МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы общей и клинической фармакологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки33.04.01. Промышленная фармация
ПрофильБиофармакология и производство фармпрепаратов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план33_04_01_Промышленная фармация_БиПФ-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 129
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 129 129 129 129
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.х.н., Доцент, Микушина И.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Основы общей и клинической фармакологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 33.04.01 Промышленная фармация (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 705)

составлена на основании учебного плана:
33.04.01 Промышленная фармация
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Наталья Григорьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой Базарнова Наталья Григорьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Приобрести необходимые знания и навыки, необходимые для проведения исследований в области фармакологии и клинической фармакологии

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен разрабатывать лекарственные средства и проводить их доклинические исследования
ПК-1.1 Знает: - основы фармакологии и биофармации, клинической фармакологии, фармацевтической токсикологии, фармакопейные методы анализа, используемые для испытаний лекарственных средств. -технологии получения фармацевтических субстанций, вспомогательных веществ и лекарственных форм, операций по упаковке и маркировке в отношении разрабатываемых лекарственных средств; - этапы и требования к объему фармацевтической разработки по отдельным группам лекарственных средств и лекарственных форм; - принципы надлежащей лабораторной практики в части,имеющей отношение к выполняемому исследованию; - требования к порядку проведения, объему и видам, методам планирования доклинических исследований лекарственных средств; - методы математической статистики, применяемые при оценке полученных результатов испытаний и экспериментальной работы, а так же для обработки результатов доклинических исследований
ПК-1.2 Умеет разрабатывать нормативную документацию на лекарственные средства в части химических и фармацевтических разделов регистрационного досье
ПК-1.3 Умеет осуществлять поиск и анализ регуляторной, научной и научно-технической информации для решения профессиональных задач по фармацевтической разработке и в области доклинических исследований лекарственных средств и их безопасности
ПК-1.4 Владеет навыком разработки проектов нормативной и технологической документации на лекарственные средства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы фармакологии и биофармации, клинической фармакологии
3.2.Уметь:
3.2.1.применять научные знания в сфере фармакологии и клинической фармакологии для разработки лекарственных средств
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения знаний фармакологии и клинической фармакологии при проведении исследований по разработке лекарственных средств

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия
1.1. Предмет и содержание фармакологии. Фармакотерапия, ее виды. Понятие симптома, синдрома, диагноза. Фармакокинетика, фармакодинамика, фармакогенетика, фармакоэпидемиология, фармакоэкономика Лекции 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Предмет и задачи фармакологии Практические 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Неблагоприятные побочные реакции. Взаимодействие лекарственных средств. Лекции 1 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Неблагоприятные побочные реакции. Взаимодействие лекарственных средств. Практические 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Особенности фармакотерапии у беременных, новорожденных, детей и лиц пожилого возраста. Особенности фармакотерапии при нарушениях функций элиминирующих органов Лекции 1 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.6. Особенности фармакотерапии у беременных, новорожденных, детей и лиц пожилого возраста. Особенности фармакотерапии при нарушениях функций элиминирующих органов Практические 1 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.7. Понятие о доказательной медицине. Принципы клинических исследований лекарственных средств. Лекции 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.8. Понятие о доказательной медицине. Принципы клинических исследований лекарственных средств. Практические 1 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.9. Основные способы разработки лекарственных средств Сам. работа 1 69 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Основы клинической фармакологии
2.1. Клиническая фармакология В-блокаторов, антагонистов кальция Лекции 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Клиническая фармакология В-блокаторов, антагонистов кальция Практические 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Клиническая фармакология В-блокаторов, антагонистов кальция Лекции 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Клиническая фармакология В-блокаторов, антагонистов кальция Практические 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.5. Клиническая фармакология ингибиторов АПФ, блокаторов рецепторов ангиотензина II. Лекции 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.6. Клиническая фармакология ингибиторов АПФ, блокаторов рецепторов ангиотензина II. Практические 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.7. Клиническая фармакология периферических альфа-блокаторов, центральных альфа-агонистов, кардиометаболических средств. Лекции 1 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.8. Клиническая фармакология периферических альфа-блокаторов, центральных альфа-агонистов, кардиометаболических средств. Практические 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.9. Клиническая фармакология липиднормализующих средств. Лекции 1 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.10. Клиническая фармакология липиднормализующих средств. Практические 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.11. Клиническая фармакология диуретиков. Клиническая фармакология нитратов. Лекции 1 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.12. Клиническая фармакология диуретиков. Клиническая фармакология нитратов. Практические 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.13. Клиническая фармакология антиаритмических лекарственных средств и сердечных гликозидов Лекции 1 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.14. Клиническая фармакология антиаритмических лекарственных средств и сердечных гликозидов Практические 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.15. Клиническая фармакология лекарственных средств, влияющих на бронхиальную проходимость (бронходилататоры, противовоспалительные) Лекции 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.16. Клиническая фармакология лекарственных средств, влияющих на бронхиальную проходимость (бронходилататоры, противовоспалительные) Практические 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.17. Клиническая фармакология антибактериальных лекарственных средств Клиническая фармакология противовирусных лекарственных средств Лекции 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.18. Клиническая фармакология антибактериальных лекарственных средств Клиническая фармакология противовирусных лекарственных средств Практические 1 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.19. Клиническая фармакология нестероидных противовоспалительных лекарственных средств.Клиническая фармакология глюкокортикостероидов, базисных противовоспалительных средств Лекции 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.20. Клиническая фармакология нестероидных противовоспалительных лекарственных средств.Клиническая фармакология глюкокортикостероидов, базисных противовоспалительных средств Практические 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.21. Клиническая фармакология антихеликобактерных, антисекреторных средств, антацидов, гастропротекторов.Клиническая фармакология лекарственных средств, влияющих на моторику ЖКТ (прокинетики, слабительные, противодиарейные), ферментов. Лекции 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.22. Клиническая фармакология антихеликобактерных, антисекреторных средств, антацидов, гастропротекторов.Клиническая фармакология лекарственных средств, влияющих на моторику ЖКТ (прокинетики, слабительные, противодиарейные), ферментов. Практические 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.23. Основы клинической фармакологии Сам. работа 1 60 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10427
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1 Способен разрабатывать лекарственные средства и проводить их доклинические исследования

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Что включает в себя понятие фармакокинетика?
a) Осложнения лекарственной терапии
b) Биотрансформацию веществ в организме
c) Влияние лекарств на обмен веществ в организме
d) Влияние лекарств на генетический аппарат
Правильный ответ b
2. Что включает в себя понятие фармакокинетика?
a) Фармакологические эффекты лекарства
b) Побочные эффекты лекарства
c) Химическое строение лекарственного средства
d) Распределение лекарства в организме
Правильный ответ d
3. Что включает в себя понятие фармакокинетика?
a) Локализация действия вещества
b) Механизмы действия вещества
c) Элиминация веществ
d) Взаимодействие веществ
Правильный ответ с
4. Основной механизм всасывания большинства лекарственных средств в ЖКТ
a) Активный транспорт
b) Фильтрация
c) Пиноцитоз
d) Пассивная диффузия
Правильный ответ d
5. Для гидрофильного лекарственного вещества характерно:
a) Низкая способность проникать через липидные слои клеточных мембран
b) Транспорт через мембраны с помощью пиноцитоза
c) Легкое проникновение через гематоэнцефалический барьер
d) Значительная реабсорбция в почечных канальцах
Правильный ответ а
6. Что соответствует понятию «активный транспорт»?
a) Транспорт вещества через мембраны с помощью облегченной диффузии
b) Транспорт, не требующий затраты энергии
c) Инвагинация клеточной мембраны с образованием вакуоли
d) Транспорт против градиента концентрации
Правильный ответ d
7. Что означает термин « биодоступность»?
a) Количество неизмененного вещества, которое достигло плазмы крови, относительно исходной дозы препарата
b) Степень связывания вещества с белками плазмы
c) Способность проходить через гематоэнцефалический барьер
d) Количество вещества в моче относительно исходной дозы препарата
Правильный ответ а
8. Укажите, при каком энтеральном пути введения лекарственное средство попадает в системный кровоток, минуя печень.
a) Внутрижелудочный
b) Трансдермальный
c) Ректальный
d) Внутривенный
Правильный ответ с
9. Что характерно для перорального введения лекарств?
a) Быстрое развитие эффекта
b) Зависимость всасывания лекарств в кровь от секреции и моторики ЖКТ
c) Всасывание лекарств в кровь, минуя печень
d) Обязательная стерильность используемых форм
Правильный ответ b
10. Отметить особенность сублингвального пути введения лекарства.
a) Всасывание начинается довольно быстро
b) Лекарство подвергается воздействию ферментов желудка
c) Лекарство больше обезвреживается в печени
d) Можно назначать в любом диапазоне доз
Правильный ответ а
11. Отметить парентеральный путь введения лекарственного средства?
a) Ректальный
b) Трансбукальный
c) Сублингвальный
d) Ингаляционный
Правильный ответ d
12. Большинство лекарственных веществ распределяется равномерно. Это выражение:
a) Верно
b) Не верно
Правильный ответ b
13. К биологическим барьерам относятся всё, кроме
a) Почечные канальцы
b) Плазматические мембраны
c) Стенка капилляров
d) Глиальные элементы (астроглия)
Правильный ответ а
14. Какова причина затруднения прохождения веществ через гематоэнцефалический барьер?
a) Высокая липофильность веществ
b) Воспаление мозговых оболочек
c) Отсутствие пор в эндотелии капилляров мозга
d) Высокая степень пиноцитоза в капиллярах мозга
Правильный ответ с
15. Что входит в понятие «биотрансформация»?
a) Кумулирование веществ в жировой ткани
b) Связывание веществ с белками плазмы крови
c) Накопление чужеродных веществ в мышечной ткани
d) Комплекс физико-химических и биохимических превращений направленных на выведение чужеродных веществ из организма
Правильный ответ d
16. В результате биотрасформации лекарственное вещество
a) Быстрее выводится почками
b) Медленнее выводится почками
c) Легче распространяется в организме
d) Больше связывается с мембранами
Правильный ответ а
17. Что включает в себя понятие фармакодинамика?
a) Механизмы действия лекарственных веществ
b) Превращение лекарственных средств в организме
c) Распределение лекарственных средств в организме
d) Выведение лекарственных средств из организма
Правильный ответ а
18. Что включает в себя понятие фармакодинамика?
a) Сведения о способах введения лекарственных средств
b) Сведения о метаболизме лекарственных средств в организме
c) Условия хранения лекарственных средств
d) Биологические эффекты лекарственных средств
Правильный ответ d
19. Что включает в себя понятие фармакодинамика?
a) Сведения об основных механизмах всасывания
b) Сведения о побочных эффектах
c) Сведения о биологических барьерах
d) Сведения о путях выведения лекарства из организма
Правильный ответ b
20. Если агонист, взаимодействуя с рецептором, вызывает максимальный эффект, его называют
a) Частичный агонист
b) Парциальный агонист
c) Антагонист
d) Полный агонист
Правильный ответ d
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
. Отметить особенность ректального пути введения лекарств в сравнении с пероральным.
Значительная часть лекарства поступает в кровоток, минуя печень
2. Что характерно для внутримышечного пути введения лекарственных средств?
Возможность введения масляных растворов и взвесей
3. Что не характерно для внутривенного пути введения лекарственных средств?
Возможность использования масляных растворов и взвесей
4. Назовите преимущественную направленность изменений лекарственных средств под влиянием микросомальных ферментов печени.
Повышение гидрофильности веществ
5. Метаболическая трансформация – это:
Превращение веществ за счет окисления, восстановления, гидролиза
6. Конъюгация – это:
Присоединение к лекарственному веществу молекул эндогенных веществ
7. Какой параметр фармакокинетики обозначают как « t ½ ?»
Период полувыведения (полужизни, полуэлиминации)
8. «Период полужизни» (t ½) лекарственного препарата – это:
Время снижения содержания вещества в плазме на 50% от введенного количества
9. Резорбтивное действие препарата проявляется:
После его всасывания и поступления в общий кровоток
10. Действие вещества, развивающееся после его поступления в системный кровоток, называется:
Резорбтивным
11. Дайте определение термину «рецептор»
Активные группировки макромолекул субстратов, с которыми взаимодействует лекарственное вещество
12. Что происходит при аллостерическом взаимодействии с рецептором?
Модуляция основного медиаторного эффекта
13. Что называется внутренней активностью лекарственного вещества?
Способность вещества при взаимодействии с рецептором стимулировать его и вызывать биологический эффект
14. Агонист - это вещество, которое
При взаимодействии со специфическими рецепторами вызывает в них изменения, приводящие к биологическому эффекту
15. Антагонист - это вещество, которое:
Связывается с рецептором, но не вызывает его стимуляции
16. Что является основой избирательности действия лекарственного средства?
Сродство (аффинитет) вещества к рецептору
17. Какое определение соответствует пороговой (минимальной) терапевтической дозе?
Количество вещества, вызывающее начальный биологический эффект
18. Определение средней терапевтической дозы
Количество вещества, оказывающее у подавляющего большинства больных необходимое фармакотерапевтическое действие
19. Как называется снижение эффективности действия вещества при повторном применении?
Толерантность
20. Что включает в себя понятие «привыкание» (толерантность)?
Снижение действия вещества при повторном приеме
21. Как называется тип взаимодействия лекарственных веществ, связанный с нарушением всасывания, биотрансформации, транспорта, депонирования и выведения одного из веществ?
Фармакокинетические взаимодействие
22. В каких случаях наблюдается аддитивный синергизм?
Простое сложение эффектов каждого из компонентов

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, допускаются к экзамену.
Экзамен организуется в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М.К. Кевра, А.В. Хапалюк, Л.Н. Гавриленко и др. ; под ред. М.К. Кевры. Клиническая фармакология : учебное пособие : Минск : Вышэйшая школа, 2015. , 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Е. В. Коноплева. Коноплева, Е. В.  Фармакология : учебник и практикум для вузов / Е. В. Коноплева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 433 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11609-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450472 (дата обращения: 28.07.2021).: учебник и практикум для вузов  Москва : Издательство Юрайт, 2020., 2020 https://urait.ru/bcode/450472
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. В. Коноплева. — Клиническая фармакология в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / : М. : Издательство Юрайт, , 2018. biblio-online.ru
Л2.2 Е. В. Коноплева. — Клиническая фармакология в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для вузов /.: М. : Издательство Юрайт, , 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на цифровом университете АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Министерство здравоохранения Российской Федерации : [официальный сайт]. – Москва. – URL: https://www.rosminzdrav.ru
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации : [официальный сайт]. – Москва. – URL: http://minpromtorg.gov.ru
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения Российской Федерации : [официальный сайт]. – Москва. – URL: http://www.roszdravnadzor.ru
КонсультантПлюс : [справочно-правовая система] / ЗАО "КонсультантПлюс". - [Москва]. - URL : http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие студентов в лекционных и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ. При этом самостоятельная работа студентов играет решающую роль в ходе всего учебного процесса.
Теоретический материал дисциплины «Химико-технологические процессы фармацевтических производств» изучается в течение одного семестра (1 семестр первого курса) по всем формам обучения в соответствии с учебным планом. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.
Основу теоретической подготовки по дисциплине составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с семинарскими и лабораторными занятиями. Основные учения и владения отрабатываются и закрепляются на семинарских и лабораторных занятиях. Аудиторные занятия (лекции, семинары и лабораторные занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой студентов над рекомендуемой литературой, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель и при подготовке к лабораторным занятиям.
При изучении дисциплины студентами могут использоваться следующие информационные технологии и инновационные методы:
- электронный вариант учебно-методического комплекса (с использованием системы Moodle);
- ресурсы электронной библиотечной системы;
- ресурсы Интернет;
- мультимедийная техника;
- студенты могут получать консультации очно или с использованием дистанционных средств обучения.
Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на семинарских и лабораторных занятиях.
В рамках текущего контроля работа студентов оценивается по следующим критериям:
- полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины;
- правильность ответов на вопросы и задания практической направленности;
- верное решение задач;
- эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций;
- использование дополнительных материалов.
Промежуточный контроль заключается в сдаче зачета по билетам в устной форме. Билет включает два теоретических вопроса и практическое задаиние или задачу.
Методические указания к семинарским (практическим) занятиям
Готовясь к семинару, студенты должны:
познакомиться с рекомендованной литературой;
рассмотреть различные точки зрения по вопросу;
выделить проблемные области;
сформулировать собственную точку зрения;
познакомиться со способами решения расчетных задач по теме семинара;
предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионный вопрос.
При подготовке, студент должен правильно оценить вопрос, который он взял для выступления к семинарскому занятию. Но для того что бы правильно и четко ответить на поставленный вопрос необходимо правильно уметь пользоваться учебной, и дополнительной литературой.
Приводимые участником семинара примеры и факты должны быть существенными, по возможности перекликаться с профилем обучения.
Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов.