МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Рекреационная география

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.01. Сервис
ПрофильРекреационный и санаторно-курортный сервис
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный планz43_03_01_Сервис_РиСКС-2022
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 281
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 2
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 281 281 281 281
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 324 324 324 324

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Редькин А.Г.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Рекреационная география

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.01 Сервис (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 514)

составлена на основании учебного плана:
43.03.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 22.06.2021 г. № 10
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 22.06.2021 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у обучающихся знаний о территориальных закономерностях и особенностях деятельности людей , направленных на восстановление и развитие физических и духовных сил.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
3.2.Уметь:
3.2.1.Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Рекреационная география как научная дисциплина
1.1. Рекреационная география как научная дисциплина Лекции 2 1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. Методология географии. Методы географических исследований. Сам. работа 2 28 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.3. Методы рекреационной географии Лекции 2 1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.4. Социально-экономическая сущность и основные функции рекреации Практические 2 4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.5. Основные методы исследований: картографический, сравнительный исторический, сравнительный географический, полевых экспедиционных исследований, балансовый, экспертных оценок, математического моделирования, социологические (анкетирование, интервьюирование, социологический опрос, наблюдение), психологических измерений, физиологических измерений. Практические 2 2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.6. Основные методы исследований: картографический, сравнительный исторический, сравнительный географический, полевых экспедиционных исследований, балансовый, экспертных оценок, математического моделирования, социологические (анкетирование, интервьюирование, социологический опрос, наблюдение), психологических измерений, физиологических измерений. Сам. работа 2 26 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Концепция ТРС и современные взгляды на принципы территориальной организации рекреации и туризма
2.1. Концепция ТРС и современные взгляды на принципы территориальной организации рекреации и туризма Лекции 2 1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.2. Современные изменения в мотивах туристско-рекреационной деятельности Сам. работа 2 30 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.3. Природные и культурно-исторические ресурсы как объекты рекреации и туризма Сам. работа 2 30 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.4. Анализ природных, историко-культурных, социально-экономических предпосылок развития туризма в различных странах мира. Пространственная организация туризма. Практические 2 2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.5. Структура ТРС Практические 2 2 Л1.1, Л3.2, Л2.1
2.6. Анализ природных, историко-культурных, социально-экономических предпосылок развития туризма в различных странах мира. Пространственная организация туризма. Сам. работа 2 25 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Рекреационное природопользование. Рекреационное районирование.
3.1. Туристско-рекреационное районирование. Регионы, зоны, районы их иерархия и типология Практические 2 4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.2. Туристские зоны и районы Зарубежной Европы Лекции 2 1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.3. Туристско-рекреационные зоны и районы Азии. Практические 2 4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.4. Туристские зоны и районы Зарубежной Азии Лекции 2 1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.5. Туристско-рекреационные зоны и районы Африки. Практические 2 2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.6. Туристские зоны и районы Африки Лекции 2 2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.7. Туристско-рекреационные районы Австралии и Океании. Практические 2 2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.8. Туристские зоны и районы Австралии и Океании Лекции 2 1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.9. Туристско-рекреационные районы Северной Америки. Сам. работа 2 20 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.10. Туристские зоны и районы Северной Америки Сам. работа 2 42 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.11. Туристско-рекреационные районы Латинской Америки Сам. работа 2 40 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.12. Туристские зоны и районы Латинской Америки Сам. работа 2 40 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.13. Зачет 2 13 Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам части 1 дисциплины (зачет)размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7553
