МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Особенности проектирования в различных областях профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической и неорганической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz20_03_01_Техносферная безопасность_БЖвТ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2
курсовой проект: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 8 8 8 8
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.х.н., Доцент, Стручева Н.Е.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Особенности проектирования в различных областях профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (приказ Минобрнауки России от 25.05.2020 г. № 680)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Безносюк Сергей Александрович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Безносюк Сергей Александрович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование профессиональных компетенций студентов, многофункциональности, адаптивности и профессиональной мобильности будущих специалистов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-6 Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия,методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач.
- Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм-менеджмента.
- Знает терминологию, предмет безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства,источники, причины их возникновения, детерминизм опасностей; методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций; сущность и содержание чрезвычайных ситуаций, их классификацию, поражающие факторы чрезвычайных ситуаций; основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и способы применения современных средств поражения, основные меры по ликвидации их последствий; технику безопасности и правила пожарной безопасности
3.2.Уметь:
3.2.1.- Формулирует перечень взаимосвязанных задач,обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
- Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения
поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
- Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом
условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути.
- Способен разрабатывать алгоритм безопасного поведения при опасных ситуациях природного,техногенного и пр. характера; использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач.
- Владеет методиками саморегуляции эмоционально-психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами
самооценки уровня развития своих индивидуально-психологических особенностей; технологиями проектирования рофессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности.
- Имеет опыт использования основных средств индивидуальной и коллективной защиты для сохранения жизни и здоровья граждан; планирования обеспечения безопасности в конкретных техногенных авариях и чрезвычайных ситуациях; оказания первой помощи пострадавшим в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экспертиза проектов
1.1. Управление проектами и современные стратегии организации. Определение системы приоритетности проекта. Лабораторные 2 4 УК-2, УК-6, УК-8 Л1.1, Л2.1
1.2. Современные методы оценки затрат и оформление сметы проекта Сам. работа 2 25 УК-2, УК-6, УК-8 Л1.1, Л2.1
1.3. Содержание разделов исходных данных для проектирования производства Лабораторные 2 4 УК-2, УК-6 Л1.1, Л2.1
1.4. Разработка проектной документации Сам. работа 2 25 УК-2, УК-6, УК-8 Л1.1, Л2.1
1.5. Сам. работа 2 25 УК-2, УК-6, УК-8 Л1.1, Л2.1
1.6. Подготовка к зачету Сам. работа 2 21 УК-2, УК-6, УК-8 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценка сформированности компетенции УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать
оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

Примеры закрытых заданий
1.Рабочая документация по проектированию организационной системы включает …
а) рабочий проект по организации производства, труда и управления
б) материалы обследования организации труда
в)материалы инструментального обслуживания производства
г)изучение инструктивных методических и нормативных документов
Правильный ответ: а
2. Разработка управленческой процедуры включает …
а) исходные положения по организационному проектированию
б) технико-экономическое планирование
в) определение источников финансирования
д) описание операций, входящих в процедуру
Правильный ответ: д
3. Обследование организации управления производством охватывает …
а) расчет общей численности персонала
б) рабочее детальное обследование
в) технологическую подготовку производства
г) разработку и утверждение плана выполнения работ
Правильный ответ: в
4. Этап техническое проектирования включает …
а) определение объекта и цели проектирования
б) разработку организационных решений по основным направлениям проектирования
в) разработку методического и нормативного обеспечения
г)разработку плана выполнения работ
Правильный ответ: б
5. Для выделения задач или ресурсов в текущем плане можно применять …
а) процедуру сортировки
б) процедуру диагностического обследования
в) процедуру технико-экономического планирования
г) процедуру фильтрации
Правильный ответ: г
6. Назначение ресурсов задачам позволяет …
а) сохранить базовый план проекта
б) определить источники финансирования
в) разработать требования к технологическому процессу
г) отследить затраты на ресурсы
Правильный ответ: г
7. Организационная подготовка проекта включает …
а) систематическое обновление массивов информационной базы
б) определение форм контроля
в) определение объекта и цели проектирования
г) расчет конкурентоспособности выпускаемой продукции
д) расчет валового и внутризаводского оборота
Правильный ответ: в
8. На этапе предпроектного обследования осуществляется …
а) разработка методического и нормативного обеспечения
б) конструкторская подготовка производства
в) расчет экономического эффекта
г) организация управления производством
Правильный ответ: а
9. Система управления – это совокупность …
а) звеньев, осуществляющих управление
б) элементов (кадров, структуры, коммуникаций, методов управления, культуры и т.д.)
в) звеньев, осуществляющих управление и связи между ними
Правильный ответ: в
10. Вид управленческой деятельности, который характеризуется однородностью целей, действий или объектов их приложения – это …
а) функция управления
б) метод управления
в) управление
Правильный ответ: а
11. В системе управления организацией – субъект управления – это … подсистема.
а) связующая
б) управляемая
в) управляющая
Правильный ответ: б
12. Программируемыми являются решения, которые …
а) имеют алгоритм принятия
б) носят творческий характер
в) принимаются с помощью интуиции
г) составляют основу работы руководителя
Правильный ответ: а
13.Структура управления – это совокупность …
а) устойчивых связей объектов и субъектов управления организации
б) подразделений и должностных лиц организации
в) взаимосвязанных и взаимодействующих подразделений и должностных лиц, выполняющих функции управления
Правильный ответ: в
14.Генеральный план –это :
а) Важная составная часть проекта промышленного комплекса
б) Это комплексное решение вопросов планировки
В) Это маловажная дополнительная часть проекта
Правильный ответ: б
15. Комплекс технических документов, содержащий описание с принципиальными обоснованиями, расчет, чертежи, макеты предназначенных и постройке, изготовлению или реконструкции сооружений, установок, машин это..
а) Этап промышленного предприятия
Б)Проект промышленного предприятия
в)Технология химического предприятия
Правильный ответ: б

