МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологическая устойчивость в чрезвычайных ситуациях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план20_03_01_Техносферная безопасность_БЖвТ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.м.н., доцент, Пашков А.П.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Стручева Н.Е.

Рабочая программа дисциплины
Психологическая устойчивость в чрезвычайных ситуациях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (приказ Минобрнауки России от 25.05.2020 г. № 680)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев Сергей Васильевич, д.х.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич, д.х.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.повышение общей и психологической культуры делового общения, освоение методов убеждения, приобретение навыков поведения в конфликтных ситуациях, ведения дискуссии, собрания, деловых переговоров, знакомство с этикой и этикетом делового общения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен обеспечивать безопасность человека и сохранение окружающей среды, основываясь на принципах культуры безопасности и концепции риск-ориентированного мышления;
ОПК-2.1 Знает основы обеспечения безопасности человека и сохранения окружающей среды, основываясь на принципах культуры безопасности и концепции риск-ориентированного мышления
ОПК-2.2 Умеет идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности; разрабатывать мероприятия по повышению экологической и производственной безопасности, обеспечению безопасности человека и сохранению окружающей среды, основываясь на принципах культуры безопасности и оценки профессиональных рисков
ОПК-2.3 При решении профессиональных задач владеет навыками проведения профилактических мероприятий по предупреждению несчастных случаев среди граждан, находящихся в зонах потенциально опасных объектов; оценивания возможных рисков и обеспечения их на уровне допустимых значений для создания безопасных условий жизнедеятельности человека и сохранения окружающей среды
УК-9Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
УК-9.1 Знает основные принципы и подходы формирования инклюзивной компетентности, психологические закономерности и особенности возрастного и личностного развития в условиях инклюзивной образовательной среды
УК-9.2 Умеет использовать методические приемы формирования инклюзивной компетентности в профессиональной деятельности с учетом особенностей лиц с ОВЗ и принципами инклюзивногообразования
УК-9.3 Способен реализовывать различные способы взаимодействия с учетом дефектологических знаний между всеми субъектами в социальной и профессиональной сферах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные принципы и подходы формирования инклюзивной компетентности, психологические закономерности и особенности возрастного и личностного развития в условиях инклюзивной образовательной среды.
Знает основы обеспечения безопасности человека и сохранения окружающей среды, основываясь на принципах культуры безопасности и концепции риск-ориентированного мышления.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет использовать методические приемы формирования инклюзивной компетентности в профессиональной деятельности с учетом особенностей лиц с ОВЗ и принципами инклюзивного образования.
Умеет идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности; разрабатывать мероприятия по повышению экологической и производственной безопасности, обеспечению безопасности человека и сохранению окружающей среды, основываясь на принципах культуры безопасности и оценки профессиональных рисков.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Способен реализовывать различные способы взаимодействия с учетом дефектологических знаний между всеми субъектами в социальной и профессиональной сферах.
При решении профессиональных задач владеет навыками проведения профилактических мероприятий по предупреждению несчастных случаев среди граждан, находящихся в зонах потенциально опасных объектов; оценивания возможных рисков и обеспечения их на уровне допустимых значений для создания безопасных условий жизнедеятельности человека и сохранения окружающей среды.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психологическая устойчивочсть в ЧС
1.1. Катастрофа, экстремальная ситуация, чрезвычайная ситуация, кризис: определение, классификация, соотношение понятий. Стадии эмоционального и физиологического состояния людей, подвергшихся воздействию стихийного бедствия. Лекции 5 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Методы управления состоянием. Аутогенная тренировка, техника ее проведения. Практические 5 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Психогигиена и психотерапия как междисциплинарная отрасль Сам. работа 5 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л1.1, Л2.1
