МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этнология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
ПрофильГостинично-ресторанная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_03_03_Гостиничное дело_ГРД-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Исаев В.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Этнология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 515)

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.п.н.доцент Биттер Н.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.п.н.доцент Биттер Н.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является знакомство студентов с основами этнологической (этнографической) науки.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
3.2.Уметь:
3.2.1.Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия.
Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы курса
1.1. Введение в учебный курс "Этнологии" Лекции 4 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1
1.2. Введение в учебный курс "Этнологии" Практические 4 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1
1.3. Введение в учебный курс "Этнологии" Сам. работа 4 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Историография этнологической (этнографической) науки
2.1. Историография этнологической (этнографической) науки Лекции 4 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1
2.2. Историография этнологической (этнографической) науки Практические 4 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1
2.3. Историография этнологической (этнографической) науки Сам. работа 4 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Основные теории, методы и методические подходы в этнологии
3.1. Основные теории, методы и методические подходы в этнологии Лекции 4 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1
3.2. Основные теории, методы и методические подходы в этнологии Практические 4 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1
3.3. Основные теории, методы и методические подходы в этнологии Сам. работа 4 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Этническая картина мира
4.1. Этническая картина мира Практические 4 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1
4.2. Этническая картина мира Сам. работа 4 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1
4.3. Этническая картина мира Лекции 4 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Классификации народов мира
5.1. Классификации народов мира Лекции 4 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1
5.2. Классификации народов мира Практические 4 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1
5.3. Классификации народов мира Сам. работа 4 5 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области
6.1. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области Лекции 4 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1
6.2. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области Практические 4 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1
6.3. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области Сам. работа 4 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Межэтнические коммуникации
7.1. Межэтнические коммуникации Лекции 4 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1
7.2. Межэтнические коммуникации Практические 4 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1
7.3. Межэтнические коммуникации Сам. работа 4 3 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Народы Средней Азии и Казахстана
8.1. Народы Средней Азии и Казахстана Лекции 4 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1
8.2. Народы Средней Азии и Казахстана Практические 4 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1
8.3. Народы Средней Азии и Казахстана Сам. работа 4 3 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Народы Центральной Азии
9.1. Народы Центральной Азии Лекции 4 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1
9.2. Народы Центральной Азии Практические 4 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1
9.3. Народы Центральной Азии Сам. работа 4 3 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 10. Народы Сибири и Урала
10.1. Народы Сибири и Урала Лекции 4 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1
10.2. Народы Сибири и Урала Практические 4 3 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1
10.3. Народы Сибири и Урала Сам. работа 4 8 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 11. Этнокультурные процессы на территории Алтая в древности, средневековье и новейшее время.
11.1. Этнокультурные процессы на территории Алтая в древности, средневековье и новейшее время. Лекции 4 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1
11.2. Этнокультурные процессы на территории Алтая в древности, средневековье и новейшее время. Практические 4 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1
11.3. Этнокультурные процессы на территории Алтая в древности, средневековье и новейшее время. Сам. работа 4 16 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины (экзамен) в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=1748

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. С какими из перечисленных наук не связана этнология?
1) Социология
2) история
3) культурология
4) геология
2. Какие из перечисленных видов источников является общими для истории и этнологии?
1) письменные
2) изобразительные
3) полевые материалы
4) фольклорные
3. Какая из перечисленных задач НЕ относится к этнологии?
1) изучение формирования народов
2) изучение культуры народов
3) изучение языков
4) изучение взаимодействий между народами
4. Географическая классификация народов учитывает:
1) территорию расселения народов
2) сходство культурного облика народов
3) языковую близость народов
4) антропологические особенности
5. Какая из перечисленных рас НЕ относится к большим?
1) монголоидная
2) уральская
3) европеоидная
4) негроидная
6. Антропологическая классификация учитывает:
1) генетическое родство народов
2) физические особенности народов
3) языковое родство народов
4) культурные особенности народов
7. Кто из перечисленных авторов является автором «природно-биологической» теории этноса?
1) Н.Н. Чебоксаров
2) Г.Е. Марков
3) Л.Н. Гумилев
4) В.П. Алексеев
8. Какая из теорий этноса является наиболее распространенной в российской этнологии?
1) социальная
2) биологическая
3) компонентная
4) информационная
9. Найдите ошибку в перечислении этнических признаков:
1) язык
2) религия
3) психология
4) самосознание
10. Найдите ошибку в перечислении расовых признаков:
1) пигментация кожи
2) структура волос
3) пропорции тела
4) особенности психики
11. Какие из перечисленных различий НЕ являются этническими?
1) языковые
2) расовые
3) культурные
4) психические
12. Какие процессы связаны со сменой этнического самосознания?
1) интеграции
2) аккультурации
3) ассимиляции
13. Кто из перечисленных авторов является автором «пассионарной» теории этногенеза?
1) В.П. Алексеев
2) Ю.И. Семенов
3) Л.Н. Гумилев
4) В.В. Пименов
14. Кем активно разрабатывалось понимание нации как культурно-языковой общности?
1) И.В. Сталиным
2) Л.Д. Троцким
3) Л.Н. Гумилевым
4) Ю.В. Бромлеем
15. Какие из перечисленных факторов НЕ могут служить причиной этнических конфликтов?
1) существование народов-этносов
2) социально-экономические
1) национальная политика
2) религиозный
16. Какой из факторов был положен в основу национальной политики в СССР?
1) национально-государственное строительство
2) национально-культурная автономия
3) создание национальных общин
17. При каком типе этнической идентичности этничность явно не выражена?
1) амбивалентная
2) этноцентрическая
3) этнодоминирующая
18. Какой из перечисленных элементов НЕ относится к материальной культуре этноса?
1) орудий труда
2) пища
3) обряды
4) жилище
19. В культуре народов какой части света распространенным музыкальным инструментом является барабан?
1) Америка
2) Азия
3) Австралия
4) Африка
20. У народов какой части света до нового времени не использовалась тягловая сила животных?
1) Африка
2) Азия
3) Америка
4) Европа

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«5» – верно выполнено более 90% заданий.
«4» – верно выполнено от 70% до 89% заданий.
«3» – верно выполнено 51% до 69% заданий.
«2» – верно выполнено менее 51% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1.Аборигены какого континента до появления европейцев не использовали лук со стрелами?
Верный ответ Австралийские аборигены
2.Для какого историко-этнографического региона характерен кастовый строй
Верный ответ Южная Азия
3.У народов какого историко-этнографического региона были распространены бумеранги
Верный ответ Австралия
4.Какой тип жилища характерен для кочевников степной зоны Азии
Верный ответ юрта
5.Кто из исследователей внес большой вклад в изучение культуры американских индейцев
Верный ответ Д. Фрезер
6.Какие виды традиционных хозяйственных занятий распространены в Северной Африке
Верный ответ земледелие, скотоводство
7.Основным занятием бушменов Африки является
Верный ответ охота
8.Основой хозяйства инков было
Верный ответ земледелие
9.Традиционный мужской костюм какого из европейских народов включал юбку-килт
Верный ответ шотландцы
10. Напишите суть встречающегося у многих народов семейного обряда под названием «Левират».
Верный ответ Обычай, предписывающий женитьбу на вдове брата.
11.Дайте определение понятию "Этнос".
Верный ответ Э́тнос (греческое слово — народ) — исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединённых общими объективными либо субъективными признаками, в которые включают происхождение, единый язык, культуру, хозяйство, территорию проживания, самосознание, внешний вид.
12. Сформулируйте основные черты ранней формы религии под названием «Магия».
Верный ответ Обрядов, связанные с верой в сверхъестественное воздействие человека на предметы природы, животных и человека; неразрывно связана с мифом и мифологией.
13. Дайте определение понятия «Моногамия»
Верный ответ Брак одного мужчины с одной женщиной.
14. Опишите выработанное в этнографической науке XIX века научное понятие «Пережитки».
Верный ответ Культурные реликты, остаточные явления в культуре, считающиеся перенесёнными в силу привычки из той стадии развития культуры, которой они были свойственны, в более позднюю.
15. Дайте определение понятия «Полиандрия».
Верный ответ брак одной женщины с более чем одним мужчиной
16. Дайте определение понятия «Полиандрия».
Верный ответ Брак одного мужчины с более чем одной женщиной или одной женщины с более чем одним мужчиной.
17. Дайте определение понятия «Полиандрия».
Ответ: Обычай, предписывающий женитьбу вдовца на сестре умершей жены.
18. Дайте определение понятия «Субэтнос»
Верный ответ Часть этноса, компактно расселенная на определенной территории и обладающая в силу этого культурной и языковой спецификой и элементами общего этнического самосознания.
19.Дайте определение понятия «Экзогамия».
Ответ: Норма, в соответствии с которой разрешаются браки только за пределами определённой, чаще всего родственной группы.
20. Дайте определение понятия «Эндогамия»
Верный ответ Норма, предписывающая заключение брака в пределах определённой социальной группы или категории


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 45

1. Хозяйственно культурные типы восточных славян на территории Европейской части России.
2. Историко-этнографические области восточных славян на территории Европейской части России.
3. Тюркоязычное население Средней Азии (Узбеки. Туркмены. Киргизы. Каракалпаки).
4. Материальная культура тюркоязычного населения Средней Азии (поселения и жилища, одежда, пища, утварь, транспорт, хозяйство, промыслы).
5. Ираноязычные этносы Таджикистана. Таджики. Памирцы (шугнанцы, ишкашимцы, рушанцы и др).
6. Материальная культура иранооязычного населения Средней Азии (поселения и жилища, одежда, пища, утварь, транспорт, хозяйство, промыслы)
7. Народы Казахстана. Казахи. Дунгане.
8. Материальная культура народов Казахстана (поселения и жилища, одежда, пища, утварь, транспорт, хозяйство, промыслы).
9. Духовная культура и религиозные воззрения народов Казахстана.
10. Кочевые скотоводческие народы Центральной Азии. Монголы.
11. Материальная культура монголов (поселения и жилища, одежда, пища, утварь, транспорт, хозяйство, промыслы)
12. Народы Китая. Китайцы (ханьцы). Чжуан. Уйгуры.
13. Материальная культура народов Китая (поселения и жилища, одежда, пища, утварь, транспорт, хозяйство, промыслы)
14. Этнолингвистический состав населения Сибири. Уральская, алтайская и палеоазиатская языковые семьи и их группы.
15. Рыболовы и охотники бассейна Оби.
16. Оседлые рыболовы и охотники Камчатки. Основные черты культуры.
17. Оленеводство. Типы оленеводства и их особенности.
18. Проблема происхождения оленеводства в Евразии.
19. Оленеводы Крайнего Севера (на примере этнографии ненцев).
20. Тунгусы как типичные охотники и оленеводы Восточной Сибири.
21. Хозяйство северных алтайцев.
22. Домостроительные традиции северных алтайцев.
23. Одежда северных алтайцев.
24. Традиционная кухня северных и алтайцев
25. Хозяйство южных алтайцев.
26. Домостроительные традиции южных алтайцев.
27. Одежда южных алтайцев.
28. Традиционная кухня южных алтайцев
29. Религиозные воззрения и обрядовая практика народов Горного Алтая.
30. Обряды жизненного цикла народов Горного Алтая.
31. Фольклор народов Горного Алтая.
32. Этапы заселения Алтая славянами в 18-20 в. Основные события. Места выхода переселенцев.
33. Формирование этнокультурных групп славянского населения на территории Алтая в 18-20 вв.
34. Предмет этнологии.
35. Методы этнологии.
36. Становление этнологии как науки.
37. Связь этнологии с другими науками.
38. Понятие «этнос» и «этничность».
39. Этническая история Земли.
40. Этнические процессы в XX в.
41. Классификация народов Земли.
42. Этнические контакты и их результаты.
43.Этнические процессы в современном мире.
44.Специфика этнических конфликтов и их причины.
45.Динамика и типология этнических конфликтов.


Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Козьмина В.А., Бузина В.С. ЭТНОЛОГИЯ (ЭТНОГРАФИЯ). Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Е.В. Миськовой, Н.Л. Мехедова, В.В. Пименова Этнология: учеб. пособие М.: Культура, 2005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Максимов С.В. Русские обряды и суеверия: [энциклопедия]/ С. В. Максимов.- М. : АстраМедиа, 2007.- 1o=эл. опт. диск (CD-ROM)
Э2 2. Русские праздники. Обряды и обычаи: энциклопедия школьника/ сост. М. Забылин.- М. : БИЗНЕССОФТ, 2007.- 1o=эл. опт. диск (CD-ROM)
Э3 3. Русские народные праздники. Обряды и обычаи.- М. : Новый Диск, 2007.- 1o=эл. опт. диск (CD-ROM)
Э4 Курс в Moodle "Этнология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)



Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://elibrary.ru/ – крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн научных статей и публикаций.
http://www.edu.ru/ – федеральный образовательный портал
Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru.
Базовые международные и российские стандарты в области открытых систем. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://cert. stankin. ru/1/1-2-3.html.
10 лучших CRM для турагентства. Рейтинг и сравнение [Электронный ресурс] Режим доступа: https://crmindex.ru/for/travel
Обзор существующих специализированных программных средств, используемых в туристской отрасли [Электронный ресурс] Режим доступа: https://lektsia.com/4x9c91.html
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета содержит полнотекстовые материалы – книги (монографии, учебники, учебные пособия), сборники статей, изданные преподавателями и сотрудниками АлтГУ, авторефераты диссертаций и диссертации, защищенные в диссертационных советах АлтГУ, материалы конференций, периодические и продолжающиеся издания АлтГУ - http://elibrary.asu.ru/

ЭБС «Лань» — это крупнейшая политематическая база данных, включающая в себя контент сотен издательств научной, учебной литературы и научной периодики.
Нашей организации предоставлен доступ к книгам по математике, физике, химии, биологии, информатике, экономике и менеджменту, языкознанию и литературоведению таких ведущих издательств как: Лань, Лаборатория знаний, Дашков-К, Флинта, ДМК-Пресс, Физматлит. Также нам предоставлен бесплатный доступ к более чем 500 научным журналам - https://e.lanbook.com/

Студентам, преподавателям и сотрудникам АлтГУ открыт доступ к электронно-библиотечной системе издательства «Юрайт». Книги, к которым возможен полнотекстовый доступ, находятся в отдельном каталоге ("ВАША ПОДПИСКА") и отмечены значком «Читать». Удаленный доступ к ЭБС возможен по логину и паролю, для чего необходимо предварительно зарегистрироваться на сайте ЭБС - https://www.biblio-online.ru/

КонсультантПлюс — компьютерная справочная правовая система в России, разрабатывается компанией «КонсультантПлюс» c 1992 г. Широко используется юристами, бухгалтерами, кадровыми специалистами, руководителями организаций, специалистами госорганов, учёными, студентами и преподавателями вузов. В КонсультантПлюс реализованы все современные возможности для поиска и работы с правовой информацией. На официальном сайте разработчик предоставляет возможность работы с некоммерческой интернет-версией — сокращенной версией коммерческих систем (основные документы российского законодательства доступны круглосуточно, доступ к более широкому набору документов ограничен по времени суток) - http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения данной дисциплины рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий. На первом этапе в соответствии со структурой курса необходимо изучить базовые учебники, которые рекомендуются как основные источники литературы.
На втором – обозначить базовые понятия и определения (возможно составить конспект) из названия тем, привести разные точки зрения, вывести свое определение предпочтительное. Рекомендуется использовать дополнительную литературу из рекомендованного списка.
На следующем этапе необходимо обозначить практическую значимость данной темы. Для чего изучить статистические данные, конкретные примеры из региональной практики. Рекомендуется обращаться к официальной, оперативной информации: http://www Rosstat, региональный официальный сайт государственной статистики.
В результате получения информации освоения знаний студент должен сформировать свою точку зрения на данную тему, сформулировать одну проблему в нашей стране, свободно отвечать на вопросы на практических занятиях, участвовать в дискуссиях, уметь выделять главные проблемы, логически мыслить для их решения.
С целью лучшего усвоения материала по дисциплине используются комплект заданий, вопросов, тестов, письменных работ. В процессе изучения данной дисциплины студентам предлагается написать письменные работы: реферат.
В процессе изучения дисциплины подготовка обучающихся к семинарским занятиям организована с использованием научной и периодической литературы, ресурсов INTERNET.
На практическом занятии по дисциплине необходимо умение выступать с докладом, делать сообщения, умение включаться в беседу, дискуссию, отвечать на поставленные вопросы, решать предложенные преподавателем тесты, контрольные и проверочные работы.
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся 39 часов на самостоятельную работу. Самостоятельная работа предполагает более глубокое освоение учебной программы. Она формирует навыки исследовательской работы и ориентирует обучающихся на выработку умений применять теоретические навыки на практике.
Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает самостоятельную подготовку к занятиям (изучение лекционного материала, чтение рекомендуемой литературы, подготовка ответов на тестовые задания, решение задач, подготовка реферата (эссе) по основным проблемным вопросам изучаемой дисциплины), подготовку к контрольной работе.
Организация самостоятельной работы обучающихся по дисциплине включает комплект раздаточного материала по темам практических работ в электронном варианте, актуальные статьи по данной теме, обобщение и систематизация данных. Поиск и обработка статистических данных из государственной статистики о показателях развития сферы услуг в мире, России, Алтайском крае.
В рамках самостоятельной работы по дисциплине также осуществляется подготовка рефератов, эссе, докладов и выполнение контрольных работ.
Организация самостоятельной работы обучающихся предполагает выполнение аналитической работы, которая является одной из форм творческой работы обучающихся.
Цель выполнения состоит в том, чтобы научить обучающихся связывать теорию с практикой, привить умение разрабатывать планы развития, рассчитывать различные показатели и строить на основе их анализа прогнозы, исследовать сложившуюся ситуацию и предлагать пути решения проблем, свободно ориентироваться в современной ситуации, популярно излагать сложные вопросы. Элементы творчества являются обязательными при написании эссе и выполнению КР.
Самостоятельная работа обучающихся в части эссе, домашних заданий реализуется на соответствующих занятиях в виде докладов-презентаций продолжительностью 5-10 минут с последующим обсуждением – дискуссией и выставлением оценки по 100 бальной шкале. В дискуссионной форме проходит обсуждение докладов и презентаций. Вносятся необходимые коррективы и проводится подготовка к выступлениям на конференции или форуме и опубликованию научных статей. Стимулом для использования элементов научного поиска при изучении дисциплины является повышенный рейтинг при оценке отдельных видов СРС.
Для привлечения обучающихся к самостоятельной творческой деятельности используются следующие формы и методы: элементы творчества являются обязательными при написании реферата по дисциплины ; авторы лучших работ рекомендуются для участия в ежегодно проводимой кафедрой научно-практической конференции и конкурсе на лучшую студенческую научную работу.
Стимулом для использования элементов научного поиска при изучении дисциплины является повышенный рейтинг при оценке отдельных видов СРС.