МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Человек в современном мире

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументационное обеспечение управления и архивы в условиях цифровой трансформации
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz46_03_02_Документоведение и архивоведение_ДОУ-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 189
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 189 189 189 189
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
д.э.н., Профессор, Шваков Евгений Евгеньевич

Рецензент(ы):
к.э.н., Доцент, Деркач Н.О.

Рабочая программа дисциплины
Человек в современном мире

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (приказ Минобрнауки России от 29.10.2020 г. № 1343)

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 07.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Шваков Евгений Евгеньевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 07.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Шваков Евгений Евгеньевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование знаний об основных сферах жизнедеятельности человека и роли в них экономики, формирование умений и навыков умений и навыков поиска необходимой информации для изучения проблем и практических ситуаций, с которыми сталкивается человек в своей жизнедеятельности, на основе системного подхода, умений и навыков их анализа (включая проведение необходимых экономических расчетов) и выстраивание коммуникаций при их обсуждении с учетом культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества. Каждый из разделов курсов предполагает приобретение знаний, а также формирование умений и навыков умений и навыков поиска необходимой информации для изучения проблем и практических ситуаций, с которыми сталкивается человек в следующих сферах своей жизнедеятельности:
- в системе хозяйствования как первичной сфере жизнедеятельности человека;
- в сфере экономики;
- в системе права;
- в системе политических и властных отношений;
- в сфере культуры в части ее влияние на экономическое поведение человека.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-10Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
УК-10.1 Знает базовые экономические понятия, объективные основы функционирования экономики и поведения домохозяйств и его субъектов; ресурсные ограничения экономического развития и особенности циклического развития рыночной экономики; понятие общественных благ, роль государства в их обеспечении и возможностях их получения домохозяйствами, основы функционирования финансовых рынков и принятия домохозяйствами инвестиционных решений
УК-10.2 Умеет использовать понятийный аппарат экономической науки для описания экономических и финансовых процессов функционирования домохозяйств; искать и собирать финансовую и экономическую информацию для принятия обоснованных решений; анализировать финансовую и экономическую информацию, необходимую для принятия обоснованных решений в сфере экономики домохозяйства; оценивать процентные, кредитные, курсовые, рыночные, операционные, общеэкономические, политические риски неблагоприятных экономических и политических событий для экономики домохозяйства; решать типичные задачи, связанные с личным финансовым планированием
УК-10.3 Владеет методами оценки будущих доходов и расходов домохозяйства, сравнение условий различных финансовых продуктов и условий инвестирования личных доходов; навыками решения типичных задач в сфере личного экономического и финансового планирования
УК-11Способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению
УК-11.1 Знает основные понятия экстремизма, терроризма, коррупционного поведения, их основные признаки, актуальные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму, терроризму, коррупции; о негативных последствиях, наступающих в случае привлечения к ответственности за подобные нарушения
УК-11.2 Умеет критически оценивать и выбирать правомерные инструменты формирования нетерпимого отношения к проявлениям экстремизма, терроризма и коррупционного поведения, в том числе в профессиональной деятельности
УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно- исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
УК-9Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
УК-9.1 Знает основные принципы и подходы формирования инклюзивной компетентности, психологические закономерности и особенности возрастного и личностного развития в условиях инклюзивной образовательной среды
УК-9.2 Умеет использовать методические приемы формирования инклюзивной компетентности в профессиональной деятельности с учетом особенностей лиц с ОВЗ и принципами инклюзивного образования
УК-9.3 Способен реализовывать различные способы взаимодействия с учетом дефектологических знаний между всеми субъектами в социальной и профессиональной сферах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-1.1. Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории.
УК-1.1. Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории.
УК-3.1. Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства.
УК-5.1. Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира.
УК-9.1. Знает основные принципы и подходы формирования инклюзивной компетентности, психологические закономерности и особенности возрастного и личностного развития в условиях инклюзивной образовательной среды.
УК-10.1. Знает базовые экономические понятия, объективные основы функционирования экономики и поведения домохозяйств и его субъектов; ресурсные ограничения экономического развития и особенности циклического развития рыночной экономики; понятие общественных благ, роль государства в их обеспечении и возможностях их получения домохозяйствами, основы функционирования финансовых рынков и принятия домохозяйствами инвестиционных решений,
УК-11: Рассказывает о действующих правовых нормах российского законодательства, обеспечивающих борьбу с коррупцией в различных областях жизнедеятельности

3.2.Уметь:
3.2.1.УК-1.2. Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов.
УК-3.2. Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи.
УК-5.2. Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности.
УК-9.2. Умеет использовать методические приемы формирования инклюзивной компетентности в профессиональной деятельности с учетом особенностей лиц с ОВЗ и принципами инклюзивного образования.
УК-10.2. Умеет использовать понятийный аппарат экономической науки для описания экономических и финансовых процессов функционирования домохозяйств; искать и собирать финансовую и экономическую информацию для принятия обоснованных решений; анализировать финансовую и экономическую информацию, необходимую для принятия обоснованных решений в сфере экономики домохозяйства; оценивать процентные, кредитные, курсовые, рыночные, операционные, общеэкономические, политические риски неблагоприятных экономических и политических событий для экономики домохозяйства; решать типичные задачи, связанные с личным финансовым планированием.
УК- 11. Умеет применять законодательство РФ в различных областях жизнедеятельности в т.ч. по борьбе с коррупцией
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.
УК-1.3. Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
УК-1.4. Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-3.3. Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками.
УК-5.3. Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества.
УК-5.4. Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия.
УК-9.3. Способен реализовывать различные способы взаимодействия с учетом дефектологических знаний между всеми субъектами в социальной и профессиональной сферах.
УК-10.3. Владеет методами оценки будущих доходов и расходов домохозяйства, сравнение условий различных финансовых продуктов и условий инвестирования личных доходов; навыками решения типичных задач в сфере личного экономического и финансового планирования.
УК-11. Способен выявлять коррупционные признаки

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ХОЗЯЙСТВОВАНИЕ КАК ПЕРВИЧНАЯ СФЕРА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
1.1. Жизнедеятельность человека и хозяйствование Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.2. Жизнедеятельность человека и хозяйствование Практические 1 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.3. Жизнедеятельность человека и хозяйствование Сам. работа 1 10 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.4. Сущность хозяйственной деятельности человека Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.5. Сущность хозяйственной деятельности человека Практические 1 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.6. Сущность хозяйственной деятельности человека Сам. работа 1 10 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.7. Модели поведения человека в мире хозяйствования Лекции 1 0 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.8. Модели поведения человека в мире хозяйствования Практические 1 0 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.9. Модели поведения человека в мире хозяйствования Сам. работа 1 10 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. ПОВЕДЕНИЕ И ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ
2.1. Человек на рынке труда Лекции 1 0 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.2. Человек на рынке труда Практические 1 0 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.3. Человек на рынке труда Сам. работа 1 11 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.4. Человек на рынке товаров и услуг Лекции 1 0 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.5. Человек на рынке товаров и услуг Практические 1 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.6. Человек на рынке товаров и услуг Сам. работа 1 6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.7. Человек рациональный и его экономическое поведение Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.8. Человек рациональный и его экономическое поведение Практические 1 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.9. Человек рациональный и его экономическое поведение Сам. работа 1 8 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.10. Человек в мире современных денег Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.11. Человек в мире современных денег Практические 1 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.12. Человек в мире современных денег Сам. работа 1 8 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.13. Человек в мире кредита и на финансовом рынке Лекции 1 0 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.14. Человек в мире кредита и на финансовом рынке Практические 1 0 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.15. Человек в мире кредита и на финансовом рынке Сам. работа 1 10 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.16. Человек и его взаимоотношения с государством Лекции 1 0 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.17. Человек и его взаимоотношения с государством Практические 1 0 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.18. Человек и его взаимоотношения с государством Сам. работа 1 10 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.19. Современная мировая экономика и человек Лекции 1 0 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.20. Современная мировая экономика и человек Практические 1 0 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.21. Современная мировая экономика и человек Сам. работа 1 10 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ПРАВА
3.1. Человек в системе хозяйственного права Лекции 1 0 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.2. Человек в системе хозяйственного права Практические 1 0 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.3. Человек в системе хозяйственного права Сам. работа 1 12 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.4. Собственность как правовое отношение Лекции 1 0 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.5. Собственность как правовое отношение Практические 1 0 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.6. Собственность как правовое отношение Сам. работа 1 12 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ВЛАСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
4.1. Человек как субъект политики и власти Лекции 1 0 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
4.2. Человек как субъект политики и власти Практические 1 0 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
4.3. Человек как субъект политики и власти Сам. работа 1 12 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
4.4. Человек и власть государства Лекции 1 0 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
4.5. Человек и власть государства Практические 1 0 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
4.6. Человек и власть государства Сам. работа 1 12 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
4.7. Реализация экономической политики Лекции 1 0 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
4.8. Реализация экономической политики Практические 1 0 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
4.9. Реализация экономической политики Сам. работа 1 12 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА
5.1. Человек как личность: формирование и самореализация Лекции 1 0 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
5.2. Человек как личность: формирование и самореализация Практические 1 0 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
5.3. Человек как личность: формирование и самореализация Сам. работа 1 12 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
5.4. Место и роль культуры в развитии человека Лекции 1 0 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
5.5. Место и роль культуры в развитии человека Практические 1 0 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
5.6. Место и роль культуры в развитии человека Сам. работа 1 12 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
5.7. Общество и взаимоотношения человека с ним Лекции 1 0 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
5.8. Общество и взаимоотношения человека с ним Практические 1 0 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
5.9. Общество и взаимоотношения человека с ним Сам. работа 1 12 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн - курсе на образовательном портале " Цифровой Университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8750 - ссылка на общий курс "Человек в современном мире".


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК – 1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (направления подготовки бакалавриата)/ УК – 1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий (направления подготовки специалитета)

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:

Вопрос 1:
К безработным, охваченным циклической безработицей, относится…
1) молодая неработающая женщина, ведущая домашнее хозяйство
2) архитектор на пенсии, ищущий работу в фирме в связи с желанием получить больший заработок
3) инженер-конструктор в связи с переездом на новое место жительства
4) молодой безработный бухгалтер, находящийся в процессе поиска места работы не по специальности (правильный ответ)

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:

Вопрос 1:
Если функция спроса на товар описывается уравнением QD = 80–2Р, а предложения – QS = 10+3Р, то равновесная цена составит ______. (ответ введите в виде целого числа).
Ответ: 14

Вопрос 2:
Если функция спроса на товар описывается уравнением QD = 80–2Р, а предложения – QS = 10+3Р, то равновесный объем продаж составит ____. (ответ введите в виде целого числа).
Ответ: 52

Вопрос 3:
Если функция спроса на землю описывается уравнением QD = 1000–4R, где R – рента, то при предложении земли в 500 га величина ренты будет составлять ________. (ответ введите в виде целого числа).
Ответ: 125

Вопрос 4:
Ниже приведенное утверждение: «Банкноты и монеты Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации» описывает функцию денег, как средства ____________.
Ответ: платежа

Вопрос 5:
Ниже приведенное утверждение: «Банки предлагают множество продуктов, позволяющих вкладчику не только управлять своими финансами, но и получить от этого выгоду» описывает функцию денег, как средства ____________..
Ответ: накопления.

Вопрос 6 :
Ниже приведенное утверждение: «Плохой альтернативой денежным расчетам является бартер» описывает функцию денег, как средства ____________..
Ответ: обращения.


