МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогическая психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильБиология/Химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_БиХ-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент, Лужбина Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
кандидат педагогических наук, доцент, Петухова Елена Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Педагогическая психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А., д.пс.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова И.А., д.пс.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать представление о современной роли обучения и воспитания в развитии личности, механизмах и условиях становления личности в процессе обучения и воспитания, о многообразии современных методов обучения и воспитания и техниках педагогического взаимодействия

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.5

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.1 Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.2 Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся
ОПК-3.3 Формирует позитивный психологический климат в группе и условия для доброжелательных отношений между обучающимися с учетом их принадлежности к разным этнокультурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также различных (в том числе ограниченных) возможностей здоровья
ОПК-3.4 Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления
ОПК-3.5 Осуществляет педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся
ОПК-6Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-6.1 Осуществляет отбор и применяет психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные) с учетом различного контингента обучающихся
ОПК-6.2 Применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу, формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся
ОПК-6.3 Проектирует индивидуальные образовательные маршруты в соответствии с образовательными потребностями детей и особенностями их развития
ОПК-7Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
ОПК-7.1 Взаимодействует с родителями (законными представителями) обучающихся с учетом требований нормативно-правовых актов в сфере образования и индивидуальной ситуации обучения, воспитания, развития обучающегося
ОПК-7.2 Взаимодействует со специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
ОПК-7.3 Взаимодействует с представителями организаций образования, социальной и духовной сферы, СМИ, бизнес-сообществ и др.
ОПК-8Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ОПК-8.1 Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
ОПК-8.2 Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания основных закономерностей возрастного развития когнитивной и личностной сфер обучающихся, научно-обоснованных закономерностей организации образовательного процесса
ПК-3Способен осуществлять развивающую деятельность в образовательном процессе
ПК-3.1 Владеет профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья
ПК-3.2 Разрабатывает и реализует индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Краткий исторический очерк становления педагогической психологии Лекции 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Предмет, задачи, актуальные проблемы современной педагогической психологии Практические 4 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Методы исследования в педагогической психологии Сам. работа 4 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
2.1. Сущность понятия обучения. Актуальные проблемы современного школьного обучения Лекции 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Обучение как условие развития. Гипотеза Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Современные направления обучения Сам. работа 4 7 ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Психологическая сущность и структура учебной деятельности Лекции 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Компоненты учебной деятельности Практические 4 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Проблема неуспеваемости учащихся в процессе учебной деятельности Сам. работа 4 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. НАУЧЕНИЕ И ЕГО ЗАКОНОМЕРНОСТИ
4.1. Сущность научения и его виды Лекции 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.2. Современные зарубежные теории научения Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.3. Руководство научением. Роль подкрепления и наказания в научении Сам. работа 4 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 5. ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ
5.1. Многообразие представлений о процессе воспитания Лекции 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.2. Психологические аспекты воспитания Практические 4 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.3. Структура воспитательного процесса Сам. работа 4 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 6. ПСИХОЛОГИЯ УЧИТЕЛЯ
6.1. Предмет и направления исследования психологии учителя Лекции 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
6.2. Личность учителя как условие эффективного обучения Практические 4 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
6.3. Педагогическая деятельность Сам. работа 4 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - «Педагогическая психология» (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1113)

Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - «Педагогическая психология» (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1113)

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-8

Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Педагогическая психология – это наука:
а) о закономерностях развития психики ребенка в процессе учебной деятельности;
б) о закономерностях становления и развития личности в системе социальных институтов обучения и воспитания;
в) о структуре и закономерностях протекания процесса учения;
г) изучающая феномены и закономерности развития психики учителя.
Правильный ответ: б

Вопрос 2. Основной задачей образования является:
а) содействие усвоению человеком знаний в процессе обучения;
б) формирование умений и навыков;
в) содействие развитию и саморазвитию личности в процессе обучения;
г) овладение социокультурным опытом.
Правильный ответ: в

Вопрос 3. Под обучением понимают:
а) процесс усвоения знаний, формирование умений и навыков;
б) процесс передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику;
в) предпринимаемые учеником учебные действия;
г) процесс взаимодействия двух деятельностей: деятельности учителя и деятельности ученика.
Правильный ответ: г

Вопрос 4. Специфической формой деятельности ученика, направленной на усвоение знаний, овладение умениями и навыками, а также на его развитие является:
а) научение;
б) учение;
в) обучение;
г) обученность.
Правильный ответ: б

Вопрос 5. Ведущим принципом отечественной педагогической психологии является:
а) принцип социального моделирования;
б) принцип трансформации знаний, их расширение и приспособление к решению новых задач;
в) принцип личностно-деятельностного подхода;
г) принцип установления связи между стимулами и реакциями;
д) принцип упражняемости.
Правильный ответ: в

Вопрос 6. Основоположником русской педагогической психологии является:
а) К.Д. Ушинский;
б) А.П. Нечаев;
в) П.Ф. Каптерев;
г) А.Ф. Лазурский.
Правильный ответ: в

Вопрос 7. Самым глубинным и полным уровнем обученности является:
а) воспроизведение;
б) понимание;
в) узнавание;
г) усвоение.
Правильный ответ: г

Вопрос 8. Л. С. Выготский рассматривает проблему соотношения обучения и развития:
а) отождествляя процессы обучения и развития;
б) полагая, что обучение должно опираться на зону актуального развития ребенка;
в) полагая, что обучение должно забегать вперед развития и вести его за собой.
Правильный ответ: в

Вопрос 9. Основной психологической проблемой традиционного подхода к обучению является:
а) низкий уровень знаний;
б) недостаточно развитые познавательные процессы учащихся;
в) недостаточная активность учащихся в процессе обучения.
Правильный ответ: в

Вопрос 10. Целью развивающего обучения является:
а) развитие ученика как субъекта учебной деятельности;
б) достижение высокого уровня обученности учащихся;
в) формирование умственных действий и понятий;
г) развитие действий самоконтроля и самооценки у учащихся в процессе обучения.
Правильный ответ: а

Вопрос 10. Ведущим мотивом учебной деятельности, обеспечивающим эффективность процесса обучения, является:
а) потребность изменить социально-статусную позицию в общении;
б) потребность получать одобрение и признание;
в) стремление соответствовать требованиям преподавателей; избежать наказания;
г) стремление приобрести новые знания и умения.
Правильный ответ: г

Вопрос 11. Недостатком программированного обучения является:
а) отсутствие четких критериев контроля знаний;
б) недостаточное развитие самостоятельности учащихся;
в) отсутствие индивидуального подхода к обучению;
г) недостаточное развитие творческого мышления учащихся.
Правильный ответ: г

Вопрос 12. Основным показателем готовности ребенка к обучению в школе является:
а) овладение основными навыками чтения и счета;
б) развитие у ребенка мелкой моторики;
в) желание ребенка ходить в школу;
г) зрелость психических функций и саморегуляция;
д) наличие у ребенка необходимых учебных принадлежностей.
Правильный ответ: г

Вопрос 13. Уровень актуального развития характеризует:
а) обученность, воспитанность, развитость;
б) обучаемость, воспитуемость, развиваемость;
в) самообучаемость, саморазвиваемость, самовоспитуемость;
г) обученность, обучаемость.
Правильный ответ: а

Вопрос 14. Основной функцией педагогической оценки является:
а) определение уровня фактического исполнения учебного действия;
б) осуществление подкрепления в виде наказания-поощрения;
в) развитие мотивационной сферы учащегося.
Правильный ответ: в

Вопрос 15. Один из концептуальных принципов современного обучения – «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» – сформулировал:
а) Л.С. Выготский;
б) С.Л. Рубинштейн;
в) Б.Г. Ананьев;
г) Дж. Брунер.
Правильный ответ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях – это … (назовите вид образования).
Правильный ответ: инклюзивное образование.

Вопрос 2. Конструктивный, организаторский компонент, коммуникативный и гностический компоненты – это компоненты …. … , выделенные Н.В. Кузьминой. Вставьте 2 пропущенных слова.
Правильный ответ: педагогической деятельности.

Вопрос 3. Назовите основные факторы развития личности?
Правильный ответ: наследственность, среда, воспитание.

Вопрос 4. Специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения – это … технология. Вставьте пропущенное слово.
Правильный ответ: педагогическая.

