МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы химии биологически активных веществ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.03.01. Химия
ПрофильТеоретическая и экспериментальная химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_03_01_Химия_ТиЭХ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 16
индивидуальные консультации 50
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 16 16 16 16
Консультации 50 50 50 50
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.х.н., Профессор, Базарнова Н.Г.

Рецензент(ы):
к.х.н., Доцент, Микушина И.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы химии биологически активных веществ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 04.03.01 Химия (приказ Минобрнауки России от 17.07.2017 г. № 671)

составлена на основании учебного плана:
04.03.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от г. №
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Наталья Григорьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Базарнова Наталья Григорьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.получить представление об основах химии лекарственных, наркотических, взрывчатых веществ, пестицидах

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен проводить лабораторно-аналитическое сопровождение производственного процесса и контроль качества продукции
ПК-1.1 Знает методологию организации лабораторно-аналитического сопровождения производственного процесса
ПК-1.2 Умеет выбирать методику анализа качества сырья и готовой продукции
ПК-1.3 Владеет техникой проведения лабораторных работ в области контроля качества сырья и готовой продукции
ПК-2Способен выбирать и использовать технические средства и методы исследования для решения задач химической направленности, поставленных специалистом более высокой квалификации
ПК-2.1 Знает методы измерения для решения задач химической направленности
ПК-2.2 Умеет выбирать технические средства (из набора имеющихся) для решения поставленных задач
ПК-2.3 Владеет приемами использования технических средств и методов измерений для решения задач химической направленности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.строение свойства лекарственных, наркотических, взрывчатых веществ, пестицидах
3.2.Уметь:
3.2.1.прогнозировать действие лекарственных, наркотических, взрывчатых веществ, пестицидов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа лекарственных, наркотических, взрывчатых веществ, пестицидов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Лекарственные вещества
1.1. Лекарственные вещества Лекции 7 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Лекарственные вещества Практические 7 8 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Лекарственные вещества Консультации 7 15 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Лекарственные вещества Сам. работа 7 5 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Наркотические вещества
2.1. Наркотические вещества Лекции 7 4 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Наркотические вещества Практические 7 8 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Наркотические вещества Консультации 7 15 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Наркотические вещества Сам. работа 7 5 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Пестициды. Взрывчатые вещества.
3.1. Пестициды. Лекции 7 4 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Пестициды. Практические 7 4 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Взрывчатые вещества Лекции 7 4 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Взрывчатые вещества Практические 7 4 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.5. Пестициды. Взрывчатые вещества. Консультации 7 20 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.6. Пестициды. Взрывчатые вещества. Сам. работа 7 6 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. «Биологическая активность» отражает взаимодействие вещества с организмом и вызываемый при этом отклик организма. Какой эффект вызывает феназепам:
А)успокоительный эффект
Б) снижение температуры тела
В) наркотическая эйфория
Г) уничтожение сорняков
Д) паралич и удушье
ОТВЕТ:А
2. «Биологическая активность» отражает взаимодействие вещества с организмом и вызываемый при этом отклик организма. Какой эффект вызывает аспирин:
А)успокоительный эффект
Б) снижение температуры тела
В) наркотическая эйфория
Г) уничтожение сорняков
Д) паралич и удушье
ОТВЕТ:Б
3. «Биологическая активность» отражает взаимодействие вещества с организмом и вызываемый при этом отклик организма. Какой эффект вызывает кокаин:
А )успокоительный эффект
Б) снижение температуры тела
В) наркотическая эйфория
Г) уничтожение сорняков
Д) паралич и удушье
ОТВЕТ:В
4. «Биологическая активность» отражает взаимодействие вещества с организмом и вызываемый при этом отклик организма. Какой эффект вызывает гербицид:
А)успокоительный эффект
Б) снижение температуры тела
В) наркотическая эйфория
Г) уничтожение сорняков
Д) паралич и удушье
ОТВЕТ:Г
5. «Биологическая активность» отражает взаимодействие вещества с организмом и вызываемый при этом отклик организма. Какой эффект вызывает зоман:
А) успокоительный эффект
Б) снижение температуры тела
В) наркотическая эйфория
Г) уничтожение сорняков
Д) паралич и удушье
ОТВЕТ:Д
6. Первые лекарственные средства люди получали из природной аптеки. Что являлось и является источниками:
А) листья растений
Б) кора растений
В) плоды растений
Г) корни растений
Д) стебли растений
Е) животные
Ж) минералы
ОТВЕТ: А-Ж
3. Начиная с 16 века, медики пользовались признанными фармакопеями, называя так официально утвержденный сборник с требованиями к качеству лекарственных препаратов. Первая фармакопея на латинском языке была опубликована в 1498 году во Флоренции. Российские врачи пользовались европейской фармакопеей с 1778 года, и только в 1886 году сборник перевели на русский язык. В каком году вышло 11-е издание Госфармакопеи РФ:
А) 1498 г
Б) 1778 год
В) 1886 год
Г) 1987 год.
ОТВЕТ:Г
4. За открытие антимикробного действия пронтозила в 1939 году венгерский ученый Герхард Домагк (1895-1964) получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине. К настоящему времени синтезировано несколько десятков тысяч производных стрептоцида, из которых в практику внедрено более 30 лекарственных веществ. К какому классу органических веществ относится стрептоцид и его производные:
А) производное бензола
Б)сульфаниламид
В) сульфопроизводное анилина
ОТВЕТ:В
5. Специалисты из каких областей науки наиболее эффективны в области создания новых лекарственных препаратов:
А) химии
Б)физики
В) биохимии
Г)молекулярной биологии
Д) ботаники
Е) фармации
ж) молекулярной биологии, биохимии, химии, физики, фармации
ОТВЕТ:ж

6. На создание одного нового препарата общего назначения уходит в настоящее время:
А) 1 год
Б) 2 года
В) около 7 - 10 лет
ОТВЕТ:В
7. Для выявления фармацевтического препарата обычно приходится испытать:
А) 5 веществ
Б) 105 веществ
В) около 10 000 веществ.
ОТВЕТ:В
7. Возвращение Ганеманна в лоно медицины началось с хины, которая в то время была единственным источником излечения от смертельной болезни, вызванной одним из четырех видов плазмодий – паразитов крови, поражающих эритроциты. В тяжелых случаях измененный гемоглобин кристаллизуется, вызывая разрушение эритроцитов. Хинное дерево впервые обнаружили в Южной Америке. Это целебное растение произрастает в Андах, на высоте 3000 метров над уровнем моря. Хинин - это алкалоид, содержащийся в коре хинного дерева, очень горький на вкус, плохо растворимый в воде, хорошо - в спирте, хлороформе и эфире, является средством борьбы с :
А) туберкулезом
Б) диареей
В) малярией
ОТВЕТ:В

7. Установив теоретические «законы подобия» в действии лекарств и болезненных агентов и создав учение о «гомеопатическом» действии лекарств, Ганеманн вновь принялся за эксперименты, все более и более стал уменьшать дозы. Приготавливалась концентрированная спиртовая вытяжка из какого-то лекарственного вещества, затем 2 капли ее смешивались с 98 каплями спирта и встряхивались. Из полученной смеси бралась 1 капля и разводилась 99 каплями спирта, и этот процесс повторялся до 30 раз. При твердых субстанциях роль спирта выполнял молочный сахар. Как называется этот процесс:
А) титрованием
Б) кристаллизацией
В) потенцированием
ОТВЕТ:В

8. Гомеопатии как системе лечения исполнилось 200 лет. Согласно ОСТ 91500.05.001-00 «Стандарты качества лекарственных средств. Основные положения» гомеопатические лекарственные средства это:
А) «Гомеопатические лекарственные средства это – одно- или многокомпонентные препараты, содержащие, как правило, микродозы активных соединений, производящиеся по специальной технологии и предназначенные для перорального, инъекционного или местного применения в виде различных лекарственных форм».
Б) «Гомеопатические лекарственные средства это – одно- или многокомпонентные препараты, содержащие, как правило, активные соединения, производящиеся по специальной технологии и предназначенные для перорального, инъекционного или местного применения в виде различных лекарственных форм».
9.Какие исходные вещества при получении гомеопатических препаратов назначают при соответствующих заболеваниях, установите соответствие:
1. дезинтериеподобных колитах
2. поносах различной этиологии
3. катаре верхних дыхательных путей
4. различных кожных заболеваниях
А).Соли ртути
Б) Мышьяк
В) Йод
Г)сера

ОТВЕТ: 1А, 2Б, 3В, 4Г.

11. Отличительной стадией при изготовлении гомеопатических лекарственных средств является:
1. Перегонка
2.Кристаллизация
3 потенцирование или динамизация.
ОТВЕТ:3
12. В рамках общей медицины гомеопатию можно определить как регуляционную терапию. Выберите отличительные особенности гомеопатических препаратов от традиционных:
1.при правильном применении они не имеют побочного действия;
2.ориентированы на резервы самого организма, усиливают его защитные функции;
3.действуют на системном уровне – не на отдельный орган, а на организм в целом;
4.эффективность их обусловлена: выбором лекарственного средства по закону подобия, изготовлением путем последовательных разведений, потенцированием активности в процессе изготовления;
5.принимаются препараты регулярно и долговременно;
6.преобладающими лекарственными формами аптечного изготовления являются: гранулы, капли (разведения), тритурации, мази, оподельдоки, масла и свечи.
ОТВЕТ: 1-6

13. В настоящее время левомецитин (хлорамфеникол) в промышленности получают 10-стадийным синтезом из стирола. Его использование стало возможным благодаря приему Копирование известных физиологически активных веществ. Сначала он был выделен и изучен из:
1. продуктов нефтеперегонки
2. растительного сырья
3. культуральной жидкости Streptomyces venezuelae

14. При получении какого лекарства впервые Ненцки был использован Принцип химического модифицирования структуры известных синтетических и природных лекарственных веществ:
1. салол (фенилсалицилат);
2. пенициллин;
3. цефалоспорины.
ОТВЕТ:1
15. Методология комбинаторной химии- это совмещение химии и биологии, возникла и стала быстро развиваться в 1990-х годах как часть общей стратегии создания новых лекарственных веществ. Стратегия комбинаторной химии основана на ряде положений, выберите необходимые:
1. революционные химические и биологические методы параллельного синтеза и испытания большого числа соединений;
2. техника миниатюризации синтезов и биоиспытаний, позволяющая синтезировать в растворе (жидкофазный синтез) или на твердых подложках (твердофазный синтез) от сотен до нескольких тысяч новых (родственных) соединений в день (в количестве от 5 до 1000 мг)
3. быстрое тестирование продуктов синтеза в виде смесей или после выделения из них индивидуальных веществ.
ОТВЕТ: 1,2,3,
16. Интересный факт был установлен учеными при изучении метаболизма одного широко известного препарата, который проявлял высокую активность против гемолитического стрептококка. Оказалось, что он в живом организме превращался в активное лекарственное вещество. Укажите нужное:
1. сульфаниламид, а именно стрептоцид;
2. левомицетин;
3. аспирин.
ОТВЕТ:1
17. Фолиевая кислота необходима для синтеза пуриновых оснований и последующего синтеза нуклеиновых кислот и продуцирования бактериальных клеток. Синтез фолиевой кислоты протекает с использованием ферментом пара-аминобензойной кислоты, аналоги которой нарушают синтез фолиевой кислоты. Укажите соединения, которые являются геометрическими аналогами пара-аминобензойной кислоты, и разрушают цепочку биосинтеза:
1. сульфаниламид
2. бензол
3. п-нитроанилин
ОТВЕТ: 1
18. Схема разработки нового лекарственного препарата включает несколько этапов. Приведите правильную последовательность:

6. умозрительный или машинный перебор химических структур и выбор базовой потенциально активной структуры
5. стадия, которая заключается в лабораторной разработке путей и методов синтеза целевого вещества и его близких структурных аналогов, их отборе по устойчивости, простоте получения, выходу, растворимости и технико-экономическим показателям.
4. биотестирование – главное сито, на котором отбраковывается основная масса неактивных и малоактивных синтезированных соединений, и остаются для продолжения углубленных испытаний наиболее перспективные вещества, обладающие высокой физиологической активностью и не проявляющие при этом токсичности и других побочных эффектов.
3. стадия - клинические испытания на людях, в ходе которых подтверждается высокая лечебная эффективность лекарственного вещества и выясняется наличие или отсутствие неблагоприятных
2. в случае положительных клинических испытаний лекарственное вещество получает официальный статус и передается на разработку технологии его промышленного синтеза – стадию, которая является самой дорогостоящей, трудоемкой и энергоемкой. Осуществлением этой стадии занимаются технологи, инженеры, химики, экономисты.
1. с заводского производства лекарственное вещество поступает в продажу.
ОТВЕТ: 6, 5, 4, 3, 2, 1.

