МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы менеджмента в сфере образования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильЦифровые и сетевые технологии работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_Организация работы с молодежью_ЦСТ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат экономических наук, доцент, Петрова Л.И.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Основы менеджмента в сфере образования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рудакова Оксана Юрьевна, к.э.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Рудакова Оксана Юрьевна, к.э.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель – изложение системы научных знаний, которая составляет теоретические и практические основы современного менеджмента в сфере образования, обеспечивает практику менеджмента научными рекомендациями, а также формирование менеджерских навыков у студентов.
Задачи:
сформировать понимание основных процессов управления образовательными организациями в условиях рынка;
выявить общие характеристики в деятельности организаций, особенности работы менеджеров, функции и методы управления в системе образования;
рассмотреть процесс принятия управленческих решений в сфере образования;
познакомить студентов с различными типами организационных структур и особенностями внутриорганизационных коммуникаций.



2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ФТД.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПКд-2.01 Способен управлять реализацией программы развития образовательной организации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• объективные тенденции развития современного менеджмента;
• закономерности, принципы и методы управления социально-экономическими системами;
• методы получения, обобщения и использования управленческой информации при разработке управленческих решений и планов;
• основные организационные структуры управления организациями;
• основные функции менеджмента и механизмы их реализации в практике управления организациями;
3.2.Уметь:
3.2.1.ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;использовать принципы и методы оптимизации организационного развития, уметь своевременно выявлять внутриорганизационные конфликты и разрабатывать пути их преодоления.контролировать, анализировать внутренние и внешние факторы, определяющие организацию и менеджмент предприятия, составлять план; проектировать организацию.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование, контроль); современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации;методами формирования и поддержания этичного климата в организации; методами и основными приемами исследовательской деятельности в процессе совершенствования менеджмента организации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1 Методологические основы менеджмента
1.1. Методологические основы менеджмента Лекции 5 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.2. Методологические основы менеджмента Практические 5 8 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.3. Методологические основы менеджмента Сам. работа 5 8 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Раздел 2 Управление во внешней и внутренней среде образовательных организаций
2.1. Управление во внешней и внутренней среде организации Лекции 5 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
2.2. Факторы влияния на образовательную организацию Практические 5 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
2.3. Управление во внешней и внутренней среде организации Сам. работа 5 8 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Раздел 3 Процесс и процедура принятие управленческий решений
3.1. Процесс и процедура принятие управленческий решений Лекции 5 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
3.2. Методы оценки социально-экономической эффективности управленческого решения Практические 5 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
3.3. Управленческие решения Сам. работа 5 8 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
Раздел 4. Раздел 4 Типы и виды организационных структур
4.1. Организационные структуры управления Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
4.2. Организационные структуры управления Практические 5 6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
4.3. Организационные структуры управления Сам. работа 5 8 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
Раздел 5. Раздел 5. Зачет
5.1. Итоговое тестирование и подготовка к зачету Сам. работа 5 40

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ:
ПКд-2.01: Способен управлять реализацией программы развития образовательной организации
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Представителями школы научного менеджмента являются
1) Л. Гилбрет
2) А. Маслоу
3) М. Вебер
4) Ф. Тейлор
2. В менеджменте некая группа может считаться организацией, если члены этой группы...
1) намеренно работаю вместе, чтобы достичь значимой для всех цели
2) работаю в одном офисе
3) связаны друг с другом с помощью информационных потоков
4) тесно связаны друг с другом
3. Представители школы научного менеджмента в качестве основных задач исследования называли...
1) поддержание удовлетворительного социально-психологического климата в организации
2) максимальное увеличение производительности труда на рабочем месте
3) временной контроль проведения производственных операций
4) определение функций и принципов эффективного менеджмента
4. Менеджмент и управление - это:
1) взаимосвязанные процессы, в которых менеджмент является особой областью управления
2) одно и то же
3) взаимосвязанные процессы, в которых управление является особой областью менеджмента
4) разные, не связанные между собой процессы
5. К основным функциям управления организацией относятся...
1) планирование
2) анализ
3) побуждение
4) обмен информацией
6. Право принятия важнейших решений на высшем уровне управления - это:
1) принцип централизации
2) принцип координации
3) принцип децентрализации
7. В практике менеджмента социально-психологические методы позволяют учитывать следующие факторы...
1) индивидуальные особенности работников
2) динамику формирования групп
3) структуру товарной номенклатуры
4) организационную структуру управления
8. _______________ методы управления используют индивидуальное и групповое сознание и основываются на общественно значимых морально-этических категориях
1) экономические
2) административные
3) социально-психологические
4) организационно-распорядительные
9. Категорию "функция менеджмента" можно характеризовать как...
1) регулярную проверку соответствия стратегической установки фирмы имеющимся рыночным возможностям
2) проект реструктуризации организации
3) получение информации, необходимой для диагностики проблем организации
4) вид деятельности, с помощью которого субъект управления воздействует на управляемый объект.
10. Какое из определений команды является неверным?
1) Команда – группа единомышленников, решающих общую задачу и обладающих взаимодополняющими навыками и качествами. Для достижения стоящей перед ними цели члены команды вместе формулируют задачи и стратегию работы, за которую они несут взаимную ответственность.
2) Команда – это автономный самоуправляемый коллектив профессионалов, способный оперативно, эффективно и качественно решать поставленные перед ним задачи.
3) Команда – это группа людей, которые выполняют определенную работу за денежное вознаграждение.
11. Какой из принципов не относится к принципам формирования команды?
1) Добровольность вхождения в команду, коллективное выполнение работы, коллективная ответственность.
2) Принцип профессионализма, принцип единоначалия, принцип свободы самоопределения действий.
3) Принцип синергии, принцип мотивации/ стимулирования членов команды за конечный результат, автономное самоуправление команды
12. В каком случае (бизнес-процессе) функционирование команды не является наиболее эффективным?
1) В ситуации консалтингового проекта для заказчика, где необходима помощь из разных сфер и компетенций бизнеса.
2) Когда приходится иметь дело с такими проблемами, решение которых малоизвестно и требуется «мозговой штурм» специалистов из разных сфер, нацеленных на общий результат и знающих специфику организации.
3)Необходимы социальные, а не авторитарные методы поддержания стандартов.
4) Людям необходимы товарищеские отношения для поддержания морального духа в определенной бизнес-ситуации.
13. Процесс обмена информацией, ее смысловым значением между людьми – это…
1) коммуникация
2) дискуссия
3) диалог
4) контакт
14. Процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации – это…:
1) распорядительство
2) мотивация
3) руководство
4) контроль
15. Процесс разработки развития организации и практических мер для этой цели – это…
1) прогнозирование
2) организация
3) планирование
4) контроль
16. Численность работников, непосредственно подчиненных одному начальнику, – это…
1) масштаб управления
2) уровень управления
3) сложность управления
4) норма управления
17. Процесс передачи полномочий нижестоящим руководителям на выполнение специальных заданий – это…
1) делегирование полномочий
2) распределение полномочий
3) сужение полномочий
4) снятие полномочий
18. Проектная деятельность – это:
1) документально оформленное соглашение между заказчиками и исполнителями проекта, в котором оговариваются цели и задачи проекта, а также все условия и сроки выполнения работ по проекту
2) деятельность фирмы, которая является основной и приносит организации значительную часть дохода, а также прочая деятельность, за исключением финансовой и инвестиционной
3) способ достижения цели через детальную разработку проблемы в условиях ограниченности по срокам и ресурсам, которая должна завершиться вполне определённым практическим результатом, оформленным тем или иным образом
19. Проект – это:
1) временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата надлежащего качества, в ограниченные сроки с использованием ограниченных ресурсов
2) множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство
3) процесс создания проекта и его фиксация в какой-либо внешне выраженной форме

20. Методы исследования делятся на:
1) формирующие и констатирующие
2) теоретические и эмпирические
3) диалектические и исторические
21. Практико-ориентированный проект - это:
1) сбор информации о каком-нибудь объекте, явлении
2) доказательство или опровержение гипотезы
3) решение практических задач заказчика проекта
22. Укажите преимущество подгрупповых проектов:
1) автор проекта получает наиболее полный и разносторонний опыт проектной деятельности на всех этапах работы
2) возможность обогащаться опытом других, видеть более эффективные стратегии работы
3) формируются навыки сотрудничества, умения проявлять гибкость, видеть точку зрения другого, идти на компромисс ради общей цели
23. Документ, устанавливающий технические требования, которым должна удовлетворять продукция или услуга, а также процедуры, с помощью которых можно установить, соблюдены ли данные требования - это...
1) сертификат;
2) технический регламент;
3) национальный стандарт;
4) технические условия.
24. Срок действия сертификата соответствия согласно Федеральному закону «О техническом регулировании» устанавливается...
1) органом по сертификации;
2) заявителем;
3) соответствующим техническим регламентом;
4) аккредитованной испытательной лабораторией (центром).
25. Обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии продукции требованиям технических регламентов – это…
1) знак качества;
2) знак обращения на рынке;
3) знак соответствия;
4) клеймо ОТК.
22. Документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов - это:
1) аттестат;
2) свидетельство о соответствии;
3) декларация о соответствии;
4) сертификат.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
•«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
•«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.





ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Дайте определение понятия менеджмент:
Ответ: - это управление организацией (социально-экономическими процессами) в рыночной экономике.
2. Кто такие менеджеры?
Ответ: Менеджеры – это руководители различных уровней управления,
наделенные полномочиями для принятия управленческих решений.
3. Дайте определение команды:
Ответ: Группа лиц, объединённая общими мотивами, интересами, идеалами, действующая сообща.
4. Перечислите основные функции менеджмента
Ответ: планирование, организация, мотивация, контроль.
5. Дайте понятие организации, как объекта управления
Ответ: организация, это группа лиц, деятельность которых сознательно
координируется для достижения конечного желаемого результата.
6. Каким требованиям должна соответствовать группа лиц, чтобы считаться организацией
Ответ: наличие как минимум двух человек, наличие хотя бы одной цели.
7. Охарактеризуйте руководителя, использующего авторитарный стиль управления
Ответ: централизация власти, самостоятельное принятие решения, подавление
инициативы. Стиль руководства также зависит и от личностных характеристик
руководителя.
8. Что является целью организации?
Ответ: получение прибыли (получение конечного желаемого результата).
9. Какие факторы внешней среды оказывают прямое воздействие на организацию?
Ответ: поставщики, потребители, конкуренты, профсоюзы, законы и государственные органы.
10. Дайте определение неформальной группе, существующей в организации
Ответ: это группа созданная по интересам. Группа, обычно возникающая и существующая на базе личных интересов ее участников, которые могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций.
11. В процессе формулирования стратегии что является первым шагом?
Ответ: определение цели. А далее происходит изучение внутренней и внешней среды организации.
12. Каким образом развивается команда?
Ответ: команда в своем развитии, как живой организм, проходит несколько
жизненных циклов. Она растет вместе с организацией, в ней меняются цели,
задачи, люди, а также характер отношений с внешним миром.
13. Что не относят к мотивационным факторам?
Ответ: увеличение нагрузки. Мотивационными факторами являются: интерес к работе, признание и успех, продвижение по службе, рост и развитие, личное участие и т.п.
14. Что называют сертификатом соответствия?
Ответ: Документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям
технических регламентов, положениям стандартов или условиям договора.
15. Дайте определение проекта:
Ответ: Временное предприятие, направленное на создание уникального
продукта, услуги или результата надлежащего качества, в ограниченные сроки с
использованием ограниченных ресурсов.

16. Дайте определение проектной деятельности:
Ответ: Способ достижения цели через детальную разработку проблемы в
условиях ограниченности по срокам и ресурсам, которая должна завершиться
вполне определённым практическим результатом.
17. Дайте определение операционной деятельности:
Ответ: Постоянный вид деятельности с мало меняющимся составом
исполнителей.
18. Какая деятельность считается предпринимательской?
Ответ: Инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений,
осуществляемая на свой риск, под имущественную ответственность,
направленная на получение прибыли.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; вл
адеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.


5.3 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - Менеджмент «управление бизнесом» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8782 Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 60.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – Менеджмент «Управление бизнесом»
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10619

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М.М. Максимцова, М.А. Комарова Менеджмент: Учебник М. : Юнити-Дана, 2015, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115008
Л1.2 Н.Л. Карданская Принятие управленческого решения: Учебник для вузов М. :Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л1.3 Маслова, Е.Л Теория менеджмента: Практикум для бакалавров М.: Дашков и К, 2014 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Балашов А. П. Теория менеджмента: учебное пособие М. : ИНФРА-М, 2014
Л2.2 К.В. Балдин, С.Н. Воробьев, В.Б. Уткин Управленческие решения : Учебник «Дашков и К°», , 2023 biblioclub.ru
Л2.3 Матвеева, Л. Г. /Л. Г. Матвеева, А. Ю. Никитаева, О. А. Чернова Новые концепции, инструменты и технологии управления промышленным предприятием: учебник Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону ; Таганрог : Южный федеральный университет, 2020 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Мудл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Комплект лицензионного программного обеспечения Алтайского государственного университета
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения дисциплины Вам необходимо ознакомиться с рабочими программами дисциплин.
Далее необходимо последовательно изучить основные разделы дисциплины.
ЭУМКД включает материалы, сгруппированные тематически по разделам курса.
В ЭУМКД представлены планы семинаров, лекционные материалы с контрольными вопросами, практические задания, глоссарий, материалы (литература и интерактивные ссылки) для самостоятельного изучения. Темы пронумерованы и представлены в соответствующих разделах.
В каждом разделе необходимо изучить лекции, просмотреть презентации, выполнить практические задания и использованием примеров и прилагаемых материалов.
Курс построен таким образом, что переход к следующему элементу возможен только при условии прохождения предыдущего.
Каждое практическое задание содержит методические рекомендации по его выполнению.
Раздел «Глоссарий» предполагает как изучение и использование имеющихся определений, так и его дополнение новыми определениями.
Изучение дисциплины завершается написанием выпускной квалификационной работы.
Курс сопровождается полезными ссылками, изучение которых позволит углубить полученные знания.
Лекции осваиваются студентами самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответа на контрольные вопросы. Максимальное количество баллов за лекции – 20.
Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально и направляются преподавателю.
Оценка за каждое практическое задание выставляется по десятибалльной шкале. Максимальное количество баллов за практические задания – 50.
Доступ к тестовым заданиям открывается преподавателем в определенные дни. Выполнение теста ограничено по времени. Каждый вопрос оценивается в один балл. Максимальное количество баллов за тест – 30.
К Выпускной квалификационной работе допускаются студенты, которые выполняли практические и тестовые задания, и набрали не менее 50 баллов по результатам освоения курса.
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10619