МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Офисные технологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информатики
Направление подготовки02.03.01. Математика и компьютерные науки
ПрофильКомпьютерные науки
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план02_03_01_Математика и компьютерные науки_КН-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Ласковец Екатерина Валерьевна

Рецензент(ы):
д.ф.-м.н., профессор, Родионов Евгений Дмитриевич

Рабочая программа дисциплины
Офисные технологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 02.03.01 Математика и компьютерные науки (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 807)

составлена на основании учебного плана:
02.03.01 Математика и компьютерные науки
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информатики

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.-м.н., доцент Козлов Д.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информатики

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой к.ф.-м.н., доцент Козлов Д.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины "Офисные технологии" является получение навыков работы с основными офисными программами и пакетами математических вычислений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-5.1 Знает основные положения и концепции прикладного и системного программирования, архитектуры компьютеров и сетей (в том числе и глобальных), современные языки программирования, технологии создания и эксплуатации программных продуктов и программных комплексов
ОПК-5.2 Умеет использовать их в профессиональной деятельности
ОПК-5.3 Имеет практические навыки разработки ПО
ОПК-6Способен разрабатывать алгоритмы и компьютерные программы, пригодные для практического применения
ОПК-6.1 Знает основные языки программирования и работы с базами данных, операционные системы и оболочки, современные программные среды разработки информационных систем и технологий
ОПК-6.2 Умеет применять языки программирования и работы с базами данных, современные программные среды разработки информационных систем и технологий для автоматизации бизнес-процессов, решения прикладных задач различных классов, ведения баз данных и информационных хранилищ
ОПК-6.3 Владеет навыками программирования, отладки и тестирования прототипов программнотехнических комплексов задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы работы с текстовыми процессорами, электронными таблицами, пакетами математических вычислений.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять возможности издательских систем, офисных пакетов и математических программ в процессе обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками редактирования текстовых файлов и работы с электронными таблицами и программами, предназначенными для научных вычислений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Профессиональная этика
1.1. Профессиональная этика и профессиональные кодексы. Практические 2 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1
Раздел 2. Текстовые процессоры
2.1. Основы работы с текстовыми процессорами. Обработка текста. Практические 2 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1
2.2. Основы работы с текстовыми процессорами. Обработка текста. Сам. работа 2 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1
2.3. Таблицы и табуляция. Вставка формул. Практические 2 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1
2.4. Таблицы и табуляция. Вставка формул. Сам. работа 2 8 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1
Раздел 3. Электронные таблицы
3.1. Основы работы с электронными таблицами Практические 2 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1
3.2. Основы работы с электронными таблицами Сам. работа 2 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1
3.3. Построение графиков, поверхностей, диаграмм. Практические 2 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1
3.4. Построение графиков, поверхностей, диаграмм. Сам. работа 2 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1
3.5. Работа с матрицами. Практические 2 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1
3.6. Работа с матрицами. Сам. работа 2 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1
3.7. Инструмент поиск решений. Поиск экстремума. Практические 2 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1
3.8. Инструмент поиск решений. Поиск экстремума. Сам. работа 2 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1
3.9. Инструмент поиск решений. Задачи линейного программирования. Практические 2 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1
3.10. Инструмент поиск решений. Задачи линейного программирования. Сам. работа 2 8 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1
Раздел 4. Пакеты математических вычислений
4.1. Построение графиков и поверхностей средствами Scilab. Практические 2 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.2
4.2. Построение графиков и поверхностей средствами Scilab. Сам. работа 2 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.2
4.3. Решение СЛАУ. Практические 2 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.2
4.4. Решение СЛАУ. Сам. работа 2 8 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л1.2
4.5. Решение полиномиальных и трансцендентных уравнений. Практические 2 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л1.2
4.6. Решение полиномиальных и трансцендентных уравнений. Сам. работа 2 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.2
4.7. Дифференцирование Практические 2 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.2
4.8. Дифференцирование Сам. работа 2 8 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=364.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-5:
Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Что из нижеперечисленного не является операционной системой?
а. Ubuntu.
б. OpenGL.
в. Linux.
ОТВЕТ: б

Вопрос 2. Какая из операционных систем не принадлежит семейству Linux?
а. Debian.
б. Ubuntu.
в. Gentoo.
г. MacOS.
ОТВЕТ: г

Вопрос 3. Какая команда Unix предназначена для отображения строки текста?
а. echo.
б. data.
в. pwd.
г. man.
ОТВЕТ: а

Вопрос 4. Для чего может быть использована команда Unix grep?
а. Для отображения строки текста.
б. Для поиска переданной строки в указанном файле.
в. Для отображения руководства по командам.
ОТВЕТ: б

Вопрос 5. Какая команда выводит историю командной строки?
а. history.
б. man.
в. echo.
ОТВЕТ: а

Вопрос 6. С помощью какой команды можно создать директорию в Unix?
а. mkdir.
б. grep.
в. echo.
ОТВЕТ: а

Вопрос 7. С помощью какой команды можно изменять директорию в Unix?
а. mkdir.
б. man.
в. cp.
ОТВЕТ: в

Вопрос 8. Какая из перечисленных операционных систем является однопользовательской?
а. Linux.
б. Windows XP.
в. MS-Dos.
ОТВЕТ: в

Вопрос 9. Исполняемый экземпляр пользовательской программы это:
а. Процесс.
б. Поток.
в. Мьютекс.
ОТВЕТ: а

Вопрос 10. Процесс вызова функции ядра, из приложение пользователя это:
а. Процесс.
б. Поток.
в. Системный вызов.
ОТВЕТ: в

Вопрос 11. Posix это:
а. системный вызов для чтения файлов.
б. операционная система.
в. стандарт, описывающий интерфейс между операционной системой и прикладной программой.
ОТВЕТ: в

Вопрос 12. Что из нижеперечисленного не является состоянием процесса?
а. Готов.
б. Заблокирован в режиме ожидания.
в. Выполняется.
г. Удален.
ОТВЕТ: г

Вопрос 13. Уникальный номер, по которому различают процессы это:
а. Статус.
б. Идентификатор.
в. Счетчик.
ОТВЕТ: б

Вопрос 14. Какое число не использовалось в нумерации операционной системы Windows?
а. 7.
б. 8.
в. 9.
ОТВЕТ: в

Вопрос 15. Каким символом в bash обозначается логическое ИЛИ?
а. ||.
б. %%.
в. &&.
ОТВЕТ: а

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-6:
Способен разрабатывать алгоритмы и компьютерные программы, пригодные для практического применения

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Что из нижеперечисленного не является операционной системой?
а. Ubuntu.
б. OpenGL.
в. Linux.
ОТВЕТ: б

Вопрос 2. Какая из операционных систем не принадлежит семейству Linux?
а. Debian.
б. Ubuntu.
в. Gentoo.
г. MacOS.
ОТВЕТ: г

Вопрос 3. Какая команда Unix предназначена для отображения строки текста?
а. echo.
б. data.
в. pwd.
г. man.
ОТВЕТ: а

Вопрос 4. Для чего может быть использована команда Unix grep?
а. Для отображения строки текста.
б. Для поиска переданной строки в указанном файле.
в. Для отображения руководства по командам.
ОТВЕТ: б

Вопрос 5. Какая команда выводит историю командной строки?
а. history.
б. man.
в. echo.
ОТВЕТ: а

Вопрос 6. С помощью какой команды можно создать директорию в Unix?
а. mkdir.
б. grep.
в. echo.
ОТВЕТ: а

Вопрос 7. С помощью какой команды можно изменять директорию в Unix?
а. mkdir.
б. man.
в. cp.
ОТВЕТ: в

Вопрос 8. Какая из перечисленных операционных систем является однопользовательской?
а. Linux.
б. Windows XP.
в. MS-Dos.
ОТВЕТ: в

Вопрос 9. Исполняемый экземпляр пользовательской программы это:
а. Процесс.
б. Поток.
в. Мьютекс.
ОТВЕТ: а

Вопрос 10. Процесс вызова функции ядра, из приложение пользователя это:
а. Процесс.
б. Поток.
в. Системный вызов.
ОТВЕТ: в

Вопрос 11. Posix это:
а. системный вызов для чтения файлов.
б. операционная система.
в. стандарт, описывающий интерфейс между операционной системой и прикладной программой.
ОТВЕТ: в

Вопрос 12. Что из нижеперечисленного не является состоянием процесса?
а. Готов.
б. Заблокирован в режиме ожидания.
в. Выполняется.
г. Удален.
ОТВЕТ: г

Вопрос 13. Уникальный номер, по которому различают процессы это:
а. Статус.
б. Идентификатор.
в. Счетчик.
ОТВЕТ: б

Вопрос 14. Какое число не использовалось в нумерации операционной системы Windows?
а. 7.
б. 8.
в. 9.
ОТВЕТ: в

Вопрос 15. Каким символом в bash обозначается логическое ИЛИ?
а. ||.
б. %%.
в. &&.
ОТВЕТ: а

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусматривается
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса теоретического характера.
1. Понятие операционной системы и ее основные функции.
2. История развития операционных систем, основные периоды.
3. Классификация операционных систем. Типы операционных систем.
4. Понятия операционных систем: процесс, адресное пространство, файл, каталог, канал. Управление безопасностью в ОС на примере UNIX-систем.
5. Эволюция инструментов для автоматизации работы в Microsoft Windows (оболочка командной строки cmd.exe, сервер сценариев Windows Script Host, командная оболочка Microsoft PowerShell)
6. Инструменты автоматизации работы в. Оболочка командной строки Microsoft Windows. Интерпретатор cmd.exe (команды, перенаправления, конвейеризация и группировка команд).
7. Инструменты автоматизации работы в. Оболочка командной строки Microsoft Windows. Интерпретатор cmd.exe (командные файлы, переменные и параметры командной строки).
8. Понятие и механизм (этапы) работы системного вызова.
9. Основные системные вызовы POSIX.
10. Оболочка Unix-систем. Создание скриптов.
11. Структуры операционных систем: монолитные и многоуровневые системы.
12. Структуры операционных систем: микроядра, клиент-серверная модель.
13. Структуры операционных систем: виртуальные машины, экзоядра.
14. Создание операционной системы: язык С, заголовочные файлы и большие программные проекты.
15. Понятие и модель процесса. Псевдопараллелизм и многозадачный режим работы.
16. События, приводящие к созданию и завершению процессов.
17. Состояния процессов и переходы между ними.
18. Моделирование режима многозадачности на центральном процессоре.
19. Понятие потока. Применение потоков.
20. Реализация потоков в пользовательском пространстве: схема, плюсы и минусы.
21. Реализация потоков в ядре: схема, плюсы и минусы.
22. Активация планировщика. Всплывающие потоки. Переход от однопоточного кода к многопоточному.
22. Взаимодействие процессов: состязательная ситуация и критические области. Условия параллельного взаимодействия процессов с критическими областями.
23. Взаимное исключение с активным ожиданием: запрещение прерываний, блокирующие переменные, строгое чередование.
24. Взаимное исключение с активным ожиданием: алгоритм Петерсона и использование команды TSL.
25. Приостановка и активация.
26. Семафоры.
27. Мьютексы и фьютексы.
28. Мониторы.
29. Передача сообщений.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и лабораторных занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Несен А.В. Microsoft Word 2010: от новичка к профессионалу: учеб. пособие "ДМК Пресс", 2011 e.lanbook.com
Л1.2 И.Е. Плещинская, А.Н. Титов, Е.Р. Бадертдинова, С.И. Дуев Интерактивные системы Scilab, Matlab, Mathcad: учебное пособие: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Казань: Издательство КНИТУ, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зеньковский В.А. Применение Excel в экономических и инженерных расчетах: учеб. пособие "СОЛОН-Пресс", 2009 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт Scilab www.scilab.org
Э2 Образовательный курс "Офисные технологии" на платформе MOODLE portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для проведения практических занятий: MS Office, пакет Scilab, система дистанционного обучения Moodle.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
www.researcher.ru – Портал исследовательской деятельности учащихся
http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
http://www.rubricon.ru/ - Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета
http://www.gpntb.ru/win/search/ Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России)
http://uwh.lib.msu.su/ - Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова
Электронная библиотека: http://do.gendocs.ru
Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать занятия, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в освоении полученных на лекции теоретических знаний и получении практических профессиональных навыков.
- Продумайте план выполнения заданий практического характера при подготовке к лабораторным занятиям.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
3. Самостоятельная работа.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
4. Для подготовки к зачету воспользуйтесь перечнем примерных вопросов предложенных в фонде оценочных средств данного курса.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на занятиях, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы преподавателю на консультации.
- Продумайте свой ответ на зачете, его логику.