Вопрос 5. На кого ориентирована гуманистическая педагогика?
Правильный ответ: Личность.

Вопрос 6. Кем введено понятие «Педагогическая психология»?
Правильный ответ: П.Ф. Каптеревым.

Вопрос 7. Кем был предложен термин «зона ближайшего развития»?
Правильный ответ: Л.С. Выготским.

Вопрос 8. Перечислите науки, с которыми связана педагогическая психология (не менее трех).
Правильный ответ: философия, социология, психология, медицина, этика, эстетика, экономика, политология, право, анатомия.

Вопрос 9. Педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества – .... (вставьте пропущенное слово).
Правильный ответ: воспитание.

Вопрос 10. Какова позиция учителя в личностно-ориентирующем обучении?
Правильный ответ: развитие индивидуальности каждого обучающегося.

Вопрос 11. Способ выполнения действия, ставший в результате упражнений автоматизированным, – это … (вставьте пропущенное слово).
Правильный ответ: навык.

Вопрос 12. Публичный спор, одна из активных форм работы с учащимися – это … (вставьте пропущенное слово).
Правильный ответ: диспут.

Вопрос 13. Комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его образовательных программ с целью удовлетворения образовательных потребностей – это образовательные … (вставьте пропущенное слово).
Правильный ответ: услуги.

Вопрос 14. Специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы, – это …
Правильный ответ: интерактивное обучение.

Вопрос 15. Субъектно-деятельностный тип обучения, приходящий на смену традиционному объектно-трансляционному типу и основывающийся на новом представлении об онтогенезе психики человека, – это …
Правильный ответ: развивающее обучение.

Вопрос 16. Л.В. Занков разработал систему … … как технологию раннего интенсивного всестороннего развития личности ребенка? (вставьте два пропущенных слова)
Правильный ответ: развивающего обучения.

Вопрос 17. Специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности нужной и полезной обществу – это … (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: воспитание.

Вопрос 18. Процесс двухсторонней активности учителя и учащихся, в результате которого учитель передает, а учащийся активно приобретает знания, умения, навыки, формируется научное мировоззрение, развиваются творческие силы учащихся – это … (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: обучение.

Вопрос 19. Личностная (приобретенная) способность обучающегося успешно решать определенный круг задач – это ... (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: компетенция.

Вопрос 20. Уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности – это ... (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: квалификация.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ОПК-3 Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов

ОПК-6 Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Способность сплочения ученического коллектива и воодушевления на решение важной задачи по В.А. Крутецкому – это…:
а) дидактические способности;
б) академические способности;
в) перцептивные способности;
г) организаторские способности.
Правильный ответ: г

Вопрос 2. Деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями – это…:
а) воспитание;
б) педагогические закономерности воспитания;
в) самовоспитание;
г) самообразование.
Правильный ответ: в

Вопрос 3. Умение понимать эмоциональное состояние учащихся относиться к умениям:
а) межличностной коммуникации;
б) восприятия и понимания друг друга;
в) межличностного взаимодействия;
г) передачи информации.
Правильный ответ: б

Вопрос 4. В воспитательном плане наиболее эффективен …тип обучения.
а) традиционный;
б) проблемный;
в) программированный;
г) догматический.
Правильный ответ: б

Вопрос 5. Педагогическое взаимодействие обучающегося и обучаемого при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости по предмету составляет суть…функций взаимодействия субъектов педагогического процесса:
а) организационной;
б) конструктивной;
в) коммуникативно-стимулирующей;
г) информационно-обучающей.
Правильный ответ: г

Вопрос 6. Добровольное задание самому себе осознанных целей и заданий самосовершенствования – это…:
а) самообязательство;
б) самоотчет;
в) осмысление собственных действий;
г) самоконтроль.
Правильный ответ: а

Вопрос 7. Дальнейшая детализация, создание проекта, приближающегося для использования в конкретных условиях участниками воспитательного процесса – это..:
а) педагогическая ситуация;
б) педагогический процесс;
в) педагогическое конструирование.
Правильный ответ: в


