МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Расследование незаконного оборота наркотических средств

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильЮрист в сфере уголовного судопроизводства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_04_01_Юриспруденция_УСП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 76 74 76 74
Итого 108 106 108 106

Программу составил(и):
ст.пр., Юринова Татьяна Васильевна

Рецензент(ы):
ст.пр., Серебряков Андрей Александрович

Рабочая программа дисциплины
Расследование незаконного оборота наркотических средств

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция» (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 года № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 13.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., проф., Давыдов Сергей Иванович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 13.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н., проф., Давыдов Сергей Иванович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- ознакомление с основными положениями законодательных и иных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность в сфере обеспечения законности, правопорядка, безопасности личности в объеме, достаточном для самостоятельного осуществления профессиональной деятельности;
- выработка способности комплексно использовать полученные теоретические знания (уголовного, уголовно-процессуального права, оперативно-розыскной деятельности, криминалистики и криминологии) по предупреждению, пресечению, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (НОН);
- привитие устойчивых знаний, умений и навыков в области планирования, организации расследования и особенностей проведения отдельных следственных действий по преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
- содействие развитию профессионального интереса к деятельности юриста, установки на профессиональное самосовершенствование по правовому регулированию незаконного оборота наркотических средств.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен принимать правовые решения и совершать юридические действия в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации
ПК-2.1 Знает нормы уголовнопроцессуального законодательства, регламентирующие деятельность должностных лиц и органов государства в уголовном судопроизводстве.
ПК-2.2 Умеет применять нормы уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие деятельность должностных лиц и органов государства в уголовном судопроизводстве, при решении профессиональных задач.
ПК-2.3 Владеет навыками совершения уголовно-процессуальных действий и принятия уголовно-процессуальных решений; обладать навыками по выявлению причин и условий совершения преступлений, их предупреждению и расследованию.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.нормы уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие деятельность должностных лиц и органов государства в уголовном судопроизводстве
3.2.Уметь:
3.2.1.применять нормы уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие деятельность должностных лиц и органов государства в уголовном судопроизводстве, при решении профессиональных задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть навыками совершения уголовно-процессуальных действий и принятия уголовно-процессуальных решений; обладать навыками по выявлению причин и условий совершения преступлений, их предупреждению и расследованию

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Правовые основы расследования незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
1.1. Правовые основы расследования незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Правовые основы расследования незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Практические 3 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Правовые основы расследования незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Сам. работа 3 12 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Раздел 2. Основные сведения о наркотиках и их воздействие на организм.
2.1. Основные сведения о наркотиках и их воздействие на организм. Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Основные сведения о наркотиках и их воздействие на организм. Практические 3 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Основные сведения о наркотиках и их воздействие на организм. Сам. работа 3 12 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Раздел 3. Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ
3.1. Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ Практические 3 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ Сам. работа 3 12 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Раздел 4. Осуществление оперативно-розыскных мероприятий по выявлению преступлений, связанных с незаконным сбытом наркотических средств и психотропных веществ.
4.1. Осуществление оперативно-розыскных мероприятий по выявлению преступлений, связанных с незаконным сбытом наркотических средств и психотропных веществ. Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Осуществление оперативно-розыскных мероприятий по выявлению преступлений, связанных с незаконным сбытом наркотических средств и психотропных веществ. Практические 3 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.3. Осуществление оперативно-розыскных мероприятий по выявлению преступлений, связанных с незаконным сбытом наркотических средств и психотропных веществ. Сам. работа 3 12 Л1.2
Раздел 5. Раздел 5. Типичные следственные ситуации. Производство отдельных следственных действий на первоначальном и последующем этапах расследования преступлений.
5.1. Типичные следственные ситуации. Производство отдельных следственных действий на первоначальном и последующем этапах расследования преступлений. Практические 3 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.2. Типичные следственные ситуации. Производство отдельных следственных действий на первоначальном и последующем этапах расследования преступлений. Сам. работа 3 14 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 6. Раздел 6. Особенности производства отдельных следственных действий расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
6.1. Особенности производства отдельных следственных действий расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Практические 3 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.2. Особенности производства отдельных следственных действий расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Сам. работа 3 12 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен принимать правовые решения и совершать юридические действия в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:

1. Нормативный акт, регламентирующий правила оборота наркотических средств:
а. Федеральный Закон РФ от 08 января 1998 года № 3,
б. Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 года № 681,
в. Постановление Правительства РФ от 01 октября 2012 года № 1002,
г. Постановление Пленума Верховного суда от 15 июня 2006 года № 14.
Правильный ответ: а

2. К элементам криминалистической характеристики не относятся:
а. личность вероятного преступника и вероятные мотивы и цели преступления,
б. обстоятельства преступления,
в. характеристика типичных взаимоотношений преступника и жертвы,
г. данные о типичном предмете посягательства.
Правильный ответ: в

3. В содержание криминалистической характеристики преступлений входит:
а. способ совершения преступления,
б. характеристика технико-криминалистических средств, применяемых при расследовании,
в. условия возникновения умысла на совершение преступлений,
г. меры профилактики преступлений.
Правильный ответ: а

4. Классификация наркотических средств по источникам происхождения:
а. растительные и искусственные,
б. синтетические и ненатуральные,
в. синтетические, полусинтетические и природные (натуральные) .
г. кустарного производства
Правильный ответ: в

5. Из конопли получают следующие наркотические средства:
а. марихуану, гашиш и гашишное масло,
б. марихуану, героин и гашишное масло,
в. марихуану, гашишное масло и дезоморфин,
г. марихуану, гашиш и амфетамин.
Правильный ответ: а

6. Характерные следы, обнаруживаемые на месте преступления на этапе предпродажного хранения наркотических средств:
а. следы обуви,
б. следы предметы,
в. следы транспортных средств,
г. следы орудий взлома.
Правильный ответ: б

7. Основной вопрос, разрешаемый судебно-медицинским освидетельствованием лица при подозрении употребления наркотиков:
а. каково состояние освидетельствуемого лица,
б. употребляло ли освидетельствуемое лицо наркотики, если да, то какие и в каком объеме,
в. имеются ли на теле освидетельствуемого лица какие-либо повреждения,
г. находится ли освидетельствуемое лицо в состоянии наркотического (токсического, алкогольного) опьянения.
Правильный ответ: г

8. Основное обстоятельство, подлежащее установлению по преступлениям в сфере незаконного оборота наркотических средств:
а. обстоятельства характеризующие личность, форма и степень вины лица,
б. установление времени начала хранения наркотического средства,
в. каков вид и масса наркотического средства,
г. место и способ совершения преступления.
Правильный ответ: в

9. Под изготовлением наркотических средств понимаются:
а. умышленные действия, направленные на получение наркотического средства во владение,
б. умышленные действия по рафинированию наркотического средства,
в. умышленные действия, в результате которых получено готовое к использованию и потреблению наркотическое средство,
г. умышленные действия, направленные на повышение концентрации наркотического средства и его эффекта.
Правильный ответ: в

10. Вопросы, разрешаемые экспертным исследованием наркотического средства:
а. является ли представленное вещество наркотическим средством и из какой местности поступило,
б. является ли представленное вещество наркотическим (психотропным) средством, если да, то каким именно и какова его масса,
в. является ли представленное вещество наркотическим (психотропным) средством и пригодно ли оно для употребления, если да, то каким способом.
г. является ли представленное вещество наркотическим или лекарственным средством если да, то каким именно и какова его масса.
Правильный ответ: б

11. Задачи осмотра места происшествия при расследовании преступлений, связанных с незаконным хранением наркотических средств:
а. обнаружить и зафиксировать обстоятельства, указывающие на круг лиц, вовлеченных в незаконный оборот наркотических средств,
б. обнаружить и зафиксировать предметы и следы, а также обстоятельства, указывающие на незаконное хранение наркотических средств,
в. обнаружить и задержать лиц, употребляющих наркотические средства,
г. обнаружить наркотические средства.
Правильный ответ: б

