МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология личности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.03.01. Психология
ПрофильПсихологическая диагностика и психологическое консультирование
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv37_03_01_Психология_ПДиПК-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 62
индивидуальные консультации 20
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 62 62 62 62
Консультации 20 20 20 20
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.психол.наук, доцент, Ипполитова Елена Александровна

Рецензент(ы):
канд.психол.наук, доцент, Лужбина Нататлья Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Психология личности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 839)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, доктор психол. н., Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой профессор, доктор психол. н., Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – cформировать у студентов представление о психологии личности как теоретической и практической области знания, направленной на исследование закономерностей формирования и развития человека в природе, обществе и индивидуальном жизненном пути.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен осуществлять научное исследование в сфере профессиональной деятельности на основе современной методологии
ОПК-1.1 Знает основные положения современной методологии психологии, принципы организации научного исследования, разработки, реализации и оценки программ научного исследования для решения задач в сфере профессиональной деятельности
ОПК-1.2 Умеет планировать и осуществлять дизайн научного исследования в сфере профессиональной деятельности на основе современной методологии
ОПК-1.3 Владеет навыками представления результатов научного исследования в сфере профессиональной деятельности на основе современной методологии и норм профессиональной этики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные положения современной методологии психологии, принципы организации научного исследования, разработки, реализации и оценки программ научного исследования для решения задач в сфере профессиональной деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1. Умеет планировать и осуществлять дизайн научного исследования в сфере профессиональной деятельности на основе современной методологии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками представления результатов научного исследования в сфере профессиональной деятельности на основе современной методологии и норм профессиональной этики

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в психологию личности.
1.1. Психология личности как наука. Лекции 4 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.3
1.2. Психология личности как наука. Сам. работа 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.4
1.3. Личность как объект и предмет современной персонологии. Практические 4 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.3
1.4. Личность как объект и предмет современной персонологии. Лекции 4 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.3
1.5. Требования и критерии оценки теории личности. Практические 4 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.3
1.6. Требования и критерии оценки теории личности. Сам. работа 4 5 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Структура личности и различные методические подходы к ее изучению в психологии.
2.1. Теории личности в зарубежной психологии. Лекции 4 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.3
2.2. Теории личности в отечественной психологии. Лекции 4 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.3
2.3. Сравнительный анализ ведущих зарубежных подходов к изучению структуры личности. Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.3
2.4. Сравнительный анализ методологических подходов к изучению структуры личности в отечественной психологии. Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.3
2.5. Сравнительный анализ методологических подходов к изучению структуры личности в отечественной и зарубежной психологии. Сам. работа 4 15 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Персоногенез личности: индивидуальность личности и ее жизненный путь.
3.1. Психология жизненного пути личности Лекции 4 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2
3.2. Субъективная картина жизненного пути личности Лекции 4 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2
3.3. Психология жизненного пути личности Сам. работа 4 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2
3.4. Жизненный путь личности как история ее индивидуального развития: феномен и его диагностика Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2
Раздел 4. Ценностно-смысловая сфера личности.
4.1. Личностные смыслы и ценности как основа внутреннего мира личности. Сам. работа 4 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.3
4.2. Ценностно-смысловая сфера личности: понятие, характеристика. Лекции 4 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.3
4.3. Динамика смысловой сферы личности Практические 4 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.3
4.4. Динамика смысловой сферы личности Сам. работа 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.3
4.5. Смысл жизни как психологическая реальность. Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.3
4.6. Смысл жизни как психологическая реальность. Сам. работа 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.3
Раздел 5. Мотивация и направленность личности.
5.1. Мотивационная сфера личности, ее структура и составляющие. Лекции 4 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.3
5.2. Мотивационная сфера личности, ее структура и составляющие. Практические 4 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.3
5.3. Мотивационная сфера личности, ее структура и составляющие. Сам. работа 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.3
5.4. Психологические анализ мотивационных образований и мотивационных свойств личности. Сам. работа 4 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.3
5.5. Психологические анализ мотивационных образований и мотивационных свойств личности. Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.3
5.6. Экзистенциальный уровень личности. Сам. работа 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.3
5.7. Свобода и ответственность как психологические проблемы.Личностный выбор. Сам. работа 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.3
Раздел 6. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности.
6.1. Подходы к исследованию психологического здоровья личности. Лекции 4 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.3
6.2. Подходы к исследованию психологического здоровья личности. Сам. работа 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.3
6.3. Психологическая защита и совладание – механизмы овладения поведением. Лекции 4 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.3, Л2.2
6.4. Психологическая защита и совладание – механизмы овладения поведением. Сам. работа 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.3
6.5. Защитные механизмы личности: виды и типологии. Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.3
6.6. Консультации 4 20 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – «Психология личности» (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4752)

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-1: Способен осуществлять научное исследование в сфере профессиональной деятельности на основе современной методологии

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Согласно А.В. Петровскому, ориентация на системный подход к изучению личности предполагает
1) выяснение общей структуры
2) исследование набора различных качеств, свойств, черт, характеристик психики
3) поиск системообразующего признака
Ответ: 3.
Вопрос 2. Согласно А.В. Петровскому, ориентация на структурный подход к изучению личности предполагает
1) выяснение общей структуры
2) исследование набора различных качеств, свойств, черт, характеристик психики
3) поиск системообразующего признака
Ответ: 1.
Вопрос 3. Согласно А.В. Петровскому, ориентация на коллекционерский подход к изучению личности предполагает
1) выяснение общей структуры
2) исследование набора различных качеств, свойств, черт, характеристик психики
3) поиск системообразующего признака
Ответ: 2.
Вопрос 4. По мнению Д.А. Леонтьева, классический этап развития психологии личности датируется …
варианты ответов:
1) конец 1930-х гг. – конец 1960-х гг.
2) начало 1940-х гг. – конец 1970-х гг.
3) с начала 1970-х гг.
Ответ: 1.
Вопрос 5. По мнению Д.А. Леонтьева, неклассический этап развития психологии личности датируется …
варианты ответов:
1) конец 1930-х гг. – конец 1960-х гг.
2) начало 1940-х гг. – конец 1970-х гг.
3) с начала 1970-х гг.
Ответ: 3.
Вопрос 6. Функцией теории личности является
варианты ответов:
1) объяснительная
2) демонстративная
Ответ: 1.

Вопрос 7. Последовательную разработку идей С.Л. Рубинштейна осуществляла
варианты ответов:
1) Д.А. Леонтьев
2) К.А. Абульханова-Славская
Ответ: 2.

Вопрос 8. Ведущее значение Эго-составляющей структуры личности в своей теории придавала …
варианты ответов:
1) З. Фрейд
2) А. Фрейд
Ответ: 2.
Вопрос 9. С точки зрения классического психоанализа энергия, управляющая личностью имеет природу:
1) космическую
2) сексуальную
Ответ: 2.
Вопрос 10. З. Фрейд рассматривает личность как
1) иррациональную
2) самоактуализирующуюся
Ответ:1.
Вопрос 11. А. Маслоу рассматривает личность как
1) иррациональную
2) самоактуализирующуюся
Ответ: 2.
Вопрос 12. Одним из авторов теории объектных отношений является:
1) Б.Ф. Скиннер
2) М. Кляйн
Ответ: 2.

Вопрос 13. Идея о том, что личность представляет собой организованную систему конструктов является центральной в теории
варианты ответов:
1) С.Л. Рубинштейна
2) Дж. Келли.
Ответ: 2.
Вопрос 14. Личность предстает как система отношений в концепции …
варианты ответов:
1) Б.С. Братуся 2) В.Н. Мясищева
Ответ: 2.
Вопрос 15. Выберете автора, представляющего бихевиоральный подход:
1) Л.С. Выготский
2) Б. Ф. Скиннер

Ответ: 2.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Методом исследования особенностей ценностно-смысловой сферы и смысла жизни личности является тест
Ответ: Тест Смысложизненных ориентация личности (СЖО)
Ответ: 1.
Вопрос 2. Исследование особенностей ценностно-смысловой сферы личности позволяет осуществлять методика
Ответ: Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах
Вопрос 3. Исследование мотивации достижения и избегания неудач личности позволяет осуществлять методика
Ответ: «Мотивация достижения и избегания неудач».
Ответ: 2.
Вопрос 4. По мнению большинства отечественных психологов, носителем биологического в человеке является …
Ответ: индивид
Вопрос 5. По мнению большинства отечественных психологов, носителем социального в человеке является
Ответ: личность
Вопрос 6. Сложная система мотивационных образований личности-это..
Ответ: мотивационная сфера
Вопрос 7. Сложная система ценностно-смысловых образований личности – это …
Ответ: ценностно-смысловая сфера.
Вопрос 8. Носителем биологических или социальных свойств человека является индивид?
Ответ: биологических свойств.
Вопрос 9. Носителем биологических или социальных свойств человека является личность?
Ответ: социальных свойств.
Вопрос 10. Особенности ценностно-смысловой сферы характеризуют человека как индивида или личности?
Ответ: личность.
Вопрос 11. Вставьте пропущенное слово:
Психологическая защита-это психические процессы, направленные на ………….. действия психического напряжения, дискомфорта, травмы, тревоги.
Ответ: уменьшение.
Вопрос 12. По мнению какого автора в структуру психического здоровья входят такие компоненты как положительное отношение к себе, оптимальное развитие, рост и самоактулизация личности?
Ответ: А.Маслоу
Вопрос 13. Вставьте пропущенное слово: ценностные ориентации, смысловые конструкты, смысл жизнь являются образованиями ……………………………………………………….личности .
Ответ: ценностно-смысловой.
Вопрос 14. Согласно А.Н. Леонтьеву, мотивы, побуждающие деятельность и при этом придающие ей смысл – это …
Ответ: смыслообразуюшие мотивы.
Вопрос 15. Вставьте пропущенное слово: мотивы, потребности, влечения, хотения являются образованиями …………… сферы личности .
Ответ: мотивационной.
Вопрос 16. По мнению большинства отечественных психологов, носителем биологического в человеке является …
Ответ: индивид
Вопрос 17. По мнению большинства отечественных психологов, носителем социального в человеке является
Ответ: личность
Вопрос 18. Согласно А.Н. Леонтьеву, психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе – это
Ответ: личность.
Вопрос 19. Человек как единичное природное существо, представитель человеческого рода – это
Ответ: индивид.
Вопрос 20. Развитие человека как личности осуществляется в ходе?
Ответ: социогенез, социализация.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.

ВОПРОСЫ:
1. Этапы развития психологии личности.
2. Особенности становления отечественной и зарубежной психологии личности.
3. Цели и задачи современной психологии личности.
4. Функции и компоненты теории личности.
5. Структурирование психологических знаний в психологии личности.
6. Перспективы развития психологии личности как области научного знания.
7. Коллекционерский, системный и структурный подходы к пониманию личности.
8. Проблема личности в классическом и современном психоанализе.
9. Личность с позиций бихевиоризма.
10. Личность: контекст когнитивной психологии.
11. Личность в структуре гуманистического направления.
12. Диспозиционное направление в психологии личности.
13. Развитие современных теорий и концепций в отечественной психологии личности.
14. Анализ психологических школ в области отечественной психологии личности.
15. Концепция личности Л.С. Выготского.
16. Концепция личности С.Л. Рубинштейна.
17. Концепция личности А.Н. Леонтьева.
18. Концепция личности Б.Г. Ананьева.
19. Концепция личности В.Н. Мясищева.
20. Мотивационная сфера личности.
21. Ценностно-смысловая сфера личности.
22. Мотив в структуре личности.
23. Личность как психологическая система.
24. Личность в социуме.
25. Личностные смыслы и ценности как основа внутреннего мира личности.
26. Проблема смысла жизни в психологии.
27. Сравнительный анализ категорий «психологическое здоровье» и «психическое здоровье».
28. Деструктивное развитие личности.
29. Защитные механизмы личности: понятие и типологии.
30. Диагностика защитных механизмов личности.
31. Основные мотивационные образования личности: общая характеристика.
32. Психологические методы диагностики мотивационной сферы личности.
33. Психологические методы диагностики ценностно-смысловой сферы личности.
34. Жизненный путь личности как история ее индивидуального развития: феномен и его диагностика.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ипполитова Е.А., Ральникова И.А. Психология личности: учебное пособие Издательство Алтайского государственного университета, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.2 И. А. Ральникова, О. С. Гурова, Е. А. Ипполитова Психология жизненного пути человека: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.3 Диянова З. В., Щеголева Т. М. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Розин В. М. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ИСТОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Утлик Э.П. Психология личности: уч. пособие для студентов вузов Академия, 2008
Л2.2 Кавун Л. В. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ТЕОРИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Елисеев О.П. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 университетская библиотека on-line www.biblioclub.ru
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle «Психология личности» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к промежуточной аттестации.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовки к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов, уметь приводить примеры. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с учебной и научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу. Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний.
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.