МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы проектной деятельности на предприятии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz20_03_01_Техносферная безопасность_БЖвТ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2
курсовой проект: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 8 8 8 8
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Основы проектной деятельности на предприятии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (приказ Минобрнауки России от 25.05.2020 г. № 680)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Наталья Григорьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой Базарнова Наталья Григорьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомиться с особенностями разработки проектов в профессионалной области

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-6 Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.этапы жизненного цикла проекта
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий и управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью осуществления критического анализа проблемных ситуаций пофессиональной деятельности, вырабатывания стратегии действий и управления проектом на всех этапах его жизненного цикла

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Разработка концепции и планирование проекта
1.1. Получение вводных данных по проекту. Сбор материалов по проекту и проведение анализа. Разработка концепции решения и образа продуктового результата проекта. Формирование задания на разработку. Разработка паспорта проекта с учетом сроков и ресурсов. Презентация и защита концепции решени Лабораторные 2 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Сбор материалов по проекту Сам. работа 2 20 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Разработка проекта
2.1. Распределение задач и функций среди участников проекта. Выбор инструментов разработки и проектирования. Выполнение намеченных подэтапов разработки. Презентация и обсуждение результатов каждого подэтапа внутри студенческой проектной команды, обмен информацией внутри команды. Тестирование предлагаемых решений и внесение корректировок в разработку. Формулирование требований для этапа реализации, при необходимости подготовка запроса на получение расходных материалов Сам. работа 2 12 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Выполнение намеченных подэтапов разработки Сам. работа 2 20 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Получение продуктового результата
3.1. Подбор инструментария для реализации продукта. Получение материалов для реализации. Получение продуктового результата. Апробация и тестирование. Сам. работа 2 12 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Получение материалов для реализации Сам. работа 2 20 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Оформление результатов проекта.
4.1. Оформление продуктового результата. Подготовка итоговой презентации по проекту. Защита проекта и презентация итогов работы. Обсуждение итогов проекта. Лабораторные 2 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Оформление результатов проекта. Сам. работа 2 12 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

Тестовые задания

1. Основное преимущество проектно – ориентированного управления – это:
а) усиление гибкости и адаптивности организаций к изменениям;
б) сокращение персонала;
в) упрощение организационных структур;
г) позволяет избежать недостатки структуры как инерционность и недостаточная рыночная ориентированность.

2. Проект направлен на:
а) экономию ресурсов;
б) сокращение времени выполнения заказов;
в) достижение поставленных оригинальных целей;
г) привлечение финансовых средств.

3. Жизненный цикл проекта это:
а) сумма инвестиций;
б) команда проекта;
в) определенные фазы, через которые проходит тот или иной замысел в процессе своей реализации и функционирования;
г) цель и стратегии выполнения проекта.

4. Инвестиционная фаза жизненного цикла проекта включает:
а) пуск объекта;
б) изучение прогнозов;
в) заключение контрактов по реализации проекта;
г) получение результатов проекта.

5. Процесс инициации проекта включает:
а) процессы, начиная от формулирования идеи проекта, заканчивая принятием решения о начале выполнения проекта;
б) формализацию выполнения проекта и подведение его к упорядоченному финалу;
в) координацию людей и других ресурсов для выполнения плана проекта;
г) определение целей управления рисками в проекте.

6. Описание содержания проекта включает в себя:
а) характеристику исполнителей проекта;
б) критерии приемки проекта;
в) объем инвестиций в проект;
г) изначально сформулированные риски.

7. Стиль управления в проектной команде должен быть:
а) авторитарным;
б) либеральным;
в) демократическим;
г) тоталитарным.

8. Проект должен быть совместим с:
а) долгосрочными планами организации;
б) с планами поставщиков;
в) с планами подрядчиков;
г) с ситуацией в регионе или стране.

9. К финансовым критериям оценки проектов относятся:
а) потенциальный годовой размер прибыли;
б) уникальность продукции, отсутствие аналогов;
в) соответствие проекта имеющимся производственным мощностям;
г) эффективность проекта и затраты.

10. Выделение стадий жизненного цикла проекта позволяет:
а) правильно поставить цели проекта;
б) набрать квалифицированный персонал для реализации проекта;
в) детализировать процесс реализации замысла проекта, разбивая его на конкретные фазы;
г) улучшить коммуникацию между командой и заказчиками.

