МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Дифференциальная психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
ПрофильПсихологическая диагностика и психологическое консультирование
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv37_03_01_Психология_ПДиПК-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 90 88 90 88
Итого 108 106 108 106

Программу составил(и):
д.б.н., профессор каф. общей и прикладной психологии, Кайгородова Н.З.

Рецензент(ы):
к.пс.н., доцент каф. общей и прикладной психологии, Волкова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Дифференциальная психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 839)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.06.2023 г. № 12
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.псх.н., доцент Т.Г. Волкова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.06.2023 г. № 12
Заведующий кафедрой к.псх.н., доцент Т.Г. Волкова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели курса – обеспечить понимание базисных факторов, определяющих индивидуальные и типологические различия между людьми, проявляющиеся в поведении, деятельности, общении и достижение студентами необходимого уровня образованности по данной учебной дисциплине.
Задачи курса:
- ознакомить студентов с основными понятиями дифференциальной психологии;
- показать связь дифференциальной психологии с различными дисциплинами как внутри психологической науки, так и вне ее;
- познакомить с основными подходами к определению темперамента, характера и свойств личности в рамках данной дисциплины;
- дать представление о методах дифференциальной психологии и их использовании в практической работе психологов различного профиля.
- подготовить студентов к самостоятельному исследованию и анализу психологических различий с помощью методов дифференциальной психологии, оценке влияния различных индивидуально-типологических факторов на поведение и успешность деятельности личности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-9Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-9.1 Знает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, подходы их использования в профессиональной деятельности; понимает роль цифровой культуры в информационном обществе и профессиональной деятельности
ОПК-9.2 Умеет анализировать массивы данных с использованием современных программных средств; применять инструменты цифровой культуры в принятии организационно-управленческих решений
ОПК-9.3 Владеет приемами и методами анализа массивов данных; навыками использования информационно-коммуникационных технологий и программных средств в цифровой среде для взаимодействия с обществом, и решения цифровых задач в профессиональной деятельности
УК-9Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
УК-9.1 Знает основные принципы и подходы формирования инклюзивной компетентности, психологические закономерности и особенности возрастного и личностного развития в условиях инклюзивной образовательной среды
УК-9.2 Умеет использовать методические приемы формирования инклюзивной компетентности в профессиональной деятельности с учетом особенностей лиц с ОВЗ и принципами инклюзивного образования
УК-9.3 Способен реализовывать различные способы взаимодействия с учетом дефектологических знаний между всеми субъектами в социальной и профессиональной сферах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- понятийный аппарат
- о направлениях дифференциальной психологии;
- о разных теоретических подходах к исследованию индивидуальных особенностей человека;
- о методических подходах в дифференциальной психологии
- о прикладных аспектах дифференциальной психологии
- основы профотбора и профориентации, стили деятельности в различных профессиях, стили общения в разных социальных группах
- о методических подходах дифференциальной психологии.
- основы профотбора и профориентации,
- стили деятельности в различных профессиях,
- стили общения в разных социальных группах
3.2.Уметь:
3.2.1.- уметь использовать полученные знания в практической деятельности;
- уметь анализировать поведение человека на уровне свойств ВНД; конституциональных особенностей, темперамента, характера и личностных свойств;
- обосновать выбранный диагностический инструментарий в рашении практической задачи
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- диагностики темперамента, характера и связанных с ними личностных свойств;
- подбора диагностического инструментария в соответствии с поставленной задачей;
- навыками анализа полученных данных, сравнения взглядоа разных ученых на категории дифференциальной психологии
- оценивания влияния одного или нескольких различных индивидуально-типологических факторов на некоторую обобщенную характеристику деятельности человека
- навыками управления психологической деятельностью клиентов с учетом их индивидуальных особенностей
- оценивания влияния одного или нескольких различных индивидуально-типологических факторов на некоторую обобщенную характеристику деятельности человека

