Закреплена за кафедрой | Кафедра природопользования и геоэкологии |
---|---|
Направление подготовки | 21.03.02. Землеустройство и кадастры |
Профиль | Оценка земли и управление объектами недвижимости |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 21_03_02_Землеустройство и кадастры_ОЗиУОН-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии
Протокол от 25.06.2021 г. № 7
Заведующий кафедрой Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент
1.1. | Цель курса: В процессе преподавания курса у студентов должны сформироваться основы экологического мышления и культуры. Задачи курса: 1. Усвоить теоритические основы современной экологии; 2. Рассмотреть особенности экологических систем разного уровня; 3. Изучить влияние антропогенной деятельности на биосферу Земли. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
ОПК-2 | Способен выполнять проектные работы в области землеустройства и кадастров с учетом экономических, экологических, социальных и других ограничений |
ОПК-2.1 | Знает порядок выполнения, структуру, состав проектных работ в области землеустройства и кадастров |
ОПК-2.2 | Умеет определять экономические, экологические, социальные и другие ограничения при выполнении проектных работы в области землеустройства и кадастров |
ОПК-2.3 | Владеет навыками определения ограничений при выполнении проектных работ в создании проектов различной степени сложности и направленности в области землеустройства и кадастров |
ОПК-5 | Способен оценивать и обосновывать результаты исследований в области землеустройства и кадастров |
ОПК-5.1 | Знает основные методы оценивания результатов научно-исследовательской деятельности, в области землеустройства и кадастров |
ОПК-5.2 | Умеет оценивать результаты исследований и определяет способы обоснования полученных результатов |
ОПК-5.3 | Владеет навыками использования современных технологии для анализа результатов исследований в области землеустройства и кадастров и обоснования выводов полученных результатов при решении профессиональных задач |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знает основные методы обработки информации и анализа математических данных, понятий фундаментальных разделов наук о Земле |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Умеет использовать математический аппарат при выполнении работ географической направленности |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Имеет навыки решения географических задач с помощью базовых математических методов |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общая экология как наука | ||||||
1.1. | Общая экология как наука | Лекции | 3 | 1 | Л3.1, Л1.1 | |
1.2. | Общая экология как наука | Практические | 3 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
1.3. | Общая экология как наука | Сам. работа | 3 | 4 | Л1.1 | |
1.4. | История развития общей экологии | Практические | 3 | 2 | Л1.1 | |
1.5. | История развития общей экологии | Сам. работа | 3 | 4 | Л1.1 | |
Раздел 2. Взаимодействие организма и среды | ||||||
2.1. | Взаимодействие организма и среды | Лекции | 3 | 1 | Л3.1, Л1.1 | |
2.2. | Взаимодействие организма и среды | Практические | 3 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
2.3. | Основные среды жизни | Лекции | 3 | 2 | Л1.1 | |
2.4. | Организм-среда | Сам. работа | 3 | 4 | Л1.1 | |
2.5. | Основные среды жизни | Практические | 3 | 2 | Л1.1 | |
2.6. | Основные экологические факторы | Практические | 3 | 2 | Л1.1 | |
2.7. | Среды жизни | Сам. работа | 3 | 6 | Л1.1 | |
2.8. | Основные экологические факторы | Сам. работа | 3 | 6 | Л1.1 | |
Раздел 3. Экология популяций и экосистем | ||||||
3.1. | Экология популяций | Лекции | 3 | 2 | Л3.1, Л1.1 | |
3.2. | Экология популяций | Практические | 3 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
3.3. | Экология экосистем | Лекции | 3 | 4 | Л1.1 | |
3.4. | Экология экосистем | Практические | 3 | 4 | Л1.1 | |
3.5. | Экология популяций | Сам. работа | 3 | 4 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
3.6. | Динамика экосистем | Лекции | 3 | 2 | Л1.1 | |
3.7. | Экологические пирамиды | Практические | 3 | 4 | Л1.1 | |
3.8. | Экологические пирамиды | Сам. работа | 3 | 3 | Л1.1 | |
3.9. | Динамика экосистем | Практические | 3 | 2 | Л1.1 | |
Раздел 4. Биосфера как глобальная экосистема | ||||||
4.1. | Биосфера как глобальная экосистема | Лекции | 3 | 4 | Л3.1, Л1.1 | |
4.2. | Биосфера как глобальная экосистема | Практические | 3 | 2 | Л3.1, Л1.1 | |
4.3. | Биосфера как глобальная экосистема | Сам. работа | 3 | 8 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
4.4. | Человек в биосфере. | Лекции | 3 | 2 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2635. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-5: Способен оценивать и обосновывать результаты исследований в области землеустройства и кадастров ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Многоклеточные водоросли, голосеменные растения и папоротникообразные являются: а) автотрофами (продуцентами) б) гетеротрофами (консументами) в) гетеротрофами (редуцентами) г) хемотрофами (продуцентами) Ответ: а 2. Ученый А. Тенсли ввел понятие: а) биогеоценоз в 1940 г. б) биогенная миграция атомов в 1935 г. в) экосистема в 1935 г. г) биосфера в 1920 г Ответ: в 3. Экотоп (биотоп) и биогеоценоз образуют: а) педосферу б ) экологическую нишу в) природное сообщество г) экосистему Ответ:б 4. Гетеротрофами не являются: а) паразиты б) редуценты-сапротрофы и железобактерии в) консументы 2-го порядка г) продуценты Ответ: г 5. Продукцию консументов называют: а) первичной б) вторичной в) третичной г) основной Ответ: б 6. Наименьшей первичной продукцией характеризуются; а) поверхностные слои океана до 100 м б) прибрежные части океана в) глубины океана г) мелководные участки океана Ответ: в 7. Сукцессия, происходящая в реке сильно загрязненной органическими отходами, является: а) автотрофной б) автохтонной в) абиотической г) гетеротрофной Ответ: а 8. Сукцессия, которая начинается в лишенном жизни месте, называется: а) первичной б) вторичной в) образующей г) итоговой Ответ: а 9. . Перевернутая пирамида численности характерна для экосистем: а) пустынь б) лугов в) водоемов г) гор Ответ: в 10. Наибольшее число ярусов можно насчитать в растительном сообществе: а) болота б) степи в) леса г) луга Ответ: в 11. Устойчивость экосистемы зависит: а) от биоразнообразия и разветвленности пищевых цепей б) от климатических характеристик в) от пространственного расположения г) от численности представителей отдельного вида Ответ: а 12. Поток энергии - это переход энергии в виде химических связей органических соединений: а) в цепях питания от более высокого трофического уровня к более низкому б) в цепях питания от более низкого трофического уровня к более высокому в) в почву как результат разложения г) в реакциях фотосинтеза Ответ: б 13. При переходе с одного трофического уровня на другой, более высокий, количество энергии: а) увеличивается не менее чем на 10% б) уменьшается на 10% в) уменьшается не менее чем на 90% г) совсем незначительно Ответ: в 14/ При чрезмерном увеличении численности (плотности) популяции: а) животные быстрее и эффективнее размножаются; б) улучшаются условия жизни для всех особей и возрастает их защита от хищников; в) особи перестают размножаться, сокращается продолжительность их жизни, растет агрессивность, возникает стресс; г) уменьшается конкуренция между самцами за самку. Ответ: в 15. Закон ограничивающего фактора гласит: а) наиболее значимым является тот фактор, который больше всего отклоняется от оптимальных для организма значений; б) наиболее значимым является взаимодействие факторов; в) любой фактор необходим для выживания организма в любом состоянии; г) наиболее значимым является тот фактор, который воздействует сильнее в любой момент времени. Ответ: а КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Массовая гибель рыбы при разливе нефти в водоемах связана с уменьшением в воде_________. Ответ: кислорода 2. Созданию парникового эффекта способствует наличие в атмосфере Земли_________. Ответ: углекислого газа 3. Основная причина кислотных дождей — наличие в атмосфере Земл謬-_________. Ответ: соединений серы 4. Главный виновник уничтожения озонового слоя_______________. Ответ: фреоны (углеводороды) 5. Началом пищевых цепей в водных экосистемах являются_________. Ответ: планктон 6. «Всякую обитаемую планету следует рассматривать, в определенном смысле, как живой объект — Гею» — такое мнение принадлежит________. Ответ: Лавлоку 7. Основное количество кислорода в атмосфере, как считают ученые, сохраняется благодаря__________. Ответ: фотосинтезу бактерий 8. Основным источником энергии всех природных процес¬сов в биосфере является_____________. Ответ: солнечная радиация 9. «Пленками жизни» по В.И. Вернадскому являются¬¬¬¬¬¬¬¬¬_______________. Ответ: области повышенной концентрации живых организмов, обитающих на границе сред 10. Биологический круговорот веществ в природе происходит за счет____________. Ответ: биогенной миграции элементов 11. Любую совокупность организмов, совместно обитающих в среде, где поддерживается круговорот веществ, называют_______________. Ответ: экосистемой 12. Каждая устойчивая экосистема обязательно включает следующие компоненты: _____, консументы, редуценты. Ответ: продуценты (автотрофы) 13.Согласно какому закону экологии любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на организм? Ответ: закон оптимума 14. С мертвого растительного опада или помета животных начинаются пищевые цеп謬_____________. Ответ: разложения. 15. Чистой продукцией экосистемы называют Ответ: Совокупность неиспользованной продукции всех трофических уровней. 16. На поле пшеницы площадью 12 га мыши полевки за лето съели около 5 кг/га зерна. Определите величину прироста биомассы мышей, если в данной цепи питания облюдается правило 10 %. Ответ: 6 кг. 17. Пределы численности популяции косуль в лесу составляют 20—200 особей. Известно, что годовой объем чистой первичной продукции (ЧПП) равен 20 т/год, на корм косулям пригодно в среднем 25 % растительной биомассы, а рацион одной особи составляет 500 кг/год. Сможет ли популяция самостоятельно сохранить свою численность или понадобится помощь человека? О т в е т: за счет чистой первичной продукции леса сможет прокормиться только 10 косуль, а это ниже нижнего предела численности популяции. Следовательно, в этом лесу косули не смогут самостоятельно сохранить свое существование, им понадобится помощь человека в виде дополнительной подкормки. 18. За месяц на лугу лягушка съела листогрызущих насекомых общей массой 200 г. Чему равна масса (кг) всего рациона лягушки за лето, если данный вид корма составлял в нем 25 %? О т в е т: 2,4 г. 19. Увеличение числа темно окрашенных особей в популяции в промышленных районах - индустриальный ... Ответ: меланизм 20. Определите экологическую толерантность вида по отношению к температуре, если известно что от способен существовать при температуре от -8 до +15 градусов. Ответ: 23 градуса. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: Способен выполнять проектные работы в области землеустройства и кадастров с учетом экономических, экологических, социальных и других ограничений Формируются аналогично предыдущей компетенции |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (выбрать нужное) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 40. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51- 69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Павлова Е.И., Новиков В.К. | ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Пономарева И.Н., Соломин В.П., Корнилова О.А., Пономарева И.Н. | Общая экология: учеб. пособие для вузов | Ростов н/Д: Феникс, 2009 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | авт.-сост. О. В. Отто | Общая экология : учеб. пособие для очного отд-ния геогр. фак. | Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный журнал. Код доступа: www.ecolife.ru/ Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный журнал. Код доступа: www.ecolife.ru/ | |||
Э2 | 3. Жизнь растений. Код доступа: http://plantlife.ru | |||
Э3 | 4. Иллюстрированная Энциклопедия Животных. Код доступа: http://filin.vn.ua/ | |||
Э4 | 5. Животные цифровая тематическая библиотека по зоологии. Код доступа: http://animalkingdom.su | |||
Э5 | 6. Жизнь растений цифровая тематическая библиотека. Код доступа: http://plant.geoman.ru | |||
Э6 | Курс в Moodle "Общая экология" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный журнал. Код доступа: www.ecolife.ru/ 2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: география. Код доступа: http://window.edu.ru/window/catalog 3. Жизнь растений. Код доступа: http://plantlife.ru 4. Иллюстрированная Энциклопедия Животных. Код доступа: http://filin.vn.ua/ 5. Животные цифровая тематическая библиотека по зоологии. Код доступа: http://animalkingdom.su 6. Жизнь растений цифровая тематическая библиотека. Код доступа: http://plant.geoman.ru 7. Лесная энциклопедия. Код доступа: http://forest.geoman.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
403М | лаборатория минералогии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; витрины с наборами минералов - 11 шт.; интерактивная доска: марка SMART Board - 1 единица; космоснимки - 4 шт. |
Методические указания при подготовке к семинарам, практическим занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изу-чения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей под-готовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на кон-сультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем постав-ленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступле-ние должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать вы-писки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). • В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. |