МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Гис-технологии в социально-культурном сервисе и туризме

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.01. Сервис
ПрофильРекреационный и санаторно-курортный сервис
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_03_01_Сервис_РиСКС-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. геогр. наук, Зав.кафедрой, Крупочкин Евгений Петрович

Рецензент(ы):
канд. геогр. наук, Доцент, Козырева Юлия Вячеславовна

Рабочая программа дисциплины
Гис-технологии в социально-культурном сервисе и туризме

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.01 Сервис (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 514)

составлена на основании учебного плана:
43.03.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20222027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.п.н., доцент Биттер Наталья Викторовна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Биттер Наталья Викторовна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины «ГИС-технологии в социально-культурном сервисе и туризме» - овладение теорией и практикой применения ГИС-технологий в профессиональной деятельности (туристской отрасли).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять технологические новации и современное программное обеспечение в сфере сервиса
ОПК-1.1 Знает современные технологические новации и современное программное обеспечение в сфере сервиса
ОПК-1.2 Умеет использовать технологические новации при решении профессиональных задач
ОПК-1.3 Владеет навыками использования современного программного обеспечения при решении профессиональных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает современные технологические новации и современное программное обеспечение в сфере сервиса
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет использовать технологические новации при решении профессиональных задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками использования современного программного обеспечения при решении профессиональных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия геоинформатики
1.1. Понятие ГИС. Струкутра ГИС. Основные этапы развития ГИС. Функциональные возможности ГИС Лекции 6 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Обзор основных популярных геоинформационных систем Практические 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.1
1.3. Геоинформатика в цикле наук о Земле. История становления и структура современной геоинформатики Сам. работа 6 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Проектирование ГИС
2.1. Основные принципы проектирования. Этапы разработки ГИС различной тематики Лекции 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Разработка проекта туристской карты средствами ГИС Практические 6 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Источники данных для ГИС. Работами с основными базами данных Практические 6 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Основные источники данных для ГИС Сам. работа 6 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.1
2.5. Особенности проектирования туристских карт Сам. работа 6 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Технологии обработки данных в ГИС
3.1. Пространственный анализ и моделирование с помощью ГИС Лекции 6 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Моделирование с помощью настольной ГИС. Построение серии тематических карт туристской тематики Практические 6 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.1
3.3. Технология обработки данных в ГИС Сам. работа 6 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.4. Модели пространственных данных в ГИС: понятие, структура, описание, примеры реализации Сам. работа 6 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. ГИС в научно-практической деятельности
4.1. Опыт разработки отечественных и зарубежных ГИС Лекции 6 4 ОПК-1.1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Разработка комплексной туристской карты на базе настольной ГИС Практические 6 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.3. Структурно-функциональные особенности туристских ГИС Сам. работа 6 10 ОПК-1.1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.4. Инфраструктура пространственных данных: концепция и этапы внедрения Сам. работа 6 6 ОПК-1.1 Л2.2, Л1.1
4.5. Веб-ГИС: понятие, современное развитие. Опыт разработки веб-ГИС туристской тематики Сам. работа 6 8 ОПК-1.1 Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины (экзамен) в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ"

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен применять технологические новации и современное программное обеспечение в сфере сервиса

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Хранилище информации, снабженное процедурами ввода, поиска, размещения и выдачи информации называется
a) банк данных;
b) база данных;
c) информационная система;
d) библиотека.

2. Основное средство организации используемой в ГИС информации называется...
a) карты;
b) графики;
c) диаграммы;
d) отчеты.

3. Наиболее эффективный способ выявления географических закономерностей при формировании баз знаний, входящих в ГИС, называется…
a) научные отчеты;
b) статистический анализ;
c) математический анализ;
d) картографический анализ.

4. Отличие ГИС от иных информационных систем проявляется в том, что они
a) позволяют отображать качественную и количественную информацию;
b) позволяют отображать и анализировать любую географически привязанную информацию;
c) используют современные методы статистического анализа;
d) изучают экологические закономерности.

5. Исследование каких-либо пространственных явлений, процессов или объектов путем построения и изучения их моделей называется
a) системный анализ;
b) пространственный анализ;
c) геометрическое моделирование;
d) геомоделирование.

6. Способ классификации ГИС по проблемно-тематической ориентации не включает в себя…
a) мониторинговые ГИС;
b) экологические;
c) природопользовательские;
d) земельно-кадастровые.

7. Компонент, не входящий в состав геоинформационной системы, называется...
a) аппаратные средства;
b) программное обеспечение;
c) данные;
d) система государственной статистической отчетности.

8. Функции и инструменты, необходимые для управления, анализа и визуализации пространственной информации, а также управления ГИС в целом, называются...
a) система управления базой данных;
b) программное обеспечение;
c) интерфейс пользователя;
d) аппаратные средства.

9. Информацию, описывающую качественные и количественные параметры объектов, относят к типу...
a) табличных данных;
b) географических данных;
c) векторных данных;
d) атрибутивных данных.

10. Данные, описывающие положение и форму географических объектов, называются…
a) пространственные данные;
b) атрибутивные данные;
c) векторные данные;
d) табличные данные.

11. Сведения о местонахождении данных, их качестве, составе, содержании, происхождении называются...
a) геопространственные данные
b) атрибутивные данные;
c) метаданные.
d) географические данные.

12. Табличные данные о социально-экономических показателях относятся к...
a) статистическим данным;
b) данным дистанционного зондирования;
c) литературным данным;
d) научным данным.

13. Общая программа, единая методика измерения и централизованность сбора характерны для…
a) метаданных;
b) данных дистанционного зондирования;
c) литературных данных;
d) статистических данных.

14. Набором координатных пар с описанием только геометрии объектов характеризуются…
a) векторные модели данных;
b) растровые модели данных;
c) модели поверхностей;
d) статистические данные.

15. Наиболее распространенными источниками данных в ГИС являются…
a) картографические;
b) статистические;
c) литературные;
d) архивные.

16. Группировка объектов, имеющих близкие значения, путем присвоения им одинаковых символов, называется…
a) идентификация;
b) классификация
c) систематизация;
d) трансформация.

Ответы к тесту:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
c a d b d a d b d a c a d a a b

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«5» – верно выполнено более 90% заданий.
«4» – верно выполнено от 70% до 89% заданий.
«3» – верно выполнено 51% до 69% заданий.
«2» – верно выполнено менее 51% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Как называется процесс перевода данных из «растра» в «вектор»?
(«оцифровка»/«векторизация»)

2. В каком формате данных точность координат выше?
(в векторном)

3. Основной источник количественной информации в туризме?
(статистические данные)

4. Информационная система, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение данных о пространственно-координированных объектах, процессах, явлениях называется….
географическая информационная система/геоинформационная (система/ГИС)

5. Данные организованны в виде набора таблиц, состоящих из столбцов и строк называются
(реляционная база данных)

6. Тематические данные в ГИС называют….
(атрибутивная информация)

7. Данные, хранящиеся в базе данных ГИС обрабатываются с помощью….
(СУБД)

8. Пространственные объекты реального мира в ГИС разделяются на дискретные и…..
(непрерывные)

9. Какую характеристики могут иметь данные помимо качественной?
(количественную)

10. Каким способом изображения можно отобразить динамику туристских посещений региона на карте?
(столбчатая картодиаграмма)

11. Каким способом изображения можно показать структуру туристских посещений на карте?
(круговая (секторная) картодиаграмма)

12. Модель, отображающая пространственные объекты реального мира с помощью геометрических примитивов и атрибутов называется…..
(карта)
13. Какой способ описания пространственных объектов используется в векторной модели?
(послойный)

14. Как называется наложения двух или более исходных слоев одной географической области?
(оверлей)

15. Как в ГИС называется совокупность однотипных пространственных объектов, относящихся к одной теме в пределах некоторой территории и в единой системе координат?
(слой)

16. Какая из подсистем ГИС отвечает за импорт данных?
(система ввода информации)

17. Как в ГИС называется представление точечных, линейных и полигональных пространственных объектов в виде набора координатных пар, с описанием только геометрии объектов?
(векторная модель данных)

18. Как называется совокупность данных, организованных по определенным правилам, устанавливающим общие принципы описания, хранения и манипулирования данными)
(база данных)

19. Как называется процесс привязывания к объектам на карте и записям данных соответствующих географических координат?
(геокодирование)

20. К какому типу данных относится карта в виде файла с расширением *jpeg?
(растровый)


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по пройденному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О.И. Жуковский Геоинформационные системы: учебное пособие Томск: Эль Контент, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О. П. Новожилов Информатика : учеб. пособие для бакалавров М. : Юрайт, 2014
Л2.2 Зеливянская О.Е. Геоинформационные системы: лабораторный практикум Ставрополь : СКФУ, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «ГИС-технологии в социально-культурном сервисе и туризме» portal.edu.asu.ru
Э2 GIS-Lab: географические информационные системы и дистанционное зондирование gis-lab.info
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://elibrary.ru/ – крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн научных статей и публикаций.
2. http://www.edu.ru/ – федеральный образовательный портал
3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
4. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «ГИС-технологии в социально-культурном сервисе и туризме».
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.
Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям
Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.
Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов
Лабораторные практикумы по дисциплине не предусмотрены.
Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ
Курсовые работы по дисциплине не предусмотрены.
Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы
Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.