Ключ к тестам

1 а
2 в
3 в
4 в
5 а
6 б
7 в
8 а
9 а
10 в

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Что является основным преимуществом проектно – ориентированного управления? Основное преимущество проектно – ориентированного управления – это усиление гибкости и адаптивности организаций к изменениям.
2. Чем характеризуется стадия жизненного цикла проекта «инициация»?
На этой стадии происходит выдвижение идеи, а также подготовка проектных документов. Производится детальное обоснование, а также маркетинговые исследования, которые послужат подспорьем для реализации последующих стадий.
3. Чем характеризуется стадия жизненного цикла проекта «планирования проекта»?
Планирование – это определение сроков реализации замысла, разделение данных процессов на конкретные этапы, а также назначение исполнителей и ответственных лиц.
4. Чем характеризуется стадия жизненного цикла проекта «исполнения проекта»?
Подразумевает реализацию в полном объеме всех намеченных действий по проекту.
5. Чем характеризуется стадия жизненного цикла проекта «завершения проекта»?
Завершение проекта – это анализ полученных данных и контроль на предмет соответствия их запланированным.
6. Что такое монопроект?
Монопроект – это отдельный проект различного типа, вида и масштаба.
7. Что такое мультипроект?
Мультипроект представляет собой комплексный проект или программу, состоящую из ряда монопроектов и требующую применения мультипроектного управления.
8. Что такое мегапроект?
Мегапроект – это целевая программа, содержащая множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временем.
9. Кто является инициатором проекта?
Инициатор проекта - сторона, являющаяся автором главной идеи проекта, его предварительного обоснования и предложений по осуществлению проекта. В качестве инициатора может выступать практически любой из будущих участников проекта.
10. Кто является заказчиком проекта?
Заказчик –это владелец и пользователь будущих проектных результатов. В качестве заказчика может выступать одно или несколько физических и (или) юридических лиц.
11. Кто является инвестором проекта?
Инвестор — это физическое или юридическое лицо, группа лиц, вкладывающие средства в проект.
12. Кто является проектировщиком проекта?
Проектировщик– специализированные проектные организации, разрабатывающие проектно – сметную документацию.
13. Кто является поставщиком проекта?
Поставщик– организации, обеспечивающие материально - техническое обеспечение проекта (закупки, поставки).
14. От чего зависят состав и функции команды проекта?
Состав и функции команды проекта зависят от масштабов, сложности и других характеристик проекта.
15. Кто является подрядчиком (контрактором) проекта?
Подрядчик (контрактор) — это юридическое лицо, несущее в соответствии с контрактом ответственность за выполнение работ по реализации проекта.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Какие факторы влияют на принятие решения о переводе организаций на проектное управление?
а) глобальное потепление;
б) рост уровня жизни населения;
в) сокращение жизненного цикла продукта;
г) экономический кризис.

2. Что в большей степени определяет успех управления проектами организации?
а) заинтересованность пользователя (инвестора, владельца);
б) дешевизна проекта;
в) время исполнения проекта;
г) достижение поставленных целей.

3. Основная цель создания организационной структуры управления проектом:
а) сокращение стоимости проекта;
б) улучшение качества выполнения работ;
в) координация взаимодействия между участниками проекта;
г) определение целей и задач деятельности участников проекта.

4. К экологическим критериям оценки проектов относятся:
а) потенциальный годовой размер прибыли;
б) уникальность продукции, отсутствие аналогов;
в) возможный экологический ущерб;
г) суммарный положительный эффект от реализации проекта.

5. Что является основными ограничениями при принятии решения о выборе варианта реализации проекта?
а) запланированные цели и качество;
б) погодные условия;
в) амбиции руководства;
г) ограниченные финансовые средства.

6. Руководитель проекта не может своим подчинённым делегировать:
а) полномочия;
б) ответственность;
в) функции;
г) право подписи деловых договоров и соглашений.

7. При принятии решения о назначении руководителя проекта прежде всего, должны учитываться:
а) его деловые и профессиональные качества;
б) стаж работы;
в) лояльность к руководству;
г) психологическая устойчивость
8. Кто принимает решение о назначении руководителя рабочей группы проекта?
а) высшее руководство организации;
б) руководитель функционального подразделения;
в) избирается членами рабочей группы проекта;
г) администратор проекта.

