МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Креативные индустрии: теория и практика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДизайн интерьера
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz44_04_04_Профессиональное обучение_ДИ-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 183
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4 8 8
Практические 6 6 6 6 12 12
Сам. работа 58 58 125 125 183 183
Часы на контроль 4 4 9 9 13 13
Итого 72 72 144 144 216 216

Программу составил(и):
канд.иск., зав.каф., Черняева И.В.

Рецензент(ы):
д-р иск., декан, Нехвядович Л.И.

Рабочая программа дисциплины
Креативные индустрии: теория и практика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 129)

составлена на основании учебного плана:
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Черняева Ирина Валерьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой Черняева Ирина Валерьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является формирование у студентов профессиональных знаний, навыков и умений в области арт-менеджмента и воспитание у них соответствующих профессиональных и личностных качеств, необходимых специалистам и руководителям государственных и муниципальных структур в сфере социально-культурной работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Владеет теоретическими знаниями и специальными навыками в области художественного проектирования и дизайна
ПК-1.1 Знаето сновы истории искусства и дизайна, рисунка, живописи, композиции и колористики, принципы формообразования, приемы макетирования, специфику современных графических редакторов, возможности информационно-коммуникационных технологий и других предметных сфер в области художественного проектирования и дизайна
ПК-1.2 Владеет навыками применения в педагогической деятельности теоретических знаний в области истории искусства и дизайна; применения навыков в сфере рисунка, живописи, композиции и колористики, формообразования, макетирования, современных графических редакторов, информационно-коммуникационных технологий и других специальных навыков в области художественного проектирования и дизайна
УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- содержание понятий «арт-менеджмент», «креативная индустрия»;
- основные функции и механизмы менеджмента креативной индустрии;
- технологии арт-менеджмента;
- базовые категории рынка и рыночных отношений креативной индустрии;
- механизмы финансирования креативных индустрий;
- особенности арт-менеджмента в России.
3.2.Уметь:
3.2.1.- осуществлять профессиональные функции, обязанности арт-менеджера;
- применять полученные знания и навыки в будущей профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками:
- анализа состояния, проблем и тенденций развития творческой индустрии;
- организации работы творческих коллективов;
- проектирования и производства творческих проектов;
- привлечения финансовых источников на производство и реализацию творческих проектов;
- осуществления деятельности по продвижению и реализации социально-культурных проектов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические аспекты креативных индустрий
1.1. Введение в дисциплину Лекции 1 4 УК-1.1, УК-1.2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.2. Искусство как форма организации творческой деятельности Практические 1 4 УК-1.1, УК-1.2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.3. Мировая и российсская креативная индустрия Лекции 2 2 УК-1.1, УК-1.2 Л1.1, Л3.1, Л2.2
1.4. Управленческий и производственные аспекты креативных индустрий Практические 2 4 УК-1.1, УК-1.2 Л1.1, Л3.1, Л2.2
1.5. Теоретические аспекты креативных индустрий Сам. работа 1 58 УК-1.1, УК-1.2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 2. Креативные индустрии: практические аспекты деятельности
2.1. Организационные аспекты и мотивация деятельности в творческой индустрии Лекции 2 2 УК-1.1, УК-1.2 Л1.1, Л3.1, Л2.2
2.2. Механизмы финансирования в креативных индустриях Практические 2 2 УК-1.1, УК-1.2 Л1.1, Л3.1, Л2.2
2.3. Маректинговые коммуникации в креативных индустриях Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.4. Технологии сбыта в творческих индустриях Сам. работа 2 20 УК-1.1, УК-1.2 Л1.1, Л3.1, Л2.2
2.5. Профессиональные обязанности и личностные качества арт-менеджера Сам. работа 2 25 УК-1.1, УК-1.2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.6. Креативные индустрии: практические аспекты деятельности Сам. работа 2 80 УК-1.1, УК-1.2 Л1.1, Л3.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3526


ОПК-2: Способен работать с научной литературой; собирать, анализировать и обобщать результаты научных исследований; оценивать полученную информацию, выполнять отдельные виды работ при проведении научных исследований с применением современных научных методов; приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения; участвовать в научно-практических конференциях; готовить доклады и сообщения
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Креативность - это
A. способность к генерации идей
B. умение следовать инструкциям
C. правильность суждений
D. умение использовать алгоритмы
Ответ: А - способность к генерации идей

2. Деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового и оригинального продукта в сфере идей, науки, искусства, производства - это
A. Творчество
B. Креативность
C. Высокопарность
D. Метафоричность
Ответ: А - творчество

3. Мозговой штурм нацелен:
A. на развитие системного мышления
B. на подробную проработку найденной версии
C. на получение максимального количества идей
D. на проведение критического анализа ситуации
Ответ: С – на получение максимального количества идей

4. Поиск метафор и аналогий лежит в основе метода:
A. мозгового штурма
B. ТРИЗ
C. системного анализа
D. синектики
Ответ: D - синектики

5. Сочетание несовместимых качеств - это буквальный перевод с греческого термина:
A. синкретичность
B. синектика
C. сакральность
D. символизм
Ответ: B – синектика

6. Способность человека к созиданию и приобщению к высоким общечеловеческим ценностям – это
A. Материальная культура
B. Духовная культура
C. Коммуникативная культура
D. Цифровая культура
Ответ: B – духовная культура

7. Синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населявших и населяющих Землю, - это
A. Мировая культура
B. Национальная культура
C. Региональная культура
D. Коммуникативная культура
Ответ: А – мировая культура

8. Многозначность трактовок и смысловых интерпретаций – это
A. Полигамность
B. Полиметричность
C. Полисемантичность
D. Поливалентность
Ответ: С- полисемантичность

9. Субъектом культуры является:
A. Человек
B. Природа
C. Солнечная система
D. Животные
Ответ: А - человек

10. Согласно трактовке Э.Тайлора, комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества, - это
A. Религия
B. Генетический код
C. Природа
D. Культура
Ответ: D - культура

11. Разновидность культуры, сознательно ориентирующая свои материальные и духовные ценности на усредненного потребителя – это
A. Элитарная культура
B. Массовая культура
C. Коммуникативная культура
D. Религиозная культура
Ответ: B – массовая культура

12. Включение индивида в общество - это
A. Национализация
B. Индивидуализация
C. Акультурация
D. Социализация
Ответ: D - социализация

13. Социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся на протяжении длительного времени, – это
A. Гедонизм
B. Прогресс
C. Традиция
D. Интерпретация
Ответ: С - традиция

14. Креативность направлена:
A. На поиск компромиссов
B. На решение поставленной задачи
C. На реализацию коммуникативной функции культуры
D. На разработку универсальных алгоритмов
Ответ: B – на реализацию коммуникативной функции культуры

15. Индустрии, нацеленные на создание аналоговых и цифровых продуктов и сервисов, в основе которых лежит творческий подход, талант и профессиональные навыки автора или команды – это
A. Креативные индустрии
B. Легкие индустрии
C. Тяжелые индустрии
D. Цифровые индустрии
Ответ: А – Креативные индустрии

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Дайте определение понятия культура
Ответ: определенная совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, по средствам которых люди организую свою жизнедеятельность.

2. Как буквально с латинского переводится термин культура? Назовите два любых значения
Ответ: 1. Возделывание, обработка, уход, разведение, улучшение. 2. земледелие, сельское хозяйство. 3. воспитание, образование, развитие. 4. Почитание, культ. (любые два из значений)

3. Что такое мировая культура
Ответ: синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населявших и населяющих Землю

4. Деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового оригинального продукта в сфере идей, науки, искусства и производства – это ___________
Ответ - творчество

5. Готовность к генерации принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных схем мышления, - это ________________
Ответ - креативность

6. Назовите любые два критерия креативности.
Ответ – беглость, оригинальность, метафоричность, восприимчивость, гибкость. (любые два из списка).

7. Что такое беглость мышления?
Ответ – способность к легкому генерированию большого числа идей

8. Что такое метафоричность мышления?
Ответ – способность находить неожиданные сравнения, мыслить образами

9. Что такое гибкость мышления?
Ответ – способность переключаться, менять угол зрения, создавать что-то на стыке разных областей

10. Потребность в эмоциональном одобрении публики, стремление к самореализации, интровертность и субъективизм – всё это характерные черты, отличающие одну из сфер человеческой деятельности, какую именно?
Ответ – творчество.

11. Нацеленность на решение задачи, необходимость в совершении волевых усилий, поиск агрументации найденного решения и экстравертность являются признаками какого вида мышления?
Ответ: креативного мышления

12. Как буквально с латинского переводится термин «конвергентное»?
Ответ: сходиться к центру

13. Как буквально с латинского переводится термин «дивергентное»?
Ответ: расходиться, отклонятся

14. Назовите метод креативного мышления, который считается исторически первым и до сих пор является наиболее популярным.
Ответ: мозговой штурм

15. Назовите любые две разновидности технологии мозгового штурма.
Ответ: классический (другое название - прямой), теневой, корабельный совет, теневой, обратный, визуальный (любые два из списка).

16. Назовите одну из разновидностей технологии мозгового штурма, которая предполагает выражение идеи через изображение.
Ответ: визуальный мозговой штурм

17. Назовите имя американского изобретателя и психолога, являющегося автором метода синектики.
Ответ: Уильям Гордон

18. Как буквально с греческого переводится термин «синектика»
Ответ: совмещение разнородных элементов, сочетание несовместимых качеств

19. Для какого вида синектики характерно отождествление человека с объектом исследования.
Ответ: личная или телесная аналогия

20. Назовите две любые разновидности синектики
Ответ: прямая или реальная аналогия, личная или телесная аналогия, символическая или абстрактная аналогия, фантастическая или нереальная аналогия (любые два из списка)

21. Назовите общие черты двух технологий креативного мышления – синектики и мозгового штурма.
Ответ: эвристическая основа методов, генерирование максимального количества решений.

22. Что такое креативные индустрии?
Ответ: индустрии, предполагающие создание аналоговых или цифровых продуктов и сервисов, в основе которых лежит творческих подход, талант и профессиональные навыки автора или команды.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дано.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают экзамен автоматически.
Для обучающихся, не сдавших экзамен по результатам текущей успеваемости, организуется экзамен в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тульчинский Г.Л., Артемьева Т.В Фандрейзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования: Учебное пособие "Планета музыки" // ЭБС "Лань", 2010 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тульчинский, Г.Л. Маркетинг в сфере культуры: Учебник СПб. : Лань, Планета музыки, 2017 http://e.lanbook.com/book/91249
Л2.2 Коленько, С. Г. Менеджмент в сфере культуры и искусства: Учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/01614073-0E04-4568-A838-D10E7F2613F0
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Тульчинский, Г.Л., С. В. Герасимов, Т. Е. Лохина Менеджмент специальных событий в сфере культуры : учеб. пособие СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань» // ЭБС «Лань», 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Арт-азбука. Словарь современного искусства azbuka.gif.ru
Э2 Артревью - рейтинг деятелей художественной сферы artreview.com
Э3 Арт-менеджер - журнал для профессионалов www.artmanager.ru
Э4 Премия "Инновация" artinnovation.ru
Э5 Центр современного искусства «Винзавод» www.winzavod.ru
Э6 Креативные индустрии: теория и практика portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Авин: базовый курс по новым медиа и аудиовизуальному искусству : [сайт]. URL: http://audiovisualacademy.com/avin/
2. Артархив : [сайт]. URL: https://artchive.ru/
3. Артеология : [сайт]. URL: http://arteology.ru/fr/
4. Арткаталог: собрание живописи, графики и скульптуры : [сайт]. URL: http://www.art-catalog.ru/
5. Арт Планета Small Bay: художественно-исторический музей : [сайт]. URL: http://smallbay.ru/default.html
6. Артпоиск : [сайт]. URL: http://artpoisk.info/
7. Арт-портал: мировая художественная культура : [сайт]. URL: http://art.biblioclub.ru/index.php
8. Арт-центр в Перинных рядах : [официальный сайт]. URL: http://artcenter.su/
9. Виртуальный Русский музей : [сайт]. URL: http://www. virtualrm.spb.ru/ru
10. Гайд-парк : [сайт С. Баландина]. URL: http://www.balandin. net/index.htm
11. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина :[официальный сайт]. URL: http://www.arts-museum. ru/index.php
12. Государственная Третьяковская галерея : [официальный сайт]. URL: http://www.tretyakovgallery.ru/ru/
13. Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина : [официальный сайт]. URL: http://www.gctm.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


1.1. Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий.
При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:
- изучают рекомендованную литературу;
- выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия.
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу.

Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе практического занятия может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.
Примерная схема подготовки студента к практическому занятию:
1. Ознакомиться с вопросами и заданиями.
2. Проработать конспект соответствующей лекции, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы семинара в изучаемой дисциплине.
3. Ознакомиться с дополнительной литературой по теме (кроме рекомендованных преподавателем, студент может привлекать и другие источники и материалы для подготовки к семинарскому занятию, подходящие для раскрытия вопросов).
4. Подготовить ответы на вопросы плана практического занятия (иметь конспект).
5. Выполнить задания к практическому занятию.
6. Проработать тестовые задания и задачи (если они имеются).
7. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем вопросам плана, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Этого можно добиться при хорошем владении материалом. Недопустимо простое чтение конспекта. Выступающий должен проявить свое собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказать свое личное мнение, обосновать его с помощью прочитанных теоретических работ, фактов и наблюдений из собственной жизни и т. д. Необходимо внимательно слушать выступающего, подмечать интересное в его выступлении, улавливать возможные недочеты и фактические ошибки и исправлять их в ходе семинара. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную предыдущим оратором.
При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

1.2. Методические рекомендации по созданию презентации
Алгоритм создания презентации:
1 этап – определение цели презентации
2 этап – подробное раскрытие информации,
3 этап − основные тезисы, выводы.
Следует использовать не более 10-15 слайдов. При этом:
- первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации;
- на втором слайде необходимо разместить содержание презентации, а также краткое описание основных вопросов;
- оставшиеся слайды имеют информативный характер.
Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод.
Требования к оформлению и представлению презентации:
1. Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств), текст должен быть набран 24-30-ым шрифтом.
2. Тщательно структурированная информация.
3. Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков.
4. Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац.
5. Главную идею надо выложить в первой строке абзаца.
6. Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно.
7. Графика должна органично дополнять текст.
8. Выступление с презентацией длится не более 10 минут;

1.3. Методические рекомендации по подготовке доклада на практическом занятии
Алгоритм создания доклада:
1 этап – определение темы доклада
2 этап – определение цели доклада
3 этап − подробное раскрытие информации
4 этап − формулирование основных тезисов и выводов.