Вопрос 7:
Эмиссионная ценная бумага, доля владения компанией, закрепляющая права её владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов – это ___________.
Ответ: акция

Вопрос 8:
Доходом по акциям является ________________.
Ответ: дивиденд

Вопрос 9:
Полгода назад Иван заложил в ломбарде золотые часы. В этих отношениях ломбард выдал Ивану ___________
Ответ: заем.



УК – 3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:

Вопрос 1:
В игровой модели индивид обладает чертами «экономического человека», поскольку:
1) действует в условиях неопределенности
2) взаимодействует с большим количеством игроков
3) максимизирует целевой показатель (правильный ответ)
4) подвергается воздействию «невидимой руки»

Вопрос 2:
К безработным, охваченным фрикционной формой безработицы, и имеющим право на получение пособия по безработице, относится:
1) инженер-конструктор, ищущий работу в связи с переездом на новое место жительства (правильный ответ);
2) архитектор на пенсии, ищущий работу в другой фирме в связи с желанием получить больший заработок
3) молодой безработный бухгалтер, находящийся в процессе поиска места работы не по специальности
4) молодая неработающая женщина, ведущая домашнее хозяйство

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:

Вопрос 1:
Стратегия поведения, наиболее выгодная в игре «Дилемма заключенных» называется ________________.
Ответ: солидарной

Вопрос 2:
Работник просит у директора материальной помощи в связи с непредвиденными семейными обстоятельствами, а директор тут же сообщает, что фирме требуется сотрудник, который дежурил бы в офисе в ближайшие выходные. Работник соглашается остаться на дежурство. Такая реакция работника определяется эффектом ____________.
Ответ: якоря

Вопрос 3:
Межличностные отношения, в которые человек вступает в процессе трудовой деятельности – это __________ отношения.
Ответ: деловые

Вопрос 4:
Стратегия урегулирование межличностного конфликта путем взаимных уступок – это _______________.
Ответ: компромисс

Вопрос 5:
Человек, работающий удаленно с одним или несколькими заказчиками по гражданско-правовому договору или на основе других договоренностей в рамках фриланса – это________________.
Ответ: фрилансер

Вопрос 6:
Человек, работающий в организации по трудовому договору является __________________ работником.
Ответ: наемным

Вопрос 7:
С сотрудником, работающим в организации по основному месту работы и на условиях постоянной занятости заключается _____________________договор.
Ответ: трудовой.

Вопрос 8:
Выпускнику вуза, впервые ищущему работу и признанному безработным, назначается минимальное пособие сроком на _________ месяца (ответ введите в виде целого числа).
Ответ: 3.




УК – 5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (направления подготовки бакалавриата)/УК – 5. Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия (направления подготовки специалитета)

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:

Вопрос 1:
В традиционной экономике проблема экономического выбора при ограниченных ресурсах зависит от …
1) традиций и обычаев (правильный ответ)
2) воли правящей элиты
3) количества денег
4) рыночной конъюнктуры

Вопрос 2:
Командно-административная система экономики основывается на …
1) традициях
2) конкуренции
3) частной собственности
4) централизованном распределении благ (правильный ответ)

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:

Вопрос 1:
Основными понятиями, характеризующими человека, являются индивид, индивидуальность и личность. Совокупность социальных качеств характеризует человека как _______________.
Ответ личность.

Вопрос 2:
Основными понятиями, характеризующими человека, являются индивид, индивидуальность и личность. Пол человека характеризует его как _______________.
Ответ: индивид.

Вопрос 3:
Основными понятиями, характеризующими человека, являются индивид, индивидуальность и личность. Характер человека определяет его _______________.
Ответ: индивидуальность.

Вопрос 4:
Основными понятиями, характеризующими человека, являются индивид, индивидуальность и личность. Трудовая деятельность человека определяет его _______________.
Ответ: индивидуальность

Вопрос 5:
Основными понятиями, характеризующими человека, являются индивид, индивидуальность и личность. Религия человека характеризует его как _______________.
Ответ: индивидуальность.

Вопрос 6:
Религия, нормы которой положены в основу исламского банкинга, как способа ведения банковской деятельности – это _______________.
Ответ: ислам.

Вопрос 7:
В исламском банкинге, как способе ведения банковской деятельности, запрещено получение дохода в виде_____________.
Ответ: процента

Вопрос 8:
Государство, в котором система пожизненного найма, как форма трудовых отношений с наемными работниками, является основной – это _____________.
Ответ: Япония


УК-9. Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах (для отдельных образовательных программ)

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:

Вопрос 1:
Пенсия, которую получают инвалиды с детства, является ……. ?
1) страховой пенсией по инвалидности
2) государственной пенсией по инвалидности
3) государственной социальной пенсией (правильный ответ)

Вопрос 2:
Работник организации со стажем более 1 года получил трудовое увечье, повлёкшее инвалидность. Какой вид пенсии ему будет назначен?
1) страховая пенсия по инвалидности (правильный ответ)
2) государственная пенсия по инвалидности
3) государственная социальная пенсия

Вопрос 3:
Военнослужащий в результате ранения получил увечье, повлёкшее инвалидность.
1) страховая пенсия по инвалидности
2) государственная пенсия по инвалидности (правильный ответ)
3) государственная социальная пенсия

Вопрос 4:
Какой из налогов в соответствии с налоговым законодательством РФ не предусматривает льгот для инвалидов?
1) НДФЛ,
2) налог на имущество физических лиц,
3) земельный налог
4) транспортный налог
5) акциз (правильный ответ).

Вопрос 5:
В рамках льготного налогообложения НДФЛ инвалидам предусмотрен расширенный перечень налоговых вычетов, относящихся к:
1) стандартным (правильный ответ)
2) профессиональным
3) социальным
4) имущественным
5) инвестиционным.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:

Вопрос 1:
Инвалиды с детства в соответствии с законодательством РФ получают денежную выплату, которая называется___________
Ответ: пенсия

Вопрос 2:
Какой минимальный трудовой стаж, исчисляемый в днях, необходим для получения страховой пенсии по инвалидности? (ответ введите в виде целого числа).
Ответ: 1.

Вопрос 3:
Требовании о выделении рабочих мест предприятиями и организациями РФ в соответствии с федеральным законом РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для трудоустройства инвалидов – это _________.
Ответ: квота

Вопрос 4:
В соответствии с трудовым кодексом РФ и федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для инвалидов I и II групп рабочее время в неделю составляет _____ часов (ответ введите в виде целого числа).
Ответ: 35

Вопрос 5:
Обслуживание инвалидов, или решение их проблем, осуществляемое в рамках предпринимательской деятельности – это _____________ предпринимательство.
Ответ: социальное



УК-10. Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности (для отдельных образовательных программ данная компетенция имеет код УК-9)

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:

Вопрос 1:
Полгода назад Иван заложил взял заём в ломбарде под залог золотых часов. Дела у него в это время шли не очень хорошо, и долг отдать не получалось. Спустя полтора месяца после истечения срока займа Ивану позвонили из ломбарда и сообщили, что большая часть долга погашена за счет реализации часов, ему осталось заплатить лишь небольшой остаток долга и проценты. Прав ли ломбард:
1) да, Ивану придется заплатить всю требуемую сумму;
2) нет, Иван должен заплатить только остаток долга;
3) нет, Иван должен заплатить только проценты;
4) нет, Иван ничего не должен ломбарду. (правильный ответ).


Вопрос 2:
Какие расходы, включенные в декларацию для получения налогового вычета, позволят уменьшить сумму налога на доходы физических лиц. (Отметьте все варианты):
1) Приобретение автомобиля в многодетной семье.
2) Расходы на образование налогоплательщика и его детей. (правильный ответ)
3) Расходы на благотворительность. (правильный ответ)
4) Проценты по потребительскому кредиту.
5) Оплата стоматологических услуг для детей налогоплательщика. (правильный ответ)
6) Приобретение подарков для пожилых родственников.
7) Строительство гаража на даче. (правильный ответ)
8) Оплата пребывания ребенка в детском летнем лагере.
9) Расходы на заочные подготовительные курсы.
10) Расходы на обучение в вузе. (правильный ответ)

Вопрос 3:
Выберите способы защиты от интернет-мошенников (несколько вариантов):
1) Никогда и никому не сообщать пароли (правильный ответ)
2) Сообщать пароли только сотрудникам банка
3) Никогда не делать копий файлов с секретной информацией
4) Не открывать сайты платежных систем по ссылке (например, в письмах) (правильный ответ)
5) При поиске удаленной работы не реагировать на просьбы оплаты каких-либо регистрационных взносов (правильный ответ)

Вопрос 4:
Социальными целями домохозяйства могут выступать:
1. воспитание детей
2. повышение образовательного уровня
3. обеспечение условий для полноценного отдыха
4. всё вышеперечисленное (правильный ответ)

Вопрос 5:

Что не относится к доходам семьи?

1) зарплата мамы и папы;
2) стипендия, которую получает старший брат;
3) деньги, полученные от сдачи квартиры в аренду;
4) деньги от продажи кабачков которые бабушка вырастила на огороде;
5) проценты от вклада в банк;
6) кредит на холодильник; (правильный ответ)
7) пенсия бабушки и дедушки;
8) прибыль от предпринимательской деятельности.

Вопрос 6:
Укажите неверное суждение о налогах:

1) Налоги — это обязательные платежи;
2) Налоги — это необязательные платежи; (правильный ответ)
3) Налоги уплачиваются из доходов физических и юридических лиц;
4) Налоги используются государством для выполнения своих общих задач и функций;
5) Налоги идут на финансирование деятельности государственных органов и социальную помощь

Вопрос 7:
Что такое дисконт?
1) доход
2) скидка (правильный ответ)
3) надбавка

Вопрос 8:
Кредит, выдаваемый под залог объекта, который приобретается (земельный участок, дом, квартира), называется:
а) ипотечный (правильный ответ)
б) потребительский
в) целевой

Вопрос 9:
Фондовый рынок — это место, где:
а) продаются и покупаются строительные материалы
б) продаются и покупаются ценные бумаги (правильный ответ)
в) продаются и покупаются продукты питания

Вопрос 10:
Такие обязательства как: банковский кредит, долги друзьям, алименты, квартплата, относят к:
а) активам
б) накоплениям
в) пассивам (правильный ответ)

Вопрос 11:
Верны ли следующие суждения об источниках доходов?
А. К источникам доходов относятся заработная плата, премия, стипендия.
Б. Одним из источников дохода является покупка товаров длительного пользования.

1) верно только А (правильный ответ)
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Вопрос 12:
Техническое устройство, с помощью которого осуществляется прием или выдача наличных средств с использованием банковских карт называется
1) касса
2) монета
3) банкнота
4) банкомат (правильный ответ)

Вопрос 13:
Процент, который начисляется на первоначальную сумму депозита в банке, называется:
а) простой (правильный ответ)
б) средний
в) сложный

Вопрос 14:
Неспособность заемщика (эмитента долговых ценных бумаг) выполнять свои обязанности по займу (погашение, выплата текущего дохода и др.) называется:
а) дефолт (правильный ответ)
б) коллапс
в) девальвация

Вопрос 15:
Выплачиваемая нынешним пенсионерам и формируемая пенсионерам будущим трудовая пенсия по старости, выплачиваемая государством:
а) страховая (правильный ответ)
б) единоразовая
в) основная

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:

Вопрос 1:
Банк России установил официальный курс доллара США 64 руб. В банке «Выгодный» установлены следующие курсы: покупка — 64,5 руб., продажа — 65,5 руб., комиссия банка за осуществление операции составляет 200 руб. независимо от суммы сделки. Вам необходимо приобрести 100 долларов США. Для приобретения 100 долларов США в данном банке у Вас должно быть ________________ рублей (ответ введите в виде целого числа).
Ответ: 6750 руб.

Вопрос 2:
При продаже моторной лодки (если вы не освобождены от налогообложения) в соответствии с российским законодательством Вы должны оплатить ____________.
Ответ: НДФЛ.

Вопрос 3:
Если вы являетесь владельцем моторной лодки, то в соответствии с российским законодательством Вы являетесь плательщиком _________________ налога.
Ответ: транспортного

Вопрос 4:
4. Если вы являетесь владельцем легкового автомобиля, то в соответствии с российским законодательством Вы должны оплатить транспортный налог до _______________ следующего года.
Ответ: 1 декабря

Вопрос 5:
Заёмщик решил погасить часть долга досрочно, но не может определиться, что ему выбрать: уменьшить платеж или уменьшить срок. Для уменьшения при прочих равных общей переплаты по кредиту заемщику необходимо уменьшить ___________.
Ответ: срок.

Вопрос 6:
На оборотной стороне вашей пластиковой карты указывается код, который обозначается как ______
Ответ^ CVV или CVC

Вопрос 7:
Вы нашли в зимней куртке купюру достоинством 500 руб., которая окрасилась после стирки. После того как ее не приняли у вас в магазине, вы для ее обмена обратитесь в ________.
Ответ: банк

Вопрос 8:
Вы купили годовой абонент в фитнес-центр. С целью оптимизации своих расходов решили получить налоговый ______________.
Ответ: вычет.

Вопрос 9:
Вы купили годовой абонент в фитнес-центр. С целью оптимизации своих расходов решили получить налоговый вычет. Срок, в течение которого вы можете подать декларацию по форме 3-НДФЛ на получение налогового вычета, исчисляемый в последующих годах составляет _________года (ответ введите в виде целого числа).
Ответ: 3

Вопрос 10:
Участник срочного рынка, который желает установить цены на активы, по которым в перспективе планируется сделка, а также застраховать на срочном рынке уже приобретенные активы на спотовом рынке - это ___________.
(хеджер)

Вопрос 11:
Финансовое учреждение, предоставляющее финансовые средства под залог движимого имущества (изделия из драгоценных металлов и камней, ковры, носильные вещи, электроника, радиоаппаратура, компьютерная техника и др.), в ряде случаев — под заклад ценных бумаг – это ____________.
(ломбард)

Вопрос 12:
Если сумма начисленной заработной платы 30000 руб., то сумма налога на доходы физических лиц (НДФЛ) составит ________ руб. (дать ответ в виде целого числа).
(3900)

Вопрос 13:
Стоимость минимальной потребительской корзины, включающей продовольственные и непродовольственные товары, 10000 руб. в месяц на одного человека. Доля расходов на питание в данной корзине составляет 70%. Сумма расходов на приобретение непродовольственных товаров равна _________ руб. (дать ответ в виде целого числа).
(3000)

Вопрос 14:
Минимальная, необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов гражданина Российской Федерации, называется прожиточный __________.
(минимум)

Вопрос 15:
На купонном поле банкноты кто-то ручкой написал номер телефона. Можно ли оплатить покупку в магазине такой банкнотой? (да или нет)
Ответ:_______
(да)

Вопрос 16:
Гражданин, зарегистрированный в качестве самозанятого, в течение года получил доход в сумме 500000 руб. от контрагентов физических лиц. Сумма налога с профессионального дохода, которую должен заплатить данный гражданин, составит ________руб. (дать ответ в виде целого числа).
(20000)

Вопрос 17:
Работающий гражданин, который оплатил собственное лечение в частной клинике, может получить налоговый _________.
(вычет)

Вопрос 18:
Стоимость автомобиля 400000 руб. Мощность двигателя автомобиля 106 л.с., ставка налога 20 руб. /л.с. Сумма транспортного налога, которую обязан уплатить собственник, составит __________ руб. (дать ответ в виде целого числа).
(2120 руб.)

Вопрос 19:
Обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований - это ____________.
(налог)

Вопрос 20:
Документ, удостоверяющий, с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов, имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении - это _________бумага.
(ценная)


УК-11. Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности (для отдельных образовательных программ данная компетенция имеет код УК-10)

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:

Вопрос 1:
Реквизиты вашей карты, которые могут позволить мошенникам получить доступ ко всем хранящимся на счете средствам:
а) номер карты и имя владельца;
б) номер карты, имя владельца, срок действия и CVC/CVV-код;
в) номер карты, имя владельца и CVC/CVV-код;
г) мошенники не могут получить доступ к средствам по написанным на карте реквизитам.

Вопрос 2:
Под термином «коррупция» понимается правонарушение в виде ……..
1) получения взятки
2) получения и дачи взятки (правильный ответ)
3) дачи взятки


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:

Вопрос 1:
За ложное сообщение о террористическом акте установлена _____________ ответственность.
Ответ: уголовная

Вопрос 2:
Глава муниципальной администрации назначил руководителем подведомственного учреждения своего близкого родственника. В соответствии с Федеральным законом РФ «О противодействии коррупции» он создал ситуацию, которая называется _________
Ответ: конфликт интересов

Вопрос 3:
Как называется заинтересованность государственного служащего, возникающая в рамках конфликта интересов?
Ответ: личная

Вопрос 4:
Уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма распространяется на несовершеннолетних лиц, достигшие возраста ____ лет (ответ введите в виде целого числа).
Ответ: 14

Вопрос 5:
Приверженность к крайним взглядам, позициям и мерам в общественной деятельности –это ____________.
Ответ: экстремизм

Вопрос 6:
Наказание, назначаемое за совершение проступка, виде денежного взыскания, как правило, в пользу государства – это ______.
Ответ: штраф.

Вопрос 7:
Принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги) или какая-либо имущественная выгода или услуги за действие (или бездействие) – это ____________.
Ответ: взятка

Вопрос 8:
Перейдя дорогу в неположенном месте, вы нарушили правила дорожного движения. Ваше действие является основанием для привлечения вас к ___________________ ответственности.
Ответ: административной

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=507847
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 25.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. В. Коршунов Экономическая теория (для не-экономистов): учебник для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/F05B8F27-4A19-407C-815D-C66502D059C2
Л1.2 Г. А. Маховикова, Г. М. Гукасьян, В. В. Амосова Экономическая теория : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/594305EC-4C94-4162-985C-DC8C5646DDF0
Л1.3 Гребенников, П. И. Экономика: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018, 2018 www.biblio-online.ru/book/D55C6954-C1D5-4B31-9C5F-F595181A9B94
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Борисов, Е. Ф. Экономика: учебник и практикум М.: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/13E2B33A-FA69-4D05-A998-4098FBBC1EAE
Л2.2 Кумбашева, Ю. А. Человек в современном мире : учебное пособие Москва : ФЛИНТА, 2021 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83373
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Человек в современном мире portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу дисциплины составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с практическими занятиями. Аудиторные занятия (лекции и практические занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся над рекомендуемой литературой, заданиями, представленными в данной рабочей программе, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель.

Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических занятиях.
В рамках текущего контроля работа обучающихся оценивается по следующим критериям:
- полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины;
- верное решение задач;
- эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций;
- использование дополнительных материалов.
Промежуточная аттестация по дисциплине проходит в устной форме.


ЭУМК представлен на платформе Moodle