МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология делового общения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки43.02.10. специальность Туризм
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план43_02_10_Туризм-2022_9кл
Часов по учебному плану 54
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 18
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 9
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 18 18 18 18
Итого 54 54 54 54

Программу составил(и):
преподаватель, Борисова Оксана Александровна

Рецензент(ы):
преподаватель, Тимофеева Виктория Васильевна

Рабочая программа дисциплины
Психология делового общения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 ТУРИЗМ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 г. № 474)

составлена на основании учебного плана:
43.02.10 ТУРИЗМ Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование системных знаний о психологии делового общения и умений использования этих знаний в будущей профессиональной деятельности квалифицированного специалиста.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1 Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации.
ПК 1.2 Информировать потребителя о туристских продуктах.
ПК 1.3 Взаимодействовать с туроператором по реализации и продвижению туристского продукта.
ПК 1.4 Рассчитывать стоимость турпакета в соответствии с заявкой потребителя.
ПК 2.1 Контролировать готовность группы, оборудования и транспортных средств к выходу на маршрут.
ПК 2.2 Инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте.
ПК 2.3 Координировать и контролировать действия туристов на маршруте.
ПК 2.4 Обеспечивать безопасность туристов на маршруте.
ПК 2.5 Контролировать качество обслуживания туристов принимающей стороной.
ПК 3.1 Проводить маркетинговые исследования рынка туристских услуг с целью формирования востребованного туристского продукта.
ПК 3.4 Взаимодействовать с турагентами по реализации и продвижению туристского продукта.
ПК 4.1 Планировать деятельность подразделения.
ПК 4.2 Организовывать и контролировать деятельность подчиненных.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.цели, функции, виды и уровни общения;
роли и ролевые ожидания в общении;
специфику делового общения, структуру коммуникативного акта и условия установления контакта;
нормы и правила профессионального поведения и этикета;
механизмы взаимопонимания в общении;
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
этические принципы общения;
влияние индивидуальных особенностей партнеров на процесс общения;
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;
закономерности формирования и развития команды;
3.2.Уметь:
3.2.1.планировать, прогнозировать и анализировать деловое общение;
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
устанавливать деловые контакты с учетом особенностей партнеров по общению и соблюдением делового этикета;
использовать эффективные приемы управления конфликтами;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психологические основы делового общения.
1.1. Психологические основы делового общения Лекции 6 4 ПК 3.4, ПК 2.3, ПК 1.3, ОК 6, ОК 4, ОК 1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Составление конспекта "Психологические основы делового общения" Сам. работа 6 6 ПК 3.4, ПК 2.3, ПК 1.3, ОК 6, ОК 4, ОК 1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Беседа по конспекту "Психологические основы делового общения" Практические 6 2 ПК 3.4, ПК 2.3, ПК 1.3, ОК 6, ОК 4, ОК 1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Коммуникации в деловом общении Лекции 6 2 ПК 3.1, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 6, ОК 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Коммуникативная игра Практические 6 2 ПК 3.1, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 6, ОК 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Интерактивный компонент делового общения Лекции 6 2 ПК 4.2, ПК 3.1, ПК 2.3, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 3, ОК 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Подготовка игры по теме "Интерактивный компонент делового общения" Сам. работа 6 4 ПК 4.2, ПК 3.1, ПК 2.3, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 3, ОК 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Проведение студентами игры по теме "Интерактивный компонент делового общения" Практические 6 2 ПК 4.2, ПК 3.1, ПК 2.3, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 3, ОК 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Перцепция в деловом общении Лекции 6 2 ПК 3.1, ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.1, ОК 6 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Устный опрос на тему "Перцепция в деловом общении" Практические 6 2 ПК 3.1, ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.1, ОК 6 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Содержание и основные понятия психологии управления
2.1. Содержание и основные понятия психологии управления Лекции 6 2 ПК 4.2, ПК 3.1, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.1, ОК 8, ОК 7, ОК 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Подготовка доклада, сообщения по теме "Содержание и основные понятия психологии управления" Сам. работа 6 1 ПК 4.2, ПК 3.1, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.1, ОК 8, ОК 7, ОК 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Чтение докладов по теме: "Содержание и основные понятия психологии управления" Практические 6 2 ПК 4.2, ПК 3.1, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.1, ОК 8, ОК 7, ОК 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Психологические основы формирования групп и управления коллективом Лекции 6 2 ПК 4.2, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.1, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 4, ОК 1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Подготовка к коллоквиуму по теме "Психологические основы формирования групп и управления коллективом" Сам. работа 6 4 ПК 4.2, ПК 3.1, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.1, ОК 8, ОК 7, ОК 6 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Коллоквиум по теме "Психологические основы формирования групп и управления коллективом" Практические 6 2 ПК 4.2, ПК 3.1, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.1, ОК 8, ОК 7, ОК 6 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Конфликты в деловом взаимодействии, управление конфликтами
3.1. Конфликты в деловом взаимодействии, управление конфликтами Лекции 6 2 ПК 4.2, ПК 3.1, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.1, ОК 8, ОК 6, ОК 4, ОК 3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Подготовка доклада, сообщения по теме "Конфликты в деловом взаимодействии, управление конфликтами" Сам. работа 6 1 ПК 4.2, ПК 3.1, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.1, ОК 8, ОК 6, ОК 4, ОК 3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Чтение докладов по теме: "Конфликты в деловом взаимодействии, управление конфликтами" Практические 6 2 ПК 4.2, ПК 3.1, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.1, ОК 8, ОК 6, ОК 4, ОК 3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Психологические аспекты проведения деловых разговоров, переговоров, деловых встреч, служебных совещаний
4.1. Психологические аспекты проведения деловых разговоров, переговоров, деловых встреч, служебных совещаний Лекции 6 2 ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.4, ПК 1.4, ПК 1.3, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Подготовка доклада с презентацией на тему "Психологические аспекты проведения деловых разговоров, переговоров, деловых встреч, служебных совещаний" Сам. работа 6 2 ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.4, ПК 1.4, ПК 1.3, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Слушание докладов с презентацией на тему "Психологические аспекты проведения деловых разговоров, переговоров, деловых встреч, служебных совещаний" Практические 6 2 ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.4, ПК 1.4, ПК 1.3, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
4.4. Зачёт Практические 6 2 ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.4, ПК 3.1, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (тесты, практические работы) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5188
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного или нескольких вариантов)

