МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные технологии в проектировании компонентов образовательных программ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.03.02. Психолого-педагогическое образование
ПрофильСемейная психология и педагогика
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv44_03_02_Психолого-педагогическое образование_СПиП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 55
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 55 55 55 55
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Тырина М.П.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Современные технологии в проектировании компонентов образовательных программ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)

составлена на основании учебного плана:
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 09
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 09
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у обучающихся системы научных знаний в области педагогического проектирования;
формирование опыта проектной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
ОПК-1.1 Знает нормативно-правовую документацию, необходимую для профессиональной деятельности
ОПК-1.2 Применяет нормы права и профессиональной этики во взаимодействии с обучающимися, родителями (законными представителями), коллегами и социальными партнёрами
ОПК-1.3 Осуществляет профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
ОПК-2Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
ОПК-2.1 Знает технологии и методы разработки основных и дополнительных образовательных программ, отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно коммуникационных технологий)
ОПК-2.2 Умеет применять различные технологии и методы разработки основных и дополнительных образовательных программ (в том числе с использованием информационно коммуникационных технологий) при решении профессиональных задач
ОПК-2.3 Владеет навыками разработки отдельных компонентов основных и дополнительных образовательных программ (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
ОПК-3Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.1 Знает возрастные и психофизиологические особенности обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, позволяющие организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС
ОПК-3.2 Умеет организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями ФГОС.
ОПК-3.3 Владеет методиками организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями ФГОС
ОПК-6Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-6.1 Знает характеристики и особенности применения психолого педагогических технологий для индивидуализации обучения, развития и воспитания обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-6.2 Умеет выбирать и применять психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-7Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
ОПК-7.1 Знает основы эффективного общения, риторики, методы и способы медиации, разрешения конфликтных ситуаций
ОПК-7.2 Умеет проводить индивидуальные и групповые консультации с участниками образовательных отношений
ОПК-7.3 Владеет приемами достижения взаимопонимания, профилактики и разрешения конфликтов, техниками и приемами эффективной коммуникации с участниками образовательных отношений
УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание понятий "рабочая прогрмма", "образовательная программа";
типы программ профессионального образования;
структуру программ профессионального образования;
функции программ профессионального образования.
принципы проектирования школьных программ;
способы проектирования школьных программ
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять структуру, типы, функции программ профессионального образования;
применять принципы и способы проектирования программ профессионального образования на практике.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.технологией проектирования программ профессионального образования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы проектирования школьных образовательных программ
1.1. Историко-культурные источники развития педагогического проектирования Лекции 4 2 УК-2.1, УК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-7.2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.2. Педагогическое проектирование как механизм реализации инноваций в профессиональном образовании Сам. работа 4 2 УК-2.1, УК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-7.2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.3. Основные понятия педагогического проектирования Практические 4 2 УК-2.1, УК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-7.2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.4. Функции проектной деятельности Сам. работа 4 2 УК-2.1, УК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-7.2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.5. Уровни педагогического проектирования Сам. работа 4 2 УК-2.1, УК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-7.2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.6. Принципы проектной деятельности Сам. работа 4 2 УК-2.1, УК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-7.2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.7. Субъекты проектной деятельности Сам. работа 4 2 УК-2.1, УК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-7.2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.8. Объекты проектной деятельности Сам. работа 4 2 УК-2.1, УК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-7.2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.9. Логика организации проектной деятельности Сам. работа 4 2 УК-2.1, УК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-7.2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 2. Педагогическое проектирование в системе профессионального образования
2.1. Учебные проекты Лекции 4 12 УК-2.1, УК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-7.2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.2. Разработка учебных проектов Практические 4 10 УК-2.1, УК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-7.2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.3. Досуговые проекты Сам. работа 4 2 УК-2.1, УК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-7.2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.4. Логика проектирования образовательных систем Сам. работа 4 2 УК-2.1, УК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-7.2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.5. Проектирование педагогических технологий Сам. работа 4 2 УК-2.1, УК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-7.2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.6. Результаты и оценка проектной деятельности Сам. работа 4 2 УК-2.1, УК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-7.2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.7. Требования к участникам педагогического проектирования Сам. работа 4 12 УК-2.1, УК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-7.2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
Раздел 3. Педагогическое прогнозирование
3.1. Прогнозирование – необходимый элемент деятельности педагога Сам. работа 4 2 УК-2.1, УК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-7.2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.2. Основные направления педагогического прогнозирования Сам. работа 4 6 УК-2.1, УК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-7.2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.3. Прогнозирование, планирование и проектирование Сам. работа 4 7 УК-2.1, УК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-7.2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.4. Разработка прогностической модели одной из образовательных систем Сам. работа 4 6 УК-2.1, УК-2.3, ОПК-1.1, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-7.2 Л1.1, Л1.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11257.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-2
Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Выберите номер статьи ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в РФ" посвященный Образовательным программам
а. 12.
б. 45.
в. 65.
ОТВЕТ: a

Вопрос 2. К основным общеобразовательным программам относят:
а. программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих.
б. программы дошкольного образования, образовательные программа начального, основного и среднего общего образования.
в. программы бакалавриата, специалитета, магистратуры.
ОТВЕТ: б

Вопрос 3. Верно ли утверждение: дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки?
а. Верно.
б. Не верно.
ОТВЕТ: а

Вопрос 4. Верно ли утверждение: Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию, не должны разрабатывать программы в соответсвии с ФГОС?
а. Верно.
б. Не верно.
ОТВЕТ: б

Вопрос 5. Верно ли утверждение: согласно статье 13 ФЗ "Об образовании в РФ" при реализации образовательных программ можно использовать различные образовательные технологии, в том числе дистанционные и электронное обучение.
а. Верно.
б. Не верно.
ОТВЕТ: а

Вопрос 6. Выберите верно расположены фазы проектирования образования:
а. проектирование концепции, анализ, проектирование образовательного процесса, производство, оценивание.
б. проектирование образовательного процесса, концепция, анализ, производство оценивание
в. анализ, проектирование концепции, проектирование образовательного процесса, производство, оценивание.
ОТВЕТ: в

Вопрос 7. Сущность оценивания результатов программы заключается в:
а. эффективности программы
б. сбалансированности учебного опыта
в. удовлетворенности обучающегося
г. оценочных средствах
ОТВЕТ: абв

Вопрос 8. В проектировании образовательных результатов распространена формула ABCD, разработанная Робертом Магером. Отметьте верные расшифровки
а. А - аудитория
б. В - поведение
в. С - условие
г. D - дискуссия
ОТВЕТ: абв

Вопрос 9. Верно ли утверждение: согласно таксономии образовательных результатов Б.Блума, уровень знание обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала?
а. Верно
б. Не верно
ОТВЕТ: а

Вопрос 10. Выберите верную последовательность в расположении образовательных результатов по Блуму:
а. знание - понимание - применение - анализ - синтез - оценка
б. знание - понимание - применение - анализ - оценка - синтез
в. знание - понимание - применение - синтез - оценка - анализ
ОТВЕТ: а

Вопрос 11. Примером какой учебной стратегии являются лекции, демонстрации, рассказ истории
а. Методики сотрудничества
б. Методики на приобретение
в. Дискуссионные методики
г. Исследовательские методики
ОТВЕТ: б

Вопрос 12. Согласно концепции опытно-ориентированного обучения, обучение это непрерывный процесс адаптации к миру
а. Верно
б. Не верно
ОТВЕТ: а

Вопрос 13. Классическим примером фаз опытно-ориентированного обучения Дэвида Колба является поведение ребенка, когда он дотрагивается до пламени горящей свечи. Какая фаза, по Колбу, соответсвует моменту первого прикосновения к пламени
а. рефлексивное наблюдение
б. конкретный опыт
в. абстрактная концептуализация
г. активное экспериментирование
ОТВЕТ: б

Вопрос 14. Глобальные цели, которые ставятся перед рабочей программой в полном объеме, можно отнести к
а. стратегическим целям
б. тактическим целям
ОТВЕТ: а

Вопрос 15. Целевой раздел образовательной программы содержит
а. программа формирования УУД, программы курсов, программа воспитания
б. учебный план, план внеурочной деятельности, календарный учебный график
в. пояснительная записка, планируемые результаты, система оценки достижения результатов
ОТВЕТ: в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите основные факторы появления новых образовательных технологий.
Ответ: современные образовательные технологии, технология проблемного обучения, разноуровневое обучение, исследовательский метод обучения, технология лекционно-семинарской зачётной системы, технология использования в обучении игровых методов, технология обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникативные технологии.

2. Назовите и раскройте основные тенденции , влияющие на сферу образования, как разновидность социальной практики.
Ответ: К основным тенденциям и направлениям развития современного образования следует отнести такие, как глобализация, фундаментализация, гуманизация, технологизация, стандартизация, компьютеризация.

3. Назовите основные признаки термина «педагогическая технология».
Ответ: Признаки педагогической технологии: целенаправленность, целостность, научная обоснованность, направленность на результат, планируемость, высокая эффективность, системность, комфортность для учителя и учащихся,

4. В чем разница понятий «технология», «методика», «метод». Обоснуйте свою позицию.
Ответ: Технология — это каркас, методика — оболочка, форма деятельности педагога. Функция технологии — в переносе опыта, использовании его другими, поэтому она изначально должна лишаться личностного оттенка. Поэтому педагогическое образование на уровне сущностной репродукции необходимо строить на технологиях, а не на методиках, которые либо неповторимы, либо предполагают их формальное повторение.

5. Раскройте антропологические и культурные корни свойства технологичности.
Ответ: Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым.

6. Назовите отличительные признаки образовательных технологий.
Ответ: Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям — критериям технологичности, которыми являются: концептуальность; системность; управляемость; эффективность; воспроизводимость.

7. Дайте краткую характеристику педагогической, гуманитарной, образовательной, инновационной технологиям.
Ответ: «Педагогическая технология» - это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько). Гуманитарные технологии — это совокупность технологий влияния на отдельного человека или группу людей. Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

8. Приведите примеры различных классификаций образовательных технологий.
Ответ: По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально- ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

9. Раскройте смысл теоретико-методологических подходов к проектированию образовательных технологий.
Ответ: теоретико-методологические подходы: компетентностный, функциональный, отраслевой.

10. Раскройте структуру и дайте анализ основных характеристик педагогической технологии.
Ответ: Педагогическую технологию характеризуют два принципиальных момента гарантированность конечного результата и проектирование будущего учебного процесса. Педагогическая технология – это упорядоченная система процедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достижению определенного планируемого результата.

11. Охарактеризуйте своеобразие целей личностно-ориентированных технологий.
Ответ: Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа.

12. Дайте краткую характеристику технологий на основе активизации и интенсификации учебной деятельности.
Ответ: К педагогическим технологиям на основе эффективности управления и организации учебного процесса относятся: технология разноуровневого (дифференцированного) обучения, технология индивидуализации обучения, технология программированного обучения, групповые технологии, компьютерные (новые информационные) технологии.

13. Дайте краткую характеристику технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса.
Ответ: К педагогическим технологиям на основе эффективности управления и организации учебного процесса относятся: технология разноуровневого (дифференцированного) обучения, технология индивидуализации обучения, технология программированного обучения, групповые технологии, компьютерные (новые информационные) технологии.

14. Дайте краткую характеристику технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала.
Ответ: В дидактической системе элементы знаний соединены кратчайшими логическими связями, количество доказательств сведено к минимуму, максимум внимания уделяется главным, наиболее общим и значимым сведениям и идеям. В этом заключается принцип оптимального содержания дидактической системы знаний. Второе важнейшее требование к построению дидактической структуры знаний вытекает из принципа систематичности обучения в его современном, расширенном понимании, включающем требования системности передаваемой информации. Задача обучения включает последовательное формирование систем в индивидуальных знаниях учащихся: частнопонятийных, внутрипредметных, межпредметных и т.д. Подход к знаниям с системных позиций реализуется и в структуре предъявляемой информации, и в использовании основанных на ней приемов систематизации знаний.

