МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии прогнозирования и оценки рисков

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки27.03.03. Системный анализ и управление
ПрофильСистемный анализ и управление экономическими системами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план27_03_03_Системный_анализ_управление_САиУЭС-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 11
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 26 0 26 0
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 82 108 82

Программу составил(и):
канд. техн.наук, Доцент, Алгазина Д. Г.

Рецензент(ы):
канд.экон. наук, доц., Деркач Н. О.

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии прогнозирования и оценки рисков

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 27.03.03 Системный анализ и управление (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 902)

составлена на основании учебного плана:
27.03.03 Системный анализ и управление
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.04.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Шаховалов Н. Н., канд. пед. наук


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.04.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Шаховалов Н. Н., канд. пед. наук


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью учебного курса является обучение студентов навыкам практического использования современных программных продуктов для построения прогнозов, оценки рисков и принятия на этой основе управленческих решений в различных областях экономики и бизнеса.
Задачи курса:
• дать представление об основных понятиях и принципах социально-экономического прогнозирования, а также о возможностях и ограничениях построения прогнозов для анализа социально-экономических процессов;
• познакомить с методами построения прогнозов;
• познакомить с методами оценки рисков и критериями принятия оптимальных решений в условиях риска и неопределенности;
• обучить применять программные продукты для построения прогнозов, оценки рисков и принятия решений в условиях риска и неопределенности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен анализировать и моделировать процессы в области техники, технологии и организационных систем
ПК-2.1 Знает процессы в области техники, технологии и организационных систем
ПК-2.2 Умеет описывать процессы в области техники, технологии и организационных систем
ПК-2.3 Анализирует и моделирует процессы в области техники, технологии и организационных систем
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о возможностях и функциях статистических пакетов R, PSPP и др. для социально-экономического прогнозирования и анализа социально-экономических процессов, исследования и анализа рынка информационных систем и информационно-коммуникационных технологий
3.2.Уметь:
3.2.1.корректно применять математико-статистические методы обработки и анализа эмпирических данных, построения прогнозов, оценки рисков, выработки практических рекомендаций в предметной области, в т.ч. рынка информационных систем и информационно-коммуникационных технологий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками построения и интерпретации прогнозов, оценки рисков, качества результатов статистических бизнес-исследований, в том числе для анализа рынка информационных систем и информационно-коммуникационных технологий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационные технологии прогнозирования. Основные понятия и принципы. Регрессионный анализ и статистическое прогнозирование. Прогнозирование на основе временных рядов.
1.1. Основные понятия и принципы прогнозирования Лекции 8 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Классификация методов прогнозирования. Общий обзор. Программные продукты для построения прогнозов. Лекции 8 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Регрессионный анализ и статистическое прогнозирование 5.1. Модели парной и множественной регрессии. Реализация в статистических пакетах 5.2. Проверка адекватности регрессионной модели. Реализация в статистических пакетах 5.3. Фиктивные и стохастические объясняющие переменные в регрессионных моделях. Реализация в статистических пакетах 5.4. Пошаговая регрессия. Реализация в статистических пакетах Лекции 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Прогнозирование на основе временных рядов Лекции 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Оценка рисков и принятие оптимальных решений в условиях риска и неопределенности
2.1. Риски. Принципы принятия решений в условиях риска и неопределенности Лекции 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Оценка рисков и построение дерева решений. Реализация в Lumenaut Decision Tree и Palisade Decision Tools Лекции 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Оценка рисков и принятие оптимальных решений на основе имитационного моделирования. Реализация в Lumenaut Monte-Carlo и Palisade Monte-Carlo. Экспертные оценки рисков. Реализация в программе Expert Choice Лекции 8 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Подготовка к зачету (экзамену) Сам. работа 8 20 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Работа над индивидуально-групповым проектом Сам. работа 8 19 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Внеаудиторное чтение Сам. работа 8 27 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https:// portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9915.

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПК-2: Способен анализировать и моделировать процессы в области техники, технологии и организационных систем
ОПК-8: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности.

Тестовые задания (выбор одного из вариантов)

1. Информационные ресурсы – это:
а) любые документы;
б)документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, депозитариях, музейных хранилищах и т. п.);
в)документы в информационных технологиях.

2. Информационные технологии – это:
а)процессы поиска и сбора информации и способы осуществления таких процессов и методов;
б)процессы, методы поиска, сбора, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;
в)процессы, методы поиска, сбора, хранения, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;
г)процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

3 Интерфейс – это:
а) совокупность правил взаимодействия между элементами системы.
б)совокупность средств, методов и правил взаимодействия между элементами системы.
в) совокупность средств и правил взаимодействия между элементами системы.
4. Веб-витрины бывают:
а) черно-белые и цветные;
б) статические и динамические;
в) вертикальные и горизонтальные.

5. ERP-система ориентирована на:
а) балансировку и оптимизацию ресурсов предприятия;
б) максимизацию прибыли предприятия;
в) материальную мотивацию персонала к улучшению работы;
г) укрепление позиций предприятия на рынке.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. б
2. г.
3. б
4. б
5. а

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается в 1 балл. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Интернет-проект представляет собой набор программных и технических средств, необходимых для оказания услуг в среде ________________.
2. Семантическое ядро сайта – это набор поисковых слов, их морфологических форм и сочетаний, которые наиболее точно характеризуют вид________________, товар или услугу, предлагаемые сайтом.
3. При создании и использовании платежной интернет-системы защищенность _______________предполагает невозможность доступа к платежной информации лицам, не имеющим на это право.
4. Организация, существующая как корпоративное, некоммерческое, образовательное или иное объединение, не имеющее географического центра и функционирующее через телекоммуникационные средства - это_______________.
5. Лицо, ответственное за соответствие помещаемых сообщений тематике (листа рассылки, дискуссионного листа, доски объявлений, гостевой книги и т.п.) и контролирующее уровень представленного материала- это_______________.
6. Система, предназначенная для хранения и обработки информации, и соответствующие организационные ресурсы (человеческие, технические, финансовые и т. д.), которые обеспечивают и распространяют информацию, называется _______________.
7. Сектор электронного бизнеса, в котором в качестве субъектов выступают физические лица, называется _______________.
8. Сайт, торгующий товарами посредством сети Интернет, - это_______________.
9. Торговая площадка в сети Интернет, на которой цены устанавливаются во время публичных, открытых торгов на основании спроса и предложения, - это_______________.
10. Бизнес-модель, в которой бизнес-процессы, обмен бизнес-информацией и коммерческие транзакции автоматизируются с помощью информационных систем, называется _______________.
11. Формальный язык, предназначенный для записи компьютерных программ, - это _______________.
12. Совокупность методов интернет-коммерции с целью увеличения популярности сайтов, - это _______________.
13. Информационное содержание сайта представляет собой _______________.
14. Осуществление торгово-закупочной деятельности через Интернет - это _______________.
15. Предотвращение несанкционированного доступа, использования, раскрытия, искажения, изменения, исследования, записи или уничтожения информации - это_______________.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Интернет.
2. Деятельности.
3. Информации.
4. Виртуальная организация.
5. Модератор.
6. Информационная система.
7. С2С.
8. Интернет-магазин.
9. Интернет-аукцион.
10. Электронный бизнес.
11. Язык программирования.
12. Сайтпромоутинг.
13. Контент.
14. Электронная торговля.
15. Информационная безопасность.

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения:
- по результатам работы в семестре и итогам текущей аттестации – итоговая оценка за промежуточную аттестацию складывается по результатам выполнения всех практических заданий в течение семестра;
- выполнение тестовых заданий при недостаточном объеме выполненных заданий в течение семестра
- устный экзамен по дисциплине (теоретический вопрос и практическое задание).
Пример оценочного средства в виде тестовых заданий представлен в 5.1
Примерные вопросы к экзамену (зачету)
Понятие модели. Классификация моделей.
2. Основные этапы процесса моделирования.
3. Задача линейного программирования. Формализация задачи линейного программирования. Общая система уравнений ЛП. Единственность решения задачи ЛП.
4. Транспортная задача
5. Двойственная задача линейного программирования
6. Средства Excel для поиска решения задач ЛП.
7. Модель Леонтьева межотраслевого баланса. 8. Статистическая балансовая модель. Исследование системы уравнений межотраслевого баланса.
9. Принятие решений в условиях неопределенности.
10. Критерий Байеса-Лапласа, Бернцлли-Лапласа, Вальда, Сэвиджа, Гурвица
11. Социально-экономическое прогнозирование. Задачи, роль и виды прогнозирования, классификация прогнозов по цели прогнозирования, виду объектов прогнозирования, горизонту прогнозирования, масштабности прогнозирования.
12. Оценка надежности прогнозирования.
13. Временные ряды.
14. Характеристики динамики социально-экономических явлений.
15. Модели временных рядов, анализ компонентного состава рядов, тренды, критерии и методы выявления трендов.
16. Алгоритмы выделения трендов.
17. Модели кривых роста в социально-экономическом прогнозировании. Основные виды кривых роста, методы их выбора и идентификации параметров.
18. Оценка качества прогнозных моделей. Критерии качества прогнозов. Методы и модели выявления и анализа периодических колебаний в динамических рядах.
19.Модели стационарных и нестационарных временных рядов, их виды и методы построения.

Критерии оценивания:
- при выполнение тестовых заданий
Отлично (зачтено) – выполнено 90-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос;
Хорошо (зачтено) – выполнено 75-89% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
Удовлетворительно (зачтено) – выполнено 60-74% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
Неудовлетворительно (не зачтено) – выполнено менее 60% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
- при сдаче экзамена
Отлично (зачтено) – обучающимся дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо (зачтено) – обучающимся дан развернутый ответ на поставленный вопрос, обучающийся демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. При этом могут допускаться неточности в ответе. Решены предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Удовлетворительно (зачтено) – обучающимся дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетворительно (не зачтено) – обучающимся дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Обучающийся не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дубина И.Н. Математико-статистические методы в эмпирических социально-экономических исследованиях: «Финансы и статистика», 2010
Л1.2 Дубина И.Н. Основы математического моделирования социально-экономических процессов: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/AE81649F-D411-4FF5-8733-614106E0D831.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Балдин К.В., Уткин В.Б. Информационные системы в экономике : Учебник Издательство "Дашков и К", 2019 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=112225
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Образовательный портал «Экономика, Социология, Менеджмент: Методы сбора и анализа социологических данных». http://ecsocman.edu.ru/db/sect/124/36.html
Э2 2. Сайт В.С. Аванесова. http://testolog.narod.ru
Э3 3. Социологические исследования. http://ecsocman.edu.ru/socis/
Э4 4. Социология и маркетинг в сети. http://socionet.narod.ru/stat.html
Э5 5. Социология: методология, методы, математические модели. http://www.nir.ru/socio/scipubl/4M.htm
Э6 6. Статистика и обработка данных в психологии. http://psyfactor.org/lib/
Э7 7. Статистические методы. Сайт А.И. Орлова. http://orlovs.pp.ru/stat.php
Э8 8. Центр маркетинга и информационного менеджмента РГГУ. Словарь терминов. http://marketing.rsuh.ru
Э9 9. Экономика и математические методы. http://www.cemi.rssi.ru/emm/
Э10 10. Cumulative Item Response Theory Models.
Э11 http://www.education.umd.edu/Depts/EDMS/tutorials/CIRT.html
Э12 11. Expert Choice. www.expertchoice.com
Э13 12. Exponenta.ru. Образовательный математический сайт. http://www.exponenta.ru/SOFT/STATIST/STATIST.asp
Э14 13. Institute for Objective Measurement. http://www.rasch.org
Э15 14. Palisade Decision Tools. www.palisade.com
Э16 15. StatSoft Russia. www.statsoft.ru
Э17 Информационные технологии прогнозирования и оценки рисков portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
R
PSPP

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Представлены в электронном учебно-методическом комплексе (ЭУМК)по курсу, который размещен на Едином образовательном портале АлтГУ (portal.edu.asu.ru).
ЭУМК содержит элементы, необходимые для успешного освоения курса, в т.ч. в формате дистанционного обучения:
презентации лекций и учебные материалы по всем темам курса,
интерактивные лекции и видеолекции по отдельным темам,
задачи и тестовые задания по курсу,
компьютерные программы, используемые в рамках курса,
глоссарий (словарь базовых терминов),
ссылки на полезные ресурсы,
а также дополнительные материалы, изучение которых поможет вам лучше понять методологию и инструментарий статистического прогнозирования.
Изучение данного курса предполагает последовательное освоение всех тем по порядку. Темы 6 и 7 являются факультативными. Рабочий язык занятий - русский, лекции по темам 3-5 по желанию студентов могут быть проведены на английском языке.
В Новостном форуме регулярно представляются задания, выполняемые группой на лабораторных занятиях в компьютерном классе, а также рекомендации и инструкции по их выполнению. Если по уважительной причине пропущены лабораторные занятия, соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии или консультации.