19. Выберите стадии биологического изучения лекарственных веществ, которые проходит каждое потенциальное лекарственное вещество:
1. фармакодинамическая;
2. фармацевтическая;
3. фармакокинетическая
ОТВЕТ: 1,2,3
20. Укажите необходимые этапы исследования лекарственного вещества, полезное действие которого установлено, по результатам которых принимается решение о проведении клинических испытаний:
1. определение ЛД50 - острая токсичность, т.е. смертельная доза для 50% подопытных животных (ЛД50 выражается в мг лекарственного вещества на кг живого веса);
2. выяснение токсичности в условиях длительного (несколько месяцев) введения лекарственного вещества в терапевтических дозах (которые обычно в 20 и более раз должны быть ниже ЛД50), при этом наблюдают возможные побочные эффекты и патологические изменения всех систем организма.
3. определение хронической токсичности лекарственного препарата. Данное исследование проводят при ежедневном введении лекарства в течение определенного времени в трех дозах: близкой к терапевтической; предполагаемой терапевтической; максимальной терапевтической.
4. после завершения эксперимента по определению острой и хронической токсичности проводятся патоморфологические и гистологические исследования внутренних органов, мозга, костей, глаз подопытных животных.
5. устанавливают специфическую токсичность испытываемого вещества: его аллергизирующее, иммунотоксическое действие; канцерогенность, мутагенность, эмбриотоксичность; гонадотоксичность и так далее;
6. после окончания проверки всех видов токсичности составляется протокол, который включает параметры эксперимента и заключение о токсичности испытываемого вещества.
ОТВЕТ: 1-6
21. Клинические испытания включают систематическое изучение исследуемого препарата на людях в целях проверки его лечебного действия или выявления нежелательных реакций, а также изучение всасывания, распределения, метаболизма и выведения из организма для определения его эффективности и безопасности. Укажите порядок отдельных этапов клинических испытаний:
1. этап – расширенные испытания на базе 2 – 3 клиник с привлечением большого числа (нескольких тысяч) больных. При этом у больных исследуются кровь, моча и др.
2. этап клинических испытаний лекарственного средства осуществляется на 30 – 50 добровольцах.
ОТВЕТ: 2,1.
22. Какими связями обеспечивается взаимодействие между лекарственным веществом и рецептором или акцептором, приводящее к активации (стимулированию) или дезактивации (ингибированию) биомишени и сопровождающееся ответом организма в целом:
1. ковалентных
2. водородных,
3. электростатических
4. ван-дер-ваальсовых
5. гидрофобных.
ОТВЕТ: 2-5
23. Укажите эффекты воздействия на организм алифатических соединений, после введения в них атомов хлора:
1. наркотическое
2. угнетающее действие на сердце
3. угнетающее действие на кровеносные сосуды с понижением давления
4. повышение иммунитета
ОТВЕТ: 1-3
24. Приведите порядок в котором возрастает наркотическая активность и токсичность хлорпроизводных метана:
1. хлорметан
2. тетрахлорметан
3. дихлорметан
4.трихлорметан
ОТВЕТ: 1, 3, 4, 2
25. Выберите основные функции низкомолекулярного соединения - оксида азота – NO:
1. универсальный регулятор функций метаболизма
2. уникальная сигнальная молекула, посредством которой клетки могут обмениваться информацией
3.участвует в регуляции тонуса кровеносных сосудов,
4. ингибирует агрегацию тромбоцитов и их адгезию на стенках сосудов
5. функционирует в центральной и вегетативной нервной системе, регулируя деятельность органов дыхания, желудочно-кишечного тракта и мочеполовой системы.
ОТВЕТ:1-5
26.Выберите более общее определение данное рецептору:
1 – это небольшой химически определенный участок (на большой молекуле протоплазмы), в норме участвующий в питании и метаболизме клетки и способный, кроме того, связывать лекарственные вещества.
2. «Рецептором мы называем такую активную группировку в молекуле протоплазмы, к которой присоединяется чужеродная группа».
ОТВЕТ: 2
27. Для учета влияния растворимости определенную ориентировку при синтезе биологически активных веществ может дать установленная общая закономерность о воздействии тех или иных радикалов (атомных групп) на гидрофильность вещества.
Установите ряд уменьшения сродства к воде при введении функциональных (гидрофильных) групп и радикалов в молекулу:
1.карбоксильная 2 гидроксильная 3 альдегидная 4 кетогруппа 5 аминогруппа 6 иминогруппа 7 амидогруппа 8 имидогруппа (гидрофильные группы)
ОТВЕТ: 1,2,3,4,5,6,7,8.
28. Для учета влияния растворимости определенную ориентировку при синтезе биологически активных веществ может дать установленная общая закономерность о воздействии тех или иных радикалов (атомных групп) на гидрофобность (липофильность) вещества.
Установите ряд уменьшения сродства к воде при введении функциональных (гидрофобных) групп и радикалов в молекулу: 1 метил 2 метилен 3 этил 4 пропил 5 высший алкил 7 фенил (гидрофобные радикалы).
ОТВЕТ: 1,2,3,4,5,6,7.


29. В медицинской практике применяют значительное количество веществ – амфолитов, то есть химических соединений, в молекулах которых одновременно присутствуют основная и кислотная группировки. Выберите вещества амфолиты:
1. никотиновая кислота
2 цинхониновая кислота
3.метионин
4. 4-оксипиридин
5. дитретбутиловый эфир
ОТВЕТ: 1-4
30. Молекулярная масса является одним из факторов, влияющих на фармакологическую активность. Так, алифатические углеводороды и спирты по мере увеличения молекулярной массы снижают свою активность и токсичность. Выберите из приведенных соединений наиболее фармакологически активный: метанол, этанол, глицерин.
ОТВЕТ: метанол.

31. Полимеры в зависимости от молекулярной массы нередко настолько меняют своё фармакологическое действие, что оно становится противоположным действию исходных мономеров. Выберите из приведенных соединений наиболее фармакологически неактивное: олигосахарид, арабиногалактуроновая кислота, целлюлоза.
ОТВЕТ: целлюлоза
32. Химическое пространственное строение вещества определяет наличие у него биоактивности. Однако эффективность действия может в значительной степени зависеть от разных факторов. Выберите факторы, способствующие повышению биоактивности:
1.хорошая водорастворимость;
2хорошая липофильность (растворимость в жирах) и обладать способностью проникать через клеточные полупроницаемые мембраны, чтобы влиять на биохимические процессы метаболизма;
3.способность свободно переходить из крови в спинномозговую жидкость и мозг, т.е. преодолевать гематоэнцефалический барьер, который защищает мозг от проникновения в него чужеродных веществ, растворимых в крови.
ОТВЕТ 1-3