Примеры заданий открытого типа
1. Какие документы подвергаются анализу и оценке при экспертизе проектов?
Что осуществляется проектными организациями с целью разработки проектных решений и мероприятий, направленных на снижение вероятности и последствий аварий?
Правильный ответ: Рабочая документация по разделам проекта
2.Что осуществляется проектными организациями с целью разработки проектных решений и мероприятий, направленных на снижение вероятности и последствий аварий?
Правильный ответ: Производится разделение технологической схемы на отдельные технологические блоки;
3.По классу (степени сложности, структурой) проекты делятся на:
Правильный ответ: монопроекты, мегапроекти и мультипроекти
4.По масштабу проекты делятся на:
Правильный ответ: мелкие, средние, большие и очень большие проекты
5.Какие экономические условия реализации не принадлежат к внутренней среде проекта?
Правильный ответ: величина налогов и акцизных соборов
6.Цикл проекта — это время:
Правильный ответ: от замысла проекта к его окончанию и оценке результатов
7. К мультипроектам можно отнести проект
Правильный ответ: развития свободных экономических зон
8. Проектирование представляет собой
Правильный ответ: взаимоувязанный комплекс работ, в результате выполнения которого составляют техническую документацию для строительства или реконструкции зданий и сооружений.
9. Ответственным лицом, назначаемым по каждому проектируемому предприятию является
Правильный ответ: главный инженер
10. Разработка технологической части документации относится к ...этапу
Правильный ответ: проектному
11.Проект, предназначенный для многократного использования в строительстве одинаковых по назначению объектов называют…
Проект состоит из типовым
12. Основным нормативным документом при проектировании (реконструкции) заготовочных предприятий является
Правильный ответ: ведомственные нормы технологического проектирования
13.Проект состоит из
Правильный ответ: пояснительной записки, расчетов, чертежей, сметной документации
14.САПР в проектировании представляет собой
Правильный ответ: это организационно-техническую систему, состоящую из комплекса средств автоматизации проектирования, взаимосвязанную с подразделениями проектной организации и выполняющую автоматизированное проектирование предприятий
15. Пояснительная записка состоит из
Правильный ответ: архитектурно-планировочных, технологических, инженерных решений; технико-экономических показателей
16. Архитектурно-строительная часть проекта состоит из
Правильный ответ: пояснительной записки, схемы генерального плана, планов этажей, разрезов и фасада здания, конструктивной схемы здания, узлов и деталей, схем инженерных сетей и коммуникаций в здании
17. Проекты классифицируют на
Правильный ответ: типовые, индивидуальные, для экспериментального строительства, для реконструкции существующих предприятий
18. Проектирование предприятий осуществляют в... стадий
Правильный ответ: 3
19. В каких случаях разрабатываются проекты реконструкции
Правильный ответ: техническое состояние, оснащение оборудованием, применяемые технологические процессы, Форма обслуживания не соответствуют современным требованиям.
20.Типовой проект это
Правильный ответ: Это проект, предназначенный для многократного использования в строительстве одинаковых объектов в соответствии с градостроительными задачами

Оценка сформированности компетенции УК-6: Способен управлять своим временем,выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни

Примеры закрытых тестов
1. К показателям способностей человека относят…
а) знания, умения, навыки
б) мотивацию деятельности
в) характерологические черты
г) темп продвижения в области деятельности
Ответ а
2. Самопознание субъектом своих внутренних психических актов и состояний называется… а) установкой
б) эмоцией
в) рефлексией
г) регуляцией
Ответ в
3. Оценка личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей называется..
а) интроспекцией
б) рефлексией
в) притязанием
г) самооценкой
Ответ г
4. Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется…..
а) самосознанием
б) мировоззрением
в) самоопределением
г) убеждением
Ответ б
5. Информатизация современного образования заключается в ...
а) широком и массовом использовании вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека
б) усилении взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности
в) усилении взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности
г) ориентации образовательной системы на реализацию, прежде всего, государственного образовательного стандарта
Ответ а
6. Высшая степень развития способностей называется…
а) творчеством
б) навыком
в) умением
г) талантом
Ответ г
7. Для выделения задач или ресурсов в текущем плане можно применять …
а) процедуру сортировки
б) процедуру диагностического обследования
в) процедуру технико-экономического планирования
г) процедуру фильтрации
Правильный ответ: г
8. Система управления – это совокупность …
а) звеньев, осуществляющих управление
б) элементов (кадров, структуры, коммуникаций, методов управления, культуры и т.д.)
в) звеньев, осуществляющих управление и связи между ними
Правильный ответ: в
9. В системе управления организацией – субъект управления – это … подсистема.
а) связующая
б) управляемая
в) управляющая
Правильный ответ: б
10. Проектная деятельность – это
а) деятельность по созданию нового нужного изделия, новой услуги
б) это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность
в) овладение оперативными знаниями
Ответ б
11. Какого вида проекта не бывает?
а) Практико-ориентированный
б) Исследовательский
в) Строительный
г) Творческий
д) Игровой или ролевой
Ответ в
12. Проект можно выполнять:
а) только индивидуально
б) индивидуально
в) только в группе
г) коллективно
д) только коллективно
Ответ б, г
13. Проблема - это
а) предмет стремления, то, что надо осуществить, решить
б) это выбор путей и средств для достижения цели
в) сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования. В переводе с древнегреческого означает "преграда", "трудность"
Ответ в
14. Цель - это
а) сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования. В переводе с древнегреческого означает "преграда", "трудность"
б) это выбор путей и средств для достижения цели
в) предмет стремления, то, что надо осуществить, решить
Ответ в
15. Какими основными свойствами должны обладать различные показатели, которые интересуют заказчика?
а) Возможностью дальнейшего развития
б) Разнообразием идей при проектировании
в) Последовательностью технологического цикла проектирования
г) На каждом из этапов создания изделия выдерживать требования к техническому заданию
д) Не выходить за пределы возможностей поставщиков, изготовителей на каждом из этапов существования изделия
Ответ д

Примеры открытых заданий
1. _________ — это представление индивида о самом себе, о важности собственной личности и своей деятельности среди других людей, оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.
Ответ самооценка
2. Создание своего продукта - это _________ рост
Ответ профессиональный
3. Личностный рост – это постоянный процесс __________, благодаря которому человек прокачивает себя, нарабатывает определенные качества, достигает поставленных целей, а также повышает качество жизни и уровень удовлетворенности ею
Ответ саморазвития
4. _________ развитие – это изменения психических функций и свойств человека, которые возникают при взаимодействии с профессией, в процессе профессионального обучения и профессиональной деятельности
Ответ профессиональное
5. Обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области - это:
Ответ профессиограмма
6. Исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально-важные качества называются
Ответ профессией
7. Уровень профессионального мастерства называется
Ответ квалификацией
8. _______ - это один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, но направленный на достижение более частных или промежуточных результатов своими специфическими средствами
Ответ специальность
9. __________ — способность самому ставить свои цели и самому их достигать, способность решать свои проблемы за свой счет.
Ответ самостоятельность
10. Личная __________ - способность человека организовать свой рабочий день и выполнить все намеченное
Ответ организованность
11. _____________ - это характеристики или стандарты, используемые при оценке предложенных решений проблемы
Ответ критерии достижения цели
12. Профессиональная этика – система моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его ______________ деятельности
Ответ профессиональной
13. _________ — реализация потенциала личности, осуществление своего человеческого назначения, призвания.
Ответ самореализация
14. Переход от потребности к реальной деятельности по самосовершенствованию предполагает __________ целей и задач, __________ путей, средств и методов этой деятельности.
Ответ формулирование, определение
15. Осознанный желаемый результат – это ____________
Ответ цель
16. ___________ – это творческое отношение индивида к самому себе, создание им самого себя в процессе активного воздействия на внешний и свой внутренний мир с целью их преобразования.
Ответ саморазвиите
17. Субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом - это _________
Ответ карьера
18. _________ — процесс упорядочения элементов одного уровня в системе за счёт внутренних факторов, без специфического внешнего воздействия, хотя внешние условия могут иметь как стимулирующий, так и подавляющий эффект.
Ответ самоорганизация
19. ________ — изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Знание о себе формируется постепенно по мере познания внешнего мира и самого себя.
Ответ самопознание
20. ________ – предполагает умение использовать приемы, способствующие внутреннему побуждению к саморазвитию профессиональному и личностному.
Ответ самопобуждение

Оценка сформированности компетенции УК-8. Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной
деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого
развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов

Примеры закрытых заданий
1. Повседневная деятельность и отдых, способ существования человека:
а) жизнедеятельность
б) существование
в) деятельность
г) сфера технических изобретений
Ответ а
2. Воздействие на человека вредных и опасных факторов
а) вред
б) опасность
в) катастрофа
Ответ б
3. Происшествие, связанное со стихийными явлениями, повлекшее за собой гибель людей
а) стихийное бедствие
б) авария
в) катастрофа
Ответ в
4. Целью БЖД является
а) сформировать у человека сознательность и ответственность в отношении к личной безопасности и безопасности окружающих
б) защита человека от опасностей на работе и за ее пределами
в) научить оперативно ликвидировать последствия ЧС
Ответ б
5. Безопасность – это
а) состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключается проявление опасности
б) разносторонний процесс создания человеком условий для своего существования и развития
в) сложный биологический процесс, которых происходит в организме человека и позволяет сохранить здоровье и работоспособность
г) центральное понятие БЖД, которое бъединяет явления, процессы, способные в определенных условиях нанести убыток здоровью человека
Ответа
6. Что ведет к появлению опасных и вредных факторов в производственной среде?
а) неправильная эксплуатация технических систем
б) несоблюдение правил техники безопасности
в) превышение пределов эксплуатационной возможности технических устройств и технологических процессов
г) отсутствие защитных устройств на рабочем месте
Ответ в
7. Антропогенные опасности
а) опасности, источником которых является сам человек
б) продукты неполного сгорания топлива
в) разное увеличение количества аэрозолей в атмосфере
г) вещества, способные убивать бактерии
Ответ а
8. Для профилактики зараженных ран необходимо
а) остановить кровотечения
б) наложение асептической повязки
в) промывание водой
г) выдавить из раны кровь
Ответ б
9. Назовите катастрофы, относящиеся к техногенным
а) нехватка питьевой воды, войны, голод
б) морозы, ураганы, сели, засухи, землетрясения
в) железнодорожные, авиакатастрофы, взрывы
Ответ в
10. «Обеспечение национальной безопасности является …»
а) обязанностью каждого человека
б) направлением деятельности государственных учреждений
в) важнейшим направлением деятельности государства
г) направлением деятельности МЧС
ответ в
11. Какие работы относятся к средней тяжести при перемещении мелких предметов:
а) до 1 кг
б) до 3 кг
в) до 5 кг
г) до 10 кг
Ответ г
12. Какие факторы более опасные для человека в бытовых условиях
а) вредные
б) опасные
в) критические
Ответ а
13. Мутагенные вещества вызывают
а) изменения в генах
б) аллергию
в) отравления
г) травмы
Ответ а
14. Область научных знаний, охватывающая теорию и практику защиты человека от опасностей и чрезвычайных ситуаций, называется …
а) охраной труда;
б) рискологией;
в) безопасность жизни;
г) охрана окружающей среды.
Ответ в
15. Интегральным показателем безопасности жизнедеятельности является
а) продолжительность жизни человека;
б) уровень жизни человека;
в) здоровье людей;
г) смертность людей
Ответ а

