МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Безопасность жизнедеятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки02.03.01. Математика и компьютерные науки
ПрофильКомпьютерные науки
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план02_03_01_Математика и компьютерные науки_КН-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 58
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 44 44 44 44
Лабораторные 34 34 34 34
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 58 58 58 58
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
кандидат хим. наук, Доцент, Щербакова Людмила Владимировна

Рецензент(ы):
доктор хим. наук, Доцент, зав. кафедрой ТБиАХ, Темерев Сергей Васильевич

Рабочая программа дисциплины
Безопасность жизнедеятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 02.03.01 Математика и компьютерные науки (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 807)

составлена на основании учебного плана:
02.03.01 Математика и компьютерные науки
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев Сергей Васильевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- способствовать развитию профессиональной компетенции студентов посредством формирования мышления безопасного типа и здоровьесберегающего поведения;
- подготовки студентов к упреждающим комплексным действиям по защите жизни и здоровья от опасностей природного, техногенного и социального характера;
- получение знаний, умений и навыков, необходимых для становления обучающихся образовательных организаций высшего образования в качестве граждан способных и готовых к выполнению воинского долга и обязанности по защите своей Родины в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-8Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8.1 Знает терминологию, предмет безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, источники, причины их возникновения, детерминизм опасностей; методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций; сущность и содержание чрезвычайных ситуаций, их классификацию, поражающие факторы чрезвычайных ситуаций; основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и способы применения современных средств поражения, основные меры по ликвидации их последствий; технику безопасности и правила пожарной безопасности
УК-8.2 Способен разрабатывать алгоритм безопасного поведения при опасных ситуациях природного, техногенного и пр. характера; использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
УК-8.3 Имеет опыт использования основных средств индивидуальной и коллективной защиты для сохранения жизни и здоровья граждан; планирования обеспечения безопасности в конкретных техногенных авариях и чрезвычайных ситуациях; оказания первой помощи пострадавшим в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные положения Курса стрельб из стрелкового оружия;
устройство стрелкового оружия, боеприпасов и ручных гранат;
предназначение, задачи и организационно-штатную структуру общевойсковых подразделений;
основные факторы, определяющие характер, организацию и способы ведения современного общевойскового боя;
общие сведения о ядерном, химическом и биологическом оружии, средствах его применения;
правила поведения и меры профилактики в условиях заражения радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными средствами;
тактические свойства местности, их влияние на действия подразделений в боевой обстановке;
назначение, номенклатуру и условные знаки топографических карт;
основные способы и средства оказания первой медицинской помощи при ранениях и травмах;
тенденции и особенности развития современных международных отношений, место и роль России в многополярном мире, основные направления социально-экономического, политического и военнотехнического развития страны;
основные положения Военной доктрины РФ;
правовое положение и порядок прохождения военной службы;
3.2.Уметь:
3.2.1.правильно применять и выполнять положения общевоинских уставов ВС РФ;
осуществлять разборку и сборку автомата (АК-74) и пистолета (ПМ), подготовку к боевому применению ручных гранат;
оборудовать позицию для стрельбы из стрелкового оружия;
выполнять мероприятия радиационной, химической и биологической защиты;
читать топографические карты различной номенклатуры;
давать оценку международным военно-политическим и внутренним событиям и фактам с позиции патриота своего Отечества;
применять положения нормативно-правовых актов;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.строевыми приемами на месте и в движении;
навыками управления строями взвода;
навыками стрельбы из стрелкового оружия;
навыками подготовки к ведению общевойскового боя;
навыками применения индивидуальных средств РХБ защиты;
навыками ориентирования на местности по карте и без карты;
навыками применения индивидуальных средств медицинской защиты и подручных средств для оказания первой медицинской помощи при ранениях и травмах;
навыками работы с нормативно-правовыми документами.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Безопасность жизнедеятельности
1.1. Система органов обеспечения безопасности жизнедеятельности и их правового регулирования Лекции 3 2 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Культура безопасности личности как основа безопасности общества. Сам. работа 3 3 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Взаимодействие человека со средой обитания: негативные факторы техносферы и их воздействие на человека Лекции 3 2 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Химические и биологические негативные факторы и воздействие вредных веществ на среду обитания и человека Сам. работа 3 3 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л1.2, Л2.1
1.5. Опасные ситуации природного и техногенного характера и защита от них Лекции 3 2 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л1.1, Л2.1
1.6. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Сам. работа 3 3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Антиэкстремистская и антитеррористическая личностная позиция Лекции 3 2 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Профилактика экстремизма в различных социальных группах Сам. работа 3 2 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Гражданская оборона и способы защиты населения в мирное и военное время Лекции 3 2 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Защита населения и территорий от современных средств поражения, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих действий Сам. работа 3 3 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Основы противопожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах. Средства тушения пожаров и их применение Лекции 3 2 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.12. Средства тушения пожаров и их применение Сам. работа 3 3 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.13. Первая помощь как составляющая основ безопасности жизнедеятельности Лекции 3 2 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3
1.14. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Сам. работа 3 3 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.15. Управление безопасностью жизнедеятельности Лекции 3 2 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.16. Организационные и правовые основы охраны труда Лекции 3 2 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.17. Управление охраной труда и обеспечением необходимых условий труда, управление охраной окружающей среды, обеспечением безопасности населения и территорий в чрезвычайных ситуациях Сам. работа 3 4 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Общевоинские уставы ВС РФ
2.1. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, их основные требования и содержание Лекции 3 6 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л2.1, Л1.4
2.2. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, их основные требования и содержание Сам. работа 3 3 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л2.1, Л1.4
2.3. Внутренний порядок и суточный наряд Лекции 3 2 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л2.1, Л1.4
2.4. Внутренний порядок и суточный наряд Практические 3 2 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л2.1, Л1.4
2.5. Внутренний порядок и суточный наряд Сам. работа 3 2 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л2.1, Л1.4
2.6. Общие положения Устава гарнизонной и караульной службы Практические 3 2 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л2.1, Л1.4
2.7. Общие положения Устава гарнизонной и караульной службы Сам. работа 3 1 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л2.1, Л1.4
Раздел 3. Строевая подготовка
3.1. Строевые приемы и движение без оружия Лабораторные 3 6 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л2.1, Л1.5
3.2. Строевые приемы и движение без оружия Сам. работа 3 3 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л2.1, Л1.5
Раздел 4. Огневая подготовка из стрелкового оружия
4.1. Основы, приемы и правила стрельбы из стрелкового оружия Лабораторные 3 2 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л2.1, Л1.3
4.2. Основы, приемы и правила стрельбы из стрелкового оружия Сам. работа 3 1 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л2.1, Л1.3
4.3. Назначение, боевые свойства, материальная часть и применение стрелкового оружия, ручных противотанковых гранатометов и ручных гранат Лабораторные 3 12 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л2.1, Л1.3
4.4. Назначение, боевые свойства, материальная часть и применение стрелкового оружия, ручных противотанковых гранатометов и ручных гранат Сам. работа 3 6 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л2.1, Л1.3
4.5. Выполнение упражнений учебных стрельб из стрелкового оружия Лабораторные 3 6 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л2.1, Л1.3
4.6. Выполнение упражнений учебных стрельб из стрелкового оружия Сам. работа 3 3 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л2.1, Л1.3
Раздел 5. Основы тактики общевойсковых подразделений
5.1. Вооруженные Силы Российской Федерации их состав и задачи. Тактико-технические характеристики (ТТХ) основных образцов вооружения и техники ВС РФ Лекции 3 4 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л2.1, Л1.4
5.2. Вооруженные Силы Российской Федерации их состав и задачи. Тактико-технические характеристики (ТТХ) основных образцов вооружения и техники ВС РФ Сам. работа 3 2 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л2.1, Л1.4
5.3. Основы общевойскового боя Лекции 3 2 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л2.1, Л1.4
5.4. Основы общевойскового боя Сам. работа 3 1 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л2.1, Л1.4
5.5. Основы инженерного обеспечения Практические 3 2 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л2.1, Л1.4
5.6. Основы инженерного обеспечения Сам. работа 3 1 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л2.1, Л1.4
5.7. Организация воинских частей и подразделений, вооружение, боевая техника вероятного противника Лекции 3 2 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л2.1, Л1.4
5.8. Организация воинских частей и подразделений, вооружение, боевая техника вероятного противника Сам. работа 3 1 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л2.1, Л1.4
Раздел 6. Радиационная, химическая и биологическая защита
6.1. Ядерное, химическое, биологическое, зажигательное оружие Лекции 3 2 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Ядерное, химическое, биологическое, зажигательное оружие Сам. работа 3 1 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.3. Радиационная, химическая и биологическая защита Лабораторные 3 4 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.4. Радиационная, химическая и биологическая защита Сам. работа 3 2 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Военная топография
7.1. Местность как элемент боевой обстановки. Измерения и ориентирование на местности без карты, движение по азимутам Лекции 3 2 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л2.1, Л1.4, Л2.4
7.2. Местность как элемент боевой обстановки. Измерения и ориентирование на местности без карты, движение по азимутам Сам. работа 3 1 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л2.1, Л1.4, Л2.4
7.3. Топографические карты и их чтение, подготовка к работе. Определение координат объектов и целеуказания по карте Практические 3 2 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л2.1, Л1.4, Л2.4
7.4. Топографические карты и их чтение, подготовка к работе. Определение координат объектов и целеуказания по карте Сам. работа 3 1 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л2.1, Л1.4, Л2.4
Раздел 8. Основы медицинского обеспечения
8.1. Медицинское обеспечение войск (сил), первая медицинская помощь при ранениях, травмах и особых случаях Лекции 3 2 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л1.2, Л2.1, Л2.3
8.2. Медицинское обеспечение войск (сил), первая медицинская помощь при ранениях, травмах и особых случаях Лабораторные 3 4 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л1.2, Л2.1, Л2.3
8.3. Медицинское обеспечение войск (сил), первая медицинская помощь при ранениях, травмах и особых случаях Сам. работа 3 3 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л1.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 9. Военно-политическая подготовка
9.1. Россия в современном мире. Основные направления социальноэкономического, политического и военно-технического развития страны Лекции 3 2 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л1.2, Л2.1
9.2. Россия в современном мире. Основные направления социальноэкономического, политического и военно-технического развития страны Сам. работа 3 1 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л1.2, Л2.1
Раздел 10. Правовая подготовка
10.1. Военная доктрина РФ. Законодательство Российской Федерации о прохождении военной службы Лекции 3 2 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л2.1, Л1.4
10.2. Военная доктрина РФ. Законодательство Российской Федерации о прохождении военной службы Сам. работа 3 1 УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Л2.1, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8533

