МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проектирование информационных систем

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в дизайне
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_Прикладная информатика_ПИвД-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 189
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 10 10 10 10
Сам. работа 189 189 189 189
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
ст.преподаватель, Шаповалова С.В.

Рецензент(ы):
Канд. физ.-мат.наук, доцент, Юдинцев А.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Проектирование информационных систем

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.04.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Шаховалов Н.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.04.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Шаховалов Н.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1.1. Целью преподавания курса является знакомство студентов с историей и современным состоянием развития методов и средств проектирования информационных систем. Формирование навыков самостоятельного практического применения современных средств и методов проектирования ЭИС, на основе использования визуаль-ного проектирования и CASE – средств
К основным задачам курса относятся:
- знакомство с основами анализа и проектирования информационных систем;
- знакомство с технологиями проектирования информационных сис-тем;
- знакомство с технологиями работы с современными средствами проектирования

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5Способен инсталлировать программное и аппаратное обеспечение для информационных и автоматизированных систем;
ОПК-5.1 Знает основы системного администрирования, администрирования систем управления базой данных, современные стандарты информационного взаимодействия систем
ОПК-5.2 Умеет выполнять параметрическую настройку информационных и автоматизированных систем
ОПК-5.3 Владеет навыками инсталляции программного и аппаратного обеспечения информационных и автоматизированных систем
ОПК-8Способен принимать участие в управлении проектами создания информационных систем на стадиях жизненного цикла;
ОПК-8.1 Знает основные технологии создания и внедрения информационных систем, стандарты управления жизненным циклом информационной системы
ОПК-8.2 Умеет осуществлять организационное обеспечение выполнения работ на всех стадиях и в процессах жизненного цикла информационной системы
ОПК-8.3 Владеет навыками составления плановой и отчетной документации по управлению проектами создания информационных систем на стадиях жизненного цикла
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-методы и рекомендации по проведению обследования и формированию требований к ИС
-методы разработки, внедрения и адаптации прикладного программного обеспечения
-этапы проектирования ИС, содержание этапов проектирования, методы проектирования, стандарты проектирования
-состав и содержание проектной документации, стандарты оформления

3.2.Уметь:
3.2.1.-составлять план обследования, формировать группу для обследования, проводить анализ результатов обследования, принимать решения по составу функций, реализуемых системой
- осуществлять выбор методов и инструментов разработки, внедрения и адаптации прикладного программного обеспечения
- составлять график проектирования и комплектовать команду проектировщиков, оценивать объемы работ и их стоимость
- составлять описания проектных решений, выбирать наиболее рациональные решения по документированию
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-базовыми навыками исследовательской деятельности
-базовыми навыками составления заданий исполнителям проекта, программным инструментарием проектирования ИС
-базовыми навыками разработки программного обеспечения в различных программных средах
-практическими навыками составления проектной документации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятия и структура проекта ИС. Жизненный цикл ЭИС. Каноническое проектирование ИС. Состав проектной документации.
1.1. Проект, проектирование, объект и субъект проектирования, технология и методология проектирования. Понятия и структура проекта ИС. Классификация методов проектирования ЭИС. Требования к эффективности и надежности проектных решений. Основные компоненты технологии проектирования ИС. Методы и средства проектирования ИС. Краткая характеристика применяемых технологий проектирования. Требования, предъявляемые к технологии проектирования ИС. Выбор технологии проектирования ИС. Лекции 3 2 ОПК-8.1, ОПК-5.1 Л2.1, Л1.1
1.2. Жизненный цикл ЭИС. Стадии жизненного цикла. Модели жизненного цикла: каскадная, итерационная и спиральная Лекции 3 2 ОПК-8.1, ОПК-5.1 Л2.1, Л1.1
1.3. Каноническое проектирование ИС. Стадии и этапы процесса проектирования ИС. Состав работ на предпроектной стадии, стадии технического и рабочего проектирования, стадии ввода в действие ИС, эксплуатации и сопровождения. Состав проектной документации. Сам. работа 3 4 ОПК-8.1, ОПК-5.1 Л2.1, Л1.1
1.4. Сбор материалов для разрабртки технического задания Сам. работа 3 10 ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.1
1.5. Создание технического задания на разработку информационной системы. Рассмотрение стандартного примера. Самостоятельное выполнение задания по заданной теме. Сам. работа 3 6 ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.1
1.6. Сбор материалов для разработки постановки задачи Сам. работа 3 6 ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.1
1.7. Выполнение постановки задачи. Рассмотрение стандартного примера. Самостоятельное выполнение задания по заданной теме. Сам. работа 3 6 ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.1
1.8. Изучение теоретического материала по пройденныим темам Сам. работа 3 16 ОПК-8.1, ОПК-5.1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Проектирование и принципы организации информационного обеспечения ИС. Проектирование программного обеспечения.
