МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общая экология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.02. География
ПрофильФизическая география, геоинформатика и география туризма; Экономическая и политическая география
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Отто О.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Общая экология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 889)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 05.06.2023 г. № 27
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 05.06.2023 г. № 27
Заведующий кафедрой Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса:
В процессе преподавания курса у студентов должны сформироваться основы экологического мышления и культуры.
Задачи курса:
1. Усвоить теоритические основы современной экологии;
2. Рассмотреть особенности экологических систем разного уровня;
3. Изучить влияние антропогенной деятельности на биосферу Земли.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять базовые знания в области математических и естественных наук, знания фундаментальных разделов наук о Земле при выполнении работ географической направленности
ОПК-1.1 Знает теоретические основы математических и естественных наук, фундаментальных разделов наук о Земле
ОПК-1.2 Умеет выполнять анализ географических данных на основе знаний фундаментальных разделов наук о Земле, математических и естественных наук
ОПК-1.3 Владеет навыками применения знаний фундаментальных разделов наук о Земле в практической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные методы обработки информации и анализа математических данных, понятий фундаментальных разделов наук о Земле
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет использовать математический аппарат при выполнении работ географической направленности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Имеет навыки решения географических задач с помощью базовых математических методов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая экология как наука
1.1. Общая экология как наука Лекции 3 1 Л3.1, Л1.1
1.2. Общая экология как наука Практические 3 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.3. Общая экология как наука Сам. работа 3 4 Л1.1
1.4. История развития общей экологии Практические 3 2 Л1.1
1.5. История развития общей экологии Сам. работа 3 4 Л1.1
Раздел 2. Взаимодействие организма и среды
2.1. Взаимодействие организма и среды Лекции 3 1 Л3.1, Л1.1
2.2. Взаимодействие организма и среды Практические 3 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.3. Основные среды жизни Лекции 3 2 Л1.1
2.4. Организм-среда Сам. работа 3 4 Л1.1
2.5. Основные среды жизни Практические 3 2 Л1.1
2.6. Основные экологические факторы Практические 3 2 Л1.1
2.7. Среды жизни Сам. работа 3 6 Л1.1
2.8. Основные экологические факторы Сам. работа 3 6 Л1.1
Раздел 3. Экология популяций и экосистем
3.1. Экология популяций Лекции 3 2 Л3.1, Л1.1
3.2. Экология популяций Практические 3 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.3. Экология экосистем Лекции 3 4 Л1.1
3.4. Экология экосистем Практические 3 4 Л1.1
3.5. Экология популяций Сам. работа 3 4 Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.6. Динамика экосистем Лекции 3 2 Л1.1
3.7. Экологические пирамиды Практические 3 4 Л1.1
3.8. Экологические пирамиды Сам. работа 3 3 Л1.1
3.9. Динамика экосистем Практические 3 2 Л1.1
Раздел 4. Биосфера как глобальная экосистема
4.1. Биосфера как глобальная экосистема Лекции 3 4 Л3.1, Л1.1
4.2. Биосфера как глобальная экосистема Практические 3 2 Л3.1, Л1.1
4.3. Биосфера как глобальная экосистема Сам. работа 3 8 Л2.1, Л3.1, Л1.1
4.4. Человек в биосфере. Лекции 3 2 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2635.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-1: Способен применять базовые знания в области математических и естественных наук, знания фундаментальных разделов наук о Земле при выполнении работ географической направленности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Многоклеточные водоросли, голосеменные растения и папоротникообразные являются:
а) автотрофами (продуцентами) б) гетеротрофами (консументами)
в) гетеротрофами (редуцентами) г) хемотрофами (продуцентами)
Ответ: а
2. Ученый А. Тенсли ввел понятие:
а) биогеоценоз в 1940 г. б) биогенная миграция атомов в 1935 г.