1.4. Физиология организма человека. Стресс, его роль в адаптации человека к социальной и трудовой деятельности Лекции 5 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л1.1, Л2.1
1.5. Методы и основные принципы кризисной психотерапии. Приемы психической саморегуляции. Практические 5 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л1.1, Л2.1
1.6. Строение и функция нервной регуляторной системы организма человека. Строение и функция гуморальной регуляторной системы организма человека. Сам. работа 5 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л1.1, Л2.1
1.7. Стресс и дистрессы. Индивидуальные и коллективные формы панических реакций у людей при чрезвычайных ситуациях. Лекции 5 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л1.1, Л2.1
1.8. Норма психологического здоровья. Психологические свойства личности. Психическая и психологическая стрессоустойчивость. Отсроченные реакции на травматический стресс. Посттравматическое стрессовое расстройство. Переживание утраты. Практические 5 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л1.1, Л2.1
1.9. Стрессы и дистрессы в жизни людей. Индивидуальные различия в характере реакций людей на чрезвычайные ситуации. Сам. работа 5 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л1.1, Л2.1
1.10. Понятие паники и формы панических реакций у людей вчрезвычайных ситуациях Лекции 5 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л1.1, Л2.1
1.11. Психологические последствия факторов ЧС. ПТСР и направления выхода из ПТСР. Способы вывода пострадавшего из обморочного состояния. Практические 5 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л1.1, Л2.1
1.12. Особенности развития нервно-психических расстройств при террористических актах. Классификация, способы предупреждения проявления пассивных и активных отрицательных состояний. Прогнозирование и использование отрицательных психических состояний. Приемы и техника саморегуляции психического состояния. Сам. работа 5 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л1.1, Л2.1
1.13. Психофизиологические и эргономические основы безопасности Лекции 5 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л1.1, Л2.1
1.14. Освоение методик определения состояния человека. Формирование практических навыков по быстрому восстановлению, снятию усталости и боли. Практические 5 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л1.1, Л2.1
1.15. Психологическая готовность и психологическая устойчивость в профессиональной деятельности спасателя Сам. работа 5 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л1.1, Л2.1
1.16. Медико-психологическая защита населения и спасателей Лекции 5 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л1.1, Л2.1
1.17. Горе как естественный и патологический процесс. Суицид. Диагностика и психологическая помощь при суициде Практические 5 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л1.1, Л2.1
1.18. х. Профилактика и устранение панических реакций. Индивидуальные и коллективные формы панических реакций в чрезвычайных ситуациях. Условия их возникновения, методы предупреждения и пресечения паники при ведении спасательных работ Сам. работа 5 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л1.1, Л2.1
1.19. Методы управления психическим состоянием при действиях в чрезвычайных ситуациях Лекции 5 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л1.1, Л2.1
1.20. Приемы нейтрализации паники, ужаса, страха, слухов.Методы определения динамики психологии толпы (психологические реакции человека). Практические 5 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л1.1, Л2.1
1.21. Методы саморегуляции и самопрограммирования.Методы решения предконфликтных и конфликтных ситуаций общения. Сам. работа 5 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л1.1, Л2.1
1.22. Психотерапия и психокоррекция как методы психологической помощ Лекции 5 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л1.1, Л2.1
1.23. Психогенные реакции и расстройства, возникающие в экстремальных условиях аварий, стихийных бедствий, катастроф и помощь при них. Стратегия поведения руководителей в условиях конфликтной деятельности.Характеристика основных видов специализированной психотерапевтической помощи. Практические 5 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л1.1, Л2.1
1.24. Медико-психическая подготовка населения и спасателей. Психотерапия возникших нервно-психических расстройств. Сам. работа 5 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л1.1, Л2.1
1.25. Коммуникативные барьеры. Лекции 5 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11258
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-9: Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: Способен обеспечивать безопасность человека и сохранение окружающей среды, основываясь на принципах культуры безопасности и концепции риск-ориентированного мышления.

1. Ситуация для человека становится экстремальной в силу:
а) ее негативных последствий
б) мнений и взглядов других людей, считающих ее таковой
в) субъективного переживания самим человеком ее как таковой
Ответ: А
2. Посттравматическое стрессовое расстройство:
а) психическое состояние, возникающее в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям
б) тяжелое психическое состояние, которое возникает в результате единичной или повторяющихся психотравмирующих ситуаций
в) психологическое состояние, вызванное угрожающим воздействием внешних условий и выраженное в чувстве неконтролируемого страха или тревоги
Ответ: Б
3. Главными принципами оказания помощи перенесшим психологическую травму в результате влияния экстремальных ситуаций являются:
а) безотлагательность
б) приближенность к месту событий
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа
Ответ: В
4. Человек, находящийся в экстремальной ситуации, получает информацию о разных ее элементах:
так ли это:
а) нет
б) да
в) иногда
Ответ: Б
5. При оказании первой помощи ребенку, пострадавшему в ЧС, необходимо:
а) дать мягкие игрушки, чтобы отвлечь от общего осмотра и манипуляций
б) установить с ребенком словесный и тактильный контакт
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа
Ответ: В
6. Назовите ученого, который впервые описал острую реакцию на стресс:
а) Дж. Форд
б) У. Кэннон
в) К. Куртуа
Ответ: Б
7. Выберете основное мероприятие при оказании первой помощи при активном неудержимом движении:
а) неожиданно совершить отвлекающее действие, например, громко крикнуть
б) говорить тихо, медленно и четко
в) заставить пострадавшего выполнить конкретное поручение
Ответ: В
8. Ситуация, требующая от человека значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Эти изменения могут носить как позитивный, так и негативный характер:
а) кризисная
б) стрессовая
в) пугающая
Ответ: А
9. Выберете основное мероприятие при оказании первой помощи при ступоре:
а) лишить пострадавшего внимания окружающих
б) заставить пострадавшего выполнить конкретное поручение
в) неожиданно совершить отвлекающее действие, например, громко крикнуть
Ответ: В
10. Сигналы угрозы приводят к … человека:
а) уменьшению активности
б) возрастанию активности
в) стрессу
Ответ: Б
11. Выберете основное мероприятие при оказании первой помощи при плаче:
а) дать поплакать и вывести на разговор
б) говорить тихо, медленно и четко
в) успокоить, укутать, дать горячий чай
Ответ: А
12. Одним из основных признаков экстремальной ситуации служат непреодолимые препятствия к осуществлению, которые можно рассматривать как непосредственную угрозу реализации поставленной цели или задуманного действия, так ли это:
а) нет
б) да
в) отчасти
Ответ: Б
13. У человека в экстремальной ситуации могут появляться следующие симптомы:
а) галлюцинации
б) бред
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа
Ответ: В
14. К общим признакам экстремальной ситуации относи(я)тся:
а) Состояние психической напряженности и различные реакции человека на экстремальность окружающей обстановки, преодоление которой имеет для него большое значение.
б) Наличие непреодолимых трудностей, осознание угрозы или непреодолимого препятствия на пути реализации каких-либо конкретных целей.
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа
Ответ: В
15. Психологическая поддержка является составной частью первой помощи, так ли это:
а) да
б) нет
в) иногда
Ответ: А
16. Такие условия, в которых возникает угроза жизни человека, его здоровью или имуществу от внешних объектов из-за незапланированного (неожидаемого) изменения их состояния, приводящего к появлению и действию дезадаптирующих факторов:
а) чрезвычайные условия
б) экстремальные условия
в) спонтанные условия
Ответ: Б
17. Виктимное поведение:
а) психическое состояние, возникающее в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям
б) действия, связанные с осознанной опасностью для человеческой жизни
в) поступки или действия человека, так или иначе провоцирующие причинить ему какой-либо вред
Ответ: В
18. К типам экстремальных ситуаций относи(я)тся:
а) воображаемые экстремальные ситуации
б) лично спровоцированные экстремальные ситуации
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа
Ответ: В
19. Одно из направлений прикладной психологии, которое исследует проблемы, связанные с оценкой, предвидением и оптимизацией психических состояний и поведения человека в стрессовых ситуациях:
а) ситуационная психология
б) психология чрезвычайных ситуаций
в) психология экстремальных ситуаций
Ответ: В
20. Назовите автора концепции добровольного принятия рисков:
а) В. В. Аршавский
б) С. Линг
в) М. Цукерман
Ответ: Б
21. Экстремальные действия:
а) действия, связанные с осознанной опасностью для человеческой жизни
б) действия, связанные с умственной деятельностью личности
в) действия, связанные с неосознанным игнорированием любой опасности
Ответ: А
22. К типам экстремальных ситуаций относи(я)тся:
а) потенциально экстремальные ситуации
б) объективно экстремальные ситуации
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа
Ответ: В
23. В экстремальных условиях проходит деятельность:
а) программистов
б) почтальонов
в) лётчиков
Ответ: В
24. Назовите ученого, который впервые ввел понятие «психоз»:
а) Р. Д. Лэйнг
б) К. Ф. Канштатт
в) Э. фон Фейхтерслебеи
Ответ: Б
25. В экстремальных условиях проходит деятельность:
а) водителей
б) офисных работников
в) пожарных при тушении пожара
Ответ: В
26. Экстремальная психология возникла в конце … в.:
а) 19
б) 20
в) 18
Ответ: Б
27. Кто из ученых считал, что люди в толпе становятся иррациональными:
а) Г. Ле Бон
б) Г. Джекобе
в) Ф. Г. Олпорт
Ответ: А
28. Отрасль психологической науки, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в измененных (непривычных) условиях существования:
а) Экспериментальная психология
б) Общая психология
в) Экстремальная психология
Ответ: В
29. В экстремальных условиях проходит деятельность:
а) работников правоохранительных органов при проведении спецопераций
б) военнослужащих при выполнении боевых задач
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа
Ответ: В
30. В экстремальных условиях зачастую нарушается привычный режим труда и отдыха человека, так ли это:
а) да
б) нет
в) иногда
Ответ: А
1. Общей характеристикой всех психических состояний являются параметры:
А) силы, продолжительности, скорости, устойчивости, динамичности
Б) физиологические, психофизиологические, психологические
В) активационные, тонические, тензионные, временные
Ответ: В
2. Кривые Йеркса-Додсона и В.Л. Марищука отражают:
А) процесс психологической адаптации к экстремальным условиям
Б) физиологические закономерности высшей нервной деятельности
В) психогенез психических расстройств
Ответ: Б
3. К первичным функциям страха относится:
А) мотивация когнитивных и поведенческих актов
Б) активация коры головного мозга
В) мобилизация ресурсов организма
Ответ: А
4. В механизме развития паники паническому поведению предшествует:
А) воссоздание образа опасности
Б) осознание опасности
В) активизация защитной системы
Г) возникновение интрапсихического конфликта
Ответ: А
5. Эустресс объединяет стадии:
А) первичного шока и тревоги
Б) резистентности и истощения
В) тревоги и резистентности
Ответ: В
6. Характерной реакцией на психические стрессоры на стадии истощения является:
А) одновременно с вегетативными и эндокринными защитными реакциями возникает психическая готовность к борьбе, предрасполагающая также к реакциям агрессии и страха
Б) многообразие психовегетативных расстройств способствует развитию у некоторых личностей ипохондрических расстройств
В) в зависимости от конституционального предрасположения и иных факторов проявляются заболевания внутренних органов или психические заболевания
Ответ: В
7. К основным симптомам стресса, проявляющимся на психологическом уровне относят:
А) ощущение враждебности со стороны окружающих
Б) сексуальные проблемы
В) повышенная способность к концентрации
Г) асоциальное (делинквентное) поведение
Ответ: А
8. Фазе отрицания ответной реакции на психотравмирующее событие предшествует фаза:
А) первичной эмоциональной реакции
Б) переработки
В) эскейпа
Г) чередования отрицания и вторжения
Ответ: А
9. К поведенческим эффектам психотравмирующих последствий стрессовых событий относится:
А) чрезмерно острая реакция на критику
Б) неудовлетворенность работой, плохие отношения с коллегами
В) злоупотребление алкоголем, потеря аппетита и суетливость
Ответ: В
10. Вторым периодом поведенческих расстройств в экстремальной ситуации является:
А) фаза фрустрации
Б) фаза эмоциональной оглушенности
В) фаза эйфории
Ответ: Б
11. Одним из психопатологических изменений после катастрофы является:
А) галлюцинации
Б) бред
В) повышение социальной активности
Ответ: АБ
12. Для низкоуспешных спасателей с малым стажем работы характерны:
А) повышенная тревожность, мнительность, неуверенность в себе, склонность к дистимии и циклотимии
Б) чувство затруднения в принятии решений, осторожность, боязливость, легкая дезорганизация в критических ситуациях
В) стремление в трудностях и неудачах обвинять окружающих, сохраняя при этом высокую, не всегда адекватную самооценку
Ответ: А
13. Для типа спасателей с высокой степенью профессиональной успешности характерно:
А) равная степень выраженности информационного и мотивационного компонентов
Б) преобладание процессов возбуждения над торможением
В) максимальная скорость вероятностного прогнозирования
Г) средняя функциональная лабильность
Ответ: АВ
14. Общими клиническими проявлениями острой стрессовой реакции являются:
А) выраженная вегетативная дисфункция, эмоциональные и поведенческие нарушения, изменения когнитивных функций, физическое напряжение
Б) дезориентация, социальное отчуждение, сужение кругозора, неприятие других точек зрения, враждебность или вербальная агрессивность
В) отчаяние или чувство безнадёжности, бесцельная сверхактивность, неконтролируемая или чрезмерная скорбь, диссоциативный ступор, психогенная амнезия
Ответ: А
15. К фактору риска возникновения ПТСР у детей и подростков относят:
А) интровертированность
Б) травмы головы у родителей
В) мужской пол
Ответ: А
16. Психогенные патологические реакции длятся до:
А) 3 месяцев
Б) 6 месяцев
В) 12 месяцев
Ответ: Б
17. Одной из типичных форм невротических состояний у пострадавших в катастрофах является:
А) невроз навязчивых состояний
Б) истерическая невротическая реакция
В) фугиформная реакция
Ответ: А
18. Наиболее частой формой психопатологических расстройств у пострадавших в катастрофах, выявленных М.М. Решетниковым (1990) по ведущему признаку, являются:
А) бредово-галлюцинаторные состояния
Б) неадекватность, эйфория
В) общее психомоторное возбуждение
Г) психогенный ступор
Д) астенодепрессивные состояния
Ответ: Д
19. В динамике психофизиологического состояния периода воздействия и первых этапов послевоздействия М.М. Решетников и С.В. Чермянин (Никифоров Г.С., 2003) выделили:
А) 3 стадии
Б) 4 стадии
В) 5 стадий
Г) 6 стадий
Ответ: Г
20. Для стадии психологической демобилизации характерны следующие временные параметры:
А) около 15 минут
Б) около 3-5 часов
В) через 6-12 часов после катастрофы и до 3 суток
Г) на 3-12-е сутки после катастрофы
Ответ: В
21. Для параэкстремальных условий жизнедеятельности характерно:
А) включение гормональной регуляции
Б) высокая вероятность патологических изменений
В) первичная мобилизация функциональных резервов
Г) относительный комфорт
Ответ: В
22. Максимальное количество жертв при легких природных чрезвычайных ситуациях:
А) до 5 Б) до 10 В) до 100 Г) до 1000 Д) до 10000
Ответ: Б
23. Второй стадией первичных реакций «синдрома катастроф» является стадия:
А) суггестии Б) ступора В) шока Г) агрессии Д) гиперстеничности
Ответ: А
24. К типичным реакциям на катастрофу у детей относятся:
А) отсутствие концентрации внимания Б) регрессия поведения В) подавленность Г) слабость
Ответ: Б
25. Принцип преемственности оказания медико-психологической помощи в чрезвычайных ситуациях достигается:
А) разделением процесса оказания помощи на этапы
Б) постепенным наращиванием сил и средств психологической помощи
В) едиными взглядами на патогенез, клинику, дифференциальную диагностику и реабилитацию и единой четкой документацией
Ответ: В
26. На первом этапе психолого-психиатрической помощи осуществляется:
А) проведение квалифицированной сортировки с распределением пострадавших по группам
Б) купирование последствий острых стрессовых реакций и расстройств, которые сопровождаются изменениями сознания и явными признаками опасного для жизни поведения
В) прогнозирование возможных психических расстройств, вызванных катастрофой
Ответ: А
27. На втором этапе психолого-психиатрической помощи в ЧС весь поток пострадавших разделяется на:
А) лиц с реактивными психозами и лиц, имеющих психогенные расстройства с непсихотической симптоматикой
Б) лиц с непатологическими реакциями и без таковых и лиц, имеющих психогении
В) лиц с психогенными невротическими состояниями и лиц с психогенными невротическими реакциями
Ответ: А
28. К критериям сокращенной синдромальной оценки психопатологической картины в чрезвычайной ситуации относятся:
А) волевые качества; Б) состояние сознания; В) особенности темперамента; Г) особенности личности
Ответ: Б
29. В процессе медицинской сортировки в очаге чрезвычайной ситуации спасателями и врачами все пострадавшие с психическими расстройствами разделяются на:
А) 3 группы; Б) 4 группы; В) 5 групп; Г) 6 групп
Ответ: В
30. К психологическому терроризму относят:
А) вовлечение адептов в тоталитарные секты и формирование зависимого поведения посредством манипулирования личностью
Б) повседневное запугивание, с которым сталкиваемся на улице, в доме, общении
В) насильственное пропагандистское воздействие на психику, которое не оставляет для человека возможностей для критической оценки получаемой информации
Ответ: А
31. Характерным признаком психоманипулятора является то, что это:
А) человек, смотрящий вам в глаза и не отводящий взгляд
Б) самый дружественный человек, которого вы когда-либо встречали
В) человек, стремящийся к общению с вами
Ответ: Б
32. Главным различием в деятельности тоталитарных сект и террористических организаций является:
А) применение оружия для достижения главной цели
Б) финансовая зависимость от организации
В) психические изменения у участников
Ответ: А
33. Одной из закономерностей психологического воздействия, увеличивающей скорость осмысления и усвоения информации, является:
А) тот материал, который чаще встречается
Б) тот материал, который соответствует идеологии социальной группы
В) материал, связанный с мотивацией людей
Ответ: А

1. Среди наиболее распространенных психогенных реакций катастроф выделяют следующие паттерны поведения:
А) гипокинезия и гиподинамия Б) делинквентное поведение В) сенсорная гиперактивация
Ответ: В
2. Одним из типичных страхов пострадавших в катастрофе является:
А) чувство вины выжившего Б) ощущение брошенности В) ощущение отсутствия перспективы будущего
Ответ: Б
3. Для низкоуспешных спасателей с большим стажем работы характерны:
А) повышенная тревожность, мнительность, неуверенность в себе, склонность к дистимии и циклотимии
Б) импульсивность, недостаточно тщательный контроль своего поведения, малый учет своего негативного опыта
В) стремление в трудностях и неудачах обвинять окружающих, сохраняя при этом высокую, не всегда адекватную самооценку
Ответ: В
4. Для типа спасателей с низкой степенью профессиональной успешности характерно:
А) преобладание информационного компонента над мотивационным
Б) уравновешенность процессов торможения и возбуждения
В) равная степень выраженности информационного и мотивационного компонентов
Г) средняя функциональная лабильность
Ответ: АВ
5. Острую стрессовую реакцию выявляют у людей, переживших психическую травму или подвергшихся воздействию чрезвычайного фактора, не позднее:
А) 24 часов после воздействия Б) 12 часов после воздействия В) 4 часа после воздействия
Г) 2 часа после воздействия
Ответ: В
6. К специфическим клиническими проявлениями острой стрессовой реакции относят:
А) выраженную вегетативную дисфункцию, эмоциональные и поведенческие нарушения, изменения когнитивных функций, физическое напряжение
Б) дезориентацию, социальное отчуждение, сужение кругозора, неприятие других точек зрения, враждебность или вербальную агрессивность
В) раздражительную слабость, истощение, астению, снижение работоспособности и нарушения сна, повышенную аффективную лабильность, повышенную внушаемость
Ответ: Б
7. Одним из диагностических критериев ПТСР в соответствии с МКБ-10 является:
А) психогенная амнезия (частичная или полная) в отношении важных аспектов периода воздействия стрессора или стойкие симптомы повышения психологической чувствительности или возбудимости
Б) физиологическая реактивность в ситуациях, которые внешне или внутренне символизируют аспекты травматического события
В) гипертрофированная реакция испуга
Ответ: А
8. К затяжным реактивным психозам у пострадавших в катастрофе относится:
А) ступорозная аффективно-шоковая реакция Б) ганзеровский синдром В) псевдодементный синдром
Ответ: В
9. К психическим реакциям периода «нормальной жизни в экстремальных условиях» относится:
А) малоцелесообразные двигательные действия
Б) психоэмоцинальное напряжение, сменяющееся астенодепрессивным состоянием
В) фобические неврозы
Г) смена состояния «окаменелости», малоподвижности бесцельными движениями, бегством, криками, состоянием паники
Ответ: Б
10. Американские психиатры выделяют субфазу «медового месяца» фазы послевоздействия, которая длится:
А) от недели до 3-6 месяцев Б) от нескольких часов до 3-4 недель В) от 1-2 месяцев до 1 года
Ответ: А
11. Вероятность развития панических реакций наиболее высока в стадию:
А) острого психоэмоционального шока с явлениями сверхмобилизации
Б) разрешения
В) психологической демобилизации
Г) первичного восстановления
Ответ: В
12. Число жертв при местной катастрофе (человек):
А) от 10 до 1000 Б) от 5 до 10 В) от 10 до 100 Г) от 1000 до 10000
Ответ: АВ
13. Для территориальной катастрофы характерно число пострадавших:
А) до 10 Б) от 10 до 50 В) от 50 до 500 Г) от 500 до 1000
Ответ: В
14. К высшему уровню реакции личности на различные чрезвычайные ситуации относятся:
А) состояние нервной системы, темперамента
Б) мотивы и отношения личности к данной экстремальной ситуации
В) боевая и физическая подготовленность
Г) эмоциональное состояние
Ответ: Б
15. Стрессогенные факторы делятся по:
А) характеру мотивации, характеру воздействия на органы чувств человека, по времени действия
Б) силе психотравмирующего эффекта, продолжительности действия, скорости развития чрезвычайной ситуации
В) видам чрезвычайных ситуаций, количеству жертв, числу пострадавших, размеру материального ущерба
Ответ: В
16. На втором этапе психолого-психиатрической помощи в чрезвычайной ситуации осуществляется:
А) проведение мероприятий по предупреждению панических реакций и агрессивных форм поведения
Б) купирование последствий острых стрессовых реакций и расстройств, которые сопровождаются изменениями сознания и явными признаками опасного для жизни поведения
В) прогнозирование возможных психических расстройств, вызванных катастрофой
Ответ: В
17. На первом этапе психолого-психиатрической помощи в ЧС весь поток пострадавших разделяется на:
А) лиц с реактивными психозами и лиц, имеющих психогенные расстройства с непсихотической симптоматикой
Б) лиц с непатологическими реакциями и без таковых и лиц, имеющих психогении
В) лиц с психогенными невротическими состояниями и лиц с психогенными невротическими реакциями
Ответ: Б
18. К критериям сокращенной синдромальной оценки психопатологической картины в чрезвычайной ситуации относятся:
А) особенности мышления Б) волевые качества В) особенности темперамента Г) особенности личности
Ответ: А
19.В процессе медицинской сортировки в очаге чрезвычайной ситуации спасателями и врачами все пострадавшие с психическими расстройствами разделяются на:
А) 3 группы Б) 4 группы В) 5 групп Г) 6 групп
Ответ: В
20. К эмоциональным состояниям в экстремальных условиях относят:
А) фрустрацию, депривацию, ступор, кризис
Б) эмоциональное возбуждение, эмоциональное напряжение, эмоциональная напряженность
В) эмоциональную оглушенность, эмоциональное торможение, эмоциональное возбуждение, эмоциональный ступор
Ответ: АБ
21. Проявления эмоциональной напряженности в деятельности в экстремальных условиях включают нарушения:
А) когнитивной сферы, эмоционально-волевой сферы, морально-нравственной сферы, поведения
Б) эмоционально-сенсорные, эмоционально-моторные, эмоционально-ассоциативные
В) эмоционально-поведенческие, эмоционально-когнитивные, эмоционально-волевые
Ответ: Б
22.В зависимости от происхождения различают следующие виды страха:
А) биологический, моральный, социальный, дезинтеграционный
Б) тревога, боязнь, паника, ужас
В) индивидуальный, групповой, массовый
Ответ: А
23. Реакция тревоги («аварийная») при стрессе:
А) начинается через 6 часов и длится 24-48 часов
Б) начинается через 1 час и длится до 12 часов
В) начинается через несколько минут и длится до 3-4 суток
Ответ: А
24. Характерной реакцией на психические стрессоры на стадии резистентности является:
А) одновременно с вегетативными и эндокринными защитными реакциями возникает психическая готовность к борьбе, предрасполагающая также к реакциям агрессии и страха
Б) многообразие психовегетативных расстройств способствует развитию у некоторых личностей ипохондрических расстройств
В) в зависимости от конституционального предрасположения и иных факторов проявляются заболевания внутренних органов или психические заболевания
Ответ: Б
25. Формами реагирования на стрессовую ситуацию являются:
А) гиперстеничный тип адаптивного поведения, гипостеничный тип адаптивного поведения, эксплозивный тип дезадаптивного поведения
Б) импульсивный тип дезадаптивного поведения, тормозной тип дезадаптивного поведения, адаптивный тип поведения
В) ажитированный тип дезадаптивного поведения, ступорозный тип дезадаптивного поведения
Ответ: Б
26. Фазе переработки ответной реакции на психотравмирующее событие предшествует фаза:
А) первичной эмоциональной реакции Б) отрицания В) эскейпа Г) чередования отрицания и вторжения
Ответ: Г
27. Типами отношений человека к самому себе в ситуации стресса являются:
А) «Я – жертва», «Я – ценность», «Я – один из ряда людей»
Б) «Я – защитник», «Я – потребитель»
В) «Я – родитель», «Я – ребенок»
Ответ: А
28. К одному из основных критериев стратегий копинг-поведения в стрессовой ситуации относится копинг:
А) эмоциональный проблемный Б) морально-волевой В) эмоциональный моторный Г) сенсорный
Ответ: А
29. Пренебрежение, как один из типов насилия, это:
А) любое неслучайное нанесение повреждения или применение физической силы в адрес другого человека
Б) паттерны поведения с унижением, оскорблением, издевательством и высмеиванием
В) хроническая неспособность лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности человека в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре
Ответ: В
30. К психопатологическим феноменам заложников относятся:
А) ситуационные дисторсии
Б) суицидальное поведение
В) депрессия
Ответ: А
31. Для одиноких людей, мужчин и женщин, с низким уровнем образования и способностью к рефлексии, ставших заложниками, характерно:
А) регрессияс инфантильностью и автоматизированным подчинением
Б) демонстративная покорность
В) хаотичные протестные действия
Ответ: В
32. Для террористов с «синдромом Зомби» обычно характерно:
А) миссионерство
Б) диспластическое или астеническое телосложение, паратимия
В) экстремальная готовность к самопожертвованию в виде жертвы самой своей жизнью
Ответ: Б
33. Одним из механизмов воздействия на личность в тоталитарных сектах является:
А) монологичность Б) толерантность В) иерархичность
Ответ: А

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Приложения
