МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогическая психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильМатематика. Экономика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_Педобразование_МЭ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 90
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 90 90 90 90
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент, Лужбина Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
кандидат педагогических наук, доцент, Петухова Елена Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Педагогическая психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А., д.пс.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова И.А., д.пс.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать представление о современной роли обучения и воспитания в развитии личности, механизмах и условиях становления личности в процессе обучения и воспитания, о многообразии современных методов обучения и воспитания и техниках педагогического взаимодействия

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
ОПК-5.1 Осуществляет выбор содержания, методов, приемов организации контроля и оценки, в том числе с ИКТ, в соответствии с установленными требованиями к образовательным результатам обучающихся
ОПК-5.2 Обеспечивает объективность и достоверность оценки образовательных результатов обучающихся
ОПК-5.3 Выявляет и корректирует трудности в обучении, разрабатывает предложения по совершенствованию образовательного процесса
ОПК-6Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-6.1 Осуществляет отбор и применяет психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные) с учетом различного контингента обучающихся
ОПК-6.2 Применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу, формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся
ОПК-6.3 Проектирует индивидуальные образовательные маршруты в соответствии с образовательными потребностями детей и особенностями их развития.
ОПК-7Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
ОПК-7.1 Взаимодействует с родителями (законными представителями) обучающихся с учетом требований нормативно-правовых актов в сфере образования и индивидуальной ситуации обучения, воспитания, развития обучающегося
ОПК-7.2 Взаимодействует со специалистами в рамках психолого-медико педагогического консилиума
ОПК-7.3 Взаимодействует с представителями организаций образования, социальной и духовной сферы, СМИ, бизнес-сообществ и др.
ОПК-8Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ОПК-8.1 Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
ОПК-8.2 Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания основных закономерностей возрастного развития когнитивной и личностной сфер обучающихся, научно-обоснованных закономерностей организации образовательного процесса
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенности и технологии реализации, исходя из целей совершенствования профессиональной деятельности.
- основы педагогического мастерства; законодательные акты в области образования; современные методы и технологии обучения.
3.2.Уметь:
3.2.1.- ставить и планировать цели и устанавливать приоритеты при осуществлении деятельности; самостоятельно строить процесс овладения информацией, отобранной и структурированной для выполнения профессиональной деятельности.
- планировать и осуществлять педагогическую деятельность с учетом специфики предметной области в образовательных организациях; проектировать рабочие программы, учебные занятия; осуществлять взаимодействие в условиях педагогической деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- организации процесса самообразования и самоорганизации; приемами целеполагания во временной перспективе, способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности.
- планирования и осуществления педагогической деятельности с учетом специфики предметной области в образовательных организациях; разработкой конспектов учебных занятий; отбором современных средств обучения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Краткий исторический очерк становления педагогической психологии Лекции 2 1 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Предмет, задачи, актуальные проблемы современной педагогической психологии Практические 2 1 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Методы исследования в педагогической психологии Сам. работа 2 10 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
2.1. Сущность понятия обучения. Актуальные проблемы современного школьного обучения Лекции 2 1 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Обучение как условие развития. Гипотеза Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития Практические 2 1 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Современные направления обучения Сам. работа 2 10 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Психологическая сущность и структура учебной деятельности Лекции 2 1 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Компоненты учебной деятельности Практические 2 1 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Проблема неуспеваемости учащихся в процессе учебной деятельности Сам. работа 2 12 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. НАУЧЕНИЕ И ЕГО ЗАКОНОМЕРНОСТИ
4.1. Сущность научения и его виды Лекции 2 1 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.2. Современные зарубежные теории научения Практические 2 1 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.3. Руководство научением. Роль подкрепления и наказания в научении Сам. работа 2 18 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 5. ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ
5.1. Многообразие представлений о процессе воспитания Лекции 2 1 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.2. Психологические аспекты воспитания Практические 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.3. Структура воспитательного процесса Сам. работа 2 20 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 6. ПСИХОЛОГИЯ УЧИТЕЛЯ
6.1. Предмет и направления исследования психологии учителя Лекции 2 1 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
6.2. Личность учителя как условие эффективного обучения Практические 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
6.3. Педагогическая деятельность Сам. работа 2 20 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - «Педагогическая психология» (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1113)

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-8

Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Педагогическая психология – это наука:
а) о закономерностях развития психики ребенка в процессе учебной деятельности;
б) о закономерностях становления и развития личности в системе социальных институтов обучения и воспитания;
в) о структуре и закономерностях протекания процесса учения;
г) изучающая феномены и закономерности развития психики учителя.
Правильный ответ: б

Вопрос 2. Основной задачей образования является:
а) содействие усвоению человеком знаний в процессе обучения;
б) формирование умений и навыков;
в) содействие развитию и саморазвитию личности в процессе обучения;
г) овладение социокультурным опытом.
Правильный ответ: в

Вопрос 3. Под обучением понимают:
а) процесс усвоения знаний, формирование умений и навыков;
б) процесс передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику;
в) предпринимаемые учеником учебные действия;
г) процесс взаимодействия двух деятельностей: деятельности учителя и деятельности ученика.
Правильный ответ: г

Вопрос 4. Специфической формой деятельности ученика, направленной на усвоение знаний, овладение умениями и навыками, а также на его развитие является:
а) научение;
б) учение;
в) обучение;
г) обученность.
Правильный ответ: б

Вопрос 5. Ведущим принципом отечественной педагогической психологии является:
а) принцип социального моделирования;
б) принцип трансформации знаний, их расширение и приспособление к решению новых задач;
в) принцип личностно-деятельностного подхода;
г) принцип установления связи между стимулами и реакциями;
д) принцип упражняемости.
Правильный ответ: в

Вопрос 6. Основоположником русской педагогической психологии является:
а) К.Д. Ушинский;
б) А.П. Нечаев;
в) П.Ф. Каптерев;
г) А.Ф. Лазурский.
Правильный ответ: в

Вопрос 7. Самым глубинным и полным уровнем обученности является:
а) воспроизведение;
б) понимание;
в) узнавание;
г) усвоение.
Правильный ответ: г

Вопрос 8. Л. С. Выготский рассматривает проблему соотношения обучения и развития:
а) отождествляя процессы обучения и развития;
б) полагая, что обучение должно опираться на зону актуального развития ребенка;
в) полагая, что обучение должно забегать вперед развития и вести его за собой.
Правильный ответ: в

Вопрос 9. Основной психологической проблемой традиционного подхода к обучению является:
а) низкий уровень знаний;
б) недостаточно развитые познавательные процессы учащихся;
в) недостаточная активность учащихся в процессе обучения.
Правильный ответ: в

Вопрос 10. Целью развивающего обучения является:
а) развитие ученика как субъекта учебной деятельности;
б) достижение высокого уровня обученности учащихся;
в) формирование умственных действий и понятий;
г) развитие действий самоконтроля и самооценки у учащихся в процессе обучения.
Правильный ответ: а

Вопрос 10. Ведущим мотивом учебной деятельности, обеспечивающим эффективность процесса обучения, является:
а) потребность изменить социально-статусную позицию в общении;
б) потребность получать одобрение и признание;
в) стремление соответствовать требованиям преподавателей; избежать наказания;
г) стремление приобрести новые знания и умения.
Правильный ответ: г

Вопрос 11. Недостатком программированного обучения является:
а) отсутствие четких критериев контроля знаний;
б) недостаточное развитие самостоятельности учащихся;
в) отсутствие индивидуального подхода к обучению;
г) недостаточное развитие творческого мышления учащихся.
Правильный ответ: г

Вопрос 12. Основным показателем готовности ребенка к обучению в школе является:
а) овладение основными навыками чтения и счета;
б) развитие у ребенка мелкой моторики;
в) желание ребенка ходить в школу;
г) зрелость психических функций и саморегуляция;
д) наличие у ребенка необходимых учебных принадлежностей.
Правильный ответ: г

Вопрос 13. Уровень актуального развития характеризует:
а) обученность, воспитанность, развитость;
б) обучаемость, воспитуемость, развиваемость;
в) самообучаемость, саморазвиваемость, самовоспитуемость;
г) обученность, обучаемость.
Правильный ответ: а

Вопрос 14. Основной функцией педагогической оценки является:
а) определение уровня фактического исполнения учебного действия;
б) осуществление подкрепления в виде наказания-поощрения;
в) развитие мотивационной сферы учащегося.
Правильный ответ: в

Вопрос 15. Один из концептуальных принципов современного обучения – «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» – сформулировал:
а) Л.С. Выготский;
б) С.Л. Рубинштейн;
в) Б.Г. Ананьев;
г) Дж. Брунер.
Правильный ответ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях – это … (назовите вид образования).
Правильный ответ: инклюзивное образование.

Вопрос 2. Конструктивный, организаторский компонент, коммуникативный и гностический компоненты – это компоненты …. … , выделенные Н.В. Кузьминой. Вставьте 2 пропущенных слова.
Правильный ответ: педагогической деятельности.

Вопрос 3. Назовите основные факторы развития личности?
Правильный ответ: наследственность, среда, воспитание.

Вопрос 4. Специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения – это … технология. Вставьте пропущенное слово.
Правильный ответ: педагогическая.

Вопрос 5. На кого ориентирована гуманистическая педагогика?
Правильный ответ: Личность.

Вопрос 6. Кем введено понятие «Педагогическая психология»?
Правильный ответ: П.Ф. Каптеревым.

Вопрос 7. Кем был предложен термин «зона ближайшего развития»?
Правильный ответ: Л.С. Выготским.

Вопрос 8. Перечислите науки, с которыми связана педагогическая психология (не менее трех).
Правильный ответ: философия, социология, психология, медицина, этика, эстетика, экономика, политология, право, анатомия.

Вопрос 9. Педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества – .... (вставьте пропущенное слово).
Правильный ответ: воспитание.

Вопрос 10. Какова позиция учителя в личностно-ориентирующем обучении?
Правильный ответ: развитие индивидуальности каждого обучающегося.

Вопрос 11. Способ выполнения действия, ставший в результате упражнений автоматизированным, – это … (вставьте пропущенное слово).
Правильный ответ: навык.