в) экосистема в 1935 г. г) биосфера в 1920 г
Ответ: в
3. Экотоп (биотоп) и биогеоценоз образуют:
а) педосферу б ) экологическую нишу в) природное сообщество г) экосистему
Ответ:б
4. Гетеротрофами не являются:
а) паразиты б) редуценты-сапротрофы и железобактерии
в) консументы 2-го порядка г) продуценты
Ответ: г
5. Продукцию консументов называют:
а) первичной б) вторичной в) третичной г) основной
Ответ: б
6. Наименьшей первичной продукцией характеризуются;
а) поверхностные слои океана до 100 м б) прибрежные части океана
в) глубины океана г) мелководные участки океана
Ответ: в
7. Сукцессия, происходящая в реке сильно загрязненной органическими отходами, является:
а) автотрофной б) автохтонной в) абиотической г) гетеротрофной
Ответ: а
8. Сукцессия, которая начинается в лишенном жизни месте, называется:
а) первичной б) вторичной в) образующей г) итоговой
Ответ: а
9. . Перевернутая пирамида численности характерна для экосистем:
а) пустынь б) лугов в) водоемов г) гор
Ответ: в
10. Наибольшее число ярусов можно насчитать в растительном сообществе:
а) болота б) степи в) леса г) луга
Ответ: в
11. Устойчивость экосистемы зависит:
а) от биоразнообразия и разветвленности пищевых цепей
б) от климатических характеристик
в) от пространственного расположения
г) от численности представителей отдельного вида
Ответ: а
12. Поток энергии - это переход энергии в виде химических связей органических соединений:
а) в цепях питания от более высокого трофического уровня к более низкому
б) в цепях питания от более низкого трофического уровня к более высокому
в) в почву как результат разложения
г) в реакциях фотосинтеза
Ответ: б
13. При переходе с одного трофического уровня на другой, более высокий, количество энергии:
а) увеличивается не менее чем на 10% б) уменьшается на 10%
в) уменьшается не менее чем на 90% г) совсем незначительно
Ответ: в
14/ При чрезмерном увеличении численности (плотности) популяции:
а) животные быстрее и эффективнее размножаются;
б) улучшаются условия жизни для всех особей и возрастает их защита от хищников;
в) особи перестают размножаться, сокращается продолжительность их жизни, растет агрессивность, возникает стресс;
г) уменьшается конкуренция между самцами за самку.
Ответ: в
15. Закон ограничивающего фактора гласит:
а) наиболее значимым является тот фактор, который больше всего отклоняется от оптимальных для организма значений;
б) наиболее значимым является взаимодействие факторов;
в) любой фактор необходим для выживания организма в любом состоянии;
г) наиболее значимым является тот фактор, который воздействует сильнее в любой момент времени.
Ответ: а
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Массовая гибель рыбы при разливе нефти в водоемах связана с уменьшением в воде_________.
Ответ: кислорода
2. Созданию парникового эффекта способствует наличие в атмосфере Земли_________.
Ответ: углекислого газа
3. Основная причина кислотных дождей — наличие в атмосфере Земл謬-_________.
Ответ: соединений серы
4. Главный виновник уничтожения озонового слоя_______________.
Ответ: фреоны (углеводороды)
5. Началом пищевых цепей в водных экосистемах являются_________.
Ответ: планктон
6. «Всякую обитаемую планету следует рассматривать, в определенном смысле, как живой объект — Гею» — такое мнение принадлежит________.
Ответ: Лавлоку
7. Основное количество кислорода в атмосфере, как считают
ученые, сохраняется благодаря__________.
Ответ: фотосинтезу бактерий
8. Основным источником энергии всех природных процес¬сов в биосфере является_____________.
Ответ: солнечная радиация
9. «Пленками жизни» по В.И. Вернадскому являются¬¬¬¬¬¬¬¬¬_______________.
Ответ: области повышенной концентрации живых организмов, обитающих на границе сред
10. Биологический круговорот веществ в природе происходит за счет____________.
