Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения |
Специализация | Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z44_05_01_ПиПДП-2018 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 89 | 89 | 89 | 89 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова И.А.,д-р.псх.н., профессор
1.1. | Цель курса заключается в содействии формирования и развития психолого-педагогической компетентности студентов на основе знания и понимания ключевых закономерностей и механизмов образовательного процесса. Задачи курса: - интегрировать и систематизировать базовые знания студентов по психологическим аспектам педагогической деятельности; - сопровождать формирование и развитие психолого-педагогической компетентности студентов, опыта творческого использования знаний по педагогической психологии в практике образовательного процесса; - познакомить студентов с современным состоянием научно-психологического обеспечения обучения и воспитания при организации учебно-воспитательного процесса и возможностями управления интеллектуальным и личностным развитием обучающихся; - обеспечить овладение студентами профессионально-значимыми умениями и навыками психолого-педагогического конструирования и анализа различного типа учебно-воспитательных ситуаций, а также прогнозирования их эффективности при организации образовательного процесса и профессионально-педагогической деятельности; - содействовать ценностному личностному самоопределению студентов по отношению к психолого-педагогическому знанию, осознанию и применению личностно-ориентированных и развивающих основ педагогической деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-1 | способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - использовать методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - методами педагогики и психологии в профессиональной деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Методологические основы педагогической психологии | ||||||
1.1. | Общенаучная характеристика, история становления и развития педагогической психологии. | Лекции | 4 | 1 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
1.2. | Педагогическая психология – междисциплинарная отрасль научного знания | Сам. работа | 4 | 7 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
1.3. | Общенаучная характеристика, история становления и развития педагогической психологии. | Практические | 4 | 1 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
Раздел 2. Психологические аспекты обучения | ||||||
2.1. | Двустороннее единство обучения – учения в образовательном процессе | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
2.2. | Соотношение обучения и развития | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
2.3. | Психологические показатели развития детей в процессе обучения и особенности их диагностики | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
2.4. | Общепсихологическая характеристика учебной деятельности | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
2.5. | Психологические основы типов обучения | Лекции | 4 | 1 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
2.6. | Психологические основы типов обучения | Сам. работа | 4 | 12 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
2.7. | Особенности теории и практики развивающего образования | Практические | 4 | 1 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
2.8. | Особенности теории и практики развивающего образования | Сам. работа | 4 | 10 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
Раздел 3. Психологические особенности личности и деятельности педагога | ||||||
3.1. | Педагог как субъект педагогической деятельности | Сам. работа | 4 | 12 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
3.2. | Психологические аспекты личности и деятельности педагога | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
3.3. | Психологические закономерности педагогического общения | Практические | 4 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
Раздел 4. Психологические основы воспитания | ||||||
4.1. | Сущность и психологические методы воспитания | Сам. работа | 4 | 12 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
4.2. | Психолого-педагогические аспекты воспитания | Практические | 4 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
4.3. | Особенности профессионального взаимодействия психолога с участниками образовательного процесса | Сам. работа | 4 | 12 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - «Педагогическая психология» (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1113) ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1 Способен использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Педагогическая психология – это наука: а) о закономерностях развития психики ребенка в процессе учебной деятельности; б) о закономерностях становления и развития личности в системе социальных институтов обучения и воспитания; в) о структуре и закономерностях протекания процесса учения; г) изучающая феномены и закономерности развития психики учителя. Правильный ответ: б Вопрос 2. Основной задачей образования является: а) содействие усвоению человеком знаний в процессе обучения; б) формирование умений и навыков; в) содействие развитию и саморазвитию личности в процессе обучения; г) овладение социокультурным опытом. Правильный ответ: в Вопрос 3. Под обучением понимают: а) процесс усвоения знаний, формирование умений и навыков; б) процесс передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику; в) предпринимаемые учеником учебные действия; г) процесс взаимодействия двух деятельностей: деятельности учителя и деятельности ученика. Правильный ответ: г Вопрос 4. Специфической формой деятельности ученика, направленной на усвоение знаний, овладение умениями и навыками, а также на его развитие является: а) научение; б) учение; в) обучение; г) обученность. Правильный ответ: б Вопрос 5. Ведущим принципом отечественной педагогической психологии является: а) принцип социального моделирования; б) принцип трансформации знаний, их расширение и приспособление к решению новых задач; в) принцип личностно-деятельностного подхода; г) принцип установления связи между стимулами и реакциями; д) принцип упражняемости. Правильный ответ: в Вопрос 6. Основоположником русской педагогической психологии является: а) К.Д. Ушинский; б) А.П. Нечаев; в) П.Ф. Каптерев; г) А.Ф. Лазурский. Правильный ответ: в Вопрос 7. Самым глубинным и полным уровнем обученности является: а) воспроизведение; б) понимание; в) узнавание; г) усвоение. Правильный ответ: г Вопрос 8. Л. С. Выготский рассматривает проблему соотношения обучения и развития: а) отождествляя процессы обучения и развития; б) полагая, что обучение должно опираться на зону актуального развития ребенка; в) полагая, что обучение должно забегать вперед развития и вести его за собой. Правильный ответ: в Вопрос 9. Основной психологической проблемой традиционного подхода к обучению является: а) низкий уровень знаний; б) недостаточно развитые познавательные процессы учащихся; в) недостаточная активность учащихся в процессе обучения. Правильный ответ: в Вопрос 10. Целью развивающего обучения является: а) развитие ученика как субъекта учебной деятельности; б) достижение высокого уровня обученности учащихся; в) формирование умственных действий и понятий; г) развитие действий самоконтроля и самооценки у учащихся в процессе обучения. Правильный ответ: а Вопрос 10. Ведущим мотивом учебной деятельности, обеспечивающим эффективность процесса обучения, является: а) потребность изменить социально-статусную позицию в общении; б) потребность получать одобрение и признание; в) стремление соответствовать требованиям преподавателей; избежать наказания; г) стремление приобрести новые знания и умения. Правильный ответ: г Вопрос 11. Недостатком программированного обучения является: а) отсутствие четких критериев контроля знаний; б) недостаточное развитие самостоятельности учащихся; в) отсутствие индивидуального подхода к обучению; г) недостаточное развитие творческого мышления учащихся. Правильный ответ: г Вопрос 12. Основным показателем готовности ребенка к обучению в школе является: а) овладение основными навыками чтения и счета; б) развитие у ребенка мелкой моторики; в) желание ребенка ходить в школу; г) зрелость психических функций и саморегуляция; д) наличие у ребенка необходимых учебных принадлежностей. Правильный ответ: г Вопрос 13. Уровень актуального развития характеризует: а) обученность, воспитанность, развитость; б) обучаемость, воспитуемость, развиваемость; в) самообучаемость, саморазвиваемость, самовоспитуемость; г) обученность, обучаемость. Правильный ответ: а Вопрос 14. Основной функцией педагогической оценки является: а) определение уровня фактического исполнения учебного действия; б) осуществление подкрепления в виде наказания-поощрения; в) развитие мотивационной сферы учащегося. Правильный ответ: в Вопрос 15. Один из концептуальных принципов современного обучения – «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» – сформулировал: а) Л.С. Выготский; б) С.Л. Рубинштейн; в) Б.Г. Ананьев; г) Дж. Брунер. Правильный ответ: а КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях – это … (назовите вид образования). Правильный ответ: инклюзивное образование. Вопрос 2. Конструктивный, организаторский компонент, коммуникативный и гностический компоненты – это компоненты …. … , выделенные Н.В. Кузьминой. Вставьте 2 пропущенных слова. Правильный ответ: педагогической деятельности. Вопрос 3. Назовите основные факторы развития личности? Правильный ответ: наследственность, среда, воспитание. Вопрос 4. Специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения – это … технология. Вставьте пропущенное слово. Правильный ответ: педагогическая. Вопрос 5. На кого ориентирована гуманистическая педагогика? Правильный ответ: Личность. Вопрос 6. Кем введено понятие «Педагогическая психология»? Правильный ответ: П.Ф. Каптеревым. Вопрос 7. Кем был предложен термин «зона ближайшего развития»? Правильный ответ: Л.С. Выготским. Вопрос 8. Перечислите науки, с которыми связана педагогическая психология (не менее трех). Правильный ответ: философия, социология, психология, медицина, этика, эстетика, экономика, политология, право, анатомия. Вопрос 9. Педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества – .... (вставьте пропущенное слово). Правильный ответ: воспитание. Вопрос 10. Какова позиция учителя в личностно-ориентирующем обучении? Правильный ответ: развитие индивидуальности каждого обучающегося. Вопрос 11. Способ выполнения действия, ставший в результате упражнений автоматизированным, – это … (вставьте пропущенное слово). Правильный ответ: навык. Вопрос 12. Публичный спор, одна из активных форм работы с учащимися – это … (вставьте пропущенное слово). Правильный ответ: диспут. Вопрос 13. Комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его образовательных программ с целью удовлетворения образовательных потребностей – это образовательные … (вставьте пропущенное слово). Правильный ответ: услуги. Вопрос 14. Специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы, – это … Правильный ответ: интерактивное обучение. Вопрос 15. Субъектно-деятельностный тип обучения, приходящий на смену традиционному объектно-трансляционному типу и основывающийся на новом представлении об онтогенезе психики человека, – это … Правильный ответ: развивающее обучение. Вопрос 16. Л.В. Занков разработал систему … … как технологию раннего интенсивного всестороннего развития личности ребенка? (вставьте два пропущенных слова) Правильный ответ: развивающего обучения. Вопрос 17. Специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности нужной и полезной обществу – это … (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: воспитание. Вопрос 18. Процесс двухсторонней активности учителя и учащихся, в результате которого учитель передает, а учащийся активно приобретает знания, умения, навыки, формируется научное мировоззрение, развиваются творческие силы учащихся – это … (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: обучение. Вопрос 19. Личностная (приобретенная) способность обучающегося успешно решать определенный круг задач – это ... (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: компетенция. Вопрос 20. Уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности – это ... (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: квалификация. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А. Н. Фоминова, Т. Л. Шабанова | Педагогическая психология: учебное пособие | Москва : ФЛИНТА, 2021 | biblioclub.ru |
Л1.2 | И.В. Марусева | Современная педагогика (с элементами педагогической психологии): учебное пособие для вузов | М. ; Берлин : Директ-Медиа, электронный, 2015 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=279291 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Т. В. Габай | Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов | М. : Академия, 32 шт., 2010 | |
Л2.2 | Т. В. Манянина | Коммуникативная компетентность в педагогическом общении (в аспекте психологической культуры педагога) : учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 78 шт., 2007 | |
Л2.3 | .Л. Шабанова, А.Н. Фоминова. | Педагогическая психология: учебное пособие | М. : Флинта, электронный, 2016 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=79468 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | университетская библиотека on-line. | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | электронно-библиотечная система издательства «Лань». | e.lanbook.com | ||
Э3 | Курс в Мудл "Педагогическая психология" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические рекомендации к самостоятельной работе. Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к промежуточной аттестации. Подготовка к практическим занятиям. В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовки к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов, уметь приводить примеры. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. Работа с учебной и научной литературой в рамках самостоятельной работы. При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу. Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать). Подготовка к тестам контроля знаний. Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. |