МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

ЗD-графика и 3D-моделирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информатики
Направление подготовки09.03.04. Программная инженерия
ПрофильРазработка программно-информационных систем
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план09_03_04_Программная инженерия_РПИС-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 40 40 40 40
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
старший преподаватель, Смолякова Лариса Ленгардовна

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
ЗD-графика и 3D-моделирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.04 Программная инженерия (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 920)

составлена на основании учебного плана:
09.03.04 Программная инженерия
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информатики

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.-м.н., доцент Козлов Д.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информатики

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой к.ф.-м.н., доцент Козлов Д.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у слушателей целостных знаний о трехмерной графике. Изучаются основы трехмерной графики, рассматриваются общие понятия и определения. Слушатели знакомятся с разнообразными приемами моделирования, учатся создавать и использовать материалы, ставить свет, визуализировать трехмерные сцены на основе Blender. Blender — свободный пакет для создания трёхмерной компьютерной графики, включающий в себя средства моделирования, анимации, рендеринга, постобработки видео, а также создания интерактивных игр.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен создавать, развертывать, сопровождать и оптимизировать архитектуру программных средств и баз данных
ПК-1.1 Знает принципы развертывания, сопровождения и оптимизации функционирования баз данных.
ПК-1.2 Умеет развертывать, сопровождать и оптимизировать функционирование баз данных.
ПК-1.3 Имеет практический опыт развертывания, сопровождения и оптимизации функционирования баз данных.
ПК-2Способен разрабатывать техническую документацию на продукцию в сфере информационных технологий, разрабатывать технические документы информационно-методического и маркетингового назначения, управлять технической информацией
ПК-2.1 Знает основные принципы создания технической документации на продукцию в сфере информационных технологий.
ПК-2.2 Умеет разрабатывать технические документы информационнометодического и маркетингового назначения.
ПК-2.3 Имеет практический опыт управления технической информацией.
ПК-3Способен разрабатывать и тестировать программное обеспечение
ПК-3.1 Знает основы проектирования и элементы архитектурных решений информационных систем.
ПК-3.2 Умеет проектировать баз данных и разрабатывать программное обеспечение с их использованием.
ПК-3.3 Имеет практический опыт тестирования программного обеспечения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Cтудент должен иметь представление о графическом пакете 3D графике Blender. Полностью интегрированный пакет разработки, предлагающий широкий выбор инструментов необходимых для создания 3D контента, включая моделирование, UV-маппинг, текстурирование, риджинг, скиннинг, анимацию, симуляцию частиц и т.п., скриптинг, рендеринг, компоновку, пост-продакшн и создание игр. Благодаря унифицированному OpenGL GUI может использоваться на любой версии Windows (98, NT, 2000, XP, Vista, 7), GNU/Linux, OS X, FreeBSD, Irix, SunOS и множестве других операционных систем. Высококачественная 3D архитектура, способствующая быстрому и эффективному творческому процессу студентов.
3.2.Уметь:
3.2.1. применять полученные знания в разных областях, связанных с моделированием и конструированием различных объектов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. понятиями и методами данного пакета.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Введение в 3D графику. Взаимодействие в 3D Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Введение в 3D графику. Взаимодействие в 3D Лабораторные 7 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Введение в 3D графику. Взаимодействие в 3D Сам. работа 7 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Моделирование. Модификаторы и деформация. Освещение Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Моделирование. Модификаторы и деформация. Освещение Лабораторные 7 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Моделирование. Модификаторы и деформация. Освещение Сам. работа 7 14 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Материалы. Текстуры. Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Материалы. Текстуры. Лабораторные 7 5 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Материалы. Текстуры. Сам. работа 7 16 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Ограничители Лекции 7 3 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Ограничители Лабораторные 7 5 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.12. Ограничители Сам. работа 7 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.13. Основы анимации. Продвинутая анимация. Эффекты и симуляция физики. Лекции 7 3 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.14. Основы анимации. Продвинутая анимация. Эффекты и симуляция физики. Лабораторные 7 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.15. Основы анимации. Продвинутая анимация. Эффекты и симуляция физики. Сам. работа 7 18 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.16. Рендеринг. Компоновка с помощью узлов. Видеомонтаж Лекции 7 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.17. Рендеринг. Компоновка с помощью узлов. Видеомонтаж Лабораторные 7 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.18. Рендеринг. Компоновка с помощью узлов. Видеомонтаж Сам. работа 7 20 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
смотри приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
смотри приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
смотри приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шикин Е.В., Боресков А.В. Компьютерная графика. Полигональные модели: М.: Диалог-МИФИ, 2005 biblioclub.ru
Л1.2 Трошина Г. В. Трехмерное моделирование и анимация: учебное пособие: Новосибирск: НГТУ, 2010 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Братченко Н.Ю. Инженерная и компьютерная графика: учебное пособие: Ставрополь: СКФУ, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт программы Blender http://wiki.blender.org/index.php/Doc:RU/Manual
Э2 Blender 2.5 Быстрый старт для начинающих. http://b3d.mezon.ru/index.php/Blender_2.5_starting_guide
Э3 Русскоязычный журнал о редакторе Blender - Blender-Empire http://blender-empire.ru/
Э4 Русскоязычный портал Blender3d. http://blender-3d.ru/
Э5 Уроки Blender на русском http://www.openarts.ru/blender-3d-tutorials
Э6 Учебник Джеймса Кронистера http://b3d.mezon.ru/index.php/Blender_Basics_3-rd_edition
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для проведения практичеких работ. Blender. Свободно распостраняемое.
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Образовательный портал АлтГУ [Электронный ресурс]: http://portal.edu.asu.ru
2. Издательство «Лань» - электронно-библиотечная система [Электронный
ресурс]: http://e.lanbook.com
3. Издательство МЦНМО. Свободно распространяемые книги издательства
Московского центра непрерывного математического образования
[Электронный ресурс]: www.mccme.ru/free-books
4. Математическая библиотека [Электронный ресурс]: www.math.ru/lib
7. Электронная библиотечная система Алтайского государственного
университета [Электронный ресурс]: http://elibrary.asu.ru
8. Научная электронная библиотека Elibrary [Электронный ресурс]:
http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания по изучению курса для студентов

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. Задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины. При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается по двухбалльной системе - зачтено/не зачтено.
Если лабораторные занятия пропущены по уважительной причине, то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии или консультации.