МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современное искусство

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
ПрофильДизайн и современное искусство
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_История искусств_ДиСИ-2022
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 403
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 403 403 403 403
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 432 432 432 432

Программу составил(и):
канд.иск., зав.каф., Черняева И.В.

Рецензент(ы):
д-р иск., декан, Нехвядович Л.И.

Рабочая программа дисциплины
Современное искусство

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 533)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Черняева Ирина Валерьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой Черняева Ирина Валерьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у студентов представление об основных тенденциях, формах и особенностях развития современного искусства

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен анализировать и содержательно объяснять процессы и явления истории искусства в их историко-культурных измерениях, анализировать и интерпретировать произведения искусства;
ОПК-3.1 Знает: способы сохранения, методы изучения, особенности трансляции художественного наследия и популяризации научных знаний по истории искусства
ОПК-3.2 Умеет: осуществлять функции по сохранению, изучению, трансляции художественного наследия и популяризации научных знаний по истории искусства
ОПК-3.3 Владеет: навыками анализа и интерпретации произведения искусства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные этапы и характерные особенности формирования современного искусства и дизайна;
- содержание основных современных подходов, учений, школ и направлений, изучающих и объясняющих создание художественного образа;
- основные исторические и художественные факты, даты, события и имена исторических деятелей искусства.
3.2.Уметь:
3.2.1.- выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы;
- исходя из задач конкретного исследования, проводить анализ явлений художественной культуры, причины их возникновения,
- определять ценностные качества произведений,
- работать с материалами смежных источников из областей философии, социологии, религии, психологии и др.;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- научной систематикой изучения процессов художественной культуры,
- приемами анализа содержания современных произведений искусства с точки зрения их национального выражения, способами решения вопросов общественной практики для развития сферы искусства и художественной культуры.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Концепции, формы и особенности экспонирования современного искусства
1.1. Введение в общую проблематику изучения современной истории искусства Лекции 5 10 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Перспективы и условия преемственности российского и мирового искусства. Проблемы современного искусства. Практические 5 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Основные этапы и характерные особенности формирования современного искусства и дизайна. Сам. работа 5 80 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Глобализация и искусство. Искусство 1968-1990 годов. Рациональный стайлинг. Сам. работа 5 80 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Содержание основных современных подходов, учений, школ и направлений, изучающих и объясняющих создание художественного образа. Сам. работа 5 80 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Современный арт-рынок произведений искусства
2.1. Экономическая модель современного рынка художественных ценностей Лекции 5 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Процессы ценообразования на современном арт-рынке Практические 5 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Художественные интернет-аукционы Сам. работа 5 83 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Кураторская деятельность и арт-рынок Сам. работа 5 80 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л3.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11292
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-3: Способен анализировать и содержательно объяснять процессы и явления истории искусства в их историко-культурных измерениях, анализировать и интерпретировать произведения искусства;

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. К какому стилю относятся следующие определения: «Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума… Художники нередко видоизменяли природные свойства вещей: твердое оказывалось жидким,.. мягкое – окаменевшим, предметы мертвой природы неожиданно представали в виде живой натуры…»
а) абстракционизм
б) символизм
в) сюрреализм
г) аналитическое искусство
Правильный ответ: в
2. Эта картина испанского художника вызвала возмущение публики. Она, по мнению автора, должна была восприниматься в защиту поруганной красоты, униженной обществом и бесправной женщины.
а) «Герника» Пикассо
б) «Таитянки» Анри Матисс
в) «Авиньонские девицы» Пикассо
г) «Девушки в поле» Малевич
Правильный ответ: в
3. Понятие «художественный рынок» тождественно понятию «антикварный рынок»?
а) да
б) нет
Правильный ответ: б
4. Взаимоотношением каких обязательных компонентов определяется понятие "художественный рынок"?
а) художник, покупатель
б) художник, покупатель, зритель
Правильный ответ: б
5. Верно ли утверждение, что в настоящее время учреждения культуры вынуждены бороться за свободное время и деньги посетителей, они должны обращать внимание не только на качество услуг (товара), но и на способы его предложения (продвижения на рынок и продажи).
а) да
б) нет
Правильный ответ: а
6. Привлечение и аккумулирование финансовых средств из различных источников это:
а) франчайзинг
б) фандрайзинг
Правильный ответ: б
7. Продажа с публичного торга, способ продажи различных продуктов человеческой деятельности, в том числе произведений искусства, антиквариата, раритетов, заявленных подлинников это:
а) галерея
б) магазин
в) аукцион
Правильный ответ: в
8. Назовите в каком из представленных ниже вариантов верно представлены три аспекта необходимые для эстетической оценки произведения искусства:
а) Качество продукции (художественный уровень произведения). Качество обстановки восприятия. Качество восприятия художественных ценностей, зависящее от подготовки людей, развитости их эстетического вкуса.
б) Качество продукции (художественный уровень произведения). Качество обстановки восприятия. Материальные затраты художника.
Правильный ответ: а
9. Превращение искусства в «визуальную философию» повлекло за собой:
а) появление реди-мейда
б) падение художественного мастерства
в) отказ от объяснительных текстов к произведениям
г) рост художественного мастерства
Правильный ответ: а
10. Реакцией искусства XX в. на общественные потрясения стало обращение к :
а) сказочным мотивам
б) сатире
в) гротеску
г) историческим сюжетам
Правильный ответ: в
11. В XX в. идея синтеза искусств:
а) была востребована художниками
б) была востребована публикой, но не одобрялась художниками
в) отвергалась публикой
г) мало привлекала художников
Правильный ответ: а
12. Наука и техника были привлекательны для мастеров XX в., поскольку:
а) утверждение неверно, наука и техника не были привлекательны для художников XX в.
б) отвечали футуристическим устремлениям в искусстве
в) позволяли сократить время, необходимое для создания произведений
г) облегчили тиражирование произведений
Правильный ответ: б
13. Отношение художников-авангардистов XX в. к политике было:
а) ироничным
б) отрицательным
в) личным и заинтересованным
г) индифферентным
Правильный ответ: в
14. Местом пребывания искусства в XX в. мыслились:
а) только музейные помещения
б) любые пространства, кроме музеев
в) любые пространства, предназначенные для произведений волей творца или обстоятельств
г) только улицы и площади
Правильный ответ: в
15. Искусство прошлых эпох у мастеров XX в.:
а) было объектом изучения и преклонения
б) служило образцом для изучения
в) вызывало глубокое отторжение
г) вызывало противоположные (противоречивые) чувства
Правильный ответ: г