33. Введение в структуру фенольных группировок, карбоксильных или сульфогрупп, основного или аммонийного атома азота (четвертичная соль) улучшает:
1. водорастворимость органической молекулы лекарственного вещества, изменяет ее основность или кислотность, и как следствие усиливает, ее действие.
2. липофильность лекарственных веществ (растворимость в жировых тканях, которые могут служить лекарственным депо) и облегчает их прохождение через мембраны.
ОТВЕТ: 1
34. Седативные (т.е. успокаивающие) препараты это:
1. опиатные наркотики и снотворные барбитуратной группы; 2. эфедрин, фенамин и прочие 3. ЛСД, препараты конопли и другие галлюциногены.
ОТВЕТ:1

35. Стимулирующие препараты это:
1. опиатные наркотики и снотворные барбитуратной группы; 2. эфедрин, фенамин и прочие 3. ЛСД, препараты конопли и другие галлюциногены.
ОТВЕТ:2

36. Психоделические препараты (то есть препараты, изменяющие сознание) это:

1. опиатные наркотики и снотворные барбитуратной группы; 2. эфедрин, фенамин и прочие 3. ЛСД, препараты конопли и другие галлюциногены.
ОТВЕТ: 3

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. «Биологическая активность» отражает взаимодействие вещества с организмом и вызываемый при этом отклик организма. Какой эффект вызывает феназепам:
А)успокоительный эффект
Б) снижение температуры тела
В) наркотическая эйфория
Г) уничтожение сорняков
Д) паралич и удушье
ОТВЕТ:А
2. «Биологическая активность» отражает взаимодействие вещества с организмом и вызываемый при этом отклик организма. Какой эффект вызывает аспирин:
А)успокоительный эффект
Б) снижение температуры тела
В) наркотическая эйфория
Г) уничтожение сорняков
Д) паралич и удушье
ОТВЕТ:Б
3. «Биологическая активность» отражает взаимодействие вещества с организмом и вызываемый при этом отклик организма. Какой эффект вызывает кокаин:
А )успокоительный эффект
Б) снижение температуры тела
В) наркотическая эйфория
Г) уничтожение сорняков
Д) паралич и удушье
ОТВЕТ:В
4. «Биологическая активность» отражает взаимодействие вещества с организмом и вызываемый при этом отклик организма. Какой эффект вызывает гербицид:
А)успокоительный эффект
Б) снижение температуры тела
В) наркотическая эйфория
Г) уничтожение сорняков
Д) паралич и удушье
ОТВЕТ:Г
5. «Биологическая активность» отражает взаимодействие вещества с организмом и вызываемый при этом отклик организма. Какой эффект вызывает зоман:
А) успокоительный эффект
Б) снижение температуры тела
В) наркотическая эйфория
Г) уничтожение сорняков
Д) паралич и удушье
ОТВЕТ:Д
6. Первые лекарственные средства люди получали из природной аптеки. Что являлось и является источниками:
А) листья растений
Б) кора растений
В) плоды растений
Г) корни растений
Д) стебли растений
Е) животные
Ж) минералы
ОТВЕТ: А-Ж
3. Начиная с 16 века, медики пользовались признанными фармакопеями, называя так официально утвержденный сборник с требованиями к качеству лекарственных препаратов. Первая фармакопея на латинском языке была опубликована в 1498 году во Флоренции. Российские врачи пользовались европейской фармакопеей с 1778 года, и только в 1886 году сборник перевели на русский язык. В каком году вышло 11-е издание Госфармакопеи РФ:
А) 1498 г
Б) 1778 год
В) 1886 год
Г) 1987 год.
ОТВЕТ:Г
4. За открытие антимикробного действия пронтозила в 1939 году венгерский ученый Герхард Домагк (1895-1964) получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине. К настоящему времени синтезировано несколько десятков тысяч производных стрептоцида, из которых в практику внедрено более 30 лекарственных веществ. К какому классу органических веществ относится стрептоцид и его производные:
А) производное бензола
Б)сульфаниламид
В) сульфопроизводное анилина
ОТВЕТ:В
5. Специалисты из каких областей науки наиболее эффективны в области создания новых лекарственных препаратов:
А) химии
Б)физики
В) биохимии
Г)молекулярной биологии
Д) ботаники
Е) фармации
ж) молекулярной биологии, биохимии, химии, физики, фармации
ОТВЕТ:ж

6. На создание одного нового препарата общего назначения уходит в настоящее время:
А) 1 год
Б) 2 года
В) около 7 - 10 лет
ОТВЕТ:В
7. Для выявления фармацевтического препарата обычно приходится испытать:
А) 5 веществ
Б) 105 веществ
В) около 10 000 веществ.
ОТВЕТ:В
7. Возвращение Ганеманна в лоно медицины началось с хины, которая в то время была единственным источником излечения от смертельной болезни, вызванной одним из четырех видов плазмодий – паразитов крови, поражающих эритроциты. В тяжелых случаях измененный гемоглобин кристаллизуется, вызывая разрушение эритроцитов. Хинное дерево впервые обнаружили в Южной Америке. Это целебное растение произрастает в Андах, на высоте 3000 метров над уровнем моря. Хинин - это алкалоид, содержащийся в коре хинного дерева, очень горький на вкус, плохо растворимый в воде, хорошо - в спирте, хлороформе и эфире, является средством борьбы с :
А) туберкулезом
Б) диареей
В) малярией
ОТВЕТ:В

