МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Ресурсоведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки20.02.01. специальность Рациональное использование природохозяйственных комплексов
Форма обученияОчная
Учебный план20_02_01_РацИспПрирКомплексов-2022_11кл
Часов по учебному плану 110
в том числе:
аудиторные занятия 78
самостоятельная работа 32
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 40 40 40 40
Практические 38 38 38 38
Сам. работа 32 32 32 32
Итого 110 110 110 110

Программу составил(и):
преподаватель, высшая категория , Коверникова Евгения Юрьевна

Рецензент(ы):
канд. геогр. наук, доцент , Отто Ольга Витальевна

Рабочая программа дисциплины
Ресурсоведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 20.02.01 РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 18.04.2014 г. № 351)

составлена на основании учебного плана:
Направление 20.02.01 РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий отделением
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение широкого спектра природных ресурсов и определение природно-ресурсного потенциала территории

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 4.1 Представлять информацию о результатах экологического мониторинга в виде таблиц, диаграмм и геокарт.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Понятия ресурсов и антиресурсов
Классификации природных ресурсов
Основные законы ресурсоведения
Характеристики невозобновляемых и возобновляемых ресурсов
Современное состояние разных видов ресурсов
Принципы рационального использования основных видов ресурсов
Экстенсивные и интенсивные способы управления ресурсами
ресурсосберегающие технологии
негативные последствия нерациональной эксплуатации природных ресурсов
3.2.Уметь:
3.2.1.Характеризовать природно-ресурсный потенциал региона
Давать оценку деятельности природопользователя
Составлять рекомендации по рациональному использованию ресурса на основе знаний о его свойствах и текущем состоянии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Ресурсоведение как наука Лекции 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Ресурсы атмосферы и гидросферы
2.1. Ресурсы атмосферы Лекции 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.2. Практическая работа № 1. Расчетная оценка загрязнения атмосферного воздуха от автотранспорта Практические 4 4 ОК 8, ОК 5, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.3. Проработка лекционного материала, вопросы для самоконтроля. Сам. работа 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.4. Ресурсы гидросферы Лекции 4 2 ОК 8, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.5. Проработка лекционного материала. Сам. работа 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.6. Практическая работа № 2.Водные ресурсы мира, России и Алтайского края Практические 4 2 ПК 4.1, ОК 8, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Ресурсы литосферы их состояние и использование
3.1. Ресурсы литосферы их состояние и использование Лекции 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.2. Практическая работа № 3. Динамика потребления минеральных ресурсов в мире Практические 4 2 ОК 8, ОК 5, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.3. Проработка лекционного материала Сам. работа 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.4. Топливно-энергетические ресурсы Лекции 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.5. Практическая работа № 4.Топливные и энергетические ресурсы Практические 4 2 ОК 8, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.6. Проработка лекционного материала Сам. работа 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.7. Рудные ресурсы Лекции 4 2 ОК 8, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.8. Проработка лекционного материала Сам. работа 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.9. Ресурсы чистых углеводов и пьезооптическое сырье Лекции 4 2 ОК 8, ОК 6, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.10. Проработка лекционного материала Сам. работа 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.11. Химические и агрохимическиие ресурсы Лекции 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.12. Практическая работа № 5. Продовольственная безопасность Практические 4 2 ПК 4.1, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.13. Проработка лекционного материала Сам. работа 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.14. Ресурсы ювелирных, ювелирно-поделочных и строительных камней Лекции 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.15. Ресурсы поделочных и строительных камней а Алтайском крае (экскурсия в Минерологический музей АлтГУ) Практические 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.16. Ресурсы магматических, осадочных и метаморфических горных пород Лекции 4 2 ОК 8, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.17. Практическая работа № 6. Минерально-сырьевые ресурсы Алтайского края и республики Алтай Практические 4 2 ПК 4.1, ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.18. Проработка лекционного материала Сам. работа 4 4 ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.19. Оценка состояния и использования ресурсов недр Лекции 4 2 ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.20. Практическая работа № 7. Расчёт стоимости недр по экономическим районам Российской Федерации Практические 4 2 ПК 4.1, ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.21. Контрольная работа №1 Практические 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.22. Проработка лекционного материала Сам. работа 4 2 ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Земельные и биологические ресурсы
4.1. Почвенные и земельные ресурсы Лекции 4 2 ОК 8, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
4.2. Практическая работа № 9.Земельные ресурсы Российской Федерации Практические 4 2 ПК 4.1, ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
4.3. Проработка лекционного материала Сам. работа 4 2 ОК 8, ОК 6, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
4.4. Биологические ресурсы Лекции 4 2 ОК 8, ОК 6, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
4.5. Проработка лекционного материала Сам. работа 4 2 ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
4.6. Лесные ресурсы Лекции 4 2 ОК 8, ОК 6, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
4.7. Практическая работа № 10. Лесные ресурсы Практические 4 2 ОК 8, ОК 6, ОК 5, ОК 4 Л1.1, Л2.1
4.8. Проработка лекционного материала Сам. работа 4 2 ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
4.9. Биоразнообразие Лекции 4 2 ОК 8, ОК 6, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
4.10. Практическая работа № 11. Особо охраняемые природные территории Практические 4 2 ОК 8, ОК 6, ОК 5, ОК 4 Л1.1, Л2.1
4.11. Контрольная работа №2 Практические 4 2 ОК 9, ОК 8 Л1.1, Л2.1
4.12. Проработка лекционного материала Сам. работа 4 2 ОК 8, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Туристско-рекреационные ресурсы
5.1. Туристско-рекреационные ресурсы Лекции 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
5.2. Практическая работа № 13. Составление прогноза перспектив развития рекреационного хозяйства в Алтайском крае Практические 4 2 ОК 8, ОК 6, ОК 5, ОК 4 Л1.1, Л2.1
5.3. Проработка лекционного материала Сам. работа 4 4 ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Демографические ресурсы
6.1. Демографические ресурсы Лекции 4 6 ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
6.2. Практическая работа № 14. Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира Практические 4 6 ПК 4.1, ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 5, ОК 4 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Экономические ресурсы
7.1. Капитал, предпринимательство и знания как экономический ресурс Лекции 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
7.2. Контрольная работа №3 Практические 4 2 ОК 9, ОК 8 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ (практические работы, самостоятельная работа, контрольная работа ) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3995

Контрольные вопросы и задания ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (экзамен) по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания (выбор одного из вариантов):

1. К возобновляемым природным ресурсам относятся:
а) пресная вода;
б) почвенный гумус;
в) биомасса;
г) все вышеперечисленное.
2. К возобновляемым ресурсам не относится:
а) биомасса растений;
б) нефть, природный газ;
в) пресная вода;
г) почвенный гумус.
3. К биотическим ресурсам не относится:
а) мох;
б) животное;
в) человек;
г) водоросли.
4. К возобновляемым природным ресурсам не относится:
а) пресная вода;
б) почвенный гумус;
в) биомасса;
г) запасы железных руд.
5. К возобновляемым ресурсам не относится:
а) биомасса растений;
б) нефть, природный газ;
в) пресная вода;
г) почвенный гумус.
6. По происхождению природные ресурсы делятся на:
а) биологические;
б) минеральные;
в) органические и минеральные;
г) неисчерпаемые и возобновимые.
7. По способности к самовосстановлению природные ресурсы делятся на:
а) возобновимые и исчерпаемые;
б) возобновимые и невозобновимые;
в) неисчерпаемые и возобновимые;
г) невозобновимые.
8. Основной запас пресной воды сосредоточен в:
а) подземных водах;
б) реках;
в) ледниках;
г) озерах.
9. К биотическим ресурсам не относится:
а) мох;
б) животное;
в) человек;
г) водоросли.
10. Соотношение между величиной запасов и размерами добычи называется:
а) природные ресурсы;
б) ресурсообеспеченность;
в) географическая среда.
11. Основная составляющая часть атмосферного воздуха:
а) азот;
б) кислород;
в) инертные газы;
г) углекислый газ
12. Слабо освоенными территориями являются:
а) побережья материков;
б) равнины;
в) высокогорья;
г) долины рек.
13. К исчерпаемым невозобновимым природным ресурсам относятся:
а) водные;
б) лесные;
в) нефтяные;
г) биологические.
14. К неисчерпаемым ресурсам относятся:
а) биологические;
б) энергия приливов и отливов;
в) земельные
15. Что представляет собой ПРП (природно-ресурсный потенциал) ?
а) общий комплекс всех биотических компонентов;
б) это совокупная производительность природных ресурсов, средств производства и предметов потребления;
в) часть биосферы отвечающая за процессы жизнедеятельности происходящие в природе

Правильные ответы:









10б
11г
12в
13в
14б
15б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

"отлично" - верно выполнено 85-10% заданий;
"хорошо" - верно выполнено 70-84% заданий;
"удовлетворительно" - верно выполнено 50-69% заданий;
"неудовлетворительно" - верно выполнено менее 50% заданий.

Примечание: каждое задание оценивается 1-м баллом
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения экзамена:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к экзмену» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3995
(Ссылка на тест в электронном курсе дисциплины)

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Экзамен «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 2 балла. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 50 тестовых задания. На выполнение теста отводится 60 минут (указывается время необходимое для выполнения). При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения
Приложение 1.   Контроль Р.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Маршинин, А. В. Природопользование: ресурсоведение: учебное пособие для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Вишнякова Я.Д Экономическая география: учебник и практикум для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Ресурсоведение (РИПК, преподаватель Коверникова Е.Ю.)" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
212Н кабинет естественнонаучных дисциплин; кабинет химических дисциплин; кабинет химических основ экологии – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска маркерная – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; тематические плакаты
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
214Н кабинет экологических основ природопользования; кабинет экономики природопользования; кабинет природопользования; кабинет экологии и охраны окружающей среды – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; маркерная доска
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного изучения дисциплины необходимо выполнять следующие требования:
• посещать все лекционные и практические занятия
• все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
• обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
• в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал
При изучении дисциплины «Ресурсоведение» обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями по дисциплине; учебниками и учебными пособиями; периодическими изданиями по тематике изучаемой дисциплины, Рекомендуемый перечень литературы приведен в рабочей программе дисциплины «Ресурсоведение».
Запись лекции одна из основных форм активной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки.

Подготовка к практическим занятиям
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие
При подготовке к практическому занятию по дисциплине «Ресурсоведение» следует:
• внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
• определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе дисциплины;
• изучить рекомендованную литературу. Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов.
В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана и конспекта по изучаемому материалу (вопросу). План позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. Конспект составляется в свободной форме.

Работа с научной литературой

Грамотная работа с научной литературой, предполагает соблюдение ряда правил:
1. Ознакомление с оглавлением, содержанием предисловия или введения.
2. Чтение текста
3. Выяснение незнакомых слов, терминов, выражений, неизвестных имен, названий.
Научная методика работы с литературой предусматривает также ведение записи прочитанного. Это позволяет привести в систему знания, полученные при чтении, сосредоточить внимание на главных положениях, зафиксировать, закрепить их в памяти, а при необходимости вновь обратиться к ним.
Методические рекомендации по составлению конспекта
Конспект - сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности.
Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта. Выделите главное, составьте план, представляющий собой перечень заголовков, подзаголовков, вопросов, последовательно раскрываемых затем в конспекте.
Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного.

Методические рекомендации по составлению опорного конспекта

Опорный конспект- вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника.
Опорный конспект – это наилучшая форма подготовки к ответу на вопросы.
Основная цель опорного конспекта – облегчить запоминание.

Этапы составления опорного конспекта:
1. изучить материалы темы, выбрать главное и второстепенное;
2. установить логическую связь между элементами темы;
3. представить характеристику элементов в краткой форме;
4. выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы.
5.
Методические рекомендации по подготовке информационного сообщения

Это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами.
Возможно письменное оформление задания, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.
Этапы подготовки сообщения:
• собрать и изучить литературу по теме;
• составить план или графическую структуру сообщения;
• выделить основные понятия;
• ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
• оформить текст письменно (если требуется).

Критерии оценки:
• актуальность темы;
• соответствие содержания теме;
• глубина проработки материала;
• грамотность и полнота использования источников.


Методические рекомендации по созданию презентаций

Презентация - вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint.
Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде.
Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint.
Презентация должна содержать не менее 15 многослойных слайдов с использованием возможностей анимации и различного оформления. Приветствуется наличие в презентации звукового сопровождения (комментариев) и реальных примеров (картинок).
После проведения демонстрации слайдов презентации студент должен дать личную оценку социальной значимости изученной проблемной ситуации и ответить на заданные вопросы.

Этапы подготовки презентации:
1. изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
2. установить логическую связь между элементами темы;
3. представить характеристику элементов в краткой форме;
4. выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;
5. оформить работу и предоставить к установленному сроку.

Критерии оценки:
• соответствие содержания теме;
• правильная структурированность информации;
• наличие логической связи изложенной информации;
• эстетичность и соответствие требованиям оформления;
• работа представлена в срок

Подготовка к контрольным работам

Контрольная работа - вид учебной и научно-исследовательской работы, отражающая знания, навыки и умения студента, полученные в ходе освоения дисциплины.
Цель контрольной работы- закрепление и углубление теоретических знаний по дисциплине «Общая экология», овладение студентами методикой решения задач, составляющих содержание практического менеджмента в организации.
Этапы подготовки:
1. Внимательно прочитайте материал по конспекту, составленному на учебном занятии.
2. Прочитайте тот же материал по учебнику, учебному пособию.
3. Постарайтесь разобраться с непонятным, в частности новыми терминами.
4. Ответьте на контрольные вопросы для самопроверки, имеющиеся в учебнике или предложенные в данных методических указаниях.
5. Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».
6. Выучите определения основных понятий, законов.
Критерии оценки:
• правильность ответов на вопросы;
• полнота и лаконичность ответа;
• способность правильно квалифицировать факты и обстоятельства,
• логика и аргументированность изложения.

Порядок организации самостоятельной работы студентов

Целью самостоятельной работы студентов является: овладение практическими знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по специальности, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Ресурсоведение» предполагает:
• самостоятельный поиск ответов и необходимой информации по предложенным вопросам;
• выполнение заданий для самостоятельной работы;
• изучение теоретического и лекционного материала, а также основной и дополнительной литературы при подготовке к практическим занятиям, написании докладов;
• подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой дисциплины;
• выполнение индивидуальных заданий по отдельным темам дисциплины.

Этапы самостоятельной работы студентов:
1. поиск в литературе и изучение теоретического материала на предложенные преподавателем темы и вопросы;
2. анализ полученной информации из основной и дополнительной литературы;
3. запонимание терминов и понятий;
4. составление плана ответа на каждый вопрос.

При реализации учебной дисциплины "Ресурсоведение" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий:проблемная лекция, лекция-беседа, лекция-визуализация.
При проведении практических занятий:работа в малых группах, мозговой штурм.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в работе группами, посещение экскурсии.