Ответ: биогенной миграции элементов
11. Любую совокупность организмов, совместно обитающих в среде, где поддерживается круговорот веществ, называют_______________.
Ответ: экосистемой
12. Каждая устойчивая экосистема обязательно включает следующие компоненты: _____, консументы, редуценты.
Ответ: продуценты (автотрофы)
13.Согласно какому закону экологии любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на организм?
Ответ: закон оптимума
14. С мертвого растительного опада или помета животных начинаются пищевые цеп謬_____________.
Ответ: разложения.
15. Чистой продукцией экосистемы называют
Ответ: Совокупность неиспользованной продукции всех трофических уровней.
16. На поле пшеницы площадью 12 га мыши полевки за лето съели около 5 кг/га зерна. Определите величину прироста биомассы мышей, если в данной цепи питания облюдается правило 10 %.
Ответ: 6 кг.
17. Пределы численности популяции косуль в лесу составляют 20—200 особей. Известно, что годовой объем чистой первичной продукции (ЧПП) равен 20 т/год, на корм косулям пригодно в среднем 25 % растительной биомассы, а рацион одной особи составляет 500 кг/год. Сможет ли популяция самостоятельно сохранить свою численность или понадобится помощь человека?
О т в е т: за счет чистой первичной продукции леса сможет прокормиться только 10 косуль, а это ниже нижнего предела численности популяции. Следовательно, в этом лесу косули не смогут самостоятельно сохранить свое существование, им понадобится помощь человека в виде дополнительной подкормки.
18. За месяц на лугу лягушка съела листогрызущих насекомых общей массой 200 г. Чему равна масса (кг) всего рациона лягушки за лето, если данный вид корма составлял в нем 25 %?
О т в е т: 2,4 г.
19. Увеличение числа темно окрашенных особей в популяции в промышленных районах - индустриальный ...
Ответ: меланизм
20. Определите экологическую толерантность вида по отношению к температуре, если известно что от способен существовать при температуре от -8 до +15 градусов.
Ответ: 23 градуса.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.




5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (выбрать нужное) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 40.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51- 69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Павлова Е.И., Новиков В.К. ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пономарева И.Н., Соломин В.П., Корнилова О.А., Пономарева И.Н. Общая экология: учеб. пособие для вузов Ростов н/Д: Феникс, 2009
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 авт.-сост. О. В. Отто Общая экология : учеб. пособие для очного отд-ния геогр. фак. Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный журнал. Код доступа: www.ecolife.ru/ Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный журнал. Код доступа: www.ecolife.ru/
Э2 3. Жизнь растений. Код доступа: http://plantlife.ru
Э3 4. Иллюстрированная Энциклопедия Животных. Код доступа: http://filin.vn.ua/
Э4 5. Животные цифровая тематическая библиотека по зоологии. Код доступа: http://animalkingdom.su
Э5 6. Жизнь растений цифровая тематическая библиотека. Код доступа: http://plant.geoman.ru
Э6 Курс в Moodle "Общая экология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный журнал. Код доступа: www.ecolife.ru/
2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: география. Код доступа: http://window.edu.ru/window/catalog
3. Жизнь растений. Код доступа: http://plantlife.ru
4. Иллюстрированная Энциклопедия Животных. Код доступа: http://filin.vn.ua/
5. Животные цифровая тематическая библиотека по зоологии. Код доступа: http://animalkingdom.su
6. Жизнь растений цифровая тематическая библиотека. Код доступа: http://plant.geoman.ru
7. Лесная энциклопедия. Код доступа: http://forest.geoman.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
403М лаборатория минералогии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; витрины с наборами минералов - 11 шт.; интерактивная доска: марка SMART Board - 1 единица; космоснимки - 4 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изу-чения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей под-готовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на кон-сультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем постав-ленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступле-ние должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать вы-писки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
• В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.