МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Конституционное право зарубежных стран

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра конституционного и международного права
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план40_05_04_СудПрокурДеят-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 52
контроль 36
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 52 52 52 52
Часы на контроль 36 36 36 36
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ф.н., Доцент, Головинов А.В.

Рецензент(ы):
к.ю.н, Доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Конституционное право зарубежных стран

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 16.02.2017 г. № 144)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 15.06.2021 г. № 9
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н. професор Аничкин Е.С.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 15.06.2021 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ю.н. професор Аничкин Е.С.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины «Конституционное право зарубежных стран» - повышение уровня правовой культуры и информированности будущих специалистов в области юриспруденции; изучение основных черт современного конституционного права зарубежных стран; выявление на основе сравнительного анализа общих черт и особенностей развития конституционного права России и зарубежных стран, путем совершенствования Российского конституционного права как отрасли права.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью применять в профессиональной деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, отраслевое законодательство Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации, использовать правовые позиции Европейского Суда по правам человека, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, а также соответствующие положения, содержащиеся в международных договорах и соглашениях, участником которых является Российская Федерация
ПК-6 способностью осуществлять профессиональную деятельность в сфере международно-правового сотрудничества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1: область истории, общих и особенных черт конституционного права различных стран? сферу теории и практики конституционного правового регулирования зарубежных стран.
ПК-6: механизмы осуществления международно-правового ре
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1: понимать сущностm, содержание и значения источников конституционного права – правовых категорий и конструкций;
самостоятельная разработка конституционно – правовых актов и аналитического составления их с правовыми актами России;
системное изучение зарубежного законодательства и практики его применения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1: yавыками сравнительного анализа правовой действительности в конституционно-правовой области зарубежных стран.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Конституционное право как отрасль права в зарубежных странах
1.1. Конституционное право как отрасль права в зарубежных странах Лекции 2 4 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Конституционное право как отрасль права в зарубежных странах Практические 2 0 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Конституционное право как отрасль права в зарубежных странах Сам. работа 2 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Конституционное право зарубежных стран как отраслевая наука и учебный курс
2.1. Конституционное право зарубежных стран как отраслевая наука и учебный курс Лекции 2 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Конституции зарубежных государств
3.1. Конституции зарубежных государств Лекции 2 4 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Конституции зарубежных государств Практические 2 4 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Конституции зарубежных государств Сам. работа 2 0 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Правовой статус личности в зарубежных странах
4.1. Правовой статус личности в зарубежных странах Лекции 2 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Правовой статус личности в зарубежных странах Практические 2 0 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Правовой статус личности в зарубежных странах Сам. работа 2 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Конституционные основы общественного строя
5.1. Конституционные основы общественного строя Лекции 2 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Конституционные основы общественного строя Сам. работа 2 0 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Политические партии в зарубежных странах
6.1. Политические партии в зарубежных странах Лекции 2 6 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Политические партии в зарубежных странах Практические 2 10 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.3. Политические партии в зарубежных странах Сам. работа 2 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Конституционно-правовой статус современного государства
7.1. Конституционно-правовой статус современного государства Лекции 2 0 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.2. Конституционно-правовой статус современного государства Сам. работа 2 8 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 8. Форма зарубежных государств
8.1. Форма зарубежных государств Лекции 2 1 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.2. Форма зарубежных государств Практические 2 0 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.3. Форма зарубежных государств Сам. работа 2 10 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 9. Политический режим
9.1. Политический режим Лекции 2 0 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
9.2. Политический режим Практические 2 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
9.3. Политический режим Сам. работа 2 20 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 10. Выборы в зарубежных странах
10.1. Выборы в зарубежных странах Лекции 2 0 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
10.2. Выборы в зарубежных странах Практические 2 4 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 11. Глава государства
11.1. Глава государства Лекции 2 1 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 12. Парламент в зарубежных странах
12.1. Парламент в зарубежных странах Лекции 2 0 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
12.2. Парламент в зарубежных странах Практические 2 4 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
12.3. Парламент в зарубежных странах Сам. работа 2 8 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 13. Правительство в зарубежных странах
13.1. Правительство в зарубежных странах Лекции 2 0 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 14. Субъекты зарубежных федераций. Автономии
14.1. Субъекты зарубежных федераций. Автономии Лекции 2 0 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 15. Конституционный контроль в зарубежных странах
15.1. Конституционный контроль в зарубежных странах Лекции 2 1 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
15.2. Конституционный контроль в зарубежных странах Практические 2 4 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 16. Местное самоуправление в зарубежных странах
16.1. Местное самоуправление в зарубежных странах Лекции 2 0 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
16.2. Местное самоуправление в зарубежных странах Практические 2 4 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 17. Основы конституционного строя государств – бывших союзных республик Союза ССР
17.1. Основы конституционного строя государств – бывших союзных республик Союза ССР Лекции 2 1 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 18. Эказмен
18.1. Экзамен Экзамен 2 36 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – ссылка на курс
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1709

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-5: Способен обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1.Общественные отношения, связанные с участием населения в публичной власти зарубежных стран составляют предмет:
а) уголовного права;
б) финансового права;
в) административного права;
г) конституционного права.

2.. Предметом конституционного права в зарубежных странах являются отношения в сфере:
а) формирования и деятельности Европейского Суда по правам человека;
б) расторжения брака и взыскания алиментов;
в) взаимодействия главы государства и парламента в законодательном процессе;
г) проведения собрания акционеров в закрытом акционерном обществе;
д) участия граждан в выборах нижней палаты двухпалатного парламента.

4. Нормы конституционного права в зарубежных странах имеют следующие особенности:
а) регулируют имущественные отношения и связанные с ними личные неимущественные отношения;
б) в них часто отсутствует санкция;
в) они имеют карательный характер;
г) регулируют отношения по взысканию недоимок по налогам и иным обязательным платежам в бюджет;
д) представляют собой нормы – цели, нормы – принципы, нормы дефиниции (определения);
е) содержатся в конституции.

5. К субъектам конституционно-правовых отношений со специальной правоспособностью относятся;
а) граждане (поданные);
б) лица без гражданства (апатриды);
в) избиратели;
г) депутаты;
д) иностранные граждане;
е) иностранные граждане, получившие территориальное политическое убежище.

6. Субъектами конституционного права в зарубежных странах являются:
а) ООН;
б) собрание акционеров;
в) правительство;
г) глава государства;
д) канцелярия по гражданским делам суда общей юрисдикции;
е) аппарат министерства;
ж) парламент.

7. Общности людей (народ, нации, иные этнические группы, население региона, автономии, административно- территориальных единиц и муниципальных образований) относятся:
а) к государственным объединениям – субъектам конституционно-правовых отношений;
б) к негосударственным объединениям-субъектам конституционно-правовых отношений;

8. Прогностическая функция науки конституционного права зарубежных стран выражается в:
а) оценке тенденций и перспектив развития конституционно-правовых институтов;
б) получении достоверных знаний о конституционно-правовых нормах и отношениях;
в) выявлении недостатков законодательства, негативных сторон реализации конституционно-правовых норм.

9. Прикладная функция науки конституционного права зарубежных стран выражается в:
а) оценке тенденций и перспектив развития конституционно-правовых институтов;
б) упразднении отдельных конституционно-правовых норм и институтов;
в) получении достоверных знаний о конституционно-правовых нормах и институтах.

10. Источниками науки конституционного права зарубежных стран выступают:
а) гражданско-правовые договоры;
б) конституции;
в) уставы, избирательные платформы и декларации политических партий;
г) трудовые договоры;
е) практическая деятельность конституционных судов;
ж) труды ученых – конституционалистов.

11. Термин «конституция», обозначающий реально существующие основы общественно-политического строя и положения личности в стране, употребляется в значении:
а) юридическая конституция;
б) фактическая конституция;
в) социальная конституция;
г) конституция в материальном смысле;
д) формальная конституция.

12. Стабильность конституции в зарубежных странах проявляется в том, что она:
а) обладает высшей юридической силой;
б) является легитимной;
в) служит базой текущего законодательства;
г) сохраняет высокую степень устойчивости и неподвержена воздействию политических сил, меняющихся у власти.

13. Конституция в зарубежных странах осуществляет следующее функции:
а) хозяйственную;
б) критическую;
в) юридическую;
г) прагматическую;
д) идеологическую;
е) политическую.

14. Структура зарубежной консолидированной конституции включает в себя:
а)обычные (ординарные) законы;
б) преамбулу;
в) международные соглашения министерства внутренних дел;
г) основную часть (раздела, главы и статьи);
д) органические законы;
е) заключительные и переходные положения;
ж) приложения.

15. Октроирование – это:
а) акт опубликования текста конституции;
б) дарование конституции односторонним актом главы государства (монарха);
в) акт принятия конституции парламентом;
г) голосование по проекту конституции на референдуме

16. Конституционный контроль – это:
a) одно из полномочий государственного органа, устанавливать соответствие или несоответствие конституции актов, принятых различными органами публичной власти
б) власть, предоставленная соответствующему органу устанавливать соответствие конституции актов, принятых различными органами публичной власти;
в) власть, предоставленная соответствующему органу устанавливать несоответствие конституции актов, принятых различными органами публичной власти;
г) власть, предоставленная соответствующему органу контролировать и в случае необходимости устанавливать соответствие или несоответствие конституции актов, принятых различными органами публичной власти.

17. Специализированные органы конституционного контроля функционируют в:
а) США;
б) Великобритании;
в) Бельгии;
г) Нидерландах.

18. Права и свободы личности чаще всего подразделяют на:
а) личные, политические, социально-экономические, культурные;
б) индивидуальные и коллективные;
в) физические, интеллектуальные и регулирующие отношения между людьми;
г) основные и дополнительные.

19. Универсальные международные стандарты в области прав человека установлены в:
a) Всеобщая декларация прав человека 1948 года;
б) Американской конвенции о правах человека 1969 года;
в) Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года;
г) Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 года.

20. К конституционным обязанностям граждан не относится обязанность:
a) трудиться;
б) участвовать в выборах;
в) соблюдать конституцию и законы;
г) сохранять природу и окружающую среду.

21. Первоначально в конституциях зарубежных стран закреплялась:
a) государственная собственность;
б) муниципальная собственность;
в) частная собственность;
г) все из выше перечисленных форм собственности.

22. Социальный характер государства:
a) закреплялся в конституциях до Второй мировой войны;
б) находится за пределами конституционного регулирования;
в) не закрепляется в современных конституциях;
г) закрепляется в современных конституциях.

23. Дуалистическая монархия отличается от абсолютной:
а) наличием двух монархов;
б) существованием наряду с монархом законодательного органа власти (парламента);
в) правом роспуска парламента монархом;
г) правом парламента формировать правительство

24. Двухпартийную систему в США составляют партии:
a) либеральная и консервативная;
б) республиканская и демократическая;
в) консервативная и лейбористская;
г) республиканская и лейбористская.

25. Однопартийная политическая система действует в:
a) Германия, Франция, Япония, Индия.
б) Великобритания, США, Австралия, Турция;
в) Куба, Вьетнам, КНДР, Туркмения;
г) Катар, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1.Какие бывают виды конституций в зарубежных странах?

2. Что является субъектами конституционного права в зарубежных странах?

3. В каких случаях народ - главный субъект конституционно-правовых отношений?

4. Какие бывают разновидности партийных систем в зарубежных странах?

5. В чем заключается императивный характер конституционно-правовых норм?

6. Какие конституционно-правовые отношения регулируются с помощью дозволений?

7. Какие виды правовых систем на карте мира вы можете назвать?

8. Как можете назвать источники конституционного права в зарубежных странах ?

9. Парламентаризм означает, что...?

10. Что понимается под депутатским иммунитетом?

11. Процедура отрешения от должности президента обозначается как?

12. Какие ветви государственной власти вы можете назвать?

13. Что под федеративном устройстве?

14. В мусульманском праве главный источник права это ?

15. Что представляет из себя диспозитивный метод конституционно-правового регулирования?

16. Какие из существую подзаконные акты?

17. Монархиями являются государств в которых?

18. Какие вы можете назвать избирательные цензы?

19. Что такое местное самоуправление?

20. Способами формирования верхней (второй) палаты парламента в зарубежных странах выступают?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Дайте определение конституционного права как ведущей отрасли права в зарубежных странах.
2. Раскройте соотношение категорий «конституционное» и «государственное» право в российской и зарубежной юридической науке.
3. Сформулируйте предмет и объекты конституционного права как отрасли права в зарубежных странах.
4. Обозначьте методы конституционно-правового регулирования.
5. Назовите понятие, структуру и виды норм конституционного права.
6. Дайте определение понятию и видам институтов конституционного права в зарубежных странах.
7. Назовите понятие и виды конституционно-правовых отношений.
8. Обозначьте субъекты конституционно-правовых отношений в зарубежных странах: понятие, виды, своеобразие.
9.Назовите понятие и виды источников конституционного права в зарубежных странах.
10. Назовите предмет и методы конституционного права зарубежных стран как отраслевой юридической науки. Предмет конституционного права зарубежных стран как учебной дисциплины.
11. Назовите понятие и юридические свойства современной писаной конституции.
12. Определите социально-политическую сущность современной конституции.
13. Обозначьте классификацию современных конституций: основания, научное и практическое значение.
14. Назовите порядок принятия, изменения, пересмотра и отмены конституций в зарубежных странах.
15. Раскройте содержание основных черт формы, структуры и содержания современных конституций.
16. Дайте определение понятие, виды и значение конституционных принципов (конституционных основ) в зарубежных странах.
17. Назовите понятие правового положения человека и гражданина и формы его закрепления в современных конституциях.
18. Дайте определение общей характеристики международно-правовых источников регулирования прав и свобод человека.
19. Что вы можете сказать о юридической конструкции правового положения человека и гражданина:
20. Назовите понятие и основания классификации прав и свобод личности в зарубежных странах.
21. Обозначьте конституционные личные (гражданские) права и свобод: понятие, содержание, значение.
22. Назовите конституционные экономические права и свободы: понятие, содержание, значение.
23. Сформулируйте конституционные социально-культурные права и свободы: понятие, содержание, значение.
24. Назовите конституционные политические права и свободы: понятие, содержание, значение.
25. Обозначьте конституционные обязанности человека и гражданина в зарубежных странах: понятие, содержание. Соотношение конституционных прав и обязанностей личности.
26. Раскройте содержание категории гражданство как условия реализации прав и обязанностей личности.
27. Определите юридические гарантии прав и свобод человека и гражданина в зарубежных странах.
28. Назовите основания и порядок приобретения гражданства в зарубежных странах.
29. Обозначьте основания и порядок прекращения гражданства в зарубежных странах.
30. Дайте определение понятию и проблемам использования двойного (множественного) гражданства.
31. Назовите понятие и виды принципов правового положения человека и гражданина в зарубежных странах.
32. Обозначьте понятие общественного строя в науке конституционного права. Соотношение категорий «общественный строй» и «гражданское общество».
33. Определите способы закрепления основ общественного строя в современных конституциях.
34. Сформулируйте конституционно-правовой статус современного государства: понятие, основные черты, значение.
35. Назовите понятие и виды форм современных государств (форма правления, форма государственно-территориального устройства, форма политического (государственного) режима).
36. Назовите понятие и источники правового регулирования деятельности политических партий.
37. Охарактеризуйте классификацию партий в зарубежных странах.
38. Дайте определение основным функции политических партий.
39. Назовите понятие и виды партийных систем.
40. Дайте определение понятию «выборов», «избирательного права» и «избирательной системы» в науке конституционного права.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шашкова, А. В. Конституционное право зарубежных стран : учебник : Конституционное право зарубежных стран : учебник Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/38A893C7-0BFD-4F9D-BF4E-68E511AA30D2.
Л1.2 Попова, А. В. Конституционное право зарубежных стран : учебное пособие для вузов : Конституционное право зарубежных стран : учебное пособие для вузов Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/B68109E2-E6A6-4812-A7A9-B374EF6DFB09
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Конституционное (государственное) право зарубежных стран. : Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Проспект, 2014. http://e.lanbook.com/book/54567
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Совет Федерации - www.council.gov.ru
Э2 Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации - www.duma.gov.ru
Э3 Администрация Президента РФ - www.president.kremlin.ru
Э4 Конституционный Суд Российской Федерации - www.ksrf.ru
Э5 Курс в мудл КПЗС portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое задание предполагает рассмотрение конкретной жизненной ситуации, правильную юридическую квалификацию, оценку действий участников ситуации и предложение оптимального варианта разрешения спорной ситуации. Студенты должны дома разобрать предложенные практические задания и на аудиторном занятии предложить свой вариант решения. При оценивании выполнения практического задания учитываются: полнота выполнения практического задания; своевременность выполнения задания; последовательность и рациональность выполнения задания; самостоятельность решения; знание судебной практики по рассматриваемой ситуации. Оценивается по четырех балльной шкале аналогично оцениванию ответа на экзамене.
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 35 минут. Оценивается по четырех балльной шкале. Критерии оценивания представлены в третьем разделе фонда оценочных средств.