Приложение 2.   ФОС.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мещерякова С. В., Орлова Е. Е., Швецов А. Е., Швецова Е. В. Психологическая устойчивость в чрезвычайных ситуациях : учебное пособие: Рассмотрены классификации чрезвычайных, экстремальных и кризисных состояний. Описаны различные психические состояния и поведенческие реакции, проявляющиеся в данных ситуациях. Дано различие понятий «стресс», «острое стрессовое расстройство» и «посттравматическое стрессовое расстройство личности», а также понятие психологической устойчивости и способы её развития. Отдельные разделы посвящены психодиагностике нервно-психической устойчивости личности и развитию психологической устойчивости. Соответствует дисциплине «Психологическая устойчивость в чрезвычайных ситуациях». Предназначено для подготовки бакалавров направления 20.03.01 «Техносферная безопасность» и студентов по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности». Тамбовский государственный технический университет, 2021 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Агеенко Л. В. Психологическая устойчивость человека : методические указания: Методические указания написаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для высших учебных заведений. В них рассмотрены естественная система защиты человека, закон Вебера-Фехнера, роль психических состояний в проблеме безопасности, формирование эмоциональной устойчивости в опасных ситуациях. Методические указания предназначены для студентов вузов, обучающихся по направлению «Техносферная безопасность», а также руководителям и специалистам, работающим в области охраны труда Брянский государственный аграрный университет, 2020 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
Э2 http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
Э3 http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
Э4 http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
Э5 http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
Э6 http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
Э7 http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
Э8 http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ
Э9 http://www.pstlib.nsc.ru/
Э10 http://www.poiskknig.ru
Э11 Психологическая устойчивочть в ЧС portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.1. Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий.
При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:
- изучают рекомендованную литературу;
- выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия.
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу.

Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе практического занятия может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.
Примерная схема подготовки студента к практическому занятию:
1. Ознакомиться с вопросами и заданиями.
2. Проработать конспект соответствующей лекции, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы семинара в изучаемой дисциплине.
3. Ознакомиться с дополнительной литературой по теме (кроме рекомендованных преподавателем, студент может привлекать и другие источники и материалы для подготовки к семинарскому занятию, подходящие для раскрытия вопросов).
4. Подготовить ответы на вопросы плана практического занятия (иметь конспект).
5. Выполнить задания к практическому занятию.
6. Проработать тестовые задания и задачи (если они имеются).
7. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем вопросам плана, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Этого можно добиться при хорошем владении материалом. Недопустимо простое чтение конспекта. Выступающий должен проявить свое собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказать свое личное мнение, обосновать его с помощью прочитанных теоретических работ, фактов и наблюдений из собственной жизни и т. д. Необходимо внимательно слушать выступающего, подмечать интересное в его выступлении, улавливать возможные недочеты и фактические ошибки и исправлять их в ходе семинара. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную предыдущим оратором.
При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

1.2. Методические рекомендации по созданию презентации
Алгоритм создания презентации:
1 этап – определение цели презентации
2 этап – подробное раскрытие информации,
3 этап − основные тезисы, выводы.
Следует использовать не более 10-15 слайдов. При этом:
- первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации;
- на втором слайде необходимо разместить содержание презентации, а также краткое описание основных вопросов;
- оставшиеся слайды имеют информативный характер.
Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод.
Требования к оформлению и представлению презентации:
1. Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств), текст должен быть набран 24-30-ым шрифтом.
2. Тщательно структурированная информация.
3. Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков.
4. Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац.
5. Главную идею надо выложить в первой строке абзаца.
6. Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно.
7. Графика должна органично дополнять текст.
8. Выступление с презентацией длится не более 10 минут;

1.3. Методические рекомендации по подготовке доклада на практическом занятии
Алгоритм создания доклада:
1 этап – определение темы доклада
2 этап – определение цели доклада
3 этап − подробное раскрытие информации
4 этап − формулирование основных тезисов и выводов.