Вопрос 12. Публичный спор, одна из активных форм работы с учащимися – это … (вставьте пропущенное слово).
Правильный ответ: диспут.

Вопрос 13. Комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его образовательных программ с целью удовлетворения образовательных потребностей – это образовательные … (вставьте пропущенное слово).
Правильный ответ: услуги.

Вопрос 14. Специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы, – это …
Правильный ответ: интерактивное обучение.

Вопрос 15. Субъектно-деятельностный тип обучения, приходящий на смену традиционному объектно-трансляционному типу и основывающийся на новом представлении об онтогенезе психики человека, – это …
Правильный ответ: развивающее обучение.
Вопрос 16. Л.В. Занков разработал систему … … как технологию раннего интенсивного всестороннего развития личности ребенка? (вставьте два пропущенных слова)
Правильный ответ: развивающего обучения.

Вопрос 17. Специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности нужной и полезной обществу – это … (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: воспитание.

Вопрос 18. Процесс двухсторонней активности учителя и учащихся, в результате которого учитель передает, а учащийся активно приобретает знания, умения, навыки, формируется научное мировоззрение, развиваются творческие силы учащихся – это … (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: обучение.

Вопрос 19. Личностная (приобретенная) способность обучающегося успешно решать определенный круг задач – это ... (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: компетенция.

Вопрос 20. Уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности – это ... (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: квалификация.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-7

Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Педагогическая психология – это наука:
а) о закономерностях развития психики ребенка в процессе учебной деятельности;
б) о закономерностях становления и развития личности в системе социальных институтов обучения и воспитания;
в) о структуре и закономерностях протекания процесса учения;
г) изучающая феномены и закономерности развития психики учителя.
Правильный ответ: б

Вопрос 2. Основной задачей образования является:
а) содействие усвоению человеком знаний в процессе обучения;
б) формирование умений и навыков;
в) содействие развитию и саморазвитию личности в процессе обучения;
г) овладение социокультурным опытом.
Правильный ответ: в

Вопрос 3. Под обучением понимают:
а) процесс усвоения знаний, формирование умений и навыков;
б) процесс передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику;
в) предпринимаемые учеником учебные действия;
г) процесс взаимодействия двух деятельностей: деятельности учителя и деятельности ученика.
Правильный ответ: г

Вопрос 4. Специфической формой деятельности ученика, направленной на усвоение знаний, овладение умениями и навыками, а также на его развитие является:
а) научение;
б) учение;
в) обучение;
г) обученность.
Правильный ответ: б

Вопрос 5. Ведущим принципом отечественной педагогической психологии является:
а) принцип социального моделирования;
б) принцип трансформации знаний, их расширение и приспособление к решению новых задач;
в) принцип личностно-деятельностного подхода;
г) принцип установления связи между стимулами и реакциями;
д) принцип упражняемости.
Правильный ответ: в

Вопрос 6. Самым глубинным и полным уровнем обученности является:
а) воспроизведение;
б) понимание;
в) узнавание;
г) усвоение.
Правильный ответ: г

Вопрос 7. Основной психологической проблемой традиционного подхода к обучению является:
а) низкий уровень знаний;
б) недостаточно развитые познавательные процессы учащихся;
в) недостаточная активность учащихся в процессе обучения.
Правильный ответ: в

Вопрос 8. Целью развивающего обучения является:
а) развитие ученика как субъекта учебной деятельности;
б) достижение высокого уровня обученности учащихся;
в) формирование умственных действий и понятий;
г) развитие действий самоконтроля и самооценки у учащихся в процессе обучения.
Правильный ответ: а

Вопрос 9. Ведущим мотивом учебной деятельности, обеспечивающим эффективность процесса обучения, является:
а) потребность изменить социально-статусную позицию в общении;
б) потребность получать одобрение и признание;
в) стремление соответствовать требованиям преподавателей; избежать наказания;
г) стремление приобрести новые знания и умения.
Правильный ответ: г

Вопрос 10. Недостатком программированного обучения является:
а) отсутствие четких критериев контроля знаний;
б) недостаточное развитие самостоятельности учащихся;
в) отсутствие индивидуального подхода к обучению;
г) недостаточное развитие творческого мышления учащихся.
Правильный ответ: г

Вопрос 11. Основным показателем готовности ребенка к обучению в школе является:
а) овладение основными навыками чтения и счета;
б) развитие у ребенка мелкой моторики;
в) желание ребенка ходить в школу;
г) зрелость психических функций и саморегуляция;
д) наличие у ребенка необходимых учебных принадлежностей.
Правильный ответ: г

Вопрос 12. Основной функцией педагогической оценки является:
а) определение уровня фактического исполнения учебного действия;
б) осуществление подкрепления в виде наказания-поощрения;
в) развитие мотивационной сферы учащегося.
Правильный ответ: в

Вопрос 13. Один из концептуальных принципов современного обучения – «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» – сформулировал:
а) Л.С. Выготский;
б) С.Л. Рубинштейн;
в) Б.Г. Ананьев;
г) Дж. Брунер.
Правильный ответ: а

Вопрос 14. Деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями – это…:
а) воспитание;
б) педагогические закономерности воспитания;
в) самовоспитание;
г) самообразование.
Правильный ответ: в

Вопрос 15. В воспитательном плане наиболее эффективен …тип обучения.
а) традиционный;
б) проблемный;
в) программированный;
г) догматический.
Правильный ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях – это … (назовите вид образования).
Правильный ответ: инклюзивное образование.

Вопрос 2. Назовите основные факторы развития личности?
Правильный ответ: наследственность, среда, воспитание.

Вопрос 3. На кого ориентирована гуманистическая педагогика?
Правильный ответ: Личность.

Вопрос 4. Кем был предложен термин «зона ближайшего развития»?
Правильный ответ: Л.С. Выготским.

Вопрос 5. Перечислите науки, с которыми связана педагогическая психология (не менее трех).
Правильный ответ: философия, социология, психология, медицина, этика, эстетика, экономика, политология, право, анатомия.

Вопрос 6. Педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества – .... (вставьте пропущенное слово).
Правильный ответ: воспитание.

Вопрос 7. Какова позиция учителя в личностно-ориентирующем обучении?
Правильный ответ: развитие индивидуальности каждого обучающегося.

Вопрос 8. Публичный спор, одна из активных форм работы с учащимися – это … (вставьте пропущенное слово).
Правильный ответ: диспут.

Вопрос 9. Комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его образовательных программ с целью удовлетворения образовательных потребностей – это образовательные … (вставьте пропущенное слово).
Правильный ответ: услуги.

Вопрос 10. Специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы, – это …
Правильный ответ: интерактивное обучение.

Вопрос 11. Субъектно-деятельностный тип обучения, приходящий на смену традиционному объектно-трансляционному типу и основывающийся на новом представлении об онтогенезе психики человека, – это …
Правильный ответ: развивающее обучение.

Вопрос 12. Л.В. Занков разработал систему … … как технологию раннего интенсивного всестороннего развития личности ребенка? (вставьте два пропущенных слова)
Правильный ответ: развивающего обучения.

Вопрос 13. Специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности нужной и полезной обществу – это … (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: воспитание.

Вопрос 14. Личностная (приобретенная) способность обучающегося успешно решать определенный круг задач – это ... (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: компетенция.

Вопрос 15. Способ педагогического воздействия на воспитанника, выражающий положительную оценку его поведения с позиций интересов одноклассников и с целью закрепления положительных качеств – это … (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: поощрение.

Вопрос 16. Какой подход требует учета индивидуальных особенностей воспитанников?
Правильный ответ: личностно-ориентированный.

Вопрос 17. Предполагает отработку профессиональных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами …тренинг (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: имитационный.

Вопрос 18. Процесс воспитания длится по времени всю … (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: жизнь.

Вопрос 19. Процесс сознательного усвоения социального опыта и формирования определенных качеств самим индивидом, необходимых ему для собственного личностного становления и развития – это … (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: самовоспитание.

Вопрос 20. Система методов воспитательного воздействия, направленных на изменение сформированных свойств личности, выработанных привычек и нравственных основ жизнедеятельности – это … (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: перевоспитание.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-6

Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Способность сплочения ученического коллектива и воодушевления на решение важной задачи по В.А. Крутецкому – это…:
а) дидактические способности;
б) академические способности;
в) перцептивные способности;
г) организаторские способности.
Правильный ответ: г

Вопрос 2. Деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями – это…:
а) воспитание;
б) педагогические закономерности воспитания;
в) самовоспитание;
г) самообразование.
Правильный ответ: в

Вопрос 3. Умение понимать эмоциональное состояние учащихся относиться к умениям:
а) межличностной коммуникации;
б) восприятия и понимания друг друга;
в) межличностного взаимодействия;
г) передачи информации.
Правильный ответ: б

Вопрос 4. В воспитательном плане наиболее эффективен …тип обучения.
а) традиционный;
б) проблемный;
в) программированный;
г) догматический.
Правильный ответ: б

Вопрос 5. Педагогическое взаимодействие обучающегося и обучаемого при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости по предмету составляет суть…функций взаимодействия субъектов педагогического процесса:
а) организационной;
б) конструктивной;
в) коммуникативно-стимулирующей;
г) информационно-обучающей.
Правильный ответ: г

Вопрос 6. Добровольное задание самому себе осознанных целей и заданий самосовершенствования – это…:
а) самообязательство;
б) самоотчет;
в) осмысление собственных действий;
г) самоконтроль.
Правильный ответ: а

Вопрос 7. Дальнейшая детализация, создание проекта, приближающегося для использования в конкретных условиях участниками воспитательного процесса – это..:
а) педагогическая ситуация;
б) педагогический процесс;
в) педагогическое конструирование.
Правильный ответ: в


Вопрос 8. Специальная работа педагога по активизации познавательной деятельности учащихся с целью самостоятельного приобретения ими знаний лежит в основе:
а) программированного обучения;
б) проблемного обучения;
в) теории поэтапного формирования умственных действий и понятий;
г) традиционного обучения.
Правильный ответ: б

Вопрос 9. Воспитанность характеризуется:
а) предрасположенностью человека к воспитательным воздействиям;
б) усвоением нравственных знаний и форм поведения;
в) умением человека адекватно вести себя в обществе, взаимодействуя с другими людьми в различных видах деятельности.
Правильный ответ: в

Вопрос 10. Педагогическая направленность – это:
а) любовь к детям;
б) система эмоционально-ценностных отношений, задающая структуру мотивов личности учителя;
в) желание освоить профессию педагога.
Правильный ответ: б

Вопрос 11. Педагогическая деятельность начинается с:
а) отбора учебного содержания;
б) выбора методов и форм обучения;
в) анализа возможностей и перспектив развития учащихся.
Правильный ответ: в

Вопрос 12. Эксперимент в психолого-педагогических исследованиях позволяет проверить гипотезы:
а) о наличии явления;
б) о наличии связи между явлениями;
в) как о наличии самого явления, так и связей между соответствующими явлениями;
г) о наличии причинной связи между явлениями.
Правильный ответ: г

Вопрос 13. Течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже ХIХ-ХХ вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется:
а) педагогика;
б) педология;
в) дидактика;
г) психопедагогика.
Правильный ответ: б

Вопрос 14. Первый по порядку следования этап и компонент педагогической деятельности:
а) подготовительный этап;
б) организаторская деятельность;
в) этап осуществления педагогического процесса;
г) этап анализа результатов;
д) гностическая деятельность;
е) конструктивная деятельность;
ж) коммуникативная деятельность.
Правильный ответ: а

Вопрос 15. Вид мотивов учения, характеризующийся ориентацией учащегося на овладение новыми знаниями – фактами, явлениями, закономерностями, называется:
а) широкими познавательными мотивами;
б) широкими социальными мотивами;
в) учебно-познавательными мотивами;
г) узкими социальными мотивами.
Правильный ответ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Способ педагогического воздействия на воспитанника, выражающий положительную оценку его поведения с позиций интересов одноклассников и с целью закрепления положительных качеств – это … (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: поощрение.

Вопрос 2. Какой подход требует учета индивидуальных особенностей воспитанников?
Правильный ответ: личностно-ориентированный.

Вопрос 3. Группа методов, в основе которых лежит феномен проекции, называется … методами (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: проективными.

Вопрос 4. Предполагает отработку профессиональных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами …тренинг (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: имитационный.

Вопрос 5. Процесс воспитания длится по времени всю … (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: жизнь.

Вопрос 6. Особенностью процесса воспитания является его … (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: комплексность.

Вопрос 7. Процесс сознательного усвоения социального опыта и формирования определенных качеств самим индивидом, необходимых ему для собственного личностного становления и развития – это … (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: самовоспитание.

Вопрос 8. Система методов воспитательного воздействия, направленных на изменение сформированных свойств личности, выработанных привычек и нравственных основ жизнедеятельности – это … (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: перевоспитание.

Вопрос 9. Важную роль в самовоспитании играет …. (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: самосознание.

Вопрос 10. Взаимодействующая общность, объединенная социально ценностными отношениями и единой социально ценностной деятельностью – это … (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: коллектив.

Вопрос 11. В классном коллективе могут быть 2 лидера – это … и … .
Правильный ответ: формальный и неформальный.

Вопрос 12. Определенная степень овладения приемами и способами решения профессионально-педагогических задач – это … культура педагога (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: профессиональная.

Вопрос 13. Профессиональная культура педагога конкретизируется в понятиях …
Правильный ответ: культура педагогической деятельности, культура педагогического общения, культура личности педагога.

Вопрос 14. Гносеологическая, гуманистическая, коммуникативная, обучающая, воспитывающая, нормативная, информационная выступают … профессиональной культуры педагога (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: функциями.

Вопрос 15. Вставьте пропущенное слово. Наполнение содержания образования «человековедческим материалом» с учетом личностно-развивающих методик является отражением его культуры, которая называется … культурой.
Правильный ответ: гуманитарной.

Вопрос 16. На чем базируется пригодность человека к педагогической деятельности? Назовите 2-3 характеристики.
Правильный ответ: на нормальном интеллектуальном развитии, эмпатичности, сценичности эмоций, нормальном уровне развития коммуникативно-познавательной активности.

Вопрос 17. Когда мы имеем ввиду систему ценностных ориентаций, задающих иерархическую структуру доминирующих мотивов личности педагога, стремящегося утвердить её в педагогической деятельности и общении, о каком виде направленности идет речь?
Правильный ответ: педагогическая направленность.

Вопрос 18. Вставьте пропущенное слово. Способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия – это … способности (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: коммуникативные.

Вопрос 19. К способам невербальной коммуникации педагога относятся …
Правильный ответ: язык глаз, мимика, пантомимика, жесты.

Вопрос 20. На стремлении ребенка к подражанию основан такой метод воспитания как … (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: пример.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-7

Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Педагогическая психология – это наука:
а) о закономерностях развития психики ребенка в процессе учебной деятельности;
б) о закономерностях становления и развития личности в системе социальных институтов обучения и воспитания;
в) о структуре и закономерностях протекания процесса учения;
г) изучающая феномены и закономерности развития психики учителя.
Правильный ответ: б

Вопрос 2. Основной задачей образования является:
а) содействие усвоению человеком знаний в процессе обучения;
б) формирование умений и навыков;
в) содействие развитию и саморазвитию личности в процессе обучения;
г) овладение социокультурным опытом.
Правильный ответ: в

Вопрос 3. Под обучением понимают:
а) процесс усвоения знаний, формирование умений и навыков;
б) процесс передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику;
в) предпринимаемые учеником учебные действия;
г) процесс взаимодействия двух деятельностей: деятельности учителя и деятельности ученика.
Правильный ответ: г

Вопрос 4. Специфической формой деятельности ученика, направленной на усвоение знаний, овладение умениями и навыками, а также на его развитие является:
а) научение;
б) учение;
в) обучение;
г) обученность.
Правильный ответ: б

Вопрос 5. Ведущим принципом отечественной педагогической психологии является:
а) принцип социального моделирования;
б) принцип трансформации знаний, их расширение и приспособление к решению новых задач;
в) принцип личностно-деятельностного подхода;
г) принцип установления связи между стимулами и реакциями;
д) принцип упражняемости.
Правильный ответ: в

Вопрос 6. Самым глубинным и полным уровнем обученности является:
а) воспроизведение;
б) понимание;
в) узнавание;
г) усвоение.
Правильный ответ: г

Вопрос 7. Основной психологической проблемой традиционного подхода к обучению является:
а) низкий уровень знаний;
б) недостаточно развитые познавательные процессы учащихся;
в) недостаточная активность учащихся в процессе обучения.
Правильный ответ: в

Вопрос 8. Целью развивающего обучения является:
а) развитие ученика как субъекта учебной деятельности;
б) достижение высокого уровня обученности учащихся;
в) формирование умственных действий и понятий;
г) развитие действий самоконтроля и самооценки у учащихся в процессе обучения.
Правильный ответ: а

Вопрос 9. Ведущим мотивом учебной деятельности, обеспечивающим эффективность процесса обучения, является:
а) потребность изменить социально-статусную позицию в общении;
б) потребность получать одобрение и признание;
в) стремление соответствовать требованиям преподавателей; избежать наказания;
г) стремление приобрести новые знания и умения.
Правильный ответ: г

Вопрос 10. Недостатком программированного обучения является:
а) отсутствие четких критериев контроля знаний;
б) недостаточное развитие самостоятельности учащихся;
в) отсутствие индивидуального подхода к обучению;
г) недостаточное развитие творческого мышления учащихся.
Правильный ответ: г

Вопрос 11. Основным показателем готовности ребенка к обучению в школе является:
а) овладение основными навыками чтения и счета;
б) развитие у ребенка мелкой моторики;
в) желание ребенка ходить в школу;
г) зрелость психических функций и саморегуляция;
д) наличие у ребенка необходимых учебных принадлежностей.
Правильный ответ: г

Вопрос 12. Основной функцией педагогической оценки является:
а) определение уровня фактического исполнения учебного действия;
б) осуществление подкрепления в виде наказания-поощрения;
в) развитие мотивационной сферы учащегося.
Правильный ответ: в

Вопрос 13. Один из концептуальных принципов современного обучения – «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» – сформулировал:
а) Л.С. Выготский;
б) С.Л. Рубинштейн;
в) Б.Г. Ананьев;
г) Дж. Брунер.
Правильный ответ: а

Вопрос 14. Деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями – это…:
а) воспитание;
б) педагогические закономерности воспитания;
в) самовоспитание;
г) самообразование.
Правильный ответ: в

Вопрос 15. В воспитательном плане наиболее эффективен …тип обучения.
а) традиционный;
б) проблемный;
в) программированный;
г) догматический.
Правильный ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях – это … (назовите вид образования).
Правильный ответ: инклюзивное образование.

Вопрос 2. Назовите основные факторы развития личности?
Правильный ответ: наследственность, среда, воспитание.

Вопрос 3. На кого ориентирована гуманистическая педагогика?
Правильный ответ: Личность.

Вопрос 4. Кем был предложен термин «зона ближайшего развития»?
Правильный ответ: Л.С. Выготским.

Вопрос 5. Перечислите науки, с которыми связана педагогическая психология (не менее трех).
Правильный ответ: философия, социология, психология, медицина, этика, эстетика, экономика, политология, право, анатомия.

Вопрос 6. Педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества – .... (вставьте пропущенное слово).
Правильный ответ: воспитание.

Вопрос 7. Какова позиция учителя в личностно-ориентирующем обучении?
Правильный ответ: развитие индивидуальности каждого обучающегося.

Вопрос 8. Публичный спор, одна из активных форм работы с учащимися – это … (вставьте пропущенное слово).
Правильный ответ: диспут.

Вопрос 9. Комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его образовательных программ с целью удовлетворения образовательных потребностей – это образовательные … (вставьте пропущенное слово).
Правильный ответ: услуги.

Вопрос 10. Специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы, – это …
Правильный ответ: интерактивное обучение.

Вопрос 11. Субъектно-деятельностный тип обучения, приходящий на смену традиционному объектно-трансляционному типу и основывающийся на новом представлении об онтогенезе психики человека, – это …
Правильный ответ: развивающее обучение.

Вопрос 12. Л.В. Занков разработал систему … … как технологию раннего интенсивного всестороннего развития личности ребенка? (вставьте два пропущенных слова)
Правильный ответ: развивающего обучения.

Вопрос 13. Специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности нужной и полезной обществу – это … (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: воспитание.

Вопрос 14. Личностная (приобретенная) способность обучающегося успешно решать определенный круг задач – это ... (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: компетенция.

Вопрос 15. Способ педагогического воздействия на воспитанника, выражающий положительную оценку его поведения с позиций интересов одноклассников и с целью закрепления положительных качеств – это … (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: поощрение.

Вопрос 16. Какой подход требует учета индивидуальных особенностей воспитанников?
Правильный ответ: личностно-ориентированный.

Вопрос 17. Предполагает отработку профессиональных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами …тренинг (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: имитационный.

Вопрос 18. Процесс воспитания длится по времени всю … (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: жизнь.

Вопрос 19. Процесс сознательного усвоения социального опыта и формирования определенных качеств самим индивидом, необходимых ему для собственного личностного становления и развития – это … (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: самовоспитание.

Вопрос 20. Система методов воспитательного воздействия, направленных на изменение сформированных свойств личности, выработанных привычек и нравственных основ жизнедеятельности – это … (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: перевоспитание.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-5

Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Ключевая характеристика, определяющая готовность ребенка к учебе в школе:
а) степень развитости мелкой моторики;
б) наличие базовых знаний (счет, письмо);
в) соответствующее психическое развитие и навыки саморегуляции.
Правильный ответ: в

Вопрос 2. Начальная стадия деятельности педагога:
а) подбор формата подачи информации;
б) определение способностей и перспектив учеников (студентов);
в) составление учебного плана.
Правильный ответ: б

Вопрос 3. Назначение эксперимента в психолого-педагогическом исследовании – проверка гипотезы о:
а) существовании самого явления;
б) существовании явления, а также связей между рядом явлений;
в) существовании причинной связи между определенными явлениями
Правильный ответ: в

Вопрос 4. Максимальную точность результатов дает исследование методом:
а) анализа продуктов деятельности;
б) эксперимента;
в) наблюдения.
Правильный ответ: б

Вопрос 5. Оценку и переработку имеющейся информации без привлечения внешних средств, проводящуюся на внутреннем плане сознания, называют:
а) анализом;
б) мышлением;
в) умственной деятельностью.
Правильный ответ: в

Вопрос 6. Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпроса» вышло в:
а) 1936;
б) 1917;
в) 1941.
Правильный ответ: а

Вопрос 6. Для того чтобы оценка играла образовательную и воспитательную роль, необходимо соблюдение следующих требований:
а) она должна осуществляться систематически, но без «перебора», так как большое количество текущих оценок ограничивает само¬стоятельность учащихся, не позволяет развиться самоконтролю, рождает мотивы избегания неудач, способствует развитию неуве¬ренности в себе;
б) быть адекватной и непредвзятой;
в) носить своевременный характер, то есть действовать «на месте»;
г) быть дифференцированной, то есть зависеть от способностей и ха¬рактера ученика (носить индивидуальный характер);
д) быть разнообразной по форме;
е) все ответы верны.
Правильный ответ: е

Вопрос 7. При частой внешней оценке обнаруживаются следующие тенденции в поведении и личностных качествах школьников:
а) боязнь не соответствовать предлагаемому «образу»;
б) боязнь наказания;
в) неуверенность в себе;
г) боязнь «упасть» в глазах сверстников;
д) «размытость» критериев самооценки, не понимание своих « сильных» и «слабых» сторон;
е) все ответы верны.
Правильный ответ: е

Вопрос 8. Цель тестирования дошкольника перед приемом в учебное заведение – определение его … готовности.
а) эмоциональной, когнитивной;
б) эмоционально-волевой, мотивационной, когнитивной;
в) когнитивной, волевой, мотивационной.
Правильный ответ: б

Вопрос 9. При частом внешнем контроле обнаруживаются следующие тенденции в поведении и личностных качествах школьников:
а) низкая самооценка и неуверенность в себе;
б) зависимость от внешних обстоятельств;
в) преобладание мотивации избегания неудач над мотивацией дости¬жения успеха;
г) нарушения психосоматического характера;
д) низкий уровень ответственности;
е) низкий уровень самоконтроля в поведении и деятельности;
ж) репродуктивный подход при выполнении заданий;
з) все ответы верны.
Правильный ответ: з

Вопрос 10. Для личностно-ориентированной модели общения характерно:
а) наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик, диктат или опека;
б) удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций;
в) сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей.
Правильный ответ: в

Вопрос 11. Для учебно-дисциплинарной модели общения характерно
а) наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик, диктат или опека;
б) удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций;
в) сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей.
Правильный ответ: а

Вопрос 12. Ведущим мотивом учебной деятельности, обеспечивающим эффективность процесса обучения, является:
а) потребность изменить социально-статусную позицию в общении;
б) стремление соответствовать требованиям преподавателей избежать наказания;
в) стремление приобрести новые знания и умения;
г) потребность получать одобрение и признание.
Правильный ответ: в

Вопрос 13. Глобальным объектом педагогической психологии является:
а) образовательный процесс;
б) воспитательный процесс;
в) процесс усвоения.
Правильный ответ: а

Вопрос 14. Организация учебного процесса, при которой выбор способов, приёмов, темпа обучения учитывающая индивидуальные различия учащихся и позволяющая создавать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика называется:
а) оптимизация обучения;
б) индивидуализация обучения;
с) дифференциация обучения;
д) модернизация обучения.
Правильный ответ: б

Вопрос 15. Как называется область научного знания, интегрирующая психологические, дидактические, методические знания, используемые в реальной практике развивающего образования, с целью личностно-ценностной направленности образовательного процесса?
а) педагогическая психология;
б) дидактика;
в) педагогика;
г) психодидактика.
Правильный ответ: г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Цель, которая ставится перед учащимися в форме проблемной задачи и тем самым создает учебную и проблемную ситуацию на уроке – это ….
Правильный ответ: учебная задача.

Вопрос 2. Первым условием эффективности учебного процесса является формирование … учения (вставьте пропущенное слово).
Правильный ответ: мотивация.

Вопрос 3. Наличный уровень подготовленности, определяемый с помощью задач, которые ученик может выполнить самостоятельно называется …
Правильный ответ: уровень актуального развития.

Вопрос 4. Сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке – это (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: развитие.

Вопрос 5. При обследовании учащихся школы необходимо соблюдать ряд этических принципов … (перечислите 2-3 принципа)
Правильный ответ: создать испытуемым благоприятную, комфортную обстановку; диагностика должна давать достоверные результаты; выводы не должны быть обязательно корректными; выводы должны быть объективными; выводы не должны зависеть от отношения к испытуемым.

Вопрос 6. Глобальным объектом исследования в педагогической психологии является … (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: образование.

Вопрос 7. Метод, основанный на изучении закономерностей психического развития посредством моделирования его существенных условий – это …
Правильный ответ: формирующий эксперимент.

Вопрос 8. Элементами корпоративной культуры образовательного учреждения являются … (назовите 2-3 элемента)
Правильный ответ: психологический климат, организационные ценности, нормы, правила, мировоззрение.

Вопрос 9. Состояние, противоположное развитости, воспитанности, образованности (обученности): отсутствие необходимых навыков поведения и общения, необходимого запаса знаний, слабое владение способами и приемами их приобретения и неразвитость учебно-познавательных мотивов называется …
Правильный ответ: педагогическая запущенность.

Вопрос 10. Ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности – это … ребенок (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: одаренный.

Вопрос 11. Способ исследований структуры и характера межличностных отношений в школьном классе на основе измерения межличностного выбора называется ….
Правильный ответ: социометрией.

Вопрос 12. Способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия – это … способности (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: коммуникативные.

Вопрос 13. Признаками обучаемости являются … (назовите 2-3 признака)
Правильный ответ: активность ориентировки в новых условиях; перенос известных способов решения задач в новые условия; быстрота образования новых понятий и способов деятельности; работоспособность, выносливость.

Вопрос 14. По какой системе оцениваются учебные достижения российских обучающихся?
Правильный ответ: по пятибальной.

Вопрос 15. Какие средства передачи информации относятся к коммуникации?
Правильный ответ: вербальные и невербальные.

Вопрос 16. Как называется динамический процесс в малой группе, связанный с управлением группой?
Правильный ответ: лидерство и руководство.

Вопрос 17. Когда мы имеем ввиду систему ценностных ориентаций, задающих иерархическую структуру доминирующих мотивов личности педагога, стремящегося утвердить её в педагогической деятельности и общении, о каком виде направленности идет речь?
Правильный ответ: педагогическая направленность.

Вопрос 18. Гносеологическая, гуманистическая, коммуникативная, обучающая, воспитывающая, нормативная, информационная выступают … профессиональной культуры педагога (вставьте пропущенное слово).
Правильный ответ: функциями.

Вопрос 19. Назовите 2 основные функции педагогического сопровождения.
Правильный ответ: включенность; стимулирование саморазвития на основе рефлексии.

Вопрос 20. Контроль динамики социального и психического развития детей и поиск оптимальных возможностей перевода их на более высокий уровень, а также установление правильного направления развития детей осуществляется с помощью …. (вставьте пропущенное слово).
Правильный ответ: психодиагностики.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. Н. Фоминова, Т. Л. Шабанова Педагогическая психология: учебное пособие Москва : ФЛИНТА, 2021 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И.В. Марусева Современная педагогика (с элементами педагогической психологии): учебное пособие для вузов М. ; Берлин : Директ-Медиа, электронный, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=279291
Л2.2 .Л. Шабанова, А.Н. Фоминова. Педагогическая психология: учебное пособие М. : Флинта, электронный, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=79468
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 университетская библиотека on-line www.biblioclub.ru
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle «Педагогическая психология» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к промежуточной аттестации.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовки к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов, уметь приводить примеры. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с учебной и научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу. Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний.
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.