МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современная историко-культурная экспертиза объектов археологического наследия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.04.04. Археология
ПрофильАрхеология Центральной Азии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_04_04_Археология_АЦА-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 13,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 76 67 76 67
Итого 108 99 108 99

Программу составил(и):
д.и.н., проф., Грушин С.П.;к.и.н., ст. пр. , Сайберт В.О.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц, Тишкина Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Современная историко-культурная экспертиза объектов археологического наследия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 46.04.04 Археология (приказ Минобрнауки России от 09.09.2020 г. № 1179)

составлена на основании учебного плана:
46.04.04 Археология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью урса является освоение основ методики проведения историко-культурной экспертизы. Соответственно к задачами такого рода занятий относится:
1. Выбор и формулировка темы исследования и составление перспективного плана работы в области антропологии и этнологии,
2. Научиться оформлять письменную научную работу и библиографический список (курсовая работа, тезисы доклада, научная статьяи др.),
3. Получить навыки подготовки устного публичного исследовательского выступления (доклада) и выступления с ним,
4. Освоить основы культуры научного мышления (аргументация собственного мнения, участие в дискуссии, грамотное построение устного выступления и др.,
5. Изучить многообразие источников по антропологии и этнологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5Способен принимать организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры и обеспечивать профессиональную деятельность с применением современных технических средств и информационно-коммуникационных технологий;
ОПК-5.1 Знает информационные технологии, которые применяются в профессиональной деятельности
ОПК-5.2 Способен оценить уровень технологического и аппаратного обеспечения для поиска, фиксации и анализа археологических источников
ОПК-5.3 Знает и соблюдает авторские права, правила оформления библиографических списков, ссылок и иллюстративного материала при подготовке докладов, рукописей и публикаций
ОПК-5.4 Способен использовать возможности современных геоинформационных и телекоммуникационных систем, а также понимать алгоритм 3D-моделирования при реализации профессиональной деятельности
ПК-2Способен к самостоятельному проведению полевых и кабинетных археологических работ, к анализу и подготовке публикаций о полученных результатах
ПК-2.1 Формулирует цели и выполняет исследовательские задачи по археологическим проектам
ПК-2.2 Осуществляет выбор методов полевого археологического исследования в соответствии с действующим законодательством и правилами проведения археологических работ
ПК-2.3 Знает организацию и руководство процессом археологических раскопок
ПК-2.4 Знает разрешительную и отчетную археологическую документацию в соответствии с принятыми стандартами
ПК-2.5 Владеет навыками подготовки научных публикаций
ПК-3Способен к самостоятельному осуществлению экспертно-аналитической деятельности в области сохранения археологического наследия
ПК-3.1 Знает процесс осуществления коммуникаций с государственными органами охраны памятников по вопросам сохранения объектов историкокультурного наследия
ПК-3.2 Способен дать профессиональную оценку текущего состояния археологического памятника
ПК-3.3 Способен осуществлять необходимые меры по спасению объектов археологического наследия
ПК-3.4 Способен определить культурно-хозяйственный и социальный статус археологического объекта
ПК-3.5 Способен организовать экспертно-аналитическую деятельность в музее и научном учреждении
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные понятия особенности историко-культурной экспертизы;
- известный опыт проведения историко-культурной экспертизы объектов наследия.
3.2.Уметь:
3.2.1.- логично представлять освоенное знание в различных формах;
– осуществлять планирование, осуществление и оформление результатов историко-культурной экспертизы.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- в сфере историко-культурной экспертизы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Историко-культурная экспертиза: понятие и особенности
1.1. Историко-культурная экспертиза: понятие и особенности. История становления методологии атрибуции и экспертизы Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-5.4, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-3.4, ПК-3.5 Л2.1, Л1.1
1.2. Историко-культурная экспертиза: понятие и особенности Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-5.4, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-3.4, ПК-3.5 Л2.1, Л1.1
1.3. Историко-культурная экспертиза: понятие и особенности Сам. работа 3 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-5.4, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-3.4, ПК-3.5 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Атрибуция движимых этнографических памятников
2.1. Атрибуция движимых этнографических памятников Лекции 3 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-5.4, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-3.4, ПК-3.5 Л2.1, Л1.1
2.2. Атрибуция движимых этнографических памятников Лекции 3 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-5.4, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-3.4, ПК-3.5 Л2.1, Л1.1
2.3. Работа с источниками (литературные, памятники, музейные коллекции, архивные материалы) Сам. работа 3 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-5.4, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-3.4, ПК-3.5 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Антропологические и этнологические источники в музеях
3.1. Атрибуция недвижимых этнографических памятников Лекции 3 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-5.4, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-3.4, ПК-3.5 Л2.1, Л1.1
3.2. Атрибуция недвижимых этнографических памятников Практические 3 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-5.4, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-3.4, ПК-3.5 Л2.1, Л1.1
3.3. Работа с источниками (литературные, памятники, музейные коллекции, архивные материалы) Сам. работа 3 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-5.4, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-3.4, ПК-3.5 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Опыт российских музеев в проведении экспертизы этнографических объектов
4.1. Опыт российских музеев в проведении экспертизы этнографических объектов Практические 3 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-5.4, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-3.4, ПК-3.5 Л2.1, Л1.1
4.2. Справочные, терминологические, электронные и периодические издания по антропологии, этнологии, музеологии Сам. работа 3 15 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-5.4, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-3.4, ПК-3.5 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-2: Способен к самостоятельному проведению полевых и кабинетных археологических работ, к анализу и подготовке публикаций о полученных результатах

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

ВОПРОС 1. ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ» ВКЛЮЧАЕТ
А) движимые и недвижимые материальные объекты
Б) исчерпаемое и неисчерпаемое наследие
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 2. ЗАКОНЕ РФ «ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» БЫЛ ПРИНЯТ

А) 25 июня 2002г
Б) 25 июня 2005г.
В) 25 июля 2008 г.
ОТВЕТ: а

ВОПРОС 3. СОВОКУПНОСТЬ ОСНОВАННЫХ НА ТРАДИЦИИ ФОРМ КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА, ФОРМИРУЮЩИХ У ЕГО ЧЛЕНОВ ЧУВСТВО САМОБЫТНОСТИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НАЗЫВАЕТСЯ
А) Нематериальное наследие
Б) Материальное наследие

ОТВЕТ: а

ВОПРОС 4. объекты, произошедшие в результате исторических событий или несущие на себе следы их воздействия называются
А) Памятники-подлинники
Б) Памятники-символы
ОТВЕТ: а

ВОПРОС 5. копия, или предмет, стилизованный в духе определенной эпохи, школы, традиции, автора, преднамеренно выдаваемый за подлинник называется
А) Копия
Б) Подделка
В) Подлинник
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 6. ПОПЫТКИ МИРОВОЗЗРЕЧЕНСКОГО ОБЪЯСНЕНИЯ РОЛИ ПАМЯТНИКОВ В ОБЩЕСТВЕ ПОЯВИЛИСЬ ЛИШЬ В КОНЦЕ XVIII В. В ОЦЕНКАХ РУССКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЯ –
А) М.В. Ломоносова
Б) С.С. Уварова
В) В.Н. Татищева
Г) Н.И. Новикова
ОТВЕТ: г.

ВОПРОС 7. делении на группы по признакам родства и различия всего объема, нужных музею предметов называется
А) классификация
Б) статистика
В) унификация
ОТВЕТ: а

ВОПРОС 8. ГААГСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О КУЛЬТУРНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ ПО СОХРАНЕНИЮ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ БЫЛА ПРИНЯТА
А) 1978
Б) 1956
В) 1991
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 9. ОСНОВНЫМИ ПРИЗНАКАМИ ПАМЯТНИКОВ ЯВЛЯЮТСЯ:
А) МАТЕРИАЛЬНОСТЬ, АНТРОПОГЕННОСТЬ, ИНФОРМАТИВНОСТЬ
Б) МАТЕРИАЛЬНОСТЬ, НЕДВИЖИМОСТЬ, ИНФОРМАТИВНОСТЬ
В) МАТЕРИАЛЬНОСТЬ, АНТРОПОГЕННОСТЬ, НЕДВИЖИМОСТЬ
Г) НЕДВИЖИМОСТЬ, АНТРОПОГЕННОСТЬ, ИНФОРМАТИВНОСТЬ
Ответ: в