1.Коммуникативной стороной общения называют:
А) восприятие друг друга
Б) обмен информацией
В) взаимодействие
2.Общение, которое преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида - это...
А) социальное общение
Б) личностное общение
В) диалоговое общение
3.Общение, которое характеризуется включением в процесс общения «дополнительного» участника или посредника, через которого происходит передача информации - это...
А) опосредованное общение
Б) косвенное общение
В) биологическое общение
4.К видам общения относятся:
А) биологическое
Б) диалогическое
В) межэтническое
Г) межперсональное
5. Общение включает в себя следующие взаимосвязанные стороны:
А) когнитивную
Б) перцептивную
В) коммуникативную
Г) интерактивную
6. Перцептивная сторона общения представляет собой:
А) взаимодействие общающихся
Б) обмен информацией между участниками совместной деятельности
В) восприятие общающимися друг друга
7. Общение, когда учитываются особенности личности, возраст, настроение собеседника, но интересы дела являются более важными - это деловое общение.
А) верно
Б) не верно
8. Паралингвистикой называют:
А) система вокализации;
Б) организация пространства и времени коммуникативного процесса;
В) визуальный контакт
9. Как называется общение, которое имеет своей целью извлечение выгоды от собеседника с использованием различных приемов (лесть, запугивание, обман и пр.):
А) манипулятивное;
Б) светское;
В) деловое.
10 . Прямым общением называют:
А) неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения;
Б) включение в процесс общения “дополнительного” участника как посредника, через которого происходит передача информации;
В) естественный контакт “лицом к лицу” при помощи вербальных и невербальных средств, когда информация лично передается одним из его участников другому
11. Что понимается под “такесикой”:
А) процесс передачи вербальной информации;
Б) прикосновение людей друг к другу во время общения;
В) визуальный контакт
12. Назначение деловой беседы (выберите правильные ответы):
А) сообщение информации
Б) обмен мнениями
В) речевое общение с целью установления деловых отношений
Г) реализация личных симпатий
13. Цель деловых переговоров (выберите правильные ответы):
А) оказать давление на партнёра
Б) достижение делового соглашения
В) добиться односторонней выгоды
Г) решение конфликтных ситуаций
14.Что относится к коммуникативным барьерам?
А) барьер непонимания;
Б) семантические барьеры;
В) барьер отрицательных эмоций.
15. Что является основными механизмами в познании человека?
А) идентификация;
Б) эмпатия;
В) рефлексия;
Г) аттракция;
Д) метонимия
16. Стресс, сопровождающий любой конфликт, накладывает отпечаток на его протекание. Это суждение..:
А) верно
Б) не верно
17. Выделяют пять основных стратегий выхода из конфликта (К. Томас): соперничество, сотрудничество, уклонение, приспособление и…
А) компромисс.
Б) переговоры
В) сглаживание
18. Конфликт в переводе с латинского означает:
А) соглашение
Б) столкновение;
В) существование
19. Компромисс – это:
А) согласие, которое достигнуто путем взаимных уступок
Б) демонстрация покорности, согласия с предъявляемой претензией
В) выход из конфликтной ситуации, когда каждый выигрывает и получает то, что хочет
20. Инцидент — это:
А) первое открытое столкновение субъектов
Б) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними
В) истинная причина конфликта

Правильные ответы:



4АБГ
5БВГ




10В
11Б
12АБ
13БГ
14АБ
15АБВГ
16А
17А
18Б
19А
20А

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% задания «не зачтено» – верно менее 50% заданий
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения: основным оценочным средством является зачет, предполагающий два блока:
1) блок на проверку общих знаний (выполнение теста с заданиями закрытой формы на электронном курсе в СДО moodle, проводится в учебной аудитории),
2) собеседование (ответ студента в рамках данного блока представляет собой устное монологическое высказывание по двум темам, проводится очно в учебной аудитории).
Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к зачету» (https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=524783)
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, представляющего собой тест, состоящий из 20 вопросов, студент может получить максимум 20 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). Тест состоит из вопросов закрытого типа с выбором одного ответа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов На выполнение теста отводится 15 минут. При прохождении теста студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей и вернуться к заданиям в оставшееся время.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой устный ответ на две темы, студент может получить максимум 10 баллов при выполнении следующих условий:
студентом представлено развернутое монологическое высказывание,
даны полные ответы на вопросы,
приведены примеры,
даны ответы на дополнительные вопросы преподавателя.
На подготовку к устной части отводится 10 минут.
Далее, баллы, начисленные студенту за выполнение тестовой части (Блок 1),пересчитываются в 10-балльную шкалу:
100 баллов = 10 баллов;
90 баллов = 9 баллов;
80 баллов = 8 баллов;
70 баллов = 7 баллов;
60 баллов = 6 баллов;
50 баллов = 5 баллов.
Ниже 50 баллов – выполнение теста не засчитано.
После сложения баллов 1 и 2 блоков преподаватель переводит их в оценку:
1-5 баллов – оценка «2»,
6-10 баллов – оценка «3»,
11-15 баллов – оценка «4»,
16-20 баллов – оценка «5».
Таким образом, за промежуточную аттестацию в форме зачета, состоящего из двух блоков, студент может получить 20 баллов.
Приложения
Приложение 2.   контроль .docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Собольников В. В., Костенко Н. А. ; Под ред. Костенко Н.А. ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Карташов С.А., Рожков В.Д., Ананченкова П.И. Труд и социальные отношения: Научно-практический журнал Информационно-издательский центр "АТиСО", 2021 elibrary.ru
Л2.2 Рамендик Д.М. ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в MOODLE: Психология делового общения (43.02.10 Туризм, преп. Борисова О.А.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного
университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
211Н кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин; кабинет социально-экономических дисциплин; кабинет гуманитарных и социальных дисциплин; кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; передвижная маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты
405Н кабинет профессиональной этики и психологии делового общения; кабинет социальной психологии; кабинет коммуникативных тренингов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины "Психология делового общения" используются активные и интерактивные формы проведения занятий. При проведении лекционных занятий: разбор конкретных жизненных ситуаций; лекция-визуализация; лекция-беседа; элементы проблемной лекции. При проведении практических занятий: разбор конкретных жизненных ситуаций; коммуникативные, ролевые и деловые игры.

