МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Охрана труда и техника безопасности в организациях сферы гостеприимства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
ПрофильУправление гостиничным комплексом
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планФлБел_z43_03_03_Гостиничное дело_УГК-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 98
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 98 98 98 98
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н, доцент, Малюкова Е.В

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Охрана труда и техника безопасности в организациях сферы гостеприимства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 515)

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 25.03.2022 г. № 5
Срок действия программы: 20222026 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н доцент Малюкова Е.В


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 25.03.2022 г. № 5
Заведующий кафедрой к.ф.н доцент Малюкова Е.В


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование базовых представлений об основах охраны труда, принципах трудового законодательства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7 Способен обеспечивать безопасность обслуживания потребителей и соблюдение требований заинтересованных сторон на основании выполнения норм и правил охраны труда и техники безопасности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Механизм токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов
Методы управления безопасностью труда и нормирования воздействия различных вредных и опасных факторов
Законодательные и нормативно-технические акты, регулирующие производственную безопасность
Принципы и методы проведения экспертизы производственной безопасности, приборы и системы контроля состояния среды обитания
3.2.Уметь:
3.2.1.Анализировать и оценивать опасные и вредные факторы производственного процесса и оборудования
Пользоваться правовой и нормативно-технической документацией по вопросам безопасности труда
Принимать необходимые меры по предотвращению аварийных ситуаций
Применять средства индивидуальной и коллективной защиты работников
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Законодательство в области охраны труда
1.1. Введение в дисциплину. Основные понятия и терминология охраны труда. Лекции 4 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.2. Правовые и организационные основы охраны труда. Лекции 4 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.3. Специальная оценка условий труда и порядок её проведения. Лекции 4 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.4. Проработка лекционного материала. Сам. работа 4 18 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.5. Основные положения охраны труда.Место охраны труда в современной российской экономике. Практические 4 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.6. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка к практическим занятиям.Выполнение теста №1 на образовательном портале Moodle. Сам. работа 4 20 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.7. Специальная оценка условий труда. Оценка условий труда по факторам производственной среды и трудового процесса. Практические 4 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.8. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка к практическим занятиям. Подготовка к письменной работе №1. Сам. работа 4 20 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Травматизм и профессиональные заболевания
2.1. Трудовая деятельность и её риски. Лекции 4 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.2. Травматизм и профзаболевания.Несчастные случаи. Лекции 4 0 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.3. Проработка лекционного материала. Сам. работа 4 20 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.4. Производственный травматизм. Расследование и учёт несчастных случаев на производстве. Практические 4 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.5. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка к практическим занятиям.Выполнение кейс-задания №1. Сам. работа 4 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Основы производственной санитарии и гигиены труда
3.1. Понятие гигиены труда и производственной санитарии, как системы организационных, гигиенических и санитарно-технических мероприятий. Лекции 4 0 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.2. Микроклимат производственных помещений. Лекции 4 0 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.3. Условия труда и факторы, формирующие вредные и опасные условия труда. Лекции 4 0 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.4. Гигиена труда и реабилитационные мероприятия. Лекции 4 0 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.5. Проработка лекционного материала. Сам. работа 4 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.6. Вредные и опасные условия труда. Организация контроля за состоянием условий труда на рабочих местах. Практические 4 0 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.7. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка к практическим занятиям. Подготовка доклада-визуализации №1. Сам. работа 4 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.8. Средства защиты работающих.Средства коллективной и индивидуальной защиты. Практические 4 0 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.9. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка к практическим занятиям. Подготовка доклада-визуализации №2. Сам. работа 4 3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 4. Техника безопасности
4.1. Правила техники безопасности. Лекции 4 0 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.2. Пожарная безопасность и электробезопасность. Лекции 4 0 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.3. Оказание первой помощи пострадавшим. Лекции 4 0 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.4. Проработка лекционного материала. Сам. работа 4 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.5. Первая помощь при несчастных случаях. Практические 4 0 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.6. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка к практическим занятиям. Выполнение кейс-задания №2. Сам. работа 4 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.7. Пожарная безопасность зданий и сооружений. Электробезопасность. Практические 4 0 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.8. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка к практическим занятиям.Выполнение теста №2. Сам. работа 4 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.9. Подготовка к дифференцированному зачету. Сам. работа 4 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.10. Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет. Практические 4 0 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Закреплен в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплен в приложении
Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx
Приложение 2.   ФОС_охрана труда_2022.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Беляков Г.И. Охрана труда и техника безопасности : учебник для среднего профессионального образования : Гриф УМО СПО М: Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
Л1.2 Карнаух Н.Н. ОХРАНА ТРУДА. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Родионова О.М., Семенов Д.А. Медико-биологические основы безопасности. Охрана труда: Учебник для СПО М.:Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
Л2.2 Под ред. Гейхмана В.Л. ТРУДОВОЕ ПРАВО 2-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
Л2.3 Кадыков В. А. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстренных состояниях : учебное пособие для среднего профессионального образования: Гриф УМО СПО Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle: Охрана труда (СПЛС,РИПК,преп.Карушева Н.А.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS:
- MS Word,
- MS PowerPoint,
- MS Excel,
7-Zip,
AcrobatReader.
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
501К лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов.
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины "Охрана труда" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа, лекция-визуализация.
При проведении практических занятий: тест, письменная работа, кейс-задание, доклад-визуализция, работа в малых группах.
В самостоятельной работе студентов используются индивидуальные творческие задания (кейс-задание, доклад-визуализация).
Для успешного овладения дисциплиной "Охрана труда" необходимо выполнять следующие требования:
•посещать все лекционные и практические занятия
•все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
•обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
•в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал.

При изучении дисциплины обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями по дисциплине; учебниками и учебными пособиями; периодическими изданиями по тематике изучаемой дисциплины. Рекомендуемый перечень литературы приведен в рабочей программе дисциплины "Охрана труда".

Изучение каждой новой темы начинается с лекции. Она последовательно раскрывает важнейшие проблемы, дает конкретные методические советы студентам для самостоятельной работы.
Записывать следует кратко. Лекцию необходимо слушать внимательно, а записывать только существенное, например:
– проблемы поставленные в лекции и то, как они обосновываются;
– примеры, факты, нормативные источники;
– обобщающие положения и выводы лектора по каждому вопросу (проблеме).
При этом для облегчения записи лекции вполне допустимо делать сокращения фраз, слов, но с соблюдение одного непременного условия: сокращения нужно делать таким образом, чтобы были понятны записывающему и могли быть им в любой момент и быстро расшифрованы. Сокращения носят индивидуальный характер.
Обращайте внимание на оформление конспекта. Наиболее важные мысли и определения следует выделять. Для этого пользуйтесь подчеркиванием, особенно цветными карандашами или фломастерами; текст делите на абзацы, оставляйте место для доработки лекции.
Доработку записанных лекций следует проводить не откладывая, желательно в тот день, когда состоялась лекция. Так легче будет восстановить пропущенные записи в лекции, выделить основные положения.

Практические занятия могут включать в себя выполнение тестов, письменных работ, кейс-заданий, дискуссии, подготовка доклада-визуализации.
На занятии каждый его участник должен быть готовым к предложенным заданиям, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление по докладу-визуализации должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т.д.

Целью самостоятельной работы студентов является: овладение практическими знаниями, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине Обществознание предполагает:
• самостоятельный поиск ответов и необходимой информации по предложенным вопросам;
• выполнение заданий для самостоятельной работы;
• изучение теоретического и лекционного материала, а также основной и дополнительной литературы при подготовке к практическим занятиям, написании докладов;
• подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой дисциплины;
• выполнение индивидуальных заданий по отдельным темам дисциплины.
Этапы самостоятельной работы студентов:
1. поиск в литературе и изучение теоретического материала на предложенные преподавателем темы и вопросы;
2. анализ полученной информации из основной и дополнительной литературы;
3. запоминание терминов и понятий.