МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы алгоритмизации и программирования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки09.02.04. специальность Информационные системы (по отраслям) (в экономике)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план09_02_04_ИнфСистемы-2020_9кл
Часов по учебному плану 228
в том числе:
аудиторные занятия 132
самостоятельная работа 76
индивидуальные консультации 20
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
курсовая работа: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16 21
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 14 14 48 48 62 62
Лабораторные 16 16 54 54 70 70
Сам. работа 15 15 61 61 76 76
Консультации 0 0 20 20 20 20
Итого 45 45 183 183 228 228

Программу составил(и):
преподаватель, Валяев Кирилл Евгеньевич

Рецензент(ы):
преподаватель, Лыскова Ольга Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Основы алгоритмизации и программирования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.04 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (ПО ОТРАСЛЯМ) (приказ Минобрнауки России от 14.05.2014 г. № 525)

составлена на основании учебного плана:
Направление 09.02.04 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (ПО ОТРАСЛЯМ) Профильполучаемого профессионального образования: технический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. эконом. наук, доцент, Глубокова Л.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины: изучение методов построения алгоритмов и структур данных, используемых при решении прикладных задач в различных предметных областях с применением ЭВМ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.2 Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности.
ПК 1.3 Производить модификацию отдельных модулей информационной системы в соответствии с рабочим заданием, документировать произведенные изменения.
ПК 2.2 Программировать в соответствии с требованиями технического задания.
ПК 2.3 Применять методики тестирования разрабатываемых приложений.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.общие принципы построения алгоритмов, основные алгоритмические конструкции;
понятие системы программирования;
основные элементы процедурного языка программирования, структуру программы, операции, управляющие структуры, структуры данных, файлы, классы памяти;
подпрограммы, составление библиотек программ;
объектно-ориентированную модель программирования, понятие классов и объектов, их свойств и методов.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать языки программирования, строить логически правильные и эффективные алгоритмы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы алгоритмизации
1.1. Понятие алгоритма. Виды алгоритмов Лекции 3 4 ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2.  Понятие блок-схемы. Основные виды блоков Лекции 3 2 ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Лабораторная работа №1 Составление алгоритмов и блок-схем Лабораторные 3 4 ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Основы программирования на языке Python
2.1. Знакомство с Python Лекции 3 2 ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Структура программы, Переменные, Литералы, Типы данных, Консольный ввод-вывод Лекции 3 2 ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Арифметические операции языка Python, Поразрядные операции, Операции присваивания, Преобразования базовых типов данных Лекции 3 2 ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Условные выражения, Условные конструкции, Циклы Лекции 3 2 ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Лабораторная работа №2 Типы данных. Константы и переменные. Ввод и вывод на экран. Лабораторные 3 4 ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Лабораторная работа №3 Ветвление Лабораторные 3 4 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Лабораторная работа №4 Циклы Лабораторные 3 4 ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Изучение лекционного материала Сам. работа 3 15 ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.9. Строки.Операции со строками Лекции 4 6 ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.10. Списки Лекции 4 8 ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.11. Функции и рекурсия Лекции 4 4 ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.12. Методы Лекции 4 2 ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.13. Передача параметров по ссылке и значению. Выходные параметры Лекции 4 2 ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.14. Кортежи Лекции 4 2 ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.15. Работа с файлами Лекции 4 4 ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.16. Лабораторная работа №5 Строки Лабораторные 4 6 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.17. Лабораторная работа №6 Списки Лабораторные 4 12 ПК 2.3, ПК 2.2, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.18. Лабораторная работа №7 Двумерные массивы Лабораторные 4 8 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.19. Лабораторная работа №8 Процедуры и функции Лабораторные 4 10 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.20. Изучение лекционного материала Сам. работа 4 61 ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Объектно-ориентированное программирование
3.1. Классы и объекты Лекции 4 2 ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Рекурсивные функции Лекции 4 2 ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Перечисления enum Лекции 4 2 ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Структуры Лекции 4 2 ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Типы значений и ссылочные типы Лекции 4 2 ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.6. Область видимости (контекст) переменных Лекции 4 2 ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.7. Пространства имен, псевдонимы и статический импорт Лекции 4 2 ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.8. Создание библиотеки классов Лекции 4 2 ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.9. Модификаторы доступа Лекции 4 2 ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.10. Свойства Лекции 4 2 ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.11. Лабораторная работа № 9 Работа с файлами на низком и высоком уровне Лабораторные 4 8 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.12. Лабораторная работа № 10 Примеры работы с классами Лабораторные 4 10 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.13. Курсовое проетирование Консультации 4 20 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (лабораторные работы, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id= 9414
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания
1.Что покажет приведенный ниже фрагмент кода
numbers = [1, 2, 3, 4, 5]
numbers[2] = 99
print (numbers)
Выберите один из 5 вариантов ответа:
A) [1, 2, 99, 4, 5]
B) [1, 2, 3, 4, 5]
C) 99
D) 1 2 99 4 5
E) [1, 99, 3, 4, 5]
2. Диапазон элементов, который извлекается из последовательности. Выберите один из 4 вариантов ответа:
A) срез
B) список
C) кортеж
D) множество
3. Дан список s = [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7].Какой результат среза s[2:-3]. Выберите один из 5 вариантов ответа:
A) [5, 6]
B) [2, 3, 4, 5]
C) [4, 5, 6]
D) [3, 4]
E) [2, 3, 4, 5]
4. Удалить переменную в Python можно с помощью инструкции: Выберите один из 4 вариантов ответа:
A) del
B) ins
C) clear
D) erase
5. Дан фрагмент кода Python. Какое значение будет присвоено переменной news?
news = 35.0 - 30.0 / 5.0
Выберите один из 4 вариантов ответа:
A) 1
B) 29
C) 0
D) 15
6. Дан список s = [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]. Какой результат среза s[-1:]. Выберите один из 5 вариантов ответа:
A) [7]
B) [7, 6, 5, 4, 3, 2, 1]
C) []
D) [7, 6]
E) [2, 3, 4, 5]
7. Метод, который возвращает значение из атрибута класса и при этом его не изменяет, называется ...... Выберите один из 4 вариантов ответа:
A) методом-модификатором
B) методом-получателем
C) методом-параметром
D) методом-объектом
8. Какие способы описания алгоритмов существуют? Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
A) Словесный
B) Графический
C) Табличный
D) Формульный
E) Программный
9. Свойствами алгоритма является: Выберите несколько из 7 вариантов ответа:
A) Возможность выполнения алгоритма в обратном порядке.
B) Однозначность
C) Возможность изменения последовательности выполнения команд
D) Простота записи на языках программирования
E) Результативность
F) Цикличность
G) Универсальность
10. Дан список s = [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]. Какой результат среза s[:5]. Выберите один из 5 вариантов ответа:
A) [1, 2, 3, 4, 5]
B) [1, 2, 3, 4]
C) [3, 4, 5, 6, 7]
D) [5]
E) [2, 3, 4, 5]
11. Дополните предложение:
Строгий набор инструкций, описывающий порядок действий исполнителя для достижения результата называется...
12. Свойствами алгоритма является: ... Выберите несколько из 7 вариантов ответа:
A) Возможность выполнения алгоритма в обратном порядке
B) Выполнимость
C) Конечность
D) Дискретность
E) Цикличность
F) Возможность изменения последовательности выполнения команд
G) Простота записи на языках программирования
13. Язык программирования Python поддерживает арифметические операции: .... Выберите несколько из 10 вариантов ответа:
A) Получение остатка от деления (mod)
B) Целочисленное деление двух чисел(div)
C) Получение остатка от деления (%)
D) Целочисленное деление двух чисел(//)
E) Деление двух чисел(/)
F) Умножение двух чисел(*)
G) Сложение двух чисел(+)
H) Вычитание двух чисел(-)
I) Возведение в степень(**)
J) Возведение в степень (^)
14. Как будет записано число 5 после выполнения следующего алгоритма на языке программирования Python:
x = float(input())
print(x)
Выберите один из 3 вариантов ответа:
A) 5
B) 5.0
C) 5.00
15. Команда для ввода данных на языке Python которая будет ждать когда пользователь введет текст. Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
A) a=input()
B) int(input())
C) print(a)
D) a=input('a=')
16. Верно ли следующее утверждение: Язык программирования Python чувствителен к регистру (большая или маленькая буквы).
17. Дополните предложение: Вещественный тип данных в Python обозначается переменной...
18. Команда в языке Python, которая выводит данные. Выберите один из 4 вариантов ответа:
A) a=input()
B) int(input())
C) print(a)
D) a=input('a=')
19. Верно ли, что целочисленная переменная в Python обозначается int?
A) да
B) нет
20. Дополните предложение: Символьная строка в Python обозначается ...
21. Определите значение переменной a после выполнения алгоритма на языке Python:
a = int(input())
A = int(input())
A = a / 2 *A
a = 2 * a + 3 * A
print(a)
Если a=2 и A=5
22. Что будет выведено в результате выполнения программы на языке Python:
x = 15.5
y = x + 5
x= y**2
print(x)
23.Дополните предложение: Логический тип данных в Python обозначается переменной...
24.Что будет выведено в результате следующего действия print(2**8). Выберите один из 4 вариантов ответа:
A) 16
B) 256
C) 64
D) 128
25.Как обозначается логический оператор в Python? Выберите один из 4 вариантов ответа:
A) or, not, if
B) and, or, not
C) and, or, if
D) and, else, not
26.Вычислите, какое значение логической переменной b будет выведено на экран программы.
x = 4
y =1
b = not(not(2*x>=2)or(x*y))
print(b)
27.Что будет выведено на экран в результате выполнения следующего алгоритма программы:
a = int(input())
b = int(input())
if a % 10 == 0 or b % 10 == 0:
print('Истинна')
else:
print('Ложь')
Если а = 20, b = 35?
28.В языке программирования Pyton оператор сложения строк + выполняет функцию...Выберите один из 4 вариантов ответа:
A) возвращение строки, состоящую из других строк
B) создание несколько копий строки
C) возвращение True, если подстрока входит в строку, и False, если нет
D) возвращение числового значение для заданного символа.
29.В языке программирования Pyton функция chr(n) выполняет действие: .. Выберите один из 4 вариантов ответа:
A) возвращение символьного значения для данного целого числа
B) возвращение True, если подстрока входит в строку, и False, если нет
C) возвращение числового значение для заданного символа.
D) возвращение длины строки
30.Вычислите, какое значение логической переменной b будет выведено на экран программы:
x = 2
y = 5
b = not((x>=2)and(x*y<5))
print(b)