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в дифференциальную психологию.
1.1. Дифференциальная психология как наука. Источники индивидуальных различий. Практические 3 2 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Объект, предмет, цели, задачи, методы, основные понятия дифф.пс. Сам. работа 3 4 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Структура и факторы индивидуальности Сам. работа 3 4 Л1.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Биологические основы индивидуально-типологических различий.
2.1. Биологические основы индивидуальных различий Практические 3 2 Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.2. Биологические основы индивидуальных различий. Психологические особенности пола Сам. работа 3 10 Л1.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Темперамент, характер и способности
3.1. Темперамент как свойство индивидуальности Сам. работа 3 10 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Исследование психологической структуры темперамента Практические 3 2 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Характер в представлении разных авторов. Классификации характера Сам. работа 3 10 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л1.1
3.4. Теории способностей Сам. работа 3 10 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Психология личности
4.1. Современные подходы к изучению личности Сам. работа 3 10 Л2.2, Л1.3, Л1.2
4.2. Типы личности в представлении разных авторов Практические 3 4 Л1.3, Л1.2
4.3. Психология черт личности Сам. работа 3 10 Л2.2, Л1.3, Л1.2
4.4. Оценка свойств личности Практические 3 4 Л2.2, Л1.3, Л1.2
Раздел 5. Дифференциальная психология деятельности
5.1. Свойства нервной системы и темперамент в профессиональной деятельности. Сам. работа 3 10 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л1.1
5.2. Стили деятельности. Практические 3 4 Л2.2, Л1.3, Л1.1
5.3. Жизненные стили и Факторы, определяющие жизненные стили Сам. работа 3 10 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Основные понятия и методы дифференциальной психологии.
2. Структура индивидуальности, источники индивидуальных различий в современном понимании.
3. Исследование темперамента в школе Б.М. Теплова – В.Д. Небылицына.
4. Исследование темперамента в школе В.С. Мерлина.
5. Темперамент с точки зрения теории функциональных систем П.К. Анохина.
6. Генетические основы темперамента.
8. Конституциональные типологии темперамента.
9. Формирование акцентуаций характера.
10. Дифференциальная психология в исследовании способностей.
11. Задатки, способности, одаренность и склонность.
12. Стилевые особенности индивидуальности.
13. Стиль общения в структуре индивидуальности.
14. Дифференциально-типологические аспекты спортивной деятельности.
15. Дифференциально-типологические аспекты учебной деятельности.
16. Дифференциально-психологические аспекты становления профессионала.
17. Факторная структура личности.
18. Типологический подход к изучению личности.
19. Черты как психологическая категория.
20. Жизненные стили. Факторы их определяющие.
21. Стили деятельности.
22. Стили общения.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7239

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-9: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Выберите свойства, входящие в первый уровень индивидуальности «Индивид» по Б.Г.Ананьеву:
а) первичные потребности
б) свойства нервной системы
в) биохимические свойства
г) пол *
д) общесоматические свойства
е) прижизненно сформированные системы временных связей
ж) психофизиологические функции *
з) задатки *
и) темперамент *
к) возраст *
л) конституция *
м) свойства личности
н) социальные роли
Ответ: *
2. Выберите свойства, входящие в первый уровень индивидуальности «Свойства организма» по В.С. Мерлину:
а) первичные потребности
б) свойства нервной системы
в) биохимические свойства *
г) пол
д) общесоматические свойства *
е) прижизненно сформированные системы временных связей
ж) психофизиологические функции
з) задатки
и) темперамент
к) возраст
л) конституция
м) свойства личности
н) социальные роли
Ответ: *
3. Выберите свойства, входящие в первый уровень индивидуальности «Организм» по Э.А.Голубевой:
а) первичные потребности *
б) свойства нервной системы *
в) биохимические свойства
г) пол
д) общесоматические свойства
е) прижизненно сформированные системы временных связей *
ж) психофизиологические функции
з) задатки
и) темперамент
к) возраст
л) конституция
м) свойства личности
н) социальные роли
Ответ: *
4. Выберите свойства, входящие во второй уровень индивидуальности «Психические свойства» по В.С. Мерлину:
а) первичные потребности
б) свойства нервной системы
в) биохимические свойства
г) пол
д) общесоматические свойства
е) прижизненно сформированные системы временных связей
ж) психофизиологические функции
з) задатки
и) темперамент *
к) возраст
л) конституция
м) свойства личности *
н) социальные роли
Ответ: *
5. Выберите правильный ответ. О каком свойстве нервной системы идет речь. «Характеризует способность выдерживать, не переходя в состояние запредельного торможения, либо очень сильное, либо длительно действующее (хотя и не сильное) возбуждение»
а) сила нервной системы *
б) подвижность нервной системы
в) уравновенность нервной системы.
г) лабильность нервной системы
д) динамичность нервной системы
Ответ: *


