МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Компьютерные сети

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информатики
Направление подготовки01.03.02. Прикладная математика и информатика
ПрофильПрикладной анализ данных и компьютерное моделирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план01_03_02_Прикладная математика и информатика_ПАДиКМ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 72 45 72 45
Итого 108 81 108 81

Программу составил(и):
ст.преподаватель , Калинин А.В.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Компьютерные сети

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 9)

составлена на основании учебного плана:
01.03.02 Прикладная математика и информатика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информатики

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Козлов Д.Ю., к.ф.-м.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информатики

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой Козлов Д.Ю., к.ф.-м.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представлений о назначании, составе, принципе построения и функционировании компьютерных сетей, понимания источников эффективности применения компьютерных сетей, средств построения и методов эффективного применения компьютерных сетей, приобретения знаний о сетевых технологиях и навыков, которые можно применять в начале работы в качестве специалиста по сетям.
По окончании курса студент будет подготовлен к работе на следующих должностях: установщик домащних сетей начального уровня, сетевой техник, ассистент администратора сети, компьютерный техник, монтажник кабелей, специалист службы технической поддержки и др.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов.
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-6Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.1 Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм-менеджмента
УК-6.2 Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути
УК-6.3 Владеет методиками саморегуляции эмоционально- психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально-психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности
УК-6.4 Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Принципы связи и обмен данными в локальной проводной сети.
Уровни доступа и распределения в сети Ethernet.
Структура сети Интернет и принципы обмена данными между узлами в сети Интернет.
Схема подключения к Интернету через поставщика услуг.
Основные сетевые устройства.
Виды, характеристики и маркировка сетевых кабелей и контактов.
Сетевая адресация. IP-адреса и маски подсети. Типы IP-адресов и методы их получения. DHCP.
Многоуровневая модель OSI и сетевые протоколы.
Беспроводные технологии и локальные сети.
Угрозы безопасности в локальной компьютерной сети. Методы атак и политика
безопасности. Межсетевые экраны. Вопросы безопасности, актуальные для провайдеров.
Основные сетевые службы. Архитектура клиент-сервер. IP-сервисы и принципы их работы. Электронная почта. Служба доменных имен DNS
Архитектура и возможности системы Cisco IOS.
Базовые настройки коммутатора Cisco Catalyst 2960.
3.2.Уметь:
3.2.1.Проектировать и устанавливать домашнюю сеть или сеть малого предприятия, а также подключать ее к Интернет.
Выполнять проверку и устранять неполадки сети и подключения к Интернет.
Выявлять и устранять угрозы безопасности домашней локальной компьютерной сети.
Настраивать и проверять распространенные Интернет-приложения.
Настраивать базовые IP-сервисы при помощи графического интерфейса ОС.
Устанавливать и настраивать устройства с системой Cisco IOS для подключения к Интернет и к серверам, а также выполнять поиск и устранение неполадок.
Обеспечивать подключение к сети WAN с использованием сервисов телекоммуникационных компаний.
Выполнять адекватные процедуры восстановления при авариях и осуществлять резервирование сервера.
Контролировать производительность сети и выявлять сбои.
Выявлять и устранять неполадки с использованием структурированной многоуровневой процедуры.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Создания и настройки одноранговой сети, компьютерной сети с помощью маршутизатора, беспроводной сети.
Создания подсетей и настройки обмена данными.
Установки и настройки сетевых устройств: сетевых плат, маршрутизаторов, коммутаторов и др.
Использования основных команд для проверки подключения к Интернет, отслеживания сетевых пакетов, параметров IP-адресации.
Монтажа кабелей «витая пара» и подключение компьютера к сети.
Настройки безопасности компьютерной сети.
Поиска и устранения проблем в компьютерных сетях, их обслуживания.
Отслеживания пакетов в сети и проектирования сетевых брандмауэров.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Основные принципы
1.1. Обмен информацией во взаимосвязанном мире. Локальные сети. Создание простой сети Практические 2 1 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-6.4, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
1.2. Создание простой сети Практические 2 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-6.4, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
1.3. Трассировка подключения к Интернет Сам. работа 2 4 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-6.4, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. 2. Сети в повседневной жизни
2.1. Выход на связь. Рекомендации по сети. Кабели и среда передачи данных. Практические 2 1 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-6.4, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
2.2. Определение конфигурации IP-адреса компьютера Сам. работа 2 4 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-6.4, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