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. В каких направлниях современного искусства можно реализовывать творчесике проекты?
Правильный ответ: во всех напралениях.
2. С наступлением эпохи модернизма изобразительное искусство перестало быть сферой, определяющей визуальный образ культуры. Массовое производство изображений разного качества и назначения, зачастую агрессивно внедряемых в повседневное окружение человека, заставило ученых изменить угол зрения на проблему художественного производства и артикулировать новый феномен в качестве поля культурологических исследований, определенного как ...
Правильный ответ: визуальная культура.
3. Хронологические рамки модернизма. Модернизм — художественный стиль современного искусства, сложившийся ...
Правильный ответ: в конце XIX в. и просуществовавший примерно до середины XX в.
4. Характерные черты большинства новейших напрвлений в искусстве XX века:
Правильный ответ (любой из перечисленных):
• революционно-разрушительный пафос относительно традиционного искусства и традиционных ценностей культуры;
• экспериментаторство, чаще всего осознанное и выдвигаемое на пере¬дний план;
• резкий протест, а иногда просто бунт, против всего, что представлялось консервативным, обывательским, буржуаз¬ным, академическим и т.п.;
• демонстративный отказ от реалистически-натуралистического изображения действительности;
• программная устремленность к созданию принципиально нового и прежде всего формально-нового — во всех областях искусства;
• тенденция к стиранию сложившихся и поддерживаемых традицией границ между видами искусства;
• устремленность к синтезу разных искусств или, во всяком случае, к стимулированию их влияния друг на друга.
5. Основные черты модернизма как стиля современного искусства можно представить следующим образом:
Правильный ответ (любой из перечисленных)
• представление идей, а не вещей
• отход от предметности
• непрерывный поиск формальной и содержательной новизны
• свобода творчества
• спонтанность творчества
• замещение формальной глубины интуитивной глубиной
• ведущая роль цвета и лини в конструировании художественного пространства
• активное участие искусства в преобразовании жизни
• автономии искусства
• элитарность искусства, ясная граница между высоким и массовым искусством
• обилие манифестов, деклараций и комментариев
6. Основные направления Модернизма - это...
Правильный ответ: фовизм; экспрессионизм; кубизм; футуризм; дадаизм; сюрреализм.
7. Название экспрессионизму было дано не участниками, а критикой, охарактеризовавшей его по доминантному признаку...
Правильный ответ: повышенной, взвинченной эмоциональности, экспрессивности.
8. Назовите не менее четырех направлений модернизма:
Правильный ответ: экспрессионизм, фовизм, дадаизм, кубизм, сюрреализам (любое из перечисленных)
9. Назовите имя художника, разработавшего канон дизайна конфеты "Chupa-Chups".
Правильный ответ: Сальвадор Дали.
10. Немецкие живописцы до и в особенности после Первой Мировой войны с огромной силой выражали чувство отчаяния и несогласия, протеста против окружающей их действительности, доходившей до полного трагизма в крайне острых формах. Большое влияние на немецких художников оказало творчество норвежца Э. Мунка, швейцарца Ф. Ходлера. Немецкие экспрессионисты для наибольшего «выражения» стали использовать упрощенные, примитивные и подчеркнуто грубые формы. Они демонстрировали «инстинктивное преувеличение формы в чувственном восприятии, импульсивно переносимое на плоскость». Как назывались объединения художников, созданные в начале XX века?
Правильный ответ: группы «Мост» и «Синий всадник».
11. Как называлась Высшая школа строительства и художественного конструирования в германии (1919-1933 гг.)?
Правильный ответ: "Баухауз".
12. Назовите имя одного из самых ярких представителей такого модернистского направления в искусстве - кубизма:
Правильный ответ: Пабло Пикассо.
13. Кто из художников-сюрреалистов активно сотрудничал с компанией "Wolt Disney" и создал совместную анимацию?
Правильный ответ: Сальвадор Дали.
14. Назовите имя художника-изобретателя дриппинга (техники накапывания краски на холст):
Правильный ответ: Джексон Поллок.
15. Энди Уорхол - художник, ставшим мастером такого направления в современном искусстве как...
Правильный ответ: поп-арт (популярное искусство).
16. Назовите направление в современной живописи, художественным методом которого является воспроизведение действительности с точностью фотографического снимка:
Правилььный ответ: фотореализм или гиперреализм.
17. Какие крупные аукционные дома представлены на мировом художественном рынке (2 названия)?
Правильный ответ:
Кристис (Christie's), Сотбис (Sotheby's), Бонхамс (Bonhams), Доротеум (Dorotheum), МакДуглас (MacDougall’s)
18. Чем объясняется тяготение в искусстве XX века к абсурдности и гротеску?
Правильный ответ: Гротеск в искусстве — симптом тревожности в обществе и невротической склонности сомневаться во всем, особенно в очевидном и привычном. Это явление стало адекватной реакцией социума, пережившего столько войн и революций и познавшего на опыте, что окружающий мир может рассыпаться в прах в считанные минуты. Поэтому закономерны безумные краски и экзальтированные образы экспрессионистов, соединение несоединимого в полотнах сюрреалистов, жутковатое отражение действительности в произведениях мастеров XX века.
19. Философские концепции психоанализа этого ученого легли в основу сюрреализма. Назовите его имя.
Правильный ответ: Зигмунд Фрейд.
20. Какое произведение принято считать визитной карточкой кубизма?
Правильный ответ: "Авиньенские девицы" Пабло Пикассо.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают экзамен автоматически.
Для обучающихся, не сдавших экзамен по результатам текущей успеваемости, организуется экзамен в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Турчин, В.С. Образ двадцатого... в прошлом и настоящем: Прогресс-Традиция, , 2003 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=44363
Л1.2 Арутюнова, А. Арт-рынок в XXI веке: пространство художественного эксперимента: Издательский дом Высшей школы экономики, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кондакова, Ю.В. PR-технологии. Арт-пиар: Архитектон, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455455
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Северюхин Д.Я. Российский художественный рынок: краткий исторический экскурс // Антикварное обозрение. : , 2004. №3.
Л3.2 Винкельман, И. И. Об искусстве. : Избранные произведения Москва : Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/426589
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Он-лайн галерея современного искусства artonline24.ru
Э2 Как понимать современное искусство. Лекция Марата Гельмана www.youtube.com
Э3 История современного искусства. Он-лайн курс openedu.ru
Э4 Электронный курс в системе Modlle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


1.1. Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий.
При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:
- изучают рекомендованную литературу;
- выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия.
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу.

Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе практического занятия может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.
Примерная схема подготовки студента к практическому занятию:
1. Ознакомиться с вопросами и заданиями.
2. Проработать конспект соответствующей лекции, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы семинара в изучаемой дисциплине.
3. Ознакомиться с дополнительной литературой по теме (кроме рекомендованных преподавателем, студент может привлекать и другие источники и материалы для подготовки к семинарскому занятию, подходящие для раскрытия вопросов).
4. Подготовить ответы на вопросы плана практического занятия (иметь конспект).
5. Выполнить задания к практическому занятию.
6. Проработать тестовые задания и задачи (если они имеются).
7. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем вопросам плана, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Этого можно добиться при хорошем владении материалом. Недопустимо простое чтение конспекта. Выступающий должен проявить свое собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказать свое личное мнение, обосновать его с помощью прочитанных теоретических работ, фактов и наблюдений из собственной жизни и т. д. Необходимо внимательно слушать выступающего, подмечать интересное в его выступлении, улавливать возможные недочеты и фактические ошибки и исправлять их в ходе семинара. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную предыдущим оратором.
При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

1.2. Методические рекомендации по созданию презентации
Алгоритм создания презентации:
1 этап – определение цели презентации
2 этап – подробное раскрытие информации,
3 этап − основные тезисы, выводы.
Следует использовать не более 10-15 слайдов. При этом:
- первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации;
- на втором слайде необходимо разместить содержание презентации, а также краткое описание основных вопросов;
- оставшиеся слайды имеют информативный характер.
Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод.
Требования к оформлению и представлению презентации:
1. Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств), текст должен быть набран 24-30-ым шрифтом.
2. Тщательно структурированная информация.
3. Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков.
4. Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац.
5. Главную идею надо выложить в первой строке абзаца.
6. Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно.
7. Графика должна органично дополнять текст.
8. Выступление с презентацией длится не более 10 минут;

1.3. Методические рекомендации по подготовке доклада на практическом занятии
Алгоритм создания доклада:
1 этап – определение темы доклада
2 этап – определение цели доклада
3 этап − подробное раскрытие информации
4 этап − формулирование основных тезисов и выводов.