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. О каком проявлении психологических особенностей идет речь. «… - саморазвивающаяся и саморегулируемая автономная, уникальная и неповторимая биосоциальная система, включающая многомерные и многоуровневые связи, охватывающие все устойчивые факторы индивидуального развития человека, иерархически соподчиняя в себе свойства всех ступеней развития материи».
Ответ: индивидуальность
2. О каком проявлении индивидуальности идет речь. «… - физический носитель психологических характеристик человека».
Ответ: индивид
3. О каком проявлении индивидуальности идет речь. «… - системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития и обладающее свойствами активности, субъектности, пристрастности, осознанности».
Ответ: личность
4. О каком проявлении психологических особенностей идет речь. «… - особая форма бытия отдельного человека, саморегулируемая биосоциальная система многоуровневых связей, в рамках которой он живет и сохраняет целостность и тождественность самому себе в условиях непрерывных внешних и внутренних изменений».
Ответ: индивидуальность
5. Вставьте пропущенные слова. «Под интересом подразумевается такое отношение к …, которое создает тенденцию … обращать внимание на него».
Ответ: предмету, преимущественно

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О. А. Ахвердова, Н. Н. Волоскова, Т. В. Белых Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности: учеб. пособие СПб. : Речь, 2004.- www.lib.asu.ru
Л1.2 А. В. Либин Дифференциальная психология на пересечении европейских, российских и американских традиций: учеб. пособие для вузов М. : Смысл,, 2000 www.lib.asu.ru
Л1.3 Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология : учебное пособие Москва : Издательство «Флинта», , 2012 www.lib.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. Ф. Рыбалко Возрастная и дифференциальная психология: СПб. : Изд-во СПбГУ, 2001 www.lib.asu.ru
Л2.2 Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. : СПб.: Питер, 2010 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/493
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 - Электронно-библиотечная система "Лань"
Э2 - Электронно-библиотечная система "online"
Э3 Курс в Moodle «Дифференциальная психология» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
-Word- 2007
- SPSS-20
-POWER Point 2010
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

ЭУМК "Дифференциальная психология"https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7239
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания по рациональной организации самостоятельной работы.


Учебный процесс в вузе существенно отличается от того, как он организован в средней школе. Одна из важнейших наших задач - научить студента самостоятельно учиться в дальнейшем всю жизнь. Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Студенту предоставляется возможность работать во время учебы более самостоятельно, чем учащимся в средней школе. Студент должен уметь планировать и выполнять свою работу.

Работа на лекции



На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (иногда даже их заменяющие с последними достижениями науки. Умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей. Слушание и запись лекций - сложные виды вузовской работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Слушая лекции, надо отвлечься при этом от посторонних мыслей и думать только о том, что излагает преподаватель. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал. Внимание человека неустойчиво. Требуются волевые усилия, чтобы оно было сосредоточенным. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное. Это должно быть сделано самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое "конспектирование" приносит больше вреда, чем пользы. Некоторые студенты просят иногда лектора "читать помедленнее". Но лекция не может превратиться в лекцию-диктовку. Это очень вредная тенденция, ибо в этом случае студент механически записывает большое количество услышанных сведений, не размышляя над ними. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: "важно", "особо важно", "хорошо запомнить" и т.п. Целесообразно разработать собственную "маркографию"(значки, символы), сокращения слов. Работая над конспектом лекций, всегда используй не только основной фонд, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Методические рекомендации к составлению реферата.

Реферат (от лат. refero сообщаю) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по одной теме.Работа над рефератом требует изучения научной литературы по соответствующей теме и реферативного изложения полученных таким образом знаний. При написании реферата уметь сопоставить мнения разных авторов, хорошо владеть материалом и уметь его защитить.Реферат не является простым пересказом содержания прочитанного. Необходимо тщательно проанализировать прочитанную литературу, выделить наиболее важные, широко известные и популярные теоретические положения, концепции, теории, факты, и научно обосновать их, акцентируя при этом внимание не только на результате, но и на методическом обеспечении, используемом при изучении той или иной проблемы.
Этапы работы над рефератом:
1.Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию. 2.Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10).
3.Составление библиографии.
4.Обработка и систематизация информации.
5.Разработка плана реферата.
6.Написание реферата.
7.Публичное выступление с результатами исследования.
Содержание работы должно отражатьзнание современного состояния проблемы; обоснование выбранной темы; использование известных результатов и фактов; полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой; актуальность поставленной проблемы; материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в настоящее время. Реферат должен быть написан с соблюдением логики изложения, a, следовательно, иметь определенную структуру. Традиционной является следующая структура реферативной работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, литература.

