МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория алгоритмических языков и трансляторов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информатики
Направление подготовки02.03.02. Фундаментальная информатика и информационные технологии
ПрофильПрограммирование и информационные технологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план02_03_02_Фундаментальная информатика и информационные технологии_ПиИТ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Лабораторные 28 28 28 28
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.т.н., доцент, Михеева Т.В.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Теория алгоритмических языков и трансляторов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 808)

составлена на основании учебного плана:
02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информатики

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Козлов Д.Ю., к.ф.-м.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информатики

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Заведующий кафедрой Козлов Д.Ю., к.ф.-м.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- сформировать у студентов необходимую теоретическую базу и практические навыки, которые позволят на практике применять - методы формального описания языков;
- овладение основными методами проектирования и программирования лексических и синтаксических анализаторов языков;
- овладение основными методами решения практических задач разработки программ обработки языков;
- выработка умения самостоятельно расширять знания по математической лингвистике и применять их для решения прикладных задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен понимать и применять в научно-исследовательской и прикладной деятельности современный математический аппарат, основные законы естествознания, современные языки программирования и программное обеспечение; операционные системы и сетевые технологии
ПК-3.1 Знает основные методы решения прикладных задач, современные методы информационных технологий концептуального проектирования.
ПК-3.2 Умеет корректно оформить результаты научного труда в соответствии с современными требованиями.
ПК-3.3 Имеет практический опыт использования сети Интернет, аннотирования, реферирования, библиографического разыскания и описания, опыт работы с научными источниками.
ПК-3.4 Владеет методикой выбора, обоснования и защиты выбранного варианта концептуальной архитектуры.
ПК-6Способен применять в профессиональной деятельности современные языки программирования и методы параллельной обработки данных, операционные системы, электронные библиотеки и пакеты программ, сетевые технологии
ПК-6.1 Знает современные языки программирования и методы параллельной обработки данных. Знаком с содержанием Единого Реестра Российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
ПК-6.2 Умеет реализовывать численные методы решения прикладных задач в профессиональной сфере деятельности, пакеты программного обеспечения, операционные системы, электронные библиотеки, сетевые технологии.
ПК-6.3 Имеет практический опыт разработки интеграции информационных систем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.правила построения трансляторов;
методы лексического, синтаксического и семантического анализа алгоритмических языков;
принципы трансляции и интерпретации
3.2.Уметь:
3.2.1.строить КС-грамматики формальных языков;
выделять лексический и синтаксический уровень языка;
программировать основные классы трансляторов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами анализа и трансляции алгоритмических языков

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Языки и грамматики.
1.1. Лингвистические средства программных систем. Лекции 7 0,5 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
1.2. Синтез контекстно-свободных грамматик. Лабораторные 7 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
1.3. Синтез контекстно-свободных грамматик. Сам. работа 7 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Синтаксический анализ
2.1. Дерево синтаксического анализа. Лекции 7 0,5 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
2.2. Построение деревьев в процессе восходящего и нисходящего синтаксического анализа. Лабораторные 7 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
2.3. Восходящий и нисходящий синтаксический анализ. Сам. работа 7 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Автоматы.
3.1. Порождающие грамматики и автоматы. Лекции 7 0,5 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
3.2. Синтез автоматов с магазинной памятью. Лабораторные 7 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
3.3. Синтез конечных автоматов. Сам. работа 7 3 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Формальное описание языков программирования.
4.1. Модель языка. Лекции 7 0,5 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
4.2. Построение контекстно-свободной грамматики языка. Лабораторные 7 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
4.3. Контекстно-свободные грамматики выражений с приоритетами операций. Сам. работа 7 4 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Структура компилятора.
5.1. Модель языка программирования и этапы перевода. Лекции 7 0,5 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
5.2. Назначение блоков лексического, синтаксического и семантического анализа. Лабораторные 7 4 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Лексический анализ.
6.1. Лексика языка. Регулярные выражения и конечные автоматы. Лекции 7 0,5 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
6.2. Построение конечного автомата лексики языка, реализация программы сканера. Лабораторные 7 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
6.3. Реализация программы сканера. Сам. работа 7 4 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Понятие синтаксического анализа.
7.1. Проблемы и особенности стратегий синтаксического анализа. Лекции 7 0,5 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
7.2. Синтез контекстно-свободных грамматик языков программирования. Лабораторные 7 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
7.3. Общие и специальные методы синтаксического анализа. Сам. работа 7 4 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Метод рекурсивного спуска реализации синтаксического анализа.
8.1. Построение и преобразование синтаксических диаграмм. Лекции 7 0,5 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
8.2. Программная реализация синтаксического анализатора методом рекурсивного спуска. Лабораторные 7 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
8.3. Общие и специальные методы синтаксического анализа. Сам. работа 7 4 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Контекстные условия формальных языков.
9.1. Типы контекстной зависимости для различных конструкций языков программирования. Лекции 7 0,5 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
9.2. Контекстные зависимости для формирования бинарного дерева подчинения. Лабораторные 7 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
9.3. Контекстная зависимость языков программирования. Сам. работа 7 4 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 10. Семантический контроль и деревья подчинения.
10.1. Семантические таблицы компилятора и их структура. Лекции 7 0,5 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
10.2. Понятие семантической подпрограммы. Лекции 7 0,5 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
10.3. Формирование бинарного дерева подчинения Лабораторные 7 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
10.4. Таблица приведений языка программирования и ее реализация Сам. работа 7 8 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 11. Магазинные методы синтаксического анализа.
11.1. Автоматы с магазинной памятью как основа программирования универсального синтаксического анализатора. Лекции 7 0,5 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
11.2. LL(1)-анализаторы. Лекции 7 0,5 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
11.3. Построение управляющей таблицы LL(1)-анализатора. Лабораторные 7 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
11.4. Проблемы вычислительной сложности при реализации недетерминированных автоматов с магазинной памятью. Сам. работа 7 8 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 12. Принципы интерпретации в процессе синтаксического анализа.
12.1. Принципы интерпретации. Лекции 7 0,5 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
12.2. Реализация интерпретации выражений. Лабораторные 7 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
12.3. Выделение памяти для конструкций языка в процессе интерпретации. Лекции 7 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
12.4. Алгоритмы интерпретации простейших типов данных. Сам. работа 7 8 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 13. Интерпретация управляющих структур.
13.1. Понятие флага интерпретации и его использование. Лекции 7 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
13.2. Интерпретация циклических и ветвящихся процессов. Лекции 7 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
13.3. Реализация интерпретации. Лабораторные 7 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
13.4. Реализация интерпретации. Сам. работа 7 8 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 14. Перевод и синтез кода.
14.1. Понятие промежуточного языка. Лекции 7 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
14.2. Способы представления промежуточного кода. Деревья, префиксная и постфиксная запись, триады и тетрады. Лекции 7 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
14.3. Структура промежуточного кода. Лабораторные 7 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
14.4. Типы промежуточных языков. Сам. работа 7 5 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 15. Генерация кода и синтаксически управляемый перевод.
15.1. Понятие синтаксически управляемого перевода. Лекции 7 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
15.2. Модели естественных языков и этапы перевода с естественного языка на формальный. Лекции 7 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1
15.3. Направления развития современных языковых программных систем. Сам. работа 7 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1037
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3:
Способен понимать и применять в научно-исследовательской и прикладной деятельности современный математический аппарат, основные законы естествознания, современные языки программирования и программное обеспечение; операционные системы и сетевые технологии.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ - https://disk.yandex.ru/i/O_B0ShCoGQbMJQ
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-6:
Способен применять в профессиональной деятельности современные языки программирования и методы параллельной обработки данных, операционные системы, электронные библиотеки и пакеты программ, сетевые технологии.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ - https://disk.yandex.ru/i/SFQycKKF0hW28g
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
Промежуточная аттестация заключается в проведении экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
1. Понятие языка и грамматики. Типы грамматик. Основные операции над языками. Теорема об операциях над КС-языками и синтез КС-грамматик.
2. Грамматический разбор (синтаксический анализ). Стратегии синтаксического анализа. Дерево разбора. Левый и правый вывод.
3. КС-грамматика языка программирования. Определение программы, оператора. Типы операторов языка программирования и описание их синтаксиса. Описания данных, классов, структур.
4. Назначение транслятора. Классификация трансляторов. Структура компилятора. Назначение блоков компилятора.
5. Теорема о языке anbncn и следствие из нее. Влияние данной теоремы на решение проблемы создания компиляторов. Синтаксис языков программирования и контекстные условия языков.
6. Лексика, синтаксис, семантика языка программирования и характеристика соответствующих блоков компилятора.
7. Понятие регулярного выражения. Конечные автоматы. Представление лексики языка программирования в форме конечного автомата.
8. Назначение блока лексического анализа. Таблица лексем. Способы программирования сканера, его входные и выходные данные.
9. Программная реализация сканера, построенного на основе конечного автомата. Незначащие символы и реализация комментариев.
10. Лексический и синтаксический уровни языка программирования. Понятие синтаксической диаграммы. Правила преобразования диаграмм.
11. Разметка ветвей синтаксических диаграмм. Функции first и follow, их использование для программирования точек ветвления в синтаксических диаграммах.
12. Рекурсивный спуск. Программирование функций, соответствующих синтаксическим диаграммам.
13. Семантика языков программирования, принципы реализации семантики. Типы контекстных условий. Таблицы компилятора, назначение, структура, данные.
14. Типы семантических подпрограмм. Включение семантических подпрограмм в синтаксические диаграммы.
15. Семантическое дерево. Блочная структура программы, область видимости и иерархическая древовидная структура таблицы. Реализация семантического дерева.
16. Понятие интерпретатора. Преимущества и недостатки процесса интерпретации. Алгоритмы интерпретации выражений. Приведение типов.
17. Алгоритмы интерпретации условного и циклического операторов.
18. Алгоритмы интерпретации процедур и функций.
19. Понятие МП-автомата. Теорема о МП-автомате для нисходящего синтаксического анализа в КС-грамматике. Влияние данной теоремы на практическую реализацию программ синтаксического анализа.
20. LL(1) анализатор. Управляющая таблица, алгоритм ее построения. Программа LL(1)-анализатора как реализация управляющей таблицы.
21. Понятие синтаксически управляемого (СУ) перевода. Универсальность СУ перевода для записи семантики. Примеры записи правил синтаксически управляемого перевода для проверки контекстных условий.
22. Блок синтеза транслятора. Исходная информация для блока синтеза. Способы представления дерева разбора: деревья, префиксная запись, триады и тетрады.
23. Особенности представления синтаксических конструкций языков программирования в промежуточном коде. Примеры.
24. Препроцессорный уровень языка программирования. Реализация препроцессора как интерпретатора препроцессорных операторов. Лексика и синтаксис препроцессорного уровня.
25. Оптимизация промежуточного кода. Граф управления программы и его построение. Линейные участки и переходы.
26. Типы оптимизации линейных участков. Подстановки константных выражение. Повторяющиеся фрагменты. Минимизация регистров. Агрегаты операций.
27. Оптимизация циклов.
28. Оптимизация ветвлений.
29. Лишние выражения и лишние циклы.
30. Объектный код, его назначение и структура. Задача редактора связей.
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА:
1. Построение КС-грамматик формальных языков.
2. Синтез конечных автоматов.
3. Построение КС-грамматик языка программирования.
4. Проектирование лексики языка программирования(таблица лексем, конечный автомат лексики, конечный автомат ошибок).
5. Построение синтаксических диаграмм для грамматики языка программирования.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения
Приложение 1.   ТАЯТ_ФИиИТ_ФОС.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кауфман В.Ш. Языки программирования. Концепции и принципы: Учебник М.: ДМК Пресс // ЭБС "Лань", 2011 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Вирт Н. Алгоритмы и структуры данных: М.: ДМК Пресс, 2010 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Алгоритмы. Методы. Исходнинки algolist.manual.ru
Э2 Онлайн-курс «Теория алгоритмических языков и трансляторов» на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Образовательный портал АлтГУ http://portal.edu.asu.ru/
2. Электронный каталог НБ АлтГУ «Книги»: http://www.lib.asu.ru/app/elecat/elecat=index1?base=book
3. Издательство «Лань» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://e.lanbook.com/
4. Издательство «Юрайт» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://biblio-online.ru
5. ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
6. ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
207Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
203Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
205Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютеры: марка КламаС Офис, мониторы: марка ACER модель V223HQL - 8 единиц; доска интерактивная Triumph MULTI TOUCH 78 + проектор NEC UM280X в комплекте
202Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
109М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 13 ед.
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Самостоятельную подготовку к занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Если к занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.

Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.

Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на занятии, изучите их самостоятельно.