15. Дайте краткую характеристику технологий актуализации потенциала субъектов образовательного пространства.
Ответ: Организованное преподавателем общение, предполагающее учет личностных характеристик студентов, создает условия для развития мышления обучающихся в процессе совместного творческого поиска и решения учебных задач; формирования дополнительной мотивации учения, возникающей в процессе личностно значимого сотрудничества, межличностных отношений; овладения способами организации совместной деятельности; становления их субъектности.

16. Дайте краткую характеристику технологий работы с информацией субъектов образовательного процесса.
Ответ: Данная группа технологий включает технологию поиска информации, технологии организации работы студентов с учебной литературой, порфолио - технология накопления и систематизации информации, технология организации контент-анализа, технология организации самостоятельной работы.

17. Дайте краткую характеристику экспертно-оценочных технологий рейтинга учебных достижений.
Ответ: Экспертно-оценочные технологии включают: технология рейтинга учебных достижений, технология создания оценочных материалов для итоговой государственной аттестации выпускников в рамках компетентностного и модульного подходов, технология гуманитарной экспертизы образовательных программ, технология оценки качества профессиональной деятельности преподавателя.

18. Дайте характеристику технологий создания оценочных материалов.
Ответ: При разработке технологии необходимо руководствоваться принципами: оценка не должна подменяться оценкой знаний и личностных качеств выпускника, оценка готовности к будущей профессиональной деятельности не должна подменяться оценкой владения только специальными профессиональными компетенциями, система оценки должна включать систему оценочных материалов, адекватных набору основных видов будущей профессиональной деятельности. Выделяют этапы: предварительный и основной.

19. Раскройте особенности современного традиционного обучения.
Ответ: Современное традиционное обучение, как технология, опирается на. педагогику требований; педагогику сотрудничества; православную педагогику; школу творчества.

20. Расскажите о технологиях оценки качества профессиональной деятельности преподавателя.
Ответ: В системе деятельности преподавателя можно выделить следующие сферы: образовательная деятельность (преподавание), научно-исследовательская деятельность (научная работа), методическая деятельность, организационно-управленческая деятельность и общественная деятельность.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-1 Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
ОПК-2 Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
ОПК-3 Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-6 Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-7 Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Укажите все компоненты образовательных программ, формируемых при непосредственном участии педагогического коллектива
а. образовательный стандарт
б. учебный план
в. рабочая программа учебной дисциплины
г. календарный учебный график
ОТВЕТ: бвг

Вопрос 2. Воспитатели детского сада разрабатывают программы:
а. программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих.
б. программы дошкольного образования, образовательные программа начального, основного и среднего общего образования.
в. программы бакалавриата, специалитета, магистратуры.
ОТВЕТ: б

Вопрос 3. Верно ли утверждение: Планирование системы занятий - до начала учебного года - начинается с тщательного изучения ФГОС, основной образовательной программы, примерной учебной программы по предмету?
а. Верно.
б. Не верно.
ОТВЕТ: а

Вопрос 4. ФГОС выделяет три вида образовательных результатов:
а. личностные
б. метапредметные
в. предметные
ОТВЕТ: абв

Вопрос 5. Верно ли утверждение: на этапе диагностики начальных условий при планировании учебного занятия необходимо определить уровень обученности и уровень развития познавательных процессов.
а. Верно.
б. Не верно.
ОТВЕТ: а

Вопрос 6. Выберите верно определенные виды целей занятия:
а. Стратегические - это перспективные цели, определяющие направление деятельности учителя и учащихся в ходе нескольких занятий, при изучении большой темы или в рамках целого учебного года.
б. Тактические - это цели, выстраиваемые, в соответствии с представлением о достигнутых результатах учебно-воспитательного процесса в рамках одной темы.
в. Оперативные цели характеризуют конкретные параметры ожидаемых результатов и реализуются на каждом уроке.
ОТВЕТ: абв