9. Команда проекта – это:
а) организация, обеспечивающая материально - техническое обеспечение проекта;
б) специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта, создаваемая на период его осуществления с целью эффективного достижения его целей;
в) лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами по проекту;
г) группа специалистов, которых объединяет работа над общими целями и задачами, например запуск продукта или его новой версии.

10. При принятии решения о формировании проектной команды следует учитывать:
а) трудовой стаж работников;
б) уровень оплаты труда работников;
в) знания, способности, мотивацию персонала;
г) деловые и профессиональные качества.

Ключ к тестам

1 в
2 а
3 в
4 в
5 а
6 б
7 а
8 а
9 б
10 в

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Какова цель управления временем проекта?
Минимизация времени выполнения проекта и гарантия того, что он будет выполнен вовремя.
2. Что включает в себя управление стоимостью проекта?
Планирование ресурсов необходимых для выполнения работ проекта, определение стоимости работ по проекту, определение и контроль общей стоимости проекта.
3. Что включает в себя планирование ресурсов, необходимых для реализации проекта?
Планирование ресурсов, необходимых для реализации проекта включает определение того, какие физические ресурсы (люди, оборудование, материалы и т.п.) и в каких количествах должны быть использованы для выполнения работ проекта.
4. Какова цель управления качеством проекта?
Обеспечение соответствия результатов проекта предъявляемым требованиям по его качеству.
5. Что включает в себя контроль качества проекта?
Контроль качества проекта включает в себя выявление причин несоответствия качества выполненных работ, установленным стандартам, анализ выявленных причин и поиск путей устранения причин неудовлетворительного выполнения.
6. Для чего осуществляется управление человеческими ресурсами проекта?
Для того, чтобы сделать использование людей, вовлеченных в проект, наиболее эффективным.
7. Что включает в себя совершенствование команды проекта?
Совершенствование команды проекта включает в себя как повышение возможности всех участников внести свою долю как индивидуумов, так и повышение возможности группы функционировать как команда.
8. Что включает в себя организационное планирование проекта?
Организационное планирование включает определение, документирование и распределение проектных ролей, обязанностей и отношений отчетности.
9. На что направлено управление коммуникациями проекта?
Управление коммуникациями проекта направлено на генерацию, сбор, распространение, хранение и конечное размещения информации проекта.
10. Что определяет планирование коммуникаций проекта?
Планирование коммуникаций определяет информационные и коммуникационные нужды участников проекта: кто нуждается в какой информации, когда и как она будет передана.
11. Что включает в себя управление интеграцией проекта?
Управление интеграцией проекта - включает в себя описание основных процессов, необходимых для соответствующей координации различных элементов проекта.
12. Что является целями проекта?
Цели проекта – это список сводного уровня подпродуктов, полное и успешное создание которых означает завершение проекта.
13. Что включает в себя декомпозиция целей проекта?
Декомпозиция целей проекта включает в себя разбиение основных целей проекта на более мелкие и более управляемые компоненты до тех пор, пока цели не определены в деталях настолько, что можно обеспечить будущие работы проекта.
14. Что включает в себя установление последовательности работ по проекту? Установление последовательности работ по проекту включает определение и документирование зависимостей между работами.
15. Что включает в себя отчетность о ходе выполнения проекта?
Отчетность о ходе выполнения проекта включает сбор и распространение информации о ходе проекта с целью предоставления участникам информации о том, как используются ресурсы для достижения целей проекта.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РЕФЛЕКСИИ
1. Какую проблему решает ваш проект?
2. Что является объектом проектирования - каким образом вы собираетесь решать проблему, поставленную для проекта?
3. Существуют ли альтернативные способы решения проблемы, если существуют, то какие?
4. Существуют ли на рынке аналоги вашего проекта, если существуют, то какие?
5. В чем преимущество вашего проекта по сравнению с существующими аналогами или альтернативными способами решения проблемы?
6. На каком этапе находится ваш проект?
7. Каковы перспективы и дальнейшие возможности развития проекта?
8. Интересанты проекта – кто заинтересован в вашем проекте? (целевая аудитория, потенциальный заказчик, портрет пользователя, рынки сбыта)
9. До какого продуктового результата вы собираетесь довести проект?
10.Опишите ключевые риски проекта.
11.Сформулируйте основные этапы реализации проекта.
12.Опишите вашу роль в команде проекта.
13.Ресурсная база, необходимая для реализации проекта.
14.Источники финансирования вашего проекта.
15.Какие производственные мощности необходимы для реализации проекта?
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерные темы курсовых проектов
1.Экологическое сопровождение проектной деятельности в РФ
2.Развитие системы экологического проектирования и экспертизы в России
3.Объекты экологического проектирования и экспертизы
4.Утилицация и переработка отходов
5.Экологическая безопасность
6.Альтернативные источники энергии
7.Разработки программы дополнительного образования, направленная на формирование культуры безопасности молодежи
8.Формирование экологического и инженерного мышления среди молодежи
9.Пожарная безопасность. Системы оповещения
10.Безопасность в чрезвычайных ситуациях
11.Безопасноть и "зеленые технологии"
12.Культура безопасности жизнедеятельности
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
1.Актуальность проекта и его проблематики - Проект выполнен по актуальной и важной проблеме 0-2 балла
2.Практическая значимость проекта (востребованность и применимость) - Проект востребован конкретным заказчиком или имеет четкую ЦА 0-2 балла
3.Собранный материал и проведенный анализ - Достаточность материала, отражающего анализ ситуации, ЦА, требований и альтернативных концепций 0-2 балла
4.Междисциплинарность проекта - Учтены все необходимые аспекты из разных областей деятельности 0-2 балла
5. Технический уровень проекта (инструментарий) - Выбраны подходящие и современные средства реализации проекта 0-2 балла
6. Профессиональный уровень проекта (глубина проекта и полнота этапов) - Все элементы проекта разработаны в должной мере, глубоко и профессионально 0-2 балла
7. Тестирование / апробация /внедрение - Было проведено тестирование / апробация или внедрение результата проекта 0-2 балла
8. Соответствие решения поставленной проблеме и его оригинальность - Предложенное решение полностью отвечает поставленной задаче 0-2 балла
9. Перспективность проекта (пути развития) - Результаты проекта имеют потенциал масштабирования 0-2 балла
10. Степень готовности проекта - Соблюдение сроков выполнения задач 0-2 балла
11.Этапность проекта и общий тайминг этапов - Соответствие распределениия этапов проекта и их сроков поставленной задаче 0-2 балла
12.Эффективность распределения задач и работы участников проекта - Четкое и обоснованное распределение задач между участниками проекта 0-2 балла
13. Учет рисков и работа сними - Работа с непредвиденными ситуациями 0-2 балла
14. Работа с заказчиками и/или экспертами - Системность взаимодействия с заказчиком и экспертами в рамках реализации проекта 0-2 балла
15. Отчетная документация, материалы по проекту - Представлены необходимые отчетные материалы по проекту 0-2 балла
16. Продвижение проекта - Реализованы мероприятия по продвижению и трансляции проекта и/или его результатов 0-2 балла
17. Общий организационный уровень проекта - Вклад студентов в общую рамку управления проектом 0-2 балла
18. Качество презентации - Наглядность и качество оформления презентации 0-2 балла
19. Качество доклада - Структурность изложения и качество вуступления, тайминг 0-2 балла
20.Ответы на вопросы - Участники команды свободно отвечают на вопросы 0-2 балла
Итоговая оценка проекта:
30-40 баллов - команда успешно реализовала проект и достигла планируемых результатов,
15-29 баллов - команда справилась с поставленной задачей с некоторыми недочетами,
0-14 баллов - команда не справилась с поставленной задачей и не достигла планируемых
результатов

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под общей редакцией Е. М. Роговой Управление проектами: учебник и практикум для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 www.biblio-online.ru
Л1.2 Зуб, А. Управление проектами: учебник и практикум для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 https://urait.ru/bcode/511087
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дрещинский, Владимир Александрович Основы проектирования и развития организаций: Учебник для вузов/ Москва : Юрайт,, 2021 https: //urait.ru/bcode/477544 (дата обращения: 25.03.2021).
Л2.2 Холодкова, Виктория Владимировна Управление инвестиционным проектом: Учебник и практикум для вузов/ Москва : Юрайт, 2020 https: //urait.ru/bcode/455166 (дата обращения: 25.03.2021)
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Самостоятельная работа включает:
● самостоятельное выполнение задач проекта;
● самостоятельный поиск и анализ информации, необходимой для решения задач;
● самостоятельное изучение материалов, необходимых для выполнения проекта;
● посещение тематических выставок и конференций по тематике проекта;
● подготовку презентаций и сопровождающих материалов по проекту.
Самостоятельное получение недостающих знаний по отдельным задачам и дисциплинам возможно как с помощью соответствующей профессиональной литературы, так и посредством освоения современных онлайн курсов от ведущих университетов и компаний. Рекомендованные платформы онлайн курсов - https://ru.coursera.org, https://openedu.ru .
Студенту рекомендуется посещать и участвовать в выставках и конференциях по тематике реализуемого проекта, которые способствуют расширению кругозора, ознакомлению с существующими трендами тематики проекта, поиском возможных альтернативных решений.
Рекомендуется участвовать в регулярно проводимых лекциях и сессиях, посвященных современным технологическим вызовам и инновациям, например, в Агентстве стратегических инициатив - https://asi.ru .
Для поиска дополнительного финансирования и развития проекта в будущем рекомендуется ознакомление с регламентами различных конкурсов поддержки молодежных проектов и самостоятельное участие в этих конкурсах:
● конкурс «Умник» выдает гранты для поддержки инновационных проектов - http://umnik.fasie.ru
● Преактум – программа по развитию проектной, практикоориентированной и предпринимательской деятельности среди молодежи
http://preactum.ru
Последовательность работы над проектом
1. Собрать информацию по объекту и представить ее в форме презентации.
2. Найти и проанализировать аналоги продукта и сделать вывод по их отличиям друг от друга, их преимуществам и недостаткам, предположить, какую нишу занимает тот или иной продукт.
3. Провести опрос/анкетирование заинтересованных или потенциальных потребителей/стейкхолдеров разрабатываемого изделия,
систематизировать ответы, составить выводы.
4. Составить перечень критериев и качественных характеристик, которым должен соответствовать разрабатываемый объект.
5. Проверить соответствие изначально собранных запросов/требований и итогового результата.
6. Разработать список альтернативных концепций под конкретную задачу.
7. Сформулировать в целом предлагаемую концепцию разрабатываемого объекта.
8. Составить список возможных изменений/улучшений существующих объектов с учетом полного жизненного цикла продукта.
9. Составить перечень материалов или списка необходимых характеристик этих материалов для реализации проекта.
10.Создать план-график работ над проектом.
11.Подготовить необходимую отчуждаемую информацию для участников команды, работающих в проекте, провести совместное обсуждение проекта и его корректировку.
12.На основе предложенного решения сделать выводы о целесообразности принятых решений в связи с предложенной целевой аудиторией и рыночной нишей.
13.Подготовить и выступить с презентацией по любому этапу разрабатываемого проекта.
14.Описание работы проектной группы, заказчика, выявленных различиях и способах их решений, а также планирование структуры проектных групп и индивидуальных задач и обоснованных методах стимулирования эффективности работы.
15.Подготовка и проведение презентации для представителей заказчика