Правильные ответы на вопросы теста:
1) Верный ответ: А;
2) Верный ответ: А;
3) Верный ответ: D;
4) Верный ответ: А;
5) Верный ответ: B;
6) Верный ответ: А;
7) Верный ответ: B;
8) Верные ответы: A, B, C, D;
9) Верные ответы: B, E, G;
10) Верный ответ: А;
11) Верный ответ: алгоритмом;
12) Верные ответы: B, C, D;
13) Верные ответы: C, D, E, F, G, H, I;
14) Верный ответ: B;
15) Верные ответы: A, D;
16) Верный ответ: верно;
17) Верный ответ: float;
18) Верный ответ: C;
19) Верный ответ: A;
20) Верный ответ: str;
21) Верный ответ: 19.0;
22) Верный ответ: 420.25;
23) Верный ответ: bool;
24) Верный ответ: B;
25) Верный ответ: В;
26) Верный ответ: False;
27) Верный ответ: Истинна ;
28) Верный ответ: А;
29) Верный ответ: А;
30) Верный ответ: True

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Разработка программы для построения графиков функций.
2. Разработка программы для преобразования чисел в разные системы счисления.
3. Разработка программы для шифрования и расшифровки текста.
4. Разработка программы для оценки площади различных фигур.
5. Разработка программы для оценки объема различных фигур.
6. Разработка программы-переводчика и толкового словаря.
7. Разработка программы для подсчета потраченных и потребляемых калорий.
8. Разработка программы-игры в крестики-нолики.
9. Разработка планировщика (списка дел).
10. Разработка программы-будильника и учета времени сна и статистики по нему.
11. Разработка программы для построения трехмерного графика-поверхности.
12. Разработка толкового словаря.
13. Разработка программы для нахождения локального минимума/максимума функции.
14. Разработка программы-будильника.
15. Разработка программы для транслитерации текста.
16. Разработка текстового редактора.
17. Разработка графического редактора.
18. Разработка программы для организации интервальной работы.
19. Разработка игры «Змейка».
20. Разработка игры «Pac-man».
21. Разработка игры «Go».
22. Разработка программы для расписания поездов.
23. Разработка простейшего клеточного автомата «Жизнь».
24. Разработка игры «Морской бой».
25. Разработка программы для управления списком контактов.
26. Разработка программы для учета расходов и доходов.
27. Разработка программы для кластеризации объектов методом k-средних.
28. Разработка программы для сжатия изображений с помощью кластеризации.
29. Разработка программы для шифрования текста в изображении.
30. Разработка программы для выделения объектов на фотографиях.
31. Разработка обучающейся регрессионной модели.
32. Разработка нейронной сети.
33. Разработка модели, обучающейся методом опорных векторов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения экзамена:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
Процедура проведения: предполагающем два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (тест множественного выбора). Выполняется студентом, который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rэкз.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к экзамену»

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Экзамен «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, с представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 60 вопросов, студент может получить максимум 60 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. На выполнение теста отводится 90 минут. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rэкз
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение тестовой части (Блок 1) и заданий Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100 баллов
4 (хорошо) 70-84 баллов
3 (удовлетворительно) 50-69 баллов
2 (неудовлетворительно) 0-49 баллов
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Федоров Д. Ю. Программирование на языке высокого уровня Python: учебное пособие для среднего профессионального образования  М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.2 Черпаков И. В. Основы программирования: учебник и практикум для СПО Юрайт, 2023 https://urait.ru/bcode/513113
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гниденко И. Г., Павлов Ф. Ф., Федоров Д. Ю. Технология разработки программного обеспечения: учебное пособие для СПО Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Основы алгоритмизации и программирование" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/ступ в интернет.


Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
410Н лаборатория информационно-ком-муникационных технологий; лаборатория информационных систем в профессиональной деятельности; лаборатория учебная бухгалтерия; лаборатория информатики; лаборатория систем электронного документооборота; лаборатория информатики и информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; лаборатория информационных технологий в профессиональной деятельности; лаборатория технических средств обучения - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 10 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя (ноутбук); компьютеры (марка: HP) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; маркерная доска - 1 ед.; тематические плакаты.
409Н кабинет программирования и баз данных; лаборатория технологии разработки баз данных; лаборатория информатики и компьютерной обработки документов; лаборатория управления проектной деятельностью; лаборатория информатики и информационных технологий; лаборатория технических средств управления; лаборатория информационных технологий – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 10 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя (ноутбук); компьютеры (марка: RAMEC, IRV, HP) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; маркерная доска - 1 ед.; тематические плакаты.
211Н кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин; кабинет социально-экономических дисциплин; кабинет гуманитарных и социальных дисциплин; кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; передвижная маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины используются следующие формы работы:
1. Лекции, на которых рассматриваются теоретические вопросы дисциплины и разбор решения обсуждаемых задач. Лекционные материалы содержатся в слайд-конспектах по дисциплине и доступны студентам в облачном хранилище. Посещаемость лекций входит в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем.
2. Лабораторные занятия, где студенты закрепляют и показывают свои знания с помощью разработки программ, заданных по вариантам.
Предусмотрено десять лабораторных работ, разделенных по изученным темам дисциплины. Задания находятся в облачном хранилище и доступны студентам из любого места, где есть доступ в интернет.
Выполненная лабораторная работа оценивается в пределах 100 баллов. Некоторые работы предусматривают определенные максимальные баллы за отдельные задания, другие — равномерное распределение баллов по заданиям. При сдаче лабораторной работы студент показывает преподавателю код и тестирование разработанных программ, при этом объясняет ход решения и используемые команды языка программирования.
3. Самостоятельная работа студентов. Предусматривает знакомство с материалом, связанным с лекционным, но не вошедших в него. Оценивается с помощью дополнительных вопросов при сдаче лабораторной работы, близкой по тематике, а также в устной части экзамена.
4. Экзамен по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирование».
Основную часть экзаменационной работы студенты выполняют за компьютером. После выполнения основной части отвечают устно на дополнительные вопросы.
Студент допускается к экзамену, если имеет семестровый рейтинг не менее 50 баллов. При семестровом рейтинге от 80 баллов студент может быть освобожден от сдачи экзамена. В таком случае оценка за экзамен, а следовательно и итоговая, будут равны семестровой. При семестровом рейтинге от 75 баллов, если студент согласен, на экзамене ему может быть дано лишь одно задание, успешное выполнение которого обеспечивает оценку, равную семестровой.
Основная часть экзамена состоит из двух заданий, заключающихся в написании компьютерных программ. Устная часть предполагает ответы два вопроса по прослушанным в рамках лекций темам, а также вопросам, предлагавшимся для изучения в рамках самостоятельной работы.
5. Курсовая работа по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирование». Выполнение курсовой работы проходит десять этапов согласования с руководителем:
1) Понимание задачи и план работы .
2) Первый вариант разработанного ПО.
3) Первый вариант текста работы.
4) Второй вариант ПО после правок.
5) Первый вариант презентации.
6) Второй вариант текста работы.
7) Финальное согласование ПО.
8) Финальное согласование текста работы.
9) Второй вариант презентации.
10) Предзащита курсовой работы.
Затем проводится оценка окончательных вариантов текста работы и разработанного ПО, а также защита курсовой работы.
Итоговая оценка за курсовую работу определяется следующими критериями:
- Итоговой оценкой за прохождение всех десяти этапов согласования (вес 0,3 в вычислении итоговой оценки за курсовую работу). Успешное прохождение каждого этапа оценивается в 100 баллов. Каждый этап имеет вес 0,1 в вычислении итоговой оценки за прохождение десяти этапов. Полученные по этапам баллы суммируются с учетом веса и определяют итоговую оценку за прохождение этапов согласования.
- Качество разработанного ПО (вес 0,25). Учитывается сложность выбранной темы и степень выполнения поставленной задачи
- Качество текста курсовой работы (вес 0,25). Учитывается содержательность работы, четкость и логичность структуры, стиль изложения и качество оформления.
- Защита курсовой работы (вес 0,2). Учитывается качество презентации, доклада, владение терминологией и самостоятельность изложения.