Вопрос 8. Специальная работа педагога по активизации познавательной деятельности учащихся с целью самостоятельного приобретения ими знаний лежит в основе:
а) программированного обучения;
б) проблемного обучения;
в) теории поэтапного формирования умственных действий и понятий;
г) традиционного обучения.
Правильный ответ: б

Вопрос 9. Воспитанность характеризуется:
а) предрасположенностью человека к воспитательным воздействиям;
б) усвоением нравственных знаний и форм поведения;
в) умением человека адекватно вести себя в обществе, взаимодействуя с другими людьми в различных видах деятельности.
Правильный ответ: в

Вопрос 10. Педагогическая направленность – это:
а) любовь к детям;
б) система эмоционально-ценностных отношений, задающая структуру мотивов личности учителя;
в) желание освоить профессию педагога.
Правильный ответ: б

Вопрос 11. Педагогическая деятельность начинается с:
а) отбора учебного содержания;
б) выбора методов и форм обучения;
в) анализа возможностей и перспектив развития учащихся.
Правильный ответ: в

Вопрос 12. Эксперимент в психолого-педагогических исследованиях позволяет проверить гипотезы:
а) о наличии явления;
б) о наличии связи между явлениями;
в) как о наличии самого явления, так и связей между соответствующими явлениями;
г) о наличии причинной связи между явлениями.
Правильный ответ: г

Вопрос 13. Течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже ХIХ-ХХ вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется:
а) педагогика;
б) педология;
в) дидактика;
г) психопедагогика.
Правильный ответ: б

Вопрос 14. Первый по порядку следования этап и компонент педагогической деятельности:
а) подготовительный этап;
б) организаторская деятельность;
в) этап осуществления педагогического процесса;
г) этап анализа результатов;
д) гностическая деятельность;
е) конструктивная деятельность;
ж) коммуникативная деятельность.
Правильный ответ: а

Вопрос 15. Вид мотивов учения, характеризующийся ориентацией учащегося на овладение новыми знаниями – фактами, явлениями, закономерностями, называется:
а) широкими познавательными мотивами;
б) широкими социальными мотивами;
в) учебно-познавательными мотивами;
г) узкими социальными мотивами.
Правильный ответ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Способ педагогического воздействия на воспитанника, выражающий положительную оценку его поведения с позиций интересов одноклассников и с целью закрепления положительных качеств – это … (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: поощрение.

Вопрос 2. Какой подход требует учета индивидуальных особенностей воспитанников?
Правильный ответ: личностно-ориентированный.

Вопрос 3. Группа методов, в основе которых лежит феномен проекции, называется … методами (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: проективными.

Вопрос 4. Предполагает отработку профессиональных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами …тренинг (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: имитационный.

Вопрос 5. Процесс воспитания длится по времени всю … (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: жизнь.

Вопрос 6. Особенностью процесса воспитания является его … (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: комплексность.

Вопрос 7. Процесс сознательного усвоения социального опыта и формирования определенных качеств самим индивидом, необходимых ему для собственного личностного становления и развития – это … (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: самовоспитание.

Вопрос 8. Система методов воспитательного воздействия, направленных на изменение сформированных свойств личности, выработанных привычек и нравственных основ жизнедеятельности – это … (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: перевоспитание.

Вопрос 9. Важную роль в самовоспитании играет …. (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: самосознание.

Вопрос 10. Взаимодействующая общность, объединенная социально ценностными отношениями и единой социально ценностной деятельностью – это … (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: коллектив.

Вопрос 11. В классном коллективе могут быть 2 лидера – это … и … .
Правильный ответ: формальный и неформальный.

Вопрос 12. Определенная степень овладения приемами и способами решения профессионально-педагогических задач – это … культура педагога (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: профессиональная.

Вопрос 13. Профессиональная культура педагога конкретизируется в понятиях …
Правильный ответ: культура педагогической деятельности, культура педагогического общения, культура личности педагога.

Вопрос 14. Гносеологическая, гуманистическая, коммуникативная, обучающая, воспитывающая, нормативная, информационная выступают … профессиональной культуры педагога (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: функциями.

Вопрос 15. Вставьте пропущенное слово. Наполнение содержания образования «человековедческим материалом» с учетом личностно-развивающих методик является отражением его культуры, которая называется … культурой.
Правильный ответ: гуманитарной.

Вопрос 16. На чем базируется пригодность человека к педагогической деятельности? Назовите 2-3 характеристики.
Правильный ответ: на нормальном интеллектуальном развитии, эмпатичности, сценичности эмоций, нормальном уровне развития коммуникативно-познавательной активности.

Вопрос 17. Когда мы имеем ввиду систему ценностных ориентаций, задающих иерархическую структуру доминирующих мотивов личности педагога, стремящегося утвердить её в педагогической деятельности и общении, о каком виде направленности идет речь?
Правильный ответ: педагогическая направленность.

Вопрос 18. Вставьте пропущенное слово. Способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия – это … способности (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: коммуникативные.

Вопрос 19. К способам невербальной коммуникации педагога относятся …
Правильный ответ: язык глаз, мимика, пантомимика, жесты.

Вопрос 20. На стремлении ребенка к подражанию основан такой метод воспитания как … (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: пример.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-7

Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Педагогическая психология – это наука:
а) о закономерностях развития психики ребенка в процессе учебной деятельности;
б) о закономерностях становления и развития личности в системе социальных институтов обучения и воспитания;
в) о структуре и закономерностях протекания процесса учения;
г) изучающая феномены и закономерности развития психики учителя.
Правильный ответ: б

Вопрос 2. Основной задачей образования является:
а) содействие усвоению человеком знаний в процессе обучения;
б) формирование умений и навыков;
в) содействие развитию и саморазвитию личности в процессе обучения;
г) овладение социокультурным опытом.
Правильный ответ: в

Вопрос 3. Под обучением понимают:
а) процесс усвоения знаний, формирование умений и навыков;
б) процесс передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику;
в) предпринимаемые учеником учебные действия;
г) процесс взаимодействия двух деятельностей: деятельности учителя и деятельности ученика.
Правильный ответ: г

Вопрос 4. Специфической формой деятельности ученика, направленной на усвоение знаний, овладение умениями и навыками, а также на его развитие является:
а) научение;
б) учение;
в) обучение;
г) обученность.
Правильный ответ: б

Вопрос 5. Ведущим принципом отечественной педагогической психологии является:
а) принцип социального моделирования;
б) принцип трансформации знаний, их расширение и приспособление к решению новых задач;
в) принцип личностно-деятельностного подхода;
г) принцип установления связи между стимулами и реакциями;
д) принцип упражняемости.
Правильный ответ: в

Вопрос 6. Самым глубинным и полным уровнем обученности является:
а) воспроизведение;
б) понимание;
в) узнавание;
г) усвоение.
Правильный ответ: г

Вопрос 7. Основной психологической проблемой традиционного подхода к обучению является:
а) низкий уровень знаний;
б) недостаточно развитые познавательные процессы учащихся;
в) недостаточная активность учащихся в процессе обучения.
Правильный ответ: в

Вопрос 8. Целью развивающего обучения является:
а) развитие ученика как субъекта учебной деятельности;
б) достижение высокого уровня обученности учащихся;
в) формирование умственных действий и понятий;
г) развитие действий самоконтроля и самооценки у учащихся в процессе обучения.
Правильный ответ: а

Вопрос 9. Ведущим мотивом учебной деятельности, обеспечивающим эффективность процесса обучения, является:
а) потребность изменить социально-статусную позицию в общении;
б) потребность получать одобрение и признание;
в) стремление соответствовать требованиям преподавателей; избежать наказания;
г) стремление приобрести новые знания и умения.
Правильный ответ: г

Вопрос 10. Недостатком программированного обучения является:
а) отсутствие четких критериев контроля знаний;
б) недостаточное развитие самостоятельности учащихся;
в) отсутствие индивидуального подхода к обучению;
г) недостаточное развитие творческого мышления учащихся.
Правильный ответ: г

Вопрос 11. Основным показателем готовности ребенка к обучению в школе является:
а) овладение основными навыками чтения и счета;
б) развитие у ребенка мелкой моторики;
в) желание ребенка ходить в школу;
г) зрелость психических функций и саморегуляция;
д) наличие у ребенка необходимых учебных принадлежностей.
Правильный ответ: г

