МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление персоналом

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки46.02.01. специальность Документационное обеспечение управления и архивоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план46_02_01_ДокумОбеспУправления-2022_9кл
Часов по учебному плану 74
в том числе:
аудиторные занятия 50
самостоятельная работа 24
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 24 24 24 24
Итого 74 74 74 74

Программу составил(и):
преподаватель, Бортникова Светлана Викторовна ;канд.экон.наук, преподаватель, Воложанина Виктория Юрьевна

Рецензент(ы):
канд. экон. наук, доцент, Ануфриева Ирина Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Управление персоналом

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 46.02.01 ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ И АРХИВОВЕДЕНИЕ (приказ Минобрнауки России от 11.08.2014 г. № 975)

составлена на основании учебного плана:
46.02.01 ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ И АРХИВОВЕДЕНИЕ Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение организационных и социально-экономических отношений по поводу управления человеческими ресурсами на уровне организации.
Ознакомление с теорией и практическими методами работы по управлению персоналом.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.7 Самостоятельно работать с документами, содержащими конфиденциальную информацию, в том числе с документами по личному составу.
ПК 2.6 Организовывать использование архивных документов в научных, справочных и практических целях.
ПК 2.7 Осуществлять организационно-методическое руководство и контроль за работой архива организации и за организацией документов в делопроизводстве.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание кадрового, информационного, технического и правового обеспечения системы управления персоналом;
организационную структуру службы управления персоналом;
общие принципы управления персоналом;
принципы организации кадровой работы;
психологические аспекты управления,
способы разрешения конфликтных ситуаций в коллективе
3.2.Уметь:
3.2.1.создавать благоприятный психологический климат в коллективе;
эффективно управлять трудовыми ресурсами
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Тема 1. Система управления персоналом Лекции 4 2 ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Входной опрос. Практическая работа 1(а). Построение модели предприяития, его организационной структуры Практические 4 4 ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Подготовка к опросу. Завершение работы на ПР 1(а) Сам. работа 4 3 ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Тема 2. Теория и практика организации работы службы управления персоналом Лекции 4 2 ПК 1.7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Опрос (тестирование) по темам 1 и 2. Практическая работа 1(б). Построение организационной структуры кадровой службы, определение функционала подразделений КС. Формулировка кадровой стратегии Практические 4 4 ПК 1.7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Подготовка к опросу по темам 1 и 2. Завершение работы на ПР 1(б). Заполнение таблицы "Структуризация последовательности функций службы управления персоналом" Сам. работа 4 5 ПК 1.7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Тема 3. Кадровое планирование и прогнозирование Лекции 4 2 ПК 1.7, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Практическая работа 2. Построение дерева целей реализации кадровой стратегии Практические 4 4 ПК 1.7, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. Самостоятельная работа 1. Сравнение методов планирования потребностей в персонале Практические 4 2 ПК 1.7, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.10. Подготовка к опросу по теме 3 Сам. работа 4 2 ПК 1.7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.11. Тема 4. Найм персонала Лекции 4 2 ПК 2.7, ПК 1.7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.12. Практическая работа 3. Заполнение форм "Заявка на подбор персонала" в КС предприятия и в рекрутинговое агентство Практические 4 2 ПК 2.7, ПК 1.7, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.13. Практическая работа 4. SWOT-анализ предприятия и его кадровой службы Практические 4 2 ПК 2.7, ПК 1.7, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.14. Подготовка к опросу по теме 4 Сам. работа 4 2 ПК 2.7, ПК 1.7, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.15. Тема 5. Трудовая адаптация Лекции 4 2 ПК 2.7, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.16. Опрос 2 (тестирование) по темам 3-5. Практическая работа 5. Разработка графика отпусков Практические 4 2 ПК 2.7, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.17. Подготовка к опросу по теме 5. Завершение ПР 5 Сам. работа 4 4 ПК 2.7, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.18. Тема 6. Оценка персонала Лекции 4 4 ПК 2.6, ПК 1.7, ОК 7, ОК 5, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.19. Самостоятельная работа 2. Проведение COPS-анализа Практические 4 2 ПК 2.6, ПК 1.7, ОК 7, ОК 5, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.20. Подготовка к опросу по теме 6 Сам. работа 4 3 ПК 2.6, ПК 1.7, ОК 7, ОК 5, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.21. Тема 7. Управление деловой карьерой Лекции 4 4 ПК 1.7, ОК 9, ОК 6, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.22. Деловая игра "Вступление в должность" Практические 4 2 ПК 1.7, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.23. Практическая работа 6. Разработка документа "Кадровая стратегия предприятия" Практические 4 2 ПК 1.7, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.24. Подготовка к опросу по теме 7. Завершение ПР 6 Сам. работа 4 3 ПК 1.7, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.25. Тема 8. Деловые коммуникации Лекции 4 2 ПК 2.6, ПК 1.7, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.26. Самостоятельная работа 3. Выбор метода обучения персонала Практические 4 2 ПК 2.6, ПК 1.7, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.27. Подготовка к итоговому тестированию Сам. работа 4 2 ПК 2.6, ПК 1.7, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.28. Опрос 3 (тестирование) по темам 6-8 Практические 4 2 ПК 2.6, ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ (лабораторные работы, самостоятельная работа, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11169
Контрольные вопросы и задания ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (экзамен) по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания:
1. Персонал — это______
A. личный (штатный) состав организации, объединенный по профессиональным или другим признакам, выполняющий производственные или управленческие функции;
B. трудоспособная часть населения страны;
C. часть работников организации (юридически оформленных), выполняю¬щая управленческие операции;
D. часть работников организации (юридически оформленных), выполняю¬щая только производственные операции.
2. Представьте последовательность этапов процессов профессионального обучения:
A. формирование бюджета обучения;2
B. содержание программ и выбор методов обучения;4
C. потребность в развитии персонала;1
D. профессиональное обучение;5
E. определение целей обучения.3
3. Кадровая политика – это:
A. система теоретических взглядов, идей, требований и принципов;
B. философия фирмы;
C. комплекс мероприятий по управлению персоналом;
D. система оценочных критериев по управлению персоналом.
4. Определите цель кадровой политики организации (фирмы).
A. своевременное обеспечение организации персоналом требуемого качества и в необходимой численности;
B. определение численности персонала;
C. формирование системы должностного роста;
D. выработка требуемого поведения персонала.
5. Стратегия управления персоналом – это ….
A. разработанное руководством организации приоритетное, качественно определенное направление действий, необходимых для достижения долгосрочных целей по созданию высокопрофессионального, ответственного и сплоченного коллектива и учитывающих стратегические задачи организации и её ресурсные возможности;
B. совершенствование работы аппарата управления;
C. набор целевых воздействий на систему управления персоналом;
D. поддержание психологического климата, благоприятствующего эффективному функционированию трудовых коллективов и предприятия в целом.
6. Принцип ___________ формирования кадровой политики на стадии разработки обеспечивает преимущественные условия развития наиболее значимых элементов:
A. комплексности;
B. перспективности;
C. адаптивности;
D. приоритетности.
7. Назовите функции, выполняемые менеджером по персоналу в рамках кадровых служб.
A. линейные;
B. координационные;
C. функциональные;
D. кадровые (сервисные).
8. Методами управления персоналом выступают...
A. организационно-распорядительные, демократические, либеральные;
B. административно-командные, демократические;
C. организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические;
D. все выше перечисленное.
9. Процесс воздействия на человека в целях побуждения его к определен¬ным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов называется...
A. мотивированием;
B. поощрением;
C. манипулированием;
D. стимулированием.
10 Процессуальные теории мотивации основываются на:
A. представлении, что человек по природе своей ленив;
B. иерархии потребностей;
C. концепции значимости для человека процесса и выполнения работы;
D. концепции «гигиенических факторов».
11 Содержательные теории мотивации основываются на:
A. концепции потребностей работника;
B. оценке соотношения усилий и получаемого результата;
C. анализе процесса выполнения работы;
D. представлении о справедливости вознаграждения.
12. Расходы на персонал:
A. интегральный показатель, включающий все расходы, связанные с функ¬ционированием человеческого фактора;
B. один из показателей по труду;
C. заработная плата;
D. государственные дотации.
13. Составляющие стратегии управления персоналом:
A. отбор, оценка, стимулирование, развитие персонала;
B. идеи, мысли, правила, процедуры;
C. миссия, цели, задачи;
D. генеральная стратегия управления организацией.
14. Какие методы обучения на рабочем месте наиболее эффективны в процессе профессионального развития персонала?
A. ротация, использование инструкций, копирование, наставничество, делегирование полномочий;
B. ротация, ролевые игры, учебные ситуации;
C. копирование, деловые игры, моделирование, ротация;
D. деловые и ролевые игры.
15. Должностная инструкция:
A. перечень выполняемых задач, описание рабочих требований к исполнению, права, ответственность работника;
B. перечень функций работника;
C. описание рабочего места и требований к работнику,
D. только описание рабочего места.
Ответы
1 a
2 c -1; A -2; E -3; B-4; D-5
3 c
4 a
5 a
6 d
7 a, d
8 c
9 d
10 в
11 а
12 а
13 с
14 а
15 а
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
"отлично" - верно выполнено 85-10% заданий;
"хорошо" - верно выполнено 70-84% заданий;
"удовлетворительно" - верно выполнено 50-69% заданий;
"неудовлетворительно" - верно выполнено менее 50% заданий.
Примечание: каждое задание оценивается 1-м баллом
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы, индивидуальные проекты и др.) - не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения экзамена:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022 г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую оценку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой зачетный рейтинг Rэкз.


Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Экзаменационная оценка «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа и выбором нескольких вариантов ответов. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. Всего в банке более 40 тестовых заданий. На выполнение теста отводится 25 минут. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,3 ·Rэкз
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49



Приложения
Приложение 1.   Контроль УП (ДОУ).docx
Приложение 2.   ФОС_ОП_07_УправПерс_2023.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Горленко О.А. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.: Издательство ЮРАЙТ, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тебекин А.В. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.: Издательство ЮРАЙТ, 2023 urait.ru
Л2.2 ЛитвинюкА.А. [и др.] УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.: Издательство ЮРАЙТ, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Управление персоналом (46.02.01 ДОУиА, преп. Бортникова С.В., Воложанина В.Ю.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Список программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:

СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:

1.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

2.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
213Н кабинет экономики и менеджмента; кабинет экономики, менеджмента и маркетинга; кабинет менеджмента и экономики организации; кабинет менеджмента и управления персоналом; кабинет экономики организации; кабинет менеджмента; кабинет экономической теории; кабинет экономики организации и управления персоналом – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 84 посадочных места; рабочее место преподавателя; трибуна; маркерная доска; интерактивная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: Acer) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного овладения дисциплиной необходимо выполнять следующие требования:
- посещать все лекционные и практические занятия
- все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
- обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
- в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал

При изучении дисциплины «Управление персоналом» обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями по дисциплине; учебниками и учебными пособиями; периодическими изданиями по тематике изучаемой дисциплины.
Рекомендуемый перечень литературы приведен в рабочей программе дисциплины «Управление персоналом».
Запись лекции одна из основных форм активной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки.
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Управление персоналом» предполагает:
•самостоятельный поиск ответов и необходимой информации по предложенным вопросам;
•выполнение заданий для самостоятельной работы;
•изучение теоретического и лекционного материала, а также основной и дополнительной литературы при подготовке к практическим занятиям, написании рефератов;
•подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой дисциплины;
•выполнение индивидуальных заданий по отдельным темам дисциплины
ПОДГОТОВКА К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие
При подготовке к практическому занятию по дисциплине «Управление персоналом» следует:
- внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
- определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе дисциплины;
- изучить рекомендованную литературу.
Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов.
В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана и конспекта по изучаемому материалу (вопросу). План позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. Конспект составляется в свободной форме.
ПОДГОТОВКА К ОПРОСАМ (тестам)
ОПРОС - вид учебной и научно-исследовательской работы, отражающая знания, навыки и умения студента, полученные в ходе освоения дисциплины.
Цель теста- закрепление и углубление теоретических знаний по дисциплине «Управление персоналом».
Этапы подготовки:
1.Внимательно прочитайте материал по конспекту, составленному на учебном занятии.
2.Прочитайте тот же материал по учебнику, учебному пособию.
3.Постарайтесь разобраться с непонятным, в частности новыми терминами.
4.Ответьте на контрольные вопросы для самопроверки, имеющиеся в учебнике.
5.Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».
6.Выучите определения основных понятий, законов.
Критерии оценки:
- правильность ответов на вопросы;
- полнота и лаконичность ответа;
- способность правильно квалифицировать факты и обстоятельства,
- логика и аргументированность изложения.

СОЗДАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
Презентация - вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint.
Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде.
Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint.
Презентация должна содержать не менее 15 многослойных слайдов с использованием возможностей анимации и различного оформления. Приветствуется наличие в презентации звукового сопровождения (комментариев) и реальных примеров (картинок).
После проведения демонстрации слайдов презентации студент должен дать личную оценку социальной значимости изученной проблемной ситуации и ответить на заданные вопросы.
Этапы подготовки презентации:
1.изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
2.установить логическую связь между элементами темы;
3.представить характеристику элементов в краткой форме;
4.выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;
5.оформить работу и предоставить к установленному сроку.
При реализации учебной дисциплины "Управление персоналом" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа, лекция-визуализация.
При проведении практических занятий: деловая игра, доклад- презентация.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в работе в парах.