МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технологии саморазвития личности педагога

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильПеревод и переводоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_Лингвистика_ПиП-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Технологии саморазвития личности педагога

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 969)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от г. №
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины – формирование системы знаний, умений о технологиях саморазвития, самопрогнозирования и самореализации личности и закрепление у педагогов навыков реализации технологий саморазвития в профессиональной деятельности.
Задачи:
1. Изучение движущих сил и условий развития личности современного педагога.
2. Изучение форм, методов, технологий саморазвития личности для эффективного планирования, осуществления и контроля собственной деятельности.
3. Изучение инструментов самооценки личности, составление плана саморазвития личности.
4. Получение представления о сущности самосознания и самоотношения как основ развития личности педагога.
5. Развитие у обучающихся навыков конструктивного взаимодействия, командной работы, урегулирования конфликтных ситуаций, критического мышления, креативности, управления временем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ФТД.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПКд-1.02 Способен по результатам диагностики проектировать и реализовывать персональную траекторию развития гибких навыков современного педагога
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.движущие силы и условия развития личности современного педагога;
подходы к саморазвитию;
формы, методы, технологии саморазвития личности для эффективного планирования, осуществления и контроля собственной деятельности
технологии и барьеры саморазвития личности современного педагога, технологии само-менеджмента и тайм-менеджмента.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять формы, методы, технологии саморазвития личности для эффективного планирования, осуществления и контроля собственной деятельности;
разрабатывать стратегию личностного развития;
использовать технологии и барьерах саморазвития личности современного педагога, технологии само-менеджмента и тайм-менеджмента.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.выявления движущих сил и условий развития личности современного педагога;
инструментами стресс-менеджмента;
технологиями саморазвития личности;
применения технологий само-менеджмента и тайм-менеджмента.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы развития Soft skills педагога
1.1. Личность современного педагога, движущие силы и условия ее развития Лекции 7 2 ПКд-1.02 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.2. Технологии и барьеры саморазвития Soft skills современного педагога Практические 7 8 ПКд-1.02 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.3. Самосознание и самоотношение как основа развития личности и формирования Soft skills педагога Лекции 7 2 ПКд-1.02 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.4. Саморазвитие и самоактуализация личности в контексте гуманистической психологии Лекции 7 2 ПКд-1.02 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.5. План саморазвития личности педагога Сам. работа 7 30 ПКд-1.02 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Раздел 2. Технологии и барьеры саморазвития личности современного педагога
2.1. Технологии профилактики эмоционального выгорания педагога Лекции 7 8 ПКд-1.02 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
2.2. Технологии развития коммуникации Практические 7 2 ПКд-1.02 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
2.3. Технологии развития критического мышления Практические 7 2 ПКд-1.02 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
2.4. Технологии развития креативности Практические 7 2 ПКд-1.02 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
2.5. Технологии развития кооперации Практические 7 8 ПКд-1.02 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
2.6. Технологии профилактики эмоционального выгорания педагога Сам. работа 7 42 ПКд-1.02 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Личность, движущие силы и условия ее развития
2. Понимание природы личности, ее мотивации к саморазвитию в зарубежных концепциях
3. Понимание природы личности, ее мотивации к саморазвитию в отечественных концепциях
4. Самосознание и самоотношение как основа развития личности.
5. Ценностные ориентации и жизненные перспективы как вектор саморазвития.
6. Образ жизни личности и ее жизненный путь.
7. Технология развития креативности.
8. Технологии развития коммуникации.
9. Технологии развития кооперации.
10. Технологии развития критического мышления.
11. Технологии тайм-менеджмента и управления временем.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Верно ли, что К. Томас выделяет семь способов урегулирования конфликтов?
• Верно
• Неверно
2. Верно ли, что в модель "4К" входят когнитивные навыки?
• Верно
• Неверно
3.Soft skills-это
• Гибкие навыки
• Жесткие навыки
• Твердые навыки
• Мягкие навыки
4. Вид мышления, которое ведет к инсайтам, новым подходам, свежим взглядам, в целом это новый путь понимания и видения вещей
• Ригидное мышление
• Креативное мышление
5. Выберите наиболее популярную классификацию soft skills
• soft skills: креативность, критическое мышление, коммуникация, кооперация
• soft skills: коммуникативные навыки, навыки self-менеджмента, навыки эффективного мышления, управленческие навыки.
6. Какие три элемента входят в структуру креативности?
• Любознательность
• Постановка цели
• Создание идей
• Развитие предложенных идей
• Формулировка выводов
7. С помощью чего измеряется эффективность коммуникации?
• степенью воздействия на поведение партнера
• степенью позитивности эмоций партнера
• степенью взаимопонимания
8. Черта личности, которая характеризуется сильным сопротивлением или неспособностью к изменению поведения, мнения или отношения
• ригидность
• креативность
• инициативность
9. К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов?
А) компромисс Б)избегание В) соревнование Г) приспособление Д) сотрудничество

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Акимова Н.Н. Психология конфликта: : учеб. пособие Барнаул: Си-пресс, 2012
Л1.2 Кашапов, М. М. Психология конфликта: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/9F9ECF17-913B-496A-8BE3-34ADD97B9580.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Г. М. Андреева Социальная психология: учеб. для вузов М.: Аспект Пресс, 2006
Л2.2 Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для вузов М.: Аспект Пресс, 2007
Л2.3 под ред. А. А. Крылова и С. А. Маничева Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учеб. пособие для вузов СПб.[и др.]: Питер, 2007
Л2.4 Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология: [пособие] СПб.[и др.]: Питер, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 мудл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional;
Office 2010 Professional
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к промежуточной аттестации.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовки к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов, уметь приводить примеры. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с учебной и научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу. Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний.
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.