МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Философские проблемы естествознания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильБиохимия и прикладная биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Биология_БХиПБТ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филос.н., доцент, Бутина А.В.

Рецензент(ы):
д.филос.н., профессор, Черданцева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Философские проблемы естествознания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 06.04.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 934)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н.. профессор Черданцева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н.. профессор Черданцева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомление магистрантов с неотъемлемым компонентом единой культуры – философией естествознания (в том числе и биологии) и формирования целостного взгляда на окружающий мир.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен использовать философские концепции естествознания и понимание современных биосферных процессов для системной оценки и прогноза развития сферы профессиональной деятельности;
ОПК-3.1 Знает основные философские концепции естествознания, основы учения о биосфере и модели развития биосферных процессов для системной оценки и прогноза развития сферы профессиональной деятельности
ОПК-3.2 Умеет использовать основные философские концепции естествознания для системной оценки и прогноза развития сферы профессиональной деятельности, формирования научного мировоззрения
ОПК-3.3 Умеет показать роль современных биосферных процессов для системной оценки и прогноза развития сферы профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о специфике естественнонаучной культуры и её отношениях с философией, развитии научного метода, истории естествознания; корпускулярную и континуальную концепции описания природы, основные идеи современной физики и космологии, химии и биологии, географии, геологии и экологии, принципы построения современной научной картины мира;
3.2.Уметь:
3.2.1.отличать философские проблемы естествознания от научных, применять полученные знания в профессиональной деятельности и практике повседневной жизни;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.представлениями о современных естественных науках и их проблемах, навыками выявления и формулирования философских проблем естествознания, их мировоззренческом значении.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Взаимосвязь философии и естествознания
1.1. Специфика философского и научного способов познания. Критерии научности знания. Структура и функции науки. Уровни и методы научного познания. Исторические формы соотношения философии и науки. Понятие философских проблем естествознания. Роль естествознания в развитии современного общества. Лекции 1 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Специфика философского и научного способов познания. Критерии научности знания. Структура и функции науки. Уровни и методы научного познания. Исторические формы соотношения философии и науки. Понятие философских проблем естествознания. Роль естествознания в развитии современного общества. Практические 1 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Специфика философского и научного способов познания. Критерии научности знания. Структура и функции науки. Уровни и методы научного познания. Исторические формы соотношения философии и науки. Понятие философских проблем естествознания. Роль естествознания в развитии современного общества. Сам. работа 1 16 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Системный подход в современном естествознании
2.1. Возникновение и развитие системного движения в науке. Система, структура, элемент как основные категории системного подхода и их различные интерпретации. Классификации систем. Способы схематического представления систем. Сложные системы, их особенности. Системный анализ и его применение в современной науке. Значение системных методов в химических исследованиях. Лекции 1 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Возникновение и развитие системного движения в науке. Система, структура, элемент как основные категории системного подхода и их различные интерпретации. Классификации систем. Способы схематического представления систем. Сложные системы, их особенности. Системный анализ и его применение в современной науке. Значение системных методов в химических исследованиях. Практические 1 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Возникновение и развитие системного движения в науке. Система, структура, элемент как основные категории системного подхода и их различные интерпретации. Классификации систем. Способы схематического представления систем. Сложные системы, их особенности. Системный анализ и его применение в современной науке. Значение системных методов в химических исследованиях. Сам. работа 1 16 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Развитие и современное состояние физической картины мира