Общие рекомендации к подготовке к семинарскому и практическому занятию

Основной формой подготовки к семинарским занятиям является самостоятельная работа студента. Эта форма учебной работы предполагает усвоение студентами основных понятий и категорий науки; ознакомление с дискуссионными проблемами; развитие у студентов умения выражать и обосновывать свою позицию по актуальным проблемам изучаемой научной дисциплины. Перед практическим занятием необходимо проработать теоретический материал и уметь быть готовым к промежуточному контролю и к ответу на вопросы. Читать не только обязательную литературу, рекомендуемую к теме, но и дополнительную в соответствии с предложенным перечнем. При подготовке к ответам на вопросы практического занятия уметь сопоставить мнения разных авторов, хорошо владеть материалом и уметь его защитить. При выполнении индивидуального задания аргументируйте свои предложения и высказывания. При выполнении практической работы внимательно читайте методичку и после получения результатов оформите работу по следующему плану: тема, цель, ход, результаты, выводы. В конце каждой темы отвечать на поставленные вопросы и решать предлагаемые тестовые задания.Методические рекомендации по подготовке к экзамену.Серьезно подготовиться к сессии и успешно сдать все экзамены - долг каждого студента. Рекомендуется так организовать свою учебу, чтобы перед первым днем начала сессии были сданы и защищены все лабораторные работы, сданы все зачеты, выполнены другие работы, предусмотренные графиком учебного процесса. Основное в подготовке к сессии - это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдавать экзамен. Только тот успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. При подготовке к экзамену руководствуйтесь программой курса и методическими рекомендациями.Экзамен сдается в форме обсуждения вопросов по теории в устной или письменной форме (по желанию студентов) с учетом итогов выполненных студентом тестовых и индивидуальных заданий. Поэтому необходимым условием допуска студента к экзамену является выполнение и защита в срок индивидуального задания. Чтобы преподаватель имел возможность познакомиться с результатом индивидуальной работы, он должен быть сдан не позже, чем за 3 недели до сдачи экзамена.Активность в течение семестра, как в рамках самостоятельной работы, так и на практических занятиях, способствует успешной сдаче экзамена.Перед экзаменом рекомендуется освежить в памяти свои работы. Подумайте, что может быть наиболее интересным в этих работах, что вы хотели бы обсудить с преподавателем, и какие вопросы может задать преподаватель во время обсуждения. Попытайтесь понять, какое место занимается ваша работа по отношению к теоретическому и прикладному материалу, с которым вы уже познакомились.

Самопроверка



После изучения определенной темы по записям в конспекте и учебнику, а также решения достаточного количества соответствующих задач на практических занятиях и самостоятельно студенту рекомендуется, используя лист опорных сигналов, воспроизвести по памяти определения, выводы формул, формулировки основных положений и доказательств.В случае необходимости нужно еще раз внимательно разобраться в материале.Иногда недостаточность усвоения того или иного вопроса выясняется только при изучении дальнейшего правильное решение задачи может получиться в результате применения механически заученных формул без понимания сущности теоретических положений.



Консультации



Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.

Рекомендации по самостоятельной работе с литературой

Самостоятельная работа с учебниками и книгами – это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные рекомендации по работе с книгой можно свести к следующим:- составьте перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - при составлении перечня литературы следует посоветоваться с преподавателями и научными, которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время;- систематизируйте этот перечень (отметьте, что необходимо для семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности и т.д.);- обязательно выписывайте все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время);- определите для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть;•Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).- если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого необходимо научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать); - еще один эффективный способ оптимизировать знакомство с научной литературой – следует увлечься какой-то идеей и все книги просматривать с точки зрения данной идеи (искать аргументы «за» или «против» интересующей идеи).
Существует несколько видов систематизированной записи прочитанного, основные из которых следующие:
1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.


Методические рекомендации по составлению конспекта:


1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Выделите главное, составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.