МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и практика массовой информации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.05. Медиакоммуникации
ПрофильЦифровая культура и медийное производство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план42_03_05_Медиакоммуникации_ЦКиМП-2023
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
диф. зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 14 14 18 18 32 32
Практические 20 20 20 20 40 40
Сам. работа 74 74 7 7 81 81
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 72 72 180 180

Программу составил(и):
канд. филол. наук,, доцент, Янчевская К.А.

Рецензент(ы):
телеведущий ГТРК Алтай, Долгова Т.Н.

Рабочая программа дисциплины
Теория и практика массовой информации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 527)

составлена на основании учебного плана:
42.03.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины являются: ознакомление студентов с концептуальными основами теории и практики массовой информации как средства массовых коммуникаций в современном обществе и базового инструмента специалистов по связям с общественностью; формирование целостного представления об информационных процессах и явлениях в современном мире; формирование навыков информационной культуры, формирование представлений о системе современных печатных и аудиовизуальных СМИ, целях и методах журналистской работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять маркетинговые исследования в области СМИ
ПК-1.1 Знает: маркетинговые технологии; основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации
ПК-1.2 Умеет: находить и анализировать необходимую информацию, применять количественные и качественные методы анализа; выявлять факторы, определяющие потребительский спрос на продукцию СМИ, существенные характеристики целевой аудитории потребителей составлять аналитические отчеты, проводить презентацию результатов маркетингового исследования
ПК-1.3 Владеет навыками поиска статистической и аналитической информации, характеризующей ситуацию на рынке продукции СМИ; анализа имеющихся данных ситуации на рынке продукции СМИ; определения целевой аудитории потребителей продукции СМИ; контроля выполнения договора, приемки результатов маркетингового исследования социологического опроса, иных работ и услуг, необходимых для анализа ситуации на рынке продукции СМИ
ПК-2Способен разрабатывать и представлять маркетинговые стратегии для продвижения продукции СМИ с учетом тенденций развития цифровой культуры и медийного производства
ПК-2.1 Знает маркетинговые технологии и технологии бренд менеджмента; технологии сегментирования рынка, позиционирования продуктов и компаний, оценки конкурентоспособности продуктов и конкурентов; организацию системы сбыта и товародвижения, планирования оптовых и розничных продаж
ПК-2.2 Умеет разрабатывать концептуальные и стратегические документы в области маркетинга; интегрировать различные средства продвижения в комплекс маркетинговых коммуникаций; осуществлять планирование мероприятий по продвижению продукции, планирование расходов на их проведение
ПК-2.3 Владеет: навыками разработки концепции продвижения продукции СМИ, формирования коммуникационных целей и маркетинговых стратегий; выбора маркетинговых технологий и инструментов для донесения до потребителя необходимой информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Систему современных СМИ, принципы создания информационных и аналитических текстов; способы размещение заказных материалов в СМИ; правила написания аналитических справок, обзоров и прогнозов в качественных и массовых изданиях.
3.2.Уметь:
3.2.1.Ориентироваться на медиарынке региона; находить информацию в СМИ и осуществлять ее анализ; использовать аргументацию при подготовке аналитических публикаций; использовать методы прогнозирования при подготовке аналитических публикаций.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками поиска информации в системе СМИ; различения информационной, рекламной и имиджевой кампаний в СМИ; навыками литературного редактирования, копирайтинга; навыками создания аналитических текстов в мультимедийных форматах; навыками применения аналитических обзоров и прогнозов в рекламе и PR.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Массовая информация как феномен
1.1. Массовая информация как вид социальной информации. Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.5, Л2.1
1.2. Массовая информация как вид социальной информации. Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.5, Л2.1
1.3. Информационная повестка дня как способ политизации общества. Информационные войны Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.5, Л2.1
1.4. Информационная повестка дня как способ политизации общества. Информационные войны Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.5, Л2.1
1.5. Информационная повестка дня как способ политизации общества. Информационные войны Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.4, Л1.5, Л2.1
1.6. СМИ в системе коммуникации Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.4, Л1.5, Л2.1
1.7. СМИ в системе коммуникации Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.5, Л2.1
1.8. СМИ в системе коммуникации Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.5, Л2.1
Раздел 2. Система жанров массовой информации
2.1. Классификация жанров СМИ. Источники и методы сбора информации Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л1.5, Л2.1
2.2. Классификация жанров СМИ. Источники и методы сбора информации Сам. работа 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.5, Л2.1
2.3. Оперативно-новостные жанры. Виды новостей. Ньюсмейкеры. Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.5, Л2.1
2.4. Оперативно-новостные жанры Практические 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.5, Л2.1
2.5. Оперативно-новостные жанры Сам. работа 3 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л1.5, Л2.1
2.6. Оперативно-исследовательские жанры Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.5, Л2.1
2.7. Оперативно-исследовательские жанры: репортаж, интервью Практические 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.5, Л2.1
2.8. Оперативно-исследовательские жанры Сам. работа 3 16 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л1.5, Л2.1
2.9. Исследовательско-новостные, исследовательские, исследовательско-образные жанры Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л1.5, Л2.1
2.10. Исследовательско-новостные, исследовательские, исследовательско-образные жанры Практические 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л1.5, Л2.1
2.11. Исследовательско-новостные, исследовательские, исследовательско-образные жанры Сам. работа 3 36 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л1.5, Л2.1
Раздел 3. Форматы и жанры новых медиа
3.1. Мультимедийность СМИ Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.5, Л2.1, Л1.6
3.2. Мультимедийные форматы Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.5, Л2.1
3.3. Мультимедийные форматы Практические 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.5, Л2.1
3.4. Сторителлинг Лекции 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.3, Л1.5, Л2.1, Л1.6, Л1.7
3.5. Сторителлинг Практические 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.5, Л2.1
3.6. Лонгрид Лекции 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.5, Л2.1
3.7. Создание лонгрида Практические 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.5, Л2.1
Раздел 4. Виды СМИ
4.1. Печатные СМИ Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.5, Л2.1
4.2. печатные СМИ Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.5, Л2.1
4.3. Телевизионные СМИ Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.5, Л2.1
4.4. Интерактивный семинар «Раскадровка» Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.5, Л2.1
4.5. Радиовещание Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.5, Л2.1
4.6. Интерактивные презентации по радиостанциям Практические 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.5, Л2.1
4.7. Интерактивные презентации по радиостанциям Сам. работа 4 7 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.5, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=4026

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-1: Способен осуществлять маркетинговые исследования в области СМИ.
ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. К какому жанру относится заметка?
а. Оперативно-новостному
б. Исследовательско-новостному
в. Оперативно-образному
Ответ: а.

Вопрос 2. Желтая пресса – это:
а. Наиболее достоверная пресса
б. Тематические издания для отдельных слоев населения
в. Газеты, журналы и другие периодические издания, информация в которых основана на сплетнях и слухах
Ответ: в.

Вопрос 3. Укажите свойство массовой информации.
а. Общепризнанность и общедоступность
б. Исходит лишь от профессиональных журналистов
в. Не ориентируется на широкую аудиторию
Ответ: а.

Вопрос 4. Что означает свойство декодируемости текста?
а. Насколько информация, изложенная в тексте, важна для аудитории
б. Насколько текст прост и понятен для восприятия
в. Насколько общеизвестны сведения, отображенные в тексте
Ответ: б.

Вопрос 5. Совокупность взаимосвязанных действий, которые направлены на создание условий получения гражданами информации, удовлетворяющей их базовые потребности и интересы – это:
а. Информационная политика
б. Информационная функция массмедиа
в. Коммуникативная функция массмедиа
Ответ: а.

Вопрос 6. Проверка информации на правдивость, точность и достоверность называется
а. литературное редактирование
б. фактчекинг
в. контент-анализ
Ответ: б.

Вопрос 7. непроверенное вымышленное сведение, выдаваемое за факт – это …
а. фактоид
б. фейк
в. факт
г. искаженная информация
Ответ: а.

Вопрос 8. Действие или заявление, направленное на введение в заблуждение – это?
а. фактоид
б. фейк
в. факт
г. искаженная информация
Ответ: б.

Вопрос 9. Простой или комбинированный текст, содержащий РR-информацию, инициированный базисным субъектом РR, функционирующий в пространстве публичных коммуникаций, служащий целям формирования или приращения паблицитного капитала данного базисного РR-субъекта, адресованный определенному субъекту общественности, обладающий скрытым (или значительно реже прямым) авторством, распространяемый путем прямой рассылки, посредством личной доставки или опосредованной через СМИ – это?
а) PR-текст
б) PR-информация
в) Рекламный текст
ОТВЕТ: а

Вопрос 10. К основным компонентам пресс-релиза относятся:
а) заголовок, лид-абзац, боди
б) шапка, лид-абзац, боди, контактная информация
в) шапка, заголовок, лид-абзац, боди, контактная информация
ОТВЕТ: в.

Вопрос 11. Какие типы заявления для СМИ вы знаете?
а) типичные
б) нетипичные
в) анонсы
ОТВЕТ: а,б.

Вопрос 12. Перечислите всех героев истории согласно концепции В. Я. Проппа.
а. герой, антагонист, отправитель, даритель, помощник, царевна, ложный герой.
б. герой, антагонист, отправитель, помощник, царевна.
в. герой, антагонист, отправитель, даритель, помощник, ложный герой.
г. нет верного ответа.
ОТВЕТ: а

Вопрос 13. Выберите основные критерия эффективного сторителлинга.
а. Присутствие в сюжете типичного представителя из целевой аудитории.
б. Присутствие в сюжете нетипичного представителя для целевой аудитории.
в. Проблемы, о которых повествует рассказчик, должны быть близки к реальной жизни.
г. Сюжетная линия должна развиваться сдержано.
ОТВЕТ: а,в

Вопрос 14. Какие элементы включает в себя карта повествования Густава Фрейтага?
а. Экспозиция, конфликт, восходящее действие, падающее действие.
б. Конфликт, кульминация, резолюция.
в. Экспозиция, конфликт, восходящее действие, кульминация, падающее действие,
резолюция.
ОТВЕТ: в

Вопрос 15. Какое из приведенных ниже утверждений является неверным?
а. Конфликт в истории необязателен.
б. истории обязательно должен быть персонаж, который будет нести определенные черты, и совершать действия, из которых сложится повествование.
в. В сторителлинге конфликт основан на восприятии «правильного» и «неправильного».
ОТВЕТ: а

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. К какому жанру относится заметка?
Ответ: Оперативно-новостному.

Вопрос 2. Желтая пресса – это:
Ответ: Газеты, журналы и другие периодические издания, информация в которых основана на сплетнях и слухах.

Вопрос 3. Дайте определние массовой информации.
Ответ: предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Вопрос 4. Что означает свойство декодируемости текста?
Ответ: Насколько текст прост и понятен для восприятия

Вопрос 5. Совокупность взаимосвязанных действий, которые направлены на создание условий получения гражданами информации, удовлетворяющей их базовые потребности и интересы – это:
Ответ: Информационная политика

Вопрос 6. Проверка информации на правдивость, точность и достоверность называется
Ответ: фактчекинг

Вопрос 7. непроверенное вымышленное сведение, выдаваемое за факт – это …
Ответ: фактоид

Вопрос 8. Действие или заявление, направленное на введение в заблуждение – это?
Ответ: фейк

Вопрос 9. Дайте определение PR-тексту.
ОТВЕТ: Простой или комбинированный текст, содержащий РR-информацию, инициированный базисным субъектом РR, функционирующий в пространстве публичных коммуникаций, служащий целям формирования или приращения паблицитного капитала данного базисного РR-субъекта, адресованный определенному субъекту общественности, обладающий скрытым (или значительно реже прямым) авторством, распространяемый путем прямой рассылки, посредством личной доставки или опосредованной через СМИ

Вопрос 10. Перечислите основные компоненты пресс-релиза.
ОТВЕТ: шапка, заголовок, лид-абзац, боди, контактная информация

Вопрос 11. Что такое информационная повестка?
Ответ: документ, который содержит дайджест новостей и событий, произошедших за определенный период времени, и направлен на распространение информации среди заинтересованной аудитории.

Вопрос 12. Перечислите всех героев истории согласно концепции В. Я. Проппа.
ОТВЕТ: герой, антагонист, отправитель, даритель, помощник, царевна, ложный герой.

Вопрос 13. Выберите основные критерия эффективного сторителлинга.
ОТВЕТ: Присутствие в сюжете типичного представителя из целевой аудитории; Проблемы, о которых повествует рассказчик, должны быть близки к реальной жизни.

Вопрос 14. Какие элементы включает в себя карта повествования Густава Фрейтага?
ОТВЕТ: Экспозиция, конфликт, восходящее действие, кульминация, падающее действие, резолюция.

Вопрос 15. Что такое повестка дня?
ОТВЕТ: круг сюжетов или тем, имеющих приоритетное значение для конкретного субъекта в определенный промежуток времени.

Вопрос 16. Что понимается под СМИ?
Ответ: периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).
Вопрос 17. Дайте определение информационной войне.
Ответ: целенаправленные действия, предпринятые для достижения информационного превосходства путём нанесения ущерба информации, информационным процессам и информационным системам противника при одновременной защите собственной информации, информационных процессов и информационных систем.

Вопрос 18.Что такое СМК?
Ответ: специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории.

Вопрос 19. Кто такой ньюсмейкер?
Ответ: человек, деятельность которого предполагает намеренную или ненамеренную публичность и вызывает устойчивый интерес средств массовой информации.

Вопрос 20. Кем был разработан Медиаэтический стандарт в России?
Ответ: Общественной коллегией по жалобам на прессу.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-2: Способен разрабатывать и представлять маркетинговые стратегии для продвижения продукции СМИ с учетом тенденций развития цифровой культуры и медийного производства

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Беседа журналиста с каким-либо лицом или группой лиц, представляющая общественный интерес и предназначенная для передачи в средствах массовой информации – это?
а. интервью
б. репортаж
в. статья
г. обзор
Ответ: а

Вопрос 2. Материал, дающий наглядное представление о событии, очевидцем или участником которого является автор. – это
а. интервью
б. репортаж
в. статья
г. обзор
Ответ: б.

Вопрос 3. Жанр, предназначенный прежде всего для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей – это?
а. интервью
б. репортаж
в. статья
г. обзор
Ответ: в.

Вопрос 4. Что из перечисленного ниже относится к мультимедийным форматам?
а. видео
б. текст
в. подкаст
г. фотография
д. инфографика
Ответ: а,б,в,г,д

Вопрос 5. Что из перечисленного ниже относится к интерактивным мультимедийным форматам
а) опрос
б) инфографика
в) сторимэп
ОТВЕТ: а,в.

Вопрос 6. Новейший формат журналистского произведения, главными отличительными чертами которого являются: объём текстового материала, обилие мультимедийных фрагментов, экспертное понимание темы журналистом, большая глубина погружения в тему и большое количество независимых источников информации – это?
а) Сайт
б) Лонгрид
в) PR-текст
ОТВЕТ: б.

Вопрос 7. Ограничить свободу массовой информации, изменив Закон РФ «О СМИ», вправе:

а) депутаты Государственной думы РФ;
б) Президент РФ;
в) Правительство РФ;
г) никто из перечисленных.
Ответ: г.

Вопрос 8. Выберите из приведенного перечня верное лицо, несущее пред государством ответственность за соблюдение законодательства о СМИ:

а. учредитель
б. издатель
в. редакция
г. распространитель
Ответ: в.


Вопрос 9. Какие конституционные гарантии свободы массовой информации закреплены в Конституции РФ?
а. Свобода мысли и слова
б. свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации
в. запрещается цензура
Ответ: а,б,в.


Вопрос 10. Часть креативной индустрии, сектор экономики, направленный на удовлетворение как запросов (информационного, аналитического, развлекательного) аудитории разного типа, так и запроса рекламодателей на доступ к аудитории называется…
а) Медиасфера
б) Медиаэкономика
в) Медиаиндустрия
г) Медиасреда
Ответ: в.


Вопрос 11. Разновидность коммерческого объединения, функционирующего на рынке СМИ, основанная на отношениях экономического контроля и зависимости, а его участники хоть и сохраняют юридическую самостоятельность, но в предпринимательской деятельности подчиняются головной организации, владеющей контрольными пакетами акций или другими формами влияния на принятие решений другими дочерними предприятиями – это?
а) медиахолдинг
б) СМИ
в) СМК
ОТВЕТ: а.

Вопрос 12. Какие из перечисленного ниже предприятие СМИ считается холдингом?
а) газета «Вечерний Барнаул»
б) НМГ
в) СТС-медиа
ОТВЕТ: б,в.

Вопрос 13. Документ, содержащий перечень, последовательность, наименование, время выхода в эфир медиапродуктов– это
а) сетка вещания
б) контент-план
ОТВЕТ: а.

Вопрос 14. Оперативное информационное сообщение, которое представляет политический, социальный или экономический интерес у аудитории своей свежестью, то есть сообщение о событиях произошедших недавно или происходящих в данный момент – это ?
а. репортаж
б. новость
в. дайджест
г. бэкграундер
Ответ: б

Вопрос 15. Жанровое содержание, направление и стиль подачи материала в эфир теле- или радиостанций– это..
а. УТП.
б. формат вещания
в. концепция
Ответ: б

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Дайте определение интервью
Ответ: Беседа журналиста с каким-либо лицом или группой лиц, представляющая общественный интерес и предназначенная для передачи в средствах массовой информации – это.

Вопрос 2. Кто такое репортаж?
Ответ: материал, дающий наглядное представление о событии, очевидцем или участником которого является автор.

Вопрос 3. Охарактеризуйте статью как жанр журналистского текста.
Ответ: Жанр, предназначенный прежде всего для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей.

Вопрос 4. Приведите примеры мультимедийных форматов.
Ответ: видео, текст, подкаст, фотография, инфографика и т.д.

Вопрос 5. Приведите примеры интерактивных мультимедийных форматов
ОТВЕТ: опрос, сторимэп

Вопрос 6.Что такое лонгрид?
ОТВЕТ: Новейший формат журналистского произведения, главными отличительными чертами которого являются: объём текстового материала, обилие мультимедийных фрагментов, экспертное понимание темы журналистом, большая глубина погружения в тему и большое количество независимых источников информации

Вопрос 7. Почему удобно при разработке коммуникационного продукта использовать нарратив?
Ответ: несколько определяющих характеристик, связанных с концепцией истории. Ключевым аспектом историй является хронологическая последовательность. События упорядочиваются во временной последовательности (которая, однако, не обязательно должна быть линейной). Во-вторых, в рассказе должна быть какая -то логическая связность. События должны быть связаны между собой каким-то организующим принципом. Таким образом, обычно они представлены в терминах настройки, сложности и разрешения. Наконец, история подразумевает изменение ситуаций в результате развертывания последовательности событий.

Вопрос 8. В чем специфика нарративного анализа?
Ответ: Одной из определяющих черт нарративного анализа является внимание к тексту в целом и к смыслу как результату определенной структуры. Поэтому он отказывается разбивать такую структуру на более мелкие части (например, на темы). Хотя существуют вариации, методологические процедуры нарративного анализа часто включают поиск в тексте ранее упомянутых элементов, а именно персонажей, обстановки, действия, результата


Вопрос 9. Какие конституционные гарантии свободы массовой информации закреплены в Конституции РФ?
Ответ: Свобода мысли и слова, свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации, запрет цензуры


Вопрос 10. Дайте определение медиаиндустрии
Ответ: Часть креативной индустрии, сектор экономики, направленный на удовлетворение как запросов (информационного, аналитического, развлекательного) аудитории разного типа, так и запроса рекламодателей на доступ к аудитории.


Вопрос 11. Дайте определение медиахолдингу
ОТВЕТ: Разновидность коммерческого объединения, функционирующего на рынке СМИ, основанная на отношениях экономического контроля и зависимости, а его участники хоть и сохраняют юридическую самостоятельность, но в предпринимательской деятельности подчиняются головной организации, владеющей контрольными пакетами акций или другими формами влияния на принятие решений другими дочерними предприятиями.

Вопрос 12. Приведите пример отечественный медиахолдингов?
ОТВЕТ: СТС-медиа, ГТРК, НМГ, Газпром-медиа и т.д.

Вопрос 13. Что такое сетка вещания?
ОТВЕТ: Документ, содержащий перечень, последовательность, наименование, время выхода в эфир медиапродуктов.
Вопрос 14. Определите новость как жанр журналистики.
Ответ: Оперативное информационное сообщение, которое представляет политический, социальный или экономический интерес у аудитории своей свежестью, то есть сообщение о событиях произошедших недавно или происходящих в данный момент.

Вопрос 15. Что такое формат вещания?
Ответ: Жанровое содержание, направление и стиль подачи материала в эфир теле- или радиостанций.

Вопрос 16. Назовите основные типы медиахолдингов.
Ответ: 1. В зависимости от способа установления контроля головной компании над дочерними фирмами выделяют: имущественный холдинг, в котором материнская компания владеет контрольным пакетом акций дочерней; договорной холдинг, в котором у головной компании нет контрольного пакета акций дочернего предприятия, а контроль осуществляется на основании заключенного между ними договора.
2. В зависимости от видов работ и функций, которые выполняет головная компания, различают: чистый холдинг, в котором головная компания владеет контрольными пакетами акций дочерних предприятий, но сама не ведет никакой производственной деятельности, а выполняет только контрольно-управленческие функции; смешанный холдинг, в котором головная компания ведет хозяйственную деятельность, производит продукцию, оказывает услуги, но при этом выполняет и управленческие функции по отношению к дочерним предприятиям.
3. С точки зрения производственной взаимосвязи компаний выделяют: интегрированный холдинг, в котором предприятия связаны технологической цепочкой.

Вопрос 17. Дайте определение информационному полю.
Ответ: совокупность информационных инфраструктур и ресурсов, которые составляют межгосударственные и государственные компьютерные сети, телекоммуникационные системы и сети общего пользования, иные трансграничные каналы передачи информации.

Вопрос 18. Информация – это?
Ответ: содержание, выраженное символической формой, которым мы обмениваемся в процессе коммуникации.

Вопрос 19. В чем отличие между массовой коммуникацией и медиакоммуникацией?
Ответ: Понятие, обозначающее современный тип технологически опосредованной коммуникации. В отличие от массовой коммуникации она может иметь межличностный или групповой характер и реализуется с помощью технологического канала в медиапространстве.

Вопрос 20. Модель оркестральной коммуникацией – это
Ответ: коммуникация, в которой одновременно задействованы несколько каналов коммуникации, а невербальный канал имеет не меньшую значимость, чем вербальный.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый, вопрос раскрыт, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, но краткий, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении зачета с оценкой (3 семестр) и экзамена (4 семестр). Зачет с оценкой и экзамен проводятся в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса теоретического характера и 1 практическое задание.

Семестр 3.
1. Информация, социальная информация: определение, характеристика.
2. Виды социальной информации
3. Требования к информации
4. Виды искажения информации
5. Массовая информация
6. Информационное пространство
7. Информационная повестка дня: механизмы, уровни интерпретации
8. Теория информационной повестки
9. СМИ как субъекты интерпретации информации
10. Информационные войны в историческом контексте
11. Приемы ведения информационных войн
12. Фейковые новости
13. «Окно Овертона» трактовки, сфера применения
14. Независимость / зависимость СМИ
15. Нормативные теории массовой коммуникации
16. Медиахолдинги: понятие, виды
17. Медиахолдинги России
18. Зарубежные медиахолдинги
19. Медиахолдинги региона
20. Правовое регулирование СМИ.
21. Закон о СМИ, его основные положения
22. Особенности правового регулирования онлайн-ресурсов.
23. Нормы профессиональной этики в сфере медиа.
24. Кодексы журналистов.