3.1. Парадигма античной натурфилософии. Классическая механика И.Ньютона. Философские основания механистической картины мира. Идея континуальности и смена научной парадигмы в физике. Философские основания и принципы теории относительности. Стандартная космологическая модель. Философские основания и мировоззренческое значение квантовой механики. Онтологические и гносеологические проблемы современной научной картины мира Лекции 1 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Парадигма античной натурфилософии. Классическая механика И.Ньютона. Философские основания механистической картины мира. Идея континуальности и смена научной парадигмы в физике. Философские основания и принципы теории относительности. Стандартная космологическая модель. Философские основания и мировоззренческое значение квантовой механики. Онтологические и гносеологические проблемы современной научной картины мира Практические 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Парадигма античной натурфилософии. Классическая механика И.Ньютона. Философские основания механистической картины мира. Идея континуальности и смена научной парадигмы в физике. Философские основания и принципы теории относительности. Стандартная космологическая модель. Философские основания и мировоззренческое значение квантовой механики. Онтологические и гносеологические проблемы современной научной картины мира Сам. работа 1 16 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Концепции пространства и времени в современной науке
4.1. Пространство и время как основные категории физики, философии и других естественных наук. Относительность «одновременности. Относительные и абсолютные свойства пространства и времени в частной теории относительности. Понятие «пространственно-временной континуум», его ос¬новное содержание, физическое и философское значение. Основные идеи общей теории относительности (ОТО) и ее философские интерпретации. Проблемы размерности, дискретности и континуальности пространства и времени, проблема направленности времени. Время, вечность, бесконечность. Пространство и время в космических, физических, химических, биологических структурах и процессах. Практические 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.2. Пространство и время как основные категории физики, философии и других естественных наук. Относительность «одновременности. Относительные и абсолютные свойства пространства и времени в частной теории относительности. Понятие «пространственно-временной континуум», его ос¬новное содержание, физическое и философское значение. Основные идеи общей теории относительности (ОТО) и ее философские интерпретации. Проблемы размерности, дискретности и континуальности пространства и времени, проблема направленности времени. Время, вечность, бесконечность. Пространство и время в космических, физических, химических, биологических структурах и процессах. Сам. работа 1 16 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 5. Синергетическая парадигма в современном естествознании
5.1. Предмет синергетики. Генезис синергетического мышления. Связь синергетики с термодинамикой. Принципы самоорганизации. Идея эволюции в современной картине мира. Понятие «самоорганизующейся системы» и способы ее описания. Основные модели неравновесных систем. Понятие «эволюция» в синергетике и его бифуркационный характер. Понятие «детерминированный хаос». Основные направления в синергетике. Методологическое значение синергетики в изучении природы, общества и их динамики. Лекции 1 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.2. Предмет синергетики. Генезис синергетического мышления. Связь синергетики с термодинамикой. Принципы самоорганизации. Идея эволюции в современной картине мира. Понятие «самоорганизующейся системы» и способы ее описания. Основные модели неравновесных систем. Понятие «эволюция» в синергетике и его бифуркационный характер. Понятие «детерминированный хаос». Основные направления в синергетике. Методологическое значение синергетики в изучении природы, общества и их динамики. Практические 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.3. Предмет синергетики. Генезис синергетического мышления. Связь синергетики с термодинамикой. Принципы самоорганизации. Идея эволюции в современной картине мира. Понятие «самоорганизующейся системы» и способы ее описания. Основные модели неравновесных систем. Понятие «эволюция» в синергетике и его бифуркационный характер. Понятие «детерминированный хаос». Основные направления в синергетике. Методологическое значение синергетики в изучении природы, общества и их динамики. Сам. работа 1 12 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОПК-3: Способен использовать философские концепции естествознания и понимание современных биосферных процессов для системной оценки и прогноза развития сферы профессиональной деятельности.
1. Естественные науки представляют собой…
а) интуитивный, ассоциативно – образный способ постижения мира;
б) духовный, моральный способ постижения мира;
в) рациональный, универсальный способ постижения мира, предполагающий активное обращение к опытным данным;
г) художественный способ познания мира;
д) постижение мира посредством искусства и литературы.
2. Эффективность диалектического подхода заключается в том, что он:
а) предполагает учет человеческого фактора;
б) ориентирует на поиск оригинальных решений;
в) имеет универсальный характер;
г) сокращает текучесть кадров;
д) имеет частнонаучный характер
3. В системном подходе к исследованию основным является:
а) знание предмета исследования;
б) тип мышления менеджера;
в) возможность моделирования явлений;
г) определение целостности и связи явлений;
д) наличие необходимой информации.
4. Что называют внутренним единством объекта, его относительной автономностью, независимостью от окружающей среды?
а) дополнительность;
б) неопределенность;
в) определенность;
г) вероятность;
д) целостность.
5. Единица наследственной информации живого организма – это:
а) аллель;
б) ген;
в) хромосома;
г) рибосома
д) клетка.
6. Основатель новоевропейской науки, возникшей в результате научной революции XVI-XVII вв.:
а) Августин Аврелий;
б) Г. Галилей;
в) Аристотель;
г) А.Эйнштейн;
д) Н. Бор.
7. Объективированная в реальности или мысленно представляемая система, замещающая объект познания:
а) каркас;
б) теория;
в) модель;
г) практика;
д) эксперимент.
8. Философы, утверждающие, что науку следует внедрять в качестве эталона во все формы человеческой деятельности, являются сторонниками:
а) сциентизма;
б) агностицизма;
в) антисциентизма;
г) фундаментализма;
д) плюрализма.
9. Устойчивость биосферы в целом, ее способность эволюционировать объясняется:
а) государственными заказами;
б) концепцией близкодействия;
в) системой относительно независимых биоценозов и многообразием организмов;
г) международными соглашениями;
д) юридическими нормами.
10. Что обеспечивает целостность атомов, молекул, макротел?
а) гравитационные силы;
б) ядерные силы;
в) природные силы;
г) электромагнитные силы;
д) слабое взаимодействие.
11. Форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Что это?
а) время;
б) пространство;
в) вселенная;
г) скорость;
д) ускорение.
12. Химические свойства элементов определяются:
а) строением атомных ядер;
б) скоростью движения молекул;
в) условием проведения химических реакций;
г) электронным строением атомов;
д) строением протонов.
13. Как называется цикл развития организма от зиготы до смерти:
а) филогенез;
б) онтогенез;
в) ароморфоз;
г) метаморфоз;
д) метемпсихоз.
14. Кто был первым, предложивший термин «экология» для обозначения науки о взаимоотношениях организмов со средой обитания:
а) Ч. Дарвин;
б) Э. Геккель;
в) В. Вернадский;
г) И. Пригожин;
д) Д. Менделеев
15. Вненаучным способом духовного освоения мира является:
а) эзотеризм
б) эксперимент
в) наблюдение
г) теория
д) закон


Ключ к тестам
№ вопроса ответ
1 в
2 в
3 г
4 д
5 б
6 б
7 в
8 а
9 в
10 г
11 б
12 г
13 б
14 б
15 а
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Контрольные вопросы

1. Целостное учение о биосфере создал советский биогеохимик и философ …… (ответ В.И. Вернадский).
2. Методы познания, которые характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности, называются ….. (ответ - универсальными).
3. Научное знание включает в себя два уровня познания: эмпирический и … (ответ - теоретический).
4. Форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний, постижение истины и открытие объективных законов - … (ответ - наука).
5. Целенаправленный метод изучения явлений в условиях их протекания, устанавливаемых и контролируемых исследователем, - это … (ответ - эксперимент).
6. Единица наследственной информации живого организма – это…. (ответ – ген).
7. Определение целостности и связи явлений является основной характеристикой ….. подхода (ответ - системного).
8. Цикл развития организма от зиготы до смерти называется …….. (ответ – онтогенез, онтогенезом).
9. Фамилия ученого, предложивший термин «экология» для обозначения науки о взаимоотношениях организмов со средой обитания - …….. (ответ – Геккель).
10. Целостность атомов, молекул, макротел обеспечивают ……. силы (ответ – электромагнитные).
11. Форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах, называется ……. (ответ – пространство, пространством)
12. Элементарная структура эволюции, по современным представлениям, - это …… (ответ – популяция).
13. По степени ориентации наук на практику их можно разделить на фундаментальные и … (ответ - прикладные).