2.1. Проектирование процессов получения первичной информации. Проектирование процесса загрузки и ведения информационной базы. Проектирование процесса автоматизированного ввода бумажных документов. Лекции 3 2 ОПК-8.1, ОПК-5.1 Л2.1, Л1.1
2.2. Проектирование системы экономической документации. Унифицированная система документации. Проектирование форм первичных документов. Проектирование форм документов результатной информации Сам. работа 3 6 ОПК-8.1, ОПК-5.1 Л2.1, Л1.1
2.3. Основные понятия и классификация технологических процессов обработки данных. Состав, содержание и принципы организации информационного обеспечения ИС. Проектирование документальных БД: анализ предметной области, разработка состава и структуры БД, проектирование логико-семантического комплекса. Проектирование фактографических БД: методы проектирования; концептуальное, логическое и физическое проектирование. Принципы и особенности проектирования интегрированных ИС. Система управления информационными потоками как средство интеграции приложений ИС. Методы и средства организации метаинформации проекта ИС. Организация решения экономических задач. Организация АРМ специалистов предметной области. Сам. работа 3 6 ОПК-8.1, ОПК-5.1 Л2.1, Л1.1
2.4. Проектирование технологических процессов обработки данных в пакетном режиме. Структурное проектирование, модульное проектирование, проектирование «сверху-вниз», структурное программирование, HIPO-документирование. Сам. работа 3 6 ОПК-8.1, ОПК-5.1 Л2.1, Л1.1
2.5. Изучение теоретического материала по пройденныим темам Сам. работа 3 16 ОПК-8.1, ОПК-5.1 Л2.1, Л1.1
2.6. Формализация и способы описания алгоритмов. Создание миниспецификаций. Рассмотрение стандартного примера. Самостоятельное выполнение задания по заданной теме. Лабораторные 3 2 ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.1
2.7. Доработка и защита лабораторных работ Сам. работа 3 10 ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Автоматизированное проектирование ЭИС с использованием CASE-технологии. RAD-технологии прототипного создания приложений.
3.1. Автоматизированное проектирование ЭИС с использованием CASE-технологии. CASE-системы и их классифмкация. Функционально-ориентированный и объектно-ориентированный подходы. Основная терминология CASE-технологий. Архитектура CASE-средства. Факторы, влияющие на выбор CASE системы. Характеристика рынка CASE систем Сам. работа 3 6 ОПК-8.1, ОПК-5.1 Л2.1, Л1.1
3.2. Проектирование технологических процессов обработки данных в диалоговом режиме. Диалог. Диалоговая система. Способы организации диалога. Язык общения. Формальный аппарат описания организации и функционирования диалоговой системы: теория графов, теория конечных автоматов. Сам. работа 3 6 ОПК-8.1, ОПК-5.1 Л2.1, Л1.1
3.3. Функционально-ориентированное проектирование. Диаграммы декомпозиции. Нотации. Моделирование бизнес-процессов. Моделирование потоков данных. Построение диаграмм потоков данных. Стандарты IDEF0, IDEF3, IDEF1X. Сам. работа 3 6 ОПК-8.1, ОПК-5.1 Л2.1, Л1.1
3.4. Лабораторная № 1. Построение модели в стандарте IDEF0 Лабораторные 3 2 ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.1
3.5. Лабораторная № 2. Построение модели в стандарте DFD Лабораторные 3 2 ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.1
3.6. Самостоятельное построение функциональной модели бизнес-процессов для заданного варианта экономического объекта Сам. работа 3 7 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.1
3.7. Объектно-ориентированное проектирование. Язык объектно-ориентированного моделирования. Диаграммы декомпозиции, их назначение и использование: диаграммы прецедентов использования, диаграммы классов объектов, диаграммы состояний, диаграмма взаимодействия объектов, диаграмма деятельностей, диаграммы пакетов, диаграммы компонентов размещения. Сам. работа 3 6 ОПК-8.1, ОПК-5.1 Л2.1, Л1.1
3.8. Лабораторная № 3. Построение модели на языке UML Лабораторные 3 2 ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.1
3.9. Самостоятельное построение модели данных для заданного варианта экономического объекта. Генерация программного кода создания базы данных на языке целевой СУБД Сам. работа 3 10 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.1
3.10. Доработка и защита лабораторных работ Сам. работа 3 10 ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Типовое проектирование ЭИС. Реинжиниринг бизнес-процессов на основе корпоративной ЭИС. Стандартизация проектных работ.
4.1. Содержание RAD-технологии прототипного создания приложений. Сфера применения. Инструментальные средства. Технологический процесс проектирования с использованием систем-прототипов. Сам. работа 3 6 ОПК-8.1, ОПК-5.1 Л2.1, Л1.1
4.2. Типовое проектирование ЭИС. Понятие типового элемента.Методы типового проектирования: элементный, подсистемный, объектный. Достоинства, недостатки, сфера применения. Технологии параметрически-ориентированного и модельно-ориентированного проектирования Лекции 3 2 ОПК-8.1, ОПК-5.1 Л2.1, Л1.1
4.3. Модельно-ориентированное проектирование ЭИС. Сфера применения. Сущность метода. Основная терминология. Модели функций, процессов, объектов, организационной структуры. Модели бизнес-правил. Сам. работа 3 6 ОПК-8.1, ОПК-5.1 Л2.1, Л1.1
4.4. Параметрически ориентированное проектирование ЭИС. Сущность метода. Основная терминология. Адаптация типовой конфигурации ППП. Критерии оценки ППП. Сфера применения. Сам. работа 3 6 ОПК-8.1, ОПК-5.1 Л2.1, Л1.1
4.5. Реинжиниринг бизнес-процессов на основе корпоративной ЭИС. Суть реинжиниринга. Горизонтальное и вертикальное сжатие бизнес-процессов. Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Методология моделирования проблемной области. Сам. работа 3 6 ОПК-8.1, ОПК-5.1 Л2.1, Л1.1
4.6. Проектирование клиент-серверных корпоративных ЭИС. Проектирование систем оперативной обработки транзакций. Проектирование систем оперативного анализа данных. Сам. работа 3 6 ОПК-8.1, ОПК-5.1 Л2.1, Л1.1
4.7. Стандартизация проектных работ. Основные стандарты, применяемые на различных стадиях проектирования ЭИС. Межсистемные интерфейсы и драйверы; интерфейсы в распределенных системах. Стандартные методы совместного доступа к базам и программам в сложных информационных системах (драйверы ODBC, программная система CORBA и др.). Сам. работа 3 6 ОПК-8.1, ОПК-5.1 Л2.1, Л1.1
4.8. Лабораторная № 4. Построение модели в методологии BPMN2 Лабораторные 3 2 ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.1
4.9. Доработка и защита лабораторных работ Сам. работа 3 10 ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Контроль
5.1. Экзамен 3 9 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ОПК-8: Способен принимать участие в управлении проектами создания информационных систем на стадиях жизненного цикла;
ОПК-5: Способен инсталлировать программное и аппаратное обеспечение для информационных и автоматизированных систем;

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы:
1. «Административно-хозяйственное обеспечение» в <название организации>
2. «Аттестация муниципальных служащих» в <название организации>
3. «Библиотечное и информационное обслуживание» в <название организации>
4. «Бухгалтерский учет и отчетность» в <название организации>
5. «Внутренний аудит» в <название организации>
6. «Внутренний контроль» в <название организации>
7. «Воспитание и социальная работа» в <название организации>
8. «Выпуск газеты» в <название организации>
9. «Дипломирование студентов вузов» в <название организации>
10. «Довузовская и дополнительная подготовка» в <название организации>
11. «Доставка продукции потребителям» в <название организации>
12. «Закупка сырья и материалов» в <название организации>
13. «Изготовление мебели на заказ» в <название организации>
14. «ИТ-обеспечение и связь» в <название организации>
15. «Капитальный ремонт и строительство» в <название организации>
16. «Корпоративное и правовое обеспечение» в <название организации>
17. «Кредитование владельцев частных предприятий» в <название организации>
18. «Маркетинг» в <название организации>
19. «Мониторинг и оценка удовлетворенности внешних потребителей» в <название организации>
20. «Мониторинг и оценка удовлетворенности внутренних потребителей» в <название организации>
21. «Научные исследования кафедр и издательская деятельность» в <название организации>
22. «Научные исследования научно-исследовательских структурных подразделений и инновационная деятельность» в <название организации>
23. «Обеспечение безопасности» в <название организации>
24. «Обслуживание клиентов отдела банка по работе с физическими лицами» в <название организации>
25. «Обслуживание клиентов ресторана» в <название организации>
26. «Обслуживание корпоративных клиентов» в <название организации>
27. «Обслуживание розничных клиентов» в <название организации>
28. «Оказание оздоровительных услуг» в <название организации>
29. «Организация выставки-ярмарки» в <название организации>
30. «Предоставление доступа к местной
31. телефонной сети» в <название организации>
32. «Предоставление риэлтерских услуг» в <название организации>
33. «Прием студентов» в <название организации>
34. «Продажа компьютеров» в <название организации>
35. «Продажа продукции» в <название организации>
36. «Продажа туристического продукта» в <название организации>
37. «Производство продукции» в <название организации>
38. «Работа кафедры ВУЗа» в <название организации>
39. «Работа на финансовых и межбанковских рынках» в <название организации>
40. «Работа правления общества собственников жилья» в <название организации>
41. «Работа с просроченной задолженностью» в <название организации>
42. «Разработка банковских продуктов» в <название организации>
43. «Разработка программного обеспечения» в <название организации>
44. «Реализация основных образовательных программ высшего профессионального образования – обучение» в <название организации>
45. «Ремонт и модернизация оборудования» в <название организации>
46. «Ремонт квартиры» в <название организации>
47. «Содействие трудоустройству» в <название организации>
48. «Стратегическое управление» в <название организации>
49. «Страхование квартиры и домашнего имущества» в <название организации>
50. «Управление бизнес-процессами и качеством» в <название организации>
51. «Управление документами» в <название организации>
52. «Управление закупками» в <название организации>
53. «Управление информацией» в <название организации>
54. «Управление инфраструктурой» в <название организации>
55. «Управление маркетингом» в <название организации>
56. «Управление персоналом» в <название организации>
57. «Управление проектами развития» в <название организации>
58. «Управление процессами и качеством» в <название организации>
59. «Управление развитием филиальной сети» в <название организации>
60. «Управление рисками» в <название организации>
61. «Управление финансами» в <название организации>
62. «Функционирование отдела работы с претензиями» в <название организации>
63. «Функционирование плавательного бассейна» в <название организации>
64. «Юридическое обеспечение» в <название организации>

Тестовые задания (выбор одного или нескольких вариантов, или краткий ответ)
1. Какие модели жизненного цикла ИС вам известны
А) Спиральная
Б) Итерационная
В) Инкрементная
Г) Многофакторная
Д) Каскадная
2.На какой стадии жизненного цикла оформляется техническое задание в стандарте ISO/IEC 12207?
(Формирование требований к ПО)
3. На какой стадии жизненного цикла происходит знакомство пользователя с возможностями и интерфейсом информационной системы по ГОСТ 34?
(Ввод в действие).
4. Ряд событий, происходящих с системой в процессе ее создания и использования – это __________.
(Жизненный цикл).
5. Структура, содержащая стадии, процессы (действия и задачи), которые осуществляются в ходе разработки, функционирования и сопровождения программного продукта в течение всей жизни системы, от определения требований до завершения ее использования – это _______________
(Модель жизненного цикла)
__________________________модель предусматривает последовательное выполнение всех этапов проекта в строго фиксированном порядке. Переход на следующий этап означает полное завершение работ на предыдущем этапе
(Каскадная)
6. На какой стадии ЖЦ выполняются работы по логической разработке и выбору наилучших вариантов проектных решений при каноническом проектировании.
А) Техно-рабочего проектирования
Б) Предпроектной стадии
В) Эскизного проекта
Г) Внедрения проекта
Д) Эксплуатации и сопровождения проекта
7. Какая документация оформляется на стадии рабочего проектирования
А) Техническое задание
Б) Технико-экономическое обоснование
В) Технологические карты, разрабатываемые на процессы обработки информации
Г) Инструкция для системного администратора по установке системы
Д) Инструкция для пользователя
8. Системный анализ включает в себя:
А) Идентификацию недостатков существующей ИС
Б) Определение экономической целесообразности проектирования ИС
В) Описание и анализ функционирования рассматриваемого экономического объекта
Г) Разработка функциональной архитектуры ИС
Д) Разработка системной архитектуры выбранного варианта ИС
9. Системный синтез включает в себя:
А) Идентификацию недостатков существующей ИС
Б) Определение экономической целесообразности проектирования ИС
В) Описание и анализ функционирования рассматриваемого экономического объекта
Г) Разработка функциональной архитектуры ИС
Д) Разработка системной архитектуры выбранного варианта ИС
10. Какие стадии жизненного цикла включаются в системный синтез?
А) Планирование и анализ требований
Б) Проектирование
В) Реализация
Г) Внедрение
Д) Эксплуатация
11. Какие работы выполняются на стадии внедрения?
А) Опытное внедрение
Б) Сдача в промышленную эксплуатацию
В) Конструирование системы
Г) Разработка технической документации
Д) Моделирование данных
12. Для создания новаторской ИС, для которой сложно заранее определить требования, используется ______________ модель жизненного цикла
(Спиральная)
13. Какая модель жизненного цикла может быть использована для создания средней или большой ИС, для которой можно заранее определить требования?
А) Спиральная
Б) Инкрементная
В) Каскадная
Г) Итерационная
Д) Смешанная
14. Для каких моделей жизненного цикла характерна разработка версиями?
А) Спиральная
Б) Инкрементная
В) Каскадная
Г) Итерационная
Д) Смешанная
15. Для каких моделей жизненного цикла невозможна характерна разработка версиями?
А) Спиральная
Б) Инкрементная
В) Каскадная
Г) Итерационная
Д) Смешанная
16. В ходе предпроектного обследования, объектами обследования на предприятии могут являться:
А) Структурно-организационные звенья предприятия
Б) Функциональная структура, состав хозяйственных процессов и процедур
В) Материальные потоки и процессы их обработки
Г) Мотивация сотрудников
Д) Результаты хозяйственной деятельности предприятия
17. Перед началом работ по проведению обследования необходимо выбрать _________ проведения обследования
(Метод)
18. Все методы проведения обследования можно объединить в группы по следующим признакам:
А) по цели обследования
Б) по числу исполнителей
В) по степени охвата предметной области
Г) по эффективности результатов
Д) по степени популярности
19. Метод _____________применим в основном при выяснении таких вопросов, на которые нельзя получить ответ от исполнителей.
