МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Безопасность жизнедеятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в промышленности)
Форма обученияЗаочная
Учебный планz38_02_01_ЭкономБухУчет-2021_11кл
Часов по учебному плану 68
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 58 58 58 58
Итого 68 68 68 68

Программу составил(и):
Препод., Тищенко Ирина Валентиновна

Рецензент(ы):
к.х.н, Препод., Гердт Аннтонина Павловна

Рабочая программа дисциплины
Безопасность жизнедеятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
Направление 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер)
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий отделением
Глубокова Л.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование профессиональной безопасности, под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: ОПЦ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
Основы военной службы и обороны государства;
Задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
Способы защиты населения от оружия массового поражения;
Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
Организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
Основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
Область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
Порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
3.2.Уметь:
3.2.1.Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
Предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
Использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
Применять первичные средства пожаротушения;
Ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
Применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
Владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
Оказывать первую помощь пострадавшим.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Безопасность жизнедеятельности
1.1. Теоретические основы и нормативно-правовая база БЖД. Лекции 2 0 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Культура безопасности жизнедеятельности. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики в условиях ЧС.Роль системы РСЧС и ГО в России. Практические 2 0 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.4. Организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Сам. работа 2 20 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.5. Первая помощь и инфекционные заболевания. Практические 2 0 ОК 06. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Основы военной службы
2.1. История создания Вооруженных Сил России. Военные реформы. Организационная структура Вооруженных Сил. Лекции 2 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Основы обороны государства. Стратегия национальной безопасности и военная доктрина России.Правовые основы военной службы. Концепция национальной безопасности. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.3. Структура ВС РФ. Функции и основные задачи современных ВС РФ,их роль в обеспечении национальной безопасности страны. Сам. работа 2 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.4. Правовые основы военной службы. Уставы Вооруженных Сил РФ. Воинская обязанность и воинский учет. Практические 2 1 ОК 04. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.5. Воинские звания и знаки различия военнослужащих. Военная форма одежды. Сам. работа 2 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.6. Приборы радиационной и химической разведки.Современные виды вооружения и военной техники ВС России. Сам. работа 2 10 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.7. Способы бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы. Сам. работа 2 10 ОК 06. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.8. Подготовка к промежуточной аттестации. Сам. работа 2 10 ОК 04., ОК 06. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.9. Промежуточная аттестация. Зачет Практические 2 1 ОК 04., ОК 06. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (тест, устный опрос, эссе) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9356
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

1. Как называется, с точки зрения ПДД, лицо, ведущее по дороге санки?
а. пешеход; +
б. водитель;
в. дорожный рабочий.
2. Можно ли переходить дорогу, если на транспортном светофоре постоянно горит мигающий желтый сигнал?
а. нет;
б. да; +
в. да, если с вами идут взрослые.
3. Можете ли вы перейти дорогу, если одновременно горит желтый и красный сигнал светофора?
а. да;
б. да, т. к. будет включен зеленый сигнал;
в. нет. +
4. Сколько всего цветов и какие используются в светофорах?
а. четыре (красный, желтый, зеленый, белый); +
б. три (красный, желтый, зеленый);
в. два (красный, зеленый).
5. Являются ли «дорожные рабочие», работающие на дороге, участниками дорожного движения?
а. нет; +
б. да;
в. да, т. к. работают на дорогах.
6. Как должны двигаться пешеходы, ведущие велосипед за город?
а. по правой стороне дороги;
б. навстречу движению транспорта;
в. в попутном направлении. +
7. Является ли погонщик животных и дорожные рабочие участниками движения?
а. да;
б. нет;
в. погонщик является, дорожные рабочие нет. +
8. Какой стороны движения на тротуаре должны придерживаться пешеходы?
а. левой;
б. правой; +
в. любой.
9. Может ли пассажир быть участником дорожного движения?
а. да; +
б. нет;
в. нет, т. к. находится в транспорте.
10. Можно ли водить группы детей по обочине дорог в темное время суток?
а. да;
б. да, в сопровождении не менее 2- x взрослых;
в. нет. +
11. Как называются, с точки зрения ПДД, лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя?
а. пассажирами;
б. водителями;
в. пешеходами. +
12. Для каких пешеходов устанавливают светофоры, дополненные звуковыми сигналами?
а. пешеходов-детей;
б. пешеходов-инвалидов;
в. пешеходов-слепых. +
13. Могут ли пешеходы двигаться на проезжей части?
а. нет;
б. да;
в. да, жилой зоне. +
14. Можно ли переходить улицу на дорогах с разделительной полосой?
а. да;
б. да, если нет травы и деревьев;
в. нет. +
15. На каких участников дорожного движения распространяется действие транспортного светофора?
а. на водителей;
б. на пешеходов;
в. на водителей и пешеходов. +


ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. A
2. Б
3. В
4. А
5. А
6. В
7. В
8. Б
9. А
10. В
11. В
12. В
13. В
14. В
15. В

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

1.Социально-политические конфликты, протекающие в виде забастовок и саботажей, приводят к…
а) усилению экономики в стране;
б) ослабляют экономику страны;
в) не влияют на экономику страны.
2. Обстоятельства военного, экономического, криминального, политического и семейно-бытового характера относятся к …
а) ЧС техногенного характера;
б) ЧС природного характера;
в) экологического характера;
г) ЧС социального характера.
3. К ЧС военного характера относится ….
а) неосторожное обращение с оружием, повлекшее за собой гибель людей;
б) локальный вооруженный конфликт;
в) захват заложников (похищение людей);
г) попадание в уличную перестрелку.
4. Военно-политические конфликты, как форма разрешения внутриполитических противоречий в обществе, приводят к…
а) увеличению продолжительности жизни в стране;
б) уменьшению продолжительности жизни в стране;
в) не влияют на продолжительность жизни.
5. При обнаружении признаков ограбления квартиры необходимо…
а) выбежать на улицу и постараться догнать вора;
б) сообщить в полицию;
в) начать уборку помещений;
г) позвонить соседям и рассказать им о краже.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:

1. Б
2. Г
3. Б
4. Б
5. Б


Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
• ЧС техногенного характера, причины и классификация.
• Промышленные аварии и катастрофы.
• Аварии на химически опасных объектах.
• Аварии на гидротехнических сооружениях.
• Техногенные катастрофы на предприятиях ядерного комплекса.
• Транспортные аварии.
• Авария на Чернобыльской АЭС.
• Авария на Саяно-Шушенской ГЭС.
• ЧС природного характера общая характеристика и классификации.
• Геофизические опасные явления.
• Геологические опасные явления.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. При оказании первой помощи в случае перелома запрещается:
• вставлять на место обломки костей и вправлять вышедшую кость;
• проводить иммобилизацию повреждённых конечностей;
• останавливать кровотечение.
2.Пострадавшего (больного) при сотрясении головного мозга, повреждении позвоночника, травмах груди, острых хирургических заболеваниях следует транспортировать:
• на животе;
• сидя;
• на спине.
3. При ожоге необходимо:
• срезать ножницами одежду, на повреждённую поверхность на 5-10 мин наложить холод, здоровую кожу вокруг ожога продезинфицировать, на обожженную поверхность наложить стерильную повязку и направить пострадавшего в медицинское учреждение;
• срезать ножницами одежду, повреждённую поверхность смазать йодом, а затем маслом, наложить стерильную повязку и направить пострадавшего в медицинское учреждение;
• не срезая ножницами одежды, залить обожжённую поверхность маслом. Наложить стерильную повязку и направить пострадавшего в медицинское учреждение.
4. Какова последовательность оказания первой помощи при обмороке:
• пострадавшего уложить на спину с несколько откинутой назад головой, расстегнуть воротник и дать доступ свежего воздуха, обрызгать лицо холодной водой и придать ногам возвышенное положение;
• пострадавшего уложить на живот, голову повернуть набок, расстегнуть воротник и дать доступ свежего воздуха, обрызгать лицо холодной водой и придать ногам возвышенное положение;
• пострадавшего уложить на спину с несколько откинутой назад головой, расстегнуть воротник и дать доступ свежего воздуха, обрызгать лицо холодной водой и опустить ноги ниже уровня туловища.
5.В случае поражения электрическим током, если не произошло остановки сердца и дыхания. Прежде всего необходимо:
• создать покой пострадавшему и обследовать его;
• прекратить действие электрического тока на пострадавшего;
• принять меры по доставке пострадавшего в медицинское учреждение или вызвать «скорую помощь»;
• дать пострадавшему болеутоляющее и сердечное средства.
6. Каким способом можно прекратить действие электрического тока на пострадавшего:
• отбросить от пострадавшего электропровод одной рукой;
• отбросить от пострадавшего провод двумя руками;
• намотать на руку тряпку и быстро отбросить провод;
• отбросить провод сухой палкой.
7. При оказании помощи пострадавшему от теплового или солнечного удара и в первую очередь следует:
• дать обильное питьё;
• вызвать «скорую помощь»;
• перенести его в прохладное место.
8.Воинская обязанность — это:
• особый вид государственной службы, исполняемой в Вооруженных Силах, других войсках, органах и воинских формированиях
• система знаний о подготовке и ведении военных действий
• установленный законом почетный долг граждан с оружием в руках защищать свое Отечество, нести службу в рядах Вооруженных Сил, проходить вневойсковую подготовку и выполнять другие связанные с обороной страны обязанности.
9. Граждане Российской Федерации проходят военную службу:
• по призыву и в добровольном порядке (по контракту)
• только по призыву
• только в добровольном порядке (по контракту)
• в порядке воинской повинности
10. Какие из указанных ниже причин (при условии документального подтверждения) являются уважительными для неявки по вызову военкомата)?
• заболевание или увечье, связанное с утратой трудоспособности
• тяжелое состояние здоровья близких родственников (отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки, усыновителя) либо участие в их похоронах
• нахождение в отпуске или в командировке
• препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина
• свадьба близкого родственника
• иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом


Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Каракеян В.И. Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для среднего профессионального образования М: Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/469496
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) в 2 ч. Часть 1: Гриф УМО СПО М: Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.2 Каракеян В.И., Никулина И.М. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
Л2.3 В. И. Каракеян, И. М. Никулина Организация безопасности в чрезвычайных ситуациях : Гриф УМО СПО Москва : Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle: Безопасность жизнедеятельности ( для студентов колледжа АГУ, преподаватель Андреева Л.Л., Акелькина М.А., Камолцев В.В)) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/





Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:
1.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
401С кабинет огневой подготовки - стрелковый тир Стрелковый тренажер БОЕЦ 2.1: цельнометаллический антивандальный шкаф; сенсорный монитор 19”; встроенный ПК; контроль доступа к оружию; одновременное обучение от 1 до 6 человек; массогабаритные имитаторы оружия
501К лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа, лекция-визуализация.
При проведении практических занятий: тест, реферат, доклад-визуализция.
В самостоятельной работе студентов используются индивидуальные творческие задания (кейс-задание, доклад-визуализация).
Для успешного овладения дисциплиной "Безопасность жизнедеятельности" необходимо выполнять следующие требования:
•посещать все лекционные и практические занятия
•все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
•обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
•в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал.
У девушек обучение по основам военной службы проходит совместно с юношами.

При изучении дисциплины обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями по дисциплине; учебниками и учебными пособиями; периодическими изданиями по тематике изучаемой дисциплины. Рекомендуемый перечень литературы приведен в рабочей программе дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

Изучение каждой новой темы начинается с лекции. Она последовательно раскрывает важнейшие проблемы, дает конкретные методические советы студентам для самостоятельной работы.
Записывать следует кратко. Лекцию необходимо слушать внимательно, а записывать только существенное, например:
– проблемы поставленные в лекции и то, как они обосновываются;
– примеры, факты, нормативные источники;
– обобщающие положения и выводы лектора по каждому вопросу (проблеме).
При этом для облегчения записи лекции вполне допустимо делать сокращения фраз, слов, но с соблюдение одного непременного условия: сокращения нужно делать таким образом, чтобы были понятны записывающему и могли быть им в любой момент и быстро расшифрованы. Сокращения носят индивидуальный характер.
Обращайте внимание на оформление конспекта. Наиболее важные мысли и определения следует выделять. Для этого пользуйтесь подчеркиванием, особенно цветными карандашами или фломастерами; текст делите на абзацы, оставляйте место для доработки лекции.
Доработку записанных лекций следует проводить не откладывая, желательно в тот день, когда состоялась лекция. Так легче будет восстановить пропущенные записи в лекции, выделить основные положения.

Практические занятия могут включать в себя выполнение тестов, письменных работ, решение кейс-задани, дискуссии, подготовка доклада-визуализации.
На занятии каждый его участник должен быть готовым к предложенным заданиям, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление по докладу-визуализации должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т.д.

Целью самостоятельной работы студентов является: овладение практическими знаниями, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине Обществознание предполагает:
• самостоятельный поиск ответов и необходимой информации по предложенным вопросам;
• выполнение заданий для самостоятельной работы;
• изучение теоретического и лекционного материала, а также основной и дополнительной литературы при подготовке к практическим занятиям, написании докладов;
• подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой дисциплины;
• выполнение индивидуальных заданий по отдельным темам дисциплины.
Этапы самостоятельной работы студентов:
1. поиск в литературе и изучение теоретического материала на предложенные преподавателем темы и вопросы;
2. анализ полученной информации из основной и дополнительной литературы;
3. запоминание терминов и понятий.