12. Особенности работы с материальными следами в ходе осмотра места происшествия по преступлениям, связанным с незаконным культивированием растений, содержащих наркотические средства:
а. зафиксировать обстоятельства, указывающие на незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства:
б. выяснить круг лиц, вовлеченных в незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства:
в. изъять и упаковать растения в бумажный пакет, коробку или матерчатый мешок,
г. указать месторасположение участка, предметы культивирования, изъять растения для дальнейшего исследования.
Правильный ответ: в

13. Категории лиц, включенных в распространение наркотических средств:
а. лица, имеющие невысокий уровень образования и опыт в преступной деятельности,
б. только наркозависимые лица,
в. в основном сотрудники медучреждений,
г. студенты.
Правильный ответ: а

14. Основное требование, предъявляемое при проведении оперативно-розыскных мероприятий по выявлению наркопреступлений:
а. применять фото-видео фиксацию задержания лица,
б. приглашать двух понятых для проведения личного досмотра до того, как они будут обнаружены,
в. привлекать в качестве закупщика наркозависимое лицо,
г. привлекать в качестве закупщика сотрудника полиции.
Правильный ответ: б

15. Особенности возбуждения уголовного дела о незаконном обороте наркотических средств:
а. в основном по заявлению граждан,
б. по предварительной оперативной разработке или по факту изъятия наркотических средств при личном досмотре,
в. при задержании лица, находящегося в наркотическом опьянении,
г. все варианты верны
Правильный ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«Зачтено»: верно выполнено 50% и более заданий;
«Не зачтено»: верно выполнено менее 50% заданий.

ПРИМЕР ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:

1. Опий получают из …
Ответ: головок мака

2. При изъятии образцов готовой продукции на предприятиях, производящих наркосодержащие лекарственные препараты, обязательно должен присутствовать специалист …
Ответ: фармацевт

3. При осмотре квартиры наркоманов, употребляющих гашиш, необходимо обратить внимание на емкости с…
Ответ: молоком

4. Для определения вещества, является ли оно наркотическим или психотропным назначается…экспертиза?
Ответ: судебно-химическая

5. При уничтожении синтетических наркотиков после их растворения в 10 % щелочном растворе их можно вылить в …
Ответ: яму на расстоянии не менее километра от водных источников

6. Проводить осмотр места задержания наркокурьера необходимо в случаях…
Ответ: обнаружения при нем наркотиков

7. В протоколе личного обыска при задержании наркокурьера обязательно должно быть указано …
Ответ: где обнаружено, в чем находилось наркотическое средство

8. Цех по производству гашиша можно замаскировать на …
Ответ: пеньковой фабрике

9. Методон является …
Ответ: лекарственным наркотическим веществом

10. Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, посягают на …
Ответ: жизнь и здоровье человека

11. При уничтожении наркотических средств обязательно должны присутствовать …
Ответ: все члены комиссии

12. Гашиш относится к классу наркотиков… происхождения
Ответ: растительного

13. Способ перевозки наркотических средств и психотропных веществ – это действия, связанные с …
Ответ: перемещением наркотических веществ с использованием любого вида транспорта

14. Криминалистическая экспертиза наркотического средства проводится …
Ответ: всегда, независимо от экспресс-анализа

15. Наркотические средства героин, метадон … происхождения
Ответ: синтетического

16.Наркотические средства кокаин, гашиш ….происхождения
Ответ: растительного

17. Обоснованное решение вопроса о возбуждении уголовного дела по ст.228, ст.228.1 УК РФ невозможно без…
Ответ: предварительного исследования изъятых наркотических средств

18. Все страны в области борьбы с оборотом наркотических средств руководствуются…
Ответ: Единой конвенцией о наркотических средствах 1961г.

19. Определение аналогов наркотических средств и психотропных веществ регламентировано…
Ответ: Федеральным законом от 08.01.1998 года №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

20. К работе с наркотическими средствами, психотропными веществами не допускаются лица…
Ответ: больные наркоманией, токсикоманией и хроническим алкоголизмом

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1. Законодательство, регламентирующее правовое регулирование в сфере оборота наркотиков.
2. Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
3. Классификация наркотических средств по источникам происхождения.
4. Характерные следы, обнаруживаемые на месте происшествия при расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
5. Признаки употребления отдельных видов наркотических средств. Освидетельствование лиц при подозрении употребления наркотиков.
6. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовным делам о незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ.
7. Особенности изъятия наркотических средств. Вопросы, разрешаемые предварительным исследованием.
8. Особенности работы с материальными следами в ходе осмотра места происшествия при расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
9. Особенности проведения осмотра места происшествия при расследовании преступлений, связанных с незаконным культивированием растений, содержащих наркотические средства.
10. Особенности выявления преступлений, связанных с содержанием наркопритонов.
11. Категории лиц, причастных к незаконному обороту наркотических средств.
12. Планирование и организация деятельности следователя на этапе возбуждения уголовного дела по преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
13. Типичные следственные ситуации на момент возбуждения уголовного дела.
14. Задачи обыска и использование тактических приемов, методов и технико-криминалистических средств в ходе его проведения.
15. Особенности тактики допроса свидетелей преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
16. Особенности тактики допроса подозреваемых в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
17. Особенности назначения и использования результатов судебной экспертизы наркотических средств и психотропных веществ.
18. Виды экспертиз, назначаемых по следам, обнаруженным в ходе осмотра места происшествия при расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Типовые вопросы.
19. Организация деятельности следователя на последующем этапе расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных.
20. Особенности тактики допроса обвиняемого.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА

1. При личном обыске задержанного в порядке ст. 91 УПК РФ подозреваемого в совершении кражи С. в правом кармане его брюк, обнаружен прозрачный пакет с порошком белого цвета. Подозреваемый С. отказался пояснять, что находится в данном пакете и откуда он его взял.
Возможно ли возбуждение уголовного дела по преступлению, связанному с незаконным оборотом наркотиков, исходя из условий задачи? Что необходимо сделать?

2. Несовершеннолетний Ю. (15 лет) за незначительные денежные суммы продавал школьникам свертки из бумаги, в которых находилась смесь трав. Со слов Ю., смесь состояла из крапивы и чабреца. Однако своим покупателям он говорил, что данная смесь является одурманивающей, так как содержит легкий наркотик, не вызывающий привыкания. Некоторые из школьников действительно отмечали эффект легкой эйфории и приобретали указанную смесь неоднократно.
Какие следственные и процессуальные действия необходимо провести следователю на стадии предварительной проверки? Какое решение может быть принято?

3. Оперуполномоченному уголовного розыска капитану А. поступила информация о том, что 14-летний Н., и 16-летний П. продают во дворе своего дома наркотические средства, в связи с чем они были доставлены в отдел полиции. При них было обнаружено несколько пакетиков с веществом белого цвета.
Какие первоначальные действия должны быть проведены сотрудниками полиции?
Возможно ли в данном случае возбуждение уголовного дела и привлечение несовершеннолетних к уголовной ответственности?

4. В отдел полиции обратились жильцы многоквартирного дома с устным заявлением о том, что по вечерам в квартире №… собирались люди, которые шумели и вели себя «не совсем адекватно». В подъезде разносился едкий запах растворителя. Жильцы просили разобраться в происходящем и принять меры.
Какие действия должны провести сотрудники полиции? Определите, какие составы преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, могут быть установлены? Что необходимо выполнить для возбуждения уголовных дел исходя из условий задачи?

5. Содержащемуся в следственном изоляторе обвиняемому Р., при передаче посылки сотрудниками Федеральной службы исполнения наказаний в упаковке с чаем был обнаружен и изъят пакет с веществом белого цвета. Из объяснения супруги Р. следует, что возле ворот к ней подошел ранее незнакомый ей мужчина и попросил передать пачку чая его другу. Мужчина сказал, что Р. в курсе, что через него передадут чай. Обвиняемый Р. пояснил, что не ничего не знал о передаче чая.
Какие действия должны провести сотрудники полиции? Кого можно привлечь к уголовной ответственности по условиям задачи?

6. В дежурную часть отдела полиции поступило анонимное сообщение о незаконном сбыте наркотических средств из квартиры № 14 дома № 25 по улице Молодежной. Аноним пояснил, что периодически в указанной квартире собираются люди и употребляют наркотические и психотропные вещества.
Изложите перечень мероприятий, которые должны быть проведены сотрудниками полиции в описанной ситуации?

7. Гр-н Я., находясь в автобусе общественного транспорта № 60, следовавшего по улице А. Петрова в Железнодорожном районе г. Барнаула передал гр. Е. прозрачный пакетик с растительным веществом, который Е. убрал во внутренний карман своей куртки и пытался выйти на ближайшей остановке. В этом же автобусе находились сотрудники полиции Ф. и М., которые заметили подозрительное поведение Я. и Е. в связи с чем оба были задержаны.
Какие действия должны провести сотрудники полиции в описанной ситуации?
Определите перечень первоначальных следственных действий после возбуждения уголовного дела.

8. Следователем Н. при расследовании уголовного дела, возбужденного по признакам преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ, проведено опознание подозреваемого В. свидетелем И. Одним из статистов выступил сотрудник полиции. Защитник Л. указал данное обстоятельство в протоколе опознания как замечание.
Разъясните порядок проведения такого следственного действия, как опознание. Законны ли действия следователя С. и каковы последствия проведенного следственного действия?

9. Гр. И. выйдя из своей квартиры, увидел на площадке молодого человека, который прятал пакетик, перевязанный синей изолентой под почтовый ящик. Гр. И задержал молодого человека и вызвал сотрудников полиции.
Какие действия должны провести сотрудники полиции в описанной ситуации?
Определите перечень вопросов, подлежащих выяснению у свидетеля И..

10. Оперуполномоченный уголовного розыска Б. по поручению следователя в рамках расследования уголовного дела, возбужденного в отношении неустановленного лица по ч. 1 ст. 228.1 УК РФ, провел осмотр подсобного помещения, пристроенного к жилому дому подозреваемого Ш., в присутствии его матери, которая потребовала присутствия адвоката в ходе проведенного следственного действия. Однако Б. запретил звонить кому-либо. При осмотре, под коробками с картошкой обнаружены несколько упаковочных пакетиков, нитки и весы (весы, запыленные белым порошком, упакованные в пакет). Мать подозреваемого Ш., пояснила, что это ее старые продуктовые весы, на которых она взвешивала муку, а в протокол она вписала отказ в вызове адвоката.
Можно ли совершать поисковые мероприятия под видом осмотра помещения и других объектов?
Обязан ли был оперуполномоченный сообщать участникам осмотра цель проведения следственного действия?
Каким должен быть порядок действий оперуполномоченного и следователя по изъятым предметам? Могут ли они быть признаны доказательствами в данном случае?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Александров Криминалистика : учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры М.: Юрайт, 2021 biblio-online.ru
Л1.2 Лапатников М. В., Николаева Т. А., Казнина И. А. Расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков: Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. Я. Драпкин [и др.] ; отв. ред. Л. Я. Драпкин Криминалистика в 3 ч. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебник для вузов М. : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации www.ksrf.ru
Э2 Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации www.supcourt.ru
Э3 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
- MicrosoftOffice;
- Microsoft Windows;
- 7-Zip;
- AcrobatReader.
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/);
2. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
4. Научная электронная библиотека «Elibrary» (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
209С лаборатория криминалистического исследования документов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; видеокомпаратор VC-30 – 1 шт.; комплект осветителей для ф/видеосъемки – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 4 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 3 шт.; МФУ LaserJet – 1 шт.; лампы настольные – 9 шт.; интерактивная система SMART SB-680 – 1 шт.; мультимедия-проектор TOSHIBA – 1 шт.; универсальный просмотровый детектор DORS - 1 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучающихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, ее анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
- контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
- индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
- групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи;
- организация работы групп обучающихся по индивидуальным заданиям;
- самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретенных знаний;
- выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
- внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: выполнение докладов, рефератов, решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы ее изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.