(анализа представленного материала)
20. Метод _____________________заключается в том, что на каждую работу в отдельности открывается специальная карта обследования, в которой приводятся все основные данные о регистрируемой работе или составляемых документах
(документальной инвентаризации управленческих работ)
21.Какой метод используется для определения трудоемкости и стоимости работ, подлежащих переводу на выполнение с помощью ЭВМ, а также для установления объемов работ по отдельным операциям?
А) Расчетный
Б) Фотографии рабочего дня
В) Документальной инвентаризации управленческих работ
Г) Метод аналогии
Д) Анализа представленного материала
22. Какие формы документов используются для формализации материалов предпроектного обследования?
А) Документы, описывающие весь объект исследования
Б) Документы, описывающие структурные подразделения и их потоки информации
В) Документы, описывающие структуры потоков информации и процедуры их обработки
Г) Устав предприятия
Д) Налоговая отчетность
23. На выбор объектов автоматизации оказывает влияние ряд факторов, например, такие как:
А) Количество формализуемых функций в каждом конкретном подразделении
Б) Количество связей этого подразделения с другими подразделениями
В) Важность этого подразделения в процессах управления объектом
Г) Количество работников подразделения
Д) Формируемая подразделением добавленная стоимость
24. При выборе объектов автоматизации, к задачам ___________ очереди относят самые трудоемкие задачи и задачи, обеспечивающие информацией все остальные задачи комплексов и подсистем (например, задачи планирования и бухгалтерского учета).
А) 1
Б) 2
В) 3
Г) 4
Д) 5
25. Требованием к первоочередным задачам является получение нормативного коэффициента ___________ капитальных затрат
(окупаемости)
26. В качестве субъекта проектирования ИС выступают коллективы специалистов, которые осуществляют проектную деятельность, как правило, в составе специализированной (проектной) организации, и организация-_____________, для которой необходимо разработать ИС
(заказчик)
27. _________ разрабатываемой системы определяет состав и количество участников процесса проектирования.
(Масштаб)
28. Совокупность методов и средств проектирования ИС, а также методов и средств организации проектирования – это
А) Технология проектирования
Б) Методология проектирования
В) Стандарт проектирования
Г) Правила проектирования
Д) Стиль проектирования
29. В проектах, в ходе реализации которых выделяется головная организация, остальные участники выполнения проекта называются ___________
(Соисполнителями)
30. Какую функцию осуществляет головная организация?
А) Координирует деятельность всех организаций-соисполнителей.
Б) Выполняет всю основную работу по реализации проекта
В) Осуществляет финансирование проекта
Г) Представляет интересы заказчика
Д) Отвечает за концепцию ИС

31. При проектировании ИС на основе параметрической настройки пакета прикладных программ последний рассматривается как «______________»
(черный ящик)
32. На вход пакета прикладных программ подаются ____________и информационный потоки, а выходом служит результат работы пакета
(параметрический)
33. Пакет прикладных программ на основе параметрической настройки включает следующие блоки
А) Адаптации
Б) Функционирования
В) Обработки параметров
Г) Арифметически-логический
Д) Интерпретации
34. Блок __________________ в пакете прикладных программ на основе параметрической настройки обрабатывает исходные данные и формирует результаты работы пакета
(Функционирования)
35. ______________ поток - информация, необходимая для настройки пакета на конкретные условия функционирования.
(Параметрический)
36. Блок ____________ в пакете прикладных программ на основе параметрической настройки взаимодействует с блоком функционирования и может добавлять модули или модифицировать их
(Адаптации)
37. Параметрически-ориентированное проектирование ИС по сравнению с оригинальным проектированием дает возможность более __________ внедрения ИС, с существенным сокращением капитальных вложений.
А) Быстрого и гибкого
Б) Медленного
В) Качественного
Г) Стабильного
Д) Профессионального
38. Параметрический поток - информация, необходимая для настройки пакета на конкретные условия функционирования, задаваемая ______ раз при установке этого пакета.
А) 1
Б) 2
В) 3
Г) 4
Д) Много
39. Процесс приведения информационных систем в соответствие с поставленными целевыми установками и задачами компании или организации.
А) Администрирование
Б) Параметрическая настройка
В) Адаптация
Г) Инсталляция
Д) Модернизация
40. К задачам администрирования подсистем относятся:
А) Администрирование кабельной системы
Б) Поддержка и сопровождение аппаратной части В) Администрирование сетевой системы
Г) Администрирование поставок оборудования
Д) Администрирование бизнес-процессов предприятия
41. Модель _____________ в ИС - это набор функций по управлению подсистемой или информационным процессом.
(Администрирования (управления))
42. Основной функцией ___________ является функция управления ресурсами компьютера, включая управление оперативной и дисковой памятью, управление периферийными устройствами
(Операционной системы (ОС))
43. Системы ___________ администрирования выполняют управление только сетевой подсистемой ИС, т. е. коммутаторами, маршрутизаторами, шлюзами и другими сетевыми устройствами
(Сетевого)
44. Интеграция информационных систем (ИИС) - это процесс получения общего информационного пространства и организации поддержки процессов предприятий, необходимый для установки ________ между информационными системами.
(Связей)
45. Согласно ГОСТ Р 53898-2010 – __________ сообщение; сообщение: XML-документ, а также, при необходимости, дополнительные файлы, передаваемые (получаемые) из одной системы управления документами в другую систему управления документами.
(Электронное)
46. Функциональные диаграммы могут изображаться в нотации:
А) DFD
Б) IDEF0
В) IDEF1X
Г) IDEF2
47. Что определяет контекстная диаграмма?
А) Единую точку зрения на описание деятельности
Б) Границы моделирования системы и ее компонентов
В) Общее описание системы и ее взаимодействия с внешней средой
48. Появление «тоннелей» на диаграмме означает:
А) Стрелка диаграммы декомпозиции отсутствует на родительской диаграмме и не связана с другими стрелками той же диаграммы
Б) Стрелка, присутствующая на родительской диаграмме, отсутствует в диаграмме декомпозиции соответствующего блока
В) Одна из стрелок диаграммы декомпозиции отсутствует на родительской диаграмме и связана с другими стрелками той же диаграммы
Г) Стрелка родительской диаграммы присутствует в диаграмме расщепления соответствующего блока
49. Какие основные понятия используются при создании диаграммы потоков данных?
А) Потоки данных
Б) Процессы преобразования входных потоков данных в выходные
В) Внешние источники и получатели данных
Г) Хранилища, требуемые процессами для своих операций
Д) Функциональный блок
50. На диаграммах «сущность-связь» связи изображаются:
А) Не изображаются
Б) Линиями
В) Прямоугольниками
Г) Овалами
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено учебным планом
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «удовлетворительно» – верно выполнено от 50% до 67% заданий; «хорошо» – верно выполнено от 68% до 84% заданий; «отлично» – верно выполнено от 85% до 100% заданий; «не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чистов Д.В. - Отв. ред. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ: Учебник и практикум - Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Абрамов Г.В., Медведкова И.Е., Коробова Л.А. Проектирование информационных систем: Воронеж: Воронежский государственный ун-т инженерных технологий // ЭБС "ONLINE", 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 WWW.INTUIT.RU,
Э2 WWW.BOOKSGID.COM,
Э3 WWW.CITFORUM.RU
Э4 Проектирование информационных систем portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Visual Studio, https://code.visualstudi.com/license, (бессрочно);
Elma Community Edition, https://www.elma-bpm.ru/forms/user_agreement.html , (бессрочно);
Bizagi Modeler, https://www.bizagi.com/en/bizagi-process-modeler-license-agreement , (бессрочно);
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt, (бессрочно);
AcrobatReader,http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf, (бессрочно).
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
407аС лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 19 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка MSI модель MS7267 - 14 единиц
407аС лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 19 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка MSI модель MS7267 - 14 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и лабораторные работы в компьютерных классах.
Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой.
Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
Лабораторные работы требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается в баллах БРС.