Методические указания к лекциям:
Каждое лекционное занятие студенту необходимо вести конспект. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспект лекции лучше подразделять на пункты (используя буквы, цифры), соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Наиболее важные моменты, на которые указывает лектор, рекомендуется помечать значком, подчёркивать и делать тому подобные пометки. На полях рекомендуется помечать комментарии, а также оставлять место для дополнительных записей, которые могут быть составлены в процессе самостоятельной работы по теме.

Методические указания к практическим занятиям:
Необходимо ознакомиться с планом практического занятия, уяснить предлагаемое задание и выполнить его, прочитать рекомендованную литературу. Важно помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Студентам рекомендуется составить опорный конспект по всем вопросам темы практического занятия, даже если студент готовится выступать с докладом или сообщением по одному из вопросов темы.
В случае затруднения выполнения задания, студенту необходимо обратиться за консультацией к преподавателю.
Практическое задание и подготовка семинарских тем должны быть выполнены всеми участниками занятия. Возникшие в процессе подготовки вопросы необходимо чётко сформулировать и задать преподавателю на практическом занятии. Приветствуется участие студентов в групповой дискуссии по темам, вынесенным на практическое занятие.

Методические указания к самостоятельной работе:
Самостоятельная работа студентов включает в себя: изучение конспектов лекций с дополнением их материалами, выбранными в рекомендованных литературных источниках, подготовка к практическим и семинарским занятиям, коллоквиумам, выполнение практических упражнений.

Методические указания по составлению учебной презентации:
Учебная презентация представляет собой результат самостоятельной работы студентов, с помощью которой они наглядно демонстрируют материалы публичного выступления перед аудиторией. Первый слайд презентации должен содержать тему работы, фамилию, имя и отчество исполнителя, номер учебной группы. Последующие слайды необходимо разбить на разделы согласно пунктам плана работы. На заключительный слайд выносится самое основное, главное из содержания презентации.
На слайде следует помещать не более 5-6 строк и не более 5-7 слов в предложении. Текст на слайдах должен хорошо читаться. Для визуального восприятия текст на слайдах презентации должен быть не менее 18 пт, а для заголовков – не менее 24 пт.
При добавлении рисунков, схем, диаграмм, снимков экрана (скриншотов) необходимо проверить текст этих элементов на наличие ошибок. Необходимо проверять правильность написания названий улиц, фамилий авторов методик и т.д.
Не рекомендуется перегружать слайды анимационными эффектами – это отвлекает слушателей от смыслового содержания слайда. Для смены слайдов используйте один и тот же анимационный эффект.
При выступлении помните, что устная речь докладчика должна дополнять, описывать, но не пересказывать, представленную на слайдах информацию.
Основные этапы работы над компьютерной презентацией:
1. Спланируйте общий вид презентации по выбранной теме, опираясь на собственные разработки и методические рекомендации.
2. Распределите материал по слайдам.
3. Отредактируйте и оформите слайды.
4. Задайте единообразный анимационный эффект для демонстрации презентации.
5. Распечатайте презентацию.
6. Прогоните готовый вариант перед демонстрацией с целью выявления ошибок.
7. Доработайте презентацию, если возникла необходимость.