МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология научного исследования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.04.01. Психология
ПрофильПсихология безопасности и здоровья
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_04_01_Психология_ПБиЗ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 50
индивидуальные консультации 22
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 50 50 50 50
Консультации 22 22 22 22
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.соц.наук, зав.баз.каф., доцент, Янова Наталья Геннадьевна

Рецензент(ы):
д.псих.наук, Зав.каф, Волкова Т,Г.

Рабочая программа дисциплины
Методология научного исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 37.04.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 841)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.06.2023 г. № 13
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Т.Г., доцент, канд.психол.н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.06.2023 г. № 13
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г., доцент, канд.психол.н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представлений о методологии науки и методах научного познания, историю методологии науки и эволюцию современного научного знания, методологический анализ психологии как науки и методологических проблем современной психологии, освоение методологических требований к процедуре научного исследования, принципов, способов и правил представления результатов научной работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы методологии науки и методов научного познания, историю методологии психологической науки и практики, систему современного научного знания в психологии, методологические проблемы и перспективы современной психологии
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять методологический анализ фундаментальных, прикладных и практических проблем в психологии,
ставить и решать задачи научно-исследовательской деятельности в научно-образовательной сфере
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.культурой научного мышления, методологией научно-исследовательской работы, основами разработки научно-исследовательских программ, процедурой проведения и организации НИР в научно-образовательной сфере, наукометрическими стандартами и этическими требованиями к научно-исследовательской деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. НАУКА И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
1.1. НАУКА И МЕТОДОЛОГИЯ: ЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л3.4
1.2. ФОРМЫ И СТАДИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ Сам. работа 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.3, Л3.4
1.3. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л3.4
1.4. НАУЧНЫЕ ПАРАДИГМЫ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ Практические 1 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л3.4
1.5. НАУКА, ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА Сам. работа 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.3, Л3.4
1.6. ТИПЫ РАЦИОНАЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТНОЕ ЗНАНИЕ Сам. работа 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.3, Л3.4
1.7. НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: КЛАССИФИКАЦИЯ Сам. работа 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.2, Л2.5, Л3.4
1.8. НАУКА И МЕТОДОЛОГИЯ Консультации 1 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.3, Л3.4
Раздел 2. НАУЧНЫЕ ТЕОРИИ И МЕТОДЫ
2.1. ОБЩЕНАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.4, Л3.4
2.2. НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: КЛАССИФИКАЦИЯ Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.4, Л2.3, Л3.4
2.3. НАУЧНЫЕ ТЕОРИИ И НАУЧНЫЕ МОДЕЛИ Сам. работа 1 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.4, Л3.4
2.4. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Практические 1 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.4, Л2.3, Л3.4
2.5. ИНТЕГРАЦИЯ И КОНВЕРГЕНЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И ПОЗНАНИЯ Сам. работа 1 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.4, Л2.4
2.6. НАУЧНЫЕ ТЕОРИИ И МЕТОДЫ Консультации 1 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.4, Л2.3, Л3.4
Раздел 3. ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
3.1. ПСИХОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л3.2, Л2.4
3.2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ДИСКУССИИ В ПСИХОЛОГИИ Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л3.2
3.3. ПРОБЛЕМЫ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ПРЕДМЕТА: КРИЗИС И СХИЗИС Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.4, Л2.2, Л3.2
3.4. ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ, КЛАССИФИКАЦИЯ Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л3.2
3.5. КАТЕГОРИИ ПСИХОЛОГИИ, СИСТЕМЫ КАТЕГОРИЙ Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.4, Л2.2, Л3.2
3.6. ЗАКОНЫ ПСИХОЛОГИИ, ПРОБЛЕМА ИЗМЕРЕНИЯ Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.4, Л2.2, Л3.2
3.7. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ПСИХОЛОГИИ Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.4, Л2.2, Л3.2
3.8. РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТА И МЕТОДА В ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ Сам. работа 1 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л3.1, Л1.4, Л2.2, Л3.2, Л3.3
3.9. НАУЧНЫЕ ПАРАДИГМЫ В ПСИХОЛОГИИ Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.4, Л2.2, Л3.2, Л2.5
3.10. КОНЦЕПЦИИИ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ Сам. работа 1 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.4, Л2.2, Л3.2
3.11. ТЕОРИИ И ПОДХОДЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.4, Л2.2, Л3.2
3.12. ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ Консультации 1 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.4, Л2.2, Л3.2
Раздел 4. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
4.1. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.3, Л3.4
4.2. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Сам. работа 1 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.3, Л3.4
4.3. МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ В ПСИХОЛОГИИ Сам. работа 1 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.3, Л3.2
4.4. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.3, Л3.2
4.5. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.3, Л3.2
4.6. ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА НАУКОМЕТРИКИ Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.3, Л3.4
4.7. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Консультации 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рузавин Г. И. Методология научного познания: учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009
Л1.2 Ф. Е. Василюк Методологический анализ в психологии: учеб. пособие для вузов М. : Смысл, 2003 www.lib.asu.ru
Л1.3 В. П. Кохановский. Философия и методология науки: учеб. для вузов/ М. : АСТ, 1999. www.lib.asu.ru
Л1.4 Корнилова Т. В., Смирнов С. Д МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ 2-е изд., пер. и доп. . Академический курс- : Учебник М.: Юрайт,, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. В. И. Купцова Философия и методология науки: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 1996
Л2.2 Панферов, В. Н./В. Н. Панферов, С. А. Безгодова. Методологические основы и проблемы психологии / : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Юрайт, 2018 biblioonline.ru
Л2.3 Юревич, А. В Психология и методология (Методология, теория и история психологии): монография М.: Институт психологии РАН, 2005 biblioclub.ru
Л2.4 Актуальные проблемы социально ориентированных отраслей психологии: М.: Изд-во 'Институт психологии РАН' , 2011 http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785927002245.html
Л2.5 Э. Л. Боднар [и др.] ; под общ. ред. Н. С. Минаевой Актуальные проблемы теории и практики современной психологии : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры /. (Серия : Университеты России) М. : Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/1536CA83-26DC-4899-AE66- D5302EF6C127/aktualnye-problemy-teorii-i-praktiki-sovremennoy-psihologii
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Ждан А.Н. История психологии от Античности до наших дней: учеб. для психол. спец. вузов М.: Трикста, 2008
Л3.2 Мусийчук, М. В. Методологические основы психологии : [Электронный ресурс] : учебник М.: ФЛИНТА, 2013 http://znanium.com/bookread.php?book=466225
Л3.3 А. В. Морозов История психологии: учеб. пособие для вузов М. : Академ. Проект, 2005 http://www.lib .asu.ru/app/ele cat/elecat=sear ch? menu_POISK 3
Л3.4 Новиков А.Н., Новиков Д.А. Методология научного исследования : учебно-метод.пособие РАО М.: Либроком, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭУМКД Методология научного исследования portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
-Word- 2010
-POWER Point 2010
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru
ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
http//azps.ru/training/indexrz.html.
http://psychlib.ru
http://bookfi.ru
http://www.koob.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
107М учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и (или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 48 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; стационарный проектор; стационарный экран, ноутбук, рабочее место для лиц с ОВЗ
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
202Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа на лекции
На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (иногда даже их заменяющие с последними достижениями науки. Умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей. Слушание и запись лекций - сложные виды вузовской работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Слушая лекции, надо отвлечься при этом от посторонних мыслей и думать только о том, что излагает преподаватель. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал. Внимание человека неустойчиво. Требуются волевые усилия, чтобы оно было сосредоточенным. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное. Это должно быть сделано самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое "конспектирование" приносит больше вреда, чем пользы. Некоторые студенты просят иногда лектора "читать помедленнее". Но лекция не может превратиться в лекцию-диктовку. Это очень вредная тенденция, ибо в этом случае студент механически записывает большое количество услышанных сведений, не размышляя над ними. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: "важно", "особо важно", "хорошо запомнить" и т.п. Целесообразно разработать собственную "маркографию"(значки, символы), сокращения слов. Работая над конспектом лекций, всегда используй не только основной фонд, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Методические рекомендации к составлению реферата.
Реферат (от лат. refero сообщаю) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по одной теме.Работа над рефератом требует изучения научной литературы по соответствующей теме и реферативного изложения полученных таким образом знаний. При написании реферата уметь сопоставить мнения разных авторов, хорошо владеть материалом и уметь его защитить.Реферат не является простым пересказом содержания прочитанного. Необходимо тщательно проанализировать прочитанную литературу, выделить наиболее важные, широко известные и популярные теоретические положения, концепции, теории, факты, и научно обосновать их, акцентируя при этом внимание не только на результате, но и на методическом обеспечении, используемом при изучении той или иной проблемы.
Этапы работы над рефератом:
1.Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию. 2.Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10).
3.Составление библиографии.
4.Обработка и систематизация информации.
5.Разработка плана реферата.
6.Написание реферата.
7.Публичное выступление с результатами исследования.
Содержание работы должно отражатьзнание современного состояния проблемы; обоснование выбранной темы; использование известных результатов и фактов; полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой; актуальность поставленной проблемы; материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в настоящее время. Реферат должен быть написан с соблюдением логики изложения, a, следовательно, иметь определенную структуру. Традиционной является следующая структура реферативной работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, литература.

Общие рекомендации к подготовке к семинарскому и практическому занятию
Основной формой подготовки к семинарским занятиям является самостоятельная работа студента. Эта форма учебной работы предполагает усвоение студентами основных понятий и категорий науки; ознакомление с дискуссионными проблемами; развитие у студентов умения выражать и обосновывать свою позицию по актуальным проблемам изучаемой научной дисциплины. Перед практическим занятием необходимо проработать теоретический материал и уметь быть готовым к промежуточному контролю и к ответу на вопросы. Читать не только обязательную литературу, рекомендуемую к теме, но и дополнительную в соответствии с предложенным перечнем. При подготовке к ответам на вопросы практического занятия уметь сопоставить мнения разных авторов, хорошо владеть материалом и уметь его защитить. При выполнении индивидуального задания аргументируйте свои предложения и высказывания. При выполнении практической работы внимательно читайте методичку и после получения результатов оформите работу по следующему плану: тема, цель, ход, результаты, выводы. В конце каждой темы отвечать на поставленные вопросы и решать предлагаемые тестовые задания.Методические рекомендации по подготовке к экзамену.Серьезно подготовиться к сессии и успешно сдать все экзамены - долг каждого студента. Рекомендуется так организовать свою учебу, чтобы перед первым днем начала сессии были сданы и защищены все лабораторные работы, сданы все зачеты, выполнены другие работы, предусмотренные графиком учебного процесса. Основное в подготовке к сессии - это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдавать экзамен. Только тот успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. При подготовке к экзамену руководствуйтесь программой курса и методическими рекомендациями.Экзамен сдается в форме обсуждения вопросов по теории в устной или письменной форме (по желанию студентов) с учетом итогов выполненных студентом тестовых и индивидуальных заданий. Поэтому необходимым условием допуска студента к экзамену является выполнение и защита в срок индивидуального задания. Чтобы преподаватель имел возможность познакомиться с результатом индивидуальной работы, он должен быть сдан не позже, чем за 3 недели до сдачи экзамена.Активность в течение семестра, как в рамках самостоятельной работы, так и на практических занятиях, способствует успешной сдаче экзамена.Перед экзаменом рекомендуется освежить в памяти свои работы. Подумайте, что может быть наиболее интересным в этих работах, что вы хотели бы обсудить с преподавателем, и какие вопросы может задать преподаватель во время обсуждения. Попытайтесь понять, какое место занимается ваша работа по отношению к теоретическому и прикладному материалу, с которым вы уже познакомились.

Самопроверка
После изучения определенной темы по записям в конспекте и учебнику, а также решения достаточного количества соответствующих задач на практических занятиях и самостоятельно студенту рекомендуется, используя лист опорных сигналов, воспроизвести по памяти определения, выводы формул, формулировки основных положений и доказательств.В случае необходимости нужно еще раз внимательно разобраться в материале.Иногда недостаточность усвоения того или иного вопроса выясняется только при изучении дальнейшего правильное решение задачи может получиться в результате применения механически заученных формул без понимания сущности теоретических положений.



Консультации
Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.

Рекомендации по самостоятельной работе с литературой
Самостоятельная работа с учебниками и книгами – это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные рекомендации по работе с книгой можно свести к следующим:- составьте перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - при составлении перечня литературы следует посоветоваться с преподавателями и научными, которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время;- систематизируйте этот перечень (отметьте, что необходимо для семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности и т.д.);- обязательно выписывайте все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время);- определите для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть;•Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).- если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого необходимо научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать); - еще один эффективный способ оптимизировать знакомство с научной литературой – следует увлечься какой-то идеей и все книги просматривать с точки зрения данной идеи (искать аргументы «за» или «против» интересующей идеи).
Существует несколько видов систематизированной записи прочитанного, основные из которых следующие:
1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.