МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовое регулирование федеральных органов исполнительной власти

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра конституционного и международного права
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
ПрофильУголовно-правовой; Гражданско-правовой; Государственно-правовой
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_03_01_Юриспруденция_Профили-2023_САЙТ
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Маньковский И.Ю.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Правовое регулирование федеральных органов исполнительной власти

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1011)

составлена на основании учебного плана:
Направление 40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 28.08.2023 г. № 4
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Аничкин Евгений Сергеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 28.08.2023 г. № 4
Заведующий кафедрой Аничкин Евгений Сергеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен применять нормы материального и процессуального права при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-2.1 Знает нормы материального и процессуального права.
ОПК-2.2 Умеет определять нормы материального и процессуального права, подлежащие применению при решении конкретных юридических проблем.
ОПК-2.3 Владеет навыками квалификации юридикофактических обстоятельств.
УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1
1.1. Теория разделения властей Лекции 2 0 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4
1.2. Теория разделения властей Практические 2 0 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4
1.3. Теория разделения властей Сам. работа 2 16 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4
1.4. Понятие органа исполнительной власти Лекции 2 0 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4
1.5. Понятие органа исполнительной власти Практические 2 0 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4
1.6. Понятие органа исполнительной власти Сам. работа 2 16 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4
1.7. Правительство РФ Лекции 2 0 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4
1.8. Правительство РФ Практические 2 0 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4
1.9. Правительство РФ Сам. работа 2 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4
1.10. Федеральное министерство Лекции 2 0 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4
1.11. Федеральное министерство Практические 2 0 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4
1.12. Федеральное министерство Сам. работа 2 16 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4
1.13. Федеральная служба Лекции 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4
1.14. Федеральная служба Практические 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4
1.15. Федеральная служба Сам. работа 2 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4
1.16. Федеральное агентство Лекции 2 0 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4
1.17. Федеральное агентство Практические 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4
1.18. Федеральное агентство Сам. работа 2 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4
1.19. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти Лекции 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4
1.20. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти Практические 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4
1.21. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти Сам. работа 2 16 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОПК-2: Способен применять нормы материального и процессуального права при решении задач профессиональной деятельности

Вопрос 1. В каком году был принят действующий Кодекс РФ об административных правонарушениях?
- 1918 г.
- 1924 г.
- 2001 г.
- 2022 г.
Ответ: 2001 г.

Вопрос 2. Органом власти, осуществляющим принудительное исполнение административного штрафа, является:
• Полиция
- Федеральная служба судебных приставов
- Федеральная налоговая служба
- Федеральная антимонопольная служба
Ответ: Федеральная служба судебных приставов

Вопрос 3. Близкий родственник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не может участвовать в производстве по делу об административном правонарушении в качестве:
- Защитника
- Дознавателя
- Переводчика
- Следователя
Ответ: Переводчика

Вопрос 4. В настоящее время в КоАП РФ не установлена административная ответственность за:
- Мелкое хулиганство
- Неуплату алиментов
- Неустановление счетчиков потребления коммунальных ресурсов в квартире
- Уклонение от уплаты административного штрафа
Ответ: Неустановление счетчиков потребления коммунальных ресурсов в квартире

Вопрос 5. Какой из перечисленных признаков легально характеризует административное правонарушение:
- противоправность,
- общественная наказуемость,
- невиновность,
- непредотвратимость.
Ответ: противоправность

Вопрос 6. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность:
- с 12 лет
- с 18 лет
- с 16 лет
- общая с 16 лет, в исключительных случаях с 14 лет
Ответ: с 16 лет

Вопрос 7. Административным наказанием является:
- замечание
- административный штраф
- исправительные работы
- административное задержание,
- арест товаров
Ответ: административный штраф

Вопрос 8. Норма ФЗ «Об образовании» о том, что родители обучающихся должны уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, является:
- Регулятивной
- Охранительной
- Подзаконной
- Запрещающей

Ответ: Регулятивной

Вопрос 9. Историческим прообразом административного права являлась отрасль юриспруденции под названием:

- Полицейское право
- Хозяйственное право
- Коммуналное право
- Советское право
Ответ: Полицейское право

Вопрос 10.
В методе административно-правового регулирования преобладает:
- Равенство
- Обязывание
- Рекомендация
- Стимулирование
Ответ: Обязывание

Вопрос 12. Административный штраф необходимо заплатить в течение____ суток со для вступления постановления о привлечении к ответственности в законную силу:
- 5
- 60
- 230
- 2
Ответ: 60

Вопрос 13. Органом, уполномоченным привлекать к административной ответственности, не является:
- мировой суд
- полиция
- парламент субъекта РФ
- налоговый орган
Ответ: парламент субъекта РФ

Вопрос 14. Лицо, которое совершило административное правонарушение и привлекается к административной ответственности, называется:
- преступником
- обвиняемым
- нарушителем
- лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Ответ: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

Вопрос 15. Признаком объективной стороны административного правонарушения не является:
- время совершения правонарушения
- вредные последствия
- деяние
- вина
Ответ: вина

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Как называется основной закон в сфере противодействия коррупции?
Ответ: ФЗ «О противодействии коррупции»

Вопрос 2. Как называется субъект, который оказывает юридическую помощь лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении?
Ответ: защитник

Вопрос 3. Профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и субъектов РФ, федеральных территорий; государственных органов РФ и субъектов РФ, федеральных территорий; лиц, замещающих должности, устанавливаемые законодательством для непосредственного исполнения полномочий государственных органов РФ и субъектов РФ, федеральных территорий – это________.
Ответ: государственная служба

Вопрос 4. Государственный служащий замещает ____________государственной службы.
Ответ: должность

Вопрос 5. Для противодействия коррупции в законодательстве о государственной службе установлены правила предотвращения ________ интересов.
Ответ: конфликта

Вопрос 6. В институте государственной службы замечание, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение относятся к __________ взысканиям.
Ответ: дисциплинарным

Вопрос 7. Разрешена ли забастовка для государственных служащих?
Ответ: нет

Вопрос 8. Федеральный министр является государственным служащим, работником или лицом, замещающим государственную должность?
Ответ: лицом, замещающим государственную должность

Вопрос 9. Составы административных правонарушений на федеральном уровне устанавливаются в законе, который называется:
Ответ: КоАП РФ (Кодекс РФ об административных правонарушениях)

Вопрос 10. Субъекты РФ могут использовать в своих законах об административных правонарушениях только два административных наказания. Какие это наказания?

Ответ: предупреждение и административный штраф

Вопрос 11. Процессуальный порядок привлечения к административной ответственности, включающий в себя четыре стадии, называется __________.

Ответ: производство по делу об административном правонарушении

Вопрос 12. Лицо, которому в результате административного правонарушения причинен имущественный или моральный ущерб называется _______.
Ответ: потерпевший

Вопрос 13. Как называется принцип привлечения к административной ответственности, который предполагает, что физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Ответ: принцип равенства перед законом

Вопрос 14. Как называется принцип привлечения к административной ответственности, который предполагает, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке?
Ответ: Презумпция невиновности
Вопрос 15. Как называется принцип привлечения к административной ответственности, который предполагает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом?
Ответ: принцип законности

Вопрос 16. Высший орган исполнительной власти в России – это___________.
Ответ: Правительство РФ.

Вопрос 17. Федеральная служба безопасности как орган исполнительной власти подчиняется___________.
Ответ: Президенту РФ.

Вопрос 18. Как называется руководитель федерального министерства?
Ответ: министр

Вопрос 19. Как называется руководитель федеральной службы, подчиненной Президенту РФ?
Ответ: директор

Вопрос 20. Управление Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю – это ________орган федерального органа исполнительной власти.
Ответ: территориальный

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
Вопрос 1. Государственным служащим является:
- Оперуполномоченный УМВД
- Мировой судья
- Юрисконсульт ООО
- врач скорой помощи
Ответ: Оперуполномоченный УМВД

Вопрос 2. Нанимателем для государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации является:

- Субъект Российской Федерации
- Начальник
- Работодатель
- Президент РФ
Ответ: Субъект Российской Федерации

Вопрос 3. Признаком государственной службы не является:
- Профессионализм
- Служебный характер
- Коллегиальность
Ответ: Коллегиальность

Вопрос 4. В систему государственной службы не входит:
- Муниципальная служба
- Государственная гражданская служба
- Военная служба
Ответ: Муниципальная служба

Вопрос 5. Федеральные министерства издают нормативные правовые акты в форме:
- Методических расписок
- Судебных решений
- Приказов
- Законов
Ответ: Приказов

Вопрос 6. Органы исполнительной власти отличает от органов законодательной и судебной власти:
- Исполнительно-распорядительная направленность полномочий
- Организационное единство
- Подчиненность
- Письменность процедур
Ответ: Исполнительно-распорядительная направленность полномочий

Вопрос 7. Видами государственной гражданской службы Российской Федерации являются:
- Федеральная государственная гражданская служба и государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации
- Федеральная государственная гражданская служба и муниципальная служба
- Федеральная государственная гражданская служба, государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации и муниципальная служба
Ответ: Федеральная государственная гражданская служба и государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации


Вопрос 8. Федеральные министерства могут быть подведомственны:
- Государственной Думе
- Парламенту
- Правительству РФ
- Партии, победившей на выборах
Ответ: Правительству РФ

Вопрос 9. Совещательным органом при Президенте РФ является:
- Совет безопасности РФ
- Федеральное Собрание РФ
- Конституционный Суд РФ
- Мировой суд
Ответ: Совет безопасности РФ

Вопрос 10.
Администрацию Президента РФ возглавляет:
- Советник Президента РФ
- Премьер-министр
- Руководитель Администрации Президента РФ
- депутат
Ответ: Руководитель Администрации Президента РФ

Вопрос 11. Обобщающей правовой категорией для обозначения двух понятий «меры административного наказания» и «меры административного пресечения» являются:
- меры административного принуждения
- меры общественно-правового принуждения
- меры общего воздействия
- меры наказания
Ответ: меры административного принуждения

Вопрос 12. Территориальным органом федерального органа исполнительной власти является:
- Управление Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю
- Министерство сельского хозяйства Алтайского края
- Главное управление Центрального банка РФ по Алтайскому краю
- Управление Алтайского государственного университета
Ответ: Управление Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю

Вопрос 13. Иностранные граждане могут приниматься в РФ на:
- Государственную гражданскую службу
- Правоохранительную службу
- Военную службу по контракту
Ответ: Военную службу по контракту

Вопрос 14. ФЗ «О полиции» установил:
- Подчинение полиции исключительно Российской Федерации
- Двойное подчинение полиции муниципалитетам и субъектам РФ
- Подчинение полиции исключительно муниципалитетам
- Подчинение полиции Интерполу
Ответ: Подчинение полиции исключительно Российской Федерации

Вопрос 15. Легальным принципом государственной службы не является:
- Федерализм
- Компетентность государственных служащих
- Состязательность
Ответ: Состязательность

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Является ли муниципальный служащий государственным служащим?
Ответ: нет


Вопрос 2. Кто вправе создать новый орган исполнительной власти на федеральном уровне публичной власти?
Ответ: Президент РФ

Вопрос 3. Имеет ли прокуратура право проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов?
Ответ: да

Вопрос 4. Имеет ли ФСБ России полномочия по противодействию экстремизму?
Ответ: да.

Вопрос 5. Могут ли быть установлены в законодательстве о государственной службе этические требования к поведению государственных служащих?
Ответ: да

Вопрос 6. Мера административной ответственности – это административное _______________.
Ответ: наказание

Вопрос 7. На стадии рассмотрения дела об административном правонарушении лицо признается виновным в совершении административного правонарушения при вынесении акта в виде _________.
Ответ: постановления

Вопрос 8. Субъектами административной ответственности могут быть ________ и ___________ лица.
Ответ: физические и юридические лица

Вопрос 9. Составы административных правонарушений на федеральном уровне устанавливаются в законе, который называется:
Ответ: КоАП РФ (Кодекс РФ об административных правонарушениях)

Вопрос 10. Субъекты РФ могут использовать в своих законах об административных правонарушениях только два административных наказания. Какие это наказания?

Ответ: предупреждение и административный штраф

Вопрос 11. Перед привлечением государственного служащего к дисциплинарной ответственности может быть проведена _________ проверка.

Ответ: служебная проверка

Вопрос 12. Лицо, которому в результате административного правонарушения причинен имущественный или моральный ущерб называется _______.
Ответ: потерпевший

Вопрос 13. Как называется принцип привлечения к административной ответственности, который предполагает, что физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Ответ: принцип равенства перед законом

Вопрос 14. Как называется принцип привлечения к административной ответственности, который предполагает, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке?
Ответ: Презумпция невиновности
Вопрос 15. Как называется принцип привлечения к административной ответственности, который предполагает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом?
Ответ: принцип законности

Вопрос 16. Как называется основание освобождения от административной ответственности, которое предполагает, что не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Ответ: крайняя необходимость

Вопрос 17. Как называется срок, по истечении которого лицо не может быть привлечено к административной ответственности?
Ответ: срок давности

Вопрос 18. Срок давности привлечения к административной ответственности в административных органах по общему правилу составляет ____ месяца. (писать цифрой)
Ответ: 2

Вопрос 19. Административное наказание в виде денежного взыскания, налагаемого на физических или юридических лиц называется административный _______.
Ответ: штраф

Вопрос 20. Мера административного наказания, выраженная в официальном порицании и выносимая в письменной форме, называется ________________
Ответ: предупреждение

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральные органы исполнительной власти portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Наряду с прослушиванием лекций и участием в обсуждении проблем на практических занятиях, учебный план предусматривает затрату обучающимися, как правило, большего числа часов для самостоятельной работы.
Эта работа складывается из изучения литературы, в том числе в связи с подготовкой к практическим занятиям, выполнения других заданий преподавателя.
Основным элементом этой работы является изучение основных разделов дисциплины, содержащейся в программе по этой дисциплине, с использованием записей лекций преподавателя, ведущего курс, и рекомендуемой программой (а в ряде случаев и дополнительно преподавателем) литературы – учебников и учебных пособий, монографий и статей по отдельным проблемам данной науки. Такая работа должна выполняться в той или иной степени всеми обучающимися при подготовке к практическим занятиям. Но это можно делать и по темам, которые не выносятся на практические занятия – для этого рекомендуется сразу после лекции по теме прочитать рекомендованную по ней литературу. Это поможет закреплению материала.
Приступая к изучению той или иной темы, выделяемой по предметно-систематизированному принципу, нужно по отдельности и последовательно рассмотреть каждую из частей, из которых состоит тема.
При изучении курса, обучающиеся должны уметь пользоваться и научной литературой для самостоятельной подготовки к занятиям. Обучающиеся также должны научиться, используя различные научные источники, грамотно сформировать и подготовить свое научно обоснованное и логически непротиворечивое выступление на практическом занятии, анализировать конкретные факты общественной жизни, осуществлять прогноз относительно возможного направления анализа экономических процессов, формулировать и обосновывать свое мнение.
Без ясного понимания основных понятий образовательный процесс усложняется. Для повышения эффективности обучения необходимо использовать существующие терминологические справочники и толковые словари.
Контроль самостоятельной работы обучающегося – неотделимый, безусловно, необходимый, элемент организации и управления СР.

Моделирование самостоятельной работы обучающихся:
1. Повторение пройденного теоретического материала.
2. Установление главных вопросов темы.
3. Определение глубины и содержания знаний по теме, составление тезисов по теме.
4. Упражнения, решение задач.
5. Анализ выполняемой деятельности и ее самооценка.
6. Приобретенные умения и навыки.
7. Составление вопросов по содержанию лекции.

Руководство выполнением самостоятельной работы обучающихся:
1. Текущее собеседование и контроль
2. Консультации
3. Анализ, рецензирование, оценка, коррективы СРС
4. Перекрестное рецензирование
5. Дискуссия
6. Подведение итогов и т. д.

Дифференциация заданий:
1. Обзор литературы; подбор литературы для СРС.
2. Решение задач, ситуаций
3. Научная работа обучающегося
4. Тестовый контроль знаний.

Этапы и приемы СРС:
1. Подбор рекомендуемой литературы
2. Знакомство с вопросами плана семинарского занятия и методической разработки по данной теме
3. Определение вопросов, по которым нужно прочитать или законспектировать литературу
4. Составление схем, кроссвордов, таблиц на основе текста лекций, учебника, монографии

Комплекс средств обучения при самостоятельной работе обучающихся
1. Методические разработки для обучающихся с основным содержанием курса
2. Дидактический раздаточный материал
3. обзорный конспект лекций, вопросы лекции
4. сборник задач, тесты (контрольные задания) и др.

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Практическое занятие подразумевает решение типовых задач, разбор определенных ситуаций. Подготовка к практическому (семинарскому) занятию начинается с тщательного ознакомления с условиями предстоящей работы, определившись с проблемой, привлекающей наибольшее внимание, следует обратиться к рекомендуемой литературе. В занятии участвует вся группа, а потому задание к практическому занятию распределяется на весь коллектив. Задание должно быть охвачено полностью и рекомендованная литература должна быть освоена группой в полном объёме.
Для полноценной подготовки к практическому занятию чтения учебника крайне недостаточно – в учебных пособиях излагаются только принципиальные основы, в то время как в монографиях и статьях на ту или иную тему поднимаемый вопрос рассматривается с разных ракурсов или ракурса одного, но в любом случае достаточно подробно и глубоко. Тем не менее, для того, чтобы должным образом сориентироваться в сути задания, сначала следует ознакомиться с соответствующим текстом учебника – вне зависимости от того, предусмотрена ли лекция в дополнение к данному занятию или нет. Оценив задание, выбрав тот или иной сюжет, и подобрав соответствующую литературу, можно приступать собственно к подготовке к занятию.
Работа над литературой, статья ли это или монография, состоит из трёх этапов – чтения работы, её конспектирования, заключительного обобщения сути изучаемой работы.
Прежде, чем браться за конспектирование, скажем, статьи, следует её хотя бы однажды прочитать, чтобы составить о ней предварительное мнение, постараться выделить основную мысль или несколько базовых точек, опираясь на которые можно будет в дальнейшем работать с текстом. Конспектирование в общем виде может быть определено как фиксация основных положений и отличительных черт рассматриваемого труда.
Если программа занятия предусматривает работу с источником, то этой стороне подготовки к занятию следует уделить пристальное внимание. В сущности, разбор источника не отличается от работы с литературой – то же чтение, конспектирование, обобщение. Тщательная подготовка к практическим занятиям, как и к лекциям, имеет определяющее значение: занятие пройдёт так, как аудитория подготовилась к его проведению.
Готовясь к практическим занятиям, следует активно пользоваться справочной литературой: энциклопедиями, словарями, и др.
По окончании практического занятия к нему следует обратиться ещё раз, повторив выводы, сконструированные на занятии, проследив логику их построения, отметив положения, лежащие в их основе – для этого в течение занятия следует делать небольшие пометки.

Методические рекомендации по подготовке к экзамену
При подготовке к экзамену по дисциплине «Административное право» следует руководствоваться рабочей программой, что позволит четко представить круг вопросов, подлежащих изучению.
При изучении дисциплины «Административное право» трудности в усвоении знаний могут возникнуть в связи с большим разнообразим правоотношений, регулируемых нормами названной отрасли права. При этом каждый из элементов, входящих в систему административного права (как подотрасль, раздел, институт) обладает собственным понятийным аппаратом, собственными юридическими конструкциями, принципами, субъектами, правоотношения, регулируемые соответствующей группой норм, обладают отличительными чертами, также имеются отличия в приемах и методах правового воздействия в рамках единого метода административного права. Соответственно, студентам необходимо уяснить отличительные черты, специфику каждой из подотраслей, разделов, институтов административного права.
Кроме того, некоторые правоотношения (из особенной части, служебные, связанные с привлечением к ответственности), изучаемые в рамках дисциплины «административное право», будучи по правовой природе сложными отношениями, регулируются нормами не только административного права, но и нормами других отраслей российского права (гражданского, уголовного, финансового).
Таким образом, студентам при изучении указанных тем потребуется уяснить разграничение предметов правового регулирования административного права и других «пограничных» отраслей права.
Изучение административного права требует, соответственно, изучения значительного количества нормативно-правовых актов, регулирующих административные правоотношения. Помимо этого на настоящий момент имеется огромный массив документов судебной практики по вопросам применения норм административного права.
Еще одной «проблемой» при изучении административного права является значительная мобильность норм, содержащихся в административно-правовых актах: административное законодательство по объективным социально-экономическим и политическим причинам подвержено частым изменениям. В связи с этим студентам следует учитывать, что по указанной причине в учебниках и учебных пособиях не всегда содержится актуальная информация, касающаяся действия административно-правовых актов. Поэтому в процессе самостоятельной работы студентов, при подготовке к экзамену необходимо уточнять действие изучаемого нормативно-правового акта по времени. О действующей редакции документов преподаватели сообщают на лекциях и практических занятиях, комментируя основные изменения. Кроме того студенты могут сделать это самостоятельно с помощью справочно-правовых систем, в которых информация об изменениях в российском законодательстве оперативно обновляется, что позволяет их отслеживать.
По некоторым темам может потребоваться изучение недействующих редакций документов, а также документов отмененных, утративших силу. В частности, это понадобится при изучении правовой политики государства на различных этапах его существования в сфере административного регулирования. На необходимость изучения таких документов преподаватель специально обращает внимание студентов на лекционных и практических занятиях.
Необходимым условием успешного изучения данной дисциплины является свободное владение студентами основными административно-правовыми понятиями. Усвоение устоявшихся взглядов и теоретических положений, общепринятых в доктрине административного права, важно сочетать с анализом действующего законодательства в сфере административной деятельности государства и органов местного самоуправления. Приобретение глубоких знаний предполагает эффективное использование различных видов учебной работы: лекционных и практических занятий, самостоятельной работы.