Примеры открытых заданий
1. Причиной ЧС в 80% случаев является _________________________________________________________
Ответ человеческий фактор
2. Как называется состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз? ___________________
Ответ безопасность
3. Поражающие свойства радиоактивных веществ зависят от ____________
Ответ периода полураспада
4. Наиболее сильной проникающей способностью обладает __________
Ответ гамма-излучение
5. К биологически опасным и вредным факторам техногенного происхождения относятся ________________________________
Ответ: патогенные микробы
6. Область науки и техники, занимающаяся разработкой методов и средств, обеспечивающих благоприятные для человека условия существования в преобразуемой человеком ,биосфере - это ____________
Ответ: техносфера
7. Бактериальное загрязнение водоёмов выражается в появлении в них ________ ___________.
Ответ микроорганизмов
8. Окружающая человека среда, осуществляющая воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье, трудоспособность и потомство, называется ____________ __________
Ответ: средой обитания
9. Опасность химического вещества для человека или экосистем зависит от его свойств, формы и ________________
Ответ: концентрации
10. Гигиенический критерий оценки состояния окружающей среды – это ___________
Ответ: ПДК (предельно допустимая концентрация)
11. Наиболее перспективным методом защиты окружающей природной среды от антропогенного загрязнения является полный переход к _________ и ___________ технологиям
Ответ: безотходным, малоотходным
12. Наиболее эффективным способом для решения проблемы отходов пластика является его ____________
Ответ: переработка
13. Особую опасность для окружающей среды представляет загрязнение ______________ металлами
Ответ: тяжелыми
14. Применение фреонов приводит к __________ ____________ ___________
Ответ: образованию озоновых дыр
15. Согласно Рамочной конвенции ООН об изменении климата странам необходимо снизить выбросы такого вещества, как _______ ______________
Ответ: диоксид углерода
16. Мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении или вследствие военных действий - это _____________________________
Ответ гражданская оборона
17. Для объекта основным планирующим документом по предупреждению и ликвидации ЧС является ___________________________________________________________________________
Ответ план действий объекта по предупреждению и ликвидации ЧС
18. Интегральным показателем безопасности жизнедеятельности является ______________________________________________________
Ответ продолжительность жизни
19. Одним из принципов тушения пожара является __________________________________________________
Ответ охлаждение очага горения
20. Приведите классификацию шума по причине возникновения ________________________________________________
Ответ: механический, аэро- и гидродинамический, электрический

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
50 % - зачтено
Менее 50 % - не зачтено
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы проектов
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к зачету:
1. Предмет, задачи и основные разделы проектирования
2. Задание на проектирование химического предприятия.
3. Основные принципы проектирования зданий и сооружений химического предприятия. .
4. .Разработка проектной документации по охране окружающей среды. Экологическое прогнозирование
5. Технологический процесс как основа промышленного проектирования.
6. Анализ исходных данных для создания проекта
7. Разработка ситуационного и генерального планов
8. Общие принципы анализа, расчета и выбора технологического оборудования химических производств
9. Разработка декларации промышленной безопасности
10. Основы разработки плана локализации и ликвидации последствий аварий
11. Оценка воздействия проектируемого объекта на окружающую среду
12. Рабочая документация проекта
13. Общая характеристика и основные понятия процесса интегрированного проектирования химико-технологических систем
14. Средства и методы интегрированного проектирования химико-технологических систем
15. Методология интегрированного проектирования химико-технологических систем
16. Управление процессом интегрированного проектирования
17. Оценка гибкости и одноэтапное интегрированное проектирование ХТС в условиях интервальной неопределенности исходных данных
18. Программные продукты САПР
19. Основные понятия и определения многоассортиментных ХТС
20. Экономическое обоснование проекта
21. Литературно-патентный обзор проекта
22. Инновационное проектирование в образовании: сущность, подходы, особенности
23. Логика организации проектной деятельности
24. Виды и уровни педагогического проектирования
25. Проектирование экспериментальной деятельности в образовании
26. Результаты и оценка проектной деятельности в сфере образования
27. Проектирование педагогического процесса на основе деятельностно-компетентностного подхода
28. Проектирование индивидуальной образовательной траектории обучающегося
29. Стадии проектирования
30. Макетирование, автоматизация проектирования, оптимальное проектирование

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дрозд К.В. Проектирование образовательной среды: учебное пособие для вузов Москва, Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Климов Е.А. Психология труда, инженерная психология и эргономика: учебное пособие для вузов Москва, Юрайт, 2023 https://urait.ru/bcode/507987
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Особенности проектирования в различных областях профессиональной деятельности portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http:
//www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:

1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Электронная библиотечная система "Юрайт" https://urait.ru/viewer/sistemy
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
106аК учебная аудитория кафедры физической и неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 2 шт.; доска маркерная - 1 шт.; проектор: марка Optoma - 1 единица; стационарный экран; модели кристаллических структур; набор моделей атомов со стержнями для составления моделей молекул, деревянные модели кристаллов; дифрактограммы веществ; таблицы Гиллера; числовые ключи Ханаваля; алфавитный указатель; рентгеновская картотека JCPDS.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации для студентов
Самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов).
Самостоятельная работа студентов в ВУЗе является важным видом учебной и научной деятельности студента. Самостоятельная работа студентов играет значительную роль в рейтинговой технологии обучения. Государственным стандартом предусматривается, как правило, 50% часов из общей трудоемкости дисциплины на самостоятельную работу студентов (далее СРС). В связи с этим, обучение в ВУЗе включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части – процесса обучения и процесса самообучения. Поэтому СРС должна стать эффективной и целенаправленной работой студента.
Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание творческой активности и инициативы.
К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной финансовой ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие студентов в практических занятиях, выполнение контрольных заданий и тестов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ. При этом самостоятельная работа студентов играет решающую роль в ходе всего учебного процесса.
Формы самостоятельной работы студентов разнообразны. Они включают в себя:
• изучение и систематизацию официальных государственных документов - законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых систем, глобальной сети "Интернет";
• изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
• подготовку докладов и рефератов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ;
• участие в работе студенческих конференций, комплексных научных исследованиях.
Самостоятельная работа приобщает студентов к научному творчеству, поиску и решению актуальных современных проблем.
Ведущая цель организации и осуществления СРС должна совпадать с целью обучения студента – подготовкой специалиста и бакалавра с высшим образованием. При организации СРС важным и необходимым условием становятся формирование умения самостоятельной работы для приобретения знаний, навыков и возможности организации учебной и научной деятельности.
Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Задачами СРС являются:
• систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
• углубление и расширение теоретических знаний;
• формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
• развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
• формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
• развитие исследовательских умений;
• использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.
3. Виды самостоятельной работы
В образовательном процессе высшего профессионального образовательного учреждения выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Тесная взаимосвязь этих видов работ предусматривает дифференциацию и эффективность результатов ее выполнения и зависит от организации, содержания, логики учебного процесса (межпредметных связей, перспективных знаний и др.):
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются:
• формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);
• подготовка к семинарам и лабораторным работам, их оформление;
• подготовка практических разработок;
• выполнение домашних заданий в виде решения отдельных задач, проведения типовых расчетов, расчетно-компьютерных и индивидуальных работ по отдельным разделам содержания дисциплин и т.д.;
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются:
• текущие консультации;
• прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий);
Методика организации самостоятельной работы студентов зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы студентов, индивидуальных качеств студентов и условий учебной деятельности.
Процесс организации самостоятельной работы студентов включает в себя следующие этапы:
• подготовительный (определение целей, составление программы, подготовка методического обеспечения, подготовка оборудования);
• основной (реализация программы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы);
• заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности программы и приемов работы, выводы о направлениях оптимизации труда).
Организацию самостоятельной работы студентов обеспечивают: факультет, кафедра, учебный и методический отделы, преподаватель, библиотека и др.
В процессе самостоятельной работы студент приобретает навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления, саморефлексии и становится активным самостоятельным субъектом учебной деятельности.