Методические рекомендации для преподавателя
При подготовке проекта до начала семестра преподавателю необходимо заранее спланировать этапы проекта, а также согласовать сложность проекта и необходимые инструменты и компетенции, которые могут понадобиться обучающимся по ходу работы.
При работе в течение семестра основной задачей преподавателя является организация деятельности студентов по реализации проекта. Преподаватель должен быть готовым консультировать студентов по вопросам, связанным с проектом, однако в процессе работы необходимо мотивировать студентов к самостоятельной работе и решению поставленных задач, формировать у них ответственность за результат проекта, а также мотивировать студентов выполнять работу вовремя и в срок. Важно стимулировать студентов самостоятельно выбирать инструменты для решения поставленных задач, а также общаться с преподавателями других дисциплин при возникновении затруднений в выполнении специализированных заданий. При реализации
проекта важно обращать внимание на качество и скорость выполнения работы, а также оценивать выполнение заданий студентами с профессиональной точки зрения.
Студентов необходимо как можно глубже погружать в проблематику проекта. Для этого преподавателю рекомендуется приглашать как можно больше экспертов по тематике проекта, а также стимулировать студентов общаться с профильными специалистами. При наличии партнера, совместно с которым реализуется проект, рекомендуется организовывать регулярные встречи для получения обратной связи и корректировки общего курса проектирования.
По итогам каждого этапа рекомендуется проводить рефлексию проделанной работы. Важно обсуждать все аспекты проекта - как с точки зрения процесса его реализации, так и с точки зрения профессиональной деятельности студентов - важно проводить анализ примененных инструментов и стимулировать студентов систематизировать их.