7. Установив теоретические «законы подобия» в действии лекарств и болезненных агентов и создав учение о «гомеопатическом» действии лекарств, Ганеманн вновь принялся за эксперименты, все более и более стал уменьшать дозы. Приготавливалась концентрированная спиртовая вытяжка из какого-то лекарственного вещества, затем 2 капли ее смешивались с 98 каплями спирта и встряхивались. Из полученной смеси бралась 1 капля и разводилась 99 каплями спирта, и этот процесс повторялся до 30 раз. При твердых субстанциях роль спирта выполнял молочный сахар. Как называется этот процесс:
А) титрованием
Б) кристаллизацией
В) потенцированием
ОТВЕТ:В

8. Гомеопатии как системе лечения исполнилось 200 лет. Согласно ОСТ 91500.05.001-00 «Стандарты качества лекарственных средств. Основные положения» гомеопатические лекарственные средства это:
А) «Гомеопатические лекарственные средства это – одно- или многокомпонентные препараты, содержащие, как правило, микродозы активных соединений, производящиеся по специальной технологии и предназначенные для перорального, инъекционного или местного применения в виде различных лекарственных форм».
Б) «Гомеопатические лекарственные средства это – одно- или многокомпонентные препараты, содержащие, как правило, активные соединения, производящиеся по специальной технологии и предназначенные для перорального, инъекционного или местного применения в виде различных лекарственных форм».
9.Какие исходные вещества при получении гомеопатических препаратов назначают при соответствующих заболеваниях, установите соответствие:
1. дезинтериеподобных колитах
2. поносах различной этиологии
3. катаре верхних дыхательных путей
4. различных кожных заболеваниях
А).Соли ртути
Б) Мышьяк
В) Йод
Г)сера

ОТВЕТ: 1А, 2Б, 3В, 4Г.

11. Отличительной стадией при изготовлении гомеопатических лекарственных средств является:
1. Перегонка
2.Кристаллизация
3 потенцирование или динамизация.
ОТВЕТ:3
12. В рамках общей медицины гомеопатию можно определить как регуляционную терапию. Выберите отличительные особенности гомеопатических препаратов от традиционных:
1.при правильном применении они не имеют побочного действия;
2.ориентированы на резервы самого организма, усиливают его защитные функции;
3.действуют на системном уровне – не на отдельный орган, а на организм в целом;
4.эффективность их обусловлена: выбором лекарственного средства по закону подобия, изготовлением путем последовательных разведений, потенцированием активности в процессе изготовления;
5.принимаются препараты регулярно и долговременно;
6.преобладающими лекарственными формами аптечного изготовления являются: гранулы, капли (разведения), тритурации, мази, оподельдоки, масла и свечи.
ОТВЕТ: 1-6

13. В настоящее время левомецитин (хлорамфеникол) в промышленности получают 10-стадийным синтезом из стирола. Его использование стало возможным благодаря приему Копирование известных физиологически активных веществ. Сначала он был выделен и изучен из:
1. продуктов нефтеперегонки
2. растительного сырья
3. культуральной жидкости Streptomyces venezuelae

14. При получении какого лекарства впервые Ненцки был использован Принцип химического модифицирования структуры известных синтетических и природных лекарственных веществ:
1. салол (фенилсалицилат);
2. пенициллин;
3. цефалоспорины.
ОТВЕТ:1
15. Методология комбинаторной химии- это совмещение химии и биологии, возникла и стала быстро развиваться в 1990-х годах как часть общей стратегии создания новых лекарственных веществ. Стратегия комбинаторной химии основана на ряде положений, выберите необходимые:
1. революционные химические и биологические методы параллельного синтеза и испытания большого числа соединений;
2. техника миниатюризации синтезов и биоиспытаний, позволяющая синтезировать в растворе (жидкофазный синтез) или на твердых подложках (твердофазный синтез) от сотен до нескольких тысяч новых (родственных) соединений в день (в количестве от 5 до 1000 мг)
3. быстрое тестирование продуктов синтеза в виде смесей или после выделения из них индивидуальных веществ.
ОТВЕТ: 1,2,3,
16. Интересный факт был установлен учеными при изучении метаболизма одного широко известного препарата, который проявлял высокую активность против гемолитического стрептококка. Оказалось, что он в живом организме превращался в активное лекарственное вещество. Укажите нужное:
1. сульфаниламид, а именно стрептоцид;
2. левомицетин;
3. аспирин.
ОТВЕТ:1
17. Фолиевая кислота необходима для синтеза пуриновых оснований и последующего синтеза нуклеиновых кислот и продуцирования бактериальных клеток. Синтез фолиевой кислоты протекает с использованием ферментом пара-аминобензойной кислоты, аналоги которой нарушают синтез фолиевой кислоты. Укажите соединения, которые являются геометрическими аналогами пара-аминобензойной кислоты, и разрушают цепочку биосинтеза:
1. сульфаниламид
2. бензол
3. п-нитроанилин
ОТВЕТ: 1
18. Схема разработки нового лекарственного препарата включает несколько этапов. Приведите правильную последовательность:

6. умозрительный или машинный перебор химических структур и выбор базовой потенциально активной структуры
5. стадия, которая заключается в лабораторной разработке путей и методов синтеза целевого вещества и его близких структурных аналогов, их отборе по устойчивости, простоте получения, выходу, растворимости и технико-экономическим показателям.
4. биотестирование – главное сито, на котором отбраковывается основная масса неактивных и малоактивных синтезированных соединений, и остаются для продолжения углубленных испытаний наиболее перспективные вещества, обладающие высокой физиологической активностью и не проявляющие при этом токсичности и других побочных эффектов.
3. стадия - клинические испытания на людях, в ходе которых подтверждается высокая лечебная эффективность лекарственного вещества и выясняется наличие или отсутствие неблагоприятных
2. в случае положительных клинических испытаний лекарственное вещество получает официальный статус и передается на разработку технологии его промышленного синтеза – стадию, которая является самой дорогостоящей, трудоемкой и энергоемкой. Осуществлением этой стадии занимаются технологи, инженеры, химики, экономисты.
1. с заводского производства лекарственное вещество поступает в продажу.
ОТВЕТ: 6, 5, 4, 3, 2, 1.

19. Выберите стадии биологического изучения лекарственных веществ, которые проходит каждое потенциальное лекарственное вещество:
1. фармакодинамическая;
2. фармацевтическая;
3. фармакокинетическая
ОТВЕТ: 1,2,3
20. Укажите необходимые этапы исследования лекарственного вещества, полезное действие которого установлено, по результатам которых принимается решение о проведении клинических испытаний:
1. определение ЛД50 - острая токсичность, т.е. смертельная доза для 50% подопытных животных (ЛД50 выражается в мг лекарственного вещества на кг живого веса);
2. выяснение токсичности в условиях длительного (несколько месяцев) введения лекарственного вещества в терапевтических дозах (которые обычно в 20 и более раз должны быть ниже ЛД50), при этом наблюдают возможные побочные эффекты и патологические изменения всех систем организма.
3. определение хронической токсичности лекарственного препарата. Данное исследование проводят при ежедневном введении лекарства в течение определенного времени в трех дозах: близкой к терапевтической; предполагаемой терапевтической; максимальной терапевтической.
4. после завершения эксперимента по определению острой и хронической токсичности проводятся патоморфологические и гистологические исследования внутренних органов, мозга, костей, глаз подопытных животных.
5. устанавливают специфическую токсичность испытываемого вещества: его аллергизирующее, иммунотоксическое действие; канцерогенность, мутагенность, эмбриотоксичность; гонадотоксичность и так далее;
6. после окончания проверки всех видов токсичности составляется протокол, который включает параметры эксперимента и заключение о токсичности испытываемого вещества.
ОТВЕТ: 1-6
21. Клинические испытания включают систематическое изучение исследуемого препарата на людях в целях проверки его лечебного действия или выявления нежелательных реакций, а также изучение всасывания, распределения, метаболизма и выведения из организма для определения его эффективности и безопасности. Укажите порядок отдельных этапов клинических испытаний:
1. этап – расширенные испытания на базе 2 – 3 клиник с привлечением большого числа (нескольких тысяч) больных. При этом у больных исследуются кровь, моча и др.
2. этап клинических испытаний лекарственного средства осуществляется на 30 – 50 добровольцах.
ОТВЕТ: 2,1.
22. Какими связями обеспечивается взаимодействие между лекарственным веществом и рецептором или акцептором, приводящее к активации (стимулированию) или дезактивации (ингибированию) биомишени и сопровождающееся ответом организма в целом:
1. ковалентных
2. водородных,
3. электростатических
4. ван-дер-ваальсовых
5. гидрофобных.
ОТВЕТ: 2-5
23. Укажите эффекты воздействия на организм алифатических соединений, после введения в них атомов хлора:
1. наркотическое
2. угнетающее действие на сердце
3. угнетающее действие на кровеносные сосуды с понижением давления
4. повышение иммунитета
ОТВЕТ: 1-3
24. Приведите порядок в котором возрастает наркотическая активность и токсичность хлорпроизводных метана:
1. хлорметан
2. тетрахлорметан
3. дихлорметан
4.трихлорметан
ОТВЕТ: 1, 3, 4, 2
25. Выберите основные функции низкомолекулярного соединения - оксида азота – NO:
1. универсальный регулятор функций метаболизма
2. уникальная сигнальная молекула, посредством которой клетки могут обмениваться информацией
3.участвует в регуляции тонуса кровеносных сосудов,
4. ингибирует агрегацию тромбоцитов и их адгезию на стенках сосудов
5. функционирует в центральной и вегетативной нервной системе, регулируя деятельность органов дыхания, желудочно-кишечного тракта и мочеполовой системы.
ОТВЕТ:1-5
26.Выберите более общее определение данное рецептору:
1 – это небольшой химически определенный участок (на большой молекуле протоплазмы), в норме участвующий в питании и метаболизме клетки и способный, кроме того, связывать лекарственные вещества.
2. «Рецептором мы называем такую активную группировку в молекуле протоплазмы, к которой присоединяется чужеродная группа».
ОТВЕТ: 2
27. Для учета влияния растворимости определенную ориентировку при синтезе биологически активных веществ может дать установленная общая закономерность о воздействии тех или иных радикалов (атомных групп) на гидрофильность вещества.
Установите ряд уменьшения сродства к воде при введении функциональных (гидрофильных) групп и радикалов в молекулу:
1.карбоксильная 2 гидроксильная 3 альдегидная 4 кетогруппа 5 аминогруппа 6 иминогруппа 7 амидогруппа 8 имидогруппа (гидрофильные группы)
ОТВЕТ: 1,2,3,4,5,6,7,8.
28. Для учета влияния растворимости определенную ориентировку при синтезе биологически активных веществ может дать установленная общая закономерность о воздействии тех или иных радикалов (атомных групп) на гидрофобность (липофильность) вещества.
Установите ряд уменьшения сродства к воде при введении функциональных (гидрофобных) групп и радикалов в молекулу: 1 метил 2 метилен 3 этил 4 пропил 5 высший алкил 7 фенил (гидрофобные радикалы).
ОТВЕТ: 1,2,3,4,5,6,7.