Типовое практическое задание:
Проведите исследование КИТ Катунь24.



Семестр 4.
1. Профессиональные траектории в сфере массовой информации.
2. Деиндустриализация СМИ
3. Подходы к классификации жанров СМИ
4. Информационное поле. Структура информационного взаимодействия.
5. Концепция мультимедийного журналиста.
6. Сбор информации как процесс журналистского познания. Факт, событие, явление.
7. Источники информации.
8. Методы сбора журналистской информации.
9. Определение жанра журналистики.
10. Оперативно-новостные жанры: общая характеристика.
11. Новость как жанр. Требования к написанию.
12. Пресс-релиз. Бекграундер.
13. Интервью как жанр, виды интервью.
14. Подготовка к интервью.
15. Исследовательско-новостные жанры: общая характеристика.
16. Аналитические жанры: общая характеристика.
17. Журналистское расследование как жанр.
18. Характеристика рынка современных печатных СМИ.
19. Сторителлинг: функции, цели, компоненты.
20. Форматы сторителлинга. Типы героев и сюжетов.
21. Мультимедийные форматы в медиакоммуникации: виды (механизм создания на 1 примере).
22. Возможности интерактивности в современных медиа.
23. Лонгрид как способ подачи объемного текста в сети.
24. Структура и принципы построения лонгрида.
25. Цифровое телевидение: влияние технологий на развитие медиасферы.
26. Нарративные выразительные средства видеоконтента.
27. Визуальные и аудиальные выразительные средства видеоконтента.
28. Становление тематики и проблематики телевизионных передач на отечественно телевидении.
29. Классификации телевизионных программ.
30. Радиовещание: краткая история развития.
31. Подходы к определению формата радиовещания.
32. Современные форматы радиовещания.
33. Подкасты как часть медиапространства.
34. Раскадровка: функции, компоненты.

Типовое практическое задание:
Анализ сетки вещания на радостанции:
А) Авто-радио
Б) Россия
3)Русское радио


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шарков, Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации : учебник М. : Дашков и Ко, 2013 biblioclub.ru
Л1.2 Колесниченко, А. В. Техника и технология сми. Подготовка текстов: учебник и практикум для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/70540EE3-8E4F-4C71-AFDE-6E711F47BFC2
Л1.3 Клюев, Ю.В. Теория и практика массовой информации : учебное пособие Директ-Медиа, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429884
Л1.4 Романов, А.А. Массовые коммуникации : учебно-практическое пособие Евразийский открытый институт, 2010 biblioclub.ru
Л1.5 Киселёв, А.Г. Теорияипрактикамассовойинформации: общество - СМИ - власть : учебник Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436719
Л1.6 Мансурова В. Д. Социальные сети и СМИ: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.7 Познин В.Ф. ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ СМИ. РАДИО- И ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Коханова, Людмила Александровна Основы теории журналистики: учеб. пособие для вузов ЮНИТИ-ДАНА, 2009 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ www.ib.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" e.lanbook.com
Э3 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э4 Клуб специалистов PR www.pr-club.com
Э5 курс "Теория и правтика массовой информации" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
410Д лаборатория информационных технологий - компьютерный класс кафедры теории и практики журналистики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 24 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска пластиковая - 1 шт.; компьютеры: марка Intel Core модель i3-2120 3,3 ГГц/DDR3 2 ГБ/500 ГБ/DVD RW/22» - 11 единиц; монитор: марка samsung модель 943T - 1 единица; мониторы: BenQ G950A/КМ/ - 10 шт.; бесперебойник: UPS IPPon Black Power Pro 500 - 12 шт.; телевизор: LCD 46" Samsung LE-46S81B
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается экзаменом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Лекция. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеются теоретические вопросы и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.