Вопрос 12. Основной функцией педагогической оценки является:
а) определение уровня фактического исполнения учебного действия;
б) осуществление подкрепления в виде наказания-поощрения;
в) развитие мотивационной сферы учащегося.
Правильный ответ: в

Вопрос 13. Один из концептуальных принципов современного обучения – «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» – сформулировал:
а) Л.С. Выготский;
б) С.Л. Рубинштейн;
в) Б.Г. Ананьев;
г) Дж. Брунер.
Правильный ответ: а

Вопрос 14. Деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями – это…:
а) воспитание;
б) педагогические закономерности воспитания;
в) самовоспитание;
г) самообразование.
Правильный ответ: в

Вопрос 15. В воспитательном плане наиболее эффективен …тип обучения.
а) традиционный;
б) проблемный;
в) программированный;
г) догматический.
Правильный ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях – это … (назовите вид образования).
Правильный ответ: инклюзивное образование.

Вопрос 2. Назовите основные факторы развития личности?
Правильный ответ: наследственность, среда, воспитание.

Вопрос 3. На кого ориентирована гуманистическая педагогика?
Правильный ответ: Личность.

Вопрос 4. Кем был предложен термин «зона ближайшего развития»?
Правильный ответ: Л.С. Выготским.

Вопрос 5. Перечислите науки, с которыми связана педагогическая психология (не менее трех).
Правильный ответ: философия, социология, психология, медицина, этика, эстетика, экономика, политология, право, анатомия.

Вопрос 6. Педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества – .... (вставьте пропущенное слово).
Правильный ответ: воспитание.

Вопрос 7. Какова позиция учителя в личностно-ориентирующем обучении?
Правильный ответ: развитие индивидуальности каждого обучающегося.

Вопрос 8. Публичный спор, одна из активных форм работы с учащимися – это … (вставьте пропущенное слово).
Правильный ответ: диспут.

Вопрос 9. Комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его образовательных программ с целью удовлетворения образовательных потребностей – это образовательные … (вставьте пропущенное слово).
Правильный ответ: услуги.

Вопрос 10. Специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы, – это …
Правильный ответ: интерактивное обучение.

Вопрос 11. Субъектно-деятельностный тип обучения, приходящий на смену традиционному объектно-трансляционному типу и основывающийся на новом представлении об онтогенезе психики человека, – это …
Правильный ответ: развивающее обучение.

Вопрос 12. Л.В. Занков разработал систему … … как технологию раннего интенсивного всестороннего развития личности ребенка? (вставьте два пропущенных слова)
Правильный ответ: развивающего обучения.

Вопрос 13. Специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности нужной и полезной обществу – это … (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: воспитание.

Вопрос 14. Личностная (приобретенная) способность обучающегося успешно решать определенный круг задач – это ... (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: компетенция.

Вопрос 15. Способ педагогического воздействия на воспитанника, выражающий положительную оценку его поведения с позиций интересов одноклассников и с целью закрепления положительных качеств – это … (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: поощрение.

Вопрос 16. Какой подход требует учета индивидуальных особенностей воспитанников?
Правильный ответ: личностно-ориентированный.

Вопрос 17. Предполагает отработку профессиональных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами …тренинг (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: имитационный.

Вопрос 18. Процесс воспитания длится по времени всю … (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: жизнь.

Вопрос 19. Процесс сознательного усвоения социального опыта и формирования определенных качеств самим индивидом, необходимых ему для собственного личностного становления и развития – это … (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: самовоспитание.

Вопрос 20. Система методов воспитательного воздействия, направленных на изменение сформированных свойств личности, выработанных привычек и нравственных основ жизнедеятельности – это … (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: перевоспитание.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3

Способен осуществлять развивающую деятельность в образовательном процессе

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Ключевая характеристика, определяющая готовность ребенка к учебе в школе:
а) степень развитости мелкой моторики;
б) наличие базовых знаний (счет, письмо);
в) соответствующее психическое развитие и навыки саморегуляции.
Правильный ответ: в

Вопрос 2. Начальная стадия деятельности педагога:
а) подбор формата подачи информации;
б) определение способностей и перспектив учеников (студентов);
в) составление учебного плана.
Правильный ответ: б

Вопрос 3. Назначение эксперимента в психолого-педагогическом исследовании – проверка гипотезы о:
а) существовании самого явления;
б) существовании явления, а также связей между рядом явлений;
в) существовании причинной связи между определенными явлениями
Правильный ответ: в

Вопрос 4. Максимальную точность результатов дает исследование методом:
а) анализа продуктов деятельности;
б) эксперимента;
в) наблюдения.
Правильный ответ: б

Вопрос 5. Оценку и переработку имеющейся информации без привлечения внешних средств, проводящуюся на внутреннем плане сознания, называют:
а) анализом;
б) мышлением;
в) умственной деятельностью.
Правильный ответ: в

Вопрос 6. Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпроса» вышло в:
а) 1936;
б) 1917;
в) 1941.
Правильный ответ: а

Вопрос 6. Для того чтобы оценка играла образовательную и воспитательную роль, необходимо соблюдение следующих требований:
а) она должна осуществляться систематически, но без «перебора», так как большое количество текущих оценок ограничивает само¬стоятельность учащихся, не позволяет развиться самоконтролю, рождает мотивы избегания неудач, способствует развитию неуве¬ренности в себе;
б) быть адекватной и непредвзятой;
в) носить своевременный характер, то есть действовать «на месте»;
г) быть дифференцированной, то есть зависеть от способностей и ха¬рактера ученика (носить индивидуальный характер);
д) быть разнообразной по форме;
е) все ответы верны.
Правильный ответ: е

Вопрос 7. При частой внешней оценке обнаруживаются следующие тенденции в поведении и личностных качествах школьников:
а) боязнь не соответствовать предлагаемому «образу»;
б) боязнь наказания;
в) неуверенность в себе;
г) боязнь «упасть» в глазах сверстников;
д) «размытость» критериев самооценки, не понимание своих « сильных» и «слабых» сторон;
е) все ответы верны.
Правильный ответ: е

Вопрос 8. Цель тестирования дошкольника перед приемом в учебное заведение – определение его … готовности.
а) эмоциональной, когнитивной;
б) эмоционально-волевой, мотивационной, когнитивной;
в) когнитивной, волевой, мотивационной.
Правильный ответ: б

Вопрос 9. При частом внешнем контроле обнаруживаются следующие тенденции в поведении и личностных качествах школьников:
а) низкая самооценка и неуверенность в себе;
б) зависимость от внешних обстоятельств;
в) преобладание мотивации избегания неудач над мотивацией дости¬жения успеха;
г) нарушения психосоматического характера;
д) низкий уровень ответственности;
е) низкий уровень самоконтроля в поведении и деятельности;
ж) репродуктивный подход при выполнении заданий;
з) все ответы верны.
Правильный ответ: з

Вопрос 10. Для личностно-ориентированной модели общения характерно:
а) наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик, диктат или опека;
б) удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций;
в) сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей.
Правильный ответ: в

Вопрос 11. Для учебно-дисциплинарной модели общения характерно
а) наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик, диктат или опека;
б) удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций;
в) сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей.
Правильный ответ: а

Вопрос 12. Ведущим мотивом учебной деятельности, обеспечивающим эффективность процесса обучения, является:
а) потребность изменить социально-статусную позицию в общении;
б) стремление соответствовать требованиям преподавателей избежать наказания;
в) стремление приобрести новые знания и умения;
г) потребность получать одобрение и признание.
Правильный ответ: в

Вопрос 13. Глобальным объектом педагогической психологии является:
а) образовательный процесс;
б) воспитательный процесс;
в) процесс усвоения.
Правильный ответ: а

Вопрос 14. Организация учебного процесса, при которой выбор способов, приёмов, темпа обучения учитывающая индивидуальные различия учащихся и позволяющая создавать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика называется:
а) оптимизация обучения;
б) индивидуализация обучения;
с) дифференциация обучения;
д) модернизация обучения.
Правильный ответ: б

Вопрос 15. Как называется область научного знания, интегрирующая психологические, дидактические, методические знания, используемые в реальной практике развивающего образования, с целью личностно-ценностной направленности образовательного процесса?
а) педагогическая психология;
б) дидактика;
в) педагогика;
г) психодидактика.
Правильный ответ: г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Цель, которая ставится перед учащимися в форме проблемной задачи и тем самым создает учебную и проблемную ситуацию на уроке – это ….
Правильный ответ: учебная задача.

Вопрос 2. Первым условием эффективности учебного процесса является формирование … учения (вставьте пропущенное слово).
Правильный ответ: мотивация.

Вопрос 3. Наличный уровень подготовленности, определяемый с помощью задач, которые ученик может выполнить самостоятельно называется …
Правильный ответ: уровень актуального развития.

Вопрос 4. Сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке – это (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: развитие.

Вопрос 5. При обследовании учащихся школы необходимо соблюдать ряд этических принципов … (перечислите 2-3 принципа)
Правильный ответ: создать испытуемым благоприятную, комфортную обстановку; диагностика должна давать достоверные результаты; выводы не должны быть обязательно корректными; выводы должны быть объективными; выводы не должны зависеть от отношения к испытуемым.

Вопрос 6. Глобальным объектом исследования в педагогической психологии является … (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: образование.

Вопрос 7. Метод, основанный на изучении закономерностей психического развития посредством моделирования его существенных условий – это …
Правильный ответ: формирующий эксперимент.

Вопрос 8. Элементами корпоративной культуры образовательного учреждения являются … (назовите 2-3 элемента)
Правильный ответ: психологический климат, организационные ценности, нормы, правила, мировоззрение.

Вопрос 9. Состояние, противоположное развитости, воспитанности, образованности (обученности): отсутствие необходимых навыков поведения и общения, необходимого запаса знаний, слабое владение способами и приемами их приобретения и неразвитость учебно-познавательных мотивов называется …
Правильный ответ: педагогическая запущенность.

Вопрос 10. Ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности – это … ребенок (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: одаренный.

Вопрос 11. Способ исследований структуры и характера межличностных отношений в школьном классе на основе измерения межличностного выбора называется ….
Правильный ответ: социометрией.

Вопрос 12. Способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия – это … способности (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: коммуникативные.

Вопрос 13. Признаками обучаемости являются … (назовите 2-3 признака)
Правильный ответ: активность ориентировки в новых условиях; перенос известных способов решения задач в новые условия; быстрота образования новых понятий и способов деятельности; работоспособность, выносливость.

Вопрос 14. По какой системе оцениваются учебные достижения российских обучающихся?
Правильный ответ: по пятибальной.

Вопрос 15. Какие средства передачи информации относятся к коммуникации?
Правильный ответ: вербальные и невербальные.

Вопрос 16. Как называется динамический процесс в малой группе, связанный с управлением группой?
Правильный ответ: лидерство и руководство.

Вопрос 17. Когда мы имеем ввиду систему ценностных ориентаций, задающих иерархическую структуру доминирующих мотивов личности педагога, стремящегося утвердить её в педагогической деятельности и общении, о каком виде направленности идет речь?
Правильный ответ: педагогическая направленность.

Вопрос 18. Гносеологическая, гуманистическая, коммуникативная, обучающая, воспитывающая, нормативная, информационная выступают … профессиональной культуры педагога (вставьте пропущенное слово).
Правильный ответ: функциями.

Вопрос 19. Назовите 2 основные функции педагогического сопровождения.
Правильный ответ: включенность; стимулирование саморазвития на основе рефлексии.

Вопрос 20. Контроль динамики социального и психического развития детей и поиск оптимальных возможностей перевода их на более высокий уровень, а также установление правильного направления развития детей осуществляется с помощью …. (вставьте пропущенное слово).
Правильный ответ: психодиагностики.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. Н. Фоминова, Т. Л. Шабанова Педагогическая психология: учебное пособие Москва : ФЛИНТА, 2021 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И.В. Марусева Современная педагогика (с элементами педагогической психологии): учебное пособие для вузов М. ; Берлин : Директ-Медиа, электронный, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=279291
Л2.2 .Л. Шабанова, А.Н. Фоминова. Педагогическая психология: учебное пособие М. : Флинта, электронный, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=79468
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 университетская библиотека on-line www.biblioclub.ru
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle «Педагогическая психология» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к промежуточной аттестации.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовки к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов, уметь приводить примеры. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с учебной и научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу. Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний.
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.