29. В медицинской практике применяют значительное количество веществ – амфолитов, то есть химических соединений, в молекулах которых одновременно присутствуют основная и кислотная группировки. Выберите вещества амфолиты:
1. никотиновая кислота
2 цинхониновая кислота
3.метионин
4. 4-оксипиридин
5. дитретбутиловый эфир
ОТВЕТ: 1-4
30. Молекулярная масса является одним из факторов, влияющих на фармакологическую активность. Так, алифатические углеводороды и спирты по мере увеличения молекулярной массы снижают свою активность и токсичность. Выберите из приведенных соединений наиболее фармакологически активный: метанол, этанол, глицерин.
ОТВЕТ: метанол.

31. Полимеры в зависимости от молекулярной массы нередко настолько меняют своё фармакологическое действие, что оно становится противоположным действию исходных мономеров. Выберите из приведенных соединений наиболее фармакологически неактивное: олигосахарид, арабиногалактуроновая кислота, целлюлоза.
ОТВЕТ: целлюлоза
32. Химическое пространственное строение вещества определяет наличие у него биоактивности. Однако эффективность действия может в значительной степени зависеть от разных факторов. Выберите факторы, способствующие повышению биоактивности:
1.хорошая водорастворимость;
2хорошая липофильность (растворимость в жирах) и обладать способностью проникать через клеточные полупроницаемые мембраны, чтобы влиять на биохимические процессы метаболизма;
3.способность свободно переходить из крови в спинномозговую жидкость и мозг, т.е. преодолевать гематоэнцефалический барьер, который защищает мозг от проникновения в него чужеродных веществ, растворимых в крови.
ОТВЕТ 1-3

33. Введение в структуру фенольных группировок, карбоксильных или сульфогрупп, основного или аммонийного атома азота (четвертичная соль) улучшает:
1. водорастворимость органической молекулы лекарственного вещества, изменяет ее основность или кислотность, и как следствие усиливает, ее действие.
2. липофильность лекарственных веществ (растворимость в жировых тканях, которые могут служить лекарственным депо) и облегчает их прохождение через мембраны.
ОТВЕТ: 1
34. Седативные (т.е. успокаивающие) препараты это:
1. опиатные наркотики и снотворные барбитуратной группы; 2. эфедрин, фенамин и прочие 3. ЛСД, препараты конопли и другие галлюциногены.
ОТВЕТ:1

35. Стимулирующие препараты это:
1. опиатные наркотики и снотворные барбитуратной группы; 2. эфедрин, фенамин и прочие 3. ЛСД, препараты конопли и другие галлюциногены.
ОТВЕТ:2

36. Психоделические препараты (то есть препараты, изменяющие сознание) это:

1. опиатные наркотики и снотворные барбитуратной группы; 2. эфедрин, фенамин и прочие 3. ЛСД, препараты конопли и другие галлюциногены.
ОТВЕТ: 3

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Силкина О. В. Химия биологически активных веществ: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ПГТУ, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 О.В. Силкина Химия биологически активных веществ: лабораторный практикум: Поволжский государственный технологический университет, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Коваленко, Л.В. Биохимические основы химии биологически активных веществ : Учебное пособие БИНОМ, 2015 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=427724
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины