МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные системы фондового рынка

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильОбщий
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_03_01_Э-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 0 6 0
Сам. работа 94 58 94 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 66 108 66

Программу составил(и):
канд. техн. наук, Доцент, Алгазина Д. Г.

Рецензент(ы):
канд. экон. наук, доцент, Деркач Н. О.

Рабочая программа дисциплины
Информационные системы фондового рынка

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015 г. № 1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.04.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Шаховалов Н. Н., канд. пед. наук


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.04.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Шаховалов Н. Н., канд. пед. наук


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Научиться использовать современные информационные технологии;
Изучить информационные системы для финансовых рынков, включая торговые терминалы;
Понять особенности использования информационных систем в финансовой области;
Ознакомиться с методами представления, хранения, обработки и передачи финансовой информации;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8 способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. современные мировые финансовые системы;
глобальные биржевые финансовые рынки;
принципы построения и эксплуатации информационных систем фондовых рынков;
информационные технологии биржевой торговли.
3.2.Уметь:
3.2.1.находить финансовую информацию в глобальных компьютерных сетях;
обрабатывать на компьютере первичные данные для получения качественно новой финансовой информации в целях принятия инвестиционных решений;
проводить технический и фундаментальный анализ ценных бумаг;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владения компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере профессиональной деятельности;
Сформировать комплекс знаний и умений, необходимых для практической торговли на финансовых рынках.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Фондовый рынок и его анализ
1.1. Понятие и структура рынка ценных бумаг Лекции 4 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Понятие и структура рынка ценных бумаг Сам. работа 4 8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Первичный и вторичный рынок ценных бумаг Лекции 4 0,5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Первичный и вторичный рынок ценных бумаг Сам. работа 4 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Субъекты и объекты рынка ценных бумаг Лекции 4 0,5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.6. Субъекты и объекты рынка ценных бумаг Сам. работа 4 8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.7. Основные виды ценных бумаг Лекции 4 0,5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.8. Основные виды ценных бумаг Сам. работа 4 6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.9. Производные ценные бумаги: фьючерсы и опционы Лекции 4 0,5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.10. Производные ценные бумаги: фьючерсы и опционы Сам. работа 4 8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.11. Технический анализ фондового рынка Лекции 4 0,5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.12. Технический анализ фондового рынка Сам. работа 4 6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.13. Фундаментальный анализ фондового рынка Лекции 4 0,5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.14. Фундаментальный анализ фондового рынка Сам. работа 4 12 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https:// portal.edu.asu.ru//course/view.php?id=3385.

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Проверяемая компетенция ПК-1: Способен проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)

1 Кто может осуществлять эмиссию акций?
а) паевые инвестиционные фонды;
б) акционерные общества;
в) физические лица.

2. Эмиссионная стоимость акции:
а) ниже номинальной стоимости;
б) не может быть ниже номинальной стоимости;
в) может быть больше номинальной стоимости, ниже номинальной стоимости или равна ей.

3. Доход акционера, выраженный в процентах к стоимости акции, – это:
а) дисконт;
б) масса дивиденда;
в) ставка дивиденда.

4 Как рассчитывается размер дивидендов по обыкновенным акциям?
а) как фиксированный процент по отношению к курсовой стоимости акций на дату выплаты дивидендов;
б) как частное от деления чистой прибыли акционерного общества на количество акций;
в) как частное от деления части балансовой прибыли на количество акционеров.

5. Положения, характеризующие виды цен на акции.
а) номинальная цена акции отражает сумму, внесённую в уставный капитал;
б) курсовая цена акции не может быть меньше эмиссионной;
в) балансовая цена акции не может быть меньше номинальной.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. б
2.в
3. в
4. б
5. а

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается в 1 балл. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца на получение части прибыли, на участие в управлении обществом и на часть имущества после его ликвидации, – это ________________.
2. Владельцы обыкновенных акций получают доход в виде это ________________.
________________.

3 Уставный капитал акционерного общества состоит из ____________стоимости акций.
4. Эмиссионная долговая ценная бумага, владелец которой имеет право получить её номинальную стоимость деньгами или имуществом в установленный ею срок от того, кто её выпустил (эмитента). - это_______________.
5. Ценная бумага, оформленная по строго установленной форме, дающая право ее держателю, на получение от должника оговорённой в ней суммы. - это_______________.
6. Экономические отношения между участниками рынка по поводу выпуска и обращения ценных бумаг, называются _______________.
7. Документ, удостоверяющий, с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов, имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении[1]., называется _______________.
8. Сайт, торгующий товарами посредством сети Интернет, - это_______________.
9. Торговая площадка в сети Интернет, на которой цены устанавливаются во время публичных, открытых торгов на основании спроса и предложения, - это_______________.
10. Денежная выплата держателям облигаций от эмитента, называется купонный_______________.
11. Формальный язык, предназначенный для записи компьютерных программ, - это _______________.
12. Совокупность методов интернет-коммерции с целью увеличения популярности сайтов, - это _______________.
13. Информационное содержание сайта представляет собой _______________.
14. Осуществление торгово-закупочной деятельности через Интернет - это _______________.
15. Предложение заключить договор - это_______________.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Акция.
2. Дивидендов..
3. Номинальной.
4. Облигация.
5. Вексель.
6. Рынок ценных бумаг.
7. Ценная бумага.
8. Интернет-магазин.
9. Интернет-аукцион.
10. Доход.
11. Язык программирования.
12. Сайтпромоутинг.
13. Контент.
14. Электронная торговля.
15. Офферта.

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения:
- по результатам работы в семестре и итогам текущей аттестации – итоговая оценка за промежуточную аттестацию складывается по результатам выполнения всех практических заданий в течение семестра;
- выполнение тестовых заданий при недостаточном объеме выполненных заданий в течение семестра
- устный экзамен по дисциплине (теоретический вопрос и практическое задание).
Пример оценочного средства в виде тестовых заданий представлен в 5.1
Примерные вопросы к экзамену (зачету).
1. Понятие и цель функционирования РЦБ.
2. Функции РЦБ.
3. Структура РЦБ
4. Первичный рынок ценных бумаг.
5. Вторичный рынок ценных бумаг.
6. Субъекты РЦБ.
7. Объекты РЦБ.
8. Понятие ценной бумаги и ее свойства.
9. Функции и виды стоимости ценных бумаг.
10. Классификация ценных бумаг.
11. Эмиссионные и не эмиссионные ценные бумаги: понятие и виды.
12. Понятие и виды акций.
13. Оценка стоимости акций.
14. Понятие и виды облигаций.
15. Оценка стоимости облигаций.
16. Финансовая система и финансовый рынок: понятие и значение.
17. Основные составляющие финансового рынка.
18. Понятие, виды и отличительные свойства производных ценных бумаг.
19. Понятие и свойства фьючерса.
20. Параметры торговли фьючерсными контрактами.
21. Фьючерсная цена и расчет стоимости фьючерсного контракта.
22. Понятие и виды опционов.
23. Понятие и уровни фундаментального анализа ценных бумаг.
24. Методы и этапы фундаментального анализа ценных бумаг.
25. Принципы технического анализа.
26. Графические способы технического анализа.
27. Количественные методы технического анализа: индексы.
28. Количественные методы технического анализа: осцилляторы.
29. Теория "японских свечей".
30. ИС и применение моделей регрессионного анализа в оценке тренда стоимости финансовых активов.
31. Применение ИС в оценке прогноза изменения курса финансовых активов.
32. Применение ИС в разработке и оценке оптимальной стратегии управления финансовыми активами на фондовом рынке.
33.Применение ИС для автоматизации анализа, разработки стратегии управления финансовыми активами и торговли на фондовых и срочных рынках.
34.Информационное обеспечение анализа и торговли на финансовом рынке.
35.Применение информационно- аналитической торговой системы QUIK для автоматизации анализа и торговли на фондовых рынках.
36.Применение информационно- аналитической торговой системы TRANSAQ для автоматизации анализа и торговли на фондовых рынках.
37.Информационно- аналитическая торговая система MetaTrader. Разработка систем алгоритмической торговли.
Критерии оценивания:
- при выполнение тестовых заданий
Отлично (зачтено) – выполнено 90-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос;
Хорошо (зачтено) – выполнено 75-89% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
Удовлетворительно (зачтено) – выполнено 60-74% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
Неудовлетворительно (не зачтено) – выполнено менее 60% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
- при сдаче экзамена
Отлично (зачтено) – обучающимся дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо (зачтено) – обучающимся дан развернутый ответ на поставленный вопрос, обучающийся демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. При этом могут допускаться неточности в ответе. Решены предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Удовлетворительно (зачтено) – обучающимся дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетворительно (не зачтено) – обучающимся дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Обучающийся не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения
Приложение 1.   ФОС ИС ФР.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Уткин В.Б., Балдин К.В. Информационные системы в экономике: учеб. для вузов М.: Академия, 2010
Л1.2 Трофимов В.В. Информационные системы и технологии в экономике и управлении: учеб. пособие Юрайт, 2012 bgkpsm.belstu.by
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бобылева А.З. Финансовый менеджмент. Проблемы и решения: учеб. для магистров М.: Юрайт, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.intuit.ru
Э2 www.mql4.com/ru/
Э3 www.alpari.org/
Э4 www.metaquotes.ru
Э5 www.biblioclub.ru/ - Университетская библиотека online
Э6 www.asu.ru/library/ - Научная библиотека Алтайского государственного университета
Э7 www.unn.ru/books/resources.html# - Фонд образовательных электронных ресурсов
Э8 e.lanbook.com - ЭБС «Лань»
Э9 Информационные системы фондового рынка portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Acrobat Reader
пакет MS Office
Microsoft Windows
7-Zip


Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовая система Гарант
Информационно-правовая система Консультант+
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и лабораторные занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Лабораторное занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к лабораторным занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Выбор конкретных заданий для самостоятельной работы осуществляется каждым студентом самостоятельно.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.