Вопрос 7. Сущность оценивания результатов программы заключается в:
а. эффективности программы
б. сбалансированности учебного опыта
в. удовлетворенности обучающегося
г. оценочных средствах
ОТВЕТ: абв

Вопрос 8. Цели занятия, которые должны удовлетворять определенным требованиям SMART. Отметьте верные расшифровки
а. Конкретны (Specific)
б. Измеримы (Measurable)
в. Достижимы (Achivable)
г. Ориентированы на результат (Result-oriented)
д. Соотносимы с конкретным сроком (Timed)
ОТВЕТ: абвгд

Вопрос 9. Верно ли утверждение: этап проектирования структуры занятия - точно определяем место и роль урока в системе.?
а. Верно
б. Не верно
ОТВЕТ: а

Вопрос 10. Отметьте верную последовательность в проектировании структуры занятия:
а. Выбор методов обучения: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемные, индуктивные и дедуктивные;
б. Выбрать форму организации совместной деятельности обучающихся на занятии: фронтальная, индивидуальная, групповая или коллективно-творческая.
в. Определяем основной и вспомогательный учебный материал;
г. Определяем тип занятия: урок усвоения нового материала; закрепления; повторения изученного материала; урок проверки, оценки и коррекции знаний и умений; урок систематизации и обобщения; комбинированный урок;
ОТВЕТ: вгаб

Вопрос 11. Примером какой учебной стратегии являются лекции, демонстрации, рассказ истории
а. Методики сотрудничества
б. Методики на приобретение
в. Дискуссионные методики
г. Исследовательские методики
ОТВЕТ: б

Вопрос 12. Согласно концепции опытно-ориентированного обучения, обучение это непрерывный процесс адаптации к миру
а. Верно
б. Не верно
ОТВЕТ: а

Вопрос 13. Классическим примером фаз опытно-ориентированного обучения Дэвида Колба является поведение ребенка, когда он дотрагивается до пламени горящей свечи. Какая фаза, по Колбу, соответсвует моменту первого прикосновения к пламени
а. рефлексивное наблюдение
б. конкретный опыт
в. абстрактная концептуализация
г. активное экспериментирование
ОТВЕТ: б

Вопрос 14. Глобальные цели, которые ставятся перед рабочей программой в полном объеме, можно отнести к
а. стратегическим целям
б. тактическим целям
ОТВЕТ: а

Вопрос 15. Анализ занятия и внесение корректив в структуру и план занятия
а. является заключительным этапом в проектировании учебного занятия
б. позволяет оценить эффективность урока
в. обеспечивает консервацию успешно проведенного занятия
ОТВЕТ: аб

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Что такое «проектирование образовательного процесса»?
Ответ: Проектирование образовательного процесса – «это вид профессиональной деятельности учителя, в котором определяется будущий процесс и результат целенаправленного развития (преобразования) учащихся с учётом природных и социальных законов, на основе выбора и принятия решений, в течение определённого промежутка времени» .

2. Каковы подходы к проектированию образовательного процесса в педагогической науке?
Ответ: В зависимости от объекта преобразования, целевой направленности и результата, в современном педагогическом проектировании выделяются три его основных вида: социально-педагогическое, психолого-педагогическое и образовательное проектирование.

3. Какие Вы знаете функции педагогического проектирования?
Ответ: Социально-педагогическое проектирование - решение социальных проблем педагогическими средствами
Психолого-педагогическое проектирование - создание и модификация способов обучения и воспитания, создание форм организации педагогической деятельности.

4. Какие Вы знаете этапы проектирования образовательного процесса?
Ответ: Выделяют три этапа (ступени) проектирования: I этап — моделирование; II этап — проектирование; III этап — конструирование.

5. Каковы субъекты педагогического проектирования?
Ответ: Субъектом педагогического проектирования является педагог, объектом - педагогические системы, процессы и их компоненты, целью - решение педагогических задач, результатом - проект педагогического объекта.

6. Каковы объекты педагогического проектирования?
Ответ: Объект - педагогические системы, процессы и их компоненты.

7. Какие Вы знаете способы структурирования образовательного материала по учебным дисциплинам?
Ответ: Содержание образования – система знаний, умений и навыков (ЗУНов), которые должны быть усвоены учащимися, а также опыт твор- ческой деятельности и эмоционально-волевого отношения к миру.

8. Что такое образовательная программа?
Ответ: Образовательная программа, разрабатываемая на базе федерального образовательного стандарта (образовательного стандарта), представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации.

9. Каковы типы образовательных программ существуют в современной системе образования?
Ответ: В Российской Федерации образовательные программы подразделяются на: общеобразовательные (программы дошкольного образования, дополнительного, начального, основного и среднего (полного) общего образования); и профессиональные (программы начального, среднего и высшего и послевузовского профессионального образования).

10. Назовите основные подходы к проектированию программ?
Ответ: Основные подходы к разработке программ: создание стратегии. Анализ. Проектирование. Реализация. Тестирование. Внедрение.

11. Какие существуют технологии проектирования образовательного процесса и образовательной программы?
Ответ: В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии: информационно – коммуникационная технология, технология развития критического мышления, проектная технология, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения, игровые технологии.

12. Каковы принципы проектирования образовательной программы?
Ответ: открытость образовательного процесса, позволяющая студентам самостоятельно формировать образовательный маршрут в соответствии с личностными пожеланиями и особенностями, включающими уровень и качество исходной подготовки; высокая интеллектуальная технологичность обучения на основе новых педагогических и интеллектуальных технологий, адаптированных под личностные особенности обучающихся; доступность технологий обучения, достигаемых применением различных ресурсов, включающих сеть Internet, виртуальные тьюториалы и др.; возможность предоставлять различные формы обучения; гибкость — возможность свободно варьировать длительность и порядок освоения программы;
— модульность — целостное представление о каждом разделе предметной области, локализованное в каждом отдельном курсе, из которых можно формировать любое разнообразие образовательной программы; новая роль преподавателя — обучаемый получает персонального преподавателя-консультанта (тьютора), оказывающего учебно-методическую помощь на всех этапах освоения образовательной программы; индивидуальный характер конструируемых программ, которые в то же время обладают свойством инвариантности.

13. В чем специфика проектной деятельности при проектировании образовательной программы?
Ответ: в последовательном (преемственном) единстве этапов воспитательно-дидактической проблематизации, структурно-целевого планирования, образовательной реализации и педагогической рефлексии.

14. В чем состоит специфика исследования аудитории и образовательной среды при проектировании образовательных программ?
Ответ: Принцип проектирования персонально адекватной образовательной среды заключается в педагогическом проектировании такой среды, которая обеспечивает возможности развития всех членов образовательного сообщества, с учетом их возрастных, половых, этнических, профессиональных и других специфических индивидуальных особенностей.

15. Каковы основные подходы к описанию образовательных результатов программы?
Ответ: ФГОС выдвигает требования к 3 видам образовательных результатов: предметным, метапредметным и личностным.

16. Какие Вы знаете основные инструменты оценивания образовательной программы?
Ответ: Оценивание и обучение являются взаимосвязанными процессами. Существует три взаимозависимых вида оценивания: диагностическое, формативное и суммативное.

17. Какие существуют требования к образовательным программам?
Ответ: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) является основополагающим документом, задающим правовые основы регулирования сферы общего образования в Российской Федерации.

18. Что такое педагогическая экспертиза образовательных программ?
Ответ: Педагогическая экспертиза – это анализ и оценка функциональной эффективности структурных элементов педагогической системы, составление проекта ее развития и плана его внедрения в практику.

19. Какие методы применяют при проведении педагогической экспертизы образовательных программ?
Ответ: Экспертизу ООП осуществляют эксперты федеральной комплексной информационно-аналитической системы, сертифицированные ведущие консультанты по вопросам развития образования. Все эксперты имеют ученые степени и звания и опыт практической работы по созданию и экспертизе образовательных программ.

20. Какие Вы знаете методы педагогического прогнозирования?
Ответ: Моделирование – построение модели как целостной конструкции, отражающей систему взаимосвязей реального педагогического явления. 2. Выдвижение гипотез – выдвижение предположения, ряда положений, основанных на анализе реальной ситуации.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: как правило, 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Современное понятие инноваций, противоречия их внедрения.
2. Отношения работников к инновациям.
3. Психологические барьеры инноваций, их причины.
4. Особенности социального заказа системе образования.
5. Уровни образовательных инноваций.
6. Уровни образовательных инноваций.
7. Этапы развития педагогических инноваций.
8. Понятие педагогической технологии, ее признаки.
9. Соотношение технологий образования, обучения, воспитания. Технология и методика обучения.
10. Структура педагогической технологии. Критерии технологичности.
11. Стадии построения технологичного учебного процесса.
12. Классификационные основы педагогической технологии. Критерии выбора технологии.
13. Возникновение модульного обучения. Методологические основы и отличия от традиционного обучения.
14. Организация и проведение групповой дискуссии.
15. Метод анализа конкретной ситуации. Типы, модификации, варианты занятий.
16. Последовательность работы преподавателя и учащихся по методу анализ конкретных ситуаций.
17. Основные модификации педагогических игр.
18. Игровые технологии. Виды игр, цели, признаки.
19. Технология проведения учебно-деловых игр. Рекомендации по их подготовке.
20. Проблемы подготовки и проведения деловых игр.
21. Исторические основы метода проектов. Школа С. Френе.
22. Современная технология учебного проектирования. Значение, требования.
23. Типология проектов и их структурирование.
24. Место проекта в системе занятий. Методическая разработка проектного занятия.
25. Внешняя и внутренняя дифференциация. Понятие технологии уровневой дифференциации.
26. Дифференциация содержания учебного материала. Понятие базового уровня.
27. Методы обучения квазипрофессиональной деятельности в контекстной технологии.
28. Основное отличие контекстного обучения от традиционного
29. Реализация самостоятельности учащихся в модульной технологии.
30. Реализация принципа вариативности в технологии модульного обучения.
31. Отличия модулей познавательного типа от модулей операционного типа.
32. Изменение парадигмы образования с переходом на дифференцированное обучение.
33. Принцип системы оценивания в дифференцированном обучения.
34. Что означает «принцип ножниц» в дифференцированном обучении?
35. Аксеологический аспект технологии.
36. Почему многие ученые выступают против понятия «Технология воспитания»?
37. Принцип безотходной технологии в образовательной системе.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Изучите классификацию образовательных технологий и составьте схему.
2. Определите соотношение проблемного задания и проблемной задачи.
3. Разработайте проблемные ситуации в обучении конкретному предмету.
4. Представьте этапы урока с использованием технологии развития критического мышления.
5. Приведите пример занятия с использованием приемов технологии развития критического мышления.
6. Разработайте урок по общеобразовательному предмету в технологии групповой работы.
7. Разработайте учебные ситуации по работе с терминами.
8. Составьте модель ситуации работы с учебным текстом с использованием какой-либо инновационной технологии.
9. Напишите синквейны на темы: «Технология», «Инновация».
10. Представьте конспект урока с использованием инновационной технологии.
11. Разработайте урок на основе проблемного подхода в обучении.
12. Разработайте урок на основе практико-ориентированного подхода в обучении.
13. Представьте основные подходы по активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.
14. Ранжируйте образовательные технологии по одному из признаков.
15. Составьте портрет компетенций современного преподавателя.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бермус, А.Г. Введение в педагогическую деятельность: учебник Директ-Медиа, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209242
Л1.2 Ю.Г. Татур. Высшее образование: методология и опыт проектирования : учебно-методическое пособие : учебно-методическое пособие Москва : Логос, 2006. biblioclub.ru
Л1.3 И.А. Колесникова; М. П. Горчакова-Сибирская Педагогическое проектирование : учеб. пособие для вузов М. : Академия, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 К.Р. Овчинникова Дидактическое проектирование электронного учебника в высшей школе: теория и практика : Учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D00B3285-B780-435A-9CCF-2B4B24AFB9F4.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 Электронно-библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Курс в Мудл "Проектирование программ профессионального образования" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (зачета) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.