ответ: 2-4.
Вопрос 5. Продукт консультационной деятельности:
1. товар;
2. рынок;
3. услуга;
4. помощь.
Ответ: 3, 4.
Вопрос 6. Вид консультационных услуг, специализирующийся на рекламе, сбыте, имидже компании, дизайне:
1. маркетинг;
2. общее управление;
3. администрирование;
4. специальные услуги.
Ответ:1-4.
Вопрос 7. Вид консультационных услуг по планированию рабочих помещений и их оснащению, размещению и перемещению офисов:
1. менеджмент персонала;
2. финансовый менеджмент;
3. администрирование;
4. общее управление.
Ответ:1-4.
Вопрос 8.Деловая услуга, заключающаяся в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления:
1. рекрутмент;
2. инжиниринг;
3. управленческое консультирование;
4. инвестиционное обслуживание.
Ответ:1-3.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий;
- "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более;
- "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий;
- "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий;
- "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий;
- "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий.

Вопрос 1. … – это вид деятельности, создающий необходимые условия для качественного и эффективного функционирования обслуживаемых сфер народного хозяйства и способствующий формированию и тесному взаимодействию всех элементов инфраструктурного комплекса.
Ответ: деловые услуги.
Вопрос 2. В чем заключается управленческое консультирование.
Ответ: в оказании экспертной помощи руководителям предприятий и учреждений по решению конкретных организационно-управленческих проблем.
Вопрос 3. Назовите характерные черты управленческого консультирования.
Ответ: профессиональная помощь руководителя, независимая служба, совещательная служба.
Вопрос 5. Назовите характерные черты консультационной деятельности.
Ответ: вариантность, стратегическая направленность предложений, учет индивидуальных черт заказчика, разработка этапов и условий реализации предложений.
Вопрос 6. Назовите виды консультирования.
Ответ: экспертное, процессное, проектное, обучающее.
Вопрос 7. Назовите основные формы экспертного консультирования.
Ответ:
1. Совет, рекомендация консультанта.
2. Вопрос клиента – ответ консультанта в устной или
письменной форме.
3. Высказывание консультанта – реакция клиента и обсуждение.
4. Письменный отчет (обзор, проект, аналитическая записка), подготовленный консультантом.
5. Экспресс-анализ ситуации с использованием наблюдения, собеседования, письменных опросов и анкетирования, изучения документов и др.
6. Углубленный анализ ситуации, выявление истинных, глубинных причин трудностей предприятия посредством выбора критериев оценки и разработки оценочных шкал и эталонов, специальных программ исследований, формирования респондентских и экспертных групп, использования специального диагностического инструментария, модельного проектирования.
Вопрос 8. Какими факторами определяется эффективность экспертного консультирования.
Ответ:
1. Профессионализм консультанта.
2. Понимание клиентом предложенных советов, рекомендаций.
3. Готовность и возможность клиента выполнить эти рекомендации.
Вопрос 9. В чем отражается суть процессного консультирования.
Ответ:
1. Активное участие клиента.
2. Консультирование рассматривается как процесс, выполняемый в определенной последовательности действий, с использованием определенных технологий, методов и инструментов.
3. Консультирование направлено на проведение системных изменений в организации, является комплексным и максимально учитывает специфику клиента.
Вопрос 10. Назовите цель применения процессного консультирования.
Ответ:повышение производительности и улучшение психологического климата в организации, достигаемые при участии независимого внешнего консультанта.
Вопрос 11. Назовите задачи консультанта.
Ответ: помогать в решении существующих проблем, показать организации пути самостоятельного решения проблем в будущем.
Вопрос 12. Назовите методы, специально разработанные для обеспечения взаимодействия с клиентом.
Ответ: организационная диагностика, организационные интервенции.
Вопрос 13. Дайте определение понятию "организационная диагностика".
Ответ: это совокупность методов, посредством которых консультант собирает информацию о состоянии организации клиента.
Вопрос 14. Назовите основные методы диагностики.
Ответ: индивидуальные и групповые интервью, наблюдение за деятельностью организации изнутри, знакомство с документами и историей организации.
Вопрос 15. Что является результатом диагностики?
Ответ: краткий отчет, содержащий структурированное изложение полученной информации, возможно, с перечнем выявленных проблем.
Вопрос 16. Дайте определение понятию "организационные интервенции".
Ответ: мероприятия, связанные с воздействием на организацию, которые призваны внести в ее деятельность позитивные изменения и закрепить их.
Вопрос 17. Опишите кратко черты процессного консультирования.
Ответ:
1. Организация процесса поиска решений и анализа альтернатив специалистами компании без суждений, оценок и комментариев консультанта по сути рассматриваемой проблемы.
2. Организация и проведение деловых и инновационных игр по проблематике, иных форм групповой и индивидуальной работы.
3. Участие в процессе принятия решений (участие в рабочих совещаниях, дискуссиях с правом совещательного голоса).
4. Надзор за внедрением рекомендаций (проведение контрольных замеров, выявление отклонений от нормативов, планов, графиков).
5. Участие во внедрении (корректировка и разработка новых рекомендаций по инициативе консультантов).
6. Прямое вмешательство в управление (принятие управленческих решений, направленных на внедрение рекомендаций).
Вопрос 18. Дайте определение понятию "проектное консультирование".
Ответ: создание конкретных проектов в определенной внутрифирменной сфере, например, маркетинговый проект выхода фирмы
на рынок с созданием сети магазинов или проект технического перевооружения предприятия.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Сущность и содержание консалтинговой деятельности.
2. Управленческое консультирование как разновидность экспертной помощи.
3. Зарубежный опыт развития управленческого консультирования.
4. Становление управленческого консультирования в России.
5. Обзор ситуации в отрасли консалтинга.
6. Основные виды управленческого консультирования и их особенности.
7. Основные причины обращения к консультанту.
8. Организация консалтинговых услуг.
9. Классификация консалтинговых организаций.
10. Классификация консультантов.
11. Классификация клиентов.
12. Взаимоотношения «консультант – клиент» в консалтинге.
13. Консультант в «системе клиента».
14. Стадии консультационного процесса.
15. Методы работы консультантов.
16. Консультирование по вопросам управления персоналом.
17. Особенности работы консультанта по управлению персоналом.
18. Принципы анализа эффективности работы с персоналом.
19. Методы диагностики консультанта по управлению персоналом.
20. Метод опроса как ведущий в управленческом консультировании.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 3.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. Я. Кибанов, И. А. Баткаева, И. Е. Ворожейкин Управление персоналом организации.-: Учебное пособие ГУУ, ИНФРА-М // ЭБС «Лань», , 2007
Л1.2 М.В. Шамардина Организационная психология. - Тексты лекций: Учебное пособие АлтГУ, 2014
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. А. Толочек Современная психология труда: учеб. пособие для вузов СПб.: Питер, 2010
Л2.2 Шуванов В.И. Социальная психология управления: Учебник М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Е.В. Иванова Тренинг управления изменениями в организации: Учебник СПб.: Речь, 2007
Л3.2 Г. Х. Бакирова Психология развития и мотивации персонала: учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009 www.lib.asu.ru
Л3.3 Орлова С.Н. Введение в организационную психологию : : учеб. Пособие для студентов вуза. СибГТУ. – Красноярск : [СибГТУ], , 2006.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.asu.ru
Э3 Курс "Организационно-управленческое консультирование" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
При освоении курса «Бизнес консультирования» одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс.
Программа курса обеспечивает грамотную ориентацию студентов в изучаемом материале, развивает умение творчески использовать полученную информацию. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, рекомендуемой к каждому занятию, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.
На лекциях студентам раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов педагогической деятельности.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе студентов, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, контрольные работы, представленные студентами преподавателю.
Изучение студентами дисциплины «Бизнес консультирования» предполагает тщательную проработку учебного материала и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем. В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
По окончании семестра в период сессии проводится итоговая аттестация в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать обучающегося от итоговой аттестации студентов с выставлением зачета за проявленную активность на практических занятиях при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на экзамене - 30 баллов.
В экзаменационный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут.

Методические указания по организации самостоятельной работы
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных (лекционных, семинарских и практических) занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется курсантом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Психология толпы и массовых беспорядков»:
− для овладения знаниями: чтение текста (учебников, первоисточников, дополнительной литературы), конспектирование и выписки из текста, работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, использование Интернет-ресурсов и др.
− для закрепления, систематизации знаний: работа с конспектом лекции, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточников, дополнительной литературы), составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные и дискуссионные вопросы, подготовка докладов к семинарским занятиям, создание мультимедийных презентаций к выступлению на семинарском или практическом занятии и др.
− для формирования умений: анализ теоретической профессионально ориентированной информации, анализ конкретных ситуаций, проектирование элементов профессиональной деятельности и др.
Самостоятельная внеаудиторная работа курсантов включает их подготовку к семинарским и практическим занятиям. К самостоятельной работе студента относится и подготовка к экзамену.