ВОПРОС 10. специально предназначенные для помощи в определении предметов издания называются
А) справочники
Б) энциклопедии
В) каталоги
Г) определители
Ответ: г

ВОПРОС 11. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩАЯ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ, ОБ ОСВОЕНИИ ЧЕЛОВЕКОМ ЕЕ ЗАКОНОВ, О РАЗВИТИИ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, ПРИЕМОВ, СРЕДСТВ ТРУДА И МАТЕРИАЛОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ТРУДЕ НАЗЫВАЕТСЯ
А) технологической информацией
Б) эстетической информацией
В) исторической информацией

ОТВЕТ: А

ВОПРОС 12. ИНФОРМАЦИЯ О СОБЫТИЯХ, С КОТОРЫМИ СВЯЗАНЫ ПАМЯТНИКИ, ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА СУБЪЕКТА ВОСПРИЯТИЯ ЧЕРЕЗ ОЩУЩЕНИЕ РЕАЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА НАЗЫВАЕТСЯ
А) эмпирическим
Б) теоретическим
В) ПРАКТИЧЕСКИМ
Г) УМОЗРИТЕЛЬНЫМ
ОТВЕТ: А

ВОПРОС 13. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ С ЦЕЛЬЮ ПОЛУЧЕНИЯ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ О ПРОШЕДШИХ ИСТОРИКО -КУЛЬТУРНЫХ, СОБЫТИЯХ И ЯВЛЕНИЯХ НАЗЫВАЕТСЯ
А) утилитарная функция
Б) Гносеологическая (познавательная) функция
В) образовательная функция
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 14. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЩЕСТВОМ ВОЗМОЖНОСТИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА ФОРМИРОВАНИЕ ВЗГЛЯДОВ, МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЕ В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ ОПРЕДЕЛЯЮТ ЕГО СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НАЗЫВАЕТСЯ
А) утилитарная функция
Б) Воспитательная функция
В) образовательная функция

ОТВЕТ: г

ВОПРОС 15. ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ В ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЦЕЛЯХ, ЕСЛИ ЭТО НЕ НАНОСИТ УЩЕРБА ИХ СОХРАННОСТИ НАЗЫВАЕТСЯ:
А) утилитарная функция
Б) Гносеологическая (познавательная) функция
В) образовательная функция
ОТВЕТ: А


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1: К ОСНОВНЫМ ПРИЗНАКАМ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ОТНОСЯТСЯ _____, ______ И ________ РОДСТВО.
ОТВЕТ: МАТЕРИАЛЬНОСТЬ, АНТРОПОГЕННОСТЬ И НЕДВИЖИМОСТЬ

ВОПРОС 2: ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА СЛЕДУЮЩИЕ КАТЕГОРИИ ИСТОРИКО - КУЛЬТУРНОГО ЗНАЧЕНИЯ ____________ ____________.
ОТВЕТ: ФЕДЕРАЛЬНОГО, РЕГИОНАЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО

ВОПРОС 3: ОСНОВНЫМ КРИТЕРИЕМ РАЗДЕЛЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ НА ПОДЛИННИКИ И СИМВОЛЫ ЯВЛЯЕТСЯ «__________ КОНКРЕТНОГО ОБЪЕКТА ИЛИ МЕСТА С ИСТОРИЧЕСКИМ ФАКТОМ (СОБЫТИЕМ) ИЛИ ЖИЗНЬЮ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ИСТОРИЧЕСКОГО ЛИЦА»

ОТВЕТ: СИНХРОНОСТЬ

ВОПРОС 4. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ __________ — ЭТО КОМПЛЕКС ИССЛЕДОВАНИЙ, ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОТОРЫХ МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛУЧЕНО ЗАКЛЮЧЕНИЕ О НЕОБХОДИМОСТИ ВНЕСЕНИЯ ОБЪЕКТА В РЕЕСТР КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ТАКОГО РЕЕСТРА, СОХРАННОСТИ ТАКОГО ОБЪЕКТА, А ТАКЖЕ ВОЗМОЖНОСТИ (НЕВОЗМОЖНОСТИ) ПРОВЕДЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ НА ЕГО ТЕРРИТОРИИ.
ОТВЕТ: экспертиза

ВОПРОС 5. СВЕДЕНИЯ, СОДЕРЖАЩИЕСЯ В ¬¬¬___________, ЯВЛЯЮТСЯ ОСНОВНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ И ВЕДЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ИЛИ БАНКОВ ДАННЫХ
ОТВЕТ: РЕЕСТРЕ

ВОПРОС 6. __________ раздел искусствознания оформился в конце 19-нач. 20 вв. В Германии
ОТВЕТ: знаточество

ВОПРОС 7. специальное компетентное исследование точно сформулированного вопроса, связанного с культурными ценностями или музейными предметами, требующее специальных познаний в той или иной области и представления мотивированного письменного заключения называется ¬______

ОТВЕТ: экспертизой

ВОПРОС 8. Установление автора, времени и места создания художественных произведений. Опирается на анализ стиля, иконографии, сюжета, техники, на результаты физических и химических исследований и т.д. называется _______
ОТВЕТ: АТРИБУЦИЕЙ

ВОПРОС 9. ЗЛОСТНОЕ, ПРЕДНАМЕРЕННОЕ ИСКАЖЕНИЕ КАКИХ-ЛИБО ДАННЫХ называется ____
ОТВЕТ: 2. ФАЛЬСИФИКАТ

ВОПРОС 10. Экспертиза проводится ______, принявшим культурную ценность с целью рассмотрения вопроса о включении в состав Музейного фонда Российской Федерации, силами специалистами соответствующего профиля и квалификации.

ОТВЕТ: музеем

ВОПРОС 11 ________ фонд Российской Федерации, совокупность движимых объектов, получивших юридический статус памятников и постоянно находящихся на территории РФ.

ОТВЕТ: 11. Музейный

ВОПРОС 12: Экспертиза культурных ценностей и экспертиза музейных предметов и музейных коллекций, в том числе включенных в состав Музейного фонда, осуществляется в государственных и муниципальных организациях (кроме государственных и муниципальных музеев) – _______(абривиатура), созданной по согласованию с Минкультуры России.
Ответ: ЭФЗК

ВОПРОС 13: Количественный состав ЭФЗК определяется организацией и должен включать в себя не менее _____членов.

ОТВЕТ: трех

ВОПРОС 14: Экспертиза проводится на основе комплексной_______
ОТВЕТ: атрибуции

ВОПРОС 15: По итогам проведения экспертизы оформляется экспертное ________
ОТВЕТ: заключение

ВОПРОС 16. Последняя часть экспертизы содержащей выводы о наличии историко-культурной, художественной, научной и иной ценности предмета и рекомендации о его включении в состав Музейного фонда называется
ОТВЕТ: резолютивная

ВОПРОС 17: экспертное заключение должно состоять из____ частей
ОТВЕТ: четырех

ВОПРОС 18: К музейным ценностям относятся предметы и коллекции обмундирования и снаряжения, военного, производственного и иного назначения, иные предметы, связанные с историей войн, созданные до ____ года.
ОТВЕТ: 1905

ВОПРОС 19: К музейным ценностям относятся предметы и коллекции транспортных средств, произведенные до ______ года.
ОТВЕТ: 1951

ВОПРОС 20: К археологическим предметам относятся вещи возрастом ___ лет

ОТВЕТ: 100

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-5: Способен принимать организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры и обеспечивать профессиональную деятельность с применением современных технических средств и информационно-коммуникационных технологий;
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Соотнесите название памятника с соответствующей археологической культурой раннего железного века.
1) Башадар
2) тагарская культура
3) алды-бельская культура
4) Салбык
5) пазырыкская культура
6) Аржан
Ответ: 1–5, 4–2, 6–3
Вопрос 2. Каким термином исследователи обозначили стиль в искусстве скифо-сибирской общности?
1) оленный
2) звериный
3) геометрический
4) растительный
5) птичий
Ответ: 2
Вопрос 3. К какому хронологическому периоду относятся памятники булан-кобинской культуры?
1) IX–VI вв. до н.э.
2) VI–III вв. до н.э.
3) II в. до н.э. – V в. н.э.
4) V–XI вв. н.э.
5) XII–XIV вв. н.э.
Ответ: 3
Вопрос 4. Какой способ погребения практиковало население таштыкской культуры?
1) трупосожжение
2) трупоположение
3) трупоположение в сопровождении лошади
4) трупосожжение в сопровождении лошади
Ответ: 1
Вопрос 5. Какой регион занимала держава Хунну?
1) Юго-Восточная Азия
2) Центральная Азия
3) Северная Азия
4) Средняя Азия
5) Восточная Азия
Ответ: 2
Вопрос 6. Выберите археологические культуры, памятники которых изучаются на территории Южной Сибири.
1) кулайская
2) таштыкская
3) булан-кобинская
4) одинцовская
5) кокэльская
6) сросткинская
Ответ: 2, 3, 5
Вопрос 7. Расположите следующие археологические обозначения в хронологическом порядке.
1) неолит
2) ранняя бронза
3) позднее средневековье
4) палеолит
5) энеолит
6) поздняя бронза
7) раннее средневековье
8) ранний железный век
9) энеолит
10) развитая бронза
11) мезолит
12) развитое средневековье
Ответ: 4, 11, 1, 9, 2, 10, 6, 8, 7, 12, 3
Вопрос 8. Когда в нашей стране были предприняты первые попытки выделения археологических культур?
1) в XVIII веке
2) в начале XIX века
3) в конце XIX века
4) в начале XX века
Ответ: 4
Вопрос 9. Какой метод применяется для определения ареала археологической культуры?
1) типологический
2) морфологический
3) картографический
4) классификационный
Ответ: 3
Вопрос 10. Как называется процесс переселения древних племен на новую территорию?
1) ассимиляция
2) миграция
3) экспансия
4) эмиграция
Ответ: 2
Вопрос 11. Разместите следующие археологические понятия в порядке возрастания.
1) локальный вариант
2) культурно-историческая общность
3) группа памятников
4) археологическая культура
Ответ: 3, 1, 4, 2
Вопрос 12. Какой ученый является автором обобщающего труда «Русский палеолит»?
1) В.А. Городцов
2) А.А. Спицын
3) Г.А. Бонч-Осмоловский
4) Б.Э. Петри
Ответ: 2
Вопрос 13. Какое важное открытие считается началом неолита?
1) производство медных изделий
2) применение каменных топоров
3) производство керамической посуды
4) применение лука и стрел
Ответ: 3
Вопрос 14. Соотнесите названия археологических культур с соответствующими периодами бронзового века.
1) елунинская культура
2) поздняя бронза
3) ирменская культура
4) ранняя бронза
5) андроновская культура
6) развитая бронза
Ответ: 1–4, 5–6, 3–2
Вопрос 15. Выберите племена ранних кочевников проживавших на территории Восточной Европы.
1) саки
2) сарматы
3) тохары
4) скифы
5) хунну
Ответ: 2, 4
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Какой век стал решающим для становления археологии?
Ответ: Для становления мировой археологии решающим стал XIX в., когда она оформилась в отдельную отрасль исторического знания со своей теорией и методикой.
2. Как называется процесс образования археологических памятников?
Ответ: Процесс образования археологических памятников называется археологизация.
3. Что такое известные и неизвестные археологические памятники?
Ответ: Известные археологические памятники – это изученные или изучаемые объекты, учтенные и охраняемые обществом, а неизвестные – это объекты, которые еще предстоит открыть, они остаются своего рода запасниками информации о прошлом.
4. Перечислите основные виды археологических памятников?
Ответ: Поселения, погребения, поминальные и ритуальные сооружения, клады, памятники наскального искусства, хозяйственной деятельности, эпиграфики, подводной археологии.
5. Какие кабинетные методы характерны для археологии?
Ответ: Морфология, классификация, типология, трасология, перекрестная датировка, реконструкция, моделирование.
6. Когда и кем был впервые применен типологический метод в археологии?
Ответ: Принципы типологического метода сформулировали в конце XIX в. шведские археологи Оскар Монтелиус и Ханс Хильдебранд, а также независимо от них – английский археолог и этнограф Огастес Генри Питт-Риверс.
7. Что такое археологический тип?
Ответ: Типом в археологии большинство исследователей считают объективно существовавшую совокупность вещей, которые сходны по назначению, материалу и форме, но могут различаться между собой в менее существенных деталях. Понятие «тип» применяют и к характеристике таких археологических объектов и явлений, как постройки, погребальные конструкции, погребальный обряд, хозяйство и т.п.
8. Что дает типологический анализ?
Ответ: В результате типологии прослеживается эволюция предметов во времени и в пространстве.
9. Для чего в археологии применяются естественнонаучные методы?
Ответ: Естественнонаучные методы нужны при изучении способов производства вещей, при реконструкции природных условий функционирования древних сообществ, при определении относительной и абсолютной датировки памятников.
10. Какие естественнонаучные методы чаще всего используются в археологии?
Ответ: Металлография, спектральный, петрография, спорово-пыльцевой, дендрохронологический, ленточных глин, радиоуглеродный, калий-аргоновый, термолюминесцентный.
11. Какие виды хозяйства были освоены человеком на протяжении каменного века?
Ответ: Охота, собирательство, рыболовство, земледелие, скотоводство.
12. Как называется переходный период от каменного века к бронзовому и почему?
Ответ: Энеолит. Этот термин удачно подчеркивает, что на заре использования металла, когда уже появляются медные орудия, еще долго сохраняются каменные.
13. Что является предметом изучения археологии?
Ответ: Предметом археологии выступают, прежде всего, вещественные источники, являющиеся основой для исторических реконструкций.
14. Чем обусловлена необходимость археологии?
Ответ: Необходимость археологии в первую очередь обусловлена наличием периодов, сторон или явлений человеческой истории, которые не отражены или слабо отражены в письменных источниках и устной информации.
15. Что включает в себя археология как вид научной деятельности?
Ответ: Археология включает: полевые исследования, камеральные (лабораторные) работы по описанию и изучению вещественных источников, анализ этих источников с помощью различных методов (как собственно археологических, так и привлекаемых из других наук) и, наконец, реконструкцию исторических событий, явлений и процессов на основании полученных выводов.
16. Когда археологический памятник становиться археологическим источником?
Ответ: Археологический памятник становится археологическим источником только после раскопок, полевых исследований или других исследовательских процедур.
17. Как называются предметные источники в археологии?
Ответ: Предметные источники в археологии называются артефактами.
18. Дайте определение понятию «археологическая культура»?
Ответ: Понятием «археологическая культура» обозначается общность археологических памятников, объединенных в пространстве и времени сходными типами вещественных источников.
19. Какие макроэпохи включает археологическая периодизация и почему?
Ответ: Согласно археологической периодизации вся история человечества делится на три большие эпохи: камня, бронзы и железа. Она выстроена на материале, из которого сделаны главные, характеризующие ту или иную эпоху, орудия труда с учетом техники их изготовления.
20. Каким может быть датирование памятников в археологии?
Ответ: Датирование может быть относительным и абсолютным.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен к самостоятельному осуществлению экспертно-аналитической деятельности в области сохранения археологического наследия
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какой способ погребения практиковало население таштыкской культуры?
1) трупосожжение
2) трупоположение
3) трупоположение в сопровождении лошади
4) трупосожжение в сопровождении лошади
Ответ: 1
Вопрос 2. Какой регион занимала держава Хунну?
1) Юго-Восточная Азия
2) Центральная Азия
3) Северная Азия
4) Средняя Азия
5) Восточная Азия
Ответ: 2
Вопрос 3. Выберите археологические культуры, памятники которых изучаются на территории Южной Сибири.
1) кулайская
2) таштыкская
3) булан-кобинская
4) одинцовская
5) кокэльская
6) сросткинская
Ответ: 2, 3, 5
Вопрос 4. Расположите следующие археологические обозначения в хронологическом порядке.
1) неолит
2) ранняя бронза
3) позднее средневековье
4) палеолит
5) энеолит
6) поздняя бронза
7) раннее средневековье
8) ранний железный век
9) энеолит
10) развитая бронза
11) мезолит
12) развитое средневековье
Ответ: 4, 11, 1, 9, 2, 10, 6, 8, 7, 12, 3
Вопрос 5. Когда в нашей стране были предприняты первые попытки выделения археологических культур?
1) в XVIII веке
2) в начале XIX века
3) в конце XIX века
4) в начале XX века
Ответ: 4
Вопрос 6. Какой метод применяется для определения ареала археологической культуры?
1) типологический
2) морфологический
3) картографический
4) классификационный
Ответ: 3
Вопрос 7. Как называется процесс переселения древних племен на новую территорию?
1) ассимиляция
2) миграция
3) экспансия
4) эмиграция
Ответ: 2
Вопрос 8. Разместите следующие археологические понятия в порядке возрастания.
1) локальный вариант
2) культурно-историческая общность
3) группа памятников
4) археологическая культура
Ответ: 3, 1, 4, 2
Вопрос 9. Какой ученый является автором обобщающего труда «Русский палеолит»?
1) В.А. Городцов
2) А.А. Спицын
3) Г.А. Бонч-Осмоловский
4) Б.Э. Петри
Ответ: 2
Вопрос 10. Какое важное открытие считается началом неолита?
1) производство медных изделий
2) применение каменных топоров
3) производство керамической посуды
4) применение лука и стрел
Ответ: 3
Вопрос 11. Соотнесите названия археологических культур с соответствующими периодами бронзового века.
1) елунинская культура
2) поздняя бронза
3) ирменская культура
4) ранняя бронза
5) андроновская культура
6) развитая бронза
Ответ: 1–4, 5–6, 3–2
Вопрос 12. Выберите племена ранних кочевников проживавших на территории Восточной Европы.
1) саки
2) сарматы
3) тохары
4) скифы
5) хунну
Ответ: 2, 4
Вопрос 13. Соотнесите название памятника с соответствующей археологической культурой раннего железного века.
1) Башадар
2) тагарская культура
3) алды-бельская культура
4) Салбык
5) пазырыкская культура
6) Аржан
Ответ: 1–5, 4–2, 6–3
Вопрос 14. Каким термином исследователи обозначили стиль в искусстве скифо-сибирской общности?
1) оленный
2) звериный
3) геометрический
4) растительный
5) птичий
Ответ: 2
Вопрос 15. К какому хронологическому периоду относятся памятники булан-кобинской культуры?
1) IX–VI вв. до н.э.
2) VI–III вв. до н.э.
3) II в. до н.э. – V в. н.э.
4) V–XI вв. н.э.
5) XII–XIV вв. н.э.
Ответ: 3
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Перечислите основные виды археологических памятников?
Ответ: Поселения, погребения, поминальные и ритуальные сооружения, клады, памятники наскального искусства, хозяйственной деятельности, эпиграфики, подводной археологии.
2. Какие кабинетные методы характерны для археологии?
Ответ: Морфология, классификация, типология, трасология, перекрестная датировка, реконструкция, моделирование.
3. Когда и кем был впервые применен типологический метод в археологии?
Ответ: Принципы типологического метода сформулировали в конце XIX в. шведские археологи Оскар Монтелиус и Ханс Хильдебранд, а также независимо от них – английский археолог и этнограф Огастес Генри Питт-Риверс.
4. Что такое археологический тип?
Ответ: Типом в археологии большинство исследователей считают объективно существовавшую совокупность вещей, которые сходны по назначению, материалу и форме, но могут различаться между собой в менее существенных деталях. Понятие «тип» применяют и к характеристике таких археологических объектов и явлений, как постройки, погребальные конструкции, погребальный обряд, хозяйство и т.п.
5. Что дает типологический анализ?
Ответ: В результате типологии прослеживается эволюция предметов во времени и в пространстве.
6. Для чего в археологии применяются естественнонаучные методы?
Ответ: Естественнонаучные методы нужны при изучении способов производства вещей, при реконструкции природных условий функционирования древних сообществ, при определении относительной и абсолютной датировки памятников.
7. Какие естественнонаучные методы чаще всего используются в археологии?
Ответ: Металлография, спектральный, петрография, спорово-пыльцевой, дендрохронологический, ленточных глин, радиоуглеродный, калий-аргоновый, термолюминесцентный.
8. Какие виды хозяйства были освоены человеком на протяжении каменного века?
Ответ: Охота, собирательство, рыболовство, земледелие, скотоводство.
9. Как называется переходный период от каменного века к бронзовому и почему?
Ответ: Энеолит. Этот термин удачно подчеркивает, что на заре использования металла, когда уже появляются медные орудия, еще долго сохраняются каменные.
10. Что является предметом изучения археологии?
Ответ: Предметом археологии выступают, прежде всего, вещественные источники, являющиеся основой для исторических реконструкций.
11. Чем обусловлена необходимость археологии?
Ответ: Необходимость археологии в первую очередь обусловлена наличием периодов, сторон или явлений человеческой истории, которые не отражены или слабо отражены в письменных источниках и устной информации.
12. Что включает в себя археология как вид научной деятельности?
Ответ: Археология включает: полевые исследования, камеральные (лабораторные) работы по описанию и изучению вещественных источников, анализ этих источников с помощью различных методов (как собственно археологических, так и привлекаемых из других наук) и, наконец, реконструкцию исторических событий, явлений и процессов на основании полученных выводов.
13. Когда археологический памятник становиться археологическим источником?
Ответ: Археологический памятник становится археологическим источником только после раскопок, полевых исследований или других исследовательских процедур.
14. Как называются предметные источники в археологии?
Ответ: Предметные источники в археологии называются артефактами.
15. Дайте определение понятию «археологическая культура»?
Ответ: Понятием «археологическая культура» обозначается общность археологических памятников, объединенных в пространстве и времени сходными типами вещественных источников.
16. Какие макроэпохи включает археологическая периодизация и почему?
Ответ: Согласно археологической периодизации вся история человечества делится на три большие эпохи: камня, бронзы и железа. Она выстроена на материале, из которого сделаны главные, характеризующие ту или иную эпоху, орудия труда с учетом техники их изготовления.
17. Каким может быть датирование памятников в археологии?
Ответ: Датирование может быть относительным и абсолютным.
18. Какой век стал решающим для становления археологии?
Ответ: Для становления мировой археологии решающим стал XIX в., когда она оформилась в отдельную отрасль исторического знания со своей теорией и методикой.
19. Как называется процесс образования археологических памятников?
Ответ: Процесс образования археологических памятников называется археологизация.
20. Что такое известные и неизвестные археологические памятники?
Ответ: Известные археологические памятники – это изученные или изучаемые объекты, учтенные и охраняемые обществом, а неизвестные – это объекты, которые еще предстоит открыть, они остаются своего рода запасниками информации о прошлом.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий;
«незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т. Г. Гребенникова Консервация, реставрация и использование объектов культурного и природного наследия: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т.Г. Гребенникова Музеология: введение в профессию: Учебное пособие Изд-во АлтГУ , 2014 // ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.voopik.ru/ www.voopik.ru
Э2 Институт наследия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.heritage-institute.ru www.heritage-institute.ru
Э3 Общество изучения русской усадьбы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://oiru.org/ oiru.org
Э4 Электронная библиотека по музеологии кафедры музеологии Российского государственного гуманитарного университета представляет научные статьи (на русском и иностранных языках) и указатели литературы по истории музеев и отдельным направлениям музейной деятельности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.museolog.rsuh.ru/biblioteka.html www.museolog.rsuh.ru
Э5 Вестник музеологии. – 2011. – №3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://history.spbu.ru/index.php?chpu=Voprosy_museologii history.spbu.ru
Э6 Историко-культурная экспертиза portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Лекции представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. Подготовленный конспект и рекомендуемая литература используются при подготовке к семинарским и практическим занятиям.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
При изучении тем, полностью вынесенных в самостоятельную работу студента необходимо ознакомиться с материалами и литературой, предложенных преподавателям, выполнить практические задания и предоставить их в установленные сроки.
При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее.
При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet.
В рамках СРС могут быть использованы периодические издания:
Журнал «Музей» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.panor.ru/journals/museum/index.php
Музей: ежемес. журн. / Издательский дом «ПАНОРАМА». – М., 2009–2018.
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий;
«незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.