2.3. Изготовление кроссового кабеля Ethernet Практические 2 1 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-6.4, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. 3. Передача данных по локальной сети
3.1. Принципы связи. Общение на языке сети. Принципы работы сети Ethernet. Принципы построения сетей. Маршрутизация в сетях Практические 2 1 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-6.4, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
3.2. Определение MAC-адреса компьютера Сам. работа 2 4 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-6.4, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
3.3. Просмотр информации о проводных и беспроводных сетевых интерфейсных платах Практические 2 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-6.4, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
3.4. Адреса IPv4 и сетевые подключения Практические 2 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-6.4, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
3.5. Подключение к маршрутизатору беспроводной связи (РТ) Практические 2 1 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-6.4, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
3.6. PT. Обучение работе c Packet Tracer Сам. работа 2 4 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-6.4, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. 4. Сетевая адресация
4.1. Адреса IPv4 и маски подсети. Типы IPv4 адресов. Получение IPv4 адресов. Управление адресами IPv4. Адресация с использованием IPv6 Практические 2 1 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-6.4, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
4.2. Протокол разрешения адресов Сам. работа 2 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-6.4, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
4.3. Использование калькулятора Windows для двоичных представлений Сам. работа 2 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-6.4, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
4.4. PT. Подключение к web-серверу Сам. работа 2 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-6.4, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
4.5. РТ. Настройка DHCP на маршрутизаторе беспроводной связи Практические 2 1 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-6.4, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
4.6. РТ. Проверка преобразования NAT на маршрутизаторе беспроводной связи Сам. работа 2 3 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-6.4, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. 5. Предоставление сетевых сервисов
5.1. Взаимодействие клиентов и серверов. Интернет-протоколы в действии. Прикладные протоколы и службы Практические 2 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-6.4, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
5.2. Изучение разрешения DNS имени Практические 2 1 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-6.4, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
5.3. РТ. Взаимодействие с клиентом Сам. работа 2 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-6.4, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
5.4. РТ. Изучение web-запросов Сам. работа 2 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-6.4, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. 6. Создание домашней сети
6.1. Структура домашней сети. Принципы работы Wi-Fi. Настройка беспроводной сети. Выбор сервисов интернет-провайдера. Вопросы безопасности домашней сети. Мобильные устройства в сети. Практические 2 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-6.4, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
6.2. Настройка беспроводного маршрутизатора и клиента (РТ) Практические 2 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-6.4, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
6.3. Мобильный Wi-Fi - Android и OS iOS Практические 2 1 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-6.4, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
6.4. РТ. Настройка базовых функций безопасности беспроводной сети Практические 2 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-6.4, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. 7. Сетевая безопасность
7.1. Подвержение риску. Методы атак. Как защитить свою сеть? Как брандмауэры защищают сети? Практические 2 1 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-6.4, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
7.2. Настройка параметров брандмауэра Практические 2 1 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-6.4, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. 8. Настройка устройств Cisco
8.1. Устройства Cisco для локальной сети. Устройства межсетевого взаимодействия. Обзор Cisco IOS. Использование команд show. Настройка сети Cisco. Практические 2 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-6.4, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
8.2. Установка сеанса консоли Практические 2 1 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-6.4, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
8.3. Создание сети, состоящей из коммутатора и маршрутизатора Практические 2 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-6.4, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
8.4. РТ. Подключение к коммутатору через консольный порт Сам. работа 2 3 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-6.4, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
8.5. РТ. Навигация по IOS Сам. работа 2 3 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-6.4, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
8.6. РТ. Использование команд show Cisco IOS Практические 2 1 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-6.4, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
8.7. РТ. Создание основных подключений Практические 2 1 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-6.4, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
8.8. РТ. Настройка исходных параметров маршрутизатора Практические 2 1 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-6.4, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
Раздел 9. 9. Тестирование, поиск и устранение неполадок
9.1. Действия при возникновении неполадок. Поиск и устранение неполадок в сетях. Выявление и решение распространенных проблем. Работа со службой поддержки заказчиков. Практические 2 1 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-6.4, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
9.2. РТ. Настройка протокола SSH Сам. работа 2 3 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-6.4, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
9.3. Поиск и устранение неполадок помощью сетевых служебных программ Сам. работа 2 3 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-6.4, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
9.4. Поиск и устранение неполадок физического подключения Практические 2 1 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-6.4, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
9.5. РТ. Использование команды ipconfig Сам. работа 2 1 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-6.4, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
9.6. РТ. Использование команды ping Сам. работа 2 1 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-6.4, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
9.7. РТ. Поиск и устранение неполадок беспроводного подключения Практические 2 1 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-6.4, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
9.8. РТ. применение полученных знаний Сам. работа 2 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-6.4, УК-1.4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2409.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1:
Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. При помощи какой команды можно проверить имя компьютера и IP-адрес в командной строке?
а) Ping;
б) Cmd;
в) ICMP;
г) Tracert
Ответ: а
Вопрос 2. Какая утилита предназначена для получения информации о настройках сетевых интерфейсов?
а) Tracert;
б) Ping;
в) Ipconfig;
г) ICMP
Ответ: в
Вопрос 3. Пользователь открывает приложение и отправляет сообщение другу в другую страну. Какой тип приложения при этом использовался?
а) Локальное
б) Графика
в) Сетевое
г) Автономное
Ответ: в
Вопрос 4.Сетевой кабель какого типа обычно используется для подключения офисных компьютеров к локальной сети?
а) Витая пара.
б) Волоконно-оптический кабель.
в) Коаксиальный кабель.
г) Полимерный волоконно-оптический кабель.
Ответ: а
Вопрос 5. Какой тип сети позволит домашнему пользователю подключиться к онлайн магазину?
а) сеть LAN
б) сеть Intеrnet
в) сеть Extranet
г) сеть Intranet
Ответ: а
Вопрос 6. Зачем нужен IP адрес?
а) Позволяет определить место в памяти, из которого запущена программа.
б) Позволяет определить источник и место назначения пакетных данных.
в) Позволяет определить физическое расположение центра обработки данных
г) Позволяет определить обратный адрес для ответных электронных писем.
Ответ: б
Вопрос 7. Какие существуют топологии сети?
а) "Звезда"
б) Гибридные топологии
в) "Шина"
г) "Кольцо"
Ответ: а, б, в, г
Вопрос 8. Обобщенная геометрическая характеристика компьютерной сети – это
а) Вид сети
б) Топология сети
в) Удаленность компьютеров сети
г) Иерархия сети
Ответ: б
Вопрос 9. Компьютерная сеть-это
а) Система компьютеров связанная каналами передачи информации
б) Устройство для соединения компьютеров
в) Система компьютеров стоящих в одном помещении.
Ответ: а
Вопрос 10. Компьютер, подключенный к сети Интернет, должен иметь
а) Домашнюю Web страницу
б) Web сервер
в) IР адрес
Ответ: в
Вопрос 11. Какой протокол используется для передачи файлов по сети?
а) HTTP
б) DHCP
в) NAT
г) FTP
Ответ: г
Вопрос 12. Одним из признаков классификации компьютерной сети является:
а) уровень использования
б) географическая площадь
в) набор протоколов
Ответ: б
Вопрос 13. Сеть, разрабатываемая в рамках одного учреждения, предприятия – сеть:
а) Локальная
б) Глобальная
в) Интранет
Ответ: а
Вопрос 14. Локальную компьютерную сеть обозначают:
а) LAN
б)MAN
в)WAN
Ответ: а
Вопрос 15. Основной (неделимой) единицей сетевого информационного обмена является:
а) Пакет
б) Бит
в) Канал
Ответ: а
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Дайте определение компьютерной сети.
Ответ: Компьютерная сеть - это совокупность компьютеров, взаимо­связанных через каналы передачи данных для обеспечения обмена информацией и коллективного доступа пользователей к аппаратным, программным и информационным ресурсам сети.
2. Для чего служит сетевой адаптер?
Ответ: Сопряжение компьютера (или другого абонента) с сетью, то есть обеспечение обмена информацией между компьютером и каналом связи в соответствии с принятыми правилами обмена.
3. Как разделяются сети по территориальному признаку?
Ответ: По территориальному признаку сети разделяются на локальные и глобальные.
Вопрос 4. Что такое совокупность правил, устанавливающих процедуры и формат обмена информацией?
Ответ: Протокол
Вопрос 5. Дать определение стека протоколов.
Ответ: Стек протоколов — это иерархически организованный набор сетевых протоколов, достаточный для организации взаимодействия узлов в сети.
Вопрос 6.Что такое топология?
Ответ: Топологией (компоновкой, конфигурацией, структурой) компьютерной сети называют физическое расположение компьютеров сети друг относительно друга и способ соединения их линиями связи.
Вопрос 7. Перечислите наиболее используемые типы топологий?
Ответ: Существуют четыре основных топологии: шина, кольцо , звезда и ячеистая топология.
Вопрос 8. К какой топологии относится сеть при подсоединении всех компьютеров к общему концентратору?
Ответ: К топологии "звезда"
Вопрос 9. Что такое сетевая операционная система?
Ответ: Сетевые операционные системы – это комплекс программ, обеспечивающих обработку, хранение и передачу данных в сети. Сетевая операционная система выполняет функции прикладной платформы, предоставляет разнообразные виды сетевых служб и поддерживает работу прикладных процессов, выполняемых в абонентских системах.
Вопрос 10. Что такое ЛВС (Локальная вычислительная сеть)?
Ответ: ЛВС (Локальная вычислительная сеть) – это совокупность компьютеров, каналов связи, сетевых адаптеров, работающих под управлением сетевой операционной системы и сетевого программного обеспечения.
Вопрос 11. Что такое физическая среда?
Ответ: Физическая передающая среда – среда, которая обеспечивает перенос информации между абонентами вычислительной сети.
Вопрос 12. Назовите какие типы кабелей используют для передачи данных в сети?
Ответ: Наиболее распространены: коаксиальный кабель, витая пара, оптоволоконный кабель.
Вопрос 13. Опишите назначение сетевой утилиты ipconfig.
Ответ: ipcongig позволяет просматривать, проверять и изменять сетевые настройки.
Вопрос 14. Опишите назначение сетевой утилиты ipconfig.
Ответ: Tracert– это утилита, служащая для диагностики сети. Она отслеживает пути, по которым пакеты данных проходят от источника к хосту назначения.
Вопрос 15. Опишите назначение сетевой утилиты nslookup .
Ответ: nslookup (англ. name server lookup поиск на сервере имён) — утилита, предоставляющая пользователю интерфейс командной строки для обращения к системе DNS.
Вопрос 16. Опишите назначение IP адреса.
Ответ: IP-адрес – это идентификатор, позволяющий передавать информацию между устройствами в сети: он содержит информацию о местоположении устройства и обеспечивает его доступность для связи.
Вопрос 17. Что такое DNS?
Ответ: DNS (Система доменных имён) — это иерархическая децентрализованная система именования для интернет-ресурсов подключённых к Интернет, которая ведёт список доменных имён вместе с их числовыми IP-адресами или местонахождениями. DNS позволяет перевести простое запоминаемое имя хоста в IP-адрес.
Вопрос 18. Что такое основной шлюз?
Ответ: Основной шлюз — это сетевое устройство или специальная операционная система, в задачи которого входит передача сетевого трафика из одной локальной сети в другую, данный процесс называется маршрутизация.
Вопрос 19. Назовите виды компьютерных сетей.
Ответ: Компьютерные сети, в зависимости от охватываемой территории, подразделяются на: локальные (ЛВС, LAN — Local Area Network); региональные (PBC, MAN — Metropolitan Area Network); глобальные (ГВС, WAN — Wide Area Network).
Вопрос 20. Для чего используется протокол HTTP?
Ответ: HTTP — протокол прикладного уровня передачи данных, изначально — в виде гипертекстовых документов в формате HTML, в настоящее время используется для передачи произвольных данных.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-6:
Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Доступом к сети называют:
а) взаимодействие станции (узла сети) со средой передачи данных для обмена информацией с другими станциями;
б) взаимодействие станции со средой передачи данных для обмена информацией с друг с другом;
в) это установление последовательности, в которой станции получают доступ к среде передачи данных;
г) это установление последовательности, в которой серверы получают доступ к среде передачи данных.
Ответ: а
2. Конфликтом называется:
а) ситуация, при которой две или более станции "одновременно" бездействуют;
б) ситуация, при которой две или более станции "одновременно" пытаются захватить линию;
в) ситуация, при которой два или более сервера "одновременно" пытаются захватить линию;
г) ситуация, при которой сервер и рабочая станция "одновременно" пытаются захватить линию.
Ответ: б
3. Дискретная модуляция это…
а) процесс представления цифровой информации в дискретной форме;
б) процесс представления синусоидального несущего сигнала;
в) процесс представления на основе последовательности прямоугольных импульсов;
г) процесс представления аналоговой информации в дискретной форме.
Ответ: г
4. Коммуникационный протокол описывающий формат пакета данных называется:
а) TCP|IP
б) ТСP
в) UPD
г) IP
Ответ: г
5. Метод потенциального кодирования NRZ это…
а) метод биполярного кодирования с альтернативной инверсией;
б) метод без возвращения к нулю;
в) метод с потенциальным кодом с инверсией при единице;
г) биполярный импульсный код.
Ответ: б
6. Маршрутизация это…
а) это правило назначения выходной линии связи данного узла связи ТКС для передачи пакета, базирующегося на информации, содержащейся в заголовке пакета (адреса отправителя и получателя), и информации о загрузке этого узла (длина очередей пакетов) и, возможно, ТКС в целом;
б) это процесс передачи данных с одного ПК на другой ПК, когда эти ПК находятся в разных сетях;
в) это последовательность маршрутизаторов, которые должен пройти пакет от отправителя до пункта назначения;
г) специализированный сетевой компьютер, имеющий как минимум один сетевой интерфейс и пересылающий пакеты данных между различными сегментами сети, связывающий разнородные сети различных архитектур, принимающий решения о пересылке на основании информации о топологии сети и определённых правил, заданных администратором.
Ответ: б
7. Какие способы маршрутизации существуют:
а) централизованная, распределенная, смешанная;
б) адаптивная, децентрализованная, смешанная;
в) прямая, косвенная, смешанная;
г) прямая, децентрализованная, центральная.
Ответ: а)
8. Компьютерная сеть это …
а) группа компьютеров связанных между собой с помощью витой пары;
б) группа компьютеров связанных между собой;
в) система связи компьютеров или вычислительного оборудования (серверы, маршрутизаторы и другое оборудование);
г) группа компьютеров обменивающихся информацией.
Ответ: в
9. Узел сети, с помощью которого соединяются две сети построенные по одинаковой технологии:
а)мультиплексор;
б) хаб;
в)шлюз;
г) мост.
Ответ: г
10. Сервер-это?
а) сетевая программа, которая ведёт диалог одного пользователя с другим;
б) мощный компьютер, к которому подключаются остальные компьютеры;
в) компьютер отдельного пользователя, подключённый в общую сеть;
г) стандарт, определяющий форму представления и способ пересылки сообщения.
Ответ: б
11. В компьютерной сети Интернет транспортный протокол ТСР обеспечивает:
а) передачу информации по заданному адресу
б) способ передачи информации по заданному адресу
в) получение почтовых сообщений
г) передачу почтовых сообщений
Ответ: б
12. Компьютер, подключённый к Интернету, обязательно должен иметь:
а) Web – сайт;
б) установленный Web – сервер;
в) IP – адрес;
г) брандмауэр.
Ответ: в
13. Как по-другому называют корпоративную сеть:
а) глобальная
б) региональная
в) локальная
г) отраслевая
Ответ: г
14. Домен-это...
а) часть адреса, определяющая адрес компьютера пользователя в сети
б) название программы, для осуществления связи между компьютерами
в) название устройства, осуществляющего связь между компьютерами
г) единица скорости информационного обмена
Ответ: а
15. Провайдер – это:
а) владелец узла сети, с которым заключается договор на подключение к его узлу;
б) специальная программа для подключения к узлу сети;
в) владелец компьютера с которым заключается договор на подключение его компьютера к узлу сети;
г) аппаратное устройство для подключения к узлу сети.
Ответ: а
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1.Что такое управление доступа к среде?
Ответ: установление последовательности, в которой станции получают доступ к среде передачи данных.
2. Как называется программа, взаимодействующая с сетевым адаптером?
Ответ: сетевой драйвер.
3. Что такое алгоритм маршрутизации?
Ответ: это правило назначения выходной линии связи данного узла связи ТКС для передачи пакета, базирующегося на информации, содержащейся в заголовке пакета (адреса отправителя и получателя), и информации о загрузке этого узла (длина очередей пакетов) и, возможно, ТКС в целом.
4. Какие методы маршрутизации существуют?
Ответ: простая, фиксированная, адаптивная.
5. Как называется сервер, служащий для хранения файлов, которые используются всеми рабочими станциями?
Ответ: файловый сервер.
6. Назовите основными требования, предъявляемые к алгоритму маршрутизации?
Ответ: оптимальность выбора маршрута, простота реализации, устойчивость, быстрая сходимость, гибкость реализации.
7.Для соединения компьютеров в сетях используются кабели различных типов. По какому из них передаётся информация, закодированная в пучке света?
Ответ: оптико – волоконный кабель.
8.Как называется узловой компьютер в сети?
Ответ: хост-компьютер.
9. Что такое модем?
Ответ: Модем — это модулятор и демодулятор сигнала. Устройство предназначено для преобразования аналогового сигнала в цифровой и наоборот.
10. Опишите назначение брандмауэра.
Ответ: Брандмауэр или межсетевой экран – это система, которая выполняет роль защитной стены между глобальным интернетом и устройством пользователя. Брандмауэр фильтрует всю входящую информацию и не пропускает вредоносный контент и вирусы.
11. Что такое сетевой шлюз?
Ответ: Сетевой шлюз — это точка сети, которая служит выходом в другую сеть.
12. Что такое коммутация пакетов?
Ответ: В телекоммуникациях коммутация пакетов - это метод группировки данных в пакеты, которые передаются по цифровой сети.
13. Назовите совокупность правил, при помощи которых сообщение обрабатывается структурными элементами и передается по сети.
Ответ: протокол.
14. Что в себе содержит сетевой пакет?
Ответ: Адрес только компьютера, которому он послан, и адрес компьютера – отправителя
15. Что такое браузер?
Ответ: программа для просмотра Web-страниц.
16. Назовите вид связи в которой скорость передачи данных является наибольшей.
Ответ: оптоволоконная.
17. Что такое одноранговая сеть?
Ответ: Одноранговая, децентрализованная или пиринговая сеть — это оверлейная компьютерная сеть, основанная на равноправии участников.
18. Что такое физический адрес?
Ответ: физический адрес - уникальный идентификатор, присваиваемый каждой единице сетевого оборудования или некоторым их интерфейсам в компьютерных сетях Ethernet.
19. Как еще иначе называют физический адрес?
Ответ: MAC-адрес
20. Опишите топологию сети "кольцо".
Ответ: Кольцо — топология, в которой каждый компьютер соединён линиями связи только с двумя другими: от одного он только получает информацию, а другому только передаёт.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Итоговый тест» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 50 вопросов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 К. Е. Самуйлов [и др.] ; под ред. К. Е. Самуйлова, И. А. Шалимова, Д. С. Кулябова СЕТИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ: Учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Синицын Ю. И. , Ряполова Е. , Галимов Р. Р. Сети и системы передачи информации: учебное пособие Оренбург: ОГУ, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Академия Cisco netacad.com
Э2 Основы работы в Packet Tracer www.netacad.com
Э3 Курс в Moodle "Компьютерные сети" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
Adobe AcrobatReader
puttyMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного
университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания

Лабораторные работы, где студенты максимально активно участвуют в практическом приложении изучаемого материала дисциплины.
- Самостоятельную подготовку к занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения решения, поставленных задач, не просто читайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Задания практического характера: продумайте план их выполнения или решения .
- При возникновении трудностей в процессе работы взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.

Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на занятии, изучите их самостоятельно.

Учебная дисциплина обеспечена электронным учебно-методическим комплексом, который доступен в полном объеме зарегистрированному студенту на портале Академии Cisco и включает следующие компоненты:
Интерактивный учебник по всем темам курса, содержащий анимационные и видеоролики, компьютерные тесты, мультимедийные практические задания;
Компьютерная среда для проектирования, моделирования работы и анализа компьютерных сетей;
Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ в виртуальной среде;
Интерактивные тесты;
Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ с реальным оборудованием.

Текущий контроль успеваемости осуществляется на основе проверки выполнения практических заданий и лабораторных работ, а также на основе интерактивных компьютерных тестов, которые содержат контрольные вопросы по каждой изучаемой теме и должны быть сданы студентами в ходе учебного периода.

Для оценки качества усвоения знаний и умений предусмотрены два рубежных контроля (промежуточный и итоговый экзамены) в соответствии с тематическим планом, которые проводятся в форме компьютерного тестирования.