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам части 2 дисциплины (экзамен) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7553
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Наука, изучающая пространственное размещение туристских ресурсов, факторы, воздействующие на развитие туризма и формирование территориальных единиц туризма (зон, районов, центров) - это:
а) рекреационная география;
б) туристическая география;
в) география путешествий.
Ответ:(а).
2. В задачи рекреационной географии входит оценка туристских ресурсов, используемых для отдыха людей, изучение экономико-географических предпосылок формирования туристских регионов и центров, потоков, так ли это:
а) нет;
б) да;
в) отчасти.
Ответ: (б).
3. Пространство социокультурной среды - это:
а) сущность рекреационной географии;
б) предмет рекреационной географии;
в) объект рекреационной географии;
Ответ: (в).
4. Изучение пространственных закономерностей размещения, развития и функционирования туристских объектов, центров и зон, направления туристских потоков в процессе туристской деятельности - это:
а) сущность рекреационной географии;
б) предмет рекреационной географии;
в) объект рекреационной географии.
Ответ: (б).
5. Одна из основных задач рекреационной географии - это:
а) веселое времяпровождение;
б) изучение динамики развития региона;
в) выявление закономерностей образования туристских центров и зон. +
Ответ: (в).
6. Одна из основных задач рекреационной географии - это:
а) изучение маршрутов;
б) определение региональной и международной специализации туристских центров и зон;
в) изучения экономики региона.
Ответ: (б).
7. Одна из основных задач рекреационной географии - это:
а) выявление второстепенных факторов развития туристских центров и зон;
б) сравнение отдельных регионов и стран;
в) выявление основных факторов развития туристских центров и зон.
Ответ: (в).
8. Одна из основных задач рекреационной географии – это:
а) описание географического положения туристских центров и зон и механизма функционирования в конкретных социально-экономических и природных условиях определенных районов и стран;
б) планирование туристского районирования;
в) сравнение отдельных регионов и стран;
Ответ: (а).
9. Одна из основных задач рекреационной географии:
а) изучения экономики региона;
б) планирование туристского районирования;
в) разработка туристского районирования (исследование условий и факторов, закономерностей и принципов районообразования).
Ответ: (в).
10. Одна из основных задач рекреационной географии - это:
а) обоснование сономической структуры туристских образований;
б) обоснование таксономической структуры туристских образований;
в) обоснование самотической структуры туристских образований.
Ответ: (б).
11. Одна из основных задач рекреационной географии - это:
а) характеристика туристских ресурсов отдельных регионов и стран;
б) анализ экологии отдельных регионов и стран;
в) планирование туристского районирования.
Ответ: (а).
12. Одна из основных задач рекреационной географии - это:
а) анализ экологии отдельных регионов и стран;
б) анализ национальных и региональных особенностей развития туризма;
в) обоснование сономической структуры туристских образований.
Ответ: (б).
13. Географическая наука занимается изучением:
а) пространства;
б) материи;
в) физических явлений.
Ответ: (а).
14. Рекреационная география относится к социально-экономическим наукам и опирается на следующий раздел географии:
а) картография;
б) общественная география;
в) историческая география.
Ответ: (б)
15. Рекреационная география относится к социально-экономическим наукам и опирается на следующий раздел географии:
а) демография;
б) социальная география;
в) страноведение.
Ответ: (а, б, в)
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1, Деятельность в свободное время, направленная на восстановление и развитие психических, физических и духовных сил человека; это система мероприятий, связанных с использованием свободного времени для оздоровительной, культурно-познавательной деятельности людей на специализированных территориях, и характеризуется, по сравнению с другими видами деятельности, изменением, разнообразием, необычностью поведения людей и самоценностью процесса-это:
Ответ: рекреационная деятельности.

2. Дайте определение рекреационному потенциала:
Ответ:совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации рекреационной деятельности на определенной территории.

3.Какие задачи решает рекреационная география как неотъемлемая часть социально-экономической (общественной) географии:
Ответ:Рекреационная география как неотъемлемая часть социально-экономической (общественной) географиирешает мировоззренческие, культурно-просветительные, воспитательные, образовательные задачи. Чрезвычайно важной функцией рекреационной географии является информирование населения о рекреационном потенциале территорий. Она дает людям представление о видах и формах рекреации, о значимых объектах природы, культуры, истории, а также о предприятиях индустрии туризма, находящихся в их стране и за рубежом.
4.Какой вид оценки рекреационных ресурсов отражает влияние природных факторов на организм человека:
Ответ:медико-биологическая оценка
5.Факторы, формирующие рекреационные потребности – это:
Ответ:к основным факторам, формирующим туристско-рекреационные потребности, относятся: демографические условия жизни; социально-культурные условия жизни; социально-экономические условия жизни; структура расселения территории; структура свободного времени.
6. Что такое типы (циклы) рекреационных занятий:

Ответ: К типам (циклам) рекреационных занятий относятся - суточный отдых (непосредственная продолжительность (время) определяется 2–3 часами как перед рабочим временем, так и после него); недельный отдых(выходные циклы - общая продолжительность непосредственных занятий в выходные дни может составлять 6–12 часов. Обычно эти рекреационные занятия связаны с путешествиями в близлежащие места, обладающие заданными рекреационными свойствами);праздничный отдых (аналогичен выходным циклам. Общая продолжительность (время) непосредственных занятий может включать 1–6 суток. Чаще выражается в одно -, двухдневных и более путешествиях, не очень удаленных от основного места проживания, но обладающих заданными рекреационными свойствами для целевого отдыха. Праздничный отдых может выражаться и в пребывании в месте постоянного проживания, но тогда меняется привычный режим проведения времени);ежегодный отдых – отпускные циклы(общая продолжительность (время) непосредственных занятий может достигать 12–24 дня. Данный цикл обычно предусматривает весьма длительное пребывание вдали от основного места проживания по тем или иным мотивам, например: оздоровительным, спортивным, религиозным, познавательным и др.); жизненный отдых(пенсионный) преимущественно связан как с физиологическими, так и социальными особенностями жизни человека, включая духовные (обычно выражается в весьма длительных посещениях мест, удаленных от территории постоянного проживания, максимально привлекательных по тем или иным факторам).
7. Что такое «базовая модель отдыха человека»:
Ответ: базовая модель отдыха подразумевает не только систему отдыха, но и пространственно-временные закономерности организации отдыха, что, в свою очередь, подразумевает формирование местных территориальных рекреационных комплексов с полным или частичным иерархическим и типологическим набором различных, но в целом обеспечивающих удовлетворение рекреационных потребностей человека на протяжении всей его жизни.
8. Как связаны туристско-рекреационные потребности человека с туристско-рекреационным пространством?
Ответ: туристско-рекреационные потребности человека могут служить основной компонентой принципиальной и типологической структуры туристско-рекреационного пространства. Одновременно основные компоненты модели туристско-рекреационных потребностей могут являться содержательной основой (и критериями) выделения (и профилирования) туристско-рекреационных территорий и объектов (географических закономерностей, отраслевых свойств и характеристик). Кроме того, структура региональных туристско-рекреационных потребностей человека может являться одним из инструментов управления туристско-рекреационными территориями и комплексами.
9. Территориальная рекреационная система это:
Ответ: Под ТРС понимается «социальная географическая система, гетерогенная по составу, состоящая из взаимосвязанных подсистем: группы отдыхающих, природных и культурных комплексов, технических сооружений, обслуживающего персонала и органа управления, характеризующаяся функциональной и территориальной целостностью». В изучении ТРС важная роль отводится выявлению и анализу ее элементов, раскрытию структуры, связей между элементами (подсистемами), которые рассматривались с помощью соответствующей матрицы.
10. Аналоги ТРС в зарубежной практике исследования феномена рекреации – это:
Ответ: В зарубежной науке идеи о туристских системах начали развиваться в 1970-е годы. В 1972 году К. Ганн выдвинула концепцию «фундаментальной туристской системы» включающей в себя пять подсистем: туристы, транспорт, аттракции, средства обслуживания и информационно-управленческую. При этом, помимо природных и культурных факторов, особую роль для успешного развития территориальной организации туризма автор отводил экономическим условиям: финансовому состоянию потребителей, степени развития сферы предпринимательства, конкуренции и др.; туристская система Н. Лейпера, который предложил модель туристской системы, включающей в себя четыре базовых географических элемента: регион, генерирующий туристские потоки(среда постоянного проживания туристов, в нем начинаются и заканчиваются туристские путешествия), туристскую дестинацию, транзитный регион и окружающую средуи др.
11. Какие основные подходы используются для анализа строения, содержания и процессов территориальных туристско-рекреационных систем?
Ответ: сопряженно-подсистемный подход; структурно-динамичный подход; функционально-территориальный подход; классификационно-таксономический подход; сетевой подход.

12. Уровни познания ТРС это:
Ответ: если представить ТРС в виде географического поля, т.е. совокупности географических объектов в их многообразных взаимосвязях (объектов, имеющих пространственную структуру и связанных территориально), то мы можем выявить несколько уровней познания ТРС: морфологический составляет самый «нижний» этап в исследовании туристского пространства. Морфологический уровень познания предполагает описание таких понятий, как модельный обобщающий образ поля, граница и граничный узел, ареал и зона, сеть, потенциал, район; процессуальный уровень необходим в связи с действием в поле общих процессов: диффузии, концентрации, диссонирования (локализации однородностей среды, сближения конфликтных структур, создания конфликтных ситуаций, возникновения пространственных диссонансов); структурный уровень направлен на анализ структурных образований: определение и изучение инвариантов, совокупности устойчивых связей поля. Его использование позволяет выявить основные потоки, импульсы, различные движения вещества, энергии и информации в системе. Важнейшей основой структуры являются ресурсные энерговещественные и информационные циклы именно они обеспечивают внутреннюю устойчивую связь системы; функциональный уровень рассматривает ТТС с позиций функциональных составляющих компонентов и подсистем, а также территорий; параметрический уровень направлен на определение необходимой и достаточной совокупности показателей, характеризующих все исследуемые свойства системы, и формирование зависимостей, характеризующих суммарный эффект от применения системы или ее элементов. Объектами исследования параметрического анализа являются частные и обобщенные показатели системы, формируемые в иерархическую структуру.
13. Перечислите основные свойства,цели и структуру ТРС:
Ответ: открытость, целостность, эмерджентность, иерархичность, устойчивость, синергизм, саморазвитие, самоорганизация, самоуправление.
14. Как можно сформулировать цель ТРС?
Ответ: цель системы туризма можно определить как создание среды, обеспечивающей развитие устойчивого, ответственного, доступного и конкурентоспособного туризма, создающего условия для достижения высокого качества жизни и совершенствования человека, удовлетворения потребностей населения в полезном проведении досуга, рекреации и оздоровлении. Кроме этого целью туристской системы является реализация, наряду с социальными и экономическими целями, экологических, культурных и иных целей.
15. Что входит в структуру ТРС?
Ответ: структура туристско-рекреационной системы имеет ряд особенностей, связанных с интеграцией предприятий туризма и поставщиков турпродукта и туристской услуги (производственной и непроизводственной сферы), а также спецификой определенной территории, выступающей в качестве ресурсной базы.В структуру туристско-рекреационной системы в самом общем виде включают: туристские ресурсы, инфраструктуру туризма, туристскую индустрию.
16. Какие современные формы ТРС выделяют в Российской федерации?
Ответ: Среди современных форм пространственной организации туристско-рекреационных систем выделяют следующие:туристский центр; туристская дестинация;туристско-рекреационный кластер;особая экономическая зона туристско-рекреационного типа.
17. Выделите группы факторов формирования туристских центров6
Ответ: Принято выделять три группы факторов формирования туристских центров: генерирующие (связанные с потребностью);реализующие (связанные с ресурсами); локализующие (связанные с информированностью населения).
18. Какие типы туристских дестинаций выделяют в научной литературе?
Ответ: Выделяют несколько типов туристских дестинаций. К первому типуотносятся города-столицы, обладающие значительным туристским потенциалом, располагающие богатыми культурно-историческими ресурсами и развитой туристской инфраструктурой; второй тип состоит из двух подтипов: центры целенаправленного развития местных традиций, обычаев и культуры и центры для организации туров, которые располагают развитой сетью туристских предприятий и разнообразным историко-культурным потенциалом; третий типобразуют специально построенные для целей туризма центры (курорты, тематические парки, этнодеревни, санатории и т. д.).
19. В чем состоит цель создания туристско-рекреационных кластеров?
Ответ: целью создания туристско-рекреационных кластеров является повышение конкурентоспособности региона на туристском рынке за счет синергетического эффекта, включая стимулирование создания инновационных турпродуктов и повышение эффективности работы организаций, входящих в кластер.
20. В чем состоит специфика особой экономической зоны туристско-рекреационного типа как пространственной организации рекреации итуризма?
Ответ: в Российской Федерации выделяется такая специфическая форма пространственной организации туризма как особая экономическая зона туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ), под которой имеют в виду регион, часть национальной территории со специальными льготными внешнеторговым, инвестиционным, таможенным, налоговым и валютно-финансовым режимами, поощряющими хозяйственную (производственно-коммерческую, предпринимательскую) деятельность иностранных участников, способствующими привлечению внешних инвестиций и передовых зарубежных технологий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Рекреационное освоение и рекреационная освоенность.
2. Рекреационное время и пространство и их соотношение.
3. Рекреационное районирование и районообразующие признаки.
4. Определение рекреационного района и его характерные черты.
5. Туристские районы: иерархия и типология.
6. Районы узкой и широкой специализации.
7. Природные и культурно-исторические ресурсы как объекты рекреации и туризма.
8. Туристско-рекреационное использование особо охраняемых природных территорий.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 40.
1. Объект, предмет, и основные задачи рекреационной географии на современном этапе.

2. Понятия «рекреация» и «отдых». Соотношение понятий «рекреация», «отдых» и «туризм».

3. Социально-экономическая сущность и основные функции рекреации.

4. Понятие «свободное время». Современные тенденции использования свободного времени.

5. Социальное время и его структура. Структура и виды рекреационного времени.

6. Рекреационные потребности: факторы их формирования, виды, подходы к оценке.

7. Рекреационная деятельность: понятие, основные виды и типы.

8. Элементарные рекреационные занятия как компоненты рекреационной деятельности.

9. Циклы рекреационных занятий и их моделирование.

10. Классификация рекреационной деятельности.

11. Понятия «рекреационные ресурсы» и «условия рекреационной деятельности».

12. Основные подходы к классификации рекреационных и туристских ресурсов.

13. Свойства, характеристики и основные требования, предъявляемые к рекреационным и туристским ресурсам.

14. Понятие и структура, методики оценки рекреационного и туристического потенциала территории.

15. Основные подходы оценки рекреационных ресурсов.

16. Состав и классификация природных рекреационных ресурсов.

17. Влияние особенностей рельефа на организацию рекреационной деятельности.

18. Биоклиматические рекреационные ресурсы и их оценка.

19. Водные и пляжные рекреационные ресурсы и их оценка.

20. Природные курортные лечебные рекреационные ресурсы и их оценка.

21. Природные минеральные воды, лечебные грязи и другие уникальные природные лечебные ресурсы.

22. Пейзажные рекреационные ресурсы и их оценка.

23. Роль биологических ресурсов и объектов природно-заповедного фонда в организации рекреационной деятельности. Классификация объектов природно-заповедного фонда в РБ.

24. Состав, критерии выделения и классификация историко-культурных рекреационных ресурсов. Классификация памятников историко-культурного наследия в РБ.

25. Основные характеристики и подходы к оценке историко-культурных рекреационных ресурсов.

26. Состав, классификация и подходы к оценке социально-экономических рекреационных ресурсов. Учреждения рекреационного хозяйства и инфраструктуры.

27. Территориальная рекреационная система: понятие, состав, особенности функционирования, основные свойства.

28. Типология территориальных рекреационных систем по функциональным особенностям рекреационной деятельности.

29. Типология территориальных рекреационных систем по территориальному масштабу, времени проведения рекреационных занятий, по степени соотношения в организации отдыха природных и технических систем.

30. Туристские объекты и комплексы: понятие, основные признаки и типология.

31. Туристские учреждения и туристская сеть. Особенности размещения основных видов туристских учреждений лечебно-оздоровительного отдыха, спортивного и познавательного туризма.

32. Сущность и функции рекреационного природопользования.

33. Типология рекреационного природопользования.

34. Рекреационная ёмкость территории. Критерии определения рекреационных нагрузок на природные и историко-культурные комплексы.

35. Проблема охраны природных и историко-культурных рекреационных ресурсов.

36. Условия, факторы и основные принципы рекреационного районирования.

37. Рекреационный район: понятие, признаки, иерархия.

38. Туристское районирование. Туристский район: понятие, принципы выделения, основные характеристики.

39. Иерархия и цикл развития туристских районов.

40. Туристские центры и дестинации: понятие, признаки, типология.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.Ф. Харламова Рекреационная география: учебное пособие Барнаул: АлтГУ, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Харламова, Н.Ф. Рекреационная география. Ч. 1: Учебное пособие Барнаул: Изд-во Алтайского Университета, 2010
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Бондарович А.А., Праздникова Н.Н. География туризма : практикум Типография АГУ, 2011
Л3.2 Харламова Н.Ф. Рекреационная география. Ч. 2: методическая Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Всемирный банк Основная статистическая продукция Банка - ежегодная публикация «Показатели глобального развития». data.worldbank.org
Э2 Population Reference Bureau Информация о населении мира. prb.org
Э3 Данные по численности населения городов, стран и территорий мира: world-gazetteer.com
Э4 Ростуризм www.russiatourism.ru
Э5 Рекреационная география portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)


6.4. Перечень информационных справочных систем
http://elibrary.ru/ – крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн научных статей и публикаций.
http://www.edu.ru/ – федеральный образовательный портал
Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru.
Базовые международные и российские стандарты в области открытых систем. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://cert. stankin. ru/1/1-2-3.html.
10 лучших CRM для турагентства. Рейтинг и сравнение [Электронный ресурс] Режим доступа: https://crmindex.ru/for/travel
Обзор существующих специализированных программных средств, используемых в туристской отрасли [Электронный ресурс] Режим доступа: https://lektsia.com/4x9c91.html
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета содержит полнотекстовые материалы – книги (монографии, учебники, учебные пособия), сборники статей, изданные преподавателями и сотрудниками АлтГУ, авторефераты диссертаций и диссертации, защищенные в диссертационных советах АлтГУ, материалы конференций, периодические и продолжающиеся издания АлтГУ - http://elibrary.asu.ru/

ЭБС «Лань» — это крупнейшая политематическая база данных, включающая в себя контент сотен издательств научной, учебной литературы и научной периодики.
Нашей организации предоставлен доступ к книгам по математике, физике, химии, биологии, информатике, экономике и менеджменту, языкознанию и литературоведению таких ведущих издательств как: Лань, Лаборатория знаний, Дашков-К, Флинта, ДМК-Пресс, Физматлит. Также нам предоставлен бесплатный доступ к более чем 500 научным журналам - https://e.lanbook.com/

Студентам, преподавателям и сотрудникам АлтГУ открыт доступ к электронно-библиотечной системе издательства «Юрайт». Книги, к которым возможен полнотекстовый доступ, находятся в отдельном каталоге ("ВАША ПОДПИСКА") и отмечены значком «Читать». Удаленный доступ к ЭБС возможен по логину и паролю, для чего необходимо предварительно зарегистрироваться на сайте ЭБС - https://www.biblio-online.ru/

КонсультантПлюс — компьютерная справочная правовая система в России, разрабатывается компанией «КонсультантПлюс» c 1992 г. Широко используется юристами, бухгалтерами, кадровыми специалистами, руководителями организаций, специалистами госорганов, учёными, студентами и преподавателями вузов. В КонсультантПлюс реализованы все современные возможности для поиска и работы с правовой информацией. На официальном сайте разработчик предоставляет возможность работы с некоммерческой интернет-версией — сокращенной версией коммерческих систем (основные документы российского законодательства доступны круглосуточно, доступ к более широкому набору документов ограничен по времени суток) - http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.