14. Единица строения и жизнедеятельности живого организма – это …….. (ответ – клетка).
15. Система, обменивающаяся с окружающей средой веществом, энергией и информацией, способная творить порядок из хауса путём локализации структур, называется ….. (ответ – открытой).
16. Принцип дополнительности в квантовой механике был сформулирован датским физиком …. (ответ – Бором).
17. Фамилия американского философа науки, автора концепции смены парадигм - …………… (ответ - Кун).
18. Универсальная сила физического взаимодействия - ……….(ответ – гравитационная).
19. Понятие диссипативной структуры выдвинул …… (ответ – Пригожин)
20. Философы, утверждающие, что науку следует внедрять в качестве эталона во все формы человеческой деятельности, являются сторонниками ……. (ответ – сциентизма).

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине:
1. Естествознание как комплекс наук о природе: структура и методы.
2. Натурфилософская концепция соотношения философии и естествознания: сущность, основные этапы эволюции, критический анализ.
3. Позитивистская концепция соотношения «метафизики» и частных наук: сущность, основные представители, критический анализ.
4. Антиинтеракционистская концепция соотношения философии и естествознания: сущность, основания, критический анализ.
5. Диалектическая концепция соотношения философии и современного естествознания.
6. Механизм и формы взаимного влияния философии и естествознания.
7. Эволюционная парадигма в современной картине мира.
8. Онтологические и гносеологические проблемы современной научной картины мира.
9. Парадигма античной натурфилософии.
10. Метафизика в физике Ньютона. Механическая картина мира.
11. Философские основания и принципы теории относительности.
12. Стандартная космологическая модель и ее кризис.
13. Солнечная система: история и современные знания об ее устройстве
14. Философские основания и мировоззренческое значение квантовой механики.
15. Философские основания и принципы нелинейной науки и синергетического мышления.
16. Принципы самоорганизации и бифуркационный характер эволюции открытых нелинейных систем.
17. Структура классической механики и ее философские основания.
18. Структура специальной теории относительности, ее философские основания.
19. Пространство и время как основные категории физики и философии.
20. Относительные и абсолютные свойства пространства и времени в специальной теории относительности.
21. Понятие «пространственно-временной континуум», его основное содержание, физическое и философское значение.
22. Философский анализ возникновения теории относительности и ее принятия научным сообществом.
23. Основные идеи общей теории относительности (ОТО) и ее философские интерпретации.
24. Понятие «самоорганизующейся системы» и способы ее описания.
25. Методологические возможности синергетики.
26. Проблема возникновения жизни.
27. Современная теория биологической эволюции как синтез идей теории эволюции Ч. Дарвина и генетики.
28. Основные понятия, законы и проблемы экологии. Социальная экология.
29. Биофилософия, ее предмет и основная направленность. Биоэтика: проблемы, методы, перспективы.
30. Человек в зеркале современного естествознания и философии.


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бессонов, Б. Н. История и философия науки : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт //ЭБС «Юрайт» , 2020 www.biblio-online.ru/book/28BA6339-B31C-4C8C-844B-8895985A570C.
Л1.2 Шуталева А.В. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лебедев С.А. Философия науки : Учебное пособие М.:ЮРАЙТ, 2018 www.biblio-online.ru/book/96CAA82F-C430-46E9-B517-257F5DA6567A.
Л2.2 Липкин А.И. - Отв. ред. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э2 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э3 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э4 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э5 Электронная библиотека по философии rilosof.historic.ru
Э6 Интернет-библиотека Института философии РАН www.philosophy.ru
Э7 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э8 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Э9 Философские проблемы естествознания (Курс на ЕОП АлтГУ) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная библиотека по философии: http://rilosof.historic.ru
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Семинарские занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи семинарских занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы семинарского занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к семинарам следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого семинара.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к семинарским занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на семинарском занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к семинарским занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на семинарском занятии и при подготовке к зачету и экзамену.