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Выберите понятие, соответствующее описанию: «Уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространённостью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защищённости от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности».
Варианты ответов:
а) культура безопасности жизнедеятельности
б) объект безопасности жизнедеятельности
в) безопасность жизнедеятельности
г) охрана труда
Ответ: а

Вопрос 2.Выберите принципы, на которых основано противодействие терроризму в Российской Федерации:
Варианты ответов:
а) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина
б) законность
в) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности
г) безнаказанность за осуществление террористической деятельности
Ответ: а,б,в

Вопрос 3. Непосредственное осуществление мероприятий по противодействию террористическим актам является функцией …
Варианты ответов:
а) Федеральной службы миграционной безопасности
б) Федеральной службы безопасности
в) Федеральной службы экономической безопасности
г) Федеральной службы таможенной безопасности
д) МВД
Ответ: б

Вопрос 4. Назовите отдельные рода войск не входящие в состав видов ВС
Варианты ответов:
1) Пограничные войска, внутренние войска МВД России, войска Гражданской обороны
2) Сухопутные войска, Воздушно-космические силы, Военно-Морской Флот
3) Ракетные войска стратегического назначения, воздушно-десантные войска, воздушно-космические силы
4) Мотострелковые, танковые, ракетные войска и артиллерия, войска ПВО
Ответ: а

Вопрос 5. Кому подчинены виды Вооруженных Сил Российской Федерации?
Варианты ответов:
а) Премьер-министру Правительства Российской Федерации
б) Президенту Российской Федерации
в) Министру обороны Российской Федерации
г) Начальнику Генерального штаба
д) Главнокомандующим, которые являются заместителями министра обороны Российской Федерации
Ответ: в

Вопрос 6. Какой орган является основным для оперативного управления войсками и силами Флота Вооруженных Сил Российской Федерации?
Варианты ответов:
а) Совет Безопасности Российской Федерации
б) Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации
в) Министерство обороны Российской Федерации
г) Правительство Российской Федерации
Ответ: гб

Вопрос 7. Назовите рода войск, входящих в состав Сухопутных войск.
Варианты ответов:
а) Мотострелковые, танковые, ракетные войска и артиллерия, ПВО, инженерные, РХБЗ, РЭБ;
б) Мотопехотные, танковые, ракетные войска и артиллерия, ПВО;
в) Мотострелковые, танковые, ракетные войска и артиллерия, ПВО;
г) Мотопехотные, танковые, ракетные войска и артиллерия, ПВО, саперные части и спецназ.
Ответ: а

Вопрос 8.Основными поражающими факторами ядерного взрыва являются:
Варианты ответов:
а) ударная волна
б) световое излучение
в) проникающая радиация
г) тепловая волна
Ответ: б, в

Вопрос 9. Определите верное утверждение: «Предельно допустимый уровень риска».
Варианты ответа:
а) обеспечивает приемлемую безопасность компании
б) тормозит экономическое развитие из-за высоких затрат
в) гарантирует покрытие всех возможных последствий реализации риска
г) верхняя граница приемлемого риска, превышение которой требует применения дополнительных мер по его снижению
Ответ: г

Вопрос 10. Различие между гражданскими противогазами ГП-7 и ГП-7в заключается в наличии устройств для …
Варианты ответов:
а) фильтрации воздуха непосредственно в зоне поражения
б) просушки очков непосредственно в зоне поражения
в) приема воды непосредственно в зоне поражения
г) приема пищи непосредственно в зоне поражения
Ответ: в

Вопрос 11. Обеспечение безопасности человека в различных сферах жизнедеятельности достигается …
Варианты ответов:
а) установкой систем видеонаблюдения
б) приобретением знаний и умений в данной области каждым индивидуумом
в) увеличением финансирования
г) целенаправленной и скоординированной деятельностью различных органов государственной власти
Ответ: г

Вопрос 12. Назовите направление эвакуации населения при аварии на химически опасных объектах (ХОО)?
Варианты ответа:
а) по ветру
б) перпендикулярно направлению ветра
в) против ветра.
Ответ: б

Вопрос 13. Террористические акты относятся к …
Варианты ответа:
а) политическим требованиям
б) социально-экономическим проявлениям
в) чрезвычайным ситуациям социального характера
г) военной операции
Ответ: б

Вопрос 14. К химически опасным объектамне относятся…
Варианты ответа:
а) хранилища радиоактивных отходов
б) хранилища лакокрасочных продуктов
в) предприятия оборонной промышленности
г) предприятия нефтеперерабатывающей промышленности
Ответ: а

Вопрос 15. Ситуации, при которых в значительной степени нарушается нормальное функционирование системы устойчивости образовательных учреждений, называются:
Варианты ответов:
а) обычными
б) экстремальными
в) повседневными
г) техногенными
Ответ:б


Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85 % - отлично
70 % - хорошо
50 % - удовлетворительно
Менее 50 % - неудовлетворительно


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Вствьте пропущенное слово: "Оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании внутриядерной энергии, выделяющейся при цепных реакциях, называется __________ .
Ответ: ядерным оружием

Вопрос 2. Вствьте пропущенное слово: «Мировоззренческая направленность личности, существующая в форме системы ценностей, взглядов, установок и мотивов, выражающаяся через негативное отношение к проявлениям экстремизма и соответствующую модель поведения - это __________ ».
Ответ: антиэкстремистская личностная позиция

Вопрос 3. Последствиями аварий на химически опасных объектах является ____________ .
Ответ: заражение окружающей среды и массовое поражение людей

Вопрос 4. Вствьте пропущенное слово: "Предприятия пищевой промышленности и продовольственные базы, имеющие холодильные установки, относятся к ___________ объектам".
Ответ: химически опасным

Вопрос 5.Культура безопасности жизнедеятельности – это….
Ответ: уровень развития человека и общества в обеспечении безопасности как в повседневной жизни, так и в условиях чрезвычайных ситуаций

Вопрос 6. Вствьте пропущенное слово: "Вероятность нежелательных событий или частоты их возникновения, определяемая поражением определенного числа людей, называется ___________ риском".
Ответ: индивидуальным