Выполняя самостоятельную работу под контролем преподавателя
студент должен:
 освоить минимум содержания, выносимый на самостоятельную работу студентов и предложенный преподавателем в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ГОС ВПО/ГОС СПО) по данной дисциплине.
 планировать самостоятельную работу в соответствии с графиком самостоятельной работы, предложенным преподавателем.
 самостоятельную работу студент должен осуществлять в организационных формах, предусмотренных учебным планом и рабочей программой преподавателя.
 выполнять самостоятельную работу и отчитываться по ее результатам в соответствии с графиком представления результатов, видами и сроками отчетности по самостоятельной работе студентов.
студент может:
сверх предложенного преподавателем (при обосновании и согласовании с ним) и минимума обязательного содержания, определяемого ГОС ВПО/ГОС СПО по данной дисциплине:
 самостоятельно определять уровень (глубину) проработки содержания материала;
 предлагать дополнительные темы и вопросы для самостоятельной проработки;
 в рамках общего графика выполнения самостоятельной работы предлагать обоснованный индивидуальный график выполнения и отчетности по результатам самостоятельной работы;
 предлагать свои варианты организационных форм самостоятельной работы;
 использовать для самостоятельной работы методические пособия, учебные пособия, разработки сверх предложенного преподавателем перечня;
 использовать не только контроль, но и самоконтроль результатов самостоятельной работы в соответствии с методами самоконтроля, предложенными преподавателем или выбранными самостоятельно.
Самостоятельная работа студентов должна оказывать важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется студентом самостоятельно. Каждый студент самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием по каждой дисциплине. Он выполняет внеаудиторную работу по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.
Основной формой самостоятельной работы студента является изучение конспекта лекций, их дополнение, рекомендованной литературы, активное участие на практических и семинарских занятиях. Но для успешной учебной деятельности, ее интенсификации, необходимо учитывать следующие субъективные факторы:
1. Знание школьного программного материала, наличие прочной системы знаний, необходимой для усвоения основных вузовских курсов.
2. Наличие умений, навыков умственного труда:
а) умение конспектировать на лекции и при работе с книгой;
б) владение логическими операциями: сравнение, анализ, синтез, обобщение, определение понятий, правила систематизации и классификации.
3. Специфика познавательных психических процессов: внимание, память, речь, наблюдательность, интеллект и мышление.
4. Хорошая работоспособность, которая обеспечивается нормальным физическим состоянием.
5. Соответствие избранной деятельности, профессии индивидуальным способностям.
6. Овладение оптимальным стилем работы, обеспечивающим успех в деятельности.
7. Уровень требований к себе, определяемый сложившейся самооценкой.
Адекватная оценка знаний, достоинств, недостатков - важная составляющая самоорганизации человека, без нее невозможна успешная работа по управлению своим поведением, деятельностью.
Время, которым располагает студент для выполнения учебного плана, складывается из двух составляющих: одна из них - это аудиторная работа в вузе по расписанию занятий, другая - внеаудиторная самостоятельная работа. Задания и материалы для самостоятельной работы выдаются во время учебных занятий по расписанию, на этих же занятиях преподаватель осуществляет контроль за самостоятельной работой, а также оказывает помощь студентам по правильной организации работы.
Чтобы выполнить весь объем самостоятельной работы, необходимо заниматься по 3-5 часов ежедневно. Начинать самостоятельные внеаудиторные занятия следует с первых же дней семестра, пропущенные дни будут потеряны безвозвратно, компенсировать их позднее усиленными занятиями без снижения качества работы и ее производительности невозможно. Первые дни семестра очень важны для того, чтобы включиться в работу, установить определенный порядок, равномерный ритм на весь семестр.
Если порядок в работе и ее ритм установлены правильно, то студент изо дня в день может работать, не снижая своей производительности и не перегружая себя. Правильная смена одного вида работы другим позволяет отдыхать, не прекращая работы.
Таким образом, первая задача организации внеаудиторной самостоятельной работы – это составление расписания, которое должно отражать время занятий, их характер (теоретический курс, практические занятия, графические работы, чтение), перерывы на обед, ужин, отдых, сон, проезд и т.д. Расписание не предопределяет содержания работы, ее содержание неизбежно будет изменяться в течение семестра. Порядок же следует закрепить на весь семестр и приложить все усилия, чтобы поддерживать его неизменным (кроме исправления ошибок в планировании, которые могут возникнуть из-за недооценки объема работы или переоценки своих сил).
Правила самостоятельной работы с литературой. Самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:
• Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; «не старайтесь запомнить все, что вам в ближайшее время не понадобится, – советует студенту и молодому ученому Г. Селье, – запомните только, где это можно отыскать» (Селье, 1987. С. 325).
• Сам такой перечень должен быть систематизированным.
• Обязательно выписывать все выходные данные по каждой.
• Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть.
• Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).
Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того на сколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.) во многом зависит эффективность осуществляемого действия.
Выделяют четыре основные установки в чтении научного текста:
1. информационно-поисковый (задача – найти, выделить искомую информацию)
2. усваивающая (усилия читателя направлены на то, чтобы как можно полнее осознать и запомнить как сами сведения излагаемые автором, так и всю логику его рассуждений)
3. аналитико-критическая (читатель стремится критически осмыслить материал, проанализировав его, определив свое отношение к нему)
4. творческая (создает у читателя готовность в том или ином виде – как отправной пункт для своих рассуждений, как образ для действия по аналогии и т.п. – использовать суждения автора, ход его мыслей, результат наблюдения, разработанную методику, дополнить их, подвергнуть новой проверке).
С наличием различных установок обращения к научному тексту связано существование и нескольких видов чтения:
1. Библиографическое – просматривание карточек каталога, рекомендательных списков, сводных списков журналов и статей за год и т.п.;
2. Просмотровое – используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию, обычно к нему прибегают сразу после работы со списками литературы и каталогами, в результате такого просмотра читатель устанавливает, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе;
3. Ознакомительное – подразумевает сплошное, достаточно подробное прочтение отобранных статей, глав, отдельных страниц, цель – познакомиться с характером информации, узнать, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение, провести сортировку материала;
4. Изучающее – предполагает доскональное освоение материала; в ходе такого чтения проявляется доверие читателя к автору, готовность принять изложенную информацию, реализуется установка на предельно полное понимание материала;
5. Аналитико-критическое и творческое чтение – два вида чтения близкие между собой тем, что участвуют в решении исследовательских задач. Первый из них предполагает направленный критический анализ, как самой информации, так и способов ее получения и подачи автором; второе – поиск тех суждений, фактов, по которым или в связи с которыми, читатель считает нужным высказать собственные мысли.
Из всех рассмотренных видов чтения основным для студентов является изучающее – именно оно позволяет в работе с учебной литературой накапливать знания в различных областях. Вот почему именно этот вид чтения в рамках учебной деятельности должен быть освоен в первую очередь. Кроме того, при овладении данным видом чтения формируются основные приемы, повышающие эффективность работы с научным текстом.

Основные виды систематизированной записи прочитанного:
1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.
Методические рекомендации по составлению конспекта:
1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Выделите главное, составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Практические занятия. Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций, задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.
При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до начала вычислений составить краткий план решения проблемы (задачи). Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками.
Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный ответ следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи. Полезно также (если возможно) решать несколькими способами и сравнить полученные результаты. Решение задач данного типа нужно продолжать до приобретения твердых навыков в их решении.
Самопроверка. После изучения определенной темы по записям в конспекте и учебнику, а также решения достаточного количества соответствующих задач на практических занятиях и самостоятельно студенту рекомендуется, используя лист опорных сигналов, воспроизвести по памяти определения, выводы формул, формулировки основных положений и доказательств.
Иногда недостаточность усвоения того или иного вопроса выясняется только при изучении дальнейшего материала. В этом случае надо вернуться назад и повторить плохо усвоенный материал. Важный критерий усвоения теоретического материала - умение решать задачи или пройти тестирование по пройденному материалу. Однако следует помнить, что правильное решение задачи может получиться в результате применения механически заученных формул без понимания сущности теоретических положений.

Подготовка к тестовым заданиям. Тесты составлены с учетом лекционных материалов по каждой теме дисциплины. Тестовые задания сгруппированы в три блока, согласно трем основным разделам программы дисциплины.
Цель тестов: проверка усвоения теоретического материала дисциплины (содержания и объема общих и специальных понятий, терминологии, факторов и механизмов), а также развития учебных умений и навыков.
Тесты составлены из следующих форм тестовых заданий:
1. Закрытые задания с выбором одного правильного ответа (один вопрос и четыре варианта ответов, из которых необходимо выбрать один). Цель – проверка знаний фактического материала.
2. Закрытые задания с выбором всех правильных ответов (предлагается несколько вариантов ответа, в числе которых может быть несколько правильных). Студент должен выбрать все правильные ответы.
3. Открытые задания со свободно конструируемым ответом (готовые ответы не даются, их должен получить сам тестируемый). Такая форма позволяют студентам продемонстрировать свои способности, выразить мысли, стимулирует к учебе.

На выполнения всего теста дается строго определенное время: на решение индивидуального теста, состоящего из 25 заданий отводится 40 - 45 мин. Тест считается успешно выполненным в том случае, если он оценивается в 52 - 100 баллов (по 4 балла за каждый верный ответ).
Тест выполняется на индивидуальных бланках, выдаваемых преподавателем, и сдается ему на проверку. После проверки теста оглашается ее результат (в графике контрольных мероприятий). Если тест не зачтен, то студент должен заново повторить раздел дисциплины. После этого преподаватель проверяет понимание и усвоение материала, предлагая студенту найти ошибки в ответах. Если все ошибки будут найдены и исправлены, то выставляется оценка «зачтено».
Методические рекомендации по выполнению рефератов. Рефераты как самостоятельный вид письменной работы студентов способствует формированию навыков самостоятельного научно-поискового творчества, повышению его теоретической и профессиональной подготовки. При выполнении рефератов студент должен проявить имеющиеся у него навыки работы с дополнительной и нормативно-правовой литературой, уметь анализировать тексты законов РФ, постановлений и правоприменительную практику, делать обоснованные и аргументированные выводы.
В структуре реферата должны быть выделены введение (не более 1 страницы) и заключение (не более 1 страницы), содержащее выводы автора по рассмотренной теме.
Основной вопрос темы должен быть раскрыт в 2-3 пунктах плана. Объем работы не должен превышать 25 страниц печатного текста. При рассмотрении и освещении вопросов темы автору рекомендуется рассматривать теоретические вопросы с подкреплением их нормами законов и подзаконных правовых актов. Не может быть допущен к зачету реферат, в котором отсутствует анализ экологического законодательства, собственные выводы автора, а также если он выполнен по недействующим правовым актам.
Тема выбирается из перечня тем, предложенного преподавателем. По результатам проверки преподавателем принимается решение о зачете реферата. Реферат может послужить основной для выполнения в последующем курсовой работы (если это предусмотрено учебным планом) и выпускной квалификационной работы.
Подготовка к экзаменам и зачетам. Изучение многих общепрофессиональных и специальных дисциплин завершается экзаменом. Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к экзаменам те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.
Правила подготовки к зачетам и экзаменам:
• Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинарах), эта работа может занять много времени, но все остальное – это уже технические детали (главное – это ориентировка в материале!).
• Сама подготовка связана не только с «запоминанием». Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей.
• Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» – это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно – это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем простое поглощение массы учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то, скорее всего, он и экзамены сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале.
• Как это ни парадоксально, но использование «шпаргалок» часто позволяет отвечающему студенту лучше демонстрировать свои познания (точнее – ориентировку в знаниях, что намного важнее знания «запомненного» и «тут же забытого» после сдачи экзамена).
• Сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.