МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технологии и инструменты цифровой образовательной среды

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильОбразовательный инжиниринг
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_04_01_Педагогическое образование_ОИ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 98
контроль 4
Виды контроля по курсам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 98 98 98 98
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. пед. наук, зам. первого проректора по УР-начальник УМУ, Крайник О.М.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Технологии и инструменты цифровой образовательной среды

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, докт. псих. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, докт. псих. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у обучающихся: системы теоретических и практических знаний, умений и навыков решения образовательных задач профессиональной педагогической деятельности; научно-методической деятельности, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий; способности обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения, включая ИКТ, с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающихся.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен разрабатывать / изменять (в целях улучшения) инновационные цифровые образовательные продукты
ПК-3.1 Знает основы мониторинга образовательных продуктов; сквозные цифровые технологии, используемые в образовательном процессе; средства обучения, цифровые образовательные ресурсы, созданные и функционирующие на базе образовательной организации
ПК-3.2 Проводит мониторинг инновационных цифровых образовательных продуктов, используемых в образовательной организации
ПК-3.3 Умеет корректировать (в целях улучшения) инновационные цифровые образовательные продукты
ПК-3.4 Умеет разрабатывать инновационные цифровые образовательные продукты с использованием цифровых сквозных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-6.1. Знает основы проектирования образовательных технологий, необходимых для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе инклюзивные; психолого-педагогические особенности обучающихся с особыми образовательными потребностями.
ОПК-7.1. Знает основы планирования и организации взаимодействия участников образовательных отношений в процессе реализации образовательных программ.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-6.2. Умеет проектировать эффективные психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями.
ОПК-7.2. Умеет планировать индивидуальную и коллективную траекторию взаимодействия с другими участниками образовательных отношений при решении конкретной профессиональной задачи.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-6.3. Способен использовать психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии для индивидуализации обучения, развития и воспитания обучающихся в практической деятельности.
ОПК-7.3. Владеет современными методами организации взаимодействия участников образовательных отношений при решении конкретной профессиональной задачи.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Другой Мир. Другой ребенок. Другая школа
1.1. Технологический подход в обучении. Особенности и причины перехода на технологический подход в образовании. Основные понятия технологического подхода. Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л3.1, Л2.2
1.2. Качественное своеобразие технологий педагогики. Современная интерпретация и взаимосвязь основных педагогических понятий: метод обучения, прием обучения, педагогическая технология, образовательная технология. Практические 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л3.1, Л2.2
1.3. Понятие «технология». Гарантированный результат как системообразующий элемент технологии. Понятие «технология» в педагогическом контексте. Традиции и инновации образовательных технологий. Классификация обобщенных современных образовательных технологий.Изменения, привносимые в традиционное обучение на уровне образовательных технологий в соответствии с современными образовательными целями. Сам. работа 2 26 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л3.1, Л2.2
Раздел 2. Технологии личностно-ориентированного и системно-деятельностного обучения
2.1. Тенденции развития образовательных технологий. Способы инновирования образовательных технологий (радикальный, комбинаторный, модифицирующий). Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л3.1, Л2.2
2.2. Технология развития критического мышления: метод mindmaping. Технология case-study – ситуационного анализа Игровые технологии: метод дебатов, ролевая игра, прием драматизации, дидактические онлайн-игры. Практические 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л3.1, Л2.2
2.3. Качественные характеристики (атрибуты) образовательной технологии: психолого-педагогическая обоснованность, воспроизводимость, гарантированность результата. Виды технологий в зависимости от формулировки целей, на достижение которых они ориентированы. Строгие технологии. Нестрогие технологии. Изменения, привносимые в традиционное обучение на уровне образовательных технологий в соответствии с современными образовательными целями. Сам. работа 2 32 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л3.1, Л2.2
Раздел 3. Метапредметно-ориентированные педагогические технологии
3.1. ТРИЗ-педагогика. Технология учебного проектирования. Метапредметное обучение. Обучение в сотрудничестве. Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л3.1, Л2.2
3.2. Примеры инновирования образовательных технологий, ориентированных на формирование у обучающихся профессиональных теоретических и практических знаний. Сам. работа 2 40 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л3.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11254#section-4

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-6: Способен проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Какие компоненты включаются в содержание образования?
а) система знаний, умений, навыков; система способов деятельности; опыт практической деятельности;
б) система знаний; система способов деятельности; опыт творческой деятельности; система моральных и этических ценностей;
в) система знаний; система умений; система навыков; система компетентностей;
г) система знаний; система способов деятельности; опыт творческой деятельности; эмоционально-ценностное отношение к действительности.
Правильный ответ: а

2. Какие основные модели включает в себя психолого-педагогическая диагностика?
а) изучение и определение состояния развития педагогического процесса, педагогической системы;
б) диагностический минимум (скрининг);
в) первичная дифференциация нормы и патологии умственного развития;
г) углубленное психодиагностическое обследование.
Правильный ответ: бвг

3. Изучение состояния педагогического процесса называется
а) контролем;
б) оценкой;
в) педагогической диагностикой;
г) тестированием.
Правильный ответ: в

4. Технология в строгом понимании термина – это зафиксированная последовательность действий и операций, обеспечивающих … результат.
а) гарантированный
б) планируемый
в) возможный
г) прогнозируемый
Правильный ответ: аб

5. Технологии, которые являются средством подготовки обучаемых к выполнению социальных ролей и функций в современной профессиональной жизнедеятельности, профессиональной и личностной социализации.
а) гуманитарные
б) профессиональные
в) инновационные
г) интенсивные
Правильный ответ: а

6. Укажите технологии, реализуемые в педагогической практике, которые относятся к образовательным технологиям?
а) педагогическая мастерская
б) технология развития критического мышления
в) технология урока
г) технология организации здорового образа жизни в школе
Правильный ответ: аб

7. Образовательный результат, характеризующий стремление и готовность личности использовать системы знаний и способов деятельности для решения реальных практических задач, определяется через понятие:
а) компетентность
б) ЗУН (знания, умения, навыки)
в) познавательная способность
г) качества личности
Правильный ответ: а

8. Описание технологического процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в табличной форме) с указанием применяемых средств:
а) технологическая карта (правильный ответ)
б) технологическая схема
в) логическая схема
г) технологический концепт
Правильный ответ: а

9. Результат профессионального образования, характеризующийся уровнем сформированности знаний, умений и навыков, необходимым для выполнения элементарных профессиональных функций репродуктивно-исполнительского характера и для последующего профессионального образования.
а) функциональная грамотность
б) профессиональная компетентность
в) профессиональная квалификация
г) профессиональная культура
Правильный ответ: а

10. Укажите основные этапы технологии учебного проектирования.
а) постановка учащимися индивидуальной или коллективной задачи
б) представление и защита результатов
в) вызов, побуждение к учебной работе
г) осмысление новой информации
Правильный ответ: аб

11. Наука о создании педагогических новшеств, их оценке, освоении педагогическим сообществом, использовании и применении на практике.
а) педагогическая инноватика (правильный ответ)
б) инноватика в образовании
в) инновационное обучение
г) инноватика в образовательных технологиях
Правильный ответ: а

12. Какие технологии, реализуемым с применением компьютерных средств, относят к радикально инновационным технологиям?
а) ТОГИС
б) учебный веб-квест
в) лекция-тест
г) виртуальная экскурсия
Правильный ответ: аб

13. Укажите, какое из приведенных ниже определений соответствует понятию «дистанционное обучение».
а) Процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, полностью или частично осуществляемый с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий.
б) Способ организации образовательного процесса с помощью средств телекоммуникаций, при котором субъекты и объекты образования, имея пространственную и временную удаленность, участвуют в учебном процессе.
Правильный ответ: б

14. Образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.
а) электронный образовательный ресурс
б) образовательный контент
в) медиа-средство
г) веб-сайт
Правильный ответ: а

15. Какие из указанных технологических средств электронного обучения относятся к образовательным ресурсам.
а) электронный учебный курс
б) виртуальный практикум
в) система дистанционного обучения
г) коллективное медиахранилище
Правильный ответ: аб

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. В чем заключается основное содержание гуманистического воспитания?
Правильный ответ: Основное содержание гуманистического воспитания заключается в гармоническом развитии. Гуманисты подчеркивают, что способности у людей разные. Каждый получает от природы нечто, и важно узнать, что именно, чтобы не ошибиться в выборе занятий для ребенка.

2. В чем суть технологии модульного обучения?
Правильный ответ:
Модульная форма обучения основывается на модульном (с помощью блоков) построении учебного материала, оценивающегося суммой рейтинговых баллов за различные виды работ. Педагог самостоятельно решает, какое количество баллов определить для каждого модуля и вида учебной деятельности.
ИЛИ
Технология модульного обучения характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками-модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познания и других циклов деятельности, поуровневой индивидуализацией учебной деятельности и созданием ситуации выбора для обучающегося и преподавателя.

3. Интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально-нравственную позицию личности – это …
Правильный ответ: профессиональная компетентность

4. В соответствии с современными инновационными требованиями к результатам образования сегодня выделяют совокупность образовательных технологий, которые наиболее эффективно обеспечивают их достижение. Укажите не менее 2 особенностей этих технологий.
1. Строятся на основе диалога (полилога). 2. Ориентированы на развитие личностных характеристик (здоровье, смыслы, мотивы, ценностные ориентиры и др.). 3. Открытость целей работы педагога с обучаемыми. 4. Гибкость, которая дает возможность выбора форм и способов деятельности обучаемых.

5. Образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или частично опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника – это …
Правильный ответ: дистанционные

6. Дайте определение информационно-образовательной среды
Правильный ответ:
Система инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий.
ИЛИ
Совокупность электронных информационных и образовательных ресурсов, информационных и телекоммуникационных технологий и средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ.

7. Чем образовательная среда отличается от образовательного пространства?
Правильный ответ: В отличие от образовательного пространства, которое представляет собой окружающие учащегося факторы, образовательная среда предполагает включение индивида, его активное участие как субъекта образовательной деятельности.

8. Структурированная совокупность ЭОР, содержащих взаимосвязанный образовательный контент и предназначенных для совместного применения в образовательном процессе, – это …
Правильный ответ: электронный учебно-методический комплекс ИЛИ ЭУМК.

9. Интерактивный мультимедийный ресурс, воспроизводящий временную шкалу, на которой располагается информация в виде текста, изображения, видео или аудио файлы – это …
Правильный ответ: лента времени.

10. Интерактивный мультимедийный ресурс, который позволяет обозначить флажками на картах разных типов конкретные места (географические и исторические объекты, достопримечательности и др.) и выбирать тексты, изображения, аудио или видео файлы, которые содержат информацию об этом месте или объекте, – это …
Правильный ответ: интерактивная карта

11. Mindmap (ментальная карта) – это метод визуализации данных, инструмент, который помогает структурировать информацию и находить взаимосвязи между её частями. Опишите основные элементы составления ментальных карт.
Правильный ответ: 1. На карту помещают главный блок, где фиксируется основная идея, концепция, тема или проблема. 2. Вокруг выстраивают другие блоки с идеями, которые связаны с главным блоком. 3. От этих блоков идут ответвления к другим блокам с идеями и так далее. В итоге получается большое дерево решений или ментальная карта.

12. Технология гуманистического направления в педагогике, основная идея которой состоит в создании условий для активной совместной деятельности, совместного обучения, когда учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не потребляя их в уже готовом виде, – это …
Правильный ответ: обучение в сотрудничестве ИЛИ технология обучения в сотрудничестве.

13. Перечислите основные методологические требования (критерии технологичности) к педагогической технологии (не менее 3).
Правильный ответ: Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям, критериям технологичности, которыми являются: концептуальность; системность; управляемость; эффективность; воспроизводимость.

14. В чем состоит основное отличие педагогической технологии от образовательной технологии?
Правильный ответ: Понятие педагогическая технология является более широким, оно охватывает процессы образования, обучения и воспитания. Образовательная технология связана с организацией образовательных систем и образовательных учреждений.

15. Совместная творческая, игровая или учебно-познавательная деятельность участников образовательного процесса, направленная на изменение у них качественных и количественных показателей результатов обучения, – это технология …
Правильный ответ: учебного проектирования ИЛИ технология учебного проектирования.

16. Назовите типы проектов с точки зрения их классификации по характеру поисковой деятельности и преобладающим методам.
Правильный ответ: исследовательские, творческие, информационные.

17. Что означают аббревиатуры ТРИЗ, АРИЗ?
Правильный ответ: теория решения изобретательских задач, алгоритм решения изобретательских задач.

18. Обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедятельность учащегося, подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы – это … обучение.
Правильный ответ: метапредметное ИЛИ метапредметное обучение.

19. Процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку – это …
Правильный ответ: Инклюзивное образование.

20. назовите не менее четырех принципов инклюзивного образования.
Правильный ответ: Всего выделяют восемь принципов инклюзивного образования: 1) Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. 2) Каждый человек способен чувствовать и думать. 3) Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. 4) Все люди нуждаются друг в друге. 5) Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. 6) Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. 7) Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. 8) Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-7: Способен планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности называется:
а) анализом
б) диагностированием
в) целеполаганием
г) конструированием
Правильный ответ: в

2. В рамках гуманистической парадигмы цели воспитания определяются как:
а) социально желаемое состояние личности
б) диагностируемый результат воспитания
в) внешний социальный план развития личности
г) помощь личности в разностороннем развитии
Правильный ответ: г

3. Какими признаками обладает диагностично поставленная образовательная цель?
а) качество, которое формируется у обучаемого (или группы), имеет точное описание, позволяющее отличить его от других
б) имеется инструмент, с помощью которого можно контролировать сформированность определенного качества
в) дозируется помощь педагога с учетом возможностей обучаемых
г) регламентируется психологическое сопровождение, влияющее на формирование определенного качества
Правильный ответ: аб

4. Укажите общие способности, на развитие которых может быть ориентирована образовательная технология.
а) рефлексивность
б) креативность
в) музыкальный слух
г) эстетизм (эстетическое переживание реальности)
Правильный ответ: аб

5. Образовательный результат, характеризующий направленность ценностных ориентаций человека, способность определенным образом воспринимать действительность, предрасположенность к определенному типу поведения в широком наборе ситуаций, определяется через понятие:
а) качества личности (правильный ответ)
б) ЗУН
в) компетентность
г) способность
Правильный ответ: а

6. Какому способу организации познавательной деятельности обучаемых, используемому для формирования профессиональных навыков специалиста, соответствует определение: «Это многократное выполнение какого-либо действия…»?
а) выполнение упражнений
б) анализ и решение производственных ситуаций
в) просмотр видеоматериалов
г) участие в деловой игре
Правильный ответ: а

7. Какие способы реализации лекционной технологии относят к активным лекциям?
а) лекция-тест
б) конспект-лекция
в) проблемная лекция
г) монологическая лекция
Правильный ответ: абв

8. Целевой компонент профессионального образования должен включать в себя цели развития общеинтеллектуальных способностей обучаемых, и в частности интеллектуально-эвристических. Какие образовательные технологии могут использоваться для достижения этой цели?
а) «Метод многомерных матриц»
б) Мозговой штурм
в) Взаимообмен заданиями
г) Лекция-тест
Правильный ответ: аб

9. Тренинговое занятие как форма обучения направлено на приобретение обучающимися суммы знаний, практических умений профессиональной деятельности и профессионально-личностных качеств. Какие этапы оно включает?
а) выполнение системы упражнений по теме занятия
б) рефлексия участниками содержания занятия
в) сообщение новой учебной информации
г) формирование учебных ассоциативных связей
Правильный ответ: аб

10. Форма взаимодействия обучающегося с учебным контентом в технологической системе обучения при прослушивании речи или просмотре изображений.
а) условно-пассивная
б) активная
в) деятельностная
г) исследовательская
Правильный ответ: а

11. Форма взаимодействия обучающегося с учебным контентом в технологической системе обучения при навигации по элементам контента (операции в гипертексте, переходы по визуальным объектам).
а) активная
б) условно-пассивная
в) деятельностная
г) исследовательская
Правильный ответ: а

12. Форма взаимодействия обучающегося с учебным контентом в технологической системе обучения при перемещении объектов для установления их соотношений, иерархий; изменении параметров (характеристик) объектов.
а) деятельностная(правильный ответ)
б) условно-пассивная
в) исследовательская
г) активная
Правильный ответ: а

13. Задачи организации педагогического взаимодействия при обучении в технологической системе.
а) контроль и коррекция преподавателем результатов учебной работы
б) организация общения для активизации усвоения учебного материала
в) включенность педагога в познавательную деятельность обучаемых
г) организация общения для коллективной деятельности и оценки учебных продуктов
Правильный ответ: аб

14. Система внешних условий, побуждающих обучающегося к их преобразованиям, к деятельностной активности.
а) учебная ситуация
б) проблема
в) учебное упражнение
г) учебное задание
Правильный ответ: а

15. Сетевой проект – образовательная технология, предполагающая использование сетевого технологического инструментария …
а) на всех этапах работы над проектом (правильный ответ)
б) только при оформлении результатов проекта
в) в процессе поиска информации по теме проекта
г) на отдельных этапах работы над проектом
Правильный ответ: а

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Кто является участниками образовательных отношений и процесса в общеобразовательном учреждении?
Правильный ответ: Обучающиеся, администрация и педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся.

2. Процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка, – …
Правильный ответ: Педагогическое взаимодействие.

3. Что является основанием для возникновения образовательных отношений согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»?
Правильный ответ: Основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации, а в случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем – договор об образовании.

4. Назовите 3 основных стиля педагогического взаимодействия, традиционно выделяемых отечественной психолого-педагогической наукой.
Правильный ответ: авторитарный, демократический и либеральный.

5. Способ взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения, – это …
Правильный ответ: Метод обучения.

6. В чем состоит отличие педагогического взаимодействия от педагогического воздействия?
Правильный ответ: Взаимодействие, в том числе педагогическое, подразумевает две действующие стороны (педагог – студент / обучающийся), т. е. процесс обучения становится взаимонаправленным. Воздействие, в том числе педагогическое, это односторонний процесс.

7. Технология, поддерживающая простой и доступный способ коллективного создания гипертекста, – …
Правильный ответ: вики (wiki)

8. Коротко охарактеризуйте основные подходы к организации педагогического взаимодействия: деятельностный и личностно-ориентированный.
Правильный ответ:
Деятельностный – формирует разнообразные способы и виды деятельности, при котором обучающиеся сами являются активными участниками образовательного процесса.
Личностно-ориентированный обеспечивает развитие индивидуальных способностей, самопознания, овладение способами саморегуляции поведения.

9. Назовите не менее 3 основных характеристик взаимодействия. Коротко охарактеризуйте их.
Правильный ответ:
1) взаимопознание – объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и познать друг друга, обоюдный интерес друг к другу;
2) взаимопонимание – понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и детьми; принятие трудностей и забот друг друга;
3) взаимоотношение – проявление такта, внимание к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие;
4) взаимодействия – осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; помощь, поддержка друг друга;
5) взаимовлияние – способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; изменение способов поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга; восприятие другого в качестве примера для подражания.

10. Целенаправленная, согласованная деятельность педагогов с субъектами, нуждающимися в помощи, и специалистами социальных институтов по координации деятельности для разрешения проблем, успешной социализации и личностному развитию субъекта – это …
Правильный ответ: социально-педагогическое взаимодействие.

11. Назовите не менее 4 традиционных форм взаимодействия участников образовательных отношений.
Правильный ответ: 1) родительское собрание; 2) работа с родительским комитетом; 3) консультации; 4) беседы; 5) совместное проведение праздников; 6) посещение на дому; 7) конференции; 8) дни открытых дверей и др..

12. Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отношения «по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ» – это … отношения.
Правильный ответ: образовательные.

13. Кто может выступать инициатором изменения образовательных отношений?
Правильный ответ: Образовательные отношения могут быть изменены как по инициативе обучающегося (родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося) по его заявлению в письменной форме, так и по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность.

14. Назовите не менее 4 компонентов, которые в обязательном порядке должна содержать информационно-образовательная среда образовательной организации.
Правильный ответ: 1) информационно-методическая поддержка образовательного процесса; 2) планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения; 3) мониторинг и фиксация хода и результатов образовательного процесса; 4) мониторинг здоровья обучающихся; 5) современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации; 6) дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования; 7) дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности и др.

15. Специальная форма организации познавательной деятельности, основанная на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности – это …
Правильный ответ: Интерактивное обучение.

16. Назовите не менее 4 интерактивных образовательных технологии. Кратко охарактеризуйте их.
Правильный ответ:
1) Мозговые штурмы ( brainstorm); 2) Круглые столы (дискуссия, дебаты); 3) Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ); 4) Деловые и ролевые игры; 5) Мастер-классы; 6) Дискуссия; 7) Видеоконференция; 8) Вебинар и др.

17. Перечислите наиболее распространенные коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей (не менее 4).
Правильный ответ: 1) Родительское собрание, родительский лекторий; 2) Проведение занятий совместно с детьми по проблемам, которые интересны и детям, и взрослым; 3) Подготовка печатных материалов, включающих конкретные советы и рекомендации по изучаемому вопросу; 4) Конференция по обмену опытом воспитания детей; 5) Вечер вопросов и ответов; 6) Встреча с администрацией, учителями класса; 7) Групповые занятия; 8) Индивидуальная работа с родителями и др.

18. Система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; способ деятельности по совместному использованию ресурсов – это …
Правильный ответ: Сетевое взаимодействие.

19. Основные компоненты образовательного процесса.
Правильный ответ: Цель, задачи, содержание, методы, средства и формы взаимодействия педагогов и учащихся, результат. В этой связи педагогический процесс следует рассматривать как развивающееся взаимодействие субъектов воспитания (обучающих и обучаемых).

20. Как называется форма организации взаимодействия участников образовательного процесса в режиме онлайн?
Правильный ответ: Онлайн-обучение подразумевает проведение образовательного процесса в режиме реального времени. Этот формат считают продолжением distance learning и часто еще называют elearning, что с английского означает «электронное обучение».


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Щуркова Н.Е.- Педагогические технологии: Издательство Юрайт, , 2017 www.biblio-online.ru
Л1.2 Факторович А.А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Халяпина Л. П., Анохина Н. В. Новые информационные технологии в профессиональной педагогической деятельности: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Кемеровский государственный университет, 2011 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Халяпина Л.П., Анохина Н.В. Новые информационные технологии в профессиональной педагогической деятельности: учебное пособие Кемерово: КемГУ, 2011 biblioclub.ru
Л2.2 Киселев Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник , 2020 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Утёмов В.В., Горев П.М. Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога: учебное пособие Киров: Изд-во АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании», 2017 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Вопросы образования: сайт журнала: vo.hse.ru
Э2 Российское образование: федеральный портал www.edu.ru
Э3 Библиотека федерального портала Российское образование http://www.edu.ru/index. php?page_id=242
Э4 Педагогическая библиотека www.pedlib.ru
Э5 Курс на портале "Цифровой университет АлтГУ" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
511Д лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.1. Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий.
При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:
- изучают рекомендованную литературу;
- выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия.
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу.

Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе практического занятия может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.
Примерная схема подготовки студента к практическому занятию:
1. Ознакомиться с вопросами и заданиями.
2. Проработать конспект соответствующей лекции, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы семинара в изучаемой дисциплине.
3. Ознакомиться с дополнительной литературой по теме (кроме рекомендованных преподавателем, студент может привлекать и другие источники и материалы для подготовки к семинарскому занятию, подходящие для раскрытия вопросов).
4. Подготовить ответы на вопросы плана практического занятия (иметь конспект).
5. Выполнить задания к практическому занятию.
6. Проработать тестовые задания и задачи (если они имеются).
7. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем вопросам плана, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Этого можно добиться при хорошем владении материалом. Недопустимо простое чтение конспекта. Выступающий должен проявить свое собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказать свое личное мнение, обосновать его с помощью прочитанных теоретических работ, фактов и наблюдений из собственной жизни и т. д. Необходимо внимательно слушать выступающего, подмечать интересное в его выступлении, улавливать возможные недочеты и фактические ошибки и исправлять их в ходе семинара. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную предыдущим оратором.
При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

1.2. Методические рекомендации по созданию презентации
Алгоритм создания презентации:
1 этап – определение цели презентации
2 этап – подробное раскрытие информации,
3 этап − основные тезисы, выводы.
Следует использовать не более 10-15 слайдов. При этом:
- первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации;
- на втором слайде необходимо разместить содержание презентации, а также краткое описание основных вопросов;
- оставшиеся слайды имеют информативный характер.
Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод.
Требования к оформлению и представлению презентации:
1. Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств), текст должен быть набран 24-30-ым шрифтом.
2. Тщательно структурированная информация.
3. Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков.
4. Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац.
5. Главную идею надо выложить в первой строке абзаца.
6. Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно.
7. Графика должна органично дополнять текст.
8. Выступление с презентацией длится не более 10 минут;

1.3. Методические рекомендации по подготовке доклада на практическом занятии
Алгоритм создания доклада:
1 этап – определение темы доклада
2 этап – определение цели доклада
3 этап − подробное раскрытие информации
4 этап − формулирование основных тезисов и выводов.