Вопрос 7. Вствьте пропущенное слово: "Химическое оружие – это оружие массового поражения, действие которого основано на _____ ".
Ответ: токсических свойствах некоторых химических веществ

Вопрос 8. Ведение гражданской обороны на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с ____ .
Ответ: с момента введения в действие Президентом Российской Федерации Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации

Вопрос 9. Закончите определение: "Система противоэпидемических и режимных мероприятий, направленных на полную изоляцию очага заражения от окружающего населения и ликвидацию инфекционных заболеваний в нем, называется ____".
Ответ: карантином

Вопрос 10. Закончите предложение: "Оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании внутриядерной энергии, выделяющейся при цепных реакциях, называется ____".
Ответ: ядерным оружием

Вопрос 11. Каков порядок действий стрелка при проведении стрельб в тирах и на стрельбищах?
Ответ: стрелок выходит, заряжает, стреляет, производит иные действия только по мере получения отдельных команд

Вопрос 12. Отрезок траектории полета пули от ее наивысшей точки до места падения называется ____ .
Ответ: нисходящей ветвью траектории

Вопрос 13. Силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск могут привлекаться для оказания помощи органам государственной власти, органам местного самоуправления и населению при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий только _____ .
Ответ: на правовой, законодательной основе

Вопрос 14. Как изменяется схема развертывания медицинского пункта бригады при поступлении пораженных ядерным оружием?
Ответ: развертывается сортировочный пост, площадка специальной обработки, две приемно-сортировочные палатки, эвакуационная, перевязочная и автоперевязочная

Вопрос 15.Основным принципом в оказании медицинской помощи в очаге чрезвычайной ситуации является ____.
Ответ: своевременность и полнота первой медицинской помощи

Вопрос 16. Начальным видом оказания медицинской помощи пострадавшим считается ____ .
Ответ:первая медицинская

Вопрос 17. Объем первой медицинской помощи в очаге катастрофы с динамическими (механическими) факторами поражения включает: _____
Ответ: временную остановку наружного кровотечения, устранение асфиксии, искусственное дыхание, непрямой массаж сердца, введение обезболивающих средств, наложение асептических повязок, транспортную иммобилизацию

Вопрос 18. Индивидуальный противохимический пакет используется для проведения частичной ______.
Ответ:санитарной обработки

Вопрос 19. Важнейшей характеристикой аварийно химически опасных веществ являются ______ .
Ответ: токсичность

Вопрос 20. Предприятия пищевой промышленности и продовольственные базы, имеющие холодильные установки, относятся к ___________ объектам.
Ответ: химически опасным

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: выполнено 88 – 100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос.
«Хорошо»: Овыполнено 62 – 87% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
«Удовлетворительно»: Овыполнено 61 – 36% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
«Неудовлетворительно»: выполнено 0 – 35% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8533


Промежуточная аттестация по модулю проводится в виде зачета с оценкой в устной форме с отработкой практических заданий. Подготовка к аттестации проводится в часы самостоятельной работы обучающихся, а также вовремя консультаций преподавателей.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. А. Резчиков, А. В. Рязанцева. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2024 URL: https://urait.ru/bcode/536471
Л1.2 Н. Г. Занько, К. Р. Малаян, О. Н. Русак Безопасность жизнедеятельности: учебник СПб.: Лань, 2022 e.lanbook.com
Л1.3 С. Н. Денисенко, А. Ю. Смирнов, А. М. Хрусталев, И. Г. Штеренберг. Огневая подготовка: учебное пособие Санкт-Петербург : СПбГТИ (ТУ), 2023 URL: https://e.lanbook.com/book/353834
Л1.4 В. В. Келлер, Ю. А. Шаповалов. Общевоенная подготовка: учебное пособие, Москва: КНОРУС, 2022 e.lanbook.com
Л1.5 И. Ю. Лепешинский, В. В. Глебов, Д. В. Погодаев, Е. А. Шмаков. Строевая подготовка: учебное пособие для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Михайлов Л.А., Соломин В.П., Беспамятных Т.А., Грунин О.А., Михайлов А.Л., Старостенко А.В., Шатровой О.В., Закревский Н.В., Киселева Э.М., Ребко Э.М., Сопко Г.И., Михайлов Л.А. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов СПб.: Питер, 2012
Л2.2 Бабайцев И.В., Мастрюков Б.С., Медведев В.Т., Папаев С.Т., Мастрюков Б.С. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов М.: Академия, 2012
Л2.3 Феоктистова О.Г., Феоктистова Т.Г., Экзерцева Е. В. Безопасность жизнедеятельности (медико-биологические аспекты): Ростов-на-Дону, Феникс, 2006
Л2.4 С. Н. Денисенко, А. М. Хрусталев, И. Г. Штеренберг. Военная топография: учебное пособие Санкт-Петербург : СПбГТИ (ТУ, 2023 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Безопасность жизнедеятельности portal.edu.asu.ru
Э2 Министерство обороны Российской федерации www.mil.ru
Э3 крупнейшая российская электронная библиотека elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно)
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно)
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно)
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно)
Adobe Reader (http://wwwimages.adode.com/content/dam/Adode/en/legan/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно)
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (http://astalinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
Libre Office (http://ru.libreoffice.org/), (бессрочно)
Веб-браузер Сhromium (http://www.chromium.org/Home), (бессрочно)
Антивирус Касперский (http://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024)
Архиватор ARK (http://apps.kde.org/ark/), (бессрочно)
Okular (http://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:

СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)


Профессиональные базы данных:

1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
407С кабинет первой мидицинской помощи Тренажер сердечно-легочной и мозговой реанимации пружинно-механический с индикацией правильности выполнения действий (маникен); модель «Скелет человека (170 см)» на роликовой подставке
401С кабинет огневой подготовки - стрелковый тир Стрелковый тренажер БОЕЦ 2.1: цельнометаллический антивандальный шкаф; сенсорный монитор 19”; встроенный ПК; контроль доступа к оружию; одновременное обучение от 1 до 6 человек; массогабаритные имитаторы оружия
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
521К лаборатория инженерно-технических систем защиты техносферы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стол весовой; сьло лабораторный; доска меловая 1шт.; сейф для хранения приборов; шкафы для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов; медицинская кушетка; стационарный экран: - 1 единица; тонометры, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий, аспиратор для отбора проб воздуха АПВ-4-12/220В-40; дозиметр ДБГ-06Т; измеритель длины лазерный PLR; люксметр ТКА-ПКМлюксметр+УФ-Радиометр; печь муфельная SNOL; пирометр Самоцвет С500; универсальный учебный комплекс для мониторинга водной/воздушной среды на базе AsusX51RL.
501К лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении образовательного модуля обучающиеся должны быть способны применять положения нормативно-правовых актов и общевоинских уставов в повседневной деятельности подразделения, управлять строями, применять штатное стрелковое оружие.
Основными видами учебных занятий при изучении образовательного модуля являются практические и групповые занятия, лекции, а также самостоятельная работа. Практические и групповые занятия составляют основу для изучения
материала образовательного модуля.
Практические занятия направлены на выработку навыков и умений по строевой и огневой подготовке. Обучающиеся должны овладеть строевыми приемами на месте и в движении, навыками управления строями и стрельбы из стрелкового оружия.
Обучающийся должен знать: основные положения Военной доктрины РФ и общевоинских уставов ВС РФ; правовое положение и порядок прохождения военной службы военнослужащими; организацию внутреннего порядка в подразделении; устройство стрелкового оружия, боеприпасов и ручных гранат. Уметь точно выполнять положения общевоинских уставов ВС РФ в профессиональной деятельности; соблюдать режим секретности в подразделении; осуществлять разборку и сборку автомата (АК-74) и подготовку к боевому применению ручных гранат. При подготовке к групповым занятиям обучающиеся изучают рекомендованную литературу, материалы лекций по соответствующей теме, дополняют лекционный материал.
Самостоятельная работа обучающихся направлена на закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиска и приобретения новых знаний, а также выполнения учебных заданий, подготовки к предстоящим занятиям, текущему контролю успеваемости и промежуточной аттестации.
Текущий контроль успеваемости по образовательному модулю проводится в виде контрольных проверок в письменной и устной форме по пройденным темам.
Промежуточная аттестация по модулю проводится в виде зачета с оценкой в устной форме с отработкой практических заданий. Подготовка к аттестации проводится в часы самостоятельной работы обучающихся, а также вовремя консультаций преподавателей