МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология и превенция девиантного поведения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.04.01. Психология
ПрофильПсихология безопасности и здоровья
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv37_04_01_Психология_ПБиЗ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 51
индивидуальные консультации 10
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 51 51 51 51
Консультации 10 10 10 10
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.пед.н., доцент, Вдовина Е.Г.

Рецензент(ы):
к.психол.н., Доцент, Волкова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Психология и превенция девиантного поведения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 37.04.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 841)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.06.2023 г. № 13
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Т.Г., к.психол.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.06.2023 г. № 13
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г., к.психол.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Способен осуществлять психологическую помощь адекватную задачам психологической безопасности, адаптации, развития, коррекции для осуществления психологического сопровождения социально уязвимых слоев населения (клиентов) и лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию
ПК-4.1 Знает существующие подходы к осуществлению психологической помощи, современные технологии мониторинга состояния и динамики показателей психологической безопасности, психологического здоровья в случае дезадаптации, различных видов девиаций и зависимости
ПК-4.2 Умеет выбирать методы психологической коррекции и помощи, включая профессиональную деятельность в экстремальных условиях
ПК-4.3 Владеет навыками осуществления психологической помощи в случае нарушения психологической безопасности в ситуациях межличностного и социального взаимодействия
ПК-5Способен к развитию и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска здоровья, принадлежности к профессиональной и другим социальным группам.
ПК-5.1 Знает существующие подходы к развитию и коррекции психологических особенностей лиц, особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска психологической безопасности в в ситуациях межличностного и социального взаимодействия
ПК-5.2 Умеет планировать и разрабатывает содержание психологических программ развития и коррекции психологических особенностей для различных групп населения, с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска здоровья
ПК-5.3 Владеет навыками использования методов развития и коррекции психологических особенностей лиц, с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска здоровья
ПК-5.4 Умеет апробировать и перестраивать стратегии психологического сопровождения развития и коррекции психологических особенностей лиц, с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска психологической безопасности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.социально-психологические проблемы личности с нарушениями в психическом развитии и отклонениями в социальном и личностном статусе.
3.2.Уметь:
3.2.1.объяснять причины девиантного поведения, анализировать поведение человека на уровне норм поведения, а также осуществлять диагностику психических состояний, оценивать эффективность психопрофилактических и коррекционных программ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими умениями и навыками в диагностике девиантных форм поведения, анализом полученных данных, навыками в разработке психопрофилактических и коррекционных программ девиантных форм поведения, а также методами психологической поддержки.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика девиантного поведения
1.1. Психологические основы девиантного поведения (понятие; причины, механизмы девиантного поведения; основные теоретические подходы к объяснению причин девиантного поведения: биологический, социальный, психологический) Лекции 3 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.2. Проблема нормы и патологии в социальных науках, психологии и медицине Практические 3 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.3. Структура, классификация видов девиантного поведения (Г.Беккер, Ю.А. Клейберг, Ц.П. Короленко, Т.А. Донских, Е.В. Змановская, В.Д. Менделевич), формы девиантного поведения (агрессия; суицидальное поведение; злоупотребление веществами, вызывающими состояние измененной психической деятельности; нарушение пищевого поведения; аномалии сексуального поведения; сверхценные психологические увлечения; психопатологичечкие влечения; коммуникативные девиации; девиации стиля поведения) Лекции 3 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.4. Детерминация девиантного поведения Практические 3 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.5. Психология противоправного поведения Лекции 3 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.6. Девиантная виктимность Консультации 3 10 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.7. Проанализировать возрастные варианты девиантного поведения(инфантилизм, гиперкинетическое, эгоцентрическое поведение) Сам. работа 3 31 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Профилактика девиантного поведения
2.1. Отбор методов и методик по диагностике девиантного поведения Практические 3 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
2.2. Профилактика и коррекция отдельных форм девиантного поведения Практические 3 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.3. Разработать рекомендации по предупреждению семейного неблагополучия, школьной дезадаптации учащихся Сам. работа 3 20 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.4. Устный опрос Экзамен 3 27 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Охарактеризовать основные теоретические подходы к объяснению причин девиантного поведения.
2. Раскрыть понятия «норма» и «патология» в социальных науках, медицине, психологии.
3. Раскрыть типы девиантного поведения.
4. Дать характеристику форм девиантного поведения.
5. Роль психобиологических предпосылок в формировании асоциального поведения несовершеннолетних.
6. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей.
7. Роль неформальных подростковых криминогенных групп в десоциализации несовершеннолетних.
8. Социально-психологическое воздействие на девиантное поведение личности.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Отсутствуют
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Прилагается
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Белинская Е.П. Социальная психология личности: Учебное пособие Издательский центр «Академия», 2009
Л1.2 Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности : учебное пособие Академия , 2009
Л1.3 Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: "Владос", 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Швандерова А.Р. Аберрантные диспозиции в повседневных практиках учащейся молодежи в условиях общества риска: автореферат дис. … канд. социол. Наук: 22.00.04 Швандерова А.Р. Ростов н/Д, 2010
Л2.2 Швандерова А.Р. Абберантные диспозиции в повседневных практиках учащейся молодёжи в условиях общества риска:: автореферат , 2010
Л2.3 Букреев В.И. Человек агрессивный : Лань , 2011
Л2.4 Погодин И.А. Суицидальное поведение: психологичесеие аспекты: учебное пособие М:Флинта, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Психология и привенция девиантного поведения" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru
ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий (20 баллов), активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий (50 баллов), и ответить на вопросы к экзамену (30 баллов).
В экзаменационный билет включены три вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут. За ответ студент может получить максимально 30 баллов.
Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Практические занятия способствуют более глубокому развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подгогтовке к ним; выделить вопросы, упражнения, ответы на которые без предварительной подготовки не прдставляